Введение
Все чаще в современном мире мы слышим о толерантности. Целью нашего исследования явилось изучение понимания данной проблемы у студентов медицинского ВУЗа, а также их отношение к теме путем анонимного анкетирования авторским опросником.
Считается, что понятие «толерантность» появилось уже в эпоху античности. Тогда под латинским словом tolerantia понимали «терпеливо переносящий» или «терпение». [1] Толерантность – центральное понятие философии толерантности, отражающее открытые, искренние, бескорыстные, безвозмездные, беспристрастные отношения среди людей, социальных групп, народов, наций, государств и других субъектов социальных взаимоотношений, основанные на внимании, уважении, дружбе, снисходительности, сочувствии, солидарности, взаимном интересе, равноправии, справедливости, терпимости и других высоких нравственных качествах. [2] Современные предпосылки к толерантности были описаны Вольтером в «Трактате о веротерпимости», именно после этого сочинения спустя десяток лет была провозглашена свобода мысли и слова. [3]
Описаний, дающих характеристики данному термину, большое количество: тут и большой энциклопедический словарь, и толковый словарь С.И. Ожегова, и словарь методических терминов, и интернет-ресурсы… Перечислять определения можно бесконечно долго. Всё зависит от индивидуального понятия, разнообразия культур и, как следствие, моральных ценностей. [4]
«Толерантность подразумевает принятие иного как своего, снятие границы между свое-чужое, допустимость не только существования иного, но и активное соучастие в жизни иного и, достаточно часто, отказ от своего в пользу иного» - вот, пожалуй, максимально красочное определение. [5]
Несмотря на значимость, [6] понятие толерантности не дает ответ на простой медицинский вопрос: это норма или патология? Некоторые авторы указывают, что «подлинная толерантность означает понимание и описание специфики отклонения, ответственное отношение к потребностям, связанным с отклонением, и локализацию атрибутов этого отклонения по отношению к нормам и другим отклонениям». [7]
Одним из острых вопросов, подлежащих обсуждению в свете вступления в силу МКБ-11, является проблема гендерной (половой) толерантности.
История сексуальных отношений между лицами одного пола насчитывает не одну сотню лет и имела место в различных частях света. Одни из самых знакомых нам стран – это Древний Рим, Древняя Греция, отдельного внимания заслуживала Спарта. Историки делают предположения о подобных явлениях на территории Древнего Египта, Месопотамии, Ирана и многих других. Законодательная база в данном вопросе всегда кочевала с одной стороны весов Фемиды на другую сторону: смертной казни до либеральной «незамечаемости». Принято считать, что именно падение Бастилии «развязало» руки апологетам гомосексуализма. Отдельного внимания заслуживали страницы европейской истории маргинальных сообществ [8, 9], а также изысканные литературные «шедевры» тех лет.
Литературные источники (все как один) описывают достаточно лояльное отношения к данному явлению на Руси до Петра Великого. [10] Однако и так называемые антигомосексуальные кампании можно пересчитать по пальцам одной руки. Последняя из них была связана со временами «Сталинских репрессий». Именно тогда контакты между лицами одного пола стали преследоваться по закону.
В советские годы существовала практика так называемой «карательной» психиатрии, при которой «неудобные» в каком-либо плане люди становились «завсегдатаями» психиатрических больниц. Для тех, кто совершил проступок по статье, в простонародье называвшейся «за мужеложество», чаще всего избранной мерой пресечения было принудительное лечение в психиатрических стационарах различного типа направленности. С распадом Союза Советских Социалистических Республик, изменением государственного строя и политического курса, изменились и некоторые юридические основы страны. Российская Федерация «готовилась» к новой Конституции и вступлению в Совет Европы, в связи с чем, уголовное преследование по антигомосексуальному законодательству прекратило свое существование в 1993 г. [11]
Для психиатрии проблема гомосексуальности всегда была достаточно спорным аспектом. Поколение врачей, воспитанных на адаптированной версии МКБ-9 (как и их предшественники), придерживались мнения о том, что гомосексуальность – заболевание (код 302.0), относящееся к группе психосексуальных расстройств. В МКБ-10 произошла так называемая «подмена понятий». Гомосексуальность перестала напрямую считаться психическим расстройством, а появилось новое понятие «психический дискомфорт» вследствие гомосексуальности с пожеланиями изменить свою ориентацию, который стали «обзывать» «эгодистоническая половая идентификация». [12]
В МКБ-11 появляется отдельный раздел «Заболевания, связанные с сексуальным здоровьем», где в принципе (как и в МКБ-10) отсутствует понятие гомосексуальности. Представлены термины «несоответствие пола» и «состояния, связанные с сексуальным здоровьем». [13]
Глобализация и ее активное внедрение в каждую сферу жизни общества пытаются «сломать» традиционные стереотипы, чего бы они не касались – идеологии, морали, культуры. [14, 15]
Стоит отметить, что, например, Хайнц М. описывают несколько так называемых «моральных рамок». В зависимости от необходимости оправдания собственных действий используют те рамки, которые наиболее для этого подходят. [16] В то время, как Ракич поднимает проблему неспособности мыслить вне настоящего в рамках «моральных правил». [17]
Набирают популярность научные статьи, описывающие различные виды влияния влияние на моральные аргументы (политическое, прямое и косвенное, т.д.), затрагивающие различные сферы жизни общества, будь то однополые браки, здравоохранение и т.д. [18, 19]
К сожалению, в последнее время всё чаще можно услышать англоязычный термин «каминг-аут». Мало кто знает, что термин появился благодаря трудам американской исследовательницы С. Кософски. [20] Она представила труд «Эпистемология чулана», благодаря чему и появилась фраза comingoutofthecloset, что понимается, как «выход из чулана». Создается впечатление об искусственном «наращивании оборотов» группами лоббистов с целью изменить мир для себя, «призвать» на свою сторону как можно большее количество людей (зачастую молодого возраста и даже детей), идущих на поводу у моды, ведь по-другому это трудно воспринимать. [21, 22] Совершил «каминг-аут» - молодец, герой, все знайте о нем. Массовость отказа от стандартной (пока еще культурально воспринимаемой в России) ориентации, принимает пугающие обороты и похожа на маркетинговый ход, только продаются не пирожки, а то, что толерантно принято называть «гендерной идентификацией».
Забыты многие исторические парадигмы. Например, эксперимент «Вселенная-25» или известный как «Эксперимент мышиного рая». Этолог Дж.Кэлхун в 1972 году вместе с Национальным институтом психического здоровья (США) провел эксперимент, показывающий перспективы человеческой расы. [23] Это не самое радужное будущее, но оно как никогда становится реальностью завтрашнего дня.
Методология и результаты исследования
В межсессионный период с начала года было проведено анонимное добровольное анкетирование 110 студентов 1-6 курсов всех представленных факультетов Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения высшего образования «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, из них 87 девушек и 23 юноши. Средний возраст выборки составил 19,5 лет (средний возраст девушек 19,8 лет и юношей 19,3 года). Все испытуемые были опрошены по оригинальному авторскому опроснику. Критерии включения: наличие документов о получении полного общего образования, обучение на момент проведения исследования в ГБОУ ВО РостГМУ Минздрава РФ. Критерии исключения: отсутствуют. Статистическая обработка проводилась в программе Excel 2009.
Понимая острую проблематичность данной тематики, были опрошены 110 студентов медицинского университета разных национальностей и религиозных конфессий (из них 87 девушек и 23 юноши).
Положительный ответ в понимании различий между терминами “пол” и “гендер” дали 72 студента (из них 54 девушки и 18 юношей). Отрицательный ответ дали 26 респондентов (из них 22 девушки и 4 юноши). Затруднились ответить на данный вопрос 12 респондентов (из них 11 девушек и 1 юноша).
Все студенты отрицательно ответили вопрос о том, имеется ли сходство между понятиями «гомосексуальность» и «гендерная дисфория». Кроме этого, всем им были заданы вопросы, касающиеся отношения к лицам, собирающимся сменить пол. Психическую неполноценность людей, собирающихся сменить пол отметили 48 студентов (из них 40 девушек и 8 юношей).
При просьбе высказать свое мнение относительно проблемы этиологии данного феномена, были получены почти десяток вариантов ответов. Самым распространенным стало предположение о гормональных нарушениях (27 студентов, из них 23 девушки и 4 юноши). Вторым по частоте встречаемости ответом стал «врожденная особенность человека». Её отметили 24 студента (из них 20 девушек и 4 юноши). 19 респондентов не смогли предположить природу данного события (из них 15 девушек и 4 юноши). Причину «неправильное развитие мозга» указали 9 студентов (из них 6 девушек и 3 юноши). Такое же количество респондентов отметили плохое воспитание в семье (из них 7 девушек и 2 юноши). 7 респондентов ответили, что причиной желания сменить половую идентификацию могло стать насилие (из них 5 девушек и 2 юноши). «Всё дело в веянии моды» решили 4 студента (из них 3 девушки и 1 юноша). О неблагоприятном влиянии социума сообщили 3 девушки. Совокупность различных причин также предположили 3 респондента (2 девушки и 1 юноша). Возможность психического отклонения предположили 2 юноши. По 1 девушке отметили, что причина в характере развития, в самовнушении, в психологической травме.
В спорном вопросе об оправданности и допустимости проведения терапии гендерного расстройства в детском возрасте - 29 респондентов высказались о ее возможности (из них 25 девушек и 4 юноши). 44 студента высказались категорически против подобных процедур, выполняемых детям до их совершеннолетия (из них 34 девушки и 10 юношей). Затруднились ответить на данный вопрос 37 респондентов (из них 28 девушек и 9 юношей).
Отсутствие толерантности и стигматизацию граждан, желающих изменить свою половую идентификацию отметили 19 респондентов (из них 14 девушек и 5 юношей). Отрицательный ответа на данный вопрос дали 11 студентов (из них 9 девушек и 2 юноши). Подавляющее большинство – 80 респондентов – затруднились ответить на данный вопрос (из них 64 девушки и 16 юношей).
За равноправие у лиц, сменивших половую идентификацию, с остальным большинством людей ответил положительно 41 студент (из них 33 девушки и 8 юношей). Против равноправия - выступили 3 респондента (из них 2 девушки и 1 юноша). Количество респондентов, считающих необходимым ограничить в правах и в некоторых аспектах жизни данную категорию граждан, достигло 55 студентов (из них 43 девушки и 12 юношей). Затруднились ответить на данный вопрос 11 студентов (из них 9 девушек и 2 юноши).
Заключение
Исходя из полученных нами данных, можно утверждать, что вопрос толерантности данной тематики для студентов РостГМУ является крайне неоднозначным. Необходимо проводить просветительскую работу с целью разъяснения обоюдоострых тем, возникающих в жизни молодых медиков.
Хотелось бы отметить, что Россия, в которой еще 50-70 лет назад определяли в пенитенциарные учреждения, а затем и вовсе принудительно лечили за интимную связь между мужчинами, та «лапотная Россия» до сих пор с большим трудом воспринимает новшества Европы и т.д. И это не всегда так плохо, как могло бы казаться со стороны. Хотелось бы надеяться, что молодое поколение психиатров не потеряет связь со «старой гвардией» и будет в верном ключе трактовать все нововведения в медицине, каких бы именно сфер бы они не касались.