Введение
С поступлением ребенка в первый класс изменяется не только его статус, но и образ жизни. Педагогу важно создавать для этого благоприятные условия, касается это и учебной деятельности, ведь одним из условий успешного овладения учебной программой, а также одной из задач, сформулированных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО), является развитие у ученика определенного уровня тех или иных умений, качеств, психических процессов, например такого свойства внимания, как сосредоточенность [1]. А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания с физиологической точки зрения связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре [2]. Л. Д. Столяренко связывал это свойство с глубоким, действенным интересом к деятельности, каким-нибудь событием или фактом [3]. А. Э. Тамбиев считает, что сосредоточенность – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности, явлении при отвлечении от всего остального происходящего [4]. Анализируя данные понятия и особенности детей первого года обучения, можем сказать, что главным отличием сосредоточенности внимания первоклассников является ее сравнительная слабость и неустойчивость при возникновении малопривлекательной деятельности для непроизвольного вида внимания, а также различная степень проявления при разных видах деятельности.
Необходимо еще в начале обучения учить детей концентрировать внимание при организации различных форм обучения, в том числе и в ходе внеурочной деятельности. Одной из популярных форм внеурочной деятельности является кружок. Кружок, по определению советского лингвиста, профессора Сергея Ивановича Ожегова, – это группа лиц с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий чем-нибудь [5]. Школьные кружки органично дополняют основную образовательную программу и являются важной составляющей системы образования и воспитания школьников, успешно объединяя осуществление функций обучения, воспитания и развития личности. Итогом систематической кружковой работы становится не только организация досуга учащихся, но и приобщение к полезной развивающей деятельности, расширение общих и углубление специальных знаний, удовлетворение индивидуальных интересов и склонностей, развитие творческих способностей школьников [6].
Развитие концентрации внимания возможно при создании педагогических условий, предназначенных для организации специальной работы в кружке по астрономии с первоклассниками.
Методология и результаты исследования
Одной из причин проблем в обучении первоклассников может быть недостаточная концентрация внимания. Такие учащиеся постоянно отвлекаются от основного вида деятельности. Обычно поза и мимика свидетельствуют об этом. Но главным критерием такого уровня развития сосредоточенности внимания является низкая продуктивность и большое количество ошибок в выполняемой работе или задании. Поэтому учителю важно организовывать работу по развитию такого свойства внимания, как сосредоточенность, так как учащийся может полностью раскрыть и проявить свои творческие способности, воспользоваться потенциалом своего интеллекта, если научится фокусировать внимание на нужных в данный момент объектах и игнорировать отвлекающие факторы.
В эмпирической части нашей работы на констатирующем этапе мы выяснили актуальный уровень развития сосредоточенности внимания в экспериментальном и контрольном классах. При этом использовались тесты Гуго Мюнстерберга и Пьерона – Рузера. Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Уровень развития сосредоточенности внимания первоклассников
в 1А и 1В классах в процессе констатирующего эксперимента
Уровень развития сосредоточенности |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Низкий |
23 |
12 |
Ниже среднего |
50 |
62 |
Средний |
27 |
26 |
Выше среднего |
0 |
0 |
Высокий |
0 |
0 |
Проанализировав результаты проведенной диагностики на этапе констатирующего эксперимента, можем сказать, что в обоих классах получились почти одинаковые результаты, что говорит о том, что в них созданы одинаковые условия для получения знаний. Однако у большинства учащихся концентрация внимания находится не на должном уровне развития и требует проведения определенной работы по его повышению.
Во второй части эмпирического эксперимента был проведен формирующий эксперимент, включающий в себя 10 кружковых занятий. Цель – развитие сосредоточенности внимания первоклассников в ходе организации кружка по астрономии.
Мы считаем, что в процессе организации работы по развитию сосредоточенности внимания важно не только создавать внешние условия (мотивация, смена видов деятельности, организация коллективного, группового и индивидуального внимания в комплексе, использование индивидуально-дифференцированного подхода, выбор темпа занятия), помогающие детям вызывать концентрацию тогда, когда это необходимо, но и непосредственно развивать способность пользоваться данным умением самостоятельно. Для этого используются специальные игры и упражнения, основной тип которых – корректурные задания. В них ребенку предлагается вычеркивать и находить определенные буквы (цифры, фигуры и др.) в печатном тексте (ряде рисунков и др.). Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит концентрировать внимание, и развить состояние внутреннего сосредоточения. Рекомендуется использовать задания, которые требуют:
- выделения признаков предметов и явлений;
- точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.);
- прослеживания перепутанных линий, скрытых фигур.
Нами было замечено, что в процессе выполнения подобных заданий на начальных стадиях проведения работы по развитию концентрации внимания учащиеся, как правило, легко справляются с теми из них, где требуется удерживать внимание на короткое время (разгадывание ребуса, восстановление правильности ряда и др.), и сложностью для них являются упражнения, где необходимо удерживать внимание довольно долгое время. Поэтому важно выстраивать программу таких тренировочных игр по принципу от простого к сложному, постепенно исключая легкие задания.
Был разработан алгоритм, следуя которому педагог сможет правильно организовать работу по развитию сосредоточенности внимания.
- Понимание учащимися процесса возникновения внутреннего сосредоточения внимания на любом объекте
- Создание условий для тренировки учащихся концентрировать свое внимание долгое время и в разных видах деятельности. Второе требование является не только сложным, но и важным, необходимо придерживаться таких принципов, как систематичность и последовательность, индивидуализация, непрерывность, безболезненность (формирование свойства без негативного влияния на личность), а также нельзя допустить и такое явление, когда у учащихся будет пропадать интерес к данному виду деятельности.
- Закрепление, т. е. создание условий для способности первоклассников самостоятельно концентрировать свое внимание при любом виде деятельности и условиях
Реализация первого этапа, как правило, не требует много времени. Важную роль при этом играет мотивация, так как педагогу необходимо помочь учащемуся, в данном случае первокласснику, сконцентрироваться на том объекте, который не представляет для него первичного интереса (не действует на непроизвольное внимание). Лучше всего этому могут способствовать игры и упражнения, организованные в разных формах (фронтальная, групповая и индивидуальная), а также те, которые не требуют долгой сосредоточенности внимания на себе, но в то же время приносят хороший результат. Ребенок должен понять, что выполнял те или иные действия не зря или его вклад в коллективное дело имеет свое место. Можно предложить такие задания, как сбор слова, решение ребуса, складывание по аналогии и др. Педагог должен быть уверен в том, что первоклассник в любом случае справится с заданием, т. е. способствовать созданию ситуации успеха. Качественное выполнение подобных упражнений и наличие активной позиции говорит о том, что учащиеся готовы к непосредственной тренировке концентрации внимания, т. е. переходу к следующему этапу.
Второй этап подразумевает построение упражнений таким образом, чтобы они требовали постепенного нарастания концентрации по времени при их выполнении и постепенного уменьшения мотивации, создаваемой педагогом. Это совсем не говорит о том, что нужно вовсе исключить игры, которые применялись при первом этапе. Их можно брать за основу и дополнять усложнениями или сочетать несколько простых заданий. Явный признак того, что учащиеся тренируют внутреннюю сосредоточенность, – их способность к старанию, готовность выполнить непростое задание, даже если у них не совсем получается. Нельзя точно сказать, сколько по времени продлится второй этап, все зависит от особенностей учащихся, предлагаемого материала, но он занимает большую часть всей работы по развитию концентрации.
Третий этап характеризуется способностью учащихся самостоятельно концентрироваться на любом виде деятельности и удерживать эту концентрацию продолжительное время. Явный признак наличия хорошего уровня концентрации – качественное выполнение заданий и способность не отвлекаться на посторонние факторы.
В табл. 2 подробно описаны игры и упражнения, которые предлагались учащимся для развития сосредоточенности внимания в ходе организации кружковых занятий.
Таблица 2
Программа кружковых занятий по развитию у первоклассников
экспериментальной группы сосредоточенности внимания
№ п/п |
Тема занятия/цель/краткое описание содержания |
Игры и упражнения, используемые на уроке, для развития сосредоточенности внимания, их описание |
1 |
Тема: в гости к астрономии. Цель: знакомство детей с наукой астрономией. Содержание: знакомство с объектами изучения астрономии и этапами ее развития, составление определения понятия «астрономия», выделение значения изучения астрономии для человечества, знакомство с некоторыми средствами изучения космоса: метод наблюдения, телескоп, космические корабли |
Название: буквы потерялись. Описание: детям необходимо собрать слово «астрономия» из неправильной последовательности букв, причем одному учащемуся разрешено менять местами только одну букву.
Название: каждому свое. Описание: необходимо распределить слова в зависимости от того, объектом изучения какой науки они являются.
Название: да или нет. Описание: если названное слово является объектом изучения астрономии, то нужно хлопать в ладоши. Если названное слово не является объектом изучения астрономии, то поднимать руки вверх.
Название: что к чему. Описание: необходимо называть в зависимости от характеристики тот или иной этап развития астрономии.
Название: зеркало. Описание: в ходе выполнения физкультминутки придумывание соответствующих упражнений под определенные слова для второй половины класса и в процессе замены ролей их зеркальное отображение.
Название: космический пазл. Описание: сбор пазлов методом наложения элементов на основу, складывание получившегося названия космического корабля и поиск его характеристики среди предложенной информации |
2 |
Тема: путешествие по Солнечной системе. Цель: знакомство детей с Солнечной системой. Содержание: знакомство со строением Солнечной системы, ее происхождением, закрепление полученных знаний при помощи творческой работы, составление определения понятия «Солнечная система» |
Название: ребус. Описание: необходимо разгадать ребус с целью определения темы занятия.
Название: найди меня. Описание: необходимо найти в филворде названия всех планет.
Название: помоги братьям солнечной семьи. Описание: необходимо расположить планеты Солнечной системы в правильном порядке.
Название: фото из космоса. Описание: необходимо выполнить поделку из пластилина на тему «космос». Основным условием является то, что необходимо передать как можно более реальное изображение тех или иных объектов (цвет, расположение и др.) |
3 |
Тема: планеты. Цель: познакомить детей с планетами Солнечной системы Содержание: знакомство с понятием «планета», отличительными признаками от других космических тел, основными теориями происхождения, с размером планеты Земля и ее местом в Солнечной системе, рассматривание внешнего облика планеты Земля в настоящее время, а также в разные периоды |
Название: космический кроссворд. Описание: необходимо решить кроссворд и найти ключевое слово с целью определения темы занятия.
Название: найди ошибку. Описание: нахождение ошибок в распределении названий и изображении планеты, выбор правильной картинки.
Название: у каждого брата солнечной семьи свое имя. Описание: необходимо соединить названия планет и их изображения.
Название: я на тебя не похож. Описание: нахождение отличительных признаков планеты от других космических тел.
Название: почемучка. Описание: просмотр видео и параллельное написание ответов на вопросы. Форма: групповая. Название: я и космос. Описание: в группе необходимо разработать модель планеты в дотелескопический период |
4 |
Тема: тайна голубой планеты. Цель: продолжить знакомить детей с планетой Земля. Содержание: знакомство с внутренним строением планеты Земля, ее вращением вокруг себя и Солнца, выделение отличительных признаков планеты Земля от других планет Солнечной системы и поиск ответа на вопрос: «В чем тайна голубой планеты?» |
Название: буквы спрятались. Описание: расшифровывание слова при помощи установления названия планеты и изображения, поиска шифра и необходимых букв.
Название: расшифровывание слова с помощью азбуки Морзе.
Название: из чего сделана голубая планета. Описание: заполнение первого столбика (состав планеты Земля) в таблице исходя из просмотра видео.
Название: космические ряды. Описание: дополнение каждой строки в таблице, отвечая на вопрос: «С какими окружающими предметами еще можно сравнить слои планеты Земля?».
Название: из чего сделана голубая планета. Описание: складывание слоев планеты Земля в правильном порядке и склеивание.
Название: зеркало. Описание: демонстрация движения планеты Земля по заданным условиям |
5 |
Тема: друг и спутник планеты Земля – Луна. Цель: познакомить детей с Луной как со спутником планеты Земля. Содержание: определение места Луны среди других космических тел, ее значения для нашей планеты и ответ на вопрос «Почему Луна называется другом для нашей планеты?», знакомство со строением Луны, ее движением относительно Земли и Солнца, внешним видом и происхождением |
Название: мы похожи. Описание: объединение космических объектов в группы по определенным признакам (похожи по движению, по составу и др.).
Название: зеркало. Описание: демонстрация движения такой системы, как Солнце – Луна – Земля, относительно друг друга по заданным условиям.
Название: из чего сделан лучший друг голубой планеты. Описание: выполнение аппликации «Состав Луны» из отдельных элементов
|
6 |
Тема: единственная звезда Солнечной системы. Цель: познакомить детей с единственной звездой Солнечной системы. Содержание: определение значения Солнца для нашей планеты и других космических тел, знакомство с понятием «звезда», отличительными признаками звезды как космического объекта, строением Солнца, а также внешним видом, выполнение творческой работы |
Название: космический кроссворд. Описание: решение кроссворда с вопросами, касающимися темы предыдущих занятий.
Название: солнечные ассоциации. Описание: называние, исходя из стихотворения, того, с чем сравнивают люди Солнце.
Название: карта Солнечной системы. Описание: необходимо изготовить аппликацию на тему «Солнечная система» по заданным условиям.
Название: почемучка. Описание: просмотр видео и параллельное написание ответов на вопросы.
Название: готовимся в космонавты. Описание: выполнение движений так, как говорится в стихотворении |
7 |
Тема: планеты-гиганты. Цель: познакомить детей с планетами-гигантами. Содержание: знакомство с планетами-гигантами: их изображением, происхождением, размером и расположением относительно других космических тел, выполнение творческой работы |
Название: буквы спрятались. Описание: разгадывание шифра с помощью русской азбуки.
Название: найди меня. Описание: определение названий планет-гигантов с помощью графического диктанта по таблице с буквами.
Название: четыре космических брата. Описание: нахождение отличий и сходств планет-гигантов по четырем изображениям.
Название: космические ряды. Описание: каждой группе выдается тот или иной ряд слов, с которыми необходимо сравнить ту или иную планету.
Название: каждому свое. Описание: расположение планет в зависимости от того, как они называются и в какой последовательности стоят от Солнца.
Название: почемучка. Описание: распределение детей на группы, каждый член которой получает вопрос и отвечает на него исходя из просмотра видео. Далее предлагается составить рассказ о доставшейся планете и поделиться с ним с остальными ребятами.
Название: карта Солнечной системы. Описание: выполнение «Карты Солнечной системы» |
8 |
Тема: соседи голубой планеты. Цель: познакомить детей с планетами: Марс, Венера, Меркурий. Содержание: знакомство с планетами земной группы, их изображением, происхождением, размером, расположением относительно других космических тел, выполнение творческой работы |
Название: буквы спрятались. Описание: разгадывание математического ребуса (сложение и вычитание букв с целью получения определенного слова).
Название: буквы спрятались. Описание: разгадывание названий планет-гигантов с помощью азбуки Морзе.
Название: космические ряды. Описание: каждой группе выдается тот или иной ряд слов, с которыми необходимо сравнить ту или иную планету.
Название: каждому свое. Описание: расположение планет в зависимости от того, как они называются и в какой последовательности стоят от Солнца.
Название: карта Солнечной системы. Описание: выполнение аппликации на тему «Строение Солнечной системы».
Название: космические задачи. Описание: решение космических/математических задач (называние той или иной планеты, ее цвета и др. в зависимости от разгадывания определенных шифров) |
9 |
Тема: камушки Солнечной системы. Цель: познакомить детей с астероидами, кометами, метеоритами и поясом Койпера. Содержание: знакомство с астероидами, кометами, метеоритами, поясом Койпера: внешний вид, отличительные особенности, возникновение, влияние на другие космические тела, оформление творческой работы |
Название: буквы потерялись. Описание: собрать слова, отвечая на вопросы и получая ту или иную букву.
Название: буквы потерялись. Описание: разгадывание математического ребуса (сложение и вычитание букв с целью получения определенного слова).
Название: карта Солнечной системы. Описание: оформление аппликации на тему «Строение Солнечной системы».
Название: буквы потерялись. Описание: разгадывание слова с помощью русской азбуки.
Название: космический пазл. Описание: складывание пазла и сбор слова.
Название: это про меня. Описание: называние того или иного космического тела в зависимости от его характеристики |
10 |
Тема: освоение космоса. Цель: познакомить детей с особенностями современного периода развития астрономии. Содержание: знакомство с особенностями современного периода развития астрономии, а также техническими средствами, использующимися для изучения Солнечной системы в настоящее время, и открытиями, сделанными в этот период, рассмотрение вопроса об этапах изучения астрономии в современный период ее развития, а также именах ученых, внесших большой вклад в развитие данной науки |
Название: космический пазл. Описание: сбор картинки по элементам, получаемым за правильные ответы на вопросы.
Название: ребус. Описание: разгадывание ребуса.
Название: буквы потерялись. Описание: разгадывание математического ребуса (сложение и вычитание букв с целью получения определенного слова).
Название: мой космический корабль. Описание: выполнение творческого задания по заданным условиям |
По мере проведения занятий было замечено, как меняется концентрация внимания первоклассников. То, что ребятам давалось с трудом на первых занятиях, они с легкостью выполняли на последних. Первый этап длился примерно 3–4 занятия. Дети, как правило, лучше справлялись с индивидуальными заданиями, не требующими большой концентрации. Однако при фронтальной работе многие учащиеся отвлекались от основного упражнения на многие факторы, поэтому в данном случае огромную роль играла мотивация и вовлечение детей в ситуацию успеха. Активность детей возрастала при организации подвижных игр или тех форм предложения заданий, с которыми они хорошо знакомы. Результативность падала, когда детям предлагались неинтересные задания, сложные или требующие воспроизведения теоретического материала. Когда было замечено, что большинство детей с легкостью приступают к легким (не требующим сосредоточения, большого количества времени) заданиям, давались упражнения, требующие более продолжительной концентрации. Речь шла о переходе ко 2-му этапу, но не резко, ведь были учащиеся, которые пока не готовы это сделать. Постепенно убирались легкие задания, увеличивалась сложность их выполнения в плане концентрирования внимания, уменьшался уровень организации мотивации (жетончики, мотивирующие слова, мотивационный этап как отдельный элемент урока). С 8–9-го занятия первоклассники стали с легкостью приступать к выполнению сложных заданий любой формы организации, но не все из них могли удерживать свое внимание долгое время. Это говорит о том, что большая часть класса была готова к переходу к 3-му этапу, т. е. организации условий, в которых ребята должны самостоятельно концентрировать свое внимание на любом виде деятельности и удерживать его продолжительное время. Давались такие задания, с которыми ребята не сталкивались и не имели определенного опыта по его выполнению, а также требующие сосредоточения на них долгое время.
В третьей части экспериментальной работы был проведен контрольный эксперимент. Его цель – выявление динамики уровня развития концентрации первоклассников после проведения формирующего этапа эксперимента.
На базе контрольного эксперимента использовались два теста: тест Б. Бурдона и «Перепутанные линии Рисса». Результаты представлены в табл. 2.
Таблица 3
Уровень развития сосредоточенности внимания первоклассников
в 1А и 1В классах в процессе контрольного эксперимента
Уровень развития сосредоточенности внимания первоклассников |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Низкий |
0 |
29 |
Ниже среднего |
19 |
54 |
Средний |
50 |
17 |
Выше среднего |
19 |
0 |
Высокий |
12 |
0 |
Таким образом, получившиеся результаты показывают увеличение уровня развития сосредоточенности внимания в экспериментальном классе. Если вначале большинство детей имели уровень ниже среднего – 50%, то теперь средний – ½ класса. На 19% увеличилось количество тестируемых с выше средним уровнем и на 12% с высоким. Нет учащихся, имеющих низкий уровень, на 31% уменьшилось количество и с ниже средним уровнем. В контрольной группе результаты почти не изменились.
Заключение
Развитие сосредоточенности внимания является сложной и важной работой, так как ее результат позволяет помочь учащимся в освоении учебного материала и формировании личности. Необходимо начинать такую деятельность уже с первоклассниками не только в урочное, но и в неурочное время. Самой популярной и эффективной для этого формой является кружок, способный расширять и углублять знания детей в той или иной обрасти, например астрономии, развивать необходимые свойства и процессы. Нам удалось проверить выделенные условия организации работы по развитию сосредоточенности внимания первоклассников. Диагностики, проведенные на базе контрольного эксперимента, показали, что результаты экспериментального класса значительно улучшились после проведения серии кружковых занятий. Это говорит о правильном внедрении педагогических условий в образовательный процесс.