Full text
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) одним из требований к освоению предметной области «Математика и информатика» является овладение основами алгоритмического мышления, записью и выполнением алгоритмов, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы [1]. Понятие алгоритм появилось до введения ФГОС НОО и было внедрено в систему начального образования Н. Я. Виленкиным. В 1926 году была издана Большая советская энциклопедия (БСЭ), в которой впервые упоминалось понятие «алгоритм», которое трактовалось как правило, по которому выполняется то или иное из четырех арифметических действий в десятичной системе счисления [2]. Ю. А. Макаренков и А. А. Столяр подчеркивают, что возникновение алгоритмов связано с поиском ответа на вопрос о существовании общего метода, который позволит для любой конкретной задачи того или иного класса в конечное (определенное) число шагов предоставить нужный ответ [3]. А. В. Копаев был сторонником Ю. А. Макаренкова и А. А. Столяра, но в своих работах он пришел к выводу, что алгоритмы непосредственно связаны с развитием человеческого мышления, поэтому А. В. Копаев определяет понятие «алгоритм», как набор последовательных действий, которые, вместе с логическим и образным мышлением, увеличивают интеллектуальные способности человека и его творческий потенциал» [4]. Изучив множество понятий алгоритм, в рамках нашего исследования мы вывели понятие алгоритм – последовательность действий, в определенном порядке, которое позволяет достигнуть цели, то есть прийти к верному решению, в процессе чего формируется алгоритмическое мышление. В научной литературе выделяют четыре признака, необходимых существенных свойств, при которых определенное предписание деятельности называют алгоритмом [5]: 1) массовость означает, что предназначение алгоритма не для решения одной конкретной задачи, а для любой задачи определенного класса однотипных задач; 2) дискретность и детерминированность – то есть для каждого (за исключением последнего) шага можно указать только один шаг (для набора исходных объектов), который непосредственно следует за ними, между которыми нет других шагов; 3) результативность - алгоритм «гарантирует» получение результата, то есть точное выполнение всех указанных шагов с учетом его условий и порядка всегда приводит к успешному нахождению решения любой задачи того или иного типа; 4) конструктивность однозначное узнавание (узнавание или распознавание, то есть различение и отождествление) тех объектов, над которыми осуществляются шаги алгоритма. В математических алгоритмах это требование обеспечивается через фиксацию совокупности объектов некоторого стандартного вида, в отношении которых естественно считать, что их различение и отождествление не связано с трудностями и происходит на уровне наглядного восприятия и интуитивной очевидности. Алгоритмы в зависимости от цели, условий задачи, путей её решения и определение выполнения действий подразделяют на несколько видов. Н. А. Круницкий выделяет 5 видов алгоритмов: [6] 1. Гибкие алгоритмы (стохастические). 2. Механические алгоритмы. Он задаёт определенные действия, обозначая их в единственной и достоверной последовательности, обеспечивая тем самым однозначный требуемый или искомый результат, если выполняются те условия процесса, задачи, для которых разработан алгоритм. 3. Линейный алгоритм. Данный алгоритм представляет собой набор команд (указаний), выполняемых однократно последовательно друг за другом. 4. Разветвляющий алгоритм. Алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий. 5. Циклический алгоритм - описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие. Но в начальной школе встречаются только три вида алгоритма: линейный, разветвляющийся, циклический. Блок схема видов алгоритмов (см. рис. 1). Рисунок 1 Блок-схема видов алгоритмов Самое сложное дать определение понятия алгоритмическое мышление. В литературе по психологии такой вид мышления не выделен, данный тип мышления рассматривается в методической литературе по информатике, где подразумевается, как искусство размышлять и уметь планировать свои действия. В работах С. Е. Царевой, понятие алгоритмического мышления раскрывается шире. Под алгоритмическим мышлением Светлана Евгеньевна понимает искусство размышлять, умение планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними, способность легко рассуждать об алгоритмических процессах [7]. Т. Н. Лебедева определяет алгоритмическое мышление как «познавательный процесс, характеризующийся наличием четкой, целесообразной (или рациональной) последовательности совершаемых мыслительных процессов с присущей детализацией и оптимизацией укрупненных блоков, осознанным закреплением процесса получения конечного результата, представленного в формализованном виде на языке исполнителя с принятыми семантическими и синтаксическими правилами» [8]. В работах Л. Г. Лучко описано шесть компонентов алгоритмического мышления, как структуры: 1) анализ требуемого результата и выбор на этой основе исходных данных для решения проблемы; 2) выделение операций, необходимых для решения; 3) выбор исполнителя, способного осуществлять эти операции; 4) упорядочение операций и построение модели процесса решения; 5) реализация процесса решения и соотнесение результатов с тем, что следовало получить; 6) коррекция исходных данных или системы операций [9]. Автор выделяет три уровня развития алгоритмического мышления: операционный; системный; методологический [10]. Операционный уровень характеризуется тем, что ученик имеет представление об алгоритме [10]. Системный уровень характеризуется тем, что ученик имеет представления об алгоритме, его свойствах, составляет небольшие линейные алгоритмы [10]. Методологический уровень характеризуется тем, что ученик имеет представления об алгоритме, знает его свойства, умеет составлять и записывать формальные и неформальные алгоритмы линейной структуры [10]. В нашем же исследовании мы использовали уровни алгоритмического мышления С. Е. Царевой, на наш взгляд они более просты для понимания. С. Е. Царева выделяет: низкий, средний и высокий уровни сформированности алгоритмического мышления. Высокий уровень характеризуется владением понятием алгоритм, умением выделять его среди других действий, соотносить виды алгоритмов с соответствующими задачами. Средний уровень: учащийся либо владеет понятием алгоритм, может выделить его среди другой деятельности и умеет решать логические задачи, либо учащийся владеет понятием алгоритм, способен решать «нестандартные» задачи, но затрудняется с соотнесением видов алгоритмов и соответствующих для них задач. Низкий уровень присваивается ученику, который в состоянии решить только логические задачи или имеет представление об алгоритме [7]. Развитие алгоритмического мышления возможно на различных уроках в начальной школе, в том числе и на уроках математики. Одним из основных средств развития алгоритмического мышления являются логические задачи. Как правило, решение логических задач невозможно с помощью традиционных способов, однако решение каждого вида логических задач подчиняется определённому алгоритму. Например, логические задачи типа «Кто есть кто?», задачи на переливания, взвешивания и т.д. будут подчиняться одному алгоритму:1) определить объекты; 2) выявить соотношение для данных объектов; 3) выразить в таблице (или другой модели); 4) решить задачу. Но есть и исключения, которые не подходят под общее правило. Например, задача типа «Головы ноги»: 1) рисуем головы; к каждой голове пририсовываем по 2 ноги; 2) считаем количество ног, которые нарисовали; 3) находим сколько ног, которое осталось дорисовать (разностью); 4) дорисовываем оставшиеся ноги (по 2 ноги к одной голове); 5) считаем количеств двуногих и четырехногих; записываем ответ; и т.д. [11]. Практика решения логических задач с помощью алгоритмов свойственна начальной школе. Однако, на наш взгляд, более сознательному и прочному усвоению алгоритмов решения логических задач и качественному развитию алгоритмического мышления способствует обучение детей самостоятельному составлению логических задач и алгоритмов к ним. Проблема нашего исследования: каковы педагогические условия формирования у второклассников алгоритмического мышления в процессе обучения их составлению логических задач. Цель исследования: выявление педагогических условий формирования алгоритмического мышления у второклассников через обучение их составлению логических задач. Объект исследования – процесс формирования алгоритмического мышления у второклассников. Предмет исследования – педагогические условия формирования алгоритмического мышления у второклассников в процессе обучения их составлению логических задач. Гипотеза исследования: формирование алгоритмического мышления у второклассников в процессе обучения их составлению логических задач будет результативным, если: - познакомить детей с конкретным типом логических задач, усвоить содержание задачи: условие, числовые данные, структуру задачи, соотношение искомого и данного, коллективно обсудить её решение, составить алгоритм решения, решить задачу; - организовать работу с текстом решённой задачи: определить структуру задачи, языковые особенности, сюжет, соотношение искомого и данного. - описать алгоритм составления подобной задачи, отвечая на вопросы: Что является ответом на вопрос задачи? Нарисуй. О ком или о чём задача? Какие числа используешь в условии задачи? - составить свою задачу по алгоритму и решить её. Задачи исследования: 1. Выявить психолого-педагогические особенности формирования алгоритмического мышления у второклассников. 2. Дать характеристику логическим задачам: понятие, виды, особенности изучения в начальной школе. 3. Разработать и апробировать экспериментальную программу формирования алгоритмического мышления у второклассников в процессе обучения составлению логических задач. Теоретическая значимость исследования: раскрыто содержание работы по формированию алгоритмического мышления у второклассников в процессе обучения их составлению логических задач. Практическая значимость исследования заключается разработке экспериментальной программы, направленной на развитие алгоритмического мышления в процессе обучения второклассников составлению логических задач. Теоретическую основу исследования составляют труды следующих ученых: - по проблеме формирования алгоритмического мышления Н. Я. Виленкин [12], С. Е. Царева [7], Н. Б. Истоминой [13], А. К. Артемов [14] и др. - методические работы по разработке и использованию в учебном процессе школьников логических задач и упражнений А. Д. Гетманова [15], В. И. Игошин [16], В. Н. Мельников [17], А. З. Зак [18] и др. Вышеперечисленные исследователи указывают на то, что в процессе решения «нестандартных» задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Решая третью задачу, мы разработали и реализовали экспериментальную программу по формированию алгоритмического мышления у второклассников в процессе обучения составлению логических задач. Данная задача реализовывалась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Базой экспериментальной работы по формированию алгоритмического мышления младших школьников послужил 2 «А» класс, в качестве экспериментальной группы, и 2 «Б» класс в качестве контрольной группы, в МБОУ СОШ №70 г. Киров. В исследовании принимали участие 40 учащихся. На этапе констатирующего эксперимента была проведена методика Е. Р. Королевой, которая позволила определить уровень сформированности алгоритмического мышления [19]. В результате анализа тестов было важно выявить: 1. Сформировано ли у них понятие алгоритма. 2. Могут ли соотносить различные задачи с типом алгоритма. 3. Умеют ли решать сами логические задачи. На основе полученных данных в экспериментальной и контрольной группах выявили, что в обоих классах преобладают дети с низким уровнем сформированности алгоритмического мышления. Понятие алгоритма у учащихся отсутствует, им было трудно определить типы алгоритмов, однако решение самой логической задачи не вызвало затруднений и большинство респондентов достаточно хорошо с ними справились (см. рис. 2). Рисунок 2 Диаграмма уровня сформированности алгоритмического мышления у второклассников на констатирующем этапе На формирующем этапе констатирующего эксперимента была составлена экспериментальная программа по формированию алгоритмического мышления второклассников в процессе обучения их составлению логических задач (См. таб. 1). Таблица 1 Экспериментальная программа формирования алгоритмического мышления у второклассников в процессе обучения составлению логических задач Кол-во уроков Вид логической задачи Способ решения логической задачи Задача Алгоритм составления задачи данного типа 1 Математический диктант Метод графов 1. Взять лист в клеточку. 2. Придумать, что хотите изобразить. 3. Нарисовать желаемое изображение и отметить начало рисунка жирной точкой. 4. Составить инструкцию к данному рисунку. 5. Следуя инструкции нарисовать на другом листе бумаге. *Если есть ошибки, находим и исправляем в инструкции. 1 Математические ребусы Метод рассуждений Нарисуй желтый круг слева от красного квадрата, но справа от зеленого треугольника. 1. Нарисуй любые фигуры, располагая их на одной строке. 2. Раскрась фигуры в разные цвета. 3. Сформулируй задачу, используя слова справа, слева, между, рядом. 4. Проверить правильность составления задачи. 1 Задачи типа «Кто есть кто?» Методом графов Ваня живет выше Пети, но ниже Сени, а коля живет ниже Пети. На каком этаже четырехэтажного дома живет каждый из них? 1. Определить объекты (имена, животные, растения и т.д.). 2. Придумать соотношения для этих объектов. 3. Выразить в схеме. 4. Записать задачу. 5. Решить задачу. *Если есть ошибки, находим и исправляем в инструкции. 2 Задачи «Головы ноги» Методом рисунка На поляне гуляли поросята и гуси, всего голов 6, а ног 16. Сколько гуляло гусей на поляне? 1. Придумать 2 объекта (кол-во голов может быть, как четное, так и не четное). 2. Нарисовать головы. 3. Определить по рисунку кол-во 1ого объекта и кол-во 2ого объекта, нарисовать соответствующее количество ног для них. 4. Сосчитать общее кол-во ног. 5. Записать задачу. 6. Решить задачу * Если есть ошибки, исправляем в условии задачи и проверяем. 2 Истинностные задачи Методом построения таблиц У трех подружек – Вики, Ани и Лены – очень красивые куртки – синяя и красная с капюшонами и синяя без капюшона. У кого какая куртка, если Аня и Лена ходят с капюшонами, а у Ани и Вики куртки синего цвета? 1. Придумать объекты и записать в вертикальную строку таблицы. 2. Придумать соотношения для данных объектов и записать в горизонтальную строку таблицы. 3. Заполнить таблицу + и -. 4. Записать задачу высказываниями, которые будут истинными и ложными для данной таблицы. 5. Решить задачу. *Если есть ошибки, обращаем внимание на формулировку высказывания, меняем и проверяем. При реализации программы формирующего эксперимента учитывались условия гипотезы. Работа по формированию алгоритмического мышления на конкретном уроке предусматривала следующие структурные этапы: на первом этапе (в начале занятия) учащимся предлагался определённый тип логической задачи. Учащиеся совместно с учителем знакомились с содержанием задачи, усваивали структуру, условие и вопрос. Учитель предлагал детям спланировать решение задачи и составить пошаговую инструкцию. После планирующей деятельности следовал этап решения данной задачи с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. На третьем этапе организовывалась работа с решённой задачей: уяснением структуры, возможных вариантов изменения условия, числовых данных. Далее учащиеся под руководством учителя составляли алгоритм по составлению задачи данного типа. На четвертом этапе учащиеся составляли задачу по алгоритму, решали её и проверяли. На первом уроке была изучена логическая задача в виде математического диктанта. В начале урока учащимся были выданы чистые листы в клеточку, на которой отмечена точка начала работы. Далее учитель зачитывал инструкцию по выполнению математического диктанта «Собака». Далее была проведена беседа с учащимися, в ходе которой был выведен алгоритм решения данной задачи. После этого учащиеся с помощью учителя описывали алгоритм по составлению математического диктанта. На третьем этапе вместе с детьми выбирали фигуру (цифру), отмечали жирной точкой, начало работы и каждый рисовал изображение цифры в своих тетрадях, после чего следовало составление инструкции к данному рисунку, учитель совместно работал с классом на доске. После составления инструкции к изображению, учащиеся обменивались листами с соседом по парте и выполняли работу, в ходе чего выявлялись ошибки и корректировались в инструкции. На четвертом этапе детям было дано задание придумать свое изображение, нарисовать, выполнить инструкцию и предложить однокласснику узнать его задумку. По окончании работы, если оставалось время, предлагалось учащимся записать алгоритм по составлению математического диктанта. На контрольном этапе эксперимента была выявлена положительная динамика развития алгоритмического мышления в экспериментальной группе у обучающихся 2 «А» класса (см. рис. 3): Рисунок 3 Динамика развития алгоритмического мышления у второклассников на контрольном этапе Все учащиеся экспериментального класса, в отличие от контрольного, усвоили понятие алгоритм и стали владеть им на высоком уровне, это свидетельствует в безошибочном выполнении первого задания из теста. На контрольном этапе дети экспериментальной группы испытывали затруднения в определении типов алгоритма, допустили небольшое количество ошибок, а учащиеся контрольного класса не понимали, что от них требуется и вписывали номера задач к типу алгоритмов наугад. А в решении первых двух логических задач большинство респондентов обоих классов не испытывали сложности, но с решением третьей логической задачи, которая требует полностью подставленные свои слова, справились только учащиеся экспериментальной группы. Исходя из результатов нашего исследования, можно сделать вывод о том, что алгоритмическое мышление действительно формируется в процессе решения нестандартных задач и в процессе обучения детей составлению логических задач. Подводя итог нашего исследования, можно утверждать, что педагогу необходимо не только включать логические задачи в учебный процесс, но и обучать их составлению, чтобы повысить уровень алгоритмического мышления учащихся. Алгоритмическое мышление, тесно связанное со становлением умственных операций и представляющее собой активизацию мыслительной деятельности «в направлении поиска тех или иных преобразований», в свою очередь, взаимосвязано с логическим мышлением, считающимся основным «новообразованием» младшего школьного возраста.