Full text
Введение Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает один из важнейших пунктов содержания социально-коммуникативного развития - формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме и природе [2]. При наличии определенных знаний о безопасности ребенок будет меньше подвержен опасности в домашних условиях. Поэтому не случайно в федеральном государственном стандарте дошкольного образования обозначена необходимость формирования основ безопасного поведения ребенка в быту. Авторы комплексной программы «От рождения до школы» также ставят задачи: закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека, а именно: • расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.); • закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами; • уточнять знания об элементарных правилах поведения во время пожара [3]. Проанализировав эту программу, мы определили экспериментальное изучение формирования основ безопасного поведения детей 5-6 лет в быту. Изучая проблемы формирования основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста, мы опирались на труды учёных, педагогов, среди которых можно назвать: Л.П. Авдеева, Л.П. Анастасова, К.Ю. Белая, А.В. Гуревич, Н.В. Коломеец и др. Основываясь на их работах, мы изучили задачи формирования у детей 5-6 лет основ безопасного поведения в быту. Для примера, рассмотрим парциальную программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Авторы делят источники потенциальной опасности на три группы: • предметы, которыми детям пользоваться нельзя, такие как: газовые плиты, спички, электрические розетки и т.п. • предметы, с которыми нужно научиться правильно обращаться, чтобы не нанести вред себе и окружающим, такие как: ножницы, иголка, нож; • предметы, которые взрослые должны хранить в недоступном для детей месте, такие как: лекарства, спиртные напитки, бытовая химия, пищевые кислоты и т.п. Для первой группы источников опасности уместно применять такие методы работы, как: запрет их использования, объяснение, почему данными предметами могут пользоваться исключительно взрослые, чтение художественной литературы по данной теме, например, «Кошкин дом» С. Маршака, игры-драматизации. Для второй группы источников опасности авторы рекомендуют организовывать специальные занятия по обучению пользования опасными предметами быта, в зависимости от возраста детей. Для третьей группы подходят методы работы не только с детьми, а с педагогами и родителями [4]. Опасные и чрезвычайные ситуации обычно создаются самим человеком, который не соблюдает, либо не ознакомлен с правилами поведения, принятыми в обществе. Педагог и ученый Л.А. Григорович утверждает: «Важно не только оберегать ребёнка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в разных условиях совместно с родителями, которые выступают для ребёнка примером для подражания» [5]. Л. Захарова, Н. Мельникова, Р. Шакурова считают, что средствами драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети дошкольного возраста учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, связанную с безопасностью в быту, учатся оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым [6]. Методология и результаты исследования Представления о способах защиты и владение навыками по их применению, укрытие от опасности, владение навыками само- и взаимопомощи помогает детям самостоятельно обезопасить и себя и окружающих. Мы определили компоненты безопасного поведения, отражающие уровень их сформированности у детей: 1. Когнитивный компонент – знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы). 2. Эмоциональный компонент – отношение переживания и понимания ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности. 3. Поведенческий компонент – умение действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира; Компоненты и их критерии оценивались по уровням их проявления. Высокий уровень: ребенок демонстрирует представления о безопасном поведении в быту. Он правильно и быстро отвечает на поставленные вопросы. Ребенок знает и понимает источники опасности, может рассказать о последствиях неправильного обращения с опасными предметами, называет причину возникновения какой-либо опасной ситуации. Аргументирует свой ответ. Может продемонстрировать свои представления и умения на практике. Средний уровень: у ребенка прослеживаются представления о безопасном поведении в быту, но не достаточно прочные. Ребенок отвечает на вопросы, но ему необходимо время для ответа. Иногда допускает ошибки или может ответить после наводящего вопроса. Ребенок затрудняется назвать причину возникновения какой-либо опасной ситуации. Ответы ребенка не редко являются краткими. Низкий уровень: Ребенок не отвечает на вопросы даже после наводящего вопроса. На просьбу выразить свое отношение к поступку персонажа, ребенок может ответить отказом. Совершает большое количество ошибок, не может аргументировать свой выбор; В соответствии с перечисленными компонентами нами были выбраны следующие методики: 1. Модифицированная методика Н.Н. Авдеевой «Беседа» [7]. Цель методики - определение уровня представлений у детей 5-6 лет основ безопасного поведения в быту. Для этого детям были заданы следующие вопросы: • Все предметы, которые есть дома – наши помощники. А могут ли они стать опасными? А почему? • Какие ты знаешь опасные предметы, которые есть у тебя дома? А почему ты считаешь их опасными? • Знаешь ли ты, где дома находится аптечка? А берешь ли ты из нее таблетки без родителей? • Ты знаешь, какие предметы относятся к острым? • Как нужно обращаться с острыми предметами? • К чему может привести неправильное поведение с острыми предметами? • Из-за чего может произойти потоп в доме? • Какие электроприборы, ты знаешь? • Включаешь ли ты без родителей электроприборы? • Можно ли играть спичками и зажигалками. А почему? • Знаешь ли ты, по какому номеру необходимо звонить при пожаре? 2. Модифицированная методика Т.Г. Хромцовой «Беседа по картинкам» [8]. Целью методики является определение отношения ребенка к соблюдению мер предосторожности, а также своих возможностей по преодолению опасности. Мы предлагали детям рассмотреть картинки, на которых изображены различные опасности в быту: возгорание в доме, открытая аптечка, неправильное обращение с электроприборами, потоп в доме, игра со спичками. Детям были заданы вопросы: • Что ты видишь на картинке? • Почему такое случилось с мальчиком/девочкой? • Что он/она делали неправильно? • Как можно было поступить? • Что теперь делать этому мальчику/девочке? • Что он может сделать сам? • Кто ему может помочь? Результаты диагностик были обработаны и соотнесены с уровнями сформированности представлений о безопасном поведении в буту. По итогам констатирующего эксперимента, нами были получены следующие результаты: из опрошенных детей экспериментальной группы высоким уровнем представлений о безопасном поведении в быту обладают 20% детей, средним уровнем представлений обладают 40% детей, низким – 40%. Преобладают средний и низкий уровни. Благодаря констатирующему эксперименту мы выявили недостаточный уровень представлений детей о безопасном поведении в быту. Именно поэтому нами была разработана серия познавательных сказок для формирования и закрепления представлений детей о безопасном поведении в быту. Работа в формирующем эксперименте проводилась с детьми экспериментальной группы по апробации познавательных сказок, с детьми контрольной группы такая работа не проводилась. Изучив необходимую литературу, мы подобрали следующие актуальные темы для развития у детей основ безопасного поведения в быту: острые предметы, аптечка, бытовая химия, электроприборы, пожар, незнакомцы за дверью. Проведение чтения познавательных сказок проходило в несколько этапов: 1. Подготовительный этап. На основе изученной литературы и констатирующего эксперимента были определены темы познавательных сказок. Нами были придуманы персонажи, которых дети могли бы отожествлять с собой для более эффективной функции сказки. Затем мы составляли сказки по выбранным темам в доступном для детей 5-6 лет понимании. 2. Мотивационный этап. Перед прочтением детям познавательной сказки, мы проводили рассадку детей так, чтобы каждый ребенок мог слышать сказку, видеть иллюстрации, не отвлекаться на посторонние вещи. Нами были заданы вопросы для проверки усвоения правил безопасного поведения, рассказанных в предыдущей сказке. Затем мы задавали вопросы, наводящие на тему новой познавательной сказки для мотивации детей. 3. Основной этап. Нами была рассказана познавательная сказка на одну из перечисленных выше тем. Сказка сопровождалась иллюстрациями – раскрасками, которые дети, после обсуждения, могли раскрасить и повторить правила безопасности. 4. Заключительный этап. После прочтения сказки детям были заданы вопросы по содержанию сказки, а также по изученным правилам безопасного поведения. Дети не только отвечали на поставленные вопросы, но и делились личным опытом на обсуждаемую тему. Познавательные сказки, разработанные нами, представляют себе истории о брате и сестре – Маше и Мише, которые ходят в первый класс и на небольшое количество времени, после школы, остаются одни, до прихода родителей. Однажды ребята помогли старушке перейти дорогу, а она оказалась доброй волшебницей и, в благодарность, наделила Машу и Мишу способностью разговаривать с предметами, когда им это понадобится. В познавательных сказках дети сталкиваются с различными опасностями в быту и просят предметы о помощи. Предметы оживают и объясняют детям правила безопасного обращения с ними. В ходе контрольного эксперимента, нами были определены следующие результаты: из опрошенных детей экспериментальной группы высоким уровнем представлений о безопасном поведении в быту обладают 40% детей, средним уровнем представлений обладают 45% детей, низким – 15%. Преобладают высокий и средний уровни. Благодаря контрольному эксперименту мы выявили эффективность применения познавательных сказок в формировании представлений детей 5-6 лет о безопасном поведении в быту. Заключение Изучив научную литературу, по теме исследования мы сделали следующие выводы. Воспитание основ безопасного поведения в быту – одно из важнейших задач, стоящих перед педагогом. При ознакомлении детей с правилами безопасной жизнедеятельности необходимо учитывать компоненты безопасного поведения, такие как: когнитивный компонент - представления ребенка о правилах безопасного поведения; эмоциональный компонент – переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности; поведенческий компонент – умение действовать в критической ситуации, связанной с безопасным поведением в быту; Владение основами безопасного поведения позволяет детям и взрослым испытывать страх в меньшей степени. Благодаря обучению правильному поведению в критических ситуациях в быту у детей формируется осторожное отношение к окружающему миру; Проведя констатирующий эксперимент, мы сделали выводы: дети недостаточно осведомлены о правилах безопасного поведения в быту; многие дети не могут объяснить, как нужно вести себя в определенной опасной для жизнедеятельности ситуации. Это объясняется незначительными представлениями детей о безопасном поведении в быту и не заинтересованностью в изучении правил безопасного поведения в быту. В процессе проведения формирующего эксперимента нами были сделаны следующие выводы: Детям интересно изучать правила безопасного поведения в быту при слушании познавательных сказок и рассматривании иллюстраций к ним Детям нравится закреплять представления об изученных правилах поведения в процессе обсуждения, ответов на вопросы, обсуждать друг с другом новую сказку и делиться личным опытом. Проведя контрольный эксперимент, мы сделали такие выводы: благодаря чтению познавательных сказок дети экспериментальной группы могли рассказать с интересом об изученных правилах безопасного поведения; у них появилось желание узнать об основах безопасности в природе, появилось желание знакомить взрослых и сверстников с правилами безопасного поведения в быту. У детей контрольной группы уровень представлений о безопасном поведении в быту остался без изменений.