Full text

Введение

 

В настоящее время в большинстве стран отмечается тенденция к увеличению числа детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП). Инвалидность детей с церебральной патологией занимает первое место в структуре детской инвалидности по неврологическому профилю, и тяжесть ее обусловлена как двигательными, так и психическими нарушениями [1]. Согласно данным Росстата, в начале 2015 г. в России насчитывалось около 13 млн инвалидов, из них 993 тыс. чел. – инвалиды с детства и 600 тыс. чел. – дети-инвалиды. Численность инвалидов с ДЦП составляет около 165 тыс. чел. [2] Исходя из статистических данных распространённости инвалидности в России, можно сделать вывод, что проблема воспитания и обучения детей с церебральными параличами является одной из актуальных и социально значимых во всем мире.

Адаптивная физическая культура занимает важное место в физической реабилитации детей, имеющих церебральные параличи. Ее основные задачи заключаются в уменьшении гипертонуса мышц, улучшении координации движений, формировании двигательных навыков, подготовке человека к самостоятельной жизни [3]. Успешность воспитания и обучения таких детей зависит от тяжести поражения центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и своевременной диагностики, правильной организации лечебного процесса начиная с первых лет жизни [4].

Многие ученые и практики проводили научные исследования на тему коррекции двигательных расстройств у детей с диагнозом ДЦП [5–8]. Они рассматривали особенности развития сенсомоторных функций, познавательной деятельности и моторики рук у детей с ДЦП, применяя упражнения с предметами, мячами, используя элементы подвижных и малоподвижных игр. Очевидно, что двигательным действиям в детском возрасте следует уделять значительное внимание, чтобы лучше овладеть базовыми навыками движений, которые составляют основу трудовой, игровой, учебной деятельности, что необходимо для успешной адаптации и интеграции в современном обществе.

Проблема распространенности детского церебрального паралича актуальна в наше время, и заболевание нуждается в более глубоком изучении, а также в разработке новых методик для физической реабилитации больных. В том числе средствами для развития мелкой моторики рук могут стать игровые элементы игры Бочча.

При изучении современного состояния данной проблемы следует отметить, что к настоящему времени существует большое количество методик для коррекции двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом. Однако научно обоснованных данных по изучению особенностей развития мелкой моторики рук у детей с церебральным параличом, в том числе с применением элементов игры паралимпийского вида спорта Бочча, в литературе практически не найдено.

Выявленные противоречия позволили сформулировать научную проблему исследования, которая заключается в необходимости разработки экспериментальной методики применения элементов игры Бочча в процессе адаптивной физической реабилитации для развития мелкой моторики рук у детей 9–12 лет с диагнозом детский церебральный паралич.

Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые разработаны комплексы физических упражнений, включающие применение элементов игры Бочча, а также упражнения с мячами разного диаметра, используемые в процессе адаптивной физической реабилитации и направленные на развитие мелкой моторики рук у детей 9–12 лет с диагнозом детский церебральный паралич.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении знаний об использовании различных комплексов физических упражнений в области адаптивной физической реабилитации с целью развития мелкой моторики рук у детей 9–12 лет с диагнозом ДЦП.

Практическая значимость работы заключается в применении разработанных средств и методов игры Бочча, позволяющих интенсивнее воздействовать не только на развитие мелкой моторики рук, но и на улучшение координационных движений у ребенка в целом. Кроме того, игровые формы организации занятий с детьми с диагнозом детский церебральный паралич способствуют повышению коммуникативных способностей. Практикой доказано, что при систематическом лечении, начатом в раннем возрасте, можно получить благоприятный эффект в состоянии двигательной функции у детей с ДЦП [9].

Для решения данной проблемы было проведено научное исследование, которое заключалось в применении экспериментальной методики, включающей в себя комплекс упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, элементы игры Бочча, упражнения с мячами разного диаметра и использование средств массажа и самомассажа.

Цель научного исследования – улучшение показателей координационных способностей у детей с детским церебральным параличом. В ходе исследования решали следующие задачи: ознакомление с классификацией и этиологией детского церебрального паралича, изучение анатомо-физиологических особенностей детей с ДЦП, анализ существующих методик адаптивной физической реабилитации и разработка экспериментальной методики развития мелкой моторики рук у детей 9–12 лет с диагнозом ДЦП.

Для решения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Ознакомиться с классификацией и этиологией детского церебрального паралича.
  2. Изучить анатомо-физиологические особенности детей с детским церебральным параличом.
  3. Дать анализ существующим методикам адаптивной физической реабилитации детей с детским церебральным параличом.
  4. Разработать экспериментальную методику развития мелкой моторики рук у детей 9–12 лет с диагнозом детский церебральный паралич.

 

Методология и результаты исследования

 

В работе применяли следующие методы: анализ литературных источников, педагогическое тестирование, методы математической статистики и педагогический эксперимент. Проведение педагогического эксперимента осуществлялось в соответствии с поставленными целью и задачами и состояло из трёх этапов, включая научное исследование уровня развития мелкой моторики у экспериментальной группы, формирующий педагогический эксперимент и контрольное исследование, направленное на оценку эффективности разработанной экспериментальной методики.

Научное исследование проходило в три этапа:

  1. Изучение научно-методической литературы по проблеме научного исследования.
  2. Формирующий эксперимент по развитию мелкой моторики рук у детей с ДЦП.
  3. Контрольное тестирование, направленное на оценку эффективности разработанной экспериментальной методики.

При восстановлении двигательных функций детей, больных церебральным параличом, мы придерживались принципов, которые рекомендуют специалисты [10]: как можно более раннее начало лечения; регулярность, систематичность, непрерывность, строгая индивидуализация согласно стадии заболевания, его тяжести, возраста ребенка, его психического развития, дозирование, постепенное увеличение нагрузки, комплексное применение различных средств и методов. Наибольший эффект при реабилитации достигается при комплексном применении различных средств и методов. Основными средствами в содержании экспериментальной методики стали массаж и самомассаж [11, 12], общеразвивающие упражнения, силовые упражнения и средства игры Бочча.

Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук у детей с ДЦП начиналось с элементов самомассажа и пассивных упражнений кистей и пальцев рук. В основной части занятий применяли игровые формы и средства игры Бочча. Уделяли внимание общеразвивающей и силовой подготовке детей, что способствует развитию тонких движений пальцев рук у детей с двигательными нарушениями [13]. Занятие проводили в виде большой тематической игры, состоящей из взаимосвязанных или обособленных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению поставленных педагогом коррекционных задач [14].

В ходе педагогического эксперимента для оценки эффективности разработанной методики мы провели начальное и конечное тестирование. Для обработки результатов и для сравнения был использован Т-критерий Вилкоксона [15]. Критерий рассчитывали для сопоставления показателей измерения на одной и той же выборке участников экспериментальной группы до начала и в конце педагогического эксперимента.

Для установления начального и конечного уровней развития мелкой моторики рук у экспериментальной группы и сравнения этих показателей была использована методика С. Е. Гавриной [16]. Детям предлагали пройти ряд заданий, по результатам которых можно оценить мышечную активность кисти и пальцев, уровень развития точности, а также произвольности движений.

Уровень оценивали по шкале:

высокий уровень (средний балл равен 2,6–3);

средний уровень (средний балл равен 2–2,5);

низкий уровень (средний балл равен 1–1,9).

В процессе обследования детей были получены следующие результаты.

 

Уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей

экспериментальной группы по методике С. Е. Гавриной

 

До измерения, tдо

После измерения, tпосле

Разность (tдо tпосле)

Абсолютное значение разности

Ранговый номер разности

2,1

2,5

0,4

0,4

8

1,9

2,2

0,3

0,3

6,5

2,3

2,6

0,3

0,3

6,5

2,5

2,3

–0,2

0,2

2,5

1,5

2,0

0,5

0,5

9,5

2,4

2,3

–0,1

0,1

1

2,1

2,6

0,5

0,5

9,5

1,8

2,1

0,3

0,3

5

2,3

2,5

0,2

0,2

2,5

2,5

2,8

0,3

0,3

4

Сумма:

 

 

 

55

 

Сумма рангов этих «редких» направлений составляет эмпирическое значение критерия Т:

Tэмп = ∑Rt = 2,5 + 1 = 3,5.

По таблице Приложения находим критические значения для Т-критерия Вилкоксона для n = 10:

Tкр = 5 (p ≤ 0,01).

Tкр = 10 (p ≤ 0,05).

В данном же случае эмпирическое значение Т попадает в зону значимости: Тэмп < Ткр. Показатели после проведения опыта превышают значения показателей до эксперимента (p ≤ 0,01). В результате анализа данных у 70% детей (семь человек) уровень развития мелкой моторики является средним, у остальных 30% (три человека) – низким.

Проанализировав полученные результаты констатирующего этапа, можно сформулировать следующий вывод. У детей 9–12 лет с диагнозом ДЦП наблюдается значительное нарушение двигательных функций. Ребенок не может самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо систематически проводить упражнения, способствующие формированию разнообразных двигательных навыков.

В конце эксперимента у 60% тестируемых детей уровень развития мелкой моторики улучшился, а у 40% остался на среднем уровне, при этом отмечена тенденция к улучшению показателей.

 

 

 

Заключение

 

Зарегистрированные данные свидетельствуют об эффективности предложенной экспериментальной методики. У учащихся экспериментальной группы после проведенных занятий заметно улучшились двигательные навыки. Движения стали более точными, плавными. Увеличился объем движений в парализованных конечностях, в пальцах рук.

Таким образом, экспериментальная методика, которая включает в себя сопряженные упражнения массажа, применение игровых форм занятий и использование специальных упражнений физической культуры, способствует повышению уровня развития координации движений и существенно ускоряет процесс физической реабилитации детей 9–12 с детским церебральным параличом. Внедрение в процесс физической реабилитации у детей с ДЦП элементов игры Бочча может стать верным направлением в процессе коррекции имеющихся двигательных нарушений.