Full text
Введение В исследованиях В. К. Воробьевой [1], В. П. Глухова [2], Е. Ф. Соботович [3], Г. В. Чиркиной [4], Т. Б. Филичевой и многих других авторов прослеживается устойчивое мнение о том, что связная речь является одним из наиболее важных аспектов формирования личности детей с нарушениями речи, а, кроме того, и определенным итоговым критерием для перехода на школьное обучение (наличие монолога). Особую значимость несут в себе исследования, смысловой и идейной направленностью которых является рассмотрение аспекта освоения детьми с нарушениями речи системы их родного языка, развитие у них активной речевой деятельности, на базе которой осуществляется формирование связной речи дошкольников, а также поиск методов и приемов развития их связной речи [5]. Для того, чтобы ребенок, имеющий речевые нарушения, мог совершить полноценный переход на уровень связной монологической речи, ему нужно в полной мере овладеть и остальными составляющими речевой активности, а именно: звуковая культура речи, слоговая структура слова, лексико-грамматический строй речи. Данная необходимость выражается в том, что, прежде чем дошкольник сможет пользоваться в свободной речи навыками развернутого монолога без опоры на взрослого, ему необходимо научиться не только проговаривать слова, четко соблюдая звуко-слоговую структуру и не искажая ее, но и владеть достаточным словарным запасом, а также навыками словообразования и словоизменения, чтобы грамотно строить фразы и предложения. Кроме того, вышеописанное условие подкрепляется целесообразностью соблюдения принципа «от простого к сложному», который предполагает поступательную работу по приобретению навыков. При всей необходимости организации и оказания помощи детям с различными нарушениями речи по овладению указанными навыками, нельзя не отметить неоднозначную коррекционную эффективность используемых методов работы. Среди причин данного обстоятельства можно выделить применение методов и приемов, которые имеют узкое направление, что порождает нерациональное использование времени и обеспечивает сравнительно невысокую результативность работы. В связи с этим актуальной становится идея об усовершенствовании имеющихся методик по формированию и развитию разных компонентов речи, а также создании новых технологий для повышения эффективности коррекционно-логопедического процесса. Описание методологии и представление результатов исследования «Speech Box» – инновационная технология, направленная на полноценное формирование и развитие следующих компонентов речи: навыков артикуляции, формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, лексико-грамматического строя речи и навыков звуко-слогового анализа слов, что, в совокупности, обеспечивает необходимую базу и спектр условий для формирования творческого рассказывания. В отличие от многих технологий, которые имеют узкую направленность (например, развитие грамматической стороны речи), технология «Speech Box» обеспечивает охват сразу нескольких речевых аспектов, что позволяет решить параллельно ряд задач. Включение данной технологии в коррекционно-логопедический процесс позволяет ребенку находиться в непосредственной игровой ситуации и обеспечивает комфортное состояние при выполнении заданий. Кроме того, применение «Speech Box» учитывает структуру дефекта и характер речевого нарушения дошкольника, что также способствует повышению эффективности коррекционно-логопедической работы. Включение данной инновационной технологии в коррекционно-логопедический процесс предполагает соблюдение системного и онтогенетического подходов, а также обеспечивает связь с высшими психическими функциями. Преимущества данной технологии отражаются в следующем: - способствует повышению уровня игровой мотивации за счет неординарности разработанной технологии, внешней познавательной привлекательности пособия, его многофункциональности и возможности трансформирования в развивающее полотно; - способствует лучшей концентрации внимания детей на протяжении занятия; - его использование позволяет решить параллельно сразу несколько задач по коррекции, формированию и развитию разных компонентов речевой системы; - появляется возможность, помимо развития речи, проводить работу над развитием высших психических функций; - возможность длительного, многократного использования в связи с вариативностью заданий. - возможность замены одной тематики на другой необходимый материал, вариативность заданий по развитию различных сторон речи. «Speech Box» состоит из шести сторон-модулей, каждая из которых имеет определённый содержательный контекст, а также несколько вариантов осуществления работы. Данное пособие применяется как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с детьми. Индивидуальная работа предполагает выполнение ребенком каждого из 6-7 заданий со всех сторон куба (с учетом принципа – от простого к сложному). Уровень сложности структуры всего занятия зависит от степени овладения предлагаемым материалом. При необходимости второго варианта работы «Speech Box» раскладывается и превращается в крестообразное полотно, которое очень удобно располагается вертикальным образом (размещается) или кладется горизонтально. Если же подгруппа детей состоит из 4-х человек – куб можно не раскладывать, а просто поставить на небольшой столик, посадить каждого ребенка относительно своей стороны и начать работу. При завершении выполнения заданий следует перевернуть куб (для получения детьми нового задания) и продолжить работу. Модули «Speech Box»: 1. Развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата. 2. Развитие мелкой моторики. 3. Развитие лексического компонента речи. 4. Развитие грамматического компонента речи. 5. Формирование и развитие навыка слогового анализа слов. 6. Формирование и развитие навыков звукового анализа слов (а также навыка составления схемы предложения – для подготовительного возраста). Структура заданий и их вариативность: В первом модуле представлен «Бизи-борд» для развития мелкой моторики рук дошкольников. По уровню сложности он предназначен для работы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста. Инструкция: ребенку предлагается выполнить ряд операций, связанных с застегиванием/расстегиванием молнии, шпингалета, карабина, дверных и форточных защелок, шнурованием по коже, надеванию колец и прищепок на дверные ручки, имитацией включения/выключения света и т.д. Варианты: 1) Ребенку предлагается найти все предметы, связанные с электричеством (или с чем-то иным, что предлагает учитель-логопед) и совершить с ними соответствующие манипулятивные действия. 2) Ребенку предлагается совершить манипулятивные действия с предметами в определенном порядке: сначала застегнуть/расстегнуть (что-то), затем включить/выключить, затем снять/надеть (прищепки, колечки) и т.д. 3) Ребенку предлагается инструкция: «Застегни все, что можно застегнуть», «Включи все, что можно включить», «Закрой/защелкни все, что можно закрыть/защелкнуть» и т.д., а ребенок должен суметь найти соответствующие предметы и совершить с ними манипулятивные действия. Во втором модуле «Speech Box» находятся два подраздела. Первый подраздел «Раз, два, три – ты за мною повтори!» сделан в образе коровьей морды с имитацией реального рта, который оформляют губы, зубы и «подвижный язык». Инструкция: ребенку предлагается выполнить артикуляционную гимнастику вместе с «Коровой». Пример: перед тем, как выполнить упражнение «чашечка», ребенок должен своими руками сделать чашечку из «подвижного языка». Второй раздел – «Sunny-выдох!» (для детей 5-7 лет). Инструкция: ребенку предлагается сделать длинный выдох в трубочку, в результате чего надувается перчатка. Данное упражнение можно выполнять в разных вариантах: один длинный выдох, несколько коротких выдохов, один короткий - один длинный (для более подготовленных). Для обеспечения гигиеничности при выполнении упражнения на трубочку надевается съемный наконечник, который есть у каждого ребенка в индивидуальном пользовании (в комплекте с дезинфектором). В третьем модуле в шахматном порядке расположены отверстия, над которыми расположена картинка «лиса», сидящая в разных местах относительно картинки «куба» (лиса на кубе, перед кубом, за кубом, в кубе, около куба). Инструкция: ребенку предлагается набор картинок, на которых изображено такое же различное соотношение субъекта к предмету. Он должен определить каждую картинку в соответствующее ей отверстие. Варианты: 1) Данное задание можно выполнять с полным опусканием картинки в щель (это вариант предполагает присутствие педагога для осуществления контроля или помощи ребенку), когда выполнение задания проверяется на правильность в самом процессе. 2) Данное задание можно выполнять с частичным опусканием картинки в щель (когда половина картинки видна снаружи). Этот вариант предусматривает самостоятельное выполнение ребенком задания, и проверку на правильность в самом конце. Вышеописанное задание можно привязывать к теме недели, что позволяет увеличить вариативность картинного материала, а также обеспечить минимизацию потери интереса к процессу. Четвертый модуль идентичен третьему, но, вместо картинок с изображением лисы относительно куба, под каждым отверстием расположена картинка с определенной лексической темой. Инструкция: ребенку предлагается набор картинок с теми же лексическими темами, что и на стороне «Speech Box». Он должен определить каждую картинку в соответствующее ей отверстие. Те лексические темы, которые закреплены изначально, можно заменять на любые другие темы (в зависимости от темы недели или преследуемой цели педагога). Пятый модуль идентичен двум предыдущим, но, вместо прежних картинок, под каждым отверстием расположено определенное количество изображений кроликов. Инструкция: ребенку предлагается набор картинок с разной сложностью слоговой структуры обозначающих слов (например: кот, пила, молоко, медвежонок, велосипедист). Он должен определить каждую картинку в соответствующее ей отверстие (сколько кроликов под отверстием – столько и слогов должно быть в опускаемой в него картинке). Варианты: 1) Ребенок из всего спектра картинок должен выбрать только изображения с трехсложным названием (или другим по сложности), помещая каждую в соответствующее отверстие. 2) Ребенок размещает картинки по возрастанию/убыванию количества слогов (усложненный вариант). В шестом модуле имеется три верхних и три нижних отверстия. Под тремя верхними отверстиями расположены три больших круга (имитация фишек) – красный, синий и зеленый. Инструкция: ребенку предлагается набор картинок. Педагог дает задание – определить, какой первый/последний звук в каждом из слов, обозначающих картинки (гласный, согласный твердый или согласный мягкий), а затем поместить их в соответствующие отверстия. Под тремя нижними отверстиями расположены рамки, в каждой из которых небольшими фишками обозначен акцент места звука в слове (начало, середина, конец). Инструкция: ребенку дается набор картинок на определенный звук (в зависимости от темы недели или индивидуальной отработки нарушенного звука). Он должен произнести слово и определить, где находится заданный звук, а затем поместить картинку в соответствующее отверстие. Варианты: 1) Ребенку дается набор картинок без акцента на определенный звук. Он должен выбрать только те картинки, в которых есть заданный звук (например, звук [Ш]) и определить их по месту звука в слове. 2) Ребенку дается набор картинок на определенный звук. Он должен выбрать только те картинки, в которых этот звук стоит в начале/середине/конце и определить их в соответствующее отверстие. Для детей подготовительного возраста можно усложнять задания следующим образом: в рамки располагаются схемы предложений (от простого к сложному). Ребенок должен определить ту или иную картинку к определенной схеме предложения и поместить ее в соответствующее отверстие. Результатами работы с включением технологии «Speech Box» является: 1) Сокращение сроков автоматизации и дифференциации звуков. При помощи организации работы со «Speech box» по закреплению поставленных звуков удается достигнуть искомого результата намного быстрее. Это объясняется большей заинтересованностью и мотивированностью ребенка при выполнении ряда разнообразных заданий, которые не только не утомляют его, но и обеспечивают продление интереса к работе над заданными звуками. 2) Более успешное овладение навыками слогоделения и коррекции слоговой структуры слова. Очень часто приходится сталкиваться со сложной структурой речевого дефекта, одним из аспектов которого является грубое нарушение слоговой структуры слова. Применение инновационной технологии по преодолению данного нарушения позволяет справиться с проблемой в более короткий срок, поскольку при выполнении задания у ребенка задействован не только слухоречевой центр (как при обычном отраженном проговаривании слов за взрослым), но и зрительный, моторный, тактильный центры. Их включение в работу способствует эффективному запоминанию вербальной и графической (для подготовительного возраста; в том случае, если ребенок успешно овладел первичными навыками чтения) структуры слова, которым обозначается определенное изображение на картинке, а также закрепляется умение слогоделения посредством отхлопывания слова и определения соответствующей картинки в нужное отверстие. 3) Эффективное овладение навыками звукового анализа и синтеза. Зачастую при выполнении звукового анализа слова ребенок быстро утомляется, поскольку ему необходимо не только выбрать соответствующую цветовую фишку для обозначения того или иного звука, но и аргументировать свой выбор, ответив на вопросы взрослого. Это приводит к отсрочке автоматизации умения и превращению его в навык, к нерациональному использованию времени в индивидуальной работе, а также к постепенному снижению мотивации на занятии. Включение в работу инновационной технологии позволяет решить поставленные задачи параллельно: дошкольник, определяя каждую картинку в нужное отверстие, оречевляет все свои действия по ходу выполнения задания, не отвлекаясь на вопросы педагога, тем самым закрепляя и в своей памяти понятия «согласный твердый», «согласный мягкий», «гласный звук», «место звука в слове», «количество тех или иных звуков в слове». Со временем умение переходит в навык, и ребенок способен не только выполнять данное задание, но и более свободно строить свои высказывания. 4) Успешное овладение навыками грамотного построения развернутой фразы, предложения, высказывания. При выполнении каждого задания из серии представленных в описании технологии дошкольнику необходимо не только оречевлять свои действия, но и построить небольшой рассказ, суть которого заключается в описании последовательности собственных действий. Систематическое выполнение как данного «итогового» задания, так и ряда заданий, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, позволяет ребенку выйти на новый уровень, приблизившись к овладению монологической речью. 5) Повышение учебной мотивации в целом. Включение в коррекционно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи технологии «Speech box» позволяет активизировать весь комплекс анализаторной системы и высшие психические функции (внимание, восприятие, воображение, мышление, память), что, в совокупности, способствует повышению уровня учебной мотивации при выполнении спектра заданий в процессе образовательной деятельности Заключение Таким образом, применение данной технологии в коррекционно-логопедической работе способствует формированию у детей с нарушениями речи правильной артикуляции, мелкой моторики, звуко-слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи и связной речи, а также таких психических процессов, как воображение, мышление, внимание. Как показывает практический опыт, при выполнении заданий «Speech Box» у детей наблюдается повышение уровня концентрации внимания, появляется интерес к образовательному процессу и возможность реализовать свои творческие способности, что способствует полноценному переходу к формированию навыков творческого рассказывания.