Full text
Введение Проблема развития творческого мышления человека была одной из важнейших во все времена, а в наши дни стала особо актуальна, т.к. в нашу эпоху - эпоху стремительного развития новых технологий, во всех отраслях становятся востребованы люди, которые могут мыслить креативно и неординарно, быстро ориентироваться и адаптироваться в новых условиях. В научной литературе понятие «мышление» рассматривается с двух позиций: как процесс и как способность. Опираясь на это определение, учеными рассматриваются и характеризуются типы мышления, связь понятий «творчество» и «мышление», подходы к определению понятия «творческое мышление». Многие исследователи, такие как М.Вертгемер, П.Я. Гальперин, З.И. Калмыкова и другие, указывают два основных вида мышления: репродуктивное и продуктивное (т.е. творческое). Однако некоторые ученые считают по-другому. Так, А. В. Брушлинский придерживается точки зрения, что термины «продуктивное», «творческое» мышление излишни, потому что мышление по своей сути отвечает за такие психологические механизмы, которые характеризуют творчество как высшую форму активности и самостоятельной деятельности человека. При этом отмечается, что репродуктивное мышление является просто памятью, а не собственно мышлением [1]. Следовательно, можно утверждать, что творческим мышлением называется такой вид мышления, в результате которого мы получаем какое-либо абсолютно новое или усовершенствованное решение той или иной задачи. Младший школьный возраст является сензитивным для развития творческого мышления. В этом возрасте учебная деятельность является ведущей для детей, и именно она помогает раскрыться им в творческом процессе: учащиеся смело ищут решения творческих задач, привносят новые знания во все сферы своей жизни, легко адаптируют их под разные ситуации. Гармоничное взаимодействие чувственного и рационального познания в учебном процессе служат целостному формированию детских представлений и делают творческое мышление разносторонним и открытым к новым знаниям [2]. Многие ученые и педагоги, такие как А.В. Запорожец, Г.Н. Кудина, А.М. Матюшкина, З.Н. Новлянская, Л.Е. Стрельцов, Н.Д. Тамарченко, Д.Б. Эльконин и другие занимались изучением данной проблемы, но до конца она так и не изучена. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», - писал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка [3]. Поэтому графические упражнения в развитии творческого мышления у детей имеют существенное значение в развитии свойств личности. Раскрашивая рисунки поочерёдно: то левой, то правой рукой, либо одновременно двумя руками, выполняя обводки, штриховки и т.д., у ребёнка развиваются координация и ориентация, закрепляются навыки зрительного восприятия, синхронизация работы глаз и рук, активизируется деятельность головного мозга в целом. Благодаря графическим упражнениям развиваются способности к восприятию окружающей действительности, пространственные представления воображения и логика, повышается познавательный интерес учащихся, и они способствуют формированию более широких понятий и независимости мышления. Методология и результаты исследования Творческое мышление ребенка непосредственно связано с его учебной деятельностью, оно не всегда заметно в интеллектуальных тестах, но может пробуждаться восприимчивостью новых идей, не поддающихся традиционным убеждениям. Нестандартные решения зачастую появляются в голове в момент расслабления, а не напряженного внимания. Для эффективного развития творческого мышления необходимо ежедневно заниматься с ребенком графическими упражнениями по 10-15 минут, периодически меняя задания. Однако, если ребенок увлечен каким-то одним из них, то вы можете практиковать только его, и заметный результат будет уже через две – три недели. Представим некоторые задания, которые были использованы в нашей работе. Одним из вариантов формирования творческого мышления является тест креативности Е.П. Торренса. Данный тест предназначен для взрослых, школьников и детей в возрасте от пяти лет. Он состоит из трех субтестов, ответы к которым даются в виде рисунков и подписей к ним. Тест не только проверяет уровень креативности, но и способствует развитию воображения. В 1 субтесте ребеноку предлагается на основе цветного овального пятна, вырезанного из бумаги нарисовать оригинальную картинку и придумать к ней интересное название. 2 субтест представляет собой 10 незаконченных фигур. Каждую фигуру ребенку необходимо дорисовать таким образом, чтобы ни одна не повторялась. Ко всем рисункам нужно придумать название, и чем оно необычнее и интереснее, тем лучше. Рисунок 1 «2 субтест» Рисунок 2 «2 субтест» В 3 субтесте представлено 30 пар параллельных линий. Используя их, детям следует придумать, соответственно, тридцать разных картинок, не повторяясь. И вновь каждому из рисунков подобрать креативное название. Рисунок 3 "3 субтест" Оценивание работ происходит по 5 критериям: беглость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию и абстрактность названий. За каждый критерий дается определенное количество баллов. После проставления баллов нужно просуммировать их и поделить на пять. Полученный результат будет говорить об уровне креативности по Торренсу: 30 — плохо, 30—34 — ниже нормы, 35—39 — несколько ниже нормы, 40—60 — норма, 61—65 — несколько выше нормы, 66—70 — выше нормы, >70 — отлично [4]. Известный факт, что наш мозг состоит из левого и правого полушарий. У большинства людей лучше функционирует только одно из них, но самым оптимальным является тот вариант, когда развиты оба полушария. Поскольку левое полушарие отвечает за речь, логику, анализ и математические способности, а правое – за восприятие информации на слух, планирование, креативность и образное мышление, можно сделать вывод, что человеку нужно и то, и другое. Для этого с детства необходимо развивать межполушарные связи. Этим необходимо заниматься именно с первоклассниками, так как основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до семи лет, а у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет. Помогут в этом специальные упражнения, направленные на координацию работы полушарий мозга и развитие мышления ребенка. Одним из таких упражнений является «Дорисуй картинку», где ребенок видит половину изображения, а вторую ему необходимо симметрично дополнить. Если рисунок изображен справа, то ребенок рисует левой рукой, а если слева – правой. Начинать такие занятия можно с рисунков по клеточкам, постепенно придя к рисованию на чистом листе. Это упражнение развивает внимание ребенка, терпение, мелкую моторику рук, а также дает понятие «симметричность предметов. Рисунок 4 "Дорисуй рисунок" Следующее упражнение – «Зеркальное рисование». Ребенок берет в каждую руку по карандашу и одновременно рисует какие-либо фигуры таким образом, чтобы они были зеркальными отражениями друг друга. Начинать нужно с простых геометрических фигур, постепенно переходя к более сложным. Данное упражнение позволяет каждому полушарию реализовывать себя в полной мере. Более сложной формой зеркального рисования, является «Дорисуй и раскрась рисунок обеими руками». Рисунок 5 "Дорисуй и раскрась" Еще одним примером может служить упражнение, где ребенку нужно дорисовать и раскрасить сказочных героев так, чтобы одни стали добрыми, а другими злыми. Следующее упражнение – «Дорисуй портрет». Необходимо распечатать на листе формата А4 фото и разрезать его пополам. Половинки наклеить на два разных листа, а затем предложить ребенку их дорисовать [5]. «Дорисуй за другом» является одним из наиболее интересных упражнений для детей. Выполняется оно в парах. Один ребенок придумывает свое изображение, но не говорит товарищу о нем, а затем начинает рисовать только один его элемент. Товарищ пробует догадаться, что начал рисовать его друг и дополняет изображение вторым элементом. Это продолжается до тех пор, пока не получится целостная картина. Зачастую в ходе работы приходится менять первоначальную задумку. Это хороший способ развить креативное мышление. Следующее задание похоже на предыдущее, но здесь дается листок, на котором уже изображен основной элемент предмета. Ребенку необходимо догадаться, что хотел нарисовать художник и дорисовать картинку. «Простые фигуры» - упражнение, в котором требуется превратить восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольник или любые другие геометрические фигуры в часть более сложной картинки. Так, кружок можно преобразовать в «смайлик», колесо или очки. Если упражнение выполняется в группе, то можно устроить мини-соревнование на выбывание: дети по очереди рисуют новое изображение, кто не может больше придумать – выбывает. Большое удовольствие доставляет детям рисование пальцами. С помощью цветных отпечатков дети придумывают образы животных, птиц, транспорта и растений. Такой вид рисование не только развивает воображение учащихся, но и поднимает настроение [6]. Упражнение «Нейропсихологический алфавит» также помогает развить креативность. Детям предлагается изобразить буквы необычным способом: в виде животных, построек, деревьев и других образов, которые придумает ребенок. Еще одно необычное задание «Дорисуй каракули». Сначала предлагается просто «почеркать карандашом на листе бумаги. Когда это выполнено, ребенку следует подумать, как можно преобразить получившееся изображение в красивый рисунок. Здесь то и включается творческое мышление. Ребенок создает картину из обычных, казалось бы, «каракуль». Эти и другие графические упражнения влияют на развитие памяти и внимания учащихся, а также помогают одновременно включить в работу оба полушария головного мозга, тем самым способствуя формированию творческих способностей и развитию творческого мышления. В экспериментальной части была проведена проверка эффективности использования графических упражнений для развития творческого мышления первоклассников, которая проходила в три этапа: первичная проверка уровня креативности, выполнение упражнений на развитие творческого мышления и контрольное тестирование. Для тестирования мы использовали методику диагностики личностной креативности, разработанную Е. Е. Туник. Данная диагностика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску [7]. Результаты исследования приведены в таблице ниже. Рисунок 6 "Результаты исследования" Сравнив результаты первичного и контрольного тестирования, мы пришли к выводу, что графические упражнения действительно способствуют развитию творческого мышления, показатели всех учеников возросли, у одних – незначительно, у других – в разы больше. Большим преимуществом выполненной работы являются не только улучшенные результаты тестирования, но и то, что предложенные упражнения понравились всем ученикам без исключения. Одни задания давались труднее, другие же выполнялись с легкостью и большим энтузиазмом. Заключение Таким образом, в ходе работы мы рассмотрели краткую историю изучения творческого мышления учеными, обосновали необходимость применения графических упражнений для развития креативности первоклассников, а также провели анализ проделанной нами экспериментальной работы, который говорит нам о положительном влиянии графических упражнений на творческое мышление первоклассника.