Full text
Введение Воображение играет важную роль в формировании творчества, ведь именно развитое творческое воображение помогает увидеть новые образы, составляющие основу творчества. По мнению О.М. Дьяченко, процесс творческого воображения имеет личностный характер, и его результатом может стать формирование особой внутренней позиции, умение видеть «глазами другого человека» и возникновение личностных новообразований: умение находить новое в знакомом, игровое отношение к действительности и т.д. [1]. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования присутствует такая задача, как развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру [2]. Приобщая ребёнка к миру прекрасного, мы открываем перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствуем развитию и потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. B.A. Сухомлинский считал, что ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту [3]. Помочь ребенку воплощать свои замыслы и идеи можно в процессе создания атрибутики для игр драматизаций в театральной мастерской. В данной деятельности дети смогут сами придумать образ своего героя, подобрать материалы, из которых можно будет их создать, подготовить афиши и пригласительные билеты для своих театрализованных представлений. За основу в ней ребёнок может выбрать известного персонажа и просто доработать его: придумать костюм, украшения, предметы, дополняющие костюм: шляпа, сумка и т.д.; либо ребенок может создать что-то свое, абсолютно новое. Развитию творческого воображения у четвероклассников в процессе создания атрибутики для игр драматизаций в театральной мастерской посвящена данная работа. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения младших школьников в процессе создания атрибутики для игр драматизаций в театральной мастерской Благодаря творчеству ребенок начинает проявлять активную фантазию и воображение. Творчество основывается на желании создать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или то, что уже существовало, но сделать по-своему и по-новому. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда желание развиваться и развивать, двигаться к лучшему, к чему-то новому, к совершенству и, конечно, к прекрасному, а творческая фантазия необходима в любой человеческой деятельности. Эта в высшей степени важная проблема теснейшим образом связана с проблемами эстетического воспитания, считает Л.Л. Гурова [4]. Чтобы развивать творческий потенциал ребенка, следует систематически обращаться к его эмоциональным переживаниям. Умение выражать свои эмоции и чувства даёт человеку ощущение реализованности собственной индивидуальности, это помогает ему использовать все имеющиеся в его распоряжении потенциальные возможности. По мнению Е.А. Антипиной, способности к творчеству у детей формируются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно. Анализируя исследования детского творчества можно выделить не менее трех стадий развития творческого мышления: наглядно-действительное, причинное и эвристическое [5]. Одной из основных задач современного образования становится развитие творческой одаренности, считает А.В. Щёткин. Для этого требуется специальная образовательная технология, которая будет позволять развивать неповторимый творческий потенциал каждого ребенка, сохраняя при этом массовость образования [6]. Творчество для младшего школьника в учебном процессе предполагает у него наличие способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Однако для ребенка важно, чтобы взрослые поддерживали его стремление к творчеству, утверждает Л.С. Выготский [7]. Для его развития требуется огромное внимание со стороны окружающих его взрослых. Необходимо создать положительную психологическую обстановку для занятий ребенка, важно поддерживать новые творческие начинания и относиться к ним с пониманием и уважением. О.М. Дьяченко считает, что в процессе художественного творчества ребенок узнает себя, открывает что-то новое для себя и окружающих [8]. Темы, идеи и образы для конструирования могут быть различными, например, растения, животные, люди, различные профессии, сказочные персонажи, герои фильмов и мультфильмов. Поделки с детьми можно делать и на занятиях, и в свободное время дома. Можно вместе с детьми создать мастерскую или лабораторию по созданию кукол и атрибутики для детского театра. Дети могут создать афиши и пригласительные билеты для своих друзей, родных и близких на театральное представление. Значение театрализованной деятельности для развития творческого воображения заключается в том, что эта деятельность дает возможность ставить перед детьми творческую задачу, создать новый образ и сделать это самостоятельно, пишет М.И. Царев [9]. С помощью атрибутики у детей появляется возможность погрузиться в мир сказки, узнать и почувствовать своих героев, показать их чувства и характер, считает Л.С. Коршунова. Благодаря атрибутике создается определенное настроение, она готовит детей к восприятию и передаче роли и всего сюжета театральной постановки [10]. Как известно, атрибут – отличительная черта героя, характеризующая и символизирующая его типичные качества и особенности. Например, маска или шапочка в виде животного, фартучек рабочего или повара, кокошник, венок и т.д. ребенок примеряет на себя. Изготавливая кукол для театра, необходимо уделять большое внимание созданию атрибутов, считает Р.С. Немов [11]. Изготовление кукол для настольного театра является очень увлекательным и интересным занятием для детей. Оно позитивно влияет на развитие художественного вкуса, творческое воображение, конструктивное мышление, утверждает А.Э. Симановский. В процессе создания атрибутики для театральной деятельности совершенствуются трудовые навыки детей, развивается глазомер, точность движений, координированная работа обеих рук [12]. Методологическая база исследования Мы провели экспериментальную работу для подтверждения выдвинутой нами гипотезы о том, что развитие творческого воображения у младших школьников в процессе создания атрибутики для игр драматизаций в театральной мастерской будет эффективно протекать при соблюдении следующих педагогических условий: • предоставление детям свободы выбора техник и / или материалов для создания атрибутов для игр драматизаций в театральной мастерской; • создание атрибутов для игр драматизаций в театральной мастерской будет проходить не только в мастерской, но и в свободной деятельности детей, например, дома с родителями; • соблюдение регулярности работы по созданию атрибутики для игр драматизаций в театральной мастерской. Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях обучения и воспитания детей на базе театрального кружка МКОУ ДО «Дом детского творчества» г. Малмыжа, Кировской области. Для определения первоначального уровня развития творческого воображения у младших школьников был проведен констатирующий эксперимент. Экспериментальная работа проводилась с января 2020 года по апрель 2020 года. В исследовании принимали участие 12 младших школьников. Дети были поделены на 2 подгруппы, одна из которых впоследствии стала экспериментальной, а другая осталась контрольной. Констатирующий эксперимент состоял из трех методик, общей целью которых было выявление первоначального уровня творческого воображения у младших школьников. Во время исследования детям предлагались следующие задания: 1. «Волшебный рисунок» Цель: определение уровня развития творческого воображения детей в процессе рисования. 2. «Из чего можно сделать?» Цель: исследование уровня творческого воображения в процессе подбора возможных материалов для создания персонажей. 3. «Расскажи о своем герое». Цель: выявление уровня творческого воображения, в процессе придумывания рассказа про своего героя. Каждая из методик оценивалась по следующим критериям: оригинальность, самостоятельность, заинтересованность, которые были разработаны О.М. Дьяченко. На основании данных критериев были разработаны показатели уровней развития творческого воображения. В соответствии с данными критериями была составлена сводная Таблица 1, в которой представлены показатели уровней развития творческого воображения. Таблица 1 – Показатели уровней развития творческого воображения Критерий Высокий уровень (2 балла) Средний уровень (1 балл) Низкий уровень (0 баллов) Оригинальность нарисованный персонаж оригинален: не встречался ранее или известный персонаж, но с индивидуальными элементами. Фон рисунка дополнен разнообразными деталями. Использовано более 5 разных цветов и более 5 оригинальных материалов для создания персонажа; подробно рассказывает о своем герое (имя, настроения, друзья, костюм, путешествия, увлечения, что умеет делать и т.д.) нарисованный персонаж малооригинален: известный персонаж с небольшим количеством дополненных элементов, фон рисунка однотипный, использовано 2-3 цвета, предложено 2-3 малооригинальных материалов; ребенок рассказывает о своем герое отрывистыми высказываниями и лишь о некоторых моментах, касающихся героя. нарисованный персонаж не оригинальный: известный персонаж без дорисованных элементов, на рисунке нет фона, используется один цвет; предложен один материал для создания; рассказ не оригинальный: ребенок не может связать свои фразы в один последовательный ответ, не рассказывает о своем герое почти ничего. Самостоятельность рисуют персонаж самостоятельно, выбирают самостоятельно материалы для своего рисунка; выбирают материалы для изготовления поделки; самостоятельно составляют рассказ о своем персонаже, не ожидая наводящих вопросов. дети рисуют своего персонажа, опираясь на подсказки педагога; называют материалы, из которых можно сделать нарисованного персонажа, с помощью подсказок педагога; рассказ о своем персонаже дети составляют по наводящим вопросам педагога. дети не могут определиться, кого им нарисовать, просят помощи у педагога; не называют самостоятельно материалов, из которых можно сделать персонажа; не могут самостоятельно составить рассказ о своем нарисованном персонаже. Заинтересованность заинтересованно создают персонаж, предлагая несколько вариантов; придумывают множество материалов, из которых можно сделать их героя; рассказывают о своем персонаже много интересных фактов, их рассказ складный и последовательный. дети рисуют персонажа без заинтересованности; придумывают немного материалов (1-2), из которых можно собрать их героя; рассказ о своем персонаже составляют краткий. дети не рисуют персонажа; не называют материалы, из которых можно было бы сделать нарисованного героя; дети не составляют рассказ о своем персонаже. По итогам эксперимента было выявлено: в контрольной группе высокого уровня развития творческого воображения нет ни у одного ребенка, 6 детей (100%) на среднем уровне и ни одного ребенка на низком уровне. Дети экспериментальной группы показали следующие результаты: высокого уровня не выявлено ни у кого, средний уровень у 3 детей (50%), и низкий у 3 детей (50%). Таким образом, делая вывод по констатирующему эксперименту, можно сказать, что дети обеих групп имеют примерно равный уровень развития творческого воображения. Итак, констатирующий эксперимент позволил выявить уровень развития творческого воображения у младших школьников и показал необходимость разработки серии занятий по созданию атрибутики для игр драматизаций в театральной мастерской с младшими школьниками с целью развития у них творческого воображения. Исходя из результатов констатирующего эксперимента, нами была определена цель формирующего этапа: апробация педагогических условий, способствующих развитию творческого воображения детей младших школьников в процессе создания в атрибутики для игр драматизаций в театральной мастерской. В формирующем эксперименте принимала участие экспериментальная группа детей из 6 человек (3 девочки и 3 мальчика). Нами была разработана серия из 10 занятий по созданию атрибутики для игр драматизаций в театральной мастерской для младших школьников. Серийность занятий предполагает выполнение следующих условий: занятия будут придерживаться единой цели и ориентированы на общий результат – развитие творческого воображения; занятия будут проходить последовательно, начиная с первого (нельзя провести сначала третье занятие, а затем первое); занятия будут регулярными; занятия не будут взаимозаменяемы; занятия будут выстроены по принципу «от простого к сложному». Соблюдаются педагогические условия: детям будет предоставлена свобода выбора техник и / или материалов для создания атрибутов для игр драматизаций в театральной мастерской; создание атрибутов для игр драматизаций в театральной мастерской допускается не только в мастерской, но и в свободной деятельности детей, например, дома с родителями; На первом занятии мы поговорили с детьми о видах кукольного театра. Младшие школьники уже знакомы практически со всеми видами кукольного театра: пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, театр верховых кукол, театр мягкой игрушки, настольный театр, также знакомы с театром, где кукол играют люди и некоторыми другими видами театра. В ходе беседы выяснилось, что некоторые из детей посещали кукольный театр города Казани и Кирова. На втором занятии мы с детьми занялись рисованием кукол, которые они хотели бы сделать. У детей был выбор материалов для рисования: гуашь, фломастеры, цветные карандаши. Все дети выбрали фломастеры. Каждый ребенок сразу же начал рисовать. Некоторые дети, нарисовав одного героя, начинали рисовать другого. У всех было много идей на счет того, каких кукол они хотят сделать. На третьем занятии мы обсудили с детьми последовательность создания кукол. С чего нужно начать, что делать в первую очередь, а что можно оставить на конец работы. Дети предлагали много вариантов работы по созданию кукол. На четвертом занятии мы с детьми обсуждали различные материалы, которые можно использовать при создании кукол для настольного театра. Дети предлагали множество вариантов, в основном то, что видели перед собой: бумага цветная и белая, картон, пластилин, шишки, скорлупки от грецких орехов, фломастеры, карандаши, клей, втулки от туалетной бумаги, ножницы, небольшие картонные коробки. После того, как мы обсудили материалы, из которых можно делать кукол для настольного театра, мы поговорили о том, как можно их комбинировать (соединять в одной поделке спичечные коробки, цветную бумагу, клей и т.д.). На пятом занятии, мы посмотрели с детьми презентацию о том, какие бывают куклы. Мы с детьми внимательно рассмотрели этих кукол, проговорили последовательность создания данных кукол, обсудили использованные материалы. Поговорили о том, какие спектакли можно разыграть с помощью этих кукол. Затем с каждым ребенком мы индивидуально отбирали необходимые материалы для создания их кукол. На шестом, седьмом и восьмом занятиях проводилась работа по созданию кукол. Она проводилась с небольшими подгруппами детей. Сначала с девочками, потом с мальчиками. Дети активно занимались созданием своих персонажей. На девятом занятии мы с детьми устроили небольшую выставку, на которой каждый ребенок рассказывал о своей кукле. На десятом занятии вместе с детьми мы попытались разыграть несколько спектаклей с куклами, которые были сделаны детьми на занятиях. Для выявления эффективности проведенной нами экспериментальной работы нами был проведен контрольный эксперимент. На этапе контрольного эксперимента нами была поставлена цель: определить динамику развития творческого воображения младших школьников, после проведения серии занятий по созданию атрибутики для для игр драматизаций в театральной мастерской. Диагностические методики были использованы те же, что и на констатирующем эксперименте. В контрольной группе было выявлено 6 детей (100%) на среднем уровне. Дети экспериментальной группы показали лучшие результаты: высокого уровня достигли 3 детей (50%), средний уровень остался у 3 детей (50%), на низком уровне детей не оказалось. Таким образом, анализ полученных результатов в ходе контрольного эксперимента выявил положительную динамику в развитии творческого воображения детей экспериментальной группы. Мы объясняем это целенаправленной работой по развитию творческого воображения у младших школьников. Можно сделать следующий вывод, что серия занятий по созданию атрибутики для игр драматизаций в театральной мастерской способствовала развитию творческого воображения у младших школьников. Заключение Aнализ психолого-педагогической литературы показал, что в младшем школьном возрасте происходит интенсивное формирование личности. Это период, который характеризуется становлением творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, творческое воображение. Одним из продуктивных видов деятельности детей является художественно-конструктивная деятельность. Художественное конструирование – это деятельность ребенка с бумагой, природным материалом, различным бросовым материалом. При таком виде деятельности дети способны передавать свое личное отношение к образу героя, его характеру. Создание атрибутики для игр драматизаций в театральной мастерской выступает одним из подвидов художественно-конструктивной деятельности. Роль кукольного театра в воспитании и всестороннем развитии детей огромна. В сказочной игровой форме дети усваивают достойные подражания модели поведения положительных героев, учатся сопереживать им, различать добро и зло. Изготовление кукол для настольного театра из различных материалов увлекательное занятие для детей младшего школьного возраста. Оно влияет на развитие художественного вкуса, творческое воображение, конструктивное мышление. В процессе этой деятельности совершенствуются трудовые навыки детей, развивается глазомер, точность движений, координированная работа обеих рук. Экспериментальное исследование подтвердило эффективность разработанных нами условий, направленных на развитие творческого воображения младших школьников. На основании результатов, полученных в эксперименте, можно сделать вывод, что создание атрибутики для игр драматизаций в театральной мастерской – эффективное средство развития творческого воображения младших школьников.