Full text
Одним из важных приобретений в дошкольном детстве является овладение родным языком. В старшем дошкольном возрасте речевые возможности детей значительно возрастают, от правильного использования которых существенно зависит уровень развития связной речи. Проблема развития связной речи у детей с нарушениями речи остается одной из актуальных в теории и практике логопедии. Особую остроту за¬явленная проблема приобретает в отношении дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). По мнению А.В. Текучева [Цит.по: 4], связная речь – это единица речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи. Общее недоразвитие речи, по Р.Е. Левиной [2] - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефект произношения и фонемообразования. При ОНР нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Связная речь детей с ОНР характеризуется: фрагментарностью, пропусками смысловых звеньев, нарушением последовательности. В высказываниях используются простые нераспространённые предложения. Поэтому формирование и развитие связной речи требует специальной коррекционно-логопедической работы. В настоящее время логопедическая практика располагает методиками обучения связной речи детей с речевой патологией, в которых предусматривается усвоение языковых средств и языковых обобщений, развитие представлений об основных закономерностях структурно-семантического оформления связного высказывания (В.П. Глухов [1], Т.А. Ткаченко [3]). Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием В.П. Глухова [1] направлена на овладение детьми навыками связной речи. Она предусматривает «постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) – к самостоятельным; от высказываний с опорой на наглядность – к высказываниям по собственному замыслу». Методика включает в себя 5 этапов:  подготовительная работа;  занятия по пересказу;  обучение рассказыванию по картинам;  обучение рассказу-описанию;  рассказывание с элементами творчества. На каждом этапе ставятся конкретные задачи по овладению детьми речевыми навыками и способами действий. Основной формой работы выступают логопедические занятия, проводимые в малых группах (5-6 человек). Этап подготовительной работы (первый период первого года обучения) предусматривает «формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, коммуникативных умений и навыков, необходимых для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий» [3]. Реализация данных направлений работы осуществляется с помощью упражнений на составление высказываний по демонстрируемым действиям, ситуационным и сюжетным картинкам, специально подобранных речевых игр, лексических и лексико-грамматических упражнений, различные варианты которых (в том числе и с использованием компьютера) представлены в методике. Особое внимание на данном этапе работы уделяется формированию и закреплению навыков составления вопросов, участия в коллективной беседе. А также активизации речемыслительной деятельности детей и закреплению их навыков составления фразовых высказываний. Этап занятий по пересказу (второй и третий периоды первого года обучения) предполагает формирование у старших дошкольников с ОНР III уровня связной монологической речи. Данные занятия включают в себя вводные, подготовительные упражнения (отгадывание загадок о персонажах произведения; уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте; демонстрация соответствующих картинок и др.), чтение произведений, разбор текста. В процессе данных занятий происходит усвоение навыков построения фраз различных синтаксических структур, закрепление навыков их правильного употребления, развитие словаря в процессе разбора текста. Также в методике приводятся рекомендации по выбору произведений для пересказа. Правила чтения текста, приемы повышения интереса детей к занятиям. На этапе обучения рассказыванию по картинам (второй и третий период первого года обучения) автор рекомендует проведение нескольких видов занятий с картинным материалом. Это составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам, рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, события или предметов, определяющих тематику картины, рассказывание по серии сюжетных картинок. На втором году обучения к ним рекомендуется добавить обучение рассказыванию по одной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам), а также описание пейзажных картин. В методике представлены методические приемы обучении рассказыванию по картине, предлагается перечень картинного материала для работы, даются рекомендации по обучению детей составлению небольших рассказов на тему из личного и коллективного опыта. Также на втором и третьем этапе первого года обучения, в соответствии с данной методикой, рекомендуется проведение занятий по составлению описательных рассказов. Формирование навыков описания предметов начинается с составления простого описания (4-5 фраз), составленного по вопросам педагога, «с постепенным переходом к более самостоятельным и развернутым высказываниям (по предваряющему плану, затем – с опорой только на данный образец)» [1]. На втором году обучения автором рекомендована работа по формированию навыков сравнительного описания. В методике описываются подготовительные упражнения, предшествующие обучению составления описательных рассказов, даются рекомендации по подбору игрушек и предметов для описания. Вспомогательные приемы обучения. А, кроме того, там приводятся описание видов работ, рекомендуемых вводить в обучение по мере усвоения детьми навыков описания и краткое содержание отдельных игровых занятий. Этап обучения рассказыванию с элементами творчества (рассказы по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словам и на предложенную тему) В. П. Глухов рекомендует вводить на втором году обучения. При этом автор отмечает, что, уже начиная с третьего периода первого года обучения во все занятия необходимо включать отдельные, доступные детям задания творческого характера, развивающие их словесно-логическое мышление и способствующие активизации знаний и представлений об окружающем. К таким заданиям В.П. Глухов относит:  игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения;  упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения;  рисование на тему пересказываемого произведения с последующим  составлением рассказа по выполненным рисункам;  восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом;  составление «творческих пересказов» с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа / сказки от 1-го лица;  придумывание названий к картине или серии картин;  придумывание названия к каждой последовательной картинке серии;  игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины;  упражнения на составление предложений по данному слову или словоформе с учетом содержания картины;  разыгрывание действий персонажей картины;  игру-упражнение на восстановление закрытого фрагмента картины;  составление описания предмета по собственному рисунку;  использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов [1]. В методике приводятся примеры некоторых вариантов подобных заданий с подробным описанием, виды, темы и структура занятий с элементами творчества, вспомогательные приемы, используемые при обучении рассказыванию с элементами творчества. Особое внимание автор уделяет формированию связной речи детей на предметно-практических учебных занятиях (рисование, аппликация, конструирование), рекомендуя использовать в процессе их проведения «речевое планирование, «сопровождающее» описание выполняемых действий, словесный отчет ребенка о выполненном задании» [1]. Помимо прочего в методике содержатся методические требования к занятиям по обучению детей с ОНР рассказыванию. В данных требованиях В.П. Глухов особо подчеркивает необходимость уделять специальное внимание задаче формирования у детей грамматических представлений и обобщений при составлении и применении речевого образца и наглядного материала, обязательно включать в занятия упражнения на словоизменение, на подбор нужных слов и словоформ при повторном чтении и разборе текста для пересказа. Для более эффективного проведения занятий он рекомендует выделять две группы детей в зависимости от степени сформированности связной речи и навыков рассказывания (группа с выраженными затруднениями в построении фразовых высказываний и группа с менее выраженными недостатками в построении связных высказываний). При этом для детей первой группы объем подготовительной работы и тренировочных упражнений должен быть увеличен. Также автор обращает внимание на обязательность тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей групп с учетом принципа тематической связи занятий в соответствии с программой обучения и воспитания детей с ОНР. В заключительной части методики приводится методический материал к занятиям по обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Методика формирования связной речи Т.А. Ткаченко [3] предполагает формирование связной речи детей с ОНР с опорой на вспомогательные средства, облегчающие и направляющие данный процесс. Одним из таких средств в ее методике выступает наглядность, при которой, или по поводу которой происходит речевой акт. Другим средством является моделирование плана высказывания. В методике предлагается следующий порядок видов самостоятельного рассказывания: 1. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. 2. Составление рассказа по демонстрируемому действию. 3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. 4. Пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок. 5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 6. Пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картины. 7. Составление рассказа с использованием одной сюжетной картины. В первом виде самостоятельного рассказывания, наглядность представлена максимально в виде различных предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемыми детьми. Планом высказывания является порядок действий, совершаемых на глазах детей. Образец рассказа логопеда обеспечивает необходимые речевые средства. Т. А. Ткаченко рекомендует начинать такие занятия со «спектакля», разыгрываемого несколькими детьми группы, с которыми логопед заранее обговорил все их действия. Задачей остальных детей является наблюдение за «артистами». После «спектакля» логопеду необходимо дать образец рассказа по теме увиденного детьми, а затем задать вопросы по содержанию рассказа. Причем, автор советует в начале обучения не задавать детям общий вопрос: «Что делал (тот или иной персонаж)?», а конкретизировать его, и приводит варианты таких вопросов. Закрепление навыков данного вида самостоятельного рассказывания предлагается производить в форме пересказа по памяти или пересказа с использованием картинки. При составлении рассказа по следам демонстрируемого действия предлагаются аналогичные наглядность и план высказывания. Усложнение происходит за счет отсутствия образца рассказа, что дает возможность варьировать лексическое и грамматическое наполнение связной речи детей. В пересказе рассказа с использованием фланелеграфа непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками. Планом высказывания выступает порядок картинок, выставляемых на фланелеграф. Для пересказа рассказа с наглядной опорой в виде сюжетных картинок в качестве наглядности используются предметы, объекты и действия с ними, изображенные на сюжетных картинках. Их последовательность обеспечивает план высказывания, а образец рассказа логопеда обеспечивает необходимые речевые средства. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и в предыдущем виде самостоятельного рассказывания. Отсутствие образца рассказа логопеда обеспечивает усложнение выполнения задания. Согласно методике, на этапе пересказа рассказа с использованием одной сюжетной картины происходит уменьшение наглядности по средствам отсутствия динамики событий. Дети могут наблюдать, как правило, только конечный этап действий. Моделирование плана высказывания рекомендуется осуществлять за счет образца рассказа логопеда и его вопросного плана. Самым сложным видом самостоятельного рассказывания, представленным в методике, является составление рассказа с использованием одной сюжетной картины. Здесь помимо отсутствия динамики событий в наглядности, отсутствует и образец рассказа логопеда. Это еще более усложняет задачу по составлению связного высказывания и одновременно создает предпосылки для начала работы над творческим рассказыванием. Данным видом самостоятельного рассказывания автор предлагает ограничить работу над связной речью на 1-м году обучения. На втором году обучения по данной методике планируется формирование навыков описания предметов и объектов, и их сравнения. Учитывая тот факт, что при описании и сравнении предметов дети испытывают затруднения в самостоятельном определении главных признаков и свойств предмета, в установлении последовательности изложения выявленных признаков, автор разработала схемы составления описательных и сравнительных рассказов. В методике приводятся схемы в рамках наиболее типичных групп предметов, таких, как овощи, фрукты, игрушки, одежда, животные, посуда. В методике представлен перспективно-тематический план логопедических занятий первого года обучения, состоящий из шестнадцати занятий и методические рекомендации по их проведению. Автор, в ходе занятий, предлагает постепенно усложнять речевой материал (от простых фраз к сложным, от 3-словных к 4-словным, от фраз к рассказу). А также обращает внимание на целесообразность постоянной активизации интереса детей в ходе занятия, исключения отрицательной оценки деятельности детей и акцентирования внимания на их успехах, с целью повышения речевой активности. Кроме того, Т. А. Ткаченко подчеркивает необходимость начинать опрос на групповом занятии с детей сильной подгруппы, а только затем из средней подгруппы. Отработку же связного рассказывания детей из слабой подгруппы она советует переносить на индивидуальные логопедические занятия. На втором году обучения автор предлагает индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей. Старшим дошкольникам с достаточно высоким уровнем речевых возможностей рекомендуется переходить от репродуктивных форм связной речи (пересказ, заучивание) к инициативным формам, в частности, к творческому рассказыванию следующих видов:  добавление в рассказ предшествующих или последующих событий;  составление рассказа аналогичного данному, с изменением времени или результата действия;  составление рассказа по комплекту игрушек;  рассказывание по частично закрытой сюжетной картине;  придумывание рассказа про знакомого героя;  составление рассказа по его названию;  придумывание рассказа по нескольким опорным словам [3]. Детям со средним уровнем речевых возможностей, полностью освоивших программу первого года обучения, но не готовых к инициативным формам связанного высказывания, в методике предлагается особый план занятий. Он включает в себя:  Пересказ с использованием серии сюжетных картин – 4 занятия.  Пересказ с использованием опорных сигналов – 4 занятия.  Составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин – 4 занятия.  Составление рассказа (с элементами творчества) по одной сюжетной картине – 2 занятия.  Составление описательных рассказов (с использованием схем) – 5 занятий.  Творческое рассказывание – 2 занятия [3]. Данный план может использоваться и для занятий с детьми, чей уровень речевых возможностей ниже среднего, но для них, как указывает автор, целесообразно использовать тексты с более простым содержанием. При этом, количество самих занятий на каждом этапе может варьироваться по усмотрению логопеда. Предложенная последовательность занятий позволяет наращивать их сложность благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств. Так вспомогательными средствами, обеспечивающими построение плана высказывания, при рассказе с использованием сюжетных картин выступают образец рассказа логопеда и зрительная наглядность. В пересказе с опорными символами речевой образец остается, а в качестве зрительной наглядности используются символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, направляющие процесс связного высказывания. Составление рассказа по серии сюжетных картин и по одной сюжетной картине лишены текстового образца, но обеспечены наглядной опорой. Помимо достаточно полно обоснованной последовательности занятий, в методике также представлены и некоторые вопросы их организации. В частности, Т. А. Ткаченко указывает, что поскольку ответы детей на вопросы по содержанию рассказа являются составной частью всех занятий, эти вопросы необходимо тщательно продумывать. Она подчеркивает, что они должны отражать не только последовательность содержания, но и предусматривать составление детьми своего варианта предложения, отличающегося по сложности, по количеству слов, по порядку слов, по связи слов в предложении. Здесь же в методике приводится пример с вариантами вопросов к одному и тому же действию рассказа. Автор рекомендует добиваться от детей нескольких вариантов ответа на поставленный вопрос, что, по ее мнению, создаёт у детей дух соревнования, повышает интерес к занятию. А также отмечает важность заинтересованного отношения логопеда к рассказу ребенка, помогающего даже застенчивому и неуспевающему воспитаннику наиболее успешно справиться с заданием. Предпринятое мною теоретическое изучение методик формирования связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи В.П. Глухова и Т.А. Ткаченко, позволяет говорить о том, что обе они основываются на общих принципах логопедического воздействия отечественной коррекционной педагогики и общедидактических принципах обучения (систематичность и последовательность, учет возрастных и индивидуально - психологических особенностей детей, направленность на развитие их активности и самостоятельности). Авторы методик используют одно и то же средство формирования связной речи детей, развития их речевой активности и творческой инициативы – обучение рассказыванию. В обеих методиках применяются одинаковые методы обучения связной речи: пересказ, составление описательных рассказов (о реальных событиях, предметах, по картинам) и устное сочинение по воображению, широко используется наглядность и разнообразные игровые упражнения, побуждающие детей расширить свой словарный запас, развивающие их речевые возможности. А также присутствуют подготовительная работа, предшествующая обучению рассказыванию и поступательное движение от простого к сложному в расположении учебного материала. При этом содержание подготовительной работы в методиках различно. В методике В.П. Глухова упор делается на формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий. Подготовительная работа по методике Т.А. Ткаченко предполагает подготовку к восприятию, предварительный разбор содержания текста или наглядного материала, активизацию, внимания, памяти и воображения детей. Различаются и научные подходы авторов к формированию связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня. В. П. Глуховым предлагается поэтапная система обучения рассказыванию (занятия по пересказу, рассказывание по картинам, описание предметов, рассказывание с элементами творчества) с постепенным переходом от формирования речи с опорой на речевой образец или наглядность к самостоятельной, контекстной речи. Безусловно, предложенная система занятий способствуют обогащению словарного запаса детей, формированию лексически, грамматически и синтаксически правильной речи, развитию восприятия, памяти, фразовой речи, а также воспитанию «чувства языка», но, на наш взгляд, в ней используются формы и приемы, рассчитанные больше на детей с нормальным речевым развитием. Занятия по ней со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня, по нашему мнению, не могут дать ожидаемого эффекта, поскольку формирование их связной речи, на фоне слабой сформированности всех составляющих языковой системы, нуждается в опоре на вспомогательные средства. Именно такой подход предлагается в методике формирования связной речи Т. А. Ткаченко, применяющей в качестве вспомогательных средств наглядность и моделирование плана высказывания и располагающей упражнения в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. Кроме того, при планировании занятий в методике используется принцип концентрического наращивания материала по задачам, с использованием лексических тем, изучаемых в речевой группе. Данный принцип обеспечивается не только от одного этапа к другому, но и на протяжении всего периода обучения в старшей и подготовительной группах. Так пересказ используется и в старшей группе и в подготовительной, но в подготовительной группе рекомендуется брать тексты с увеличенным объемом и более насыщенным содержанием. Помимо этого, усложнение в разделах, которое дублируется на первом и втором годах обучения, достигается путем включения в занятия:  обсуждения вариантов поведения героев рассказа, их возможных речевых реакций на различные ситуации;  аргументированной нравственной оценки поступков действующих лиц;  проигрывания ситуаций общения (по материалам рассказа);  установления причинно-следственной зависимости действий в рассказе. Все это, а также представленные в методике схемы составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп (овощи, фрукты, игрушки, одежда, животные, посуда и другие) облегчает старшим дошкольникам с общим недоразвитием речи III уровня овладение навыками пересказа и составления рассказов. Наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Упражнения, используемые в методике, в интересной доступной игровой форме побуждают детей расширить свой словарный запас, развивают их навыки словообразования, употребления глаголов с различными приставками, образования прилагательных от существительных, применения синонимов, антонимов, образования сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Предложенная система перехода от репродуктивных форм связной речи к инициативным формам, к которым относится творческое рассказывание, позволяет детям сравнительно легко овладеть навыками сравнения и обобщения, умением вербализировать свои мысли в форме развернутых высказываний, делает их речь более осознанной и произвольной. Рекомендованные в методике системы оценки и опроса детей, способствуют созданию на занятиях ситуаций успеха, а также являются стимулом в обучении. Наконец, индивидуальный дифференцированный подход, рекомендованный автором на втором году обучения, качественно улучшает параметры связности и целостности языкового оформления речи старших дошкольников с ОНР III уровня с высоким и средним уровнем речевых возможностей, о чем свидетельствуют изученные нами мониторинговые исследования. А детям с низким уровнем речевых возможностей он позволяет восполнить пробелы в умениях и навыках, полученных ими на первом году обучения. Таким образом, я предполагаю, что методика формирования связной речи Т.А. Ткаченко с системой упражнений располагающихся в порядке возрастания сложности и убывания наглядности, имеет большие возможности в развитии связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, по сравнению с поэтапной методикой формирования связной речи В.П. Глухова. При этом необходимо отметить, что данный вывод, сделанный на основе теоретического анализа, нуждается в экспериментальной проверке.