Full text
Введение В условиях всё большего распространения глобализации в мировой экономике становится всё сложнее представить себе государство, не вовлечённое в международные политические, культурные и, конечно же, экономические связи, значимость которых для развития экономики, увеличения благосостояния населения и процветания страны со временем только увеличивается. Представление и защита своих национальных интересов – первоочередная задача каждого государства как субъекта международных отношений, предполагающих соблюдение конкретных соглашений и правил. Следовательно, основная цель любой страны в международном сотрудничестве – это получение выгоды от него, улучшение своих экономических показателей, что должно оказать благоприятное влияние на развитие государства и благосостояние его граждан. Однако, как показывает практика, не всегда международные отношения являются конструктивными. Примером этого как раз и служат экономические санкции – действия, предпринимаемые группой стран, направленные против экономических интересов конкретного государства. Так, с марта 2014 года по настоящее время экономика Российской Федерации вынуждена функционировать в новых условиях. Причиной этого следует считать введение США, Европейским Союзом, Австралией, Новой Зеландией и Канадой антироссийских санкций. Поводом их введения послужило присоединение Крыма к Российской Федерации по итогам референдума. Основной целью запуска антироссийских санкций стало оказание давления на Россию для изменения её позиции в мировых вопросах и курса дальнейшего развития, а также нанесение ущерба её экономике. Итак, проанализируем влияние антироссийских санкций на экономические процессы. Они оказали на экономику нашей страны огромное воздействие и, конечно же, имели целый ряд негативных последствий. Методология и результаты исследования Уже в рамках первого пакета санкций в 2014 году были введены персональные ограничения для целого списка физических и юридических лиц. Активы конкретных граждан России оказались заморожены, по отношению к ним были также объявлены визовые ограничения [1]. На первый взгляд эти санкции коснулись лишь отдельных субъектов российских экономических отношений. Однако многие из них являлись представителями российского бизнеса, в том числе крупного, что усложнило взаимодействие российских предприятий с иностранными. Что же касается российских компаний из санкционного списка, сотрудничество с ними по целому ряду направлений было прервано. Одной из сфер, по которым наиболее сильно ощущаются негативные последствия антироссийских санкций, является деятельность по привлечению иностранных инвестиций в отечественные компании. По мнению аналитиков, экономика нашей страны в определённой мере зависима от иностранного капитала, Московская фондовая биржа пополняла ликвидность главным образом путём мобилизации в страну иностранных инвестиций [2] . Введение ограничений на оборот ценных бумаг российских компаний и запрет странами Запада инвестирования в них, связанные с антироссийскими санкциями, привели к снижению рейтинга данных предприятий на мировом финансовом рынке [3]. Существовал потенциальный риск того, что у них могут появиться трудности с расчётом по долговым обязательствам, а также с привлечением новых инвестиций. Это в свою очередь повлекло за собой падение инвестиционной привлекательности России для зарубежного капитала. Актуальной стала тенденция спада инвестиционной активности в стране. Особенно хорошо она заметна на рисунке 1, на котором отражена динамика прямых иностранных инвестиций в Россию. Рисунок 1 – Чистый приток прямых иностранных инвестиций в Россию [4] Так, как видно из графика, в 2014 году был зафиксирован резкий спад зарубежных инвестиций в экономику нашей страны, объём которых сократился более чем в три раза. Данный показатель продолжил своё снижение в 2015 году, остановившись на рекордно низкой отметке в 6,9 млрд. долларов. Последующие два года характеризовались некоторым оживлением в сфере привлечения иностранных инвестиций в российские компании, однако 2018 год был снова ознаменован их снижением. Ещё одним отрицательным следствием антироссийских санкций стало то, что в их свете усилился также отток из Российской Федерации иностранных капиталов, который, по данным Банка России, составил в 2014 году 152,1 млрд. долл., в 2015 году – 57,1, в 2016 году – 18,5, в 2017 году – 25,2. По мнению аналитиков, это во многом стало причиной девальвации рубля, роста инфляции и начала финансового кризиса в России. Что же касается санкций, направленных на банковский сектор, их также можно считать достаточно сильным оружием западных стран в противостоянии с Россией. Именно в этой сфере существует серьёзный потенциал возникновения угроз для экономики нашей страны. Ввиду интегрированности российской банковской системы в мировую, подконтрольную США и их союзникам, существует риск того, что финансисты этих стран могут использовать в своих интересах свои возможности по влиянию на мировую банковскую систему и управления ей. Так, серьёзный урон может быть нанесён деятельности тех отечественных предприятий, которые имеют счета в американских и европейских банках, в том случае, если эти иностранные кредитные организации решат заморозить активы российского бизнеса. В качестве яркого примера неблагоприятного воздействия санкций на российскую банковскую систему можно привести блокировку передовыми платёжными системами мира VISA и MasterCard пластиковых карт таких крупных банков России, как «Собибанк», «СМП Банк», «Россия» [2] . Из-за санкций выход многих отечественных компании и банков, таких например, как «Сбербанк», «Банк ВТБ», «Внешэкономбанк», «Газпробманк», «Россельхозбанк» на западный долговой рынок стал ограниченным [5]. Это означает, что они потеряли доступ к дешевым кредитным ресурсам: условия займов в западных банках, благодаря более низким процентным ставкам, более благоприятны, чем в Российской Федерации [6]. Следствием этого стал рост уровня процентных ставок, в том числе на фоне увеличения ключевой ставки Банком России, предпринятого в целях замедления скорости обесценения рубля как национальной валюты. Конечно же, стоит отметить и пакет санкций, направленных против нефтегазового сектора нашей страны. С их помощью был ограничен доступ его компаний к финансированию. Санкции также подразумевали запрет на экспорт в Россию новых технологий и оборудования для глубинной добычи углеводородов, разведки и добычи ресурсов на арктическом шельфе, а также сланцевых запасов нефти и газа [7]. Помимо этого, они предполагали замораживание уже существующих и отказ от новых международных проектов в этой отрасли экономики. Основной целью подобных действий стало сокращение добычи нефти в России, а также замедление экономического роста в стране, который более чем на половину зависит от динамики развития топливно-энергетического комплекса. Следовательно, на мой взгляд, нельзя недооценить потенциально возможное влияние таких санкций на экономику. Важно рассмотреть динамику курса рубля по отношению к доллару США, которая является одним из индикаторов, отражающих состояние экономики страны. Она представлена на рисунке 2. Ослабление курса национальной валюты России началось уже в 2014 году с введением США и их союзниками санкций, далее оно усиливалось. В 2015 году один доллар США уже стоил 69,66 рублей. 22 января 2016 года было установлено рекордно низкое значение курса рубля по отношению к доллару: один доллар США был равен 83,59 рублям. Таким образом, 2015 и 2016 год характеризовались наиболее сильным обесценением нашей национальной валюты. Рисунок 2 – Динамика курса рубля по отношению к доллару США [8] Девальвация рубля была во многом обусловлена снижением цен на нефть в три раза: с 110 до 34-40 долларов за баррель [9]. Такой обвал цен на нефть произошёл потому, что, еще начиная с 2006 года, США наращивали производство и экспорт нефтяных продуктов, объём поставок их сырой нефти показывал увеличение [7]. Это послужило причиной избыточного глобального предложения нефти и, следовательно, снижения цены на неё. Экономике России был нанесён значительный ущерб, она также характеризовалась инфляцией. Как мне кажется, такая сильная зависимость состояния экономики Российской Федерации от цен на нефть свидетельствует о необходимости её диверсификации и отказе от сырьевой направленности экспортной политики страны. Безусловно, необходимо также проанализировать, как изменялся ВВП нашей страны под влиянием антироссийских санкций. Его динамика в ценах 2011 года представлена на рисунке 3. Рисунок 3 – Динамика ВВП Российской Федерации в ценах 2011 года [10] Так, из данных рисунка видно, что в 2014 году следствием ограничительных мер, предпринятых рядом стран по отношению к России, стало замедление темпов роста реального объёма ВВП: темп его прироста составил 0,74% против 1,79% – его значения в 2013 году. Влияние антироссийских санкций в наибольшей мере отразились на динамике ВВП России именно в последующие два года. Так, 2015 год характеризуется отрицательным приростом ВВП, который составил -2,54%. Эта негативная тенденция снижения реального ВВП сохранилась и в 2016 году. Подобное положение дел было связано со спадом инвестиционной, деловой и производственной активности в стране, снижением цен на нефть и нестабильностью курса рубля, инфляционными процессами. Конечно же, значительными были и последствия еще одного вида санкций, которые представляли собой ограничения на ввоз в Россию продуктов питания, медицинских товаров, товаров и технологий двойного назначения для военно-промышленного комплекса, а также запрет на операции по экспорту и импорту вооружений [1]. Подобные меры опасны для нашей страны, поскольку её экономика зависима от импорта наукоёмких технологий, продукции машиностроения, лекарств и продовольствия. Анализируя влияние санкций, которые были инициированы рядом стран по отношению к России, на экономические процессы, важно осветить также и последствия отечественных контрмер. Так, закономерным ответом на антироссийские санкции послужило продовольственное эмбарго. 6 августа 2014 года Указом Президента Российской Федерации [11] был введён запрет на ввоз в страну целого перечня сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из государств, которые ввели санкции в отношении нашей страны. В список запрещённых к импорту в Россию товаров вошли молоко и молочная продукция, овощи, фрукты, орехи, сыр и творог, мясо, птица, рыба и морепродукты, колбасы. За ослаблением конкуренции на отечественном товарном рынке следовало снижение качества продукции. Негативным следствием российского эмбарго стал также рост цен на продовольственные товары. Особенно сильно они поднялись в 2015 году. Следовательно, в таких условиях также снижалась платежеспособность граждан. Тем не менее, нельзя не отметить, что ухудшение экономической ситуации для обычных потребителей одновременно сопровождалось возможностью для отечественных производителей развить внутреннее производство и наполнить рынок собственной продукцией. Итак, в России началась активная реализация программы импортозамещения. Конечно же, в условиях введённого продовольственного эмбарго особое внимание в ней было уделено развитию аграрного сектора. Значимым стало выделение из Федерального бюджета денежных средств на развитие растениеводства в размере 11 млрд. рублей, которое возросло по сравнению с предыдущим на 2,5 млрд. рублей. Господдержка животноводства увеличилась еще более значительно, на 7,5 млрд. рублей, и составила 39 млрд. рублей [9]. Нельзя недооценить помощь, оказанную государством: подобное содействие отечественным сельскохозяйственным производителям дало значительный толчок развитию внутреннего производства основных товаров продовольствия. Субсидии государства для развития тепличного растениеводства способствовали появлению на российских прилавках продукции овощеводства даже в зимнее время [12]. Итак, как видно из рисунка 4, в результате программы импортозамещения происходило ежегодное увеличение производства отечественными животноводами свинины, в том числе замороженной: её объём показал планомерный рост с 1,5 млн. тонн в 2014 году до 2,7 млн. тонн в 2018 году. Что же касается птицы, объёмы её выращивания также увеличивались и достигли своего максимума в 2017 году: он составил более 4,8 млн. тонн. Рисунок 4 – Производство российской свинины и птицы [13] Нельзя не отметить также рост объёмов выпуска молока, который начался с 2015 года (таблица 1). Так, по сравнению с предыдущим годом, в 2015 году он составил 99 тыс. тонн, в 2016 году – 120 тыс. тонн, в 2018 году – целых 178 тыс. тон. Исключением стал только 2017 год, который характеризировался снижением объёмов производства российского молока, но, несмотря на это, их величина всё равно осталась на достаточно высоком уровне. Таблица 1 Динамика объёмов производства молока в России [13] Год Молоко жидкое обработанное, тыс. тонн Изменение объёмов по отношению к предыдущему году, тыс. тонн 2014 5349,48 - 2015 5448,73 99,25 2016 5569,21 120,48 2017 5390,12 -179,09 2018 5568,21 178,09 Что же касается динамики объёмов производства сыра, как видно из рисунка 5, наблюдался активный их рост в 2015 и 2016 годах. Хотелось бы отметить, что в рамках программы импортозамещения в Татарстане началось производство сыра пармезана, на Алтае – маскарпоне и камамбера, в Оренбурге – моцареллы [14]. На рисунке также видна тенденция увеличения производства творога отечественными производителями, которое на конец 2018 года достигнуло максимального объёма и составило почти 500 тыс. тонн. Примечательно также, что в 2017 году был зафиксирован рекордный урожай зерновых, который составил 134,1 млн. тонн. Он превзошёл показатель предшествующего года на целых 11% [12]. Благодаря этому, России удалось не только полностью обеспечить внутренние потребности страны, но и экспортировать зерно на новые рынки сбыта. Эффективность процесса импортозамещения также наглядно демонстрирует тот факт, что уже в 2015 году на территорию Российской Федерации было импортировано продуктов питания на 35% меньше, чем в 2014 году, что позволило сэкономить 14 млрд. рублей [9]. К 2015 году ввоз в нашу страну овощей снизился с 15 до 12%, фруктов – с 68 до 61%, сливочного масла – с 42 до 29%, свинины – с 26 до 7%, птицы – с 12 до 5% [9] . Рисунок 5 – Объёмы производства сыра, сырных продуктов и творога в рамках программы импортозамещения [13] Что же касается, например, стран Европы, уже по итогам 2014 года импорт из них в Россию в связи с введением эмбарго сократился на 10% [14]. Следовательно, они понесли большие убытки в силу особенностей их торгового баланса с Россией: если Россия сократила импорт, следовательно, объёмы европейского экспорта сократились. Безусловно, еще одним положительным следствием эмбарго стало избавление зависимости России в сфере продовольственной безопасности. Многие импортёры сельскохозяйственной продукции используют методы интенсивного производства, с применением биологических добавок, которые позволяют выращивать в короткие сроки значительные объёмы продукции, в особенности животноводства и птицеводства. Так, например, в США активно используются антибиотики в целях профилактики от болезней и ускорения набора массы тела животных. Помимо этого, США используют в аграрном секторе биостимуляторы, трансгенные технологии и химические препараты. Именно поэтому ограничения на ввоз в Россию подобных видов продукции позволило обеспечить безопасность здоровья граждан нашей страны. Важно также отметить, что ещё одним следствием антироссийских санкций стала разработка и введение новой национальной платёжной системы «МИР». Поводом этому послужила блокировка пластиковых карт крупных российских банков. Преимуществом введения собственной платёжной системы является защищённость внутреннего рынка банковских услуг от негативных последствий западных санкций. Именно благодаря данной мере наша банковская система приобрела независимость от функционирования международных платёжных систем, в особенности VISA и MasterCard. У граждан России теперь появилась уверенность в том, что доступ к их счетам не будет утерян даже в условиях обострившейся геополитической ситуации, что является несомненным плюсом. Заключение Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что сложившаяся ситуация вокруг Украинского кризиса привела к изменению отношений, сформировавшихся между Россией и многими другими странами. Международная борьба между ними длится уже шестой год и даже на сегодняшний день остаётся непонятным, когда же она будет прекращена. Постоянное давление, оказываемое на Россию, выражается в применении санкций как к отдельным гражданам, так и к государству в целом. За это время было введено много ограничений, в результате которых были почти полностью прерваны торговые отношения между Россией, США, Канадой, странами Европейского Союза и некоторыми другими. Именно санкции стали определяющим фактором развития международных экономических отношений с марта 2014 года по настоящее время. Антироссийские санкции имеют достаточно противоречивое влияние на экономические процессы, поскольку они имеют как негативные, так и позитивные последствия. Так, с одной стороны, комплекс мер, принятых рядом стран по отношению к России, негативно сказался на состоянии экономики нашей страны, появилась тенденция снижения реального ВВП. Разрушительные последствия санкций заключались во введении ограничений в отношении отдельных физических и юридических лиц России; в снижении объёма иностранных инвестиций в нашу экономику; потере доступа отечественными банками и компаниями к западному долговому рынку и дешёвым финансовым ресурсам; росте уровня процентных ставок в стране; блокировке VISA и MasterCard пластиковых карт наших банков; снижении курса рубля. Примечательно, что от введения антироссийских санкций пострадали в том числе и те страны, которые их инициировали. С другой стороны, санкции стали хорошим поводом для налаживания дел в экономике России, которая ввиду её ориентированности на экспорт нефти и газа, развивалась не так эффективно, как хотелось бы. Особо актуальной в последние годы, особенно в связи с волатильностью курса рубля и его зависимости от цен на нефть, является проблема диверсификации отечественной экономики. Хороший потенциал для этого есть в области импортозамещения: Россия обладает необходимым количеством ресурсов для самостоятельного производства товаров, импортируемых из-за границы. Так, важнейшим следствием продовольственного эмбарго стало развитие отечественной аграрной индустрии. В результате ответной реакции России на выдвинутые против неё санкции были увеличены объемы отечественного производства сельхозпродукции и, что особенно хочется отметить, снизилась зависимость страны от поставок продовольствия из-за границы, повысился уровень продовольственной безопасности. Таким образом, можно сделать вывод, что, если ранее ориентированность на экспорт нефти и газа не давал желаемых темпов развития нашей страны, а импорт большинства товаров не позволял развиваться потенциалу импортозамещения, то антироссийские санкции стали мощным стимулом для развития экономики нашей страны. Программа импортозамещения помогла также нивелировать последствия западных санкций и не допустить появления дефицита продовольственных товаров. Мы смогли даже выйти на новые рынки сбыта продукции и, что немаловажно, расширить производственную базу в противовес сбыту полезных ископаемых. Ещё одно положительное влияние ограничительных мер, предпринятых США, Евросоюзом и другими странами, заключается в том, что именно они активизировали работу над созданием национальной платёжной системы «МИР». Она сделала нашу банковскую систему более независимой от иностранных платёжных систем и более устойчивой к внешним воздействиям. Диверсификация экономики, снижение её зависимости от экспорта сырья, поддержка экономических отношений с дружественными странами, постепенный отказ от доллара и иностранных платёжных систем, произведение расчётов с партнёрами в национальной валюте – это те важнейшие факторы, которые будут способствовать обновлению экономики России, её восстановлению от негативных последствий санкций, направят её в сторону наиболее эффективного и динамичного развития. Это станет толчком к усилению положения нашей страны на международной политической и экономической площадке, а также позволит в перспективе занять лидирующие мировые позиции.