Full text

Введение

 

Развитие российской банковской системы характеризуется значительной динамикой количественных показателей, к которым относятся количество зарегистрированных и действующих кредитных организаций (далее – КО), минимальный размер уставного (далее – УК) и собственного капитала (далее – СК) кредитных организаций, суммарный уставный капитал, количество аннулированных и отозванных лицензий, суммарные активы банков и многие другие.

Центральный банк Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) осуществляет подробный статистический учет этих показателей в электронном виде с 2001 г. на своем сайте, однако начальный период формирования российской банковской системы, начиная с периода возникновения первых кооперативных банков в СССР в 1988 г. и по 2000 г., представлен в архивных материалах в значительно более скудном виде в основном в годовых отчетах и в сборниках «По страницам архивных фондов ЦБ РФ». Иногда в этих документах обнаруживается несоответствие одних и тех же показателей в отчетах за смежные годы или отсутствие показателя, который был в предыдущем и последующем отчете.

В связи с этим многие авторы, анализирующие историю развития российской банковской системы, указывают приблизительные значения количества кредитных организаций в этот период.

Нами предпринята попытка установления наиболее достоверных данных по динамике численности КО за этот период, используя архивные данные ЦБ.

 

Методология и результаты исследования

 

В исследовании применялись общенаучные методы, включая системный подход, сравнительно-правовой анализ законодательных и подзаконных актов и публикаций по проблемам и перспективам исследуемой сферы.

Становление банковской системы Российской Федерации началось еще в рамках СССР, когда, в соответствии со статьей 23. Кредит и расчеты, п. 5 закона «О кооперации в СССР» от 26.05.1988 г. [1], объединениям кооперативов было разрешено создавать хозрасчетные или территориальные кооперативные банки. Лицензию № 1 получил банк «Союз» из г. Чимкента Казахской ССР 24.08.1988 г., а первым российским банком стал Ленинградский кооперативный банк «Патент», получивший лицензию № 2 26.08.1988 г., переименованный в 1994 г. в «Викингбанк», а в 1997 г. в акционерное общество «Коммерческий Акционерный Банк “Викинг”», существующий до нашего времени [2].

Первую же генеральную лицензию получил в 1991 г. Международный Московский банк (ММБ), основанный 19.10.1989 г. и зарегистрированный Государственным банком СССР 20 октября 1989 г. Он стал первым в СССР и, соответственно, в России банком с преобладающим участием иностранного капитала. В период с 1996 по 1998 г. обязанности председателя правления банка исполнял В. В. Геращенко. В июле 2007 г. Банк Австрия Кредитанштальт (Вена, Австрия) стал владельцем 100-процентного пакета акций ММБ. 20 декабря 2007 г. Международный Московский банк официально сменил свое название на ЮниКредит Банк. МГТУ Банка России выдало ЗАО ЮниКредит Банк генеральную лицензию № 1 на осуществление банковских операций [3].

Всего за 1988 г. в Советском Союзе был зарегистрирован 41 коммерческий и кооперативный банк, в том числе на территории РСФСР – 25 банков [4].

В 1989 г. продолжался процесс формирования коммерческих и кооперативных банков. К 1 января 1990 г. зарегистрированы уставы 225 таких банков, в том числе за отчетный год – 184 [5].

Кредитные вложения коммерческих и кооперативных банков в народное хозяйство достигли к 1 января 1990 г. 9,6 млрд руб. Работа по созданию коммерческих и кооперативных банков продолжилась, и на 1 июля 1990 г. количество зарегистрированных уставов этих банков достигло 330 [6].

На 1 января 1990 г. система банков СССР состояла из Госбанка СССР, специализированных банков: Внешэкономбанка СССР, Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР, Жилсоцбанка СССР, Сберегательного банка СССР, а также 224 коммерческих и кооперативных банков, созданных на паевой и акционерной основе [7]. Данные по количеству зарегистрированных уставов и количеству коммерческих банков на 01.01.1990 г. в этих отчетах отличаются на 1.

Дальнейшее развитие финансовой и денежно-кредитной системы Российской Федерации продолжилось в рамках законодательства РСФСР принятием Верховным Советом РСФСР 13.07.1990 г. постановления «О государственном банке РСФСР и банках на территории республики», обязывающего преобразовать существующие учреждения Промстройбанка, Жилсоцбанка и Агробанка, обслуживавшие до этого практически все предприятия страны, в акционерные или паевые коммерческие банки.

Окончательное законодательное закрепление двухуровневой банковской системы в РСФСР произошло в результате принятия Верховным Советом РСФСР от 02.12.1990 г. законов «О банках и банковской деятельности в РСФСР» № 395-1 [8] и «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» [9].

Условия создания и регулирования деятельности коммерческих банков были определены в методических указаниях, утвержденных председателем ЦБ РСФСР 13 февраля 1991 г., в которых устанавливался минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков в размере 5 млн руб. для паевых (закрытых акционерных обществ) и 25 млн руб. для открытых акционерных обществ (руководил ЦБ РСФСР в период с 07.08.1990 по 27.01.1992 г. [10] Г. Г. Матюхин). В порядке исключения разрешалось создавать паевые коммерческие банки с уставным капиталом не менее 500 тыс. руб. малыми предприятиями и гражданами [11].

На начало 1991 г. кредиты коммерческих банков обеспечивали не более 9% всех кредитных вложений в экономику, что в числовом выражении равнялось около 33 млрд руб., по воспоминаниям В. В. Геращенко [12].

Созданная нормативно-правовая база позволила приступить к переоформлению государственных банков в акционерные, фактически частные, что характеризовалось высокими темпами роста количества коммерческих банков, которое всего за пять лет достигло максимального значения в 2517 организаций к началу 1995 г. (рис. 1).

 

 

 

Рис. 1. Динамика количества действующих кредитных организаций (правая шкала)

и минимальных размеров уставного капитала и собственных средств (левая логарифмическая шкала) на 01 января каждого года (построено автором по данным [13–16])

 

Примечание. Величина уставного капитала в период с 1991 по 1997 г. уменьшена в 1000 раз для сопоставимости с данными после деноминации 1998 г.

 

К сожалению, в годовых отчетах ЦБ за 1994 и 1995 гг. указано разное количество КО на 01.01.1995 г. В отчете за 1994 г. на с. 69 и 140 приведено значение 2517 КО, а в отчете за 1995 г. в табл. 47 на с. 189 указано значение 2457 на 01.01.1995 г. Мы будем расценивать это как количество зарегистрированных КО (2517 орг.) и количество действующих КО (2457 орг.) на 01.01.1995 г.

Одновременно с процессом регистрации новых кредитных организаций шел не менее интенсивный процесс отзыва лицензий у кредитных организаций, нарушающих банковское законодательство и не способных отвечать по своим обязательствам, достигший максимума как раз в период наибольшего роста количества банков с 1995 по 1998 г., когда были лишены лицензии в общей сложности 1036 банков [17].

Всего, начиная с 1991 по 1998 г. включительно, был закрыт 1241 банк и еще 200 банков было присоединено к более финансово устойчивым банкам в виде филиалов, причем из них 81 банк в 1992–1993 гг. был преобразован в филиалы Россельхозбанка (Москва), 8 банков присоединены к Агропромбанку (Москва) и 2 банка к Промстройбанку России в 1993–1994 гг. Преобразованные в филиалы банки изначально были учреждениями Агропромбанка СССР и Промстройбанка СССР, реорганизованными в процессе реформы банковской системы СССР в самостоятельные учреждения, а затем в акционерные банки РСФСР. С этого момента началось не менее интенсивное снижение общего количества действующих банков.

Наиболее значительными по лишению лицензий и банкротству кредитных организаций были финансово нестабильные для РФ 1996–1998 гг., характеризовавшиеся еще и серьезным финансово-экономическим кризисом, начавшимся в Юго-Восточной Азии в середине 1997 г. и усугубившимся падением цен на энергоносители до 9 долларов за баррель нефти марки Brent, приведшим к дефолту по основным видам государственных ценных бумаг, банкротству ряда малых предприятий и кредитных организаций. Количество банков, лишенных в 1997 г. лицензий, достигло 322 единиц – максимального за весь период существования банковской системы РФ [18].

Кризис банковской системы привел и к смене руководства ЦБ. Председателя правления С. К. Дубинина, руководившего ЦБ с 22.11.95 по 11.09.98 г., сменил В. В. Геращенко, назначенный на эту должность фактически в третий раз (11.09.98–20.03.02), так как он руководил еще Государственным банком СССР в период с 03.08.1989 по 10.09.1991 г. и Банком России с июля 1992 по 18.10.1994 г. [19]

К концу 1999 г. количество действующих кредитных организаций уменьшилось на 1108 единиц, достигнув величины в 1349 организаций на 01 января 2000 г. [20]

Значительное уменьшение количества банковских организаций в 90-е гг. связано с введением новых повышенных требований к уставному и собственному капиталу банков. Открывающиеся коммерческие банки стали подразделяться на маленькие (с уставным капиталом до 30 млн руб.), средние (с уставным капиталом от 30 до 150 млн руб.) и крупные (с уставным капиталом свыше 150 млн руб.).

С августа 1992 г. уставный капитал стал регулироваться через телеграммы Центрального банка России и, в соответствии с телеграммой от 13.08.1992 г., он был установлен в сумме не менее 100 млн руб. для вновь создаваемых с 13 августа 1992 г. банков [21], а в соответствии с телеграммой от 6 января 1993 г. все банки, выполняющие операции по привлечению и размещению денежных средств населения, должны располагать минимальным уставным капиталом 100 млн руб. с 01.07.1993 г. [22]

Начиная с марта 1994 г. уставный капитал вновь создаваемых банков был привязан к европейской расчетной валютной единице экю и должен был составлять 2 млрд руб., умноженный на поправочный среднеквартальный коэффициент, обеспечивающий соответствие 1 млн экю [23]. Все банки должны были к 1 января 1999 г. довести свой капитал (собственные средства) до размера эквивалентного 5 млн экю.

17 апреля 1996 г. ЦБ впервые установил и требования по минимальной сумме собственных средств (капитала) банка для получения лицензии, предусматривающей операции со средствами в иностранной валюте, а также генеральной лицензии в размере 30 млрд руб. и приравнял к этой величине уставный капитал для вновь создаваемых банков с долей иностранных инвестиций, превышающей 50% уставного капитала [24].

В период экономического кризиса 1997–1998 гг., перехода стран Еврозоны на евро и значительного падения курса рубля по отношению к иностранной валюте ЦБ устанавливает минимальную величину уставного капитала для вновь создаваемых небанковских кредитных организаций в размере эквивалентном 100 тыс. евро [25], а после деноминации рубля в 1000 раз с 01 января 1998 г. ЦБ временно отказывается от приравнивания уставного капитала банков к евро и устанавливает минимальное значение уставного капитала на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады средств физических лиц) в сумме 26,4 млн руб. в деноминированном значении, а для получения генеральной лицензии в сумме 33 млн руб. и в такой же величине устанавливает минимальную сумму собственных средств (капитала) с 01.01.1998 г. [26]

Но уже с 01.07.1998 г. ЦБ устанавливает единое значение уставного капитала и собственных средств банков в 33 млн руб., т. е. фактически эквивалентно 10 млн евро [27]. Однако, ввиду резкого значительного роста курса иностранной валюты к рублю, начавшегося с середины августа 1998 г. с 3,5 руб. за евро, достигшего на 12.01.1999 г. 26,7 руб. за евро, а к концу июня 1999 г. немного опустившегося до значения 25,07 руб. за евро, ЦБ установил новые значения минимального уставного капитала создаваемого банка в размере 25,07 млн руб. (1 млн евро) со 2 июля 1999 г., при этом размер собственных средств банка, ходатайствующего о получении генеральной лицензии на осуществление банковских операций, должен быть не менее 125,35 млн руб., т. е. 5 млн евро [28].

Эти меры ЦБ привели к значительному на 40% (на 981 организацию) сокращению общего количества действующих кредитных организаций к 01 января 1999 г. (1476 КО) по сравнению с максимальным значением 2457 действующих кредитных организаций на 01 января 1995 г. (см. рис. 1).

Причиной закрытия служило лишение лицензии кредитной организации в следующих случаях:

-          не соответствие деятельности банковскому законодательству и нормативным актам ЦБ РФ;

-          отсутствие возможности погашения долга кредиторам;

-          капитал банка не превышает минимальный порог уставного капитала.

Величина рублевого эквивалента минимального размера уставного капитала и собственных средств КБ ежеквартально корректировалась с помощью указаний ЦБ вплоть до 4-го квартала 2001 г., когда уставный капитал был вновь приравнен к размеру собственных средств в эквиваленте 5 млн евро [29].

Активная работа ЦБ РФ по увеличению уставного и собственного капиталов кредитных организаций в первое десятилетие формирования кредитно-банковской системы не привела к существенным изменениям в ее структуре. Как видно из таблицы ниже, доля банков в среднем диапазоне уставного капитала (интервал 3–5 таблицы) в этот период (1998–2001 гг.) оставалась практически неизменной: 0,54 в 1998 г. и 0,53 в 2001 г., доля крупных банков даже немного уменьшилась с 0,17 до 0,12, а доля мелких КО увеличилась с 0,29 до 0,35 от общего количества кредитных организаций.

Структура действующих кредитных организаций
по величине зарегистрированного уставного капитала [30–32]

 

Дата

01.01.1998 г.

Суммарный УК, млрд руб./общее кол-во КО

Диапазон уставного капитала

До 500 тыс. руб.

От 500 тыс. до 2 млн руб.

От 2 до 5 млн руб.

От 5 до 10 млн руб.

От 10 до 20 млн руб.

От 20 до 40 млн руб.

От 40 млн руб. и выше

32,8

Кол-во КО

204

288

322

339

255

153

136

1 697

Доля

0,12

0,17

0,19

0,2

0,15

0,09

0,08

 

Дата

01.01.2001 г.

 

Диапазон уставного капитала

До 3 млн руб.

От 3 до 10 млн руб.

От 10 до 30 млн руб.

От 30 до 60 млн руб.

От 60 до 150 млн руб.

От 150 до 300 млн руб.

От 300 млн руб. и выше

207,4

Кол-во КО

174

282

313

254

127

68

93

1 311

Доля

0,13

0,22

0,24

0,19

0,10

0,05

0,07

 

Дата

01.01.2019 г.

 

Диапазон уставного капитала

 

До 90 млн руб.

От 90 до 300 млн руб.

От 300 млн руб. до 1 млрд 

Руб.

От 1 до 10 млрд руб.

От 10 млрд руб. и  выше

 

2 655,40

Кол-во КО

78

137

125

109

35

484

Доля

0,16

0,28

0,26

0,23

0,07

 

 

В период с конца 2001 по март 2008 г. резких изменений уставного капитала и собственных средств не происходило. ЦБ ежеквартально корректировал их размер в соответствии с изменением курса рубля по отношению к евро телеграммами до 2004 г., а затем письмами, публиковавшимися в «Вестнике Банка России». За этот период значение уставного капитала и собственных средств увеличилось в 1,3 раза. Количество действующих кредитных организаций сократилось на 13,9% до 1136 организаций на 01.01.2008 г. Количество отозванных и ликвидированных лицензий составило 266 ед., еще 48 лицензий было ликвидировано в связи с присоединением кредитной организации к другим банкам (см.рис. 2).

Еще до начала финансово-экономического кризиса 2008 г., а именно с 12.03.2008 г., ЦБ, который возглавлял в этот период С. М. Игнатьев (с 20.03.02 по 23.06.13), увеличивает более чем в 20 раз до 3 594,1 млн руб. рублевый эквивалент минимального размера собственных средств (капитала) банка до истечения двух лет с даты государственной регистрации, ходатайствующего о получении лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, приравнивая его к 100 млн евро [37].

Требования к уставному капиталу сохраняются на уровне 5 млн евро, или в рублевом эквиваленте 179 705 тыс. руб.

 

 

Рис. 2. Динамика количества зарегистрированных, действующих и ликвидированных КО (правая шкала) в период 1992–2020 гг., на 01 января каждого года (построено автором по данным [33–36])

 

Начиная с 2009 г. прекращается ежеквартальное индексирование размера минимального уставного и собственного капитала кредитных организаций. Федеральный закон от 28.02.2009 № 28-ФЗ ввел систему обязательного страхования вкладов физических лиц и установил новые фиксированные значения минимального уставного и собственного капитала, причем они были установлены существенно меньшего по отношению к предыдущим значения ввиду значительного колебания курса рубля по отношению к евро.

Минимальный уставный капитал вновь регистрируемого банка был установлен в размере 180 млн руб. вместо 207,2 млн руб. в соответствии с Письмом ЦБР от 12 января 2009 г. № 2-Т, а размер уставного капитала либо собственных средств банка, обладающего правом на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, установлен не менее 3,6 млрд руб. вместо 4144,11 млн руб.

После преодоления кризиса 2008–2010 гг. ЦБ Федеральным законом от 03.12.2011 № 391-ФЗ произвел увеличение минимального уставного капитала и собственных средств вновь создаваемых банков до 300 млн руб.

В 2009 г. немного увеличивается количество отозванных и аннулированных лицензий КБ до 46 по сравнению с 36 в 2008 г., однако какого-либо значительного сокращения действующих кредитных организаций не происходит. Сохраняется тенденция сокращения кредитных организаций, наметившаяся еще в 2005 г. Всего за период с января 2005 по январь 2014 г. количество действующих КО сократилось на 376 организаций и достигло 923 КО.

Рекомендованная президентом РФ В. В. Путиным и утвержденная Государственной думой на должность председателя правления ЦБ с 24.06.2013 г. Э. С. Набиуллина заметно активизировала деятельность ЦБ по оптимизации банковской системы и отзыву лицензий у недобросовестных и финансово неустойчивых банков. За период с 2014 г. по 01.01.2020 г. количество действующих КО сократилось с 923 до 442 КО, т. е. на 481 организацию.

В этот период было аннулировано и отозвано 448 лицензий, из них 47 лицензий в связи с присоединением к другому банку, и внесены изменения [38] в ФЗ РФ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», в соответствии с которыми банковские лицензии были разделены на две категории – базовую и универсальную.

Банки с базовой лицензией обязаны иметь уставный и собственный капитал не менее 300 млн руб., а банки с универсальной лицензией – не менее 1 млрд руб. Требования к величине собственных средств для банков, имеющих право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, сохранено на уровне 3,6 млрд руб. Все эти изменения действуют до сих пор (см. рис. 2).

Несмотря на значительное сокращение количества действующих кредитных организаций в 5,8 раза с 1995 г. и в 3,8 раза с 1998 г. суммарный уставный капитал кредитных организаций увеличился многократно с 32,8 млрд руб. на 01.01.1998 г. до 2882,7 млрд руб. на 01.01.2020 г. (см. рис. 3).

 

 

 

Рис. 3. Динамика общего уставного капитала КО в период 1998–2020 гг., млрд руб. [39]

 

Постепенное увеличение ЦБ требований к величине уставного капитала способствовало его увеличению и, соответственно, увеличению финансовой устойчивости банковской системы. Этому также способствовали процессы слияния и присоединения банков:

-          объединение различных кредитных банковских организаций в одну с полным объединением активов;

-          поглощение крупными банками более мелких с выкупом всех их активов.

Всего за весь период существования банковской системы РФ процессам присоединения подверглись 392 банка, включая январь 2020 г. [40]

Не для всех кредитных банковских организаций увеличение размера уставного капитала становится приемлемым, некоторым банкам приходится перепрофилироваться в небанковские кредитные организации. На 01 января 2019 г. 77% кредитных организаций сосредоточено в диапазоне величин уставного капитала от 90 млн руб. до 10 млрд руб., позволяющего иметь лицензию ЦБ, и только 16% КО имеют уставный капитал менее 90 млн руб. (см. таблицу).

 

Заключение

 

Оценка банков по уставному и собственному капиталам дает понимание, способны ли кредитные банковские организации отвечать материально перед своими вкладчиками и кредиторами.

Центральный банк Российской Федерации выдвинул предложение по разделению всех банков России на системно значимые, федеральные и региональные; если оно будет одобрено, то банковский сектор ждет реорганизация [41].

Сейчас смело можно говорить об изменениях в банковском секторе, так как идет уверенное снижение кредитных банковских организаций в стране. Причины сокращения банков:

-          легализация незаконно полученных средств, незаконное обналичивание;

-          реструктуризация банковской системы – это касается капитала кредитных банковских организаций (собственных средств, совокупного капитала, достаточности акционерного капитала);

-          хищение денежных средств клиентов.

В мировой практике уже доказано, что неважно, какого размера кредитные банковские организации, крупные или мелкие; если они нашли и твердо заняли свою нишу в сфере банковских услуг, значит, они будут работать и существовать долго, но имеет большое значение, чтобы банк работал без нарушения законодательства.

Сокращение кредитных банковских организаций в стране оказывает двойное воздействие, как положительное, так и отрицательное. К плохому влиянию можно отнести: убытки со стороны юридических лиц по остаткам на счетах и депозитам, так как они не страхуются; страдают маленькие банки, такие как узкоспециализированные или региональные, потому что им не хватает капиталовложений; возникает нестабильность, появляется повод для волнения и беспокойства как среди населения, так и в бизнес-среде. Но есть и хорошие стороны: повышение качества активов кредитных банковских организаций; улучшение в плане безопасности для вкладчиков; оставление на рынке банковских услуг только сильных игроков; уменьшение рискованных переводов в заграничные страны и операций по обналичиванию.

Снижение количества кредитных банковских организаций в основном положительно влияет на экономику страны, так как важно не количество банков, а качественная работа оставшегося числа, ведь остаются только самые сильные игроки рынка, которые сделают банковский сектор страны гораздо мощнее, при этом улучшив и обновив его. Не менее важно, что остаются кредитные банковские организации только устойчивые, стабильные, надежные, которые смогут выполнить все свои обязательства перед кредиторами и вкладчиками, которым сможет довериться население страны, на которых смогут рассчитывать организации и предприятия, на которых сможет положиться государство. А это необходимое условие для обеспечения роста экономики страны.