Full text
Введение Состояние и перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации во многом определяются региональной дифференциацией условий формирования бюджета страны. Пенсионная система - это прежде всего социальная ответственность государства перед своими людьми. Эта система является гарантией социального благополучия и связана со всеми сферами жизни. Разработка и реализация мер по повышению качества пенсионной системы должны опираться на факторы, определяющие пространственные различия экономического потенциала регионов в Российской Федерации, влияющие на долгосрочную стабильность пенсионной системы [2]. Как отметил президент Российской Федерации В.В.Путин: «Россия — это не просто страна, это действительно отдельная цивилизация: это многонациональная и многоконфессиональная страна с большим количеством традиций, культур, вероисповеданий» [3]. Согласно Конституции РФ, Россия — федеративное государство и в её состав с 2014 года входят 85 равноправных субъектов [4]. Методология и результаты исследования Средства в виде страховых взносов организаций и межбюджетные трансферты (МБТ), поступающие из федерального бюджета, являются основными источниками формирования бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) [5]. Анализ динамики этих поступлений показал, что с 2016 года более 40% доходов Пенсионного фонда России составляют безвозмездные поступления из федерального бюджета, существенным образом дополняющие доходную часть Пенсионного фонда для выполнения обязательств государства по обеспечению не менее минимального прожиточного минимума пенсионеров, компенсации выпадающих доходов в результате регресса величины страхового взноса с 22% до 10% при достижении предельной величины базы для начисления обязательного страхового взноса фондом заработной платы работника нарастающим итогом [6, с 349] и целого ряда социальных выплат населению (рис. 1). Рис. 1. Динамика бюджета ПФР на период 2016-2021 гг. (построено автором по данным [7-9]) Представленные диаграммы наглядно показывают фактический и запланированный рост доходов ПФР и снижение зависимости бюджета ПФР от финансовой помощи в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в долевом выражении. При этом абсолютное значение МБТ запланировано сохранять на уровне около 3,365 трлн. руб. ежегодно. В настоящее время невозможно постоянно дифференцировать источники доходов между центром и регионами таким образом, чтобы федеральный бюджет и все региональные бюджеты были самодостаточными, и, скорее всего, невозможно достичь этой задачи в ближайшее время. Следует иметь в виду, что и налоговая база и сумма налогов, аккумулированных в регионах, существенно различаются. Если бюджеты субъектов формировались бы только за счет собственных доходов, то проблема региональных различий в бюджетной обеспеченности регионов неизбежно возникала бы из-за разного экономического потенциала регионов. И, как правило, результирующая разница в доходах бюджета на душу населения определяется не реальным вкладом населения в экономику процветающих субъектов, а характеристиками природных особенностей и богатством недр регионов (например, Ханты-Мансийский автономный округ, который, благодаря своему естественному положению, присутствию полезных ископаемых - природного газа и нефти, входит в состав самых состоятельных субъектов в Российской Федерации и Республика Бурятия, где распространено сельское хозяйство и животноводство, а общая сумма собранных налогов не покрывает расходы областного бюджета). Самые высокие доходы в России получают жители в Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах, Сахалинской области, при этом тяжелее всего живут люди в Туве, на Алтае и в Калмыкии (табл.1). Таблица 1. Уровень дифференциации регионов России, по показателю средних доходов на душу населения в 2019 году, руб./месяц [10] № Регион Доход на душу населения № Регион Доход на душу населения Регионы с самым высоким показателем доходов на душу населения Регионы с самым низким показателем доходов на душу населения 1 Чукотский авт.округ 81778 1 Республика Бурятия 25247 2 г.Москва 73827 2 Кабардино-Балкарская Республика 21466 3 Магаданская область 65028 3 Республика Марий Эл 21080 4 Сахалинская область 57095 4 Республика Алтай 20453 5 Ханты-Мансийский авт.округ 53225 5 Чувашская Республика 20167 6 Тюменская область 48653 6 Республика Мордовия 19904 7 г.Санкт-Петербург 47401 7 Карачаево-Черкесская Республика 19072 8 Московская область 47217 8 Республика Калмыкия 18606 9 Республика Саха (Якутия) 45335 9 Республика Ингушетия 16559 10 Мурманская область 43915 10 Республика Тыва 16413 Анализ структуры доходов населения в разрезе регионов свидетельствует о неоднородности субъектов Российской Федерации, в том числе и по объему доходов от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Российская пенсионная система в настоящее время характеризуется низким уровнем выплачиваемых пенсий большинству пенсионеров [11]. В то же время проблема низких абсолютных уровней пенсионного обеспечения остается чрезвычайно острой, в частности пенсии более 50% пенсионеров располагаются на уровне прожиточного минимума (табл.2). Таблица 2 Среднемесячная заработная плата работников организаций и средний размер назначенных пенсий по федеральным округам Российской Федерации [12] Федеральные округа Ср.размер назначенных пенсий, руб. Ср.мес. з/п, руб Ср.величина прожиточного минимума (ПМ) Доля ср. пенсии от ср. з/п, (коэфф. замещения)% Отношение пенсия/ПМ Центральный 15190 60219,7 9129 25,22 170,4 Северо-Западный 16740 52222,6 11235 32,06 166,4 Южный 13794 32610,3 8803 42,30 163,6 Северо-Кавказский 12714 27764,7 8822 45,79 157,2 Приволжский 14415 32820,4 8458 43,92 156,7 Уральский 16310 49298,7 10374 33,08 149,0 Сибирский 14986 39646,5 9162 37,80 144,1 Дальневосточный 16693 52932,7 13542 31,54 123,3 Коэффициент замещения - показатель, характеризующий благосостояние пенсионеров - то есть отношение пенсии к заработной плате за последний год работы. Коэффициент увеличится в ближайшие пять лет из-за повышения индексации пенсий, но после 2024 года снизится для россиян с минимальной и низкой заработной платой. Это произойдет из-за роста минимальной заработной платы будет опережать индексацию пенсии. Экономисты ожидают, что после 2024 года индексация страховых пенсий будет отставать от роста зарплат. Согласно официальному прогнозу правительства, к 2036 году номинальная заработная плата вырастет на 6,7-6,9% годовых с 2025 года [13]. В ПФР подсчитали, что в первом квартале 2020 года рейтинг российских регионов с наибольшим размером пенсий возглавил Чукотский автономный округ, располагающийся в Дальневосточном федеральном округе. На севере России пенсионные выплаты значительно выше из-за повышающих коэффициентов. На размер пенсии также влияют трудовой стаж и зарплата. Поэтому жители северных регионов Российской Федерации традиционно получают самые высокие пенсии по стране. Все более актуальным встает вопрос о том, где же в России пенсионеру жить хорошо? По словам Владимира Назарова директора НИФИ Минфин: - «Региональную специфику нужно принимать во внимание больше в отношении рынка труда. Будут ли трудности с устройством людей пенсионного возраста на работу» [14]. На основе данных таблицы 3 можно составить рейтинг округов по пенсионному обеспечению граждан (таблица 3). Таблица 3. Рейтинг федеральных округов России по пенсионному обеспечению граждан Рейтинг Субъект 1 Приволжский 2 Центральный 3 Сибирский 4 Уральский 5 Южный 6 Северо-Западный 7 Северо-Кавказский 8 Дальневосточный По данным статистики, исходя из вышеперечисленных критериев, пенсионер всё чаще останавливает свой выбор на следующих городах: • Уфа (Приволжский ФО); • Белгород и Брянск (Центральный ФО); • Омск и Иркутск (Сибирский ФО) [15]. Проведенный анализ подтвердил, что в Российской Федерации существуют региональные различия в условиях формирования доходов пенсионных фондов и бюджетов, а экономическая специализация региона оказывает решающее влияние на уровень получаемых страховых взносов [16]. Таблица 4. Сравнительный анализ расходования и поступления средств бюджета ПФР [17] Федеральные округа Расходование средств бюджета ПФР, млн.руб. (2017 г.) Поступление средств в бюджет ПФР, млн.руб. (2017 г.) Центральный 2 118 851,7 2 453 201,4 Северо-Западный 863 407,8 870 855,4 Южный 839 987,3 843 434,2 Северо-Кавказский 436 531,4 437 860,4 Приволжский 1 610 703,7 1 622 751,8 Уральский 726 116,1 765 216,7 Сибирский 1 073 675,9 1 081 889,1 Дальневосточный 377 517,2 381 296,6 В регионах с высоким инновационным потенциалом возможен динамичный рост налоговой базы. В будущем необходимо изменить социально-экономическое положение регионов за счет реализации существующих конкурентных преимуществ и перехода на путь инновационного развития, что окажет положительное влияние на премиальные доходы в этих регионах и, следовательно, на доходы. В будущем необходимо изменить социально-экономическое положение регионов, реализовать существующие конкурентные преимущества и двигаться в направлении инновационного развития, что окажет положительное влияние на премиальные доходы в этих регионах. Созданный механизм софинансирования социальных программ позволил увеличить количество организаций социального обслуживания в России, значительно улучшить их материально-техническую базу и повысить комфорт и качество жизни пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. Заключение Субсидии ПФР для софинансирования социальных программ за счет межведомственных трансфертов из федерального бюджета российским организациям являются серьезным стимулом для расширения региональных социальных программ, направленных на реальное повышение качества жизни наиболее социально незащищенных категорий пенсионеров и инвалидов. Начиная с 2000 года Пенсионный фонд России направил 32 млрд. рублей на софинансирование соц. программ субъектов РФ, связанных с поддержкой людей старшего поколения и улучшением условий их проживания [18]. Решение пенсионных проблем на уровне субъектов Российской Федерации имеет ряд преимуществ. Региональное пенсионное обеспечение носит более гибкие условия, что позволяет учитывать интересы и объективные возможности различных социальных групп, формировать пенсии граждан из разных источников: личные сбережения, бюджетные средства и корпоративные финансы частных предприятий.