Full text
Введение Тема является актуальной ввиду того, что развитие предпринимательства вносит существенный вклад в экономику региона, оказывает влияние на формирование ключевых показателей. Оно относится к одному из наиболее ёмких социально-экономических ресурсов, который обеспечивает стабильное экономическое развитие, повышает уровень адаптивности и гибкости региональной экономики к внутренним и внешним факторам. Развитие малого предпринимательства способствует процессу диверсификации экономики за счет того, что оно является многоотраслевым видом деятельности и осуществляет разработку, а затем внедряет новые инновационные технологии. Главам регионов необходимо иметь практические рекомендации для того, чтобы эффективно и результативно управлять данной областью экономики. Основной задачей является разработка мощной системы для управления малым бизнесом, которая будет учитывать специфику региона, а также позволит эффективно применять себя на практике. Чтобы рассмотреть систему поддержки малого предпринимательства, сначала необходимо раскрыть сущность самого малого предпринимательства. Данный сектор является важным и неотъемлемым элементом, без которого невозможно представить экономику региона. Благодаря своей мобильности и массовому охвату малое предпринимательство способствует устойчивому и постоянному развитию региональной экономики. Малое предпринимательство выполняет не только экономические функции, а целый комплекс функций. С точки зрения развития регионального хозяйства наиболее интересны социальная, политическая и новаторская функция, что обуславливается целями региона по достижению государственных целей развития [1]. Рисунок 1 - Структура управления развития малого бизнеса в РФ [2] Рисунок 1 демонстрирует то, что в деятельности федеральных учреждений важным моментом является контроль деятельности региональных органов власти. Стоит отметить и то, что в данный момент времени условия взаимодействия сложились таким образом, что более конкретные управленческие решения, связанных с определением основных направлений развития малого предпринимательства, принимаются на уровне региона. Исходя из рисунка, можно сказать, что государственная поддержка является одной из важнейших форм взаимодействия органов власти и предпринимателей. Объектом управления выступает малый бизнес, а субъектами являются органы исполнительной власти (органы местного самоуправления), гос. учреждения и институты (инфраструктура), которыми осуществляется управление посредством различных методов и инструментов. На уровне Федерации управление сведено к процессам законодательного регулирования деятельности бизнеса и к определению стратегических направлений его развития. Так как малый бизнес является многоотраслевым, то в управлении и развитии заняты многие учреждения: Министерство промышленности и торговли, Министерство экономики и пр., но главным профильным министерством является Минэкономразвития РФ. Ниже в таблице 1 приведём уровень административно-территориального деления страны, на который малое предпринимательство оказывает наибольшее влияние по мнению Гулина К.А. [2]. Таблица 1 - Распределение влияния функционирования малого бизнеса на экономику РФ по уровням административно-территориального деления [2] № Сфера оказываемого влияния Муниципальный уровень Региональный уровень Федеральный уровень 1. Инновационное развитие экономики + + + 2. Формирование среднего класса + + + 3. Формирование доходной части всех уровней бюджетов и гос. внебюджетных фондов + + + 4. Снижение уровня монополизации рынка + + – 5. Обеспечение занятости населения + + – 6. Диверсификация экономики + + – 7. Формирование инфраструктуры с высокой степенью адаптации к внешним условиям + + – 8. Реализация ресурсного потенциала территории + – – 9. Расширение номенклатуры рынка + – – «–» – несущественное влияние, «+» – существенное влияние Таким образом, можно сделать вывод, что малый бизнес – это важный механизм развития экономики на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Субъекты Российской Федерации обладают широкими полномочиями (децентрализация полномочий). Это отражается в разработке и принятии региональных нормативно-правовых актов, связанных с поддержкой малого бизнеса; разработке и реализации программ поддержки малого бизнеса; создание системы поддержки в субъектах РФ. Исходя из этого, можно сделать вывод, что система поддержки малого бизнеса в Российской Федерации является многоуровневой. Она, в свою очередь, состоит из трёх уровней: федеральный, региональный и муниципальный. Формирование трехуровневой системы поддержки малого предпринимательства в РФ предусматривает рациональное распределение функций между федеральными, региональными и местными органами власти, а также делегирование широких прав на уровень административно-территориальных единиц. Каждый уровень включает в себя законодательные акты (нормативно-правовые акты и целевые программы развития и поддержки) и институциональные структуры (государственные и общественные – коммерческие и некоммерческие организации, которые входят в инфраструктуру поддержки бизнеса). Они обеспечивают реализацию государственной политики в сфере поддержки и развития малого бизнеса, что подразумевает дальнейшее стабильное функционирование и развитие малых предприятий. Далее рассмотрим каждый уровень системы более подробно. Федеральный уровень поддержки малого бизнеса, прежде всего, формирует правовую базу для осуществления предпринимательской деятельности. Укажем основные правовые документы, которые опредеяют статус, полномочия, обязанности и права субъектов малого предпринимательства: различные кодексы (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.), Федеральные законы (№209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимаетльства в Россиской Федерации», №129-ФЗ «О государственной регистрации юр. лиц», №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности, №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью и др.), Указы Президента (№730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства» и др.). Всего на данном уровне около 24 крупных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность бизнеса. На региональном уровне система поддержки малого бизнеса, в первую очередь, предусматривает активное участие региональных органов власти, к ним относятся: Правительство Свердловской области, различные Министерства (Министерство инвестиций и развития, Министерсво экономики и территориального развития, Министерство финансов и пр.). Региональные органы власти, в соотвествии с Федеральными законами, вправе самостоятельно решать вопросы, связанные с поддержкой и развитием малого бизнеса в регионе, муниципальных образованиях, в т.ч. они могут разрабатывать и реализовывать региональные и муниципальные программы развития малого бизнеса и финансировать их за счет областного бюджета. Законодательная база, регламентирующая развитие малого бизнеса в Свердловской области, включает в себя №10-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области», №119-ПП «О порядке управления Свердловским областным бизнес-инкубатором и условиях предоставления субъектам МСП нежилых помещений» и др. Местный уровень. Сюда относится деятельность городских и районных администраций, городских и сельских поселений. Как правило, основынми направлениями их работы признаются: увеличение вклада малого бизнеса в экономику, выполнение прогнозных показателей, рост налоговых поступлений, создание условий для успешного развития бизнеса в муниципальном образовании. Тут стоит отметить то, что следует активно налаживать диалог органов власти и предпринимателей. Необходимо создавать условия для участия предпринимателей в разработке программ, законов, мониторинге действующих законодательных актов, т.к. зачастую, сталкиваясь на практике с какими-либо проблемами, предприниматели не ориентируются на поддержку региональных и метных органов власти (рис.2). соответствующего уровня. Рисунок 2 - Элементные составляющие системы государственной поддержки малого предпринимательства [3] Вышесказанное позволит успешно достичь и реализовать все составляющие, заложенные в систему поддержки малого бизнеса, которые представлены на рисунке 2. Целостность системы осознанно формируется, поддерживается и укрепляется органами власти. Методология и результаты исследования Методология проведенного исследования предусматривает выполнение ряда процедур, которые позволяют обеспечить достижения цели исследования и содержит такие этапы, как: – постановка цели и задач исследования. Целью данной работы является исследование особенностей и характерных черт системы поддержки малого предпринимательства в процессах ее формирования и развития. В качестве объекта исследования выбран субъект РФ Свердловская область. Задачами исследования являются выбор метода исследования, подбор исходных данных, изучение нормативных актов, проведение анализа и формирование выводов. –анализ публикационной активности в исследуемой сфере. Нами рассмотрены законы, стратегии, позволяющие обосновать значимость исследуемой проблемы, а также различные аспекты развития системы предпринимательства, представленные в трудах российских ученых, подтверждающие важность развития данной системы; –подбор базы исследования. В качестве источников использованы данные территориальных органов статистики, подтверждающие достоверность исследования. Статистическая отчетность, сгруппированная нами в соответствии с целями исследования, отражает динамику различных показателей отдельных элементов системы поддержки малого бизнеса. –проведение анализа и формирование выводов. Проведение анализа позволило выявить характерные особенности существующей системы поддержки малого предпринимательства в Свердловской области, а также выявить те проблемы, которые препятствуют ее развитию. В рамках региональной политики разработана стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2035 года, утвержденная в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря 2015 г. № 1083-ПП. Данная стратегия была разработана в соответствии с социально-экономической политикой (ее направлениями) в Свердловской области на 2016-2030 г. По данным Стратегии, положительные тенденции развития малого предпринимательства в Свердловской области удалось достичь за счет реализации региональной политики, ориентированной на развитие МСП, а именно создание разнообразной инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий. Рассмотрим подробно региональную инфраструктуру поддержки предпринимательства Свердловской области. К основным региональным институтам развития относятся: инновационный центр «Сколково», технопарк Университетский (технопарк высоких технологий), Фонд «Агат» (помощь молодёжному и малому предпринимательству), Корпорация развития среднего Урала (помощь для бизнеса и реализации инвестиционных проектов), Титановая долина (промышленно-экономическая площадка для развития промышленного производства), МФЦ для бизнеса (услуги для собственников бизнеса, консультирование по вопросам гос. поддержки), Свердловский фонд поддержки предпринимательства (региональный институт развития для обеспечения развития МСП), Уральский федеральный университет (инновационная инфраструктура для развития малого наукоёмкого предпринимательства), Свердловский фонд инвестиций (содействие развитию МСП с использованием ГЧП), Свердловский венчурный фонд (инновационная поддержка деятельности МСП). Фонд инвестиций в качестве инвесторов рассматривает предприятия, которые имеют устойчивое положение на рынке и опыт работы и занимаются привлечением инвестиций для реализации проектов, связанных с расширением бизнеса в производственной сфере и продвижением своих товаров. Он занимается содействием развитию субъектов МСП при помощи государственно-частного партнерства (через приобретение долей в уставном капитале и/или предоставлении займов) [4]. Региональная инфраструктура дополняется развитой муниципальной инфраструктурой поддержки МСП. На уровне муниципальных образований осуществляют свою деятельность: 44 фонда поддержки МСП, 6 центров, осуществляющих информационно-консультативные услуги, 8 бизнес-инкубаторов (поддержка начинающих предпринимателей), также действуют крупные технопарки (Университетский и пр.). Основным многоуровневым объектом предпринимательской инфраструктуры является Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства, функционирующий с 2002 года. Основными направлениями работы фонда являются обучение и консультирование действующих и потенциальных предпринимателей, оказание финансовой поддержки действующим и начинающим предпринимателям, формирование региональной инфраструктуры. На базе Фонда осуществляют деятельность ряд специализированных структурных подразделений, в т.ч. центр инноваций социальной сферы, центр экспортной поддержки, центр франчайзинга, центр компетенций в сфере с/х коопераций, центр кластерного развития, центры «Мой бизнес». Программы и направления Фонда постоянно обновляются и совершенствуются. Отдельно отметим национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной инициативы», реализация которого активно происходит на базе фонда. Данный проект был утвержден в 2018 году. Главной его целью является увеличение численности занятых в сфере МСП до 25 млн. чел. к 2024 году. В Свердловской области – до 800 тыс. чел., т.е. каждый третий житель (в экономически активном возрасте) должен быть занят на предприятии МСП. Проект разработан таким образом, чтобы на каждом этапе жизненного цикла компании предложить необходимые меры поддержки. В рамках проекта в Свердловской области реализуется 5 региональных проектов, к ним относятся:  расширение доступа к фин. средствам (фин. поддержка МСП);  популяризация предпринимательства;  акселерация субъектов МСП;  улучшение условий ведения предпринимательской деятельности;  создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (куратором выступает Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области). В 2019 году было направлено 3,7 млрд. руб. на реализацию нацпроекта. Было охвачено 27 903 чел., из них 9 452 субъекта МСП. Результатом является создание 750 новых компаний. Финансовая поддержка была оказана 796 предпринимателям на сумму 3,3 млрд. руб. (316 поручительств – 2,16 млрд. руб. и 580 займов – 1,16 млрд. руб.). Благодаря поручительствам со стороны фонда бизнесу удалось привлечь 5,8 млрд. руб. банковских кредитов на собственное развитие. Далее более подробно рассмотрим результаты деятельности фонда поддержки предпринимательства. Динамика основных показателей работы фонда представлена в таблице 2. Таблица 2 – Основные показатели работы Областного Свердловского Фонда поддержки предпринимательства за 2014-2019 гг. [5] Основные показатели 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Кол-во получателей поддержки, всего: 6 622 9 999 8 490 10 981 13 975 28 799 В т.ч.: Финансовая поддержка 795 744 922 641 669 896 Нефинансовая поддержка 5 827 9 255 7 568 10 340 13 306 27 903 Сумма, направленная на финансовую поддержку МСП, тыс. руб. 1 074 593 1 259 628 1 809 756 2 428 690 2 932 192 3 322 178 Из таблицы 2 видно, что количество получателей финансовой поддержки с 2014 года по 2019 стало больше на 101 субъект МСП (прирост 12,7 %). При этом сумма, направленная на финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличилась более чем в 2,5 раза. Фонд оказывает финансовую поддержку малому бизнесу по нескольким направлениям: при помощи совместных программ с партнерами (в 2019 году 42 партнера: банки, федеральные и региональные инвестиционные фонды и пр.), гарантийного фонда, льготных инвестиционных кредитов и собственных финансовых программ. За последние 2 года количество выделенных финансовых средств по всем программам поддержки увеличилось с 4 542 204,0 до 5 708 586,4 тыс. руб., что больше на 25,7%. Однако, территориальное и отраслевое распределение получателей финансовой поддержки довольно неравномерно. Например, в 2019 году структура выданных займов в разрезе муниципальных образований представлена следующим образом: г. Екатеринбургу было выделено 277 620 тыс. руб., что выше относительно других УО. Это связано с тем, что город является административным центром Свердловской области и сосредотачивает в себе наибольшее количество субъектов малого и среднего предпринимательства. Следом Южный УО (238 968 тыс. руб.), Северный УО (230 896 тыс. руб.), Восточный УО (186 356 тыс. руб.)., Горнозаводской УО (155 609 тыс. руб.) и Западный УО (70 960 тыс. руб.). Отраслевая структура сложилась следующим образом: услуги – 37,4% (298 СМСП, 1 159 367 тыс. руб.), торговля – 41,2% (328 СМСП, 1 209 022 тыс. руб.), производство – 18,1% (144 СМСП, 890 347 тыс. руб.) и сельское хозяйство – 3,3% (26 СМСП, 63 442 тыс. руб.). Существенно увеличилось количество получателей нефинансовой поддержки. Такой вид поддержки включает в себя ряд направлений: стимулирование выхода малого бизнеса на международные рынки (1 875 услуг), обучение и консультирование (7 018 услуг), развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионе (5 094 услуги), содействие образованию новых субъектов МСП (3 448 услуги), развитие кластеров Свердловской области (4 соглашения о сотрудничестве), содействие в развитии социального предпринимательства в регионе. Тенденции сложились таким образом, что субъектам МСП оказывается преимущественно нефинансовая поддержка. В то время как количество малых предприятий, получающих финансовую помощь, сокращалось до 2018 года, исключением стал 2019 год (финансирование в рамках национального проекта). Малое предпринимательство играет большую роль в обеспечении рабочими местами, что позволяет повысить уровень занятости и самозанятости в регионе. Оно оказывает положительное влияние на областной рынок труда. В таблице 3 представлены показатели, позволяющие оценить состояние рынка труда в Свердловской области. Приведены статистические данные, данные отчетов Фонда поддержки МСП в Свердловской области, позволяющие оценить значимость деятельности малых предприятий на териитории Свердловской области. Таблица 3 – Динамика изменения показателей рынка труда Свердловской области и результатов деятельности фонда за 2014-2018 гг. [5] Основные показатели 2014 2015 2016 2017 2018 Общее количество занятых в СвО 2144,6 2143,7 2092,4 2059,8 2046,1 Общее количество безработных в СвО (тыс. чел.) 138 149,4 137,7 119,2 103 Уровень безработицы, % 6,1 6,5 6,2 5,5 4,8 Кол-во вновь созданных рабочих мест МП на базе фонда 4 049 2 112 2 293 909 и сохранено 8 987 раб. мест 534 и сохранено 10 146 раб. мест Кол-во вновь созданных раб. мест МП, от общего кол-ва безработных в СвО, % 2,9 1,4 1,7 0,8 0,5 Из таблицы 3 видно, что благодаря работе Фонда поддержки МСП за 5 лет удалось сохранить и создать большое количество рабочих мест. При этом за весь рассматриваемый период времени уровень безработицы в Свердловской области был примерно на одном уровне. Это говорит о том, что деятельность малого бизнеса позволяет сохранять данный показатель на уровне, не превышающем пороговое значение (8%). Отдельно хочется сказать про то, что в настоящий момент большой акцент сделан на так называемое «социальное предпринимательство». Данный термин недавно был закреплен на законодательном уровне. В ФЗ № 245 от 26 июля 2019 года социальный бизнес трактуется как деятельность, которая направлена на достижение общественно-полезных целей и способствует решению социальных проблем общества и граждан. В связи с этим на базе фонда появилась программа, поддерживающая данное направление. «Школа социального предпринимательства» подразумевает получение знаний и навыков предпринимателями, занимающимися созданием, развитием и управлением социальных проектов в области, а также последующее сопровождение данных проектов (образовательная поддержка) [5]. Однако, как было отмечено ранее, поддержка оказывается преимущественно консультативная и данная программа – не исключение. В связи с этим рассмотрим закон № 259-ФЗ, который был подготовлен во исполнение Стратегии для развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р. В ФЗ № 259 «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» регулирующий отношения, которые возникают в следствии вложения и привлечения инвестиций при помощи инвестиционных платформ. Инвестиционная платформа представляет собой систему в сети «Интернет», которая используется для заключения договоров инвестирования. Отметим то, что с 2020 года в закон внесен ряд правок, подразумевающих ограничения, например: одно лицо может привлечь не более 1 млрд. руб. в год; не более 600 тыс. руб. могут вкладывать физические лица, не имеющие статуса профессионального инвестора. Для инвестиционных платформ также предусмотрены новые требования, например, собственный капитал не менее 5 млн. руб., а также включение в реестр, который ведется Банком России [6]. Самая известная краудфандинговая площадка – «Kickstarter». Она функционирует с 2009 года. За 11 лет она привлекла к себе внимание государственных структур, крупных американских корпораций и венчурных фондов. Из представленных проектов они выбирают наиболее подходящие для инвестирования (в 2015 году площадка привлекла 71,5 млн. долларов). Главным конкурентом является «Indiegogo». Данная платформа использует более гибкую модель финансирования. Не имеет значения то, какую часть от заявленной суммы удалось собрать, потому что все деньги поступят разработчику проекта. При этом возможен выбор схемы «все или ничего», при которой комиссия ниже [7]. В России нет площадок с таким оборотом, но на данный момент можно выделить несколько крупных – это Planeta.ru и Boomstarter. В таблице 4 приведем сравнительную характеристику. Таблица 4 - Сравнительная характеристика краудфандинговых площадок Planeta.ru и Boomstarter [7,8,9] Критерий «Планета» «Буммастер» Год основания 2011 2012 Срок выплаты финансов Через 7 дней На след. день Срок размещения 180 дней + 180 дней, в случае сбора от 50% Не ограничен Персональный менеджер – + Сбор на личные цели + – Обучающие ресурсы + + Средний сбор проекта 228 871 руб. 211 934 руб. Объём собранных средств Более 1 млрд. руб. 419 млн. руб. Количество реализованных проектов Более 4 500 2 023 Также приведем примеры успешных проектов, которые были реализованы при помощи краудфандинговых площадок. Например, в 2013 году на Boomstarter собрали более 3 млн. руб. на съемку фильма «28 панфиловцев» (изначально планировалось собрать 300 тыс. руб.); в мае 2016 года собрали почти 4 млн. руб. при помощи 998 спонсоров на карманный диван, который надувается без насоса (авторами проекта запрашивался 1 млн. руб.); в ноябре 2016 года было собрано почти 1,5 млн. руб. на переиздание комиксов о Черепашках-Ниндзя в формате книг (требовалось 800 тыс. руб.). Рекордом «Планеты» по сбору является проект мультфильма «Три мелодии» (целью автора являлась сумма в 2,2 млн. руб., ее превзошли на 50 тыс. руб.); выделим проект по постановке мюзикла по песням группы «Аквариум» (необходим был 1 млн. руб., собрали – 1,15 млн. руб.); группой «БИ-2» было собрано 1,26 млн. руб. на запись альбома Spirit, 1,02 млн. руб. на запись другого альбома – «16+» и 1,07 млн. руб. на концертное издание (DVD + CD). Таким образом, можно сделать вывод, что данный вид финансирования в России только начинает «набирать обороты» и показывает хорошие результаты. Однако, на территории Свердловской области данный инструмент отсутствует. Ранее авторами были проведены исследования инновационно-инвестиционных аспектов развития малого предпринимательства области, где была обоснована важность инвестиционных и инновационных процессов, способствующих дальнейшему развитию региона [10] В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 17 ноября 2014 года № 1002-ПП «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года», разработана программа под названием «Импульс для предпринимательства». В ней сделан акцент на то, что малому бизнесу принадлежит роль важнейшего фактора, определяющего долговременные тенденции развития региона. На данный момент в области сформирована необходимая правовая база, заложены основы в систему поддержки, сформирована инфраструктура, способствующая развитию предпринимательства, разработаны и осуществляются различные механизмы имущественного, финансового, информационного и пр. содействия развитию малого предпринимательства. В программе учитываются не только приоритетные задачи для развития, но и направления, которые способствуют развитию внешнеэкономической деятельности. Реализация данного вектора реализуется за счет создания и функционирования объектов поддержки экспортно-ориентированных предприятий, которые содействуют фирмам в выходе на международный рынок, а также в установлении и последующем развитии взаимовыгодного сотрудничества. В качестве основных проблем в данной программе выделяются:  нехватка финансовых ресурсов у предпринимателей при затрудненном доступе к источникам финансирования;  низкая грамотность предпринимателей, а также информированность о ресурсах;  сбыт готовой продукции;  организации, которые образуют предпринимательскую инфраструктуру поддержки бизнеса, недостаточно развиты. Программа направлена на совершенствование и расширение механизмов системы поддержки бизнеса и включает в себя мероприятия, связанные с поддержкой предпринимательства в области и развитии инфраструктуры поддержки тех субъектов, которые учитывают приоритетные направления Стратегии развития предпринимательства до 2030 года, Стратегии социально-экономического развития области до 2030 года и пр. В качестве ожидаемых результатов программы обозначено следующее:  увеличение доли занятых на малых предприятиях;  снижение напряженности на трудовом рынке и создание комфортных условий для самозанятых;  удовлетворение спроса со стороны инвесторов на площадках, которые подготавливаются для размещения объектов сферы инноваций, логистики, промышленности, сопутствующего сервиса;  сделать процедуры проще и расширить доступ собственников бизнеса к кредитным ресурсам банков при помощи развития возвратных инструментов поддержки малого бизнеса. В рассмотренной выше программе большой акцент сделан на экспортную поддержку субъектов бизнеса, данное направление активно развивается и набирает обороты, поэтому нельзя оставить его без внимания. На базе фонда реализуется 13 программ, направленных на экспортно-ориентированные предприятия, к ним относятся: бизнес-миссии, выставки; адаптация сайтов, подготовка презентационных материалов; консультирование по вопросам экспорта; обучение по международной деятельности; патентование; поиск покупателей и пр. Центр поддержки экспорта в области создан в 2011 году. Главной его целью является содействие в выходе предприятий на внешние рынки. Деятельность центра направлена на вовлечение новых организаций в экспортную деятельность, увеличение объёма экспорта услуг региона и несырьевого экспорта, а также отраслевая диверсификация экспорта и расширение масштаба поставок компании. В 2019 году центром было оказано 1875 услуг (в том числе информационных) для 377 субъектов МСП Свердловской области. Ключевые показатели работы центра за 2019 год представлены в таблице 5. Таблица 5 - Ключевые инструменты поддержки и количественные показатели мероприятий, услуг, субъектов МСП за 2019 год [5] Ключевые инструменты поддержки Услуги Мероприятия СМСП Бизнес-миссии 61 13 59 Приемы делегаций 44 14 39 Поиск партнера 39 32 Акселерация экспортных проектов 15 2 15 Форумы, конкурсы, круглые столы - 16 430 Защита интеллектуальной собственности 8 - 8 Подготовка презентационных материалов 33 - 26 Электронная коммерция 102 - 76 Выставки 86 56 68 Консультация экспортеров 122 - 52 Экспертиза контрактов 42 - 36 Обучение 161 12 107 Маркетинговые и патентные исследования 4 - 4 Модернизация и создание сайтов 25 - 25 Сертификация 12 - 8 Из таблицы 5 видно, что проводится достаточно большое количество мероприятий, направленных на экспорт, однако охват предприятий не очень высокий (при том, что данные включают не только малые, но и средние предприятия). Согласно данным ЭКСАР, в целях консультационной, информационно-аналитической, организационной поддержки внешнеэкономической деятельности предпринимателей в РФ была создана сеть Региональных центров поддержки экспорта [11]. В рамках таких центров можно получить помощь в организации переговоров, деловых встреч; участие в деловых поездках на зарубежные семинары, выставки, конференции; участие в торгово-экономических миссиях за рубежом; получить экспертизу внешнеторговых договоров, контрактов; получить информацию о коммерческих предложениях от иностранных компаний и пр. На данный момент такие центры функционируют в 31 субъекте Российской Федерации: Хабаровский край, Республика Татарстан, Томская область, Нижегородская область и пр. Свердловская область не входит в их число. Свердловская область является промышленным регионом. В больших объёмах производится продукция металлургической отрасли (отрасль специализации), а любое производство подразумевает наличие оборудования, которое, как правило, дорогостоящее. Однако, на территории г. Екатеринбурга, административного центра Свердловской области, есть около 54 компаний, оказывающих лизинговые услуги [12]. Однако, все эти компании, являются частными и преследуют исключительно экономические цели. Достаточно распространенным инструментом поддержки в области являются бизнес-инкубаторы (организации, занимающиеся поддержкой проектов предпринимателя на всех этапах развития бизнеса). Все нижеперечисленные бизнес-инкубаторы функционируют на базе Фонда. На территории региона расположены следующие: Верхнесалдинский (общая площадь – 629 кв. м., площадь для резидентов – 279 кв. м., количество офисов – 17), Карпинский (общая площадь – 764 кв. м., площадь для резидентов – 348 кв. м., количество офисов – 24), Невьянский (общая площадь – 1434 кв. м., площадь для резидентов – 747 кв. м., количество офисов – 36), Режевской (общая площадь – 485 кв. м., площадь для резидентов – 257 кв. м., количество офисов – 15), производственный бизнес-инкубатор городского округа заречный (общая площадь – 2500 кв. м., площадь для резидентов – 1305 кв. м., количество офисов – 8), Краснотурьинский (общая площадь – 1204 кв. м., площадь для резидентов – 676 кв. м., количество офисов – 37), Новоуральский (общая площадь – 2722 кв. м., площадь для резидентов – 1648 кв. м., количество офисов – 40), Екатеринбургский (общая площадь – 1843 кв. м., площадь для резидентов – 1500 кв. м., количество офисов – 45) [13]. Данные организации предоставляют как платные, так и бесплатные услуги для предпринимателей. Например, к бесплатным относятся следующие:  предоставление рабочих мест в нежилых помещениях бизнес-инкубатора, которые оборудованы мебелью, выходом в Интернет;  коммунальные услуги;  контрольно-пропускная система;  эксплуатация, содержание и тех. обслуживание всех помещений в собственности бизнес-инкубатора;  сдача онлайн готовых налоговых и бухгалтерских отчетов;  консультационные услуги по разным вопросам, связанным с деятельностью предпринимателей: бух. учет, налогообложение, бизнес-планирование, развитие предприятия, кредитование, аудит, маркетинг, гранты, субсидии и пр.;  юридическое сопровождение: составление договоров, подготовка документов, которые необходимы для государственной регистрации субъектов МСП;  рекламные и маркетинговые услуги;  помещения для презентаций и проведения деловых встреч, переговорные комнаты;  поиск инвесторов и посредничество в контактах с потенциальными деловыми партнерами;  предоставление доступа к информационным базам данных, которые необходимы резидентам и пр. В качестве платных услуг можно привести следующие:  мастер-классы, тренинги, бизнес-клубы, семинары, бизнес-клубы и пр.;  предоставление услуг, связанных с обучением и повышением квалификации;  юридическое или бухгалтерское обслуживание. Отдельно отметим нововведения, которые произошли в 2019 году, в работе фонда. Новые направления работы: «выращивание» предпринимателей, центр франчайзинга. Развитие качества предоставления поддержки (внедрение современных технологий): запуск нового «личного кабинета», запуск технологии «кредитный конвейер», цифровизация экспертизы заявок на финансовую поддержку. Развитие предпринимательсткой инфраструктуры поддержки: открытие двух центров «Мой бизнес» в г. Екатеринбург и в г. Нижний Тагил. Развитие инструментов поддержки: новый инструмент – упаковка франшизы, появление новых видов займов «Франшиза» и «Моногород», ставка по займам приравнена к ключевой ставке Банка России. Заключение Можно сделать вывод, что на территории Свердловской области проводится активная политика поддержки субъектов малого бизнеса и сформирована достаточно эффективная система поддержки, которая регулярно совершенствуется. Однако, в любой системе есть как сильные стороны, так и слабые, которые требуют особого внимания. Таким образом, можно выделить главные проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства в Свердловской области:  проблема недостаточного финансирования малого бизнеса в Свердловской области;  проблема непостоянства налоговой политики, недостаточная проработка норм налогового законодательства и отсутствие их четкого разграничения;  проблема подготовки высококвалифицированных кадров для субъектов малого предпринимательства;  проблема отсутствия статистического анализа особенностей и специфики функционирования субъектов МП;  сложность получения услуги на базе сложившейся системы поддержки;  отсутствие узкопрофильных объектов поддержки предпринимателей в Свердловской области;  анализ тенденций развития малого бизнеса показал, что обозначенная система поддержки в регионе не является эффективной и требует пересмотра. На данный момент, в силу сложности получения какой-либо услуги, собственники бизнеса вынуждены затрачивать существенное количество времени и, зачастую, денег. Помимо этого, по отдельным направлениям поддержки спектр оказываемых услуг достаточно узкий. Основным объектом системы поддержки малого бизнеса является Фонд поддержки, на его базе предоставляется подавляющее большинство услуг для предпринимателей, а это не всегда позволяет прочувствовать специфику конкретного направления поддержки и бизнеса, ввиду этого возникает потребность в формировании самостоятельных, узкопрофильных объектов инфраструктуры. Оценка основных показателей функционирования малого бизнеса показала не очень позитивную тенденцию (небольшой прирост количества МП, сокращение численности сотрудников, прирост оборота). Это говорит о том, что происходит рост уже существующих компаний, а не появление новых, но регион заинтересован именно в популяризации предпринимательства и создании новых фирм. В Свердловской области реализуется активная политика поддержки малого бизнеса, однако она не решает главные, наиболее болезненные вопросы и проблемы предпринимателей. Это подтверждают приведенные в главе 2 статистические показатели, результаты деятельности фонда (ежегодные отчеты), опросы предпринимателей. Сложилась устойчивая тенденция, в соответствии с которой бизнесу оказывается активная консультационная поддержка, но она не позволяет на практике искоренить факторы, сдерживающие развитие предпринимательства. При этом мы видим, что количество предприятий, получивших финансовые средства на свое развитие, существенно сократилось (условия получения займов и т.д. усложняются). Обучающие программы, действующие на базе фонда, перестают пользоваться популярностью и становятся менее востребованными с каждым годом и пр. Необходимо обратить внимание на реальные проблемы бизнеса и работать над ними, ведь малый бизнес, в случае активной и эффективной поддержки, может существенно приумножить свой вклад в экономику Свердловской области и Российской Федерации. Исходя из этого, можно сделать вывод, что необходимо усовершенствование системы поддержки малого бизнеса в регионе, введение дополнительных мер и методов поддержки предпринимателей.