Full text
Введение Для того, чтобы рассмотреть систему поддержки малого предпринимательства в регионе, необходимо раскрыть сущность, роль и функции самого малого предпринимательства. Сектор малого предпринимательства является важным и неотъемлемым элементом, без которого невозможно представить экономику региона. Благодаря своей мобильности и массовому охвату малое предпринимательство способствует устойчивому и постоянному развитию региональной экономики. Выделяется несколько подходов к определению малого предпринимательства: как хозяйственная система, как экономическая категория, как сектор экономики. Авторами был проведен анализ каждой из них. Автор Хамидуллин Ф.Ф. в своей работе определяет малое предпринимательство как сложную, динамическую, постоянно развивающуюся систему, которая охватывает процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и рассматривается со стороны разных аспектов: материально-производственный, социально-экономический [1]. Авторы Алисов А.Н. и Грищенко С.Е. в своей работе рассматривают предпринимательство как экономическую категорию и пишут, что малое предпринимательство относится к специфическим видам деятельности по осуществлению более рационального использования социально-экономических условий и ресурсов на инновационной, рисковой основе и полной экономической ответственности предпринимателя, главной целью которой является удовлетворение спроса на данный товар или услугу и получение постоянного дохода [2]. По мнению автора Романенко Е.В., сектор малого предпринимательства развивается и функционирует на основе взаимодействия совокупности различных связей (горизонтальных и вертикальных), обуславливающих эффективность процесса использования различных ресурсов. При этом складывается сложная совокупность связей и зависимостей хозяйствующих субъектов и отражает обстоятельство, что данные субъекты имеют разные места в социально-экономической структуре и общественном разделении труда, а также располагаемыми ресурсами, потребностями и интересами. Как следствие, субъекты малого предпринимательства формируют специфический сектор [3]. В Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определены общие критерии, установленные государством, на основе которых предприятия относятся к малому и среднему бизнесу. К ним относятся:  численность сотрудников от 16 до 100;  объем оборотных средств не более 800 млн. руб.;  размер уставного капитала (сумма долей участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований и других общественных организаций не должна превышать 25% от суммы уставного капитала). Для отнесения предприятия к категории малых требуется соблюдение всех вышеуказанных требований. Следует отметить, что в РФ все критерии четко установлены законодательством и распространяются на все виды деятельности. Значимость малого предпринимательства для развития региональной экономики Важно рассмотреть функции малого предпринимательства, потому что они наиболее полно позволяют отразить его роль как отдельного сектора экономики. Рассмотрим их в рисунке 1. Рисунок 1 – Функции малого предпринимательства [4] Из рисунка видно, что основополагающие функции малого предпринимательства имеют несколько направленностей: микроэкономическая, макроэкономическая, социальная и политическая. Рассмотрим содержание каждой в отдельности. Микроэкономическая, в свою очередь, включают в себя следующие функции: управленческая, организаторская, новаторская и ресурсная. Управленческая функция подразумевает, что малые предприятия управляют производством, ресурсами, материальными потоками, инвестициями, сбытом и пр. Под организаторской функцией понимается возможность малых предприятий самостоятельно выбирать стратегию развития и решать вопросы организации своей деятельности. Новаторская функция означает, что малые предприятия способны внедрять новые технологии и технику, новые идеи и гибко реагировать на изменение ситуации на рынке. Выполняя ресурсную функцию, малые предприятия мобилизуют, рационально распределяют и используют имеющиеся ресурсы. Интегрирующая и преобразовательная функции включены в макроэкономическое направление. Интегрирующая функция подразумевает, что малые предприятия обладают способностью удовлетворения дифференцированного спроса, которые не могут удовлетворить предприятия других уровней. Под преобразовательной функцией подразумевается, что малые предприятия формируют конкурентную рыночную среду: способствуют созданию новых направлений деятельности, видов товаров, расширению ассортимента, повышая качество товаров и услуг и снижая цены, издержки. Социальная роль малых предприятий велика. Они позволяют решить проблемы безработицы, создают новые рабочие места, стимулируют деловую активность и, как следствие, способствуют росту численности среднего класса, а также решают проблему социальной напряженности в обществе. Политическая функция помогает наладить взаимоотношения малого бизнеса с государством и предприятиями других уровней. Таким образом, можно сделать вывод, что малое предпринимательство выполняет не только экономические функции, а целый комплекс функций. С точки зрения развития регионального хозяйства наиболее интересны социальная, политическая и новаторская функция, что обуславливается целями региона по достижению государственных целей развития. Однако, самим субъектам малого предпринимательства интересна именно экономическая функция, т.к. она связана с обеспечением устойчивости бизнеса и формированием доходов. К основным принципам, отражающим сущность малого предпринимательства, относятся следующие [5]:  субъекты малого предпринимательства экономически самостоятельны и независимы;  предприниматель имеет личную экономическую заинтересованность;  предприниматель несет личную экономическую ответственность за свою деятельность;  законность осуществляемой предпринимательской деятельности;  свобода предпринимательской деятельности;  ограничение монополистической деятельности, преимущественно свободная конкуренция;  предпринимательская деятельность регулируется государством. Выделение принципов функционирования малого бизнеса необходимо для того, чтобы была возможность выделить основные факторы развития малого предпринимательства и возможность сформулировать основные условия его развития и существования. Малое предпринимательство может осуществлять различные виды экономической деятельности, т.к. охватывает все сферы экономики. К главным чертам малого предпринимательства можно отнести инновационность и эффективное использование рыночных ниш. Однако, предпочтение малыми фирмами того или иного вида экономической деятельности определено не только условиями развития малого предпринимательства, но и сложившимся технологическим укладом. Более полно проанализировать сущность и функции малого предпринимательства можно благодаря определению его преимуществ и недостатков [6]. К преимуществам можно отнести:  относительно невысокая потребность в первоначальном капитале (зачастую малый бизнес не нуждается в крупных стартовых затратах, также существует государственная финансовая поддержка малого бизнеса: безвозмездное финансирование, льготные проценты по кредитам и пр.);  гибкость (в силу своих размеров, малые предприятия способны быстро адаптироваться к меняющейся ситуации на рынке и подстраиваться под нее, именно поэтому малые предприятия, в большинстве случаев, являются реализаторами инновационных идей);  малые предприятия довольно просты в управлении (предпринимателю достаточно просто анализировать и контролировать деятельность фирмы: финансовые потоки, различная отчетность и др.);  простота управленческой системы (т.к. круг лиц, принимающих решение, ограничен, это позволяет экономить время при принятии решений). Преимущества малого предпринимательства обеспечивают его динамичность, инновационность и высокую заинтересованность государства и общества в его развитии. К недостаткам малого предпринимательства можно отнести [6]:  высокий уровень риска, связанный с высоким уровнем конкуренции на рынке;  ограниченность финансовых ресурсов (это не позволяет фирме быстро развиваться, увеличивать объемы производства и пр.);  сложность в получении кредитов, т.к. малые предприятия обладают меньшей финансовой устойчивостью и платежеспособностью, чем крупный бизнес, они менее интересны банковскому сектору;  сложность в получении лицензий и разрешений (зачастую малому бизнесу сложней получить лицензии и разрешения на отдельные виды деятельности, чем, например, крупному бизнесу). Таким образом, после проведенного анализа теоретической базы по теме исследования, авторами сделан вывод, что малое предпринимательство имеет преимущества и недостатки, но оно должно развиваться, т.к. является неотъемлемой частью региона. Малый бизнес обладает важнейшей социально-экономической ролью, ведь он способствует как социальной, так и экономической устойчивости: занимается формированием рациональной структуры экономики, содействует ослаблению влияния структурных изменений, более оперативно приспосабливается к изменениям потребностей того или иного рынка (в отличие от среднего и крупного бизнеса), чем содействует развитию региона, обеспечивает рост доходной части бюджетов всех уровней (налоговые платежи), создает и оперативно применяет промышленные, инженерные, а также управленческие новшества [7]. Аспекты влияния малого предпринимательства на развитие региона В процессе своего развития и функционирования малый бизнес на уровне региона способствует формированию различных структур (управленческих, производственных, транспортных и др.), которые в свою очередь, являясь адаптивными по отношению к внешней среде, обеспечивают также развитие экономики муниципального образования. Деятельность данных структур способствует созданию благоприятных условий для охвата малыми фирмами свободных ниш рынка, что позволяет диверсифицировать экономику, обеспечить рост экономики, увеличить объем выпуска продукции и номенклатуру. Можно выделить несколько аспектов влияния малого бизнеса на экономику региона. Это демонстрирует рисунок 2 [8]. Рисунок 2 – Аспекты влияния малого предпринимательства на развитие региона [8] Малый бизнес способствует появлению новых рабочих мест, соответственно, повышению экономической активности населения и снижению уровня безработицы. Также стоит отметить, согласно [9] и то, что пропорция разных категорий трудящихся в секторе малого бизнеса выражена подавляющим большинством постоянно занятых работников, то есть малый бизнес почти не применяет такой способ увеличения результативности деятельности, как вторичная занятость. Малый бизнес способствует росту количества выпускаемой продукции, повышению инвестиционной активности организаций, поступлению инвестиционных ресурсов в основной капитал. Необходимо отметить, что малому бизнесу присуще более рациональное распределение основных факторов производства, что повышает показатели рентабельности, по сравнению со средними значениями в тех или иных отраслях экономики. Также можно сказать, что в связи с большей гибкостью предпринимателей, покупательский спрос удовлетворяется в большей степени [10]. Только малые предприятия способны найти индивидуальный подход к клиентам и полностью удовлетворить спрос за счет узкой специализации, что не могут сделать крупные компании, т.к. ориентируются на массового потребителя. Малый бизнес удовлетворяет локальный спрос и специфические потребности. Он занимается созданием новых товаров и услуг, чтобы быть конкурентоспособным относительно крупных компаний. Также он является связующим звеном между крупными компаниями и потребителями товаров/услуг [11]. Налоговые отчисления субъектов малого предпринимательства пополняют бюджет региона (региональный бюджет получает большую часть налоговых платежей именно от МСП). Сложилось несколько подходов к трактованию понятия системы поддержки малого предпринимательства в региональной экономике. Рассмотрим некоторые из них. Например, А.П. Вершинина [12] пишет, что данная система включает в себя нормативно-правовую базу, инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, состоящую из коммерческих и некоммерческих организаций и государственный аппарат. По мнению автора Л.Г. Руденко [13], системой региональной поддержки малого бизнеса является правовое, экономическое и организационное обеспечение среды для устойчивого и эффективного функционирования малого предпринимательства. С.А. Фомина [14] в своей работе рассматривает данную систему как совокупность прямых и косвенных мер со стороны государства, которые обеспечиваются финансированием из бюджетных и внебюджетных источников. Таким образом, традиционно под системой понимается совокупность элементов и отношений, которые закономерно связанны друг с другом в единое целое, обладающее свойствами, отсутствующими у элементов или отношений их образующих. Исходя из этого, систему поддержки малого предпринимательства в регионе можно трактовать как совокупность экономических, правовых, административных, организационных и других элементов, которые находятся в тесной взаимосвязи и обеспечивают благоприятную среду для устойчивого и эффективного функционирования малого предпринимательства в регионе. Главной целью формирования системы поддержки малого предпринимательства является интеграция всех субъектов и объектов деятельности в единую систему на мезоуровне, которая будет удовлетворять логистической оптимальности всех протекающих в ней процессов, и позволяющая достичь синергетических эффектов. Региональная поддержка субъектов малого предпринимательства крайне необходима. Взаимодействие федеральных и региональных органов власти при создании комплекса мер поддержки малого бизнеса способствует развитию, успешному функционированию и совершенствованию, а также его расширению, как одного из наиболее важных элементов рыночной экономики, необходимого для ее развития [15]. Формы поддержки малого предпринимательства В соответствии с вышеупомянутым ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», поддержка субъектов малого бизнеса включает в себя ряд разнообразных направлений, представим их в таблице 1. Таблица 1 Основные направления поддержки малых предприятий Форма поддержки Характеристика Консультирование Консультационные услуги по любым вопросам, связанным с деятельностью малых предприятий, и компенсация затрат на консультационные услуги; Финансирование Льготное кредитование, гарантии, поручительства, финансовый лизинг, финансовый менеджмент, займы, инновационные займы и пр.; Имущественная поддержка аренда помещений, лизинг оборудования, обустройство земельных участков для коммерческого использования и пр.; Обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала В т.ч. подбор персонала, общий и специализированный консалтинг и пр.; Информационное обеспечение Доступ к информационным сетям, выставочная деятельность, трансфер технологий и пр.; Область инноваций и промышленного производства Содействие патентованию изобретений, создание акционерных инвестиционных фондов, создание закрытых паевых инвестиционных фондов, создание условий, содействующих заключению договоров субподряда с малыми предприятиями в области промышленного производства и инноваций; Обеспечение внешнеэкономической деятельности Помощь в продвижении российских товаров на иностранных рынках, помощь в оформлении всей необходимой документации, сотрудничество с иностранными государствами и организациями. Все меры поддержки, перечисленные в таблице, распространяются на все субъекты Российской Федерации. Однако, региональные органы власти обладают правом принимать собственные региональные законы и нормативно-правовые акты, способствующие развитию малого бизнеса в регионе (причем меры поддержки могут отличаться от тех, что закреплены на федеральном уровне). Региональные органы власти также занимаются активной поддержкой малого бизнеса, т.к. он является важной, но при этом более уязвимой частью региональной экономики и нуждается в дополнительной помощи на уровне региона. Отдельно хотелось бы сказать о мерах поддержки, реализуемых в кризисные периоды, т.к. малые предприятия являются первыми, кто страдают в неблагоприятной экономической ситуации, потому что являются самыми уязвимыми. Пожалуй, самой главной проблемой малого бизнеса в кризисное время является острая нехватка финансовых ресурсов [16], т.к. происходит удорожание кредитов (при этом банки практически полностью перестают выдавать кредиты малым организациям, предъявляют жесткие требования к заемщикам, что, в целом, приводит к замедлению темпов развития бизнеса. Предпочтение отдается крупным заемщикам, т.к. они могут обеспечить кредит и, следовательно, риск кредитной организации существенно меньше). В кризис инвестирование в малый бизнес затруднено, потому что структуры, которые имеют средства, предпочитают вкладывать средства в лидеров рынка. Из-за высоких взносов лизинг и приобретение дорогостоящего оборудования также являются невозможными. Единственное, что остается малому бизнесу самофинансирование, что далеко не всегда является возможным [17]. Анализ инвестиционных аспектов развития малого бизнеса рассмотрен авторами ранее [18], где на примере Свердловской области показано, что малое предпринимательство - это постоянно развивающаяся и перспективная сфера региональной экономики, успешное развитие которой обеспечивается инвестиционными вложениями. В такой непростой период поддержка со стороны федеральных и региональных властей крайне необходима. Поэтому разрабатывается план антикризисных мероприятий поддержки субъектов малого бизнеса, который направлен на обеспечение устойчивого развития экономики и стабилизации социальной обстановки. Разрабатывается целый ряд мер, связанных с налоговой политикой (каникулы, льготы и пр.), финансовая поддержка (кредитные каникулы, отсрочка по процентам и основному долгу, отсрочка арендных платежей, предоставление льготных кредитов, при этом часть расходов на себя берет государство). Также значительно снижается количество проверок в кризисное время [19]. Следует отметить и то, что в кризисное время формируется перечень отраслей, которые в большей степени страдают на фоне непростой экономической ситуации. При разработке мер поддержки, в т.ч. учитывается специфика отдельных сфер деятельности. Существует большое количество разновидностей инфраструктурных объектов, представим из в таблице 2. Таблица 2 Основные объекты предпринимательской инфраструктуры в регионе Объект Характеристика Бизнес-школы Обеспечивают подготовку, переподготовку и повышение квалификации предпринимателей, руководителей малых организаций, специалистов для малых предприятий (бухгалтеров, маркетологов и пр.), безработных и других граждан, желающих создать собственный бизнес, а также государственных и муниципальных служащих, ответственных за развитие малого предпринимательства. Агентства поддержки По существу, они являются консалтинговыми организациями, которые оказывают широкий спектр услуг малому бизнесу в регистрации, обучении, получении инвестиций и пр. Бизнес-инкубаторы Это структуры, которые размещают специально отобранные малые организации на своих площадках и оказывают им образовательные, консалтинговые, офисные и пр. услуги. Учебно-деловые центры У них схожие функции с агентствами и бизнес-школами, но они в отличие от агентств, как правило, преимущественно нацелены на реализацию образовательных программ, а в отличие от бизнес-школ значимую часть времени уделяют организационному и консалтинговому сопровождению проектов. Инновационно-технологические центры Это организации, занимающиеся развитием научно-технического потенциала малых предприятий, находящихся на начальной стадии развития. Центры позволяют использовать производственные и исследовательские площади. Бизнес-центры Это офисные здания, которые предоставляют необходимую инфраструктуру для ведения предпринимательской деятельности: помещения, офисная техника и пр. Технопарки Представляют собой площадку, которая оснащена всей необходимой технологической и промышленной инфраструктурой, на территории которой предоставляется возможность в ускоренном темпе осуществлять научные исследования и внедрять их в производство. Региональные фонды поддержки На базе фонда оказывается широкий спектр услуг, программы и направления постоянно совершенствуются. Социально-деловые центры Представляют собой площадку, которая оснащена всей необходимой технологической и промышленной инфраструктурой, на территории которой предоставляется возможность в ускоренном темпе осуществлять научные исследования и внедрять их в производство. К особенностям развития региональной системы поддержки малого предпринимательства относятся [20]:  влияние малого бизнеса на экономическую и социальную (привлечение социально незащищенных слоёв населения, создание социально-ориентированных фирм, снижение социальной напряженности на рынке труда) сферы;  большое разнообразие направлений поддержки (финансовая, консультационная и пр.);  целостность системы поддержки (она включает в себя нормативно-правовую базу, инфраструктуру поддержки и государственный аппарат);  система функционирует, учитывая цели и стратегические направления социально-экономического развития в регионе (программно-целевой метод);  курс взят на снижение административного давления со стороны органов власти (государственных и региональных) и управления: налоговые льготы, льготное кредитование, внедрение специальных режимов налогообложения и др.;  в поддержке малого предпринимательства субъекты РФ обладают широкими полномочиями (децентрализация полномочий). Это отражается в разработке и принятии региональных нормативно-правовых актов, связанных с поддержкой малого бизнеса; разработка и реализация программ поддержки малого бизнеса; создание системы поддержки в субъектах РФ;  разработка и реализация новых форм и направлений в системе поддержки малого бизнеса. В качестве примера можно выделить возможность участи малых предприятий в государственных закупках товаров/услуг с целью обеспечения государственных и региональных нужд и др. Таким образом, стало понятно, что система поддержки малого предпринимательства в регионе играет важнейшую роль. Однако, нужно учитывать то, что она развивается под влиянием ряда факторов. Факторы, влияющие на развитие и функционирование системы поддержки малого предпринимательства в регионе На развитие и функционирование системы поддержки малого бизнеса в регионе оказывает влияние внутренняя (факторы, которые связаны с предпринимательской деятельностью) и внешняя (факторы региона и общероссийские) среда. В силу быстрого реагирования на любые изменения внешних и внутренних условий функционирования малый бизнес является не только быстро приспосабливаемым и гибким, но также и зависимым от конъюнктуры рынка, от факторов [21]. Как было отмечено ранее, в Российской Федерации со временем произошла децентрализация крупных организаций и, в связи с этим, появилась новая теория, касаемо развития малого бизнеса и факторов, оказывающих влияние на его развитие. Представим данные в таблице 3. Таблица 3 Новая теория малого бизнеса как результат децентрализации крупных организаций [22] Авторы Общие положения Е. Бэкберг, Л. Вэбстер На развитие малого бизнеса оказывает влияние институциональный климат; Д. Дейонг, Д. Берковитц Развитие малого бизнеса в регионе коррелирует с индексом реформ (степень контроля цен, уровень субсидирования в экономике региона и пр.); Б. Мокри, Т. Бартик В большей степени развитие малого бизнеса связано с сочетанием делового климата (невысокие затраты на факторы производства, гибкость политики занятости, поддержка органов власти, льготное налогообложение на территории); Д. Кибл Модель увеличения доходов населения изменение рыночного спроса; Модель спала в экономике безработица способствует увеличению потенциальных предпринимателей; Модель, которая объясняет бурное появление новых фирм новые технологии (компьютеризация) Д. Стори, П. Джонсон Три модели: Бостонская модель инкубатора, которая объясняет большие темпы появления новых компаний в крупных центрах региона; Бирмингемская развитие малого бизнеса является прямым результатом национального, регионального, индустриального спада; Болонская регулирование со стороны государства стимулирует организации не увеличивать свои размер; П. Рейнолдс Одним из главных факторов, стимулирующим развитие малого бизнеса, является увеличение населения в долгосрочной перспективе; В. Сенгенбергер, Л. Ловмен Зависимость увеличения количества занятых в секторе малого бизнеса от децентрализации предприятий и создания объединений вновь созданных малых фирм. Таким образом, данные таблицы позволяют сделать вывод, что факторы внутренней и внешней среды оказывают значимое влияние на развитие малого бизнеса. Причем они могут как способствовать его развитию, так являться причиной сокращения количества малых предприятий. Система поддержки малого бизнеса в регионе меняется в зависимости от того, как развивается предпринимательская среда и какие изменения происходят в сфере малого предпринимательства, поэтому, в первую очередь, необходимо рассмотреть факторы, которые оказывают влияние на функционирование малого бизнеса для того, чтобы ими грамотно управлять в рамках региональной системы поддержки. Сложилось большое количество подходов и классификаций факторов, оказывающих влияние на деятельность малого бизнеса в экономике региона. Традиционно факторы делят на две группы: внутренние и внешние (рисунок 3). Рисунок 3 Факторы, оказывающие влияние на функционирование и развитие бизнеса [23] Ниже авторами дана характеристика и систематизированы факторы каждой группы. Под внешними факторами понимаются факторы, находящиеся вне бизнеса, но они оказывают непосредственное влияние на его развитие и функционирование. Внешние факторы это предпринимательская среда, сложившаяся благоприятная ситуация для развития предпринимательства в стране и отдельных регионах (она складывается благодаря функционированию системы региональной поддержки). Это совокупность факторов (субъективных и объективных), которые позволяют предпринимателям реализовывать свои функции. К внешним факторам можно отнести следующие: экономические, демографические, политико-правовые, институциональные, природные, социально-культурные и научно-технические. Под экономическими факторами понимается экономическое положение региона в целом: структура и динамика потребления; покупательная способность граждан; система поддержки (налоговая политика, инвестиционная политика и др.), кредитное, финансовое положение региона; насыщенность рынка и динамика его развития; уровень инфляции. Данные факторы, пожалуй, оказывают значительное влияние на развитие бизнеса. Тут фигурируют такие показатели как динамика среднедушевых доходов, средняя номинальная заработная плата и пр. Чем больше развит регион с точки зрения экономики, тем более привлекательна данная территория для ведения предпринимательской деятельности и наоборот. К демографическим факторам можно отнести: численность и плотность населения региона; возрастная структура населения; миграционный приток и отток населения в регионе; религиозная и этническая структура населения. Демографические факторы позволяют оценить человеческий потенциал развития малого предпринимательства: уровень активности населения, наличие квалифицированных трудовых ресурсов и пр. Наиболее привлекательна та территория, где сконцентрировано большое количество платежеспособного населения и есть перспектива его прироста в долгосрочной перспективе и наоборот (поэтому наибольшее сосредоточение малых фирм наблюдается в крупных городах, где и населения больше, и уровень зарплат, как правило, выше, что оказывает влияние на спрос). Политико-правовые факторы включают в себя законодательную базу, регулирующую хозяйственную и экономическую деятельность в стране и регионе; лояльность органов власти; влияние общественности на решения, принимаемые государственными организациями, стабильность политической системы страны в целом. Грамотное формирование правовой среды определяет упорядоченность и четкость бизнеса, его взаимоотношения и экономическими агентами, и обществом. Вновь принятые нормативно-правовые акты нацелены на расширение существующих возможностей малого бизнеса. Сейчас существует большое количество законодательных актов, направленных исключительно на поддержку малого бизнеса (много преференции, по сравнению с крупным бизнесом). Однако, в сложившемся законодательстве существует большое количество недостатков, требующих доработки (они могут как облегчить деятельность предпринимателя, т.к. четко прописан порядок различных процедур и др., также в силу ряда недоработок они могут запутать предпринимателя и повлечь за собой больше временных, финансовых затрат и пр.). Тут стоит отметить и то, что в правовой сфере регулярно появляется большое количество поправок, за которыми собственники бизнеса не всегда могут уследить [24]. К институциональным факторам можно отнести не только формальные правила взаимодействия экономических агентов, но и сложившиеся культуру и традиции в данном случае предпринимательской деятельности. В Российской Федерации с течением времени сформировалось довольно специфическое отношение общественности к малому бизнесу (от позитивного до негативного), что, конечно, оказывает влияние на привлекательность данной сферы экономической деятельности на уровень эффективности малого бизнеса. К природным факторам относятся: наличие природных ресурсов в регионе, а также перспективы их использования; уровень обеспеченности регионами отдельными видами топлива и сырья; уровень загрязненности окружающей среды. В силу действия эффекта масштаба и довольно высоких барьеров входа на рынки добычи полезных ископаемых, малое предпринимательство в наименьшей степени обладает доступом на данные рынки. Однако, данный фактор оказывает влияние в определенных сферах, например, в сельскохозяйственном производстве, где доля малого бизнеса может быть велика. Для развития малого предпринимательства необходимо наличие всех ресурсов на территории. Особенно это важно для отдельных отраслей. Сюда же входят и климатические условия. Социально-культурные факторы это общий уровень культурного развития в регионе; моральные ценности и культурная среда; уровень образованности населения; религиозный состав населения; демографическая ситуация региона в целом; половозрастная структура населения. Данная группа факторов позволяет отразить стремление населения приобретать товары и услуги, которые отвечают определенным вкусам, моде, стилю и образу жизни, нравственным и этическим нормам, религии и пр. К последней группе внешних факторов, научно-техническим, можно отнести следующие показатели: темпы и масштабы технологических и научно-технических изменений; квалификация кадров; инновационный потенциал; нововведения стандартов оборудования; появление новых видов товаров и услуг. Доступность технологий и взаимосвязь малого и крупного технологического бизнеса обуславливает высокое влияние технологических укладов на развитие малого предпринимательства. Если изначально малое предпринимательство распространялось в отраслях материального производства, то повышение уровня конкуренции, укрупнение добывающих и обрабатывающих предприятий, привело к вытеснению малого предпринимательства в сферы активного применения человеческого капитала, в том числе в научно-техническую. Данная группа факторов оказывает общее воздействие на малое предпринимательство в регионе (они создают среду функционирования и развития малого бизнеса). Внешние факторы могут создавать неудобства и накладывать определенные ограничения на стратегию бизнеса, но, при правильной и своевременной адаптации к ним, при правильном использовании, данные факторы могут обеспечить бизнесу существенные конкурентные преимущества. Кратко рассмотрим вторую группу факторов. Внутренние факторы это группа факторов, оказывающая прямое воздействие на развитие и функционирование малого предпринимательства. Они отвечают за формирование ближайшего окружения каждого малого предприятия, влияя таким образом на его деятельность и развитие. К внутренней среде бизнеса относятся: потребители, поставщики, конкуренты, контактные аудитории и система государственной поддержки малого предпринимательства. Потребителями являются лица, которые обладают намерением приобрести товар или услугу для различных нужд: личных, семейных, домашних и др. В качестве потребителей могут выступать отдельные лица, домашние хозяйства, фирмы-посредники, бюджетные организации и учреждения. Соответственно, чем больше потребителей, тем более привлекательная территория для создания бизнеса. Деятельность поставщиков осуществляется на основании заключенного договора. Благодаря им малый бизнес обеспечивается сырьем и материалами, ресурсами, в том числе трудовыми (кадровые агентства, службы занятости), оборудованием. Наличие поставщиков является важным фактором, оказывающим влияние на развитие бизнеса. Ведь, чем ближе источники сырья к производителю, чем больше поставщиков (можно выбрать более привлекательные условия для сотрудничества), тем благоприятней предпринимательская среда. Здесь следует отметить и то, что, в связи с этим, на территории выделяются отрасли специализации, т.е. те отрасли, продукцию которых на данной территории можно производить с гораздо меньшими издержками. Внутренние факторы способны наложить определенные ограничения на функционирование и развитие бизнеса, но при правильном, грамотном и эффективном использовании они могут обеспечить существенные преимущества перед фирмами-конкурентами. Заключение Таким образом, роль малого бизнеса в региональной экономике очень велика. Данная форма экономической активности является одной из самых эффективных и наиболее распространенных в разных странах мира. Малое предпринимательство способствует улучшению среды для жизни населения, повышается качество жизни. Малый бизнес позволяет снизить тенденцию социальной дифференциации. По результатам выполненного исследования можно смело сказать, что малый бизнес в России и, как следствие, в регионе должен быть опорой, а не выступать в качестве дополнения для крупных предприятий, которые обеспечивают гораздо меньшую часть объема отгруженной продукции. Малое предпринимательство является неотделимой составляющей воспроизводственного процесса при переходе к постиндустриальной ступени развития, поэтому необходимо формировать эффективную систему поддержки малого предпринимательства в регионе. Подводя итоги, можно сказать, что малое предпринимательство, безусловно, является важнейшим элементом экономики региона. Несмотря на то, что «лицом» региональной экономики выступает крупный бизнес, именно малое предпринимательство создает большую часть региональных ресурсов, которые необходимы средним и крупным предприятиям. Анализ факторов показал, что региональная политика играет особую роль в развитии малого предпринимательства в силу его качеств неустойчивости и инновационности. Эффективная система поддержки способствует созданию комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности.