Full text
Введение Директорский корпус образовательных организаций, поддерживая скорость развития реального сектора экономики и отвечая на запросы общества, наращивает количество своих образовательных проектов и программ. Реализуемые проекты и программы сталкиваются с влиянием внешних и внутренних факторов, которые создают неопределенность в отношении достижения поставленных образовательных задач. Поэтому сегодня потребность в оценке своих возможностей и рисков имеют и образовательные учреждения, которые, как и другие организации, действуют в условиях конкуренции и быстрых изменений в экономике [1]. Признано, что менеджмент риска является частью управления организацией и имеет фундаментальное значение для всей системы управления. Стоит заметить, что введенный с 1 марта 2020 года национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 31000-2019 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» для достижения стратегических целей, принятия оптимальных решений и повышения эффективности деятельности требует скоординированных действий по руководству и управлению рисками организации [2]. Поэтому в таком ракурсе рассмотрение принципов и структуры менеджмента риска в образовательных системах приобретает особую значимость и актуальность. Целью данной статьи является описание принципов и структуры управления рисками в образовательных проектах и программах. Так как принципы и структура управления рисками в данном стандарте описаны обобщенно и представлены для организаций различных типов, то имеет особую ценность учет специфики процессов образовательных организаций в описании менеджмента риска для них. Адаптированные для сферы образования принципы и структура управления рисками в проектах и программах могут быть использованы для выстраивания более эффективной работы по достижению поставленных образовательных задач и поддержки производительности процессов. Обзор отечественной и зарубежной литературы Исследования в области отечественной и зарубежной литературы по вопросу менеджмента рисков в образовательных проектах и программах достаточно разнообразны. Изучению феномена риска в современной образовательной среде сегодня уделяется особое внимание. Необходимо выявление обстоятельств возникновения риска и формирование организационно-методических условий для эффективного управления рисками образовательных проектов. По мнению ряда ученых, систематизация является ведущим подходом к изучению данной проблемы и позволяет рассмотреть ее как целостную систему, необходимую для эффективного управления рисками образовательных проектов [3, 4]. В контексте образовательных организаций особое внимание необходимо уделять лидерским качествам команды управления образовательными проектами, особенно качествам риск-менеджера образовательной организации. При подготовке управляющих специалистов Г. Маройс и А. Актас предлагают сделать приоритетными программы обучения навыкам управления рисками образовательных проектов [5]. Интересным представляется вопрос об управлении рисками образовательных проектов и программ как особом виде управления. П. Н. Мустаро, Р. Росси попытались создать типовой план управления рисками академического проекта (APRMP), направленный на содействие обсуждению и сбору информации, которая может помочь консультанту и обучающемуся на всех этапах исследования (планирование, разработка и заключение), чтобы избежать отрицательных рисков или минимизировать их [6]. Исследователь К. Б. Рубин анализирует проект (АDisaster-Central), направленный на создание всеобъемлющего веб-портала и цифровой библиотеки для информации по чрезвычайным ситуациям, кризисам и управлению рисками [7]. Встречаются проекты, учитывающие национальные особенности; так, бразильские ученые предлагают проект ForRisco. Он направлен на выпуск руководства и программного обеспечения для продвижения и направления управления рисками в образовательных учреждениях Бразилии [8]. Ряд ученых выделяют методы управления рисками (постановка целей управления рисками, анализ рисков, подбор методов воздействия на риск, анализ принятых решений и изменение целей управления) [9]. Некоторые исследователи подчеркивают, что управление рисками в значительной степени зависит от интуиции и предыдущего опыта, то есть в качестве одного из методов управления рисками выступает анализ аналогичных проектов и программ [10]. Некоторые зарубежные исследования посвящены взаимосвязи качественного и количественного анализа рисков. Рассматриваются методологии качественной и количественной оценки высших и критических рисков различных проектов [11–13]. Так, например, модель количественного измерения риска, основанная на информационной неопределенности и проверенная с помощью пяти различных типов проектных данных, помогает достаточно эффективно измерять риски проектов образования [14]. Предполагается, что тщательное планирование и анализ рисков позволят добиться успеха [15]. Г. Г. Иванова, С. С. Абрамович выделяют критерии результативности и эффективности процесса риск-менеджмента (увеличение количества достигнутых целей и реализованных проектов; уменьшение количества возникших непредвиденных случаев; повышение индекса удовлетворенности внешнего потребителя) [16]. Многие ученые рассматривают вопрос идентификации рисков на ранних этапах управления проектами и программами. Создаются анкеты с указанием потенциальных рисков, которые предлагается оценить участникам соответствующего опроса [17]. Рисковые ситуации оцениваются с точки зрения нескольких категорий пользователей: участников проекта, управленческих команд и т. д. [18] Предпринимаются попытки определения элементов управления рисками и успехами, которые могут составить основу для будущих руководящих принципов и требований к проектам [19, 20]. Также выделяются основные причины возникновения рисков, на которые следует обратить особое внимание: природные явления, случайность, политическая нестабильность в стране, развитие научно-технического прогресса, отсутствие информации [21]. Таким образом, в настоящее время менеджмент рисков находится в состоянии активного развития и переходит из сферы производства в социальную сферу, в т. ч. сферу образовательных проектов и программ. Но комплексных исследований по концептуальному обобщению практик управления рисками в сфере образования для принятия оптимальных решений и повышения эффективности деятельности недостаточно. Причиной этого может быть инерционность образовательной сферы в противовес интенсификации большинства технических и социальных процессов, протекающих в этой сфере. В то же время можно предположить наличие амбивалентных чувств администраторов образовательных организаций по отношению к управлению рисками: с одной стороны, понимание выгод от результатов управления рисками, с другой стороны, недостаточная готовность к освоению нового типа задач профессиональной деятельности. Материалы и методы исследования В основе исследования по выявлению принципов и структуры управления рисками в образовательных проектах и программах ведущим подходом выступил системно-деятельностный подход. Для этого использована методология проектно-ориентированного управления на базе национальных требований к компетентности специалистов НТК 3.1 [22], стандарт ICB 3.0 Международной ассоциации управления проектами (IPMA) [23] и национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 31000-2019 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» [24]. Основной позицией данной методологии, вошедшей в теоретическую базу исследования, стало требование к оценке технической компетентности специалиста по управлению проектами, включающей описание логики процесса управления рисками проекта. Так, например, под феноменом «управление рисками и возможностями в проекте» понимается раздел управления проектами, включающими задачи и процедуры для определения в проекте рисков и возможностей, а также разработки и реализации эффективных мер реагирования на них. Процесс управления рисками и возможностями рассматривается через описание шагов организационного управления, входов и выходов процессов управления, методов и инструментов работы с рисками и возможностями. Для выявления принципов и структуры управления рисками в образовательных системах нами использовались следующие методы: анализ и синтез различных точек зрения по вопросу управления рисками, моделирование, наблюдение за организационной деятельностью администраторов образовательных организаций, беседы с руководителями образовательных организаций, анализ локальных нормативно-правовых документов, касающихся управления рисками и возможностями в образовательных организациях. Результаты исследования Для того чтобы достичь поставленных целей, принять оптимальные решения и повысить эффективность деятельности, необходимы скоординированные действия по руководству и управлению рисками организации. Любой менеджмент риска включает в себя принципы, структуру и процесс, которые могут быть внедрены в организации частично или полностью [25]. Однако сфере образования присущи характерные особенности работы с проектными командами и специфика формирования архитектуры проекта в образовательных системах, что наиболее значимо для жизнедеятельности проекта [26, 27]. Указанные обстоятельства актуализируют значимость адаптации компонентов управления рисками к конкретной организации, в нашем случае образовательной. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 31000-2019 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» выделяет принципы и структуру управления рисками организации, состоящую из характеристик результативного управления рисками и структуры управления рисками. Данные компоненты носят универсальный характер и в рамках нашего исследования были адаптированы к образовательной системе [28]. Для начала рассмотрим принципы управления рисками проектов и программ в образовательных системах, которые являются предикторами эффективности менеджмента риска, а также отражают его ценности, объясняют его цель и назначение. Базируясь на стандарте и действующей практике в образовательной сфере, принципы могут быть представлены следующим образом (см. таблицу). Принципы управления рисками проектов и программ в образовательных системах Название принципа Сущность управления рисками образовательных проектов и программ Интегрированность Объединение всех ресурсов образовательного проекта (интеллектуальных, людских, материальных) для предвидения, выявления, оценки и управления всей совокупностью рисков. Управление рисками на каждой стадии управления проектом или программой: инициация, планирование, организация и контроль, анализ и регулирование, закрытие Структурированность Приверженность следующим пяти стадиям управления рисками образовательного проекта: концепция (инициация) управления рисками в проекте; планирование мер по реагированию на рисковые события; организация и контроль мер реагирования на рисковое событие образовательного проекта или программы; анализ состояния и регулирование мер по снижению рисков образовательного проекта; закрытие управления рисками образовательного проекта Комплексность Комплексная характеристика риска с особым вниманием к трем взаимосвязанным структурным компонентам: причине возникновения риска, самому риску как некоему вероятностному событию (возникшему по тем или иным причинам) и последствиям риска как незапланированным отклонениям от целей проекта. Включение в систему управления рисками следующих составляющих: управление рисками сроков выполнения работ, управление рисками содержания работ, управление рисками стоимости работ Адаптированность Соотношение между структурой управления рисками образовательного проекта и конкретным проектом образовательной системы. Ранжирование выявленных рисков по влиянию внутренних и внешних факторов конкретного образовательного проекта или программы Вовлеченность Надлежащее и своевременное участие команды образовательного проекта или программы в идентификации, анализе и разработке соответствующих мер реагирования на риски в образовательном проекте. Должный учет всех мнений заинтересованных участников образовательного проекта. Методы идентификации рисков образовательного проекта: метод мозгового штурма, SWOT-анализ, метод Делфи, метод Исикавы (Ишикавы), метод аналогий Динамичность Предугадание, обнаружение, признание рисков и реагирование на них в образовательном проекте. Учет отсроченного характера проявления последствий рисков образовательных проектов, связанных с изменением в личности обучающегося, с формированием его компетенций и др. Использование как качественных, так и количественных методов оценки рисков, позволяющих определить финансово-экономические последствия воздействия того или иного риска образовательного проекта на деятельность образовательной организации. Методы реагирования на риски в образовательном проекте: снижение риска, избежание, минимизация, принятие, уклонение Базирование на наилучшей доступной информации Анализ аналогичных образовательных проектов и программ в качестве исходных данных. Накопленный опыт управления рисками всегда полезен в реализации нового образовательного проекта. Учет ограничений и неопределенностей, связанных с исходными данными и ожиданиями того или иного образовательного проекта Учет поведенческих и культурных факторов Введение в курс событий управления рисками всей команды образовательного проекта на каждом уровне и этапе управления рисками. Уведомление всех заинтересованных сторон при разработке плана реагирования на риски и возможности Итак, принципы управления рисками проектов и программ в образовательных системах включают в себя восемь взаимосвязанных характеристик, соблюдение которых позволит образовательной организации управлять влиянием неопределенностей в отношении достижения поставленных целей организации. Именно они являются основой менеджмента риска любой образовательной организации. Перейдем к структуре управления рисками проектов и программ в образовательных системах, которая, в свою очередь, является связующим звеном между процессом менеджмента риска и его основными направлениями деятельности и функциями. Структура управления рисками состоит из следующих пяти плавно вытекающих друг из друга составляющих: адаптация; проектирование и разработка; внедрение; оценка эффективности; улучшение [29]. В нашем исследовании описывается структура управления рисками проектов и программ образовательных систем на примере образовательного проекта «#Быть», реализованного при поддержке Фонда президентских грантов. Цель проекта – своевременное выявление и снижение уровня склонности к суицидальному поведению у подростков 12–17 лет, обучающихся в образовательных организациях. Рассмотрим апробированную структуру управления рисками проекта «#Быть» пошагово. 1. Оптимизация рисков. Определение целей управления рисками. Выявление возможных рисковых событий, установление причин их возникновения. Выбор стратегии управления рисками в образовательном проекте. Так, оптимизация рисков образовательного проекта «#Быть» помогла выявить риски, которые могут возникнуть при реализации данного проекта, а именно: помимо выявления возможных рисковых событий и установления причин их возникновения целью первого этапа стал выбор стратегии управления рисками в проекте. Стратегией управления рисками было предусмотрено обучение специалистов основам диагностики и профилактики суицидального поведения у подростков, а также предварительное диагностирование склонности к суицидальному поведению перед организацией мер профилактики при оказании психолого-педагогической помощи подросткам 12–17 лет. 2. Планирование и подготовка. Идентификация рисков и деление их на категории по влиянию внешних и внутренних факторов. Определение наиболее опасных рисков, их анализ с указанием причин, триггера и последствий. Качественный анализ рисков, количественная оценка. В рассматриваемом проекте методом экспертных оценок выявленные риски были проанализированы и разделены на категории по влиянию факторов (внешние и внутренние). Внутренние факторы отражали процессы, происходящие внутри самого проекта, внешние касались вопросов финансирования планируемой деятельности в проекте. Из перечисленных рисков были выбраны наиболее важные риски с указанием причин, триггера и последствий. Затем был проведен качественный анализ рисков, оценены вероятность появления фактора риска и величина возможных потерь. Результатом этого анализа стала составленная карта рисков с зонами неопасных, допустимых и опасных рисков. 3. Внедрение и контроль. Разработка стратегии управления рисками образовательного проекта (для всех выявленных рисков). Составление плана по предотвращению и реагированию на риски проекта. Распределение конкретных рисков между членами команды проекта (продумывание действий по снижению риска, их периодичность, назначение ответственного лица). Стратегия управления рисками проекта по профилактике и социальной помощи подросткам представляет собой план реагирования на риски, состоящий из двух частей: плана действий для предотвращения рисков и плана реагирования на риски, если они возникли. План управления рисками предусмотрен для снижения воздействия неблагоприятных для проекта событий и вероятности возникновения рисков, а также позволяет повысить вероятность возникновения и воздействия благоприятных событий. В данном плане также предусматривается распределение рисков и ответственности за них между участниками проекта. Для предотвращения рисков, связанных со сложностью систематического контактного взаимодействия с обучающимся, был организовано обучение основам диагностики и профилактики суицидального поведения у подростков школьных педагогов-психологов, сопровождающих детей, имеющих склонность суицидальному поведению. В случае невозможности полного предотвращения рисков в проекте происходят изменения. Поэтому в проекте также был разработан план управления изменениями, который позволяет минимизировать нежелательные последствия рисков. 4. Анализ эффективности. Анализ состояния управления рисками в проекте. Дополнительная идентификация рисковых событий и их оценка. Утверждение обновленного плана управления рисками. Доведение информации по управлению рисками до участников образовательного проекта или программы. Так, в результате оценки эффективности менеджмента рисков был поставлен ряд задач, которые необходимо решить для перехода к завершающему этапу по управлению рисками в образовательном проекте «#Быть». Например, произведен анализ состояния управления рисками и дополнительная идентификация рисковых событий. Состоялось утверждение модифицированного плана управления рисками в проекте. Доведена информация по состоянию данного процесса до всей команды проекта, в том числе до специалистов (психологов, социальных педагогов) в соответствии с их компетентностью и ответственностью. 5. Улучшение и рефлексия. Непрерывный мониторинг рисков и неопределенностей в проекте. Обновление структуры управления рисками в соответствии с внешними и внутренними изменениями. Подготовка отчета по управлению рисками в образовательном проекте. Рефлексия и выводы. Завершающая стадия управления рисками образовательного проекта «#Быть» предусматривала рефлексию рисков и неопределенностей в проекте, а также анализ выполнения плана по управлению рисками. Одной из задач стало формирование базы данных рисков проекта и соответствующего архива проекта. Качественные результаты реализации проекта «#Быть» говорят о том, что была проделана продуктивная работа по выявлению и предотвращению рисковых событий в проекте. Так, более 200 подростков 12–17 лет из 10 населенных пунктов охвачены мерами профилактики, для организации психолого-педагогической помощи прошли подготовку более 125 специалистов образовательных организаций, которые продолжают сопровождать данный процесс. Можно отметить, что внедрение структуры управления рисками проектов и программ в образовательных системах включает в себя оптимизацию, планирование и подготовку, внедрение и контроль, анализ эффективности, а также рефлексию и улучшение менеджмента риска в образовательной организации. Таким образом, в менеджменте риска образовательных проектов и программ выделяются принципы и структура управления рисками, состоящие из восьми характеристик результативного управления рисками и пяти компонентов структуры управления рисками. Заметим, что именно учет специфики процессов образовательной организации в данных основах управления рисками значительно повышает эффективность управления проектами или программами в образовательных системах в целом. Заключение Использование адаптированных для сферы образования принципов и структуры управления рисками в проектах и программах может быть ценно для выстраивания более эффективной работы по достижению поставленных образовательных задач, а также поддержки производительности процессов. С учетом роста проектной активности в образовании, связанной с национальным проектом «Образование» и образовательными практиками национальной технологической инициативы (кружковое движение, Агентство стратегических инициатив, WorldSkills Russia и другие), менеджмент риска в образовании будет приобретать повышенную значимость для достижения проектной эффективности. Стоит отметить дальнейшие перспективы обобщения менеджмента рисков в образовании. На основе выделенных принципов и структуры могут быть описаны механизмы формирования реестра реализовавшихся рисков проекта и подходов к разрешению спорных и конфликтных ситуаций по функциональным областям, связанным с возникшими в проекте рисками.