Full text
Введение Сложно переоценить важность школы в последующей жизни каждого индивидуума. Именно в период, совпадающий со школьным обучением, закладываются основные черты, всесторонне характеризующие личность. Однако в настоящее время количественный и качественный состав желаемых черт, которыми должен обладать в итоге выпускник, претерпел существенные изменения. Современные условия предъявляют ряд жестких требований к школе как первой ступени общественного образования. Среди навыков, способностей и характеристик, которые должны развивать учащиеся, особое место занимает всестороннее становление их личности, обладающей такими чертами, как самостоятельность как в научной и производственной сфере, так и в обществе, высокий уровень критического мышления, рефлексия в целях формирования своих взглядов на жизнь с их последующим отстаиванием. Немаловажными являются также способности к самообразованию, самосовершенствованию и использованию всего многообразия творческих подходов в различных областях своей деятельности [1. Обзор отечественной и зарубежной литературы На основании изученных теоретических работ в области педагогики и психологии, можно сделать вывод о том, что эффективный процесс обучения немыслим без непрерывной совместной и однонаправленной работы педагогов и учеников. Если один из субъектов образовательного процесса выполняет свои функции ненадлежащим образом, результат процесса познания будет близок к нулю. Именно поэтому большинство современных отечественных и зарубежных работ в области педагогики декларирует первостепенную важность взращивания у школьников навыков самостоятельной работы как основы основ для формирования личности [2. Проблема формирования навыков у школьников очень давно привлекает внимание ученых-исследователей. Например, немецкий философ, психолог и педагог И.Ф. Гербарт считал, что целью обучения является, прежде всего, формирование интеллектуальных умений учащихся, их умственное развитие 3. Для усвоения учениками определенных знаний и навыков он предложил четыре ступени обучения: первоначальное наглядное ознакомление учеников с материалом, усвоение связи новых представлений со старыми в процессе беседы, связное изложение учителем материала, выполнение упражнений и применение новых знаний и умений на практике. Л.М. Фридман определяет навык как способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно [4]. Е.А. Климов определяет навыки как системные образования, устойчивые целостности в структуре деятельности субъекта, включающие тактики и стратегии ориентировки во внешней и внутренней обстановке деятельности, знания, навыки исполнения и гибкой перестройки деятельности в зависимости от меняющихся условий [5]. Как определял Ф. Бенсон, навык – это автоматизированный способ выполнения какого-то действия, многократно выполнявшегося стандартно в стандартных условиях, и обеспечивающий его высокую эффективность в них. [6]. Изначально Х. Холек рассматривал самостоятельной работы как «способность брать на себя ответственность за свою учебную деятельность относительно всех аспектов этой учебной деятельности», и большинство исследователей в этой области (Д. Литтл, Дж. Трим, Л. Мариани, Ф. Бенсон, А. Пенникук и др.) поддерживали данную точку зрения, дополняя её такими характеристиками, как способность к самостоятельным действиям, критической рефлексии, принятию решений, самоуправлению и контролю собственной деятельности [7]. Д. Литтл также подчёркивает важность процесса обучения в формировании навыков самостоятельной работы и говорит о том, что если индивидуальная работа может трансформироваться учащимися и в других (внеучебных) занятиях, то она не зависит в дальнейшем от учебной среды и может быть, как положительной, так и отрицательной [8]. Вскоре появляются другие мнения относительно природы самостоятельности и самостоятельной работы учащихся. Так, Д. Дикинсон и ряд исследователей — это понятие рассматривают как «ответственность за принятие и осуществление решений, касающихся дальнейшего обучения учащегося» [9]. Как видим, происходит разделение трактовки самостоятельно работы, во-первых, как комплекса способностей, необходимых для того, чтобы быть самостоятельным в учебной деятельности, и, во-вторых, как готовности к самостоятельности в обучении. Кроме того, существует определение самостоятельной работы как формы деятельности, ситуации, когда учащиеся проводят своё исследование самостоятельно, а также рассмотрение её как права на выбор учащимися своего направления обучения. Для нашего исследования представляет интерес точка зрения Рэтбоуна, который говорит о первостепенной роли в формировании навыка самостоятельной работы самого ученика, являющегося активным субъектом в собственном процессе обучения и извлекающего смысл из событий. Тем самым одним из главных аспектов формирования навыков самостоятельной работы становится приобретение образовательного опыта [10. Процесс обучения активизируется главным образом посредством личной и самостоятельной деятельности школьников, а не путем использования учителем визуального или аудиального каналов донесения информации. Таким образом, можно сделать вывод, что самостоятельная работа должна занимать особое место в образовательном процессе современной школы как первой ступени общественного образования [11. Поскольку понятие «самостоятельная работа» достаточно широкое, существует несколько его определений, ни одно из которых, впрочем, не является эталонным и признанным в качестве основного в научной среде. П.И. Пидкаситсый определял самостоятельную работу как способ привлечения учеников к самостоятельному познавательному процессу и метод психологической и логической организации данного процесса, а не как метод обучения или структуру учебной деятельности [12]. Согласно И.Э. Унт, самостоятельная работа заключается, главным образом, в самостоятельном выполнении учеником полученного задания за счет собственных познавательных усилий и мышления на основе выданных ему инструкций и под руководством педагога. При этом учитель в выполнении работы непосредственно не участвует [13. Среди многообразия определений самостоятельной работы можно выделить трактовку М.А. Данилова, который понимал самостоятельную работу как разрешение учениками задач познания, сложных ситуаций и вопросов. Возникновение проблемы, как считал профессор, является катализатором к самостоятельной работе и является начальной ступенью, без которой невозможно дальнейшее развитие процесса мышления [14. Самостоятельная работа служит важнейшим средством организации самостоятельной учебной деятельности школьника, в процессе которой происходит формирование навыка самостоятельной работы у младшего школьника. Выдающийся ученый-педагог Б.П. Есипов писал: «Известно, что всякое качество личности развивается в процессе деятельности. Самостоятельность и навык самостоятельной работы может развиваться у учащихся лишь в процессе самостоятельных работ» [15]. Наиболее полным и исчерпывающим представляется трактованные самостоятельной работы, сформулированное Конышевой А.В. Так, А.В. Конышева в обобщение вышеуказанных определений понимает самостоятельную работу младших школьников как особую разновидность учебы, в процессе которой ученики начальных классов, обладая определенной степенью самостоятельности, и, в случае необходимости, при частичном руководстве педагога, выполняют различного вида задания, прилагая при этом определенные умственные усилия. Особо отмечено, что весьма важным фактором в выполнении заданий является применение учениками навыков самостоятельной работы, непрерывного самоконтроля учащихся, а также самостоятельного корректирования своих действий исходя из требований, которые ставит перед учащимися та или иная образовательная задача [16. Ключом к обретению самостоятельности и развитию навыков к самостоятельной работе является использование на практике многообразия видов самостоятельных работ. Отметим, что первоначальным фундаментальным этапом при выполнении каждой из работ становится осознание учениками необходимых целей и способов их достижения. Ведь без четко поставленной цели любые осуществляемые учениками действия будут мало релевантными и не принесут желаемых результатов [17. На основании результатов исследований М.И. Моро после осуществления их анализа и обобщения полученных данных, виды самостоятельной работы можно разделить на: – подражательные, в случае подражания учеником действиям и способу размышления учителя; – требующие от младших школьников самостоятельного практического использования способностей, которые были приобретены ими ранее под непосредственным руководством педагога; – аналогично вышеуказанному, но осуществляемые в условиях, которые разнятся с условиями первоначального приобретения способностей и навыков учащимися в большей или меньшей степени; – различные творческие работы, которые диктуют младшим школьникам необходимость в обретении определенной самостоятельности, заключающейся в корректной постановке вопроса и выбора оптимальных способов его решения для достижения лучшего результата [18. В результате проведенного анализа работ в области педагогики и психологии, а также базируясь на федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования, нами были выделены ниже обозначенные основные виды самостоятельной работы учащихся на уроках по предмету «Русский язык» [19. Они указаны на рисунке 1: Рисунок 1 – Виды самостоятельной работы учеников на уроках русского языка Материалы и методы Основой исследования является основные положения концепций: формирования навыка как свойства личности в процессе обучения и воспитания, психолого-педагогическая теория учебной деятельности, теория поэтапного формирования умственных действий, теории поэтапного формирования навыков. Методы исследования используемые в процессе работы над формированием и диагностикой навыков самостоятельной работы: теоретические – анализ научной (философской, педагогической, социологической) и учебно-методической литературы по проблеме исследования; классификация и обобщение результатов исследования; эмпирические – наблюдение, беседа, анкетирование, моделирование, эксперимент; математические – количественная и качественная обработка экспериментальных данных методами математической статистики, табличная интерпретация результатов эксперимента [20]. Педагогический эксперимент проводился в МБОУ гимназии № 54 имени Василия Коцаренко города Краснодара, экспериментальная работа проводилась с октября 2019 г. по декабрь 2020 г. и состояла из трёх этапов. Контрольный класс 3 «Б» и экспериментальный – 3 «Г». Всего 50 учащихся. Для определения уровня сформированности навыков самостоятельной работы на констатирующем этапе эксперимента у младших школьников на уроках русского языка на основе анализа и синтеза пособий «Самостоятельная работа по русскому языку» Т.В. Игнатьевой, Л.Е. Тарасовой и «Разноуровневые самостоятельные работы по русскому языку для 3–4 класса» А.Н. Александровой нами была составлена самостоятельная работа. Эта работа состояла из 3 блоков, включающих в себя 4–5 заданий [21. Результаты исследования На формирующем этапе проведенного исследования, базируясь на обнаруженной нами информации о первоначальном показателе сформированности навыков самостоятельной работы, была разработана модель формирования навыков самостоятельной работы, которая представлена на рисунке 2 Рисунок 2 – Модель формирования навыков самостоятельной работы Целевой компонент модели Цель: развитие навыков самостоятельной работы школьников начальных классов на уроках по предмету «Русский язык» Задачи: 1) развитие навыков самостоятельной работы с учебником, тетрадью, памяткой; 2) развитие навыков самостоятельной работы со словарными словами; 3) формирование навыков взаимообучения по русскому языку Содержательный компонент Навыки самостоятельной работы навыки самостоятельной работы с учебником, тетрадью, памяткой навыки самостоятельной работы со словарными словами; навыки взаимообучения по русскому языку – подбор нужных словарных слов по заданной учителем теме, – подбор и составление занимательного материала для изучения на уроке, – взаимовыполнение заданий со словарными словами в паре, – составление словариков. – соблюдение требуемых норм к письменным работам, – нахождение и подчеркивание орфограмм в тексте – формулирование целей заданных упражнений – пошаговое и осознанное решение учебной задачи. – подбор подходящих источников информации по теме урока, – объяснение понятий – подбор упражнений по теме урока, – взаимооценка, – подбор текстов для проведения взаимодиктантов и самодиктантов. Организационно-процессуальный компонент Этапы формирования навыка - Предварительный этап. На данном этапе разрабатывается так называемая программа навыка, а также происходит процесс расчленения отдельных элементов на компоненты и производятся тестовые и ориентировочные действия. - Аналитический этап. На указанном этапе составные элементы стержневого действия вновь производятся в отдельности от остальных. Осуществляется анализ силы, длительности, величины и других основных параметров реализации составных компонентов. Также вырабатываются независимые действия. Впоследствии возникает потенциальная возможность реализации действия в чередовании. - Синтетический этап. Он представляет собой узловую стадию формирования навыка. На указанном этапе отдельные элементы действия объединяются в монолитный конгломерат и таким образом формируют единое сенсорное поле. Осуществление действия на данной стадии регулируется обобщенным образом, который состоит из последовательности, взаимосвязи и иерархии составляющих его отдельных частей. - Этап автоматизации, на котором упраздняются все ненужные элементы производимого действия. Локус контроля переносится на желаемый результат действия, сместившись с процессно-ориентированного выполнения действия. Осуществление данных процессов обусловлено тем обстоятельством, что контроль действия от зрения переключается на осязание и кинестезию. Как раз на этапе автоматизации учащийся обретает возможность контролировать темп производимых действий; происходит формирование индивидуального ритма. Методы Приёмы Средства - репродуктивный (объяснительно – иллюстративный) - творческие (проблемное изложение, частично – исследовательские и поисковые методы). - объяснение, наглядный показ, пошаговый алгоритм; - инструкционные карты; - пробные, поисковые упражнения наблюдение. - дидактический материал; - упражнения; - иллюстрации; - электронное приложение к учебнику; - видеоматериалы. Педагогические условия -комплексное применение различных видов выполняемых самостоятельно работ; -регулярное использование самооценки, а также проведение взаимооценки самостоятельной работы учеников начальных классов Критериально-диагностический Уровни сформированности навыков самостоятельной работы Низкий Средний Высокий Школьник не обладает способностью к самостоятельному анализу содержания полученной им учебной задачи. Он в состоянии выделить условия и вопрос стоящей перед ним задачи только с поддержкой педагога. Таким образом, учащийся не способен самостоятельно наметить и составить план решения учебной задачи. Учащийся в состоянии самостоятельно выделить условия и вопрос полученной им учебной задачи, определить, что в указанной задаче ему уже известно и что необходимо найти. Учащийся обрисовывает, не всегда корректно, схему решения задачи. В ряде случаев не реализует намеченный план полностью. Учащийся корректно и в краткие сроки анализирует полученную задачу, прописывает верный план ее решения, а также письменно фиксирует решение и полученный им ответ. Осуществляет проверку ответа, демонстрируя таким образом способность к самоконтролю. Результат рост уровня сформированности навыков самостоятельной работы младших школьников Рисунок 2 – Модель формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках по предмету «Русский язык» На основе изученной психолого-педагогической литературы и научных исследований ученых в ходе изучения была научно обоснована и разработана модель формирования навыков самостоятельной работы на уроках русского языка. Она включает целевой, содержательный, организационно-процессуальный, критериально-диагностический и оценочно-результативный блоки, каждый из которых наполнен определенным содержанием. – целевой блок, включающий цель методики, определённую на основе требований ФГОС НОО [22; – методологический блок определяет подходы, принципы методики формирования навыков самостоятельной работы младших школьников; – содержательный блок модели методики определяет содержательную основу её формирования согласно навыкам самостоятельной работы на уроках русского языка (работа со словарными словами, взаимообучение и работа с книгой, тетрадью и памяткой) [23; – процессуальный блок методики содержит методы, формы и средства, которые способствуют становлению этого качества учащихся [24; – оценочно–результативный блок методики включает уровни, критерии и показатели формирования навыков самостоятельной работы [25. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить следующие критерии, которые представлены в таблице 1 [26. Таблица 1 – Критерии и уровни сформированности навыков самостоятельной работы младших школьников по русскому языку Низкий уровень сформированности навыков самостоятельной работы Средний уровень сформированности навыков самостоятельной работы Высокий уровень сформированности навыков самостоятельной работы 1 2 3 Критерии сформированности навыка самостоятельной работы со словарными словами Умение употреблять их в собственной речи, составлять предложение. Умение найти словарное слово в тексте Подбор и составление занимательного материала. Взаимовыполнение в паре заданий со словарными словами. Составление словариков Знание словарных слов. Способность выделить ошибкоопасное место. Грамотное и безошибочное написание словарных слов. Умение подобрать словарные слова по теме Критерии сформированности навыка самостоятельной работы с учебником, тетрадью, памяткой Нахождение и подчеркивание орфограмм. Пошаговое выполнение задания. Умение работать пошагово, в соответствии с алгоритмом Формулирование целей упражнений. Соблюдение норм письменных работ. Умение анализировать текст памятки, найти главное Способность самостоятельно найти и выполнить задание, упражнение. Умение найти упражнение (занимательный материал) по теме Критерии сформированности навыка самостоятельной работы по взаимообучения русскому языку Поиск объяснения понятий в тексте или раздаточном материале. Подбор упражнений по теме с помощью учителя Подбор упражнений по теме. Подбор текстов для взаимодиктантов и самодиктантов Взаимооценка. Подбор источников информации по теме. Объяснение понятий По итогам осуществления формирующего этапа эксперимента проведенного нами педагогического эксперимента, направленного на формирование навыков самостоятельной работы у учеников начальных классов на уроках русского языка, была проведена повторная диагностика навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка с использованием другого стимульного материала. Также в процессе практической адаптации указанной модели разработано целевое учебно-методическое обеспечение по формированию у учеников младших классов навыков самостоятельной работы на уроках русского языка [27. На рисунке 3 наглядно представлены итоги проведенной диагностики сформированности навыков самостоятельной работы со словарными словами учеников экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе экспериментальной работы: Рисунок 3 – Сформированность навыков самостоятельной работы со словарными словами учащихся экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе экспериментальной работы. Примечание: 1 – подбор словарных слов по заданной теме, 2 – подбор и составление занимательного материала, 3 – взаимовыполнение в паре заданий со словарными словами, 4 – составление словариков [28. Результаты диагностики сформированности навыков самостоятельной работы со словарными словами у учеников экспериментального класса: подбор словарных слов по заданной тематике освоен у 67% – 18 человек, навык подбора и составления занимательного материала освоен у 56% – 12 человек, навык взаимовыполнения в паре заданий со словарными словами сформирован у 59% – 13 человек соответственно, навык составления словариков сформирован у 54% – 13 человек. Такой критерий сформированности навыков самостоятельной работы учеников, как навык работы со словарными словами, в процессе диагностики результатов исследования показал рост в 4,7 раза по сравнению с доэкспериментальным. Итоги исследования сформированности навыков самостоятельной работы учеников младших классов с учебником, памяткой и тетрадью экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе проведенной экспериментальной работы изображены на рисунке 4. Рисунок4– Сформированность навыков самостоятельной работы, учащихся с учебником, памяткой и тетрадью экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе экспериментальной работы. Примечание: 1 – соблюдение установленных норм письменных работ, 2 – нахождение и подчеркивание орфограмм, 3 – формулирование целей упражнений, 4 – поэтапное выполнение задания [29. Результаты диагностики сформированности навыков самостоятельной работы учеников начальных классов обучения с учебником, памяткой и тетрадью экспериментального класса на контрольном этапе экспериментальной работы таковы: соблюдение норм письменных работ развито у 69% – 14 человек, навык нахождения и подчеркивания орфограмм сформирован у 55% – 13 человек, навык формулирования целей упражнений развит у 47% – 15 человек, навык поэтапного выполнения задания успешно освоен у 43% – 11 человек. По итогам проведенной диагностики в области сформированности навыков самостоятельной работы с учебником, памяткой и тетрадью зафиксировано, что отличие в экспериментальном классе в конечном срезе на высоком и выше среднего уровнях в 3,9 раз больше, чем в контрольном. Полученные итоги проведенной диагностики сформированности навыков взаимообучения русскому языку учеников экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе экспериментальной работы изображены на рисунке 5: Рисунок 5 – Сформированность навыков взаимообучения по русскому языку учащихся экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе экспериментальной работы. Примечание: 1 – подбор источников информации по заданной теме, 2 – объяснение понятий, 3 – подбор упражнений по заданной теме, 4 – взаимооценка, 5 – подбор текстов для проведения взаимодиктантов и самодиктантов [30. Выявленные результаты диагностики сформированности навыков взаимообучения учащихся экспериментального класса на контрольном этапе экспериментальной работы: навык подбора источников информации по теме сформирован у 56% – 14 человек, навык объяснения понятий развит у 61% – 7 человек, навык подбора упражнений по заданной теме сформирован у 59% – 5 человек, навык взаимооценки развит у 48% – 7 человек, навык подбора текстов для взаимодиктантов и самодиктантов освоен у 56% – 7 человек. В итоге проведенного исследования выявлено, что уровень сформированности навыков самостоятельной работы у учеников начальных классов на высоком и выше среднего уровнях в экспериментальном классе вырос в 1,9 раза на контрольном этапе проведенного эксперимента. Заключение Исходя из вышеизложенного, полученные нами результаты позволяют сделать вывод о положительной динамике освоения всех количественных параметров проведенного исследования. Указанные данные свидетельствует о результативности и желательности практического применения разработанной нами модели формирования навыков самостоятельной работы у школьников начальных классов на уроках по предмету «Русский язык». Контрольный этап проведенного эксперимента выявил позитивную динамику сформированности навыков самостоятельной работы на уроках русского языка у учащихся начальных классов. Полученные в результате проведенной работы выводы доказывают эффективность выработанной и впоследствии исследованной модели формирования навыков самостоятельной работы у младших школьников на уроках по предмету «Русский язык», включающей в себя методологический, целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативно-оценочный элементы.