Full text
Введение Проблема мировоззренческих представлений стоит на стыке двух глобальных проблем: научного мировоззрения и процесса познания человеком окружающей действительности. Та и другая проблемы являются кардинальными в философии, психологии и педагогике. Как известно, мировоззрение есть система взглядов чело¬века на действительность, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде. Оно определяет общую направленность деятельности и поведения человека. Мировоззрение – это высший синтез знаний, прак¬тического опыта и идейно-эмоциональных оценок. В мировоззрении обобщенно отражены особенности общественного бытия человека, его место в исторически конкретной системе общественных отношений. Без формирования научных представлений не может быть сформировано научное мировоззрение. Научные представления есть одно из звеньев (ступеней, этапов) процесса познания человеком окружающей действительности, одно из звеньев овладения школьными знаниями, умениями, навыками. Несмотря на такую значимость формирования научных представлений, их роль и место в процессе обучения младших школьников недостаточно чётко определены, не выявлены дидактические условия их успешного формирования; содержание мировоззренческих представлений в процессе преподавания отдельных учебных предметов начального обучения. Обзор отечественной и зарубежной литературы В учебной литературе по психологии представления не всегда рассматриваются самостоятельной темой, обычно они рассматриваются в теме «Воображение». Там же, где этот психический процесс излагается специаль¬ной темой, в ней дается лишь общее понятие о представлении, их виды, характерные особенности. С.П. Баранов относит представления к «чувственному образу», «чувственному познанию» и аргументированно до¬казывает, что управление чувственным познанием есть педа¬гогическая закономерность [5]. Вместе с тем мировоззренческие пре¬дставления им специально не исследуются. К тому же, известно, что понятие «чувственное познание» в обучении значительно шире, чем понятие «представление», ибо оно включает в себя и ощущения, и восприятие, и представления, и чувственный опыт ребёнка. Целый ряд вопросов формирования мировоззрения у детей младшего школьного возраста не назван даже в порядке их принципиальной постановки: структура мировоззренческих представ¬лений в младшем школьном возрасте, дидактические условия их успешного формирования; содержание мировоззренческих предс¬тавлений в процессе преподавания отдельных учебных предметов начального обучения. Нечетко выявлен круг мировоззренческих представлений, ко¬торый должна дать начальная школа, объём и содержание мировоззренческих знаний, умений, навыков, объём и содержание миро¬воззренческих чувств, волевых свойств личности младшего школь¬ного возраста; влияние других факторов. Таким образом, обнаруживается противоречие между значимостью данной проблемы и недостаточным решением её в педагогической теории. Это обстоятельство и послужило причиной выбора темы нашего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие формирование мировоззренческих представлений об окружающем мире у младшего школьника в процессе овладения знаниями. Решение данной проблемы и стало целью исследования, в ходе которого были поставлены следующие задачи: 1. Дать анализ философской, психолого-педагогической и методической лите-ратуры. 2. Выявить роль и место мировоззренческих представлений в формировании научного мировоззрения обучающихся начальных классов. 3. Определить педагогические условия, обеспечивающие формирование у младших школьников мировоззренческих представлений об окружающем мире. Мы предположили, что при усвоении младшими школьниками учебного материала об окружающем мире недостаточно опираться только на правильность слуховых, зрительных и др. представлений. Если усилить тенденцию их обобщения: от представления общих черт группы сходных предметов до представлений диалектических зако¬номерностей об окружающем мире, то это позволит обеспечить необходимый уровень усвоения: глубины, полноты, прочности знаний и сформированности основ научного мировоззрения. Общие основы формирования представлений в процессе овладения знаниями у обучающихся обуславливаются следующими факторами: - качеством отражения действительности в чувственном познании, то есть тем, как ученик представляет изучаемое явление на основе оригинала или модели, насколько выражена тенденция к представлению объекта в реальных условиях бытия; - количеством чувственных образов, то есть тем, насколько адекватно представляет ученик в изучаемой закономерности окружающую действительность или её отдельные стороны; - мерой чувственного при отражении закономерности [6]. Эти факторы определяют эффективность формирования адек¬ватных действительности представлений у младшего школьника. Отсюда возникает необходимость организации специальной работы по формированию у обучающихся таких представлений, которые давали бы возможность в обобщенном виде представить знакомый по личному опыту окружающий мир. Учебные предметы начальных классов представляют для этого богатейшие возможности. Для реализации этих возможностей надо, прежде всего, выделить в учебном материале то, что ведёт к формированию у обучающихся связей и взаимозависимостей, противоречивости в предметах и явлениях. Важно научить младшего школьника оценивать предметы и явления окружающего мира с точки зрения идей, заложенных в учебном материале. В этом случае: «Субъективно для него окружающий мир с многообразием предметов, явлений, событий представляется как цель познания, а учебный материал как средство достижения этой цели» [5, с.48]. В этом первостепенная роль принадлежит мировоззренческим представлениям, то есть не вообще представлениям, а мировоззренческим представлениям. В этой связи дадим краткое и полное определение, что такое «представление», «материалистические представления», «мировоззренческие представления». Представления – есть образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения, Материалистические представления – есть представления о предметах и явлениях окружающего нас материального мира. Мировоззренческие представления – есть диалектико-материалистические представления, то есть представления, отражающие причинно-следственные связи и взаимозависимости, движения, развития и противоречивости предметов и явлений окружающего мира. Именно эти представления служат основой формирования мировоззрения. Мировоззренческое сознание, как утверждает современная философия, имеет различные уровни. Таковыми являются: - мироощущение; - мировосприятие; - миропонимание; - собственно мировоззрение, которому в наибольшей мере присущ элемент рефлексии и самосознания [7, с.12]. Данные философские положения имеют непосредственное отношение к проблеме формирования мировоззренческих представлений об окружающем мире у младших школьников, ибо некоторые учителя и педагоги считают, что задача формирования мировоззренческих представлений об окружающем мире в собст-венном смысле этого понятия решается в старшем подростковом и юношеском возрасте. По их мнению, младший школьный возраст представляет собой лишь подготовительный, пропедевтический период. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил о формировании опреде-ленного мировоззрения для каждого класса начальной школы, доступного возрасту учеников: «С каждым годом это мировоззрение должно углубляться, расширяться и пополняться: тогда дитя найдет жизнь в школе, а не непонятную букву, ведущую его к непо¬нятной отдаленной цели; тогда только школа и войдет в жизнь человека, а не будет неизбежной, скучной процедурой детского возраста» [8, с.178]. Над проблемой исследования мировоззрения младших школь¬ников работает целый ряд ученых: М.С. Васильева, В.С. Перекалова, Н.Л. Фетисова и др. Целью их исследований было определение содержания понятия мировоззрения. Есть попытка вычленить задачи начального обучения в формировании мировоззрения [9]. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает влияние эмоционального фактора на формирование мировоззрения учащихся. Так, В.Н. Мясищев пишет о том, что эмоции тесно связаны с важнейшим моментом в основной характеристике отношения человека с его избирательностью, положительной или отрицательной, и его активностью. Эта же мысль подчеркивается целым рядом исследователей, с выводами которых нельзя не согласиться. Ведь эмоциональный фактор в ряде случаев «опережает» интеллектуальный фактор в формировании мировоззрения младших школь¬ников [10]. В педагогике и психологии (В.А. Сухомлинский [11], Л.С. Выготский [12], С.Л. Ру¬бинштейн [13], К.А. Менчинская [14] и др.) установлено, что в формировании мировоззрения взаимодействуют три фактора: ин¬теллектуальный, эмоциональный и волевой. В современной психолого-педагогической литературе задача формирования мировоззрения ставится не только в содержательном, но и в методическом плане. Методический аспект мировоззрения включает в себя, в частности, выявление определенных общих дидактических условий, которые создают благоприятные возможности для формирования научного мировоззрения школьников. Ю.М. Смоленцев называет такие дидактические условия:  научная доказательность и логическая непротиворечивость всех теоретических выводов мировоззренческого характера в учебном материале;  пробуждение эмоционального отношения к изучаемому материалу;  самостоятельность познавательной деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала [15]. Обобщая материал этих исследований, представляется возможным выделить следующие критерии сформированности основ научного мировоззрения у школьников:  степень усвоения и осознанность мировоззренческих представлений, понятий, идей у школьников по вопросам развития природы общества и мышления;  оценочно-регулятивный показатель мировоззрения школьников, включающий в себя обобщенные оценки факторов, явлений, бытия; взглядов учащихся на объективный мир, на природную и социальную среду, человеческое мышление и деятельность, мировоззренческую позицию, отражающую интеллектуальную сферу мышления и эмоциональное отношение, психологическую, нравственную установку личности к своему месту в жизни, в повседневной деятельности и становление социальных чувств;  действенно-практический показатель, характеризующий потребность и готовность личности к реализации своих взглядов и убеждений на практике, в общественной работе в школе, в общественно-полезном труде. Выделяют пять критериев сформированности мировоззрения (у старшеклассников): 1. Степень сформированности знаний. 2. Потребность в своих или заимствованных идеях и оценках, а также степень самостоятельности использованных оценок. 3. Внутренняя личностная позиция школьника, характеризующаяся интеграцией и стабилизацией мотивов, идеалов, интересов, чувственных (эмоциональных) проявлений, устойчивая нравственная направленность. 4. Стиль поведения личности. 5. Регулирующая роль мировоззрения, как она прослеживается, самовоспитание и саморегуляция поведения. На наш взгляд, все выделенные критерии сформированности мировоззрения в настоящее время, как в педагогике, так и в психологии находятся в стадии экспериментальной проверки. Что касается определения уровня сформированности мировоззрения у младших школьников, то оно ещё не стало предметом специального исследования. Из общего методологического обзора философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой нами проблеме можно сделать следующие выводы: 1. В настоящее время в педагогике и в психологии нет единой точки зрения на содержание и объём понятия «мировоззрение», хотя в его трактовке принципиальных расхождений нет. 2. Проблема формирования мировоззрения более разработана для старшего подросткового и юношеского возрастов и менее всего – применительно к младшему школьному возрасту. Вместе с тем, обобщая материалы проведенных исследований по проблеме формирования мировоззрения школьников, можно с достоверностью утверждать, что накопленный исследовательский теоретический материал дает основание для успешного исследования проблемы формирования мировоззренческих предс-тавлений у младших школьников в процессе овладения знаниями. Методологическая база исследования Методологической основой исследования явились основные положения материалистической диалектики о взаимосвязи чувственного и логического, эмпирического и теоретического в познании. Большой интерес в методологическом отношении имеют исследования С.П. Баранова, давшего обоснование гносеологической сущности процесса обучения, а также ряд работ, освещающих различные стороны мировоззрения. В своем исследовании мы опирались на работы Н.Д. Левитова (изучение памяти и воображения) [16]; А.В. Запорожца и В.С. Мухиной (развитие представлений у дошкольников) [17]; Н.Ф. Талызиной об управлении процессом усвоения знаний [18] и др. В качестве исходного положения в своем исследовании мы используем общепринятое в философии и социологии определение мировоззрения как целостной системы взглядов на явления природы, общества, человека, которая формируется и проявляется в деятельности человека. Результаты исследования Наше исследование выполнялось на базе МАОУ гимназия имени А.П. Чехова г. Таганрога, в четвёртых классах. В сравнительном плане привлекался опыт других учителей начальных классов школ города. Для выявления состояния дел в массовой школьной практике по изучаемой проблеме была составлена программа изучения работы учителей начальной школы по формированию мировоззренческих представлений обучающихся. В неё были включены следующие вопросы: 1. Реализуются ли учителем все возможности для формирования у детей мировоззренческих представлений на уроке в процессе овладения знаниями? 2. Эффективны ли методы и приёмы, используемые учителем на уроке в процессе изучения учебного материала школьниками? 3. Отражается ли в плане работы учителя методика изучения мировоззренческого материала с целью формирования научных представлений? 4. Насколько разнообразны формы и методы, используемые учителем для формирования мировоззренческих представлений? 5. Каковы причины недостатков в работе учителя на уроке по формированию мировоззренческих представлений? Решение этих вопросов потребовало наблюдения за деятельностью учителей школы, анализа существующих школьных учебных программ, учебников начальных классов и учебных пособий. При этом нашей задачей было раскрытие возможностей содержания программного материала начальной школы по формированию у обучающихся мировоззренческих представлений и работы учителя по реализации этого содержания. Мы провели анкетирование учителей начальных классов ряда школ г. Таганрога. Целью данного анкетирования было выявление мнения учителей о влиянии формирования у школьников мировоззренческих представлений на совершенство¬вание учебно-познавательного процесса. Предлагалось ответить на вопросы: «Каково влияние мировоззренческих представлений на:  познание окружающего мира;  эмоции и чувства детей;  развитие самостоятельности и познавательной активности обучающихся;  индивидуальный подход к детям;  систематизацию знаний?» Методом анкетирования было опрошено 70 учителей. Стаж их педагогической работы составляет: до 3 лет – 6 человек; от 3 до 5 лет – 18 человек; от 5 до 10 лет – 33 человека; от 10 и более – 13 человек. Данные ответов представлены в таблице 1. Таблица 1. Влияние формирования у младших школьников мировоззренческих представлений на совершенствование учебно-познавательного процесса Ответы Мировоззренческие представления учащихся помогают познать мир (%) влияют на эмоции и чувства (%) влияют на систематизацию знаний (%) способствуют развитию самостоятельности и активности (%) помогают усилить индивидуальный подход к детям (%) Да 37,6 58,9 65,4 54,6 49,8 Нет – 22,6 10,7 18,3 16,8 Затруд- нялись с ответом 63,4 18,5 23,9 27,1 33,4 Как видно из таблицы, 63,4 % учителей затруднялись ответить на первый вопрос анкеты о том, помогают ли мировоззренческие представления при познании окружающего мира; 22,6 % учителей не видят влияния процесса формирования мировоззренческих представлений на эмоции и чувства детей; 23,9 % учителей затруднялись ответить, как влияют мировоззренческие представления на систематизацию знаний; 27,1 % не знают, влияют ли мировоззренческие представле¬ния на развитие самостоятельности и познавательной активности учащихся и т.д. Это подтвердило наше предположение о том, что не все учителя начальных классов в своей практической деятельности ставят задачу формирования мировоззренческих представлений об окружающем мире у младших школьников в процессе овладения знаниями, а многие испытывают затруднения в этой работе. Большинство учителей правильно понимают значение обра¬зования у детей мировоззренческих представлений об окружающем их мире. По нашей просьбе учителя назвали цели, побуждающие их формировать у школьников представления об окружающем мире. Ответы приведены в таблице 2. Таблица 2. Цели формирования у обучающихся мировоззренческих представлений об окружающем их мире № п/п Цели формирования у детей мировоззренческих представлений об окружающем их мире Количество учителей, назвавших эту цель 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Всестороннее развитие детей. Повышение качества знаний. Активизация познавательной учебной деятельности. Формирование познавательных интересов. Индивидуальный подход к детям. Развитие эмоций и чувств. Развитие самостоятельности. Познание окружающего мира. Формирование мировоззрения. Развитие наблюдательности. Систематизация знаний учащихся. 62 43 58 25 26 14 17 19 22 3 5 Как видим, цели самые разные, но все они направлены на совершенствование процесса обучения и развитие обучающихся. Мы исследовали также мнение учителей о том, по каким учебным предметам легче и эффективнее формировать у обучающихся мировоззренческие представления об окружающем мире; какие формы и методы они при этом используют; назвать темы уроков. В результате выяснилось, что 62% учителей назвали уроки окружающего мира, как представляющие наибольшие возможности формирования мировоззренческих представлений; 31 % – урок математики; технологии – 20 %; русского языка – 17 %; изобразительного искусства – 14 %; музыки – 8 %. 7% всех опрошенных учителей считают, что формирование мировоззренческих представлений об окружающем мире целесообразно и возможно на уроках по всем учебным предметам. Формы и методы называют различные: из методов – беседу, практические и творческие работы; из организационных форм – экскурсию, занятия в природе. На вопрос анкеты назвать темы уроков, на которых они ставили задачу формирования мировоззренческих представлений, затруднялись ответить. Проведенное анкетирование учителей начальных классов показало:  учителя начальных классов считают необходимым и очень важным формировать у детей мировоззренческие представления;  испытывают большие трудности в практической работе по формированию мировоззренческих представлений у детей;  у большинства учителей недостаточно точное и полное понимание сущности мировоззренческих представлений. Для уточнения наших выводов и предположений мы посетили и проанализировали 40 уроков учителей начальных классов по различным учебным предметам и обнаружили такие недостатки, как:  неиспользованные возможности для формирования мировоз-зренческих представлений (на 29 из 40);  отсутствие показа связей между предметами и изучаемыми явлениями;  не выявлены причины и следствия;  не подчеркивается идея развития и наличие противоречий и др. На уроках, где всё же проводилась специальная работа по формированию мировоззренческих представлений, она носила ограниченный характер. Таким образом, анализ состояния исследуемой проблемы в практике начальной школы свидетельствует о необходимости и актуальности изучения процесса формирования мировоззренческих представлений об окружающем мире у обучающихся начальных классов. Работа по формированию у младших школьников мировоззренческих представлений об окружающем их мире, должна начинаться с выявления уровня уже имеющихся у них мировоззренческих представлений о мире. Степень сформированности представлений об окружающем их мире возможно выявить с помощью ответов на вопросы, рассказах по картинке, впечатлениях на основе наблюдений, в рисунках, музыкальной, трудовой и игровой деятельности. Характер возникающих у младших школьников представлений о реальных предметах и явлениях окружающего мира и об учебной модели изучался с точки зрения определённых критериев. Мы выделили шесть таких критериев: адекватность, полнота, глубина, сознательность, правильность выражения в речи, эмоциональность. (Обычно в исследованиях называют такой критерий как «выразительность речи». На наш взгляд, «выразительность» есть следствие правильности речи и не является признаком, характеризующим представление ребёнка. Лучше этот признак назвать «правильность выражения в речи», ибо выразительность может иметь место и в высказывании неправильных суждений. Правильность же речи есть следствие правильного понимания). В дополнение признаков, применённых в других исследованиях (Н.Н. Антоновой и др.) мы добавили: сознательность, глубину, правильность выражения в речи. В характеристику этих критериев мы вкладываем следующее содержание: Адекватность – это соответствие содержания имеющихся у школьников представлений объекту познавательной деятельности. Полнота – это совокупность признаков объекта познания. Глубина – выделение учеником не только внешних, но и внутренних признаков предмета или явления. Сознательность – умение выделить объект среди других объектов, понимание связей и отношений, взаимозависимостей и взаимообусловленности объекта познания с другими объектами. Правильность выражения в речи – это словесное выражение представления об объекте познания. Эмоциональность – отношение ученика к процессу познания. Сочетание из шести данных критериев позволило определить пять уровней сформированности мировоззренческих представлений об окружающем мире у младших школьников. 1. Очень высокий – характеризуется адекватностью представлений объекту познания, глубиной, полнотой отражения связей и отношений, пониманием взаимосвязи и взаимообусловленности объекта познания с другими объектами, пра¬вильностью и выразительностью словесного выражения, соответствующим эмоциональным отношением к процессу и результату познания, внесение личностного творческого отношения. Этому уровню представлений соответствует творческий характер обучения, высокая активность детей, большая самостоятельность ученика. Представления, сформированные на данном уровне, можно назвать мировоззренческими. В итоге – правильное миропредставление окружающего мира и творческое отношение к нему, что является основой формирования мировоззрения учащихся в последующих классах. 2. Высокий уровень характеризуется адекватностью, полно¬той, глубиной, сознательностью, эмоциональностью, правильностью словесного выражения. Однако, без внесения личного, творческого отношения к увиденному, услышанному. Представления этого уровня можно назвать обобщающими. Этому уровню соответствует продуктивная учебная деятельность обучающихся. В итоге у младших школьников формируется правильное миропредставление об окружающем мире и активное отношение к нему, что является базой для формирования мировоззрения в последующих классах. 3. Средний уровень характеризуется наличием всех признаков, однако, в каждом из них отсутствует та или иная сторона, даются менее существенные стороны. На этом уровне сформированности ученик в изучаемом учебном материале называет основные теоретические положения, но старается преимущественно помнить то, что сказал учитель, что написано в книге, изображено на картинке, что одобряет учитель. Этому уровню сформированности представлений, которые можно назвать частично обобщающими, в равной мере соответствует и продуктивная, и реп-родуктивная деятельности. 4. Низкий уровень сформированности представлений характеризуется отсутствием существенных признаков объекта познания, связей и отношений объекта, неумением выразить представление в речи, незаинтересованное отношение к процессу и результату познания. На этом уровне младший школьник испытывает трудности в выделении существенных положений, нередко заучивает материал формально; слабая самостоятельность в обучении, примеры приводит по аналогии с ответами товарищей или такие, которые приводятся в учебнике. Этому уровню сформированности представлений, которые следует назвать конкретными представлениями, соответствует преимущественно репродуктивная деятельность ученика. 5. Очень низкий – у младшего школьника отсутствуют один или несколько существенных признаков объекта познания, а те, что приводятся в ответе – неточные, неполные. Учебный материал заучивается часто без должного понимания. Этому уровню соответствуют неполные конкретные представления. Учебная деятельность носит репродуктивный характер. От учителя требуется индивидуальная работа с учеником на уроке. Мы выявили уровень сформированности мировоззренческих представлений об окружающем мире у обучающихся в контрольном и эксперимен¬тальном классах. Результаты представлены в таблице 3. Таблица 3. Констатирующий этап эксперимента Классы Количество обучающихся Количество обучающихся с различными уровнями сформированности представлений об окружающем мире I Очень высокий II Высокий III Средний IV Низкий V Очень низкий кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % Контр. 30 2 6,7 8 26,7 10 33,3 7 23,3 3 10 Эксп. 29 3 10,4 7 24,1 10 34,5 7 24,1 2 6,9 Как видно из приведенной таблицы, уровни сформированности представлений обучающихся об окружающем мире примерно одинаковы в контрольном и экспериментальном классах. Классы подбирались примерно одинаковые по уровню развития детей, чтобы в дальнейшем, после опытно-экспериментальной работы рельефнее показать значимость такого психолого-педагогического условия формирования мировоззренческих представлений, как диалектическая направленность процесса обучения Диалектическая направленность процесса обучения вытекает из самой сути понятия «мировоззренческие представления». Мировоззренческие представления – есть диалектико-материалистические представления, то есть представления, отражающие диалектические закономерности окружающего мира причинно-следственные связи и взаимозависимости, взаимообусловленности предметов и явлений, движение, изменение, развитие, противоречивость изучаемых предметов, явлений, процессов. Для обоснования и доказательства второго педагогического условия (первое – знание учителем уровня сформированности у обучающихся мировоззренческих представлений) – диалектической направленности учебного процесса на уроке, был проведен формирующий (обучающий) эксперимент, целью которого являлось формирование у обучающихся мировоззренческих представлений об изменчивости, развитии окружающего мира, о причинно-следственных связях предметов и явлений. Содержанием этого эксперимента стало подведение младших школьников при изучении учебного материала к пониманию причиной зависимости, изменения, движения, развития, противоречивости предметов и явлений окружающего мира. Таблица 4. Сравнительная таблица, после проведения формирующего этапа эксперимента. Классы Количество обучающихся Количество обучающихся с различными уровнями сформированности мировоззренческих представлений до и после проведения формирующего эксперимента I Очень высокий II Высокий III Средний IV Низкий V Очень низкий кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % Контр. 30 2 6,7 8 26,7 10 33,3 7 23,3 3 10 2 6,7 9 30 11 36,6 6 20 2 6,7 Эксп. 29 3 10,4 7 24,1 10 34,5 7 24,1 2 6,9 4 13,8 9 31 13 45 3 10,2 0 0 Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что в контрольном классе количество и качество мировоззренческих представлений об окружающем мире у младших школьников изменились незначительно. В экспериментальном в результате специального обучения – учащихся с высоким уровнем представлений (II) увеличилось с 24,1 % до 31 %, со средним уровнем представлений – на 10,5 %; число обучающихся с низким уровнем представлений (IV уровень) уменьшилось более чем в 2 раза и не стало детей с очень низким уровнем мировоззренческих представлений об окружающем мире. Переход большинства обучающихся экспериментального класса с очень низкого и низкого уровней мировоззренческих представлений на средний и высокий уровни представлений свидетельствует о правильности именно диалектической направленности процесса обучения на уроке как непременного педагогического условия успешности формирования мировоззренческих представлений у младшего школьника об окружающем мире. Заключение Мировоззренческие представления младшего школьника – это представления о диалектических закономерностях, существующих в окружающем мире: представления о связях и взаимозависимости явлений, о причинно-следственных связях, о движении и развитии в природе и обществе, о наличии противоречивости в предметах и явлениях и т.д. Экспериментальное обучение по формированию мировоз¬зренческих представлений у младших школьников об окружающем мире дало возможность обосновать два педагогических условия, способствующих формированию мировоззренческих представлений: - выявление учителем уровней сформированности у учеников данного класса мировоззренческих представлений об окружающем мире; - диалектическая направленность процесса обучения на уроке.