Full text
Введение В современном мире с учётом глобализации возрастает потребность устанавливать информационное взаимодействие с представителями других стран. В этом контексте формированию межкультурной компетенции в цифровой образовательной среде отводится особое место: иноязычная коммуникация должна организовываться на всех факультетах и для всех направлений подготовки на достаточно высоком уровне. Это важное условие для того, чтобы выпускники имели возможность принимать активное участие в жизни международного научного сообщества. По мнению О. А. Обдаловой, О. В. Одеговой [1], включение обучающихся в иноязычное информационное взаимодействие более не является самоцелью. Язык другой страны, другая культура может использоваться как средство обучения для семинаров и лекций. Кроме того, межкультурная коммуникация становится ведущим направлением деятельности современного учёного. Востребованным специалистам будущего требуется овладеть всеми средствами обмена информации с иностранными коллегами. Дж. Пикатосте, Л. Перес-Ортис, С. М. Руэсга-Бенито определяют, что ресурсы мобильных технологий необходимо интегрировать в традиционный процесс обучения [2]. Действительно, в настоящее время студенты вузов активно используют различные мобильные приложения, которые стали реальными инструментами для интерактивности и получения всех видов информации. Однако, на практике интеграция мобильных приложений в межкультурную коммуникацию сопровождается множеством проблем: как определить и выбрать мобильное приложение, способствующее достижению образовательных целей, удовлетворяющее вызовам будущего, запросам цифрового общества, потребностям самих обучающихся; как максимально эффективно использовать мобильное приложение, т.е. сместить акцент при интеграции именно на его дидактический, а не развлекательный потенциал; как организовать обязательную проверку самостоятельных работ, соответствие уровня сложности материала учебной программе, подготовку и постепенное формирование навыков самоконтроля, учёт индивидуальных особенностей обучающихся; как сохранить ведущую роль педагога в передаче новых знаний, в воспитании личности, социализации и профессиональном самоопределении. И наконец, новые реалии цифрового общества обуславливают необходимость трансформации образования [3]. В современном мире мобильные приложения занимают значительное место именно за счёт своих уникальных возможностей для передачи, поиска, обработки информации; управления информационными и социально-экономическими системами; организации интерактивности и взаимодействия. Текущая ситуация с COVID-19, временный переход на дистанционный режим работы только показывает их значимость в различных областях жизни и сферах деятельности, в том числе и для профессиональной иноязычной, межкультурной коммуникации. Итак, внедрение технологий мобильного обучения (m-learning), согласно П. Кабрера-Солано, А. Хинонес-Бельтран, П. Гонсалес-Торрес, С. Очоа-Куэва, Л. Кастильо-Куэста [4], способствует активизации профессиональной иноязычной, межкультурной коммуникации, интенсификации познания, дифференциации в обучении. Однако, как любые средства, по мнению К. С. Брат, А. Х. Брат, они имеют свои преимущества и недостатки [5]. Задача педагога заключается в их оптимальной интеграции в образовательный процесс и межкультурное взаимодействие. Таким образом, существует необходимость дополнительного изучения потенциала мобильных приложений именно в контексте новой эпидемиологической обстановки, развития дистанционного формата обучения [6]. Цель работы – выявить дидактические возможности мобильных приложений и определить эффективность целенаправленной работы с технологиями m-learning для формирования межкультурной компетенции. Задачи исследования: определить потенциал m-learning в новой эпидемиологической обстановке и дистанционном взаимодействии; проанализировать опыт использования мобильных сервисов в обучении и выделить новые перспективные направления; описать этапы системной целенаправленной работы, позволяющей максимально эффективно применять мобильные приложения при формировании профессиональных и межкультурных компетенций студентов. Достижение указанной цели и задач становится возможным благодаря привлечению к выбору мобильных сервисов и платформ преподавателей смежных дисциплин (в частности, «Цифровые технологии в образовании», «Психолого-педагогические теории и технологии речевого развития детей», «Информационные технологии в образовании детей дошкольного возраста»), включения всех цифровых ресурсов и файлов в единое пространство MS Teams. Обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования В современной теории и практике интеграции мобильных приложений в обучение существуют следующие направления исследования: выделение особенностей, принципов, преимуществ использования технологий m-learning в образовательном процессе высшей школы; описание конкретных организационных форм и методов обучения для формирования различных компетенций. M. Элфик рассматривает возможности мобильных технологий в аспекте повышения творческого потенциала студентов [7]. Д. Д. Клементьев и В. В. Клементьева подчеркивают целесообразность использования доступных мобильных приложений в образовании на конкретных примерах для оптимизации аудиторных занятий и самостоятельной работы [8]. Е. А. Комочкина, Л. В. Яроцкая обосновывают необходимость внедрения и использования мобильных технологий в системе высшего образования. Авторы подробно рассматривают мобильные приложения для осуществления систематического оценивания и контроля [9]. В частности, А. Андухар, М. С. Салаберри-Рамиро, М. С. С. Мартинес выделяют следующие цели применения цифровых инструментов для изучения иностранного языка: повышение качества и эффективности усвоения теоретического материала; активизация познания и поддержка профессионального самоопределения; реализация межпредметных связей; увеличение объёма и оптимизация поиска необходимой информации; развитие коммуникативных навыков [10]. В работе Е. В. Тихоновой, А. С. Потаповой, А. В. Крайдер также раскрыты цели использования инновационных технологий для преподавания иностранного языка: предоставление возможности непрерывного обучения независимо от возраста, места и времени; создание единой информационно-образовательной среды [11]. Применение технологий m-learning, как отмечают Н. С. Петрищева, Т. Г. Рыбалко, позволяет «актуализировать имеющиеся у студентов знания, привлекать их к активному диалогу, учиться высказывать свою точку зрения, демонстрировать свои умения и вырабатывать определённые навыки» [12]. Указанное обстоятельство особенно важно для тренировки и практики решения будущих профессиональных задач, выхода на уровень профессиональной компетенции [13]. Применение мобильных приложений, как обосновывают Н. Н. Серостанова и Е. И. Чопорова, отвечает требованиям современных стандартов образования и при соблюдении условий эффективной организации способствует активизации дидактического процесса [14]. О. Калугина, Н. Царевич доказывают, что в системе профессионально-ориентированного образования наметились направления развития инновационных процессов: изменение в учебном процессе роли преподавателя; повышение автономности студента; диверсификация содержания обучения; усиление межпредметных связей между изучением иностранного языка и другими дисциплинами; изменение характера профилизации; повышение интереса к проектной и смешанным технологиям обучения [15]. Технологии m-learning существенно расширяют возможности осуществления процедуры оценки достижений студентов [16]. По коммуникативным характеристикам Д. Бартош, Н. Гальскова, М. Харламова, Е. Стоянова выделяет две модели взаимодействия на этапе систематизации и контроля: «обучающийся–мобильное приложение» и «обучающийся–мобильное приложение–педагог» [17]. Другая классификация предложена Н. В. Васильевым, В. В. Григорьев-Голубевым, И. В. Евграфовым [18]. В работе рассмотрены две модели использования мобильных приложений: выбери своё устройство и принеси своё устройство. Итак, мобильные технологии позволяют значительно расширять практику иноязычного общения с носителями языка и вступать в межкультурную коммуникацию [19]. Г. Э. Путраван, Б. Риади исследуют потенциал m-learning именно для современного образовательного пространства [20]. В новых санитарно-эпидемиологических условиях для мобильного обучения характерны следующие признаки: взаимодействие и проведение совместной работы в сети независимо от месторасположения студентов и преподавателя; использование мобильного устройства в качестве источника организационно-методических, справочных и учебных материалов; предоставление студентам возможности корректировки содержания; проведение исследований; обучение в своём собственном темпе на основе мультимедийного контента мобильных устройств [21]. О. Путистина также отмечает, что нужно отслеживать соответствие уровня сложности материала учебной программе, обеспечивать постепенное формирование навыков самоконтроля, учёт индивидуальных особенностей обучающихся [22]. Ещё одно важное для проводимого исследования положение представлено в работе Д. А. Иванченко [23]. Учёный заключает, что в высшем учебном заведении для эффективной коммуникации и дистанционного взаимодействия целесообразно использовать целостный комплекс таких мобильных приложений: универсальные мобильные сервисы, сервисы мобильной идентификации и аутентификации. Таким образом, несмотря на то, что работ, посвящённых m-learning и формированию их средствами межкультурной иноязычной коммуникации, достаточно, существуют два важных обстоятельства: в большинстве из них мобильные приложения используются только на одном этапе образования (актуализация, мотивация, новый материал, закрепление/систематизация, контроль или рефлексия); санитарно-эпидемиологическая обстановка и обучение на расстоянии требуют пересмотра методов и форм взаимодействия. В связи с тем, что формирование межкультурной компетентности высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста является приоритетом современного образовательного пространства [24], то возникает объективная необходимость дополнительного изучения дидактического потенциала мобильных приложений именно в контексте новой эпидемиологической обстановки, развития дистанционного формата взаимодействия. Материалы и методы Методология исследования учитывает ключевые принципы task-based learning (далее – TBL). TBL является разновидностью коммуникативного метода [25]. Технология делает основной акцент на умения и компетенции. Основной принцип TBL: важно не только чему учить, но и почему именно таким образом. Выполнение заданий с использованием мобильных ресурсов включает следующие ступени: постановка проблемы (задания) – выбор мобильного приложения – планирование деятельности в пространстве MS Teams – выполнение – рефлексия (оценка самого решения и эффективности выбора сервиса). Второй принцип – отбор средств и методов для преодоления проблем общения [26]. Вся деятельность с мобильными приложениями подчинена цели развитии навыков, требуемых для освоения любого языка (чтение, грамматика, устная речь, аудирование и письменная речь). Освоение требуемого материала в сжатые сроки и с достаточной эффективностью происходит благодаря тому, что ключевые выражения языка другой страны, грамматические структуры, лексика доносятся до обучающегося с помощью мобильного приложения, в условиях реальной и эмоционально окрашенной ситуации. Симуляция диалогов профессионального общения, межкультурной коммуникации в пространстве мобильного приложения позволяет обучающимся «пропустить ситуацию через себя», придавая ей личностный характер. Это повышает эффективность усвоения иностранного языка, т. к. наряду с интеллектом подключается эмоциональный фактор [27]. Задача преподавателя при интеграции мобильных технологий в изучение учебного материала состоит в создании ситуации, которая мотивирует студента к исследованию, поиску решений творческих вопросов, отработке в речи грамматических и лексических структур. Для получения актуальных сведений об изменениях в уровне умений и навыков, составляющих сущность профессиональной иноязычной компетенции, применялись эмпирические методы (наблюдение, анализ результатов работы с мобильными приложениями и MS Teams). Интеграция мобильных приложений в обучение было реализована в рамках дисциплины «Иностранный язык» по направлению 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (уровень подготовки – бакалавриат). Было разработано и проведено специальное тестирование, включающее 15 задач. На подготовительном этапе эксперимента был изучен дидактический потенциал методов и средств m-learning для систематического профессионально-ориентированного обучения студентов. Для оценки входных условий использовались материалы специально-организованного тестирования. Максимально возможное количество баллов было равно 45. 1. Задание на понимание содержания текста с последующим выбором правильного ответа из нескольких предложенных вариантов. Например, прочитайте текст и выберите один наиболее подходящий из трех предложенных вариантов завершения предложения. 2. Учебная ситуация: «Александр из 6 В класса поехал на осенние каникулы с родителями в столицу Великобритании. В первый день своего путешествия они решили посетить Вестминстерский дворец. Саша с родителями по пути к дворцу решили перекусить в ресторане «West Garden». Папа Саши в школе учил только немецкий язык, а мама из английских слов помнит только «window». Помогите Саше заказать 3 порции картофельного пюре с сосиской и 3 чашки чая. Напишите предложение с заказом для официанта (3 servings of mashed potatoes with sausage and 3 cups of tea, please). 3. Учебная ситуация: «После вкусного обеда вся семья добралась до Вестминстерского дворца. Саша так увлекся экскурсией, что потерял из виду родителей. Телефон разрядился после множества фотографий, тогда молодой человек решил пройти к выходу и ждать родителей там. В дворце довольно сложная проектировка». Помогите Саше спросить у сотрудника, как пройти к выходу из здания (Hello! Can you help me? What is the way to the exit?). 4. Учебная ситуация: «Когда Саша дождался родителей, то они вместе решили взять такси. Путешественники сели в знаменитый лондонский кэб, и водитель спросил их: “Where do you want to go?”». Помогите Саше сказать водителю, что их нужно отвезти к Metro Hotel на Main Street (Hello! Could you drive us to Metro hotel on Main street, please). 5. Учебная ситуация: «В отеле Саша познакомился с Мэри, которая приехала из Франции. У них завязался разговор. Мэри было очень интересно узнать: откуда приехал Саша, где находится это место, чем оно знаменито?» Помогите Саше рассказать про его родной город Киров (I`m from Kirov city. It`s situated in central Russia. It is famous for Dymkovskaya toy.) 6. Прочитайте текст, обращая внимание на пропуски в нем, и подберите наиболее подходящее слово для каждого пропуска. 7. Задание на словообразование. Например, образуйте отглагольные существительные, прилагательные и наречия. 8. Прослушайте разговор директора школы с одним из родителей и заполните пропуски в предложениях. 9. Задание на понимание содержания текстов с выбором правильного ответа из предложенных. Например, прослушайте мини-диалоги и выберите один из трех ответов на вопрос. 10. Задание на соотнесение вопросов и дикторов. Например, послушайте мнения пятерых людей о том, что им не нравится, когда окружающие их люди пользуются мобильными телефонами, и соотнесите говорящего с тем, что он говорит. 11. Задание на реферативное сокращение до 50-100 слов текста психолого-педагогической тематики. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: какова основная идея текста? 12. Напишите эссе на тему «Жизнь без телевизора: за и против». Укажите преимущества, недостатки и выразите собственное мнение. 13. Интервью с экзаменатором о научной деятельности студента и его интересах. Устно ответьте на вопросы экзаменатора. 14. Монолог-описание картинки педагогической тематики. Например: «Опишите предложенное фото, в описании необходимо ответить на следующие вопросы…». Для каждого фото предлагается три вопроса. 15. Диалог с экзаменатором в продолжение обсуждения образовательного процесса, изображенного на картинке. Экзаменатор задает устные вопросы по фото. Второй этап исследования был посвящен определению направлений целенаправленного включения в образовательный процесс вуза работы с мобильными приложениями и устройствами. Здесь же происходил выбор цифровой платформы, в которую можно будет интегрировать соответствующие ресурсы; создать эффективные условия для сознательного активного освоения терминологии, лексико-синтаксических и грамматических особенностей; для индивидуальной и групповой деятельности с устными и письменными текстами, симуляции ситуаций общения. Третий этап исследования охватывает опытное преподавание и применение мобильных приложений в обучении для формирования профессиональной межкультурной компетентности студентов. Результаты исследования Под мобильным обучением в рамках представленного исследования будем понимать обучение, поддержанное с помощью мобильных устройств. Дидактический процесс, реализуемый средствами m-learning, раскрывает взаимосвязь между когнитивной деятельностью, информационной коммуникацией и межкультурной компетенцией [28]. Первой ключевой идеей для эффективного использования мобильных приложений в формировании межкультурной компетенции является именно целенаправленная интеграция в образовательный процесс вуза работы студентов с технологиями m-learning. Направления реализации ключевой идеи: выравнивание знаний и умений студентов в области использования мобильных приложений; организация практической деятельности в рамках различных модулей (дисциплин). Раскроем особенности интеграции на материалах специально разработанного модуля «Мобильные технологии: возможности для поддержки онлайн и офлайн обучения». В содержание включены группы мобильных приложений, которые можно использовать для формирования компетенций востребованных специалистов будущего: мессенджеры, мобильные версии социальных сетей, мобильные версии облачных сервисов; сканеры QR-кодов, дашборды. На первом этапе студенты знакомятся с платформами дистанционного обучения, их функционалом и ограничениями. Названный модуль целесообразно включать в состав смежной дисциплины, например, «Цифровые технологии в образовании». Именно в рамках этого модуля была обоснованно выбрана платформа MS Teams для интеграции различных ресурсов мобильного обучения: чат-боты, календари, Trello, Stream, OneNote, MindMeister, OpenLearning, Kahoot, Nearpod, Quizlet, и Flipgrid и др. Далее была организована учебная групповая деятельность непосредственно в рамках дисциплины «Иностранный язык». Группы были сформированы из студентов с разным уровнем владения мобильными приложениями. Чтобы студенты не отклонялись от основной задачи, состоящей в выравнивании знаний и умений по применению мобильных устройств для иноязычной коммуникации, группам было выдано задание. Оно состояло из двух частей. Первая часть обязательная. В ней перечислены мобильные приложения, которые надо изучить, и задания по иностранному языку, которые следовало выполнить с их помощью. Например, организовать групповое видео-обсуждение ситуации профессионального общения, закрепить грамматические навыки, расширить словарный запас и отработать произношение. Вторая часть вариативная. Студенты сами выбирают приложение, которое осталось без внимания в основной части, или исследуют «новый» аспект его работы. Например, планирование путешествий, поиск онлайн репетитора, составление меню для столовой и т.д. На втором этапе включения работы с мобильными приложениями в образовательный процесс была организована публичная защита групповых проектов. В частности, одна из групп представила презентацию «Мои каникулы с Tripit». Этот англоязычный сервис, позволил им создать маршрут, сохранить информацию о вылетах, отметить все нужные места на карте и указать предстоящие встречи. Также были предусмотрены уведомления об изменении статуса рейса, карты аэропортов и терминалов, отметки интересных мест. Интеграция мобильных приложений на третьем этапе была реализована в дистанционном формате обучения иностранному языку для традиционного урока. На стадии актуализации было применено приложение Nearpod, для мотивации – CoachBot, при изучении нового материала – Trello, в систематизации – MindMeister, для закрепления – Quizlet, при контроле – сервис «Оценка». Далее мобильные приложения были протестированы в различных видах учебной деятельности в онлайн и офлайн формате. Поиск информации на иностранном языке был поддержан такими мобильными приложениями как iTranslate, ABBY Lingvo, мобильные версии электронных библиотек. Подбор и краткое реферирование источников сопровождались работой с Coursera, Google Classroom, Moodle, Stepik. Участие в вебинарах, курсах для совершенствования навыков иноязычной и межкультурной коммуникации проходило на самой платформе MS Teams. Групповое обсуждение задачи, проблемы, плана, результатов работы реализовано посредством Trello, мессенджеров. Вторая ключевая идея исследования заключается в том, что студент является активным участником на стадии обоснованного выбора собственно мобильных приложений для поддержки изучения иностранного языка. Другими словами, результатом когнитивной деятельности обучающихся в модуле «Мобильные технологии: возможности для поддержки онлайн и офлайн обучения» должен стать кейс мобильных приложений. Цели кейса: формирование компетентности студентов в области цифровых технологий; формирование базы для персонализированного обучения иностранному языку в ходе дальнейшей профессиональной деятельности будущих педагогов. Студенты самостоятельно выбирают сервисы для выполнения того или иного задания в предложенных педагогом условиях учебной ситуации: например, с помощью какого мобильного приложения отправлять сообщения и объявления участникам взаимодействия; создавать тестовые задания/открытого типа; планировать работу; обсуждать варианты решения проблемы; использовать виртуальные блокноты для обмена заметками, материалами и обратной связи, а также для сбора и обмена данных в процессе межкультурной коммуникации [29]. Четвёртый этап интеграции мобильных приложений в образовательный процесс вуза включает применение полученных знаний в ходе педагогической практики. На этом этапе студент сам выступал в роли наставника, но при необходимости мог обратиться за консультацией к преподавателю вуза. Такие обращения возникали, когда представители учебных заведений и родители школьников выражали сомнения по поводу целесообразности применения в коммуникации мобильных устройств [30]. Однако, вынужденный дистанционный формат обучения снял многие вопросы в этом направлении. Другие сложности были связаны с организацией и управлением иноязычной коммуникацией в среде школьников с различным уровнем знаний грамматики и лексики. Мобильные приложения позволяют использовать игровую форму работы, что значительно снижает эмоциональное напряжение при изучении норм и правил, механизмов словообразования. Например, ресурс Duolingo стал доступным и для владельцев мобильных устройств и в учебном процессе студенты использовали следующий функционал этого приложения: напоминания в виде градационной шкалы; специальные баллы – линготы для бесплатного получения дополнительных уроков; общение в удобном чате; сортировка материала под каждого пользователя. Пятый этап интеграции заключается в самопрезентации студентов с помощью мобильных приложений перед потенциальными работодателями. Для этого были организованы онлайн встречи, семинары и круглые столы, в рамках которых студенты проводили мастер-классы по возможностям технологии m-learning (ленты времени, планировщики, календари, анкеты и виртуальные стикерные доски). Обучающиеся контрольной группы изучали темы «Профессия учителя», «Обучающие технологии», «Путешествия» по рабочей программе дисциплины традиционным образом через цикл лекций и семинаров, при поддержке мультимедийных презентаций и информационных ресурсов сети Интернет. После завершения этих пяти этапов проводилось ещё одно тестирование. Вопросы для теста были разработаны в соответствии с описанными ранее принципами. Средний возраст респондентов составил 22 года (90% девушек и 10% юношей). Всего в эксперименте принимало участие 52 студента, из которых были сформированы экспериментальная и контрольная группы (по 26 обучающихся в каждой). Статистическая обработка результатов исследования выполнена при помощи Т-критерия Вилкоксона. Были сформулированы гипотезы. H0: изменения в экспериментальной группе носят случайный характер и H1: изменения закономерны и различия в группах существенные. Проверка выполнена в среде Excel: подсчитаны значения сдвигов; из значения «после» вычтены значения «до»; определён абсолютный сдвиг с помощью формулы ABS(); рассчитан ранг абсолютного сдвига. В экспериментальной группе было определено три нетипичных сдвига (отрицательных значения). Далее ранги нетипичных сдвигов были просуммированы: u_эмп=13+13+22,5=48,5. Критические значения для Т-критерия Вилкоксона определялись по соответствующим таблицам: u_кр (0,01)=76 и u_кр (0,05)=100. Получаем u_эмп<u_кр (0,01) (или 48,5 < 76). Т. е. верной является гипотеза, что качественные изменения в знаниях и навыках обучающихся, составляющих основу межкультурной компетенции, при целенаправленной интеграции мобильных приложений в обучение носят не случайный характер и значимы. Выполним аналогичные рассуждения для контрольной группы, в которой было определено 11 нетипичных сдвигов. Ранги нетипичных сдвигов также просуммированы: u_эмп=17+19,5+22,5+18+25+22,5+22,5+13,5+19,5+22,5+13,5=216. Критические значения для Т-критерия Вилкоксона: u_кр (0,01)=84 и u_кр (0,05)=110. Получаем, что u_кр (0,01)<u_эмп (или 84 < 216) и значение u_эмп попадает в зону незначимости. То есть верной является гипотеза, что качественные изменения в знаниях и навыках обучающихся, составляющих основу межкультурной компетенции, без включения мобильных приложений носят случайных характер и не являются существенными. Отметим, что на подготовительном этапе (перед целенаправленной интеграцией мобильных приложений в образовательный процесс) необходимо организовать консультирование обучающихся по вопросам технического плана: общий порядок индивидуальной и коллективной деятельности с мобильными приложениями; работа в MS Teams и возможные проблемы сетевого взаимодействия; графический пользовательский интерфейс и основные инструменты; создание нового собрания и команды; регламент работы с выбранным мобильным приложением (назначение, функционал, применение в теории и практике); демонстрация и устное выступление в онлайн-формате. Далее следует раскрыть общие организационные аспекты: цели и задачи использования мобильных приложений в данной теме, роль этой темы в структуре учебной дисциплины, практическая значимость применяемого мобильного приложения, сроки изучения, формы информационного взаимодействия, варианты консультирования и привлечения других специалистов. В ходе предоставления теоретического блока информации (лексика, грамматика), электронных ресурсов и ссылок на источники следует логично и последовательно излагать материал, в соответствии со спецификой подготовки. В то же время использование мобильных приложений в преподавании иностранного языка не ставит перед педагогом задачи фундаментально изменить имеющиеся технологии обучения. Учёт описанных факторов необходим для корректировки дидактического процесса в соответствии с распространением COVID-19 и форматом онлайн-обучения. Заключение В ходе исследования были отмечены следующие дидактические возможности мобильных приложений для формирования межкультурной компетенции: активизация деятельности, познавательного интереса, персонализация, межкультурное сетевое взаимодействие, поддержка научной адаптации, профессиональное самоопределение и т.д. Однако, были выявлены проблемы мобильного обучения: обоснование выбора мобильного приложения, соотнесения его с дидактическими целями и потребностями обучающихся, запросами потенциальных работодателей; организация систематической оценки и контроля; соблюдение баланса в принципах наглядности, научности и доступности. Условиями эффективного применения дидактических возможностей мобильных приложений для формирования межкультурной компетенции являются: – всестороннее изучение и анализ технологии m-learning для понимания сути, проблем и перспектив в обучении; – в современной системе цифрового образования необходимо широко использовать такие дидактические возможности технологии m-learning как активизация познания, персонализация, интенсификация, адаптация к профессиональным стремлениям каждого студента, интерактивность, возможность дистанционного взаимодействия; – мобильные приложения следует использовать наряду с традиционными средствами обучения для формирования межкультурной компетенции. Для эффективной интеграции мобильных приложений в обучение и формирование межкультурной компетенции авторами были выделены следующие педагогические условия: целенаправленный характер работы с технологиями m-learning; коллаборация преподавателей смежных дисциплин; активное участие студента на всех стадиях выбора и применения мобильного приложения; создание кейсов мобильных ресурсов для учебной деятельности, научного и межкультурного сотрудничества, иноязычной коммуникации, профессиональной самореализации. Предложенные идеи реализованы на следующих этапах интеграции: при определении содержания специально разработанного модуля «Мобильные технологии: возможности для поддержки онлайн и офлайн обучения»; в организации групповой работы и публичной защите проектов; в ходе проведения традиционного классно-урочного занятия; для применения полученных знаний в ходе учебной практики; для самопрезентации студента перед потенциальными работодателями. В экспериментальной работе, благодаря мобильным приложениям, были отработаны навыки коммуникации, знания грамматики и лексики; организована комплексная подача учебного материала различного вида и в разном формате обучения. Другими словами, выполнена системная работа по формированию профессиональной иноязычной и межкультурной компетентности средствами m-learning. В качестве методических рекомендаций педагогам, планирующим включать технологию в процесс обучения, отметим: необходимость регламентирования времени использования мобильных приложений; чередования видов деятельности, традиционных методов и средств обучения с инновационными; проведение инструктажа обучающихся по работе с сервисами. Таким образом, важно не только сформировать профессиональную межкультурную коммуникативную компетентность. Необходимо научить студентов объективной аналитике и оценке информации, поступающей к ним посредством мобильных приложений. Описанные факторы интеграции мобильных приложений позволяют широко использовать технологию m-learning при обучении в вузе. Это способствует оптимизации образовательного процесса, информативно наполняет его, вовлекает в него студентов и эффективно влияет на профессиональную самореализацию. Итак, мобильные приложения целесообразно использовать как вспомогательное средство для организации межкультурной коммуникации в режиме онлайн-взаимодействия. Результаты исследования могут послужить основой для дальнейших прикладных исследований в области формирования межкультурной компетенции студентов средствами инновационных цифровых технологий.