Full text
Введение Современная образовательная парадигма общего образования направлена на развитие природных сил школьника, на всемерную активизацию его творческого потенциала. Огромное значение в формировании личности ребенка имеет социокультурная среда, в которой он растет. Добавимто, что процесс духовного становления личности идет в тесной взамосвязи с национальными традициями, корнем которых является традиционное мировоззрение народа. Очевидно, что установившиеся в народе традиции, обычаи, порядки обеспечивают самое главное, а именно - ядро формирования личности. В якутской традиционной культуре имеются два значимых и знаковых явления - праздник Ысыах и сказание Олонхо. Они представляют собой кладезь традиционного мировоззрения, взглядов, духовных ценностей якутского народа, в них особым образом выделяется взаимоотношение человека с природой, приобщение его к национальной культуре. В национальной культуре можно выделить два уровня: в первом выражается национальный характер и психология, во втором - язык, искусство, философия [24.] И вот эти два уровны национальной культуры расскрываются во всей красе во время праздника Ысыах и исполнения Олонхо. С давних пор народ саха празднует Ысыах различными традиционными играми, организуя празднество в 21-22 июня. Ысыах является сокровенным древним праздником и представляет собой комплекс мероприятий по обожествлению Матери-природы в виде различных обрядов. Строгое соблюдение структуры праздника является важным моментом. Празднество начинается с обряда «Встреча Солнца», символизирующего рождение нового года. Эту пору называли восхитительно-уважительно «куех унаар», «улуу тунах», что дословно можно перевести как «зеленая благодать», «великая благодать». Проходит обряд с обязательным с участием белого шамана со свитой из 7 девушек и 9 юношей. Совершая обряд встречи солнца в день летнего солнцестояния, люди просили на весь год благополучия, изобилия, богатство и здоровье от окружающей природы. По традиционным представлениям народа Саха как называют себя якуты, солнце как главное светило природы, дает жизненную энергию при соприкосновении с божественной гармонией Вселенной. В центре празднества стоит Древо жизни – Аал-Луук Мас, символизирующий триединство мира: верхний, серединный и нижний. Кульминацией обрядовых действий является Алгыс – обряд поклонения высшим божествам, живущим на девяти уровнях верхнего мира и прошение благодати. По-якутски обрядность обозначают как “сиэр-туом” - этикет, обычай, правило. Обрядность закрепляет связь с историческим прошлым народа, с его истоками, с миром первопредков и тем самым обеспечивает существование и деятельность коллектива как сплошного целого. Целью обрядности является воспитание духовной, гуманной, гармоничной, целостной личности. Обрядовая педагогика народа саха имеет возрастную градацию: охранительные (связанные с сохранением жизни, уходом, воспитанием), посвятительные (связанные со знанием традиции, соблюдения морально-этических норм обрядового действа), культовые(связанные с верованием). Соблюдение обрядов может обогатить духовный мир детей, формировать представления, взгляды, мировоззрения. Таким образом, уникальная воспитательная ценность обряда состоит в том, что он спсособствует активному самовыражению личности ребенка, вызванному эмоциональной реакцией на конкретное событие[16]. Все истоки традиционной и духовной культуры народа с испокон веков идут из того природного ландшафта, где жили его предки веками и живет он сам. Удивительная по красоте аласная экосистема создает уникальную среду обитания народа саха. Пространственная среда Ысыаха представляет собой алаас - огромную по величине равнину в центр, которой устанавливается Аал-Луук мас (Древо жизни). Все зрелища песни, танцы, спортивные состязания, соревнования сказителей Олонхо и оьуохай-хоровода, хомусистов, выставки мастеров, национальных блюд, кумысопитие и др. происходит вокруг него. Особое место в освоении этнокультурных ценностей народа саха занимает Олонхо – шедевр устного творчества, эпос народа саха. В системе ценностей, которые выражает олонхо, входит любовь к Родине, победа добра над злом, благословение семейного счастья. Главными являются идеи непрерывности человеческого бытия и жизни, гармонии человека и природы, гуманистического и созидательного начала, целостности мира. Эти идеи подчеркивают упрочение связи поколений, возвращение людей к своим истокам, имеющим консолидирующую силу, взаимопонимание разных культур многонационального народа Республики Саха (Якутия). Главный герой Олонхо – сильный плотью и духом богатырь, защитник, лучший представитель рода, владеющей силой духа, любящий жизнь, свободный и успешный в делах. В олонхо сосредоточена вся красота устного творчества народа саха. В слове, в котором несет Олонхо заключен человеческий дух народа саха (покаяние, благословение, заклинание, завещание). Вот эти два культурных мероприятия, составляющие единую этнокультурную среду народа саха, становятся благодатной средой, генерирующей мощный потенциал для личностного становления, оставляя в сердцах людей неизгладимое впечатление с младенческих лет, приобщая их к традиционной культуре, этнокультурным ценностям своего народа и становятся основой мировосприятия. В Республике Саха (Якутия) ежегодно празднуется Ысыах масштабно, народ готовится к ней заранее, в течение целого года: шьет национальную одежду, приобретает специальную посуду для кумысопития, учит песни и танцы, планирует свое участие в различных видах национального единоборства, запевал. Соревнование олонхосутов является обязательным атрибутом празднования Ысыах. В последние годы в республике проводятся отдельно Ысыах Олонхо, где активно участвуют все и дети, начиная с дошкольного возраста до старцев. Это положение привлекает за собой особую форму образовательной деятельности в школах. В школах организуются внеучебные занятия по развитию устной художественой речи на родном языке. Олонхосутов – сказителей Олонхо готовят с младенческого возраста. Это особо направление воспитательной работы во всех национальных школах республики. Олонхосуты всегда пользовались особым уважением, они были долгожданными гостями ещё с тех времен, когда народ саха жил обособленно в аласах. Философское учение о природе и человеке, опыт духовного познания вселенной народ саха сохранил в Олонхо. В нем отражены все пласты духовной культуры народа, философские размышления о мире и месте человека в нем. Народ саха издревле интересовался происхождением Вселенной и тем, кто населяет этот мир, пытаясь понять основу мироздания. В этнопедагогическом осмыслении традиционного мироззрения народа саха четко выделяется принцип культуросообразности и природосообразности воспитания. В нем есть два аспекта – направленный вовне и направленный вовнутрь. Педагоги многих национальных школ республики видят в Олонхо педагогический потенциал, способный воздействовать на духовно-нравственное, патриотическое, гражданственное воспитание учащейся молодежи. В институте национальных школ РС(Я) разработана методологическая основа педагогики Олонхо. Признав себя частью живой природы, человек может воспитывать в себе физическую силу (буор кут), духовное начало (салгын кут), открыть природный дар (ийэ-кут). Единство трех кут в традиционном мироззрении народы саха принимается как изначальная божественная природная данность, показатель жизненной силы – “сур”. В воззрениях народа саха человек имеет власть над своим предназначением. Таким образом, “кут-сур” можно укрепить гармонизируя систему взглядов “буор-кут” и “салгын-кут” и создав соотвествующие организационно-педагогические условия для гармонизации систему взглядов[32]. Не оспаривается тот факт, что личность является носителем определенных этнокультурных ценностей, в которых заключено ее отношение к природе, к людям и самому себе. Актуальным остается позиция, основанная на том, что творческие способности развиваются более эффективно, если личностью признается этническая индивидуальность, усваиваются этнокультурные ценности. Так происходит достижение жизненных, природных и индивидуальных духовных сил, необходимых для формирования личности успешной во всех отношениях. Деятельность Чурапчинской улусной гимназии строится на идеях гуманизма по обеспечению реальных организационно-педагогических условий ее функционирования. Одним из основополагающих условий при этом является свобода личности каждого субъекта образовательной деятельности, что составляет основу гуманизма. Из свободы личности органически вытекает проблема свободы творчества. Свобода является одним из главных качеств личности. Творчество же возможно только при наличии свободы. Герой Олонхо всецело воспевающий свободу, воспитанный на этнокультурных ценностях своего народа, впитавший с молоком матери мудрость и духовную силу народа становится идеальной моделью, образцом формирования успешной личности – Тумус Киьи, который является творцом своего жизаненного успеха в мире глобализации. Педагоги Чурапчинской улусной гимназии проявляют творческое отношение к делу – пять учителей успешно защитили кандидатские диссертации, обобщив свой творческий опыт педагогической деятельности по результатам опытно-экспериментальной работы. Их труд доказал жизненность одного из положений: система образования производит самого человека, создавая условия для него постоянного самосовершенствования, самоустановления. Обзор отечественной и зарубежной литературы Проблема формирования личности с точки зрения ценностных ориентаций стало предметом изучения зарубежных и отечественных философов, социологов, психологов, педагогов в семидесятых годах 20-го века. Социологические исследования о ценностях впервые возникли в исследования Д.Дильтея. Он дал обоснование того, что для человека важным является «ценности пережитые в чувстве». По Дильтею жизненные ценности составляют неотделимость чувства и ценности, ее достижение[13]. В определении природных ценностей американский психолог М.Рокич выделяет систему взаимосвязанных ценностей - термальных и инструментальных, передающихся из поколения в поколение. Согласно взглядам М. Рокича, основные индивидуальные ценности закладываются еще в детстве в процессе социализации и маловероятно, что их удастся изменить в зрелом возрасте[21]. Социолог Г. Хофстеде впервые осуществил методику эмпирической проверки и верификации измерения ценностей на базе новой методологии. Г. Хофстеде, используя информацию в результате факторного анализа, описывает влияние культуры общества на индивидуальные ценности его членов и как они влияют на их поведение. Вывел шесть измерений культуры, но Г.Хофстеде подчеркивает, что измерения культур являются лишь основой, помогающей оценить конкретную культуру для облегчения принятия решений, не отрицает существование и других факторов, подлежащих рассмотрению, например личные качества, семейная история и личное благосостояние[29]. Сторонником индивидуальной свободы личности как ценность был английский социолог Гербарт Спенсер. По Г.Спенсеру свобода личности должна ограничиваться только свободой другой личности. В наши дни концепция Г. Спенсера становится актуальным в свете сегодняшних реалий в жизни общества в целом[26,27]. Интересным представляется модель ценностной системы израильского психолога Ш. Шварца, который обосновал независимость и взаимосвязь личностных и культурных ценностей. По теории Шалома Шварца под ценностями подразумевался «познанные» потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества. Проанализировав взгляды современных исследователей, обнаруживаем непосредственное влияние ценностей на формирование общества, а также жизни, взглядлв и поведения личности. Ценности выступаю регулятором человеческого поведения. Ценности постепенно становятся убеждениями и принципами личности, носителя той или иной этнокультуры[33]. Об определяющей роли этнокультурных ценностей в процессе формирования личности, её значимости в сохранении народа заключаются в педагогических идеях Я.А. Коменского о материнской школе, школе родного языка. Также отражены в трудах К.Д. Ушинского о народности воспитания, исторической преемственности человеческих поколений, значения родного языка в нравственно-этическом воспитании. К.Д.Ушинский считал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», далее «как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был тот образец, точно так же нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы»[29]. В педагогические идеи Д.С. Лихачева о культурологической концепции образования и воспитания, исторической и культурной преемственности поколений, духовных силах человека подтверждают огромную важность этнокультурных ценностей в формировании личности. Это вполне естественно, поскольку народная педагогика является основным объектом педагогической науки. Г.Н.Волков этническое воспитание рассматривает как направление, изучающее педагогический опыт народы и как метод очеловечивания подрастающего человека[10]. Необходимость этнокультурной коннотации в системе образования в целом активно утверждается с ХХ века в трудах А.Б.Афанасьевой по этнокультурному образованию [5,6]. Автор на основе своего исследования заключает, что в культурном притяжении личности можно рассматривать традиционность целостно воплощенную в этнокультуре и ее традициях. Подчеркивает, что этнокультурная составляющая, лежит в ядре культурного поля личности, обеспечивая силу притяжения, ощущаемую человеком как силу любви к малой и большой Родине, лежащую в основе чувства патриотизма. Поэтому возникает интерес к этнокультурному пласту и потребность в его познании в сотворчестве и культуросообразности. Таким образом, освоение этнокультурных ценностей своего и других народов обуславливает многоуровневую идентичность личности: субэтническую и этническую, суперэтническую — российскую для гражданина нашей страны, надэтническую — планетарную[23]. Широкий социокультурный анализ, сделанный в Якутии сторонником социокультурного подхода в образовании А.М.Цирульниковым открывают педагогику выживания и жизни, «вписанного в пространство двора, города, села, мироздания» в школах, укоренённых в исторической традиции, включённых в современный контекст жизни, нацеленные в будущее[32]. Цирульников провел широкомасштабную экспедицию по районам Якутии и сделал вывод о том, что образование начинается с места проживания ребенка, где формируется его мировоззрение под влиянием этнокультурных ценностей своего народа. Этнокультурные ценности прочно укоренились во всех регионах России, отражая её многонациональность. В современном мире очень важно сохранять особенности культуры любого народа, предотвращая уничтожение ценного наследия предков, созданного веками. Ученый-педагог из якутов В.Ф.Афанасьев определяет этническое своеобразие системы воспитания якутов на основе анализа имеющихся на тот период материалов семейного и трудового воспитания в регионе и указывает на уникальность, самобытность и своеобразие традиционной системы семейного воспитания якутского народа как феномена мировой культуры[2]. Теории и практике семейной этнопедагогики саха посвящена исследование Григорьевой А.А., где дается характеристика этнопедагогического пространства якутской семьи, которая развивается вместо с изменениями, происходящими в обществе и переживает любой кризис. Старшие члены семьи - носители культуры своего народа создают нравственную среду как важнейший фактор воспитания[11]. В региональных исследованиях в рамках темы можно отметить труды Л.А. Афанасьева – Тэрис известного в Якутии ученого, который с 90-х годов прошлого века первым начал научные исследования на тему традиционной веры народа саха – религии Айыы. Тэрис считает, что морально-этическое, психическое, духовное самосовершенствование человека позволяют ему воспринимает все живое, весь окружающий мир как самого себя, что жизнь – эта необходимая часть, составляющая всей Земли и Вселенной[3,4]. Опираясь на исследованиях У.А. Винокурова о теория арктической циркумполярной цивилизации, воспринимаемой как исторический феномен в развитии человечества[1], А.А. Григорьевой о этнокультурных основах семейного воспитания, Е.П. Жиркова о концепции национальной школы, А.П.Оконешниковой об особенностях возрастной периодизации якутских детей, Н.Д.Неустроева о кочевых школах Арктики, Б.Н.Попова об этапах процесса развития якутского образования, К.Д. Уткина об этнокультурных особенностях в обучении и воспитании личности можно выделить базовые основы формирования личности на основе усвоения этнокультурных ценностей. Духовно-нравственное учение народа саха «Кут-сюр» как основа системы этнокультурного образования представлено в работе И.С. Портнягина. Всестороннее изучение и объективную оценку общих основ и национальной самобытности народа саха дали в своих трудах В.Ф.Афанасьев, Д.А.Данилов, К.С.Чиряев и другие. В глубинах народной памяти якутского народа сохранились вековые ценности учения “айыы” и школы воспитания “кут-сюр”, “педагогика Олонхо”, имеющие большое воспитательное значение. Изучение и анализ трудов вышеуказанных ученых подтверждает, что сама жизнь ставит перед педагогической наукой актуальную задачу всестороннего изучения и внедрения в практику того педагогического богатства, которое накоплено народом в его многовековой воспитательной деятельности. Обращение к национальному, духовному богатству, нуждающемуся в сохранении и передаче грядущим поколениям - залог эффективного решения поставленной проблемы[2]. Анализ трудов вышеуказанных исследователей позволил выделить теоретические подходы к формированию Тумус Киhи-Успешной личности. Помог разработать теоретическую и функциональную модели формирования Тумус Киhи-Успешной Личности в сельском социуме на основе философии этнокультурного образования, общечеловеческих ценностей и духовной культуры якутского народа, выжившего в суровых климатических условиях севера, сохранившего свою этническую индивидуальность и продолжающегося успешно развиваться в меняющемся мире. Тумус киhи-Успешная личность будет свободна в выборе пути своего развития. Методологическая база исследования Чурапчинская улусная гимназия начал экспериментальную работу по теме «Этнокультурный центр «Педагогика Олонхо» как условие формирования успешной личности – Тумус туттар киьини иитии в сельском социуме». Преследуется цель - разработать рациональные педагогические пути и способы формирования Тумус киhи - Успешной личности с высокой культурой, со своей этнической самобытностью, способную жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире. По определению этнографов Э.К Пекарского и П.С. Афанасьева Тумус киьи (Успешный человек) – это человек, добивающийся поставленной цели, общественного признания. От мудрости такого человека зависела судьба подчас целого народа. Таким образом, Тумус киhи – лучший представитель своего рода, вобравший в себя лучшие качества человека, воспитанный на лучших традициях и ценностях народа, являющийся защитой, опорой народа. На основании вышесказанных определений была разработана концепция школы «Тумус кыьа», организационно-педагогическая модель формирования Тумус киьи- Успешной личности. Модель школы по формированию успешной личности разработана на основе анализа социокультурной, национальной особенности региона, его культуры, традиций, обычаев, ценностей, концепции национального образования. Составлен социокультурный анализ региона и улуса. Охват обучающихся гимназии составляет 180 человек с 5 по 11 классы. Нами проведено анкетирование родителей на предмет изучения проблем формирования личности. Проведенное исследование показала, что большая половина родителей желает видеть будущее своего ребенка в его успешности в любом деле, при этом, чтобы он знал историю, традицию и культуру своего народа, знал родной язык, мог выстраивать диалог с другими народами на равных. Была составлена модель выпускника школы. Разработана теоретическая и функциональная модели школы «Тумус кыьа» по формированию Тумус Киhи - Успешной личности на основе изучения этнокультурных ценностей народа саха, его философии, мировоззрения, особенностей национального характера саха. Апробация модели осуществлена в условиях Чурапчинской улусной гимназии имени С.К. Макарова Республики (Саха) Якутия. Результаты исследования В образовательной организации определены приоритетные направление деятельности: учебно-методическая работа педагогов, научно-исследовательская деятельность обучающихся и педагогов, работа со способными и одаренными детьми, социальное партнерство, научно-методический этнокультурный центр «Педагогика Олонхо» и пр. Педагогика Олонхо разрабатывается в республике последние 10 лет на основе гуманистических воззрений народа саха. В повествовании Олонхо богатырь (боотур) физически здоровый, чистый помыслами, справедливый всегда выходит победителем в борьбе со злом, защищая свой народ. Всесторонне воспевающий справедливость, победу добра над злом, установления добрых взаимоотношений людей с друг другом, природой, людей, наделенных качеством сотворить лучший мир является основой педагогики Олонхо. Тумус киhи формируется по схеме осваивая: этнокультурные ценности – диалог культур – общечеловеческие ценности. Педагогами гимназии разработаны и обновлены образовательные программы в соответствии с данной концепцией. Гимназия вышла на другой уровень учебно-воспитательной деятельности – установлены связи с учеными научных учреждений РС(Я), с университетом, с ассоциацией молодых ученых республики для научных исследований. Разработаны и успешно реализуются проекты: «Бар5а» - совет бабушек и дедушек, «Эр тойон» - совет отцов, «Мохсо5ол»- клуб для мальчиков 5-7 классов, «Дьулуур» - совет женщин микрорайона, «Ай талаан» - мастерская национального шитья, «Чэбдик» - летняя научно-исследовательская полевая школа, пресс-центр «Сайдыс» - школа юного корреспондента, «Тускун» - фольклорная студия учителей и учащихся, «Школа межкультурного общения» - языковая школа с углубленным изучением английского языка, «Кун-еркен» - фольклорно-этнографическая школа-экспедиция, «Робототехника», «IT- парк», театральная студия, хор, литературная гостиная по русской литературе. В гимназии особое место уделяется изучению родного языка, выступлению на родном языке, знанию якутского фольклора, хотя основной язык обучения русский. Обучающиеся гимназии изучают историю народа саха, читают работы якутских просветителей и т.д. Гимназия является экспериментальной площадкой ФГАОУ «Федеральный институт развития образования» (г. Москва) по теме «Накопление передовых образовательных практик и развитие сетевого взаимодействия в области образовательной робототехники и научно-технического творчества детей и молодежи». Работа идет по четырем направлениям: привлечение внимания молодого поколения к инженерным профессиям; развитие интереса детей к научно-техническому творчеству, технике, современным технологиям, развитие алгоритмического и логического мышления; выявление и дальнейшая поддержка талантливой молодежи в области исследовательской работы и технического творчества; создание условий для повышения мотивации школьников к научной и творческой деятельности по пространственному конструированию, моделированию, автоматическому управлению роботами. Гимназия стала площадкой проведения республиканских соревнований «ИКАР», «ИАКРенок», роботехники, фестивалей «РобоФест». На примере воина, заслуженного учителя РСФСР, Степана Кузьмича Макарова, получившего уважительное «якутский Маресьев», чье имя гордо носит Чурапчинская улусная (районная) гимназия, строится патриотическое воспитание гимназистов. Ежегодно в его честь гимназия организует республиканский конкурс «Лучший учитель истории и обществознания». Пример самоотверженного труда С.К. Макарова во благо народа является одним из аспектов воспитательной работы гимназии. В гимназии внедрены предметные элективные курсы, организована проектная деятельность обучающихся, клубы по интересам. Ведется планомерный и системный мониторинг образовательно-воспитательного процесса, осознанности выбора профильного направления. Работают зимние и летние образовательные школы, гимназисты успешно вовлечены в научно-социальную программу шаг в будущее. Успешно участвуют в международных, всероссийских научно-практических конференциях. Готовят научные доклады на трех языках на родном, русском и английском, успешно выступают на всероссийских и международных площадках – конференциях, форумах и пр. Одним из факторов вовлечения гимназистов в активный образовательный процесс является наличие хорошей библиотеки с современным оборудованием, сайт библитотеки имеет четырнадцать популярных разделов. Чурапчинская улусная гимназия является ресурным центром Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, робототехники ЛИТЕХ, обладатель гранта главы РС(Я), региональным отделением Малой АН РС(Я), победитель конкурса на получение статуса РС(Я) «Точка роста», школа –спутник Международной Арктической школы, школа-партнер ГАУ ДО РС(Я) ЦО и ОД «Сосновый бор», опорная школа АН РС(Я), лауреат республиканской педагогической ярмарки в номинации «Политехническая школа как вектор развития инновационных образовательных систем». Все эти достижения образовательной организации результат успешности гимназистов, образованных на лучших традициях народной мудрости, и доказывают, что в стенах этой гимназии организованы педагогические условия для развития Успешной личности – Тумус Киьи. Сегодня выпускники гимназии успешно трудятся во всех сферах жизнедеятельности Республики Саха (Якутия), в городах России и за рубежом во благо родной страны. Таким образом, опыт работы Чурапчинской улусной (районной) гимназии, основанный на концепции народной педагогики – философии Олонхо, шедевра нематериальной ценности народа саха доказывает, что организационно-педагогические условия для формирования успешной личности – Тумус киьи – реализованы и развиваются. Обращение к этнокультурным ценностям в вопросах формирования успешной личности вызвано тем, что этнокультурная ценность, которая на протяжении веков проявила свою жизнеспособность, устойчивость своих норм, традиций, обычаев дает человеку чувство психологического комфорта, чувство защиты и поддержки в условиях изменяющегося мира. Заключение Опытно-экспериментальная работа Чурапчинской улусной гимназии Республики Саха (Якутия) показал состоятельность идеи формирования Тумус Киhи-Успешной личности в условиях селького социума. Выявлены основные принципы содержания образовательного процесса на этнокультурных ценностях: принцип культуросообразности образовательного процесса, который предусматривает опору на национальные традиции народа, его культуру, опора на национально-этническую обрядность, обычаи; принцип диалога культур, который осуществляет ориентацию обучающихся на доверие и взаимовыручку, уважительное отношение к ценностям и традициям другого народа, толерантность; принцип гуманитаризации, предполагающего насыщение содержание образования, ценностями представляющими общечеловеческий интерес; принцип природоосообразности - руководство факторами естественного, природного развития ребенка; принцип гуманности, предполагающий уважительное отношение к каждому человеку, посвящение себя служению на пользу другим людям, своему народу. Также особое внимание уделяется созданию образовательного пространства как фактору культурного потенциала внутреннего и внешнего окружения образовательного учреждения в развитии личности обучающегося. Проблема формирования личности в современных условиях сложна и непредсказуема. Вызовы быстро изменяющегося мира требуют людей с заданными качествами, знаниями, умениями, навыками, компетентностями на определенный промежуток времени до следующего нового открытия в технологическом, социально-экономическом мире или взрыва в полиэтническом мире. Человеку каждый раз приходится заново обучаться пониманию окружающего мира и реагировать на него. Поэтому поиск универсальных основ формирования личности с устойчивыми духовно-нравственными качествами, которые позволят ему освоить новое и дадут силу противостоять злу и ненависти, приводит к обращению этнокультурным ценностям, передаваемых из поколения в поколение. Этнокультурные ценности основаны на идеях добра, диалога, уважения, содружества, гуманного отношения человека к человеку и природе, что составляет основу формирования духовных сил человека. Поэтому, считаем, что формирование личности на основе освоения этнокультурных ценностей вызовет стабилизацию ценностных ориентаций, мировоззрение, нравственные и культурные идеалы подрастающего поколения.