Full text
Введение В основном сегодня уроки технологии проводятся с использованием классической формы комбинированного урока, где преобладает практическая деятельность, наряду с изучением теоретических сведений. Однако, среди современных форм организации учебной творческой деятельности, позволяющей вовлечь в активные познавательные действия, а также способствующие развитию художественно-технологических способностей школьников, является такая форма как мастер-класс. Помимо этого мастер-класс способствует выявлению скрытых талантов и способностей школьников, позволяет познавать мир, узнавать много новой и интересной информации в ходе целенаправленной практической деятельности. Среди возможностей стоит отметить, что мастер-класс это продуктивное взаимодействие учителя с учениками, в рамках которого осуществляется взаимно-активное творческое участие с ярко выраженной мотивационной окраской. Мы предлагаем использовать мастер-класс не только на уроках технологии, но и при организации проектной деятельности, изучая разделы: творческий проект и художественная обработка материалов, декоративно-прикладное творчество. Поскольку, на практике у учеников всегда возникает масса вопросов, какую тему, художественный объект выбрать для проекта, в этом случае мастер-класс может послужить своего рода подсказкой к выбору темы для проекта. На наш взгляд использование мастер-классов в процессе проектной деятельности расширяет представления школьников о многообразии способов художественной обработки материалов, за счет выполнения объектов в разнообразных техниках. Но, поскольку мастер-класс как отельная единица не может существовать в современном образовании, а именно в рамках общеобразовательной школы, поэтому мы спроектировали модель организации комбинированного урока технологии с элементами мастер-класса и подобрали перечень педагогических условий для реализации данных уроков технологии учителем. Для того, что бы в большей степени развить у учеников такие личностные качества как воображение и фантазию, а также повысить интерес к выбранным объектам труда мы подобрали перечень актуальных, интересных ученику и легко - выполнимых (в рамках урока технологии) объектов с использованием разнообразных видов техник декоративно-прикладного творчества. Обзор отечественной и зарубежной литературы Для того что бы рассмотреть возможность встраивания мастер-класса в модель современного урока технологии, мы рассмотрели, как ручной труд развивался в технологическом образовании на протяжении многих лет, в некоторых странах, в том числе и России. Поскольку ручной труд является неотъемлемой частью учебного процесса школьников на уроках технологии. Технологическое образование имеет долгую историю, начало которой относится к XVII веку [2]. Еще до этого ремесло передавалось от поколения к поколению только путем показа трудовых приемов по принципу «делай как я». В конце XX века изменяется подход к технологическому образованию, которое перестает быть только элементом профессионального образования. Возникает потребность технологической грамотности для всех членов нового, технологического общества. В 90-х годах концепция технологической грамотности была принята за основу школьных программ по технологии во многих странах мира. В России в 2015 г. также опубликована образовательная программа предметной области «Технология» для основной школы, разработанная Приволжским филиалом Федерального института развития образования, которая соответствует модели технологической грамотности [3]. Прежде всего, в развитии человека и технологии обучения важную роль играет человек инструментальный (Homo Faber), так как человеческие субъекты отвечают манипулятивному инстинкту. Общество, основанное на технологиях, требует от учащихся знания технологий, отношения к ним, и умение применить их в повседневной жизни. Кроме того, Технологическое образование должно понимать системную образовательную программу в этом контексте. Поэтомуучащиеся должны не только активно реагировать на социальные изменения, нои овладевать правильными знаниями и умениями с желательными установками и навыками. Эти навыки и технологии помогут им принимать лучшие решения каквсесторонне-развитой личности. Кроме того, она предоставит испытуемым технологические навыкидля адаптации в профессиональных областях и поможет им в будущей жизни [4]. Например, в Корее, после того как в 1969 году была введена корейская 2-я национальная учебная программа, технологическое образование стало обязательным требованием для учащихся средних и старших классов. До введения новой учебной программы только 5-й и 6-й классы начальной школы имели право на получение технологии, которая была названа «Практические искусства» [5]. Типичное технологическое образование преподавалось в средних и старших классах. В 1970-1980-е годы студенты-мужчины посещали занятия по технологии, астудентки-по домоводству. Начиная с 1990-х годов, как мужчины, так и женщины начали изучать технологии. Согласно с 50-х годов была запущена 7-я национальная учебная программа, технология и домоводство были объединены в один предмет под названием «Технология идомоводство (T&H)». Этот предмет предназначен для учащихся 7-х классов мужского иженского пола в течение 2 часов в неделю и учащихся 8-10-х классовзанимал 3 часа в неделю. В средней школе 10-классники (первокурсники) в основном нафакультете гуманитарных наук изучают технологию «T&H». Класс составляет 1 час внеделю для учащихся 7-8 классов, 2 часа для учащихся 9-х классов и 1,5 часа для учащихся 9, 10-х классов [6]. Учебная программа «T&H» была пересмотрена в 2007, 2009 и 2015 годах. Поскольку учебная программа была пересмотрена в 2009 году, учащиеся 5-х и 6-х классов проводят по 2часа в неделю, учащиеся 7-9-х классов-по 8 часов в общей сложности, а учащимся 10-х классов-по 1 часу в неделю на факультативный курс. Кроме того, на основе новой учебной программы разрабатываются учебники. Технологическое образование - это общее образование, основанное на системе знаний, которая называется «Изучение технологии и фундаментальности». Она направлена на повышение технологической грамотности студентов с помощью практических знаний и умений. Технологического образования является развитием способностей понимать технологии, манипулировать технологиями и решать технологические проблемы. На основе системы технологических знаний планируется технологическое образование по различным видам содержания, таким как технология производства, технология строительства, технология транспорта, технология связи и биотехнология. Соответственно, необходимо увеличить количество часов для развития у учащихся способностей, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Способность понимать и управлять технологиями, решать технологические проблемы и оценивать технологии с целью выявления и решения проблем. Более того, это большая мотивация для учащихся к образовательной поддержке через практическое решение проблем учебной деятельности. Содержание учебной программы технологического образования было пересмотрено в 2015 году [7]. Что касается России, то по оценке специалистов, сохранение профессиональной компетентности становится все более сложной задачей, поскольку начало XXI века отмечено интенсивным ростом объема информации и огромной скоростью её обновления. Появляется потребность в повышенном объёме практико-ориентированного содержания учебно-методического обеспечения деятельности, повышение квалификации может привести к снижению качества и торможению роста профессионального мастерства учителя. За последнее время система образования в России претерпела большие изменения. Что касается Федерального государственного стандарта, то он обновился и теперь особое внимание занимает формирование у школьников личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов. На сегодняшний день многие учителя сталкиваются с тем, что современные программы по технологии не позволяют решить все проблемы целиком, у школьников порой пропадает интерес к выполнению одного и того же изделия на протяжении нескольких уроков подряд. Поскольку, современным школьникам для поддержания интереса к изучению данного объекта труда необходимо получить конечный результат за кротчайший промежуток времени (в рамках урока технологии). Мы хотели бы предложить решение этой проблемы за счет применения мастер-классов на уроках технологии, для того что бы повысить уровень интереса учениковк созданию готового изделия в течении урока технологии, а также изучениеспектра всевозможных современных техник декоративно прикладного творчества. Исходя из вышеперечисленного мы выделили, что именно мастер-класс относится к форме современного образования, рассмотрены учеными – педагогами и методистами: М.М. Поташник [8], Г. А. Русских [9], Т. Хуртова [10]. В данных работах рассмотрен мастер-класс как форма передачи опыта от учителя (мастера) к ученикам.Несомненно, что в функции систематизации и структурирования знаний по определённым предметам мастер-класс не заменит уроки, который невозможно реализовать в этом формате. Необходимо отметить, что сегодня мастер-класс в педагогической науке рассматривается не только как форма повышения профессионального мастерства, но и как новая технология, которая побуждает к творческой деятельности, самообразованию. О преимущества мастер-класса как формы профессионального обучения также писали: Н.И. Ведерникова [11], И.Н. Лузаков [12], А.В. Машков [13], Г. А. Русских [9], Н.И. Филатова [14], С.И. Усова [14]. Именно ручной труд является неотъемлемой частью учебного труда школьника на уроках технологии. Значение ручного труда в технологическом образовании в ФГОС отражено через личностные, метапредметные и предметные результаты. В ходе введения ФГОС каждому учителю предстоит в ходе своей работы реализовать важные новации: • необходимость достижения учащимися трех групп планируемых образовательных результатов - личностных, метапредметных и предметных; • новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности; • понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий. Для учителя становится актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование всех групп планируемых результатов. Исходя из этого, современному учителю при реализации мастер-класса на уроке технологии необходимо учитывать требования стандартов, интересы учащихся, и профиль собственной подготовки, обязательную доступность материалов, оборудования и инструментов [15]. Мастер-класс это продуктивное взаимодействие учителя и школьников, в рамках которого осуществляется активное творческое участие с ярко выраженной мотивационной окраской. В процессе проведения мастер-класса можно развивать творческие способности с большей эффективностью, поскольку деятельность основана на интересе, предоставляется возможность свободно мыслить, фантазировать, находить нестандартные решения, создавать за короткий промежуток времени изделие от начала до конца [1]. Отметим, что мастер- класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления других учеников [1]. С помощью матер-класса можно развить непосредственно метапредментые результаты у школьников. Такие как: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учиться общим приемам, техникам, схемам, образцам творческо-мыслительной работы, которые могут воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), т.е. умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта; сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения; подготавливать школьника к реальной жизни; определять наиболее эффективные способы достижения результата на мастер-классе; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов на мастер-классе; формирование умения понимать причины собственного успеха или неуспеха в ходе деятельности и способности (на мастер-классе) конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; учителю подводить ученика к рефлексии процесса его деятельности на мастер-классе по восстановлению генезиса того или иного понятия, этот процесс можно сравнить с созданием алгоритма решения проблемы: провели доказательство какого-либо факта, а затем составлять алгоритм своей деятельности в ходе мастер-класса. Для выявления возможностей включения мастер-класса в структуру урока мы проанализировали обновленную образовательную программу по ФГОС, рассмотрели ряд УМК и РП [16,17,18] и учебников [19,20,21, 22], которые отвечают всем требованиям и входят в федеральный перечень учебников по технологии. А именно, учебники и УМК- Тищенко А. Т., Синица Н. В.[22]; Глозман Е. С., Кожина О. А., Хотунцев Ю. Л., Кудакова Е. Н.[21]; учебник по технологии под редакцией В. М. Казакевича [19, 20]. Изучение учебников по технологии из Федерального государственного перечня позволило определить важную роль мастер-класса на уроках технологии. Организовать мастер-класс можно в рамках комбинированного урока технологии на основе предложенной в учебном пособии [23] «Технологической карты (сценарий урока)» [23]. Традиционный комбинированный урок технологии состоит из девяти компонентов, из них частично 7 мы предлагаем реализовать в форме комбинированного урока с элементами мастер-класса. 1. Организационный момент 2. Сообщение краткого содержания работы на уроке 3. Актуализация опорных знаний 4. Этапы изучения нового материала 5. Практическая работа 6. Физкультурная минутка 7. Самостоятельная работа 8. Домашняя работа 9. Рефлексия Подробная модель комбинированного урока технологии с элементами мастер-класса представлена далеев таблице 1. Материалы и методы исследования Методы исследования включают в себя: - теоретические – анализ литературы: педагогической, методической, психологической; общенаучные методы: синтез, сравнение, системный анализ, сопоставление, конкретизация, моделирование, систематизация, обобщение. -экспериментальные – наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, личное преподавание, опытно-экспериментальная проверка, статистические методы для обработки полученных экспериментальных данных. Научная новизна состоит в доказательстве целесообразности и возможности организации и проведения комбинированных уроков с элементами мастер-классов, как эффективной формы совершенствования уровня художественно-технологической подготовки школьников на уроках технологии. А разработанная нами модель комбинированного урока технологии с элементами мастер-класса позволит современному учителю технологии без проблем провести данный современный урок технологии. Далее в таблице 1. Представлено сравнения модели комбинированного урока технологии с современной моделью (комбинированного) урока технологии с элементами мастер-класса. Таблица 1. Модель классического комбинированного урока технологии и урока с элементами мастер-класса Модель комбинированного урока технологии по ФГОС Модель (комбинированного) урока технологии с элементами мастер-класса* Авторы учебно-методических пособий М. Л. Субочева, Е. А. Вахтомина [24] В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина [25] Г. И. Кругликов[26]; Е.М. Муравьев [27]; Д.А. Тхоржевский [28]; Л.К. Патрушева [29] № Ход урока/Этап урока 1 Организационная часть. Организационный момент Организация обучающихся (Организационная часть) Организационный момент. Приветствие учащихся. Пробуждение у учеников интереса за счет показа объекта выполняемого на данном уроке. 2 Сообщение темы и целей урока, мотивировка целей обучения - Проверка выполнения домашнего задания (Сообщение темы и целей урока, мотивировка целей урока) Сообщения краткого содержания работы на уроке. 3 Актуализация и проверка знаний ранее изученного учащимися учебного материала Актуализация опорных знаний Повторение ранее пройденного учебного материала (Опрос учащихся по изученному материалу) Актуализация опорных знаний. Работа с инструментами и материалами. Повторение техники безопасности. 4 Изложение нового материала Изучение нового материала Изложение нового материала (изложение нового учебного материала) Этапы изучения нового материала. 1.Показ различных образцов изделия из данного материала или показ одно и того же объекта труда из различных материалов (предложить угадать ученику из какого материала сделан данный объект) для поддержания интереса. 2.Показ презентации. 3.Устное сопровождение. 4.Поддержание интереса к данному объекту труда устным рассказом истории происхождения материала или функциональности объекта выполняемого на данном уроке. 5 Закрепление нового материала Закрепление нового материала Закрепление изученного материала Закрепление изученного материала. Данный этап реализуется в №8 (самостоятельная домашняя работа). * - Физкультурная минутка - Практическая работа. Подробное объяснение (показ) этапов работы для выполнения объекта труда. Подготовка инструментов и материалов (заранее учителем или учеником на уроке) для индивидуальной работы учеников на уроке. Поддержание интереса учеников за счет новых приемов работы с современным материалом на уроке. Выполнение данного объекта по этапам, ориентируясь на технологическую карту.При выполнении каждого этапа учителю рекомендуется прорабатывать и вручную показывать тот или иной этап работы на тот случай, если ученику не понятен данный этап работы над объектом труда. Физкультурная минутка. 6 Вводный инструктаж учителя, включающий объяснение порядка выполнения практического задания в практической работе, показ и объяснение приемов работы с учетом требований техники безопасности, а также приемов самоконтроля за ходом и результатами практического задания Лабораторно-практическая работа (по группам) (Вводный инструктаж) 7 Самостоятельная работа выполнению полученного задания, текущее инструктирование учащихся учителем и контроль за из работой Практическая работа (по группам) (Пробное выполнение приемов практической работы; самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя) Самостоятельная работа. На тот случай если ученику понятны все этапы работы над объектом труда, то он может работать самостоятельно. При этом учитель контролирует работу ученика. Физкультурная минутка. * - Физкультурная минутка - 8 Итоговая часть урока, включающая в себя прием учителем выполненных работ и заключительный инструктаж, а также подведение общих итогов урока и уборку рабочих мест и всего учебного кабинета Домашнее задание Объяснение домашнего задания (итоговая часть урока) Домашнее задание. Рабочая тетрадь, выполнения заданий дома по прошедшему уроку с элементами мастер-класса. Обдумывание техники выполнения объекта труда. По желанию, самостоятельное выполнение объекта труда дома. Выход на проект. 9 Рефлексия - Рефлексия. Подведение итогов. Проведение просмотра готовых работ. Комментарии учеников и учителя. Опрос учеников: «Понравилась работа с данным материалом или нет?» *элементы мастер-класса, встраиваемые в комбинированный урок технологии (выделены курсивом) Для более эффективного проведения современного комбинированного урока технологии с элементами мастер-класса учителю технологии необходимо опираться на ряд педагогических условий. Педагогические условия – это совокупность внешних факторов (таких как материально-пространственная среда, меры, методы, средства, формы, возможности педагогической деятельности) и внутренних условий (личностных), направленных на повышение эффективности педагогической деятельности, эффективное функционирование и развитие педагогической системы. Педагогические условия организации урока с элементами мастер-класса Успех работы учеников зависит от правильной организации его на уроке с элементами мастер-класса, а также при соблюдении следующих педагогических условий. - Подчинение технологической деятельности учеников учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимодействия целей учебного и общественнополезного труда. Следовательно, объекты, выполняемые на уроках с элементами мастер-класса должны иметь социальную значимость. - Сочетание значимости работы на уроке с личными интересами школьника. Ученики должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности на уроке (с элементами мастер-класса), а изготавливаемый объект должен иметь признак личностной необходимости ученику. - Доступность и посильность в работе ученика на уроке с элементами мастер-класса. Выбранный объект труда должен быть выполним на одном уроке от начала и до его завершения. Непосильный труд нецелесообразен, поскольку он не приведет к желаемому и конечному результату по итогу урока. Такой труд подрывает духовные и физические силы учеников, а также веру в себя. - Добросовестность и обязательность технологической деятельности учеников. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения выбранного объекта труда поддерживался интерес и желание учеников не только работать на уроке, но и довести работу до конца, по окончанию урока с элементами мастер-класса. Приучить ученика работать систематически и равномерно, опираясь на технологические карты уроков с элементами мастер-класса. По возможности вывести учеников на проектную деятельность, выбрав одну из техник, изученных в ходе всей четверти на уроках с элементами мастер-классов. По итогу выполнить проект с новыми объектами труда, на усмотрение учителя и ученика. - Сочетание коллективных и индивидуальных форм технологической деятельности на уроке. Преимущественна индивидуальная форма работы на уроке с элементами мастер-класса. Коллективная форма - может проявиться в ходе разработки совместного проекта, группой учеников. Опираясь на модель комбинированного урока технологии с элементами мастер-класса и педагогические условия организации урока с элементами мастер-класса можно повысить активную творческую деятельность, способствовать развитию творческих способностей, воображения, а также развивать предметные, метапредметные и личностные результаты обучения у учеников на уроках технологии. Поскольку, такая современная форма как мастер-класс позволяет на уроке технологии выполнить изделие или объект от начала и до конца за короткий промежуток времени [1]. Поэтому разработанные нами педагогические условия урока с элементами мастер-класса позволят учителю вывести учеников на успех и правильную организацию на уроке технологии, для того что бы достичь желаемого результата и довести начатый объект труда до логического завершения, по окончанию урока. Результаты исследования На кафедре технологии и методики преподавания технологии Вятского Государственного Университета на протяжении пяти лет проводилось исследование на тему: «Организация мастер-классов как средство художественно-технологической подготовки школьников». Поскольку такая форма, как мастер-класс широко используется во внеурочной деятельности, она также имеет и дидактический потенциал, что позволяет использовать его и на уроках технологии для достижения более успешных образовательных результатов, таких как: активная творческая деятельность, развитие воображения и фантазии [30]. Экспериментальное исследование проводилось нами в три этапа: констатирующий, поисковый и формирующий. На констатирующем этапе (2015 - 2016 г.) решались вопросы изучения и анализа проблем, систематизации литературы, исследовательской информации. Для того чтобы получить достаточное количество информации об использовании мастер-классов учителями на уроках мы использовали метод анкетирования. В результате опроса было установлено, что 83% используют мастер-класс, в своей профессионально-педагогической деятельности. Диаграмма 1. Использование мастер-класса учителями в своей педагогической деятельности. Затем, 59% опрошенных используют мастер-класс на уроках, а 41% во внеурочной деятельности [31]. При реализации мастер-классов учителя сталкиваются с такими трудностями как отсутствием специализированных методик и программ, нехваткой времени на подготовку мастер-класса [32]. Диаграмма 2. Использование мастер-класса учителями на уроках и во внеурочной деятельности. На вопрос: «Какой процент образовательной программы Вы реализуете с помощью мастер-классов?» 53% опрошенных отводят мастер-классам всего 10-20% от своей образовательной программы, 33% опрошенных отводят- 30-40% и 14% опрошенных- 50-60%. Результаты представлены на диаграмме 3 «Какой процент образовательной программы учителя реализуете с помощью мастер-классов». Диаграмма 3. «Какой процент образовательной программы учителя реализует с помощью мастер-классов?». На поисковом этапе эксперимента (2016 - 2019 г.) нами была проведена серия мастер-классов. Эксперимент проводился среди учащихся школы юных модельеров «Кудесница» [1], студии творчества и развития «Фактура», студентов ВятГУ факультета технологий инжиниринга и дизайна. В эксперименте приняло участие 65 учащихся и студентов. По итогам экспериментальной проверки был проведен семинар для учителей города Кирова (30 участников) в рамках мероприятия от Института развития образования Кировской области. На семинаре учителям была представлена пробная модель включения элементов мастер-класса в структуру урока технологии. В результате, за короткий промежуток времени учителям было предложено выполнить авторский, функционально - технологический объект, с целью использования его в дальнейшем на уроке технологии. Также была выдана специально разработанная инструкционная карта со всеми этапами выполнения данного объекта [33]. В заключение мастер-класса с учителями проведено анкетирование, результаты которого показали востребованность предложенной методики. На констатирующем и поисковом этапе была спроектирована педагогическая модель включения мастер-класса в структуру урока технологии и разработан тематический план уроков технологии для 5, 6 и 7 классов на основе рабочей программы «Технология. Обслуживающий труд» 5-7 классов [33]. Мы включили мастер-классы по разнообразным видам техник таких как: бумагопластика, декупаж, изделия из фоамирана [34], валяния из шерсти, батик, вышивка, лоскутное шитьё, макраме. Также мы подобрали и перечень функциональных объектов, что позволяет использовать их в дальнейшем на уроках технологии [35]. На формирующем этапе эксперимента (2019 - 2020 г.), нами была представлена итоговая модель проведения серии мастер-классов. Проведена и опытно-экспериментальная проверка со школьниками пятых, шестых и седьмых классов в учебном процессе на уроках технологии. По окончанию данного эксперимента было составлено авторское тематическое планирование. Мы предложили использовать мастер-классы на уроках технологии в разделе «Художественные ремесла», а также в организации проектной деятельности, поскольку у учеников всегда возникают вопросы и затруднения, по поводу собственной темы и объекта для проекта, а также мы отмечаем, что мастер-класс расширяет представление школьников о разнообразных техниках художественной обработки материалов [30]. Таблица 2. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы по применению уроков технологии с элементами мастер-классов Этап/ сроки Цель Методы Экспериментальная база и участники Констатирующий этап 2015-2016 Изучение и анализ состояния проблемы, систематизация литературы, исследовательской информации касающейся проблемы данного исследования. Определение исходных позиций исследования, разработка понятийного аппарата, гипотезы и задач исследования. Анкетирование учителей технологии, изобразительного искусства и внеурочной деятельностигорода Кирова и области, а также и других близлежащих городов и преподавателей Вуза для выявления актуальности использования мастер-классов в своей профессиональной деятельности. В анкетировании приняло участие: 135 учителей технологии, изобразительного искусства и внеурочной деятельности - 5 преподавателей ВятГУ творческих направлений Поисковый этап 2016-2019 Наблюдение, изучение учебного процесса, определение места мастер-класса занимаемого в учебном процессе в различных образовательных и творческих учреждениях города Кирова, определение и выявления набора различных мастер-классов для дальнейшего использования их в образовательных программах. Разработка и внедрение модели, методики мастер-классов. Проведение серии мастер-классов среди учащихся школы юных модельеров «Кудесница» и студии творчества и развития «Фактура». Проведение серии мастер-классов среди студентов ВятГУ. Проведения мастер-классов среди учащихся на городских и вузовских мероприятиях. Проведение мастер-классов среди учителей города Кирова и Кировской области. Проведение мастер-классов среди: - 12 учащихся школы юных модельеров «Кудесница» г. Кирова - 15 студентов ВятГУ г. Кирова - 32 участников мероприятий ВятГУ («Образ и фантазия» и «Зимние забавы») - 6 учащихся студии творчества и развития «Фактура» г. Кирова (в рамках летнего детского лагеря) - 30 учителей технологии внеурочной деятельности, на базе Института развития образования Кировской области Формирующий этап 2019-2020 Анализ, обобщение итогов теоретико- экспериментального исследования, уточнение теоретических и практических выводов и результатов, выстраивание логики изложения материала, оформление диссертации. Методы этапа (основные): теоретические (систематизация, обобщение материала); методы наглядного представления результатов исследования.Предоставление собственной модели проведения мастер-классов. Составление рабочей программы мастер-классов Предоставление собственной модели проведения мастер-классов. Проведение опытно-экспериментальной работы со школьниками в учебном процессе. -74 школьников 5-7 классов и учитель технологии МБОУ СОШ № 70 г. Кирова Чигарских Ирина Александровна Если рассматривать, как же наша методика отражается в образовательных результатах, то входе эксперимента была проведена проверка на развитие такого личностного качества как воображение у школьников. Данная проверка на начальном уровне показала, что воображение развито у всех учеников примерно одинаково, на 4-5 балов из 10 у учащихся пятых и шестых классов, а 6-7 баллов из 10 у учащихся седьмых классов. А на заключительном этапе уровень воображения достаточно вырос, преимущественно у экспериментальной группы. Подробно можно рассмотреть на диаграмме 4 «Входные результаты оценки уровня воображения у школьников экспериментальной и контрольной группы» и на диаграмме 5 «Выходные результаты оценки уровня воображения у школьников экспериментальной и контрольной группы»[36, 37]. Диаграмма 4. Входные результаты оценки уровня воображенияу школьников экспериментальной и контрольной группы Диаграмма 5. Выходные результаты оценки уровня воображения у школьников экспериментальной и контрольной группы Кроме того нами оценивался уровень предметных и метапредметных результатов. Для этого мы разработали диагностическую карту для оценки уровня развития навыков ручного труда. Диаграмма 6. Входные результаты оценки уровня предметных, метапредметных и личностных результатов у школьников экспериментальной и контрольной групп Диаграмма 7. Выходные результаты оценки уровня предметных, метапредметных и личностных результатов у школьников экспериментальной и контрольной групп В ходе эксперимента школьники контрольной группы работали по типовой программе, выполняя только один объект в определенной технике. А школьники экспериментальной группы работали по авторскому тематическому планированию, где каждый урок был выстроен с использованием мастер-класса, благодаря этому у каждого ученика был выполнен самостоятельно целый набор разнообразных изделий по окончанию эксперимента. На начало эксперимента уровень предметных, метапредметных и личностных результатов у экспериментальной и контрольной группы был одинаковый, а по окончанию уровень у экспериментальной группы гораздо превысил уровень контрольной группы - в 5-м классе на 43,3%, в 6-м классе на 45,8 %, а в 7-м классе на 22,7%. По итогам эксперимента учитель технологии заинтересовался нашей педагогической моделью и тематическим планированием и уже в 2020 учебном году частично применяет на уроках технологиинашу разработанную методику. Также заинтересованность предложенной методикой высказали учителя технологии Кировской области на семинаре в ноябре 2019 года. Таким образом, опытно-экспериментальная проверка показала эффективность предлагаемой методики встраивания в структуру современного урока технологии такой формы, как мастер-класс. За счет проведения комбинированных уроков технологии с элементами мастер-классов, с целью совершенствования уровня художественно-технологической подготовки школьников в условиях общеобразовательных школ. Заключение Исходя из наших наблюдений, и экспериментальной проверки мы можем сделать вывод, что мастер-класс необходимо использовать на уроках технологии. Для этого мы спроектировали модель урока технологии с элементами мастер-класса. На данных уроках выстроится взаимодействие учителя и учеников, в рамках которого осуществится активное творческое участие с ярко выраженной мотивационной окраской. В процессе проведения уроков технологии (с элементами мастер-классов) творческие способности будут развиваться с большей эффективностью, поскольку деятельность учеников будет основываться на интересе, ученикам удастся создать за короткий промежуток времени готовые изделие от начала до конца.