Full text
Введение Основные цели развития образования представлены в государственной программе «Развитие образования на 2018-2025 годы», в которой особое внимание уделяется созданию условий для цифровой трансформации системы, формированию цифровых компетенций обучающихся в том числе через систему дополнительного образования и внеурочной деятельности. Решение данных задач необходимо начинать с начального этапа обучения в школе. В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального образования ФГОС НОО в качестве ключевого выделено умение обучающихся работать с информацией [1], которое является основой для формирования информационной компетентности личности. Включение младших школьников в процесс обучения требует осознанного выбора ребенком необходимых средств поиска учебной информации для решения поставленных проблем, ее анализ и оценку, обобщение и принятие соответствующих решений. При этом обучающийся постоянно обращается к средствам ИКТ, мультимедийным технологиям при решении учебных задач. Таким образом степень развития информационной компетентности обучающихся определяет результативность освоения образовательной программы начальной школы, а также способствует развитию готовности личности к адаптации в изменяющейся цифровой образовательной среде. При этом под информационной компетентностью младших школьников мы понимаем способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию с целью решения поставленных задач. В этой связи необходим поиск современных средств, способствующих эффективной организации образовательного процесса в начальной школе, направленных на формирование информационной компетентности младших школьников. На наш взгляд, дидактические возможности мультимедийных технологий позволяют решить поставленную задачу эффективно, и их реализация требует пересмотра методики построения образовательного процесса в начальной школе. Современные мультимедийные технологии обладают большими возможностями в поиске, визуализации и структуризации информации и оказывают непосредственные влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом. Такие авторы как В.С. Зайцев [2], О.В. Долженко [3], П.Б. Храмцов [4], С.А. Брик [4], А.М. Русак [4], А.И. Сурин [4] отмечают, что мультимедийные технологии – это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Однако их применение в рамках уроков имеет ограниченные временные, ресурсные, предметные возможности. Тогда как во внеурочной деятельности эти ограничения снимаются. Именно интеграция мультимедийных технологий в уже сложившиеся формы и методы организации внеурочной деятельности в начальной школе позволит создать эффективные условия для формирования информационной компетентности обучающихся. В связи с этим цель настоящего исследования заключается в поиске возможностей применения мультимедийных технологий во внеурочной деятельности как средства формирования информационной компетентности младших школьников. Обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования Для данного исследования особенно важны и значимы работы зарубежных и отечественных ученых, направленные на рассмотрение сущностной характеристики информационно компетентной личности, как обладающей умениями работы с различными источниками информации, компьютерами и мультимедийными технологиями. Рассмотрению термина «компетентность» и «информационная компетентность» посвящен ряд исследований как отечественных, так и зарубежных авторов. В понимании немецкого исследователя в области образования Э. Климе концепция предрасположенности личности рассматривается с позиции сочетаемости трех составляющих: она обучаема, контекстуализирована и когнитивна. По отношению к характеристике обучаемости признается, что каждый человек, который не обладает компетентностью, может в принципе этому научиться [5]. В работах М. Эраута под компетентностью понимается способность личности с помощью действий выполнять задачи и роли в соответствии с ожидаемыми результатами [6]. Общая концепция определения термина «компетентность» задается в исследовании М. Малдера как интегрированный набор способностей, который возникает из кластеров знаний, навыков и отношений [7]. Таким образом значимой характеристикой компетентности является интегративный характер ее компонентов, как важного условия эффективности результатов деятельности личности. Понятие «информационная компетентность» является видовым по отношению к понятию «компетентность». Я.А. Ваграменко под информационной компетентностью понимает совокупность определенных знаний и умений, направленных на процесс эффективной работы с информацией, в разных формах и с различными источниками [8]. Информационная компетентность, как утверждает С.Л. Костенко, представляет собой комплекс умений по самостоятельному поиску, анализу и отбору необходимой информации, важно уметь организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать полученную информацию, используя как реальные объекты (компьютер, принтер и т.д.), так и разнообразные информационные технологии (Сеть Интернет, электронная почта, аудио и видеозапись) [9]. В работе M. Аспиллеры особое внимание уделялось описанию возможностей и перспектив формирования информационной компетентности школьников в формате онлайн при использовании дополнительных информационных устройств [10]. Проанализировав позиции различных авторов, приходим к выводу о необходимости применения современных компьютерных и мультимедийных средств и технологий как необходимых условий формирование информационной компетентности обучающихся. В современных научно-педагогических источниках акцентируется внимание на высокий потенциал мультимедийных ресурсов. Отдельные аспекты использования мультимедийных технологий в практике начального обучения исследовались в трудах Л.П. Виноградовой [11], Н.Н. Булгакова [12], Е.В Баранова, Е.А. Гогун [13] и др. Кроме того, на сегодня приобретен определенный практический опыт использования мультимедийных технологий в начальной школе (Ю. Громова, И. Дидрих, О. Иванова [14], Л. Югова [15] и др.), который свидетельствует о интересе педагогов-практиков к поиску путей эффективного использования мультимедийных технологий в образовательном процессе. Авторы выделяют возросшие возможности мультимедийных технологий в практике организации образовательного процесса в начальной школе, но одновременно отмечают не готовность к их широкому применению учителями начальной школы. Возможности формирования информационной компетентности во внеурочной деятельности в своих трудах рассматривали такие авторы как Е.И. Булин-Соколов, Т.А. Рудченко, А.Л., Семенов Е.Н. Хохлова [16], Д.В. Григорьев, Д.В. Степанов [17]. По мнению Д.В. Григорьева в современной начальной школе имеются большие перспективы для организации внеурочной деятельности как полноценного пространства для образования обучающихся с применением новых технологий. Автор обращает внимание на проблемы как с техническим, так и с методическим обеспечением для поддержки таких занятий [18]. Для реализации использования мультимедийных технологий во внеурочной деятельности учащихся недостаточно иметь соответствующие технические средства, грамотно спланированную и организованную работу с Интернет-ресурсами. Необходимо так же создавать условия для мотивации учащихся на процесс обучения. По мнению В.А. Красильникова применение мультимедийные технологии способствуют повышению мотивации обучающихся за счет интерактивности обучающих программ, повышению возможностей индивидуализации обучения [19]. Исследователь Хиленко Т.П. видит потенциал использование мультимедийных технологий во внеурочной деятельности для активизации процесса познания, самообразования, снижения дидактических затруднений обучающихся, поддержки инициативности и творческой деятельности обучающихся [20]. Вместе с тем мультимедийные технологии представляют собой один из ресурсов организации внеурочной деятельности. Для усиления его эффективности необходимо найти возможности его интеграции с другими ресурсами, доказавшими свое развивающее влияние на информационную компетентность личности. Одним из высокоэффективных методов является проектная деятельность, способствующая развитию активной самостоятельности и инициативной позиции обучающихся, исследовательских и рефлексивных умений, познавательного интереса личности. На развивающий потенциал проектной деятельности по отношению к информационной компетентности личности указывают в частности Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов [21]. При этом обращают особое внимание на ИКТ-проекты, представляющие собой самостоятельную разработку школьниками под руководством учителей продукции для информатизации традиционных форм учебного процесса: тестов, электронных плакатов и других электронных образовательных ресурсов. На наш взгляд разработка программ внеурочной деятельности с применением мультимедийных технологий и включающих в качестве итога ее реализации создание ребенком своего авторского продукта (проекта) позволит целостно сформировать все компоненты информационной компетентности обучающегося. Методологическая база исследования Основой исследования являются деятельностный подход к организации образовательного процесса в начальной школе (Л.С. Выготский [22], В.В. Давыдов, Л.В. Занков [23]), психолого-педагогические теории развития личности (С.Л. Рубинштейн [24], А.Н. Леонтьев [25]), исследования возможностей реализации компетентностного подхода в образовании (Ю.М. Жуков [26], И.А. Зимняя [27], Дж.Равен [28], А.В. Хуторской [29], Н. Хомский [30]) позволившие определить общие подходы к решению задач исследования, выделить сущностные характеристики исследуемого понятия «информационная компетентность» по отношению к младшему школьному возрасту. В исследовании особая роль отводится пониманию сущности мультимедийных технологий (Я.А. Ваграменко [8], В.А. Красильникова [20], Т.А. Рудченко [18]) и выявления возможностей их применения в проектной деятельности для формирования компонентов информационной компетентности обучающихся. Исследование проводилось в три этапа. Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 10 города Сургута. Опытно-исследовательская работа проводилась с октября 2018 по март 2021 года с обучающимися 4 класса. Результаты исследования В рамках нашей исследовательской деятельности было осуществлено констатирующее диагностическое исследование для выявления исходного уровня сформированности у младших школьников информационной компетентности. На основе анализа психолого-педагогических исследований были выделены структурные компоненты информационной компетентности и определены методы их диагностики (см. таб. 1). Таблица 1 Комплекс методик, направленных на выявление исходного уровня сформированности у детей младшего школьного возраста информационной компетентности Критерии Методики Ценностно-мотивационный (интерес к работе с заданиями разного типа, направленными на решение проектных задач) Опросник мотивации (Т.А. Нежнова, Д.Б. Эльконин, А.Л. Вегнер) Когнитивный (работа с информацией, познавательный интерес) Методика «Интерес к учению» (А.А. Логинова) Технико-технологический (умение работать с компьютером и использовать мультимедийные технологии в учебной деятельности) Тест механической понятливости Беннета Оценочно-рефлексивный (умение оценивать результат своей деятельности, делать выводы) Методика «Книжка моих достижений, или Диалог с самим собой» (Н.А. Алексеева) Коммуникативный (умение работать в группе, продуктивно взаимодействовать с одноклассниками и учителем) Методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман) Общие результаты констатирующей диагностики представлены на рис.1. Рис.1. Сводные результаты диагностики уровня сформированности информационной компетентности у обучающихся 4 «В» и 4 «Г» классов. (констатирующий этап эксперимента) В исследовании было выявлено, что у большинства обучающихся 4 В класса преобладает низкий уровень сформированности информационной компетентности, а у обучающихся 4 Г класса средний уровень. Обучающиеся с низким уровнем сформированности информационной компетентности испытывают затруднения при работе с различными источниками информации, не знают, как использовать мультимедийные технологии в образовательной деятельности, рассматривают компьютер как средство игры, но не как средство обучения. На основе результатов проведенных методик, можно сделать вывод, что уровень сформированности информационной компетентности у обучающихся 4 «Г» класса выше на 17,8% (5 чел.), чем у обучающихся 4 «В» класса. Как показал опрос педагога, организующего процесс обучения в данном классе, это связанно с тем, что ведется целенаправленная работа по формированию у обучающихся умения анализировать объекты и выделять существенные признаки, учитель ставит задачу развития интереса к техническим видам деятельности, широко применяются мультимедийные технологии при организации образовательного процесса, особое внимание уделяется применению заданий, где требуется проявление проектного мышления. Учитель организует работу на занятиях таким образом, чтобы дать возможность учащимся познакомиться с разными видами мультимедийных технологий, предлагает разнообразные виды заданий с применением различных информационно-коммуникационных средств. В то же время учитель, организующий процесс обучения в 4 «В» отдельных задач по развитию информационной компетентности не ставит и предпочитает применять традиционные методы организации образовательного процесса, так как сам испытывает значительные затруднения в применении мультимедийных технологий. На основании проведенной работы было принято решение 4 «В» класс считать экспериментальным, 4 «Г» - контрольным. На формирующем этапе экспериментальной работы была разработана и реализована авторская программа внеурочной деятельности «Мир моих интересов». Через реализацию программы было обеспечено включение в занятия интерактивных форм обучения с применением средств мультимедийных технологий с целью формирования информационной компетентности; в содержании занятий включены практико-ориентированные задания по созданию собственных проектов разной степени сложности, которые способствовали стимулированию работы ученика, давали возможность для создания «ситуации успеха». Программа носит модульный характер (см. таб.2) и обеспечивает направленность модулей на формирование выделенных компонентов информационной компетентности в соответствии с этапами организации проектной деятельности. Таблица 2 Фрагмент курса внеурочной деятельности «Мир моих интересов» Название модуля Образовательная задача Подзадачи I. Знакомство с компьютером Формирование представления об устройстве и основных функциях ПК -изучение базовых понятий; -изучение названия и назначения деталей компьютера; -анализ команд, программ и приложений для удобного и функционального использования. II. Мультимедийные технологии работа с простыми и сложными компьютерами и мультимедийными технологиями. -знакомство с мультимедийными технологиями; -выполнение интерактивных заданий с мультимедийными технологиями; - знакомство с Интернет-сервисами и платформами, которые удобно использовать в образовательном процессе; - организация мастер-класса по использованию мультимедийных технологий на ПК. III. Проектная деятельность решение творческих задач, формирование проектного мышления. - выбор темы проекта исходя из своих интересов; - разработка проекта путем использования мультимедийных технологий; -использование облачных технологий и веб сайтов для размещения готовых проектов. IV. ИКТ проект Демонстрация результата, рефлексия. Выполнение анализа по проделанной работе, выводы. -изучение особенностей регламента, требований и критериев в выполнении проектов; -заключительная корректировка проекта; - представление готовых проектов для группы; -участие в конкурсах проектов школьного и муниципального уровней. На каждом из занятия обучающиеся выполняют мини-проект, в ходе реализации которого знакомятся с теорией по предлагаемой теме и получают практические навыки работы в проектной деятельности с использованием мультимедийных технологий. В программе курса и при реализации модулей, предусмотрено проведения ряда проектных работ, которые выполняются после изучения какого-либо тематического раздела. Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность обучающихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее программируемого продукта. Каждый модуль предполагал формирование всех компонентов информационной компетентности при организации проектной деятельности с применением мультимедийных технологий (см. таб. 4). Таблица 3 Использование мультимедийных технологий в рамках курса «Мир моих интересов» Критерии формирования информационной компетентности Название модуля курса внеурочной деятельности Мультимедийные технологии, применяемые на данном этапе Ценностно-мотивационный I. Знакомство с компьютером Презентация Power Point Когнитивный Онлайн тестирование Создание онлайн тестов: https://www.survio.com/ Технико-технологический Интерактивные игры «Устройство компьютера» Оценочно-рефлексивный Создание онлайн кластеров на сайте Padlet Коммуникативный Составление опросов в социальных сетях. Ценностно-мотивационный II. Мультимедийные технологии Интерактивная игра «Угадай мелодию» Работа на Интернет-сервисе «Умные игры» Когнитивный Обзор современных средств ИКТ в образовании на сайте YouTube Технико-технологический Создание собственных презентаций PowerPoint; Создание видеороликов; Работа с аудиозаписями (обрезка, вставка). Оценочно-рефлексивный Работа на Интернет-платформе «Облако слов» Коммуникативный Создание заметок на онлайн доске Padlet Ценностно-мотивационный III. Проектная деятельность Работа на Интернет платформе Learning apps Когнитивный Flash-игры, поиск изображений в сети Интернет, онлайн квесты. Технико-технологический Работа с цифровыми изображениями, звукозаписывающими устройствами, устройствами видеозаписи и аудиозаписи. Оценочно-рефлексивный Онлайн анкетирование, использование облачных технологий. Коммуникативный Оформление рецензии в программе Word Ценностно-мотивационный IV. ИКТ проект Виртуальная экскурсия; Использование сервиса earth.google.com Когнитивный Проведение социологических опросов, создание схем, диаграмм и таблиц в системе Microsoft. Creatly поддерживает создание диаграмм, схем и макетов для различных типов проектов с использованием карт и каркасных элементов. Технико-технологический Использование приложений на выбор: Microsoft PowerPoint, Google Slides, Prezi, Canva, Apple Keynote. Mockingbird– это онлайн инструмент для создания различных частей проекта. Оценочно-рефлексивный Знакомство и использование Интернет-сервиса Cacoo (позволяет создавать диаграммы в Интернете) Коммуникативный Знакомство и использование Интернет-сервиса Lumzy. С помощью этого сервиса можно создавать диаграммы и обмениваться ими с одноклассниками. Включение в процесс внеурочной деятельности мультимедийных технологий, направленно на создание комплексных условий для формирования всех компонентов информационной компетентности. Работа в рамках модульного курса позволила обучающимся, не отрываясь от решения конкретных задач, в рамках каждого занятия, познакомиться с особенностями, возможностями представленных мультимедийных технологий и найти им применение при разработке собственных проектов. После формирующего этапа эксперимента был проведен заключительный этап контрольной диагностики для выявления изменений в показателях исследуемых характеристик информационной компетентности. Использовались те же методики, что и на этапе констатирующей диагностики. Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп позволил констатировать положительную динамику во всех компонентах информационной компетентности у обучающихся экспериментальной группы (см. рис.2). Рис.2. Сводные результаты диагностики уровня сформированности информационной компетентности у обучающихся 4 «В» и 4 «Г» классов (контрольный этап эксперимента) Сравнивая данные констатирующего и контрольного экспериментов, мы видим, что количество обучающихся, обладающих низким уровнем сформированности информационной компетентности уменьшилось на 35,7%, в то время как в контрольной группе произошли незначительные изменения 3,5%. За счет этого произошел прирост обучающихся, имеющих средний уровень, в экспериментальной группе таких ребят стало больше на 10,7%. В контрольной группе показатель изменился на 3,6%. Особую положительную динамику обучающиеся 4 «В» класса продемонстрировали в показателях высокого уровня, он увеличился на 25,7%. Количество обучающих с высоким уровнем в контрольной группе не изменилось. Обучающиеся экспериментальной группы не испытывали затруднений при поиске информации в рамках решений учебных задач, осознанно использовали мультимедийные технологии в собственной деятельности, не испытывали значительных затруднений в структурировании информации, ее анализе и обобщении, а также визуализации полученных результатов и их представлении в том числе и с помощью современных информационных средств презентации. Заключение Проведенное исследование позволило проверить эффективность использования мультимедийных технологий, обеспечивающих формирование информационной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Работа с мультимедийными технологиями, ориентированная на формирование информационной компетентности, позволила организовать активную деятельность и взаимодействие обучающихся и учителя. Обучающиеся начальных классов работали с различными источниками информации без помощи учителя, применяли в своей проектной деятельности мультимедийные технологии, представляли свой информационный продукт (проект). В дальнейшем возможно адаптировать предложенные мультимедийные технологии к программному материалу основных образовательных предметов начальной школы. Теоретические положения исследования могут стать предметом дискуссионного обсуждения, обмена опытом на круглых столах, семинарах, конференциях преподавателей, методистов, учителей начальных классов; стать методической темой образовательной организации. Практические положения могут явиться основой для разработки дидактических средств организации внеурочной деятельности.