Full text
Введение В связи с необходимостью перехода к информационному обществу, все большее внимание уделяется развитию непрерывного образования и повышению его уровня, формированию новой информационной культуры, развитию креативной личности и ее творческого потенциала. Основной целью непрерывного образования является расширение образовательных услуг, дополняющих вузовское образование. Понятие непрерывности образования связано с понятием самообразования, то есть с приобретением знаний путем самостоятельных занятий, таким образом выдвигается на первый план идея самообучения. Важным фактором повышения качества образования является использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения [1,2]. На данный момент в нашей стране активно развивается электронное обучение и реализуется во многих университетах, позволяя обеспечить растущий глобальный спрос на образовательные услуги. Электронное обучение, как часть образовательного процесса, используется во всех формах обучения и позволяет повысить качество образования за счет широкого использования мировых образовательных ресурсов, при этом основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа студентов. Поскольку электронное обучение требует от студента высокой мотивации и умение работать самостоятельно, то для повышения качества учебного процесса следует делать акцент на мотивации [3,4,5]. Таким образом, проблема использования электронных образовательных ресурсов в работе образовательных организаций высшего образования остается актуальной. Целью данного исследования является определение роли и возможностей электронных образовательных ресурсов и выявление отношения студентов к использованию электронных образовательных ресурсов в процессе обучения иностранным языкам. Отражены количественные и качественные показатели отношения обучающихся к использованию электронных образовательных ресурсов для изучения иностранных языков, материалы, методы и задачи исследования, статистическая обработка результатов. Обзор отечественной и зарубежной литературы Активное повсеместное использование современных цифровых технологий в сферах социально-экономической деятельности общества обусловило необходимость комплексной трансформации системы образования в России. Ю. И. Грибанов отмечает, что «цифровая трансформация неизбежно влечет за собой реформирование системы образования» [6]. Более того, новый образовательный формат с использованием дистанционных технологий и средств электронного обучения стал обязательным в Российской Федерации и многих других странах в условиях предотвращения распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в марте 2020 г. Распространенное определение термина электронное обучение («e-learning») основывается на его представлении в рамках методики обучения с применением мультимедийных и информационно-коммуникационных технологий, а также ресурсов Интернета. По определению, которое дает Б. Х. Хан, электронное обучение представляет собой «современный способ обучения, задача которого заключается в создании удобной интерактивной среды для получения образования всем учащимся в удобное для них время и из любой удалённой точки при помощи возможностей информационных технологий в комплексе с другими формами образования, подходящими для открытой системы образования» [7]. В рамках исследования А. А. Андреева и В. И. Солдаткина было рассмотрено следующее определение термина электронного обучения, основываясь на положении Российского законодательства № 11-ФЗ от 28 февраля 2012 года: «Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базе данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса» [8]. В современных условиях вузы должны быть подключены к сети Интернет для создания и обеспечения доступа к ресурсам и материалам современной цифровой образовательной среды. По мнению А. Г. Сергеева, И. Е. Жигалова, В. В. Баландиной, современный мир развивается стремительно и «требует применение наиболее быстрых и дешевых способов процессов генерации и передачи знаний», таким образом e-learning является одним из инструментов, который может решить эту проблему [9]. Цифровые образовательные технологии являются неотъемлемой частью понятия «цифровая образовательная среда», вокруг которой строится концепция развития современного «цифрового университета». Новые технологии используются для интенсификации учебного процесса, организации разнообразных форм коммуникации и взаимодействия внутри учебного заведения, а также для решения административных проблем. А. А. Климов, Е. Ю. Заречкин и В. П. Куприяновский предлагают использовать термин «цифровая экосистема университета», который обозначает комплексное понятие, включающее инфраструктуру и наличие среды, в которой многочисленные цифровые компоненты направлены на организацию сотрудничества и установление взаимосвязей между образовательной и научной (исследовательской) структурными составляющими [10]. D. Garrison [11], L. Li [12], C. Roddy [13], C. Scott [14] в своих трудах исследовали современные технологии электронного обучения в образовательном процессе, включая системы управления образовательным процессом (LMS), системы управления образовательным контентом (LCMS), массовые открытые онлайн-курсы (MOOC), открытые электронные образовательные ресурсы и другие средства информационных и коммуникационных технологий. Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью определить эффективность использования элементов электронного обучения в вузовской профессиональной подготовке. Материалы и методы В условиях реализации ФГОС ВО с учетом профессиональных стандартов (3++) самостоятельная работа студентов определяется как одно из обязательных требований к организации образовательного процесса и в связи с этим электронное обучение открывает новые возможности для увеличения и расширения форм самостоятельной работы студентов [15]. Для достижения максимального результата в образовательном процессе практика создания и организации электронного обучения в вузе требует системного подхода, который включает в себя разработку технологической инфраструктуры вузов, создание условий для практического внедрения электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, разработку локальных нормативных документов, регулирующих организацию учебного процесса с применением электронного обучения и утверждение программ внедрения дистанционного обучения в вузе, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, обеспечивающих учебный процесс с применением дистанционных образовательных технологий, создание дистанционных курсов и электронных учебников по учебным дисциплинам всего срока обучения студентов по специальности по дисциплинам, разработку электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации и проведения образовательного процесса и мониторинг результатов обучения и качества процессов [16,17]. В Севастопольском государственном университете введено электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ во всех формах обучения по основным образовательным и дополнительным профессиональным программам. Расширение возможностей традиционных форм обучения для освоения образовательных программ и эффективной коммуникации участников образовательного процесса явились предпосылками для разработки Электронной информационно-образовательной среды Севастопольского государственного университета (ЭИОС) Севгу.ру (https://do.sevsu.ru/) [18]. ЭИОС Университета Севгу.ру включает в себя электронные образовательные и электронные информационные ресурсы, различные информационные системы, телекоммуникационные технологии и соответствующие технологические средства, обеспечивающие освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме. Для организации электронного обучения в Севастопольском государственном университете используется система дистанционного обучения Moodle, в которой преподавателями или коллективом преподавателей Университета разрабатываются электронные учебные курсы и реализована гибкая автоматизированная система оценок за все выполняемые задания (включая тесты). Электронные образовательные ресурсы разрабатываются авторами-разработчиками, имеющими документ о повышении квалификации в области разработки и создания электронных образовательных ресурсов, методов организации электронного обучения и реализации различных видов дистанционных образовательных технологий [19,20]. Создание электронных ресурсов и их отдельных элементов реализуется с помощью ЭИОС Севгу.ру, в которой уже реализованы массовые открытые онлайн-курсы и которая включает в себя информационные системы, обеспечивающие ее функционирование и собственную платформу на базе открытого программного обеспечения Rocket.Chat для эффективной коммуникации участников образовательного процесса, систему проведения вебинаров и видеоконференций СевГУ.Конференция (https://bbb.is.sevsu.ru/) и электронно-библиотечная систему ЭБС [21]. Организация учебного процесса и реализация образовательных программ в Севастопольском государственном университете достигается при комплексном подходе с использованием системы дистанционного обучения Moodle и различных средств информационных и коммуникационных технологий и традиционных технологий в различных видах учебной деятельности. В системе дистанционного обучения Moodle для обеспечения студентов методическими материалами имеются такие элементы, как лекция, глоссарий, FlashVideo, пакет Scorm и такие ресурсы, как веб-страницы, аудио и видео-файлы, анимационные ролики, ссылки на ресурсы в интернете [22]. Для создания электронных учебных материалов и организации совместной деятельности используются сервисы Web 2.0, такие как Google (онлайн-опросы и Google формы), YouTube (просмотр и размещение видео), BigBlueButton и eTutorium (открытое программное обеспечение для проведения веб-конференций и платформа вебинаров, онлайн-тренингов и мастер-классов), сервисы для создания тестов, опросов, логических игр iSprung, Xerte и др. Данные сервисы интегрируются с системой дистанционного обучения Moodle и позволяют разнообразить процесс обучения и методику подачи материала [23,24]. Применение социальных сервисов и технологий позволяет реализовать тенденции современной образовательной реальности, такие, как: дистанционные формы обучения, где производство, хранение и передача знания происходят при помощи компьютерных и интернет-технологий; концепция непрерывного образования и индивидуальные образовательные программы; формирование электронного портфолио обучающегося, сохранение рецензий и оценок на работы обучающихся; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и асинхронное взаимодействие через интернет; интерактивная работа преподавателя со студентами с помощью консультаций и диалогов в личных сообщениях на форумах и в чатах, а также в формате видеоконференций и вебинаров, где могут проводиться лекции, семинары, групповые дискуссии и интервью [25]. ЭИОС Севгу.ру обеспечивает фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата. Для обеспечения максимальной прозрачности процесса обучения данные оценок студентов за выполненные задания и результаты тестов хранятся в системе, которая постоянно отслеживает активность пользователей и составляет отчеты об их участии в изучении курса. Все это делает данную программу одной из наиболее популярных систем поддержки учебного процесса дистанционного образования. Одними из самых динамично развивающихся форм дистанционного образования с применением технологий электронного обучения являются массовые открытые онлайн-курсы (MOOК) [26,27]. Основная цель МООК - это открытость образования, возможность самообразования и определения своей траектории обучения, доступ к мировым информационным ресурсам без каких- либо ограничений. Онлайн-курсы позволяют студентам дистанционно обучаться из любой точки мира и получать доступное и качественное образование на ведущих онлайн-платформах, таких как Coursera, EdX, Khan Academy, Udacity, Canvas Network, Courseware, OpenCulture, Udemy и др. Ведущие вузы мира активно участвуют в продвижении доступного онлайн-образования и имеют в своем портфолио открытые онлайн-курсы и интегрируют их с учебным планом, таким образом модернизируя образовательный процесс [28]. Для того, чтобы интегрировать МООК в учебный процесс с возможностью замены ими учебных дисциплин, необходимо, чтобы в вузе были разработаны соответствующие нормативные базы, методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием МООК, была создана единая система по сопровождению использования онлайн-курсов и чтобы содержание открытого онлайн-курса соответствовало ФГОС [29]. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения в вузах должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные образовательные ресурсы в виде электронных учебных курсов (ЭУК) по разным дисциплинам, а также совокупность информационных и телекоммуникационных технологий и технологических средств [30]. Чтобы повысить эффективность обучения при включении ЭУК в учебный процесс, а также изучить эффект от включения МООК в качестве дополнительного материала к курсу и для выявления отношения студентов к использованию ЭУК для изучения иностранных языков, нами была разработана анкета, включающая 10 пунктов. Для этой цели было проведен опрос среди студентов 1 и 2 курсов очной и заочной форм обучения неязыковых направлений, с которыми работает кафедра «Иностранные языки». В исследовании приняло участие 210 студентов, из них- 176 студентов очной формы обучения и 34 студента заочной формы (из них 118- женского пола, 92- мужского). Метод исследования- онлайн-опрос. В ходе исследования решались следующие задачи: 1) выявить частоту и цели использования интернета обучающимися; 2) определить, какие возможности предоставляет электронное обучение; 3) выявить цели и задачи электронного обучения; 4) определить, используются ли ЭУК и МООК в процессе изучения иностранного языка; 4) исследовать готовность обучающихся изучать иностранные языки с помощью электронных образовательных ресурсов; 5) выявить трудности, возникающие в процессе обучения. Анкетирование было организовано с помощью онлайн-сервиса для создания форм опроса и тестов Формы Google. Анкета предназначалась для студентов высших учебных заведений, изучающих дисциплину «Иностранный язык». Результаты исследования Первым этапом исследования являлось выявление частоты и целей использования интернета. Результаты опроса показывают, что все респонденты пользуются интернетом каждый день. При ответе на вопрос о целях использования интернета, были получены следующие результаты (рис. 1). Согласно полученным данным, подавляющее большинство студентов использует интернет для общения, поиска информации, связанной с учебной деятельностью или работой, просмотра информационного и развлекательного контента. Рис. 1. Цели использования интернета Одной из задач являлось выявление возможности постоянного доступа студентов к учебным материалам и заданиям. Полученные данные говорят о том, что значительное большинство опрошенных (92%) имеют постоянный доступ к учебным материалам онлайн. Следующая задача позволила узнать, используют ли студенты для обучения электронные образовательные ресурсы. В ходе опроса было установлено, что 76% респондентов используют в процессе изучения иностранного языка электронные образовательные ресурсы. Как видно из диаграммы, приведенной на рисунке 2, отвечая на вопрос о массовых открытых онлайн-курсах, почти треть студентов выбрали вариант «не знаю или не использовал в учебном процессе». Эти данные говорят об отсутствии знаний в данной сфере и понимания возможностей новых средств обучения. Рис. 2. Использование МООК в учебном процессе Результаты опроса, представленные в диаграмме на рисунке 3, выявили ряд факторов, которые вызывают сложности у студентов при ответе на вопрос о возможностях, которые предоставляет электронное обучение. Были проанализированы 5 вопросов. Большинство опрошенных затруднились в выборе ответа, что говорит о том, что студентам не хватает знаний в области электронного обучения. Рис. 3. Какие возможности предоставляет электронное обучение На вопрос о том, готовы ли респонденты изучать иностранные языки с помощью электронных образовательных ресурсов, только 15,5% студентов дали отрицательный ответ, а 83,33% опрошенных выявили свою заинтересованность, что свидетельствует о готовности студентов использовать электронные образовательные ресурсы для изучения иностранных языков. Далее мы проанализировали вопрос «Какие задачи решает электронное обучение». Так, значительное количество студентов считает, что электронное обучение позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории (рис. 4). То, что в процессе электронного обучения формируются навыки самостоятельной работы и самоконтроля, подтверждает 83,8% опрошенных. С тем, что электронное обучение мотивирует к изучению иностранного языка, согласны 64,7% опрошенных. Согласно полученным данным, чуть более половины опрошенных считают, что электронное обучение предоставляет возможности для получения образования в любом месте в любое удобное время. Рис. 4. Какие задачи решает электронное обучение Результаты анкетирования показали, что 15,3% студентов испытывали трудности при работе с электронными курсами в процессе обучения (возможные проблемы, которые возникают при работе с электронными курсами с мобильной версии сайта, некорректность автоматически выставленных программой оценок), почти каждый четвертый студент испытывал проблемы, связанные с интернет-соединением, 17,4% из числа опрошенных сталкивались c техническими неполадками в системе Moodle (сбои в работе, отсутствие доступа) и 42,7% опрошенных не имели затруднений (рис. 5). Рис. 5. Трудности в процессе электронного обучения Одним из вопросов, который был предложен студентам, был вопрос относительно самого процесса обучения, каково их отношение к тому, чтобы очный формат стал более гибким, удобным для студента, с возможностью сочетать аудиторные занятия с дистанционными и самостоятельно планировать время для прохождения учебных программ. По результатам опроса, абсолютное большинство опрошенных ответили утвердительно - 89,7% . Резюмируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что, по мнению большинства опрошенных студентов, внедрение электронного обучения в вузы способствует повышению качества образования и формирует познавательную мотивацию студентов, формирует навыки самостоятельной работы студентов, предоставляет более гибкое обучение и дает возможность обучаться дистанционно тем, кто не всегда может посещать аудиторные занятия по разным причинам. Также, значительное большинство студентов, принявших участие в исследовании, высказались за то, что дистанционные образовательные технологии расширяют возможности студентов при обучении, позволяют обучающимся выстраивать индивидуальные образовательные траектории, контролировать успеваемость студентов, обладают широким набором инструментов для обратной связи. Использование информационных технологий при построении процесса обучения способствует увеличению интереса и формированию мотивации обучающихся, так как в этом случае максимально учитываются индивидуальные образовательные возможности и потребности обучающихся, увеличивается выбор содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий. Результаты исследования показывают, что 15,3% опрошенных студентов указали на трудности при работе с электронными курсами, что позволяет определить возможные направления работы по повышению уровня сформированности ИКТ-компетентности студентов. Несмотря на проблемы, 98,6% опрошенных высказались за реализацию более гибкого подхода к обучению, предполагающего вариативность и альтернативность программ, наличие большого количества различных курсов, удовлетворяющих различные интересы студентов, что позволит персонализировать образовательную деятельность каждого студента с учетом его познавательных потребностей для оптимизации и повышения эффективности процесса обучения иностранному языку студентов. Заключение Внедрение современных технологий обучения в учебный процесс позволяет повысить мотивацию студентов к освоению дисциплины, открывают новые возможности организации самостоятельной работы обучаемых, благодаря чему формируются ответственность и самоорганизация обучающихся. В системе дистанционного обучения Moodle для обеспечения студентов методическими материалами имеются различные элементы и сервисы, которые позволяют разнообразить процесс обучения и методику подачи материала, повышают качество самостоятельной подготовки студентов и эффективность образовательного процесса в целом. Полученные данные в результате исследования свидетельствуют о тенденции к повышению эффективности подготовки студентов на основе организации самостоятельной работы студентов с использованием обучающей платформы Moodle. Результаты исследования подтверждают, что использование электронных образовательных ресурсов и массовых открытых онлайн-курсов значительно увеличивает эффективность обучения иностранному языку студентов в неязыковых вузах, обучение становится личностно ориентированным благодаря вариативности и гибкости изучения материала курса на основе индивидуального темпа. Проведенное исследование позволяет констатировать, что студенты готовы к использованию электронных образовательных ресурсов для изучения иностранных языков, но при этом необходимо делать акцент на мотивацию студентов для повышения качества учебного процесса. Таким образом, современные информационные технологии в электронном образовательном пространстве открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждой дисциплине, обеспечивают эффективное управление учебным процессом. В новом информационном обществе одним из важнейших факторов развития человека является обладание им высокой информационной культурой. Электронное обучение становится приоритетным направлением развития системы образования и активно используется многими образовательными учреждениями, позволяет повысить качество и эффективность образовательного процесса, экономить время обучения и имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с традиционным обучением. Электронное обучение меняет характер взаимодействия преподавателя и студента, так, преподаватели отказываются от роли простого транслятора готовых знаний и выступают в роли консультантов, осуществляющих руководство самостоятельной работой обучающихся, выполняют функцию одного из источников информации и помощника в работе студентов. Электронное обучение оказывает положительное обучающее воздействие на студентов, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучающегося, способствует самостоятельному получению знаний и опыта, развивает независимость, инициативность и творческую активность и содержит огромный потенциал для реализации новых идей и проектов для личностного развития и реализации принципов непрерывного образования.