Full text
Введение Происходящая на текущем этапе экономического развития существенная трансформация образовательных процессов вызывается возрастающими специфическими потребностями хозяйствующих субъектов и общества в связи с наступлением особых обстоятельств современной мировой действительности. В то же время необходимо учитывать специфические черты современной образовательной системы, связанные с построением системы дистанционного обучения или как минимум внедрением элементов дистанционного обучения в образовательный процесс. Одной из основных проблем при этом выступает отсутствие необходимого теоретико-методологического осмысления исследуемого аспекта, поскольку даже единый подход к определению дистанционного обучения в современной российской и зарубежной практике отсутствует, а имеющиеся определения сконцентрированы на качественных особенностях взаимодействия преподавателей и обучающихся и изучении сущностных характеристик дистанционного образовательного процесса [1], [2], [3]. В то же время, с учетом сложившейся практики российских вузов, согласно которой «дистанционное обучение представлено в виде технологий дистанционного обучения, что закреплено законодательной базой» [4], можно сделать вывод об активизации внедрения в образовательный процесс элементов дистанционного обучения, базирующихся на максимально полном применении в образовательном процессе специфических образовательных информационных технологий. Дистанционное обучение в образовательной деятельности также является одним из элементов, опосредующих развитие практикоориентированности в образовании. Под практикоориентированностью понимается наличие устойчивых взаимосвязей при реализации образовательных процессов с предприятиями сферы будущей профессиональной деятельности. Реализация практикоориентированности, помимо осуществления образовательной деятельности на основе компетентностного подхода, предполагает внедрение изменений в содержание образовательного процесса, одним из которых выступает внедрение элементов дистанционного обучения как часть подготовки будущих участников трудовых отношений к осуществлению профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики, предполагающих отсутствие прямой зависимости от территориального расположения места приложения трудовой деятельности, выгодоприобретателя и непосредственного исполнителя трудовых функций. В некоторой мере современное обучение начинает усваивать элементы кибергогики, иначе определяемой понятием «цифровая педагогика», характеризуемым как «отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности цифрового образования, роль диджитализированных образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности» [5]. Так, внедрение элементов дистанционного обучения позволяет разнообразить процесс обучения за счет применения инновационных образовательных технологий и систем управления обучением и возможности внедрить в образовательный процесс элементы тайм-менеджмента и других техник самостоятельного планирования и решения как учебных задач, так и будущих профессиональных трудовых задач. Актуальность исследования характеризуется изучением применения дистанционных образовательных технологий при осуществлении образовательного процесса в условиях обстоятельств современной мировой действительности. Внедрение элементов дистанционного обучения выступает связующим звеном между образовательной и профессиональными сферами деятельности, и опосредует процессы адаптации обучающихся к профессиональной деятельности в условиях, характеризующихся высоким уровнем цифровизации. Таким образом изучение практики реализации дистанционных образовательных технологий имеет высокую значимость при анализе современных экономических процессов, а готовность обучающихся к работе в их условиях выступает важным фактором, требующим исследования. Отдельные аспекты, которые изучались в рамках проведенного исследования, были ранее рассмотрены в трудах зарубежных исследователей, в частности Yu-Chiung Hsu [6]. Среди российских исследователей работы по сходной тематике публиковали Андреев А.А. [7], Полат Е.С. [8], Хуторской А. В. [9], Квон Г.М. [10], и др. В качестве цели настоящего исследования выступает изучение внедрения в образовательный процесс элементов дистанционного обучения, проявляющегося в использовании информационных технологий и систем управления обучением, а также интенсивности перехода к обучению с использованием дистанционных технологий, проводимое на основе исследования мнения обучающихся КНИТУ-КАИ. Проведение исследования ознаменовало необходимость решения следующих задач: Проведение сбора данных на основе анкетирования в целях исследования о мнении обучающихся о процессах внедрения в образовательный процесс элементов дистанционного обучения, проявляющегося в использовании информационных технологий и систем управления обучением; Оценка значимости внедрения в образовательный процесс элементов дистанционного обучения в условиях обстоятельств современной мировой действительности при помощи выявления тесноты связей между исследуемыми признаками. Рабочей гипотезой проводимого исследования является предположение о важности частого и полноценного использования систем управления обучением, представителем которых является система управления обучением LMS Blackboard Learn, для реализации внедрения в образовательный процесс элементов дистанционного обучения и адаптации обучающихся к профессиональной деятельности в условиях, характеризующихся высоким уровнем цифровизации. Научная новизна характеризуется конкретизацией части значимых составляющих процесса внедрения в образовательный процесс элементов дистанционного обучения и оценке тесноты связи между выраженным мнением обучающихся по отдельным аспектам использования современных образовательных технологий. Практическая ценность исследования состоит в статистическом анализе полученных на основе прохождения анкетирования мнений бакалавров и магистров направления «Экономика» очной и заочной форм обучения, преимущественно 3 и 4 курса. Обзор отечественной и зарубежной литературы Требование построения конкурентоспособной экономики вызывает необходимость выработки у участников профессиональной деятельности специфических навыков, позволяющих им принимать участие в современных экономических процессах, в том числе и процессах, требующих адаптации к изменениям и внедрению инноваций. В результате в образовательной сфере возникает потребность в организации специфического развития человеческих ресурсов, осуществляемого путем интеграции информационно-коммуникационных технологий в педагогическую деятельность для формирования современного человеческого потенциала, как описано в работах S. Munyengabe [11]. Также современные технологии обучения предполагают, что преподаватель должен будет использовать специальные программные средства, позволяющие отслеживать действия обучающихся, так называемые «Traces», и с их помощью оценивать эффективность действий обучающихся. Подобный способ оценки, предложенный M. Calvo, применяется в комплексе с традиционными методами оценки и оказывает положительное влияние на потенциальные возможности обучающихся [12]. Однако формирование у современных обучающихся особого потенциала, характеризующего его способность осуществлять трудовую деятельность в современных условиях, по мнению P. M. Elikanida, требует высокого уровня мотивации обучающихся, и прежде всего профессиональной мотивации, развитие которой можно инициировать через механизм изучения характеристик профессиональной деятельности, в том числе и профессиональной деятельности в цифровой среде [13]. По мнению Y.C. Hsu , любые образовательные процессы, даже реализуемые с использованием элементов дистанционных образовательных технологий, требуют присутствия преподавателя хотя бы в формате проверки заданий и онлайн-консультаций, поскольку оно определяет устойчивость формирования навыков и компетенций обучающихся [14]. В то же время A. Перейнен устанавливает необходимость роста компетенций преподавателей для реализации элементов дистанционного обучения, поскольку применение новых образовательных технологий требует использования стилей обучения, соответствующих ожиданиям обучающихся в современных условиях [15]. Российские исследователи придерживаются аналогичных точек зрения. В частности, по мнению Е.С. Полат, в процессе реализации дистанционной образовательной деятельности обучающийся и преподаватель взаимодействуют в интерактивной форме, с помощью специфичных средств интернет-технологий [16]. К средствам, позволяющим реализовать подобные изменения, в работе Л.А. Кадировой отнесена интеграция в образовательный процесс специализированных платформ для электронного обучения, называемых системами управления обучением и содержащих комплекс курсов для дистанционного обучения и дополнительных материалов, предоставляемых в рамках единой базы, используемой для организованного обучения [17]. Исследования Р.М. Сафуанова описывают фундаментальные изменения в осуществлении образовательного процесса и структуре обучения в результате развития процессов цифровизации обучения, представляющих собой цифровую трансформацию образовательной системы путем преимущественного внедрения информационно-коммуникационных технологий [18]. Инновационный характер современной образовательной деятельности и характеристика процессов внедрения и преимуществ инновационных образовательных технологий в работе А.Р. Масалимовой [19]. При применении инновационных технологий упрощается формирование компетенций обучающихся и подготовока конкурентоспособного работника для профессиональной деятельности в условиях современной экономики. Особенности функционирования и развития информационной образовательной среды как целостной системы и ее воздействие на трансформацию образовательных процессов представлены в работе Г.И. Кириловой [20]. При этом особое внимание в исследовании было уделено внедрению в образовательную деятельность компетентностного подхода и влиянию применяемых форм и технологий обучения на изменения в составе и структуре компетенций. Методологическая база исследования Проведение исследовательской работы предполагает применение целого комплекса последовательно применяемых методов, который характеризует общую методологию исследования, позволяющую сформировать результирующие показатели и произвести их анализ. Результирующие показатели предназначены для подтверждения или опровержения гипотезы исследования, сформулированной до начала работы, и характеризуют вывод, полученный в результате исследования проблемы [21]. Методология исследования определяет характер результирующих показателей, но обязательным условием ее применения является достижение поставленной при планировании исследования цели, в частности выделение и характеристика новых аспектов объекта исследования или влияния на него изменений внешней среды [22]. Проведение данного исследования базировалось на использовании комплекса методов теоретического и эмпирического характера. Теоретические методы представляют собой базовые методы исследования, «характеризующиеся разработкой и проверкой конкретных теоретических постулатов» [23]. Таким образом, теоретические методы использовались на начальном этапе планирования исследования при выработке гипотезы и на финальном этапе при оценке ее соответствия действительности. Наиболее интенсивный характер носит применение метода анализа, поскольку этот метод, «основанный на изучении внутреннего содержания исследуемых процессов» [24], позволяет максимально глубоко провести исследование, изучая отдельные аспекты внедрения элементов дистанционного обучения в образовательный процесс. Основная часть исследования была проведена с использованием эмпирических методов, представляющих собой «методы, основанные на сборе и обработке данных об объективной реальности» [25]. Среди наиболее важных эмпирических методов в исследовании использованы методы наблюдения, опроса (проведенного в виде анкетирования), обобщения их результатов, а также оценки и анализа на основе статистических методов данных, полученных при помощи распределения ответов по шкале с предварительно установленными вариантами, применяемой для предоставления респондентам возможности оценить предлагаемые суждения [26], и визуального представления в табличной форме, предназначенного для характеристики сущностных проявлений объекта исследования и их глубокого изучения. В частности, табличные данные способны наглядно продемонстрировать согласие или несогласие отдельных участников исследования с предварительно отобранными аспектами внедрения элементов дистанционного обучения в образовательный процесс. Важнейшими из эмпирических методов выступили использование порядковой шкалы для сбора мнений и коэффициент ранговой корреляции Спирмена, с помощью которых стало возможным охарактеризовать наличие практической зависимости между отдельными оценками эффективности внедрения элементов дистанционного обучения, выделенными в процессе исследования, и мнением обучающихся о частоте и полноте применения дистанционных образовательных технологий в процессе обучения, в частности, на примере системы управления обучением LMS Blackboard Learn. Результаты исследования Проведенное исследование было посвящено изучению частоты и полноты применения дистанционных образовательных технологий в процессе обучения. В исследования в качестве объектов были использованы оценочные мнения обучающихся учреждения высшего образования – Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ (далее — вуза) – о внедрении в образовательный процесс элементов дистанционного обучения. При проведении исследования внедрение элементов дистанционного обучения рассматривалось с учетом воздействия обстоятельств современной мировой действительности, поскольку проведение исследования проходило в период обязательного применения дистанционных образовательных технологий в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией, поэтому все обучающиеся, принявшие участие в исследовании, обладали опытом использования технологий дистанционного обучения и применения системы управления обучением. Для проведения исследовательского опроса обучающихся была разработана анкета, содержащая вопросы, отражающие особенности внедрения в образовательный процесс элементов дистанционного обучения. Всего в анкете содержалось 9 вопросов, в рамках данной статьи в связи с большими объемами исследования будут рассмотрены результаты по первому и второму вопросам: До перехода на дистанционное обучение (ДО) насколько часто Вам приходилось пользоваться учебными материалами в LMS Blackboard Learn (LMS)? Насколько часто в период ДО для Вас работа в LMS ограничивается решением тестов? Ответы на вопросы анкеты для упрощения выражения обучающимися мнения представлены простейшей порядковой шкалой из трех позиций, от полного отрицания вынесенного в качестве вопроса суждения (ответ «никогда», 1 балл) до полного согласия (ответ «постоянно», 3 балла). Промежуточная оценка (ответ «периодически», 2 балла) характеризовала ситуацию, когда суждение наблюдалось со средней частотой, оцениваемой респондентами субъективно. Настоящее исследование можно отнести к категории пилотажных исследований, так как в нем был проведен опрос малой выборки (89 человек), что ограничивает репрезентативность данных. Однако инструментарий исследования, хоть он и является общедоступным, нельзя назвать упрощенным. Полученная в процессе исследования информация была проанализирована с применением основных методик по наиболее значимым критериям. Таким образом, данное исследование можно считать базой для апробации методики и проведения дальнейших исследований по рассматриваемым проблемам. При обработке и анализе результатов проведенного опроса исследование осуществлялось по следующим этапам: Свод и обработка результатов опроса. Отображение результатов опроса в табличной форме. Статистическая обработка результатов опроса. Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена по результатам опроса по двум вопросам. Интерпретация полученных результатов. Отображение результатов опроса по итогам проведенных свода и обработки представлено в таблице 1. Однако в связи с большими объемами данных показана только их часть. Таблица 1 Обобщенное представление результатов опроса в баллах Обучающийся Вопросы Итого I II III IV V VI VII VIII IX 1 2 2 1 2 3 3 3 2 2 20 2 2 2 1 2 3 3 2 2 2 19 2 2 2 1 2 2 3 2 2 2 18 4 2 2 2 1 2 3 3 2 2 19 .. .. 87 2 2 2 2 1 1 2 2 1 15 88 2 2 2 1 2 3 3 3 2 20 89 3 2 2 1 1 2 3 3 2 19 Всего: 189 182 179 148 155 192 208 200 121 1 574 Статистическая обработка результатов опроса состоит в определении промежуточных показателей, необходимых для расчета коэффициентов ранговой корреляции. Формирование показателей производится путем составление таблиц сопряженности, в которых для каждого признака по особым правилам устанавливается порядковый номер – ранг. Пример фрагмента таблицы сопряженности по вопросу 1 представлен в таблице 2. Таблица 2 Фрагмент таблицы сопряженности по вопросу 1 Обучающийся Общий балл, So Балл суждения, Sb Разность баллов So - Sb Ранг Sb Ранг разности So - Sb Разность рангов, d Квадрат разности рангов, d2 1 2 3 4 5 6 7 8 1 20 2 18 39,5 79,5 -40,0 1 600,00 2 19 2 17 39,5 67 -27,5 756,25 3 18 2 16 39,5 51 -11,5 132,25 4 19 2 17 39,5 67 -27,5 756,25 … … 87 15 2 13 39,5 11,5 28,0 784,00 88 20 2 18 39,5 79,5 -40,0 1 600,00 89 19 3 16 75,9 51 24,9 620,46 Итого: 1 574 189 1 385 57 341,14 Подобная таблица сопряженности была рассчитана по вопросу 2, а затем полученные в таблицах результаты были применены при расчете коэффициента ранговой корреляции Спирмена по каждому вопросу в отдельности. Коэффициент Спирмена используется для выявления наличия и тесноты связей между исследуемыми признаками. Методика проведенного расчета аналогична представленной в осуществленных ранее исследованиях [27], предполагающей, что коэффициент ранговой корреляции Спирмена (r_s) по каждому из исследованных вопросов был определен согласно формуле: r_s=1-(6 ∑▒〖d^2 〗)/(n( n^2-1)) , (1) где: d – разность пар рангов для i-го вопроса; n – число пар рангов (количество опрашиваемых) Коэффициент Спирмена может принимать значения от 0 (практически полное отсутствие связи) до абсолютного значения 1 (наличие максимально тесной строго прямой или строго обратной связи). Чем ближе абсолютное значение рассчитанного коэффициента корреляции к 1, тем более тесной является связь между измеряемыми величинами. Для анализа результатов расчета коэффициента Спирмена определены следующие границы тесноты связи: Слабая теснота связи: r_s ≤ 0,3 Умеренная теснота связи: 0,3 < r_s ≤ 0,7 Высокая теснота связи: r_s > 0,7 Результаты расчета коэффициента Спирмена по вопросам 1 и 2 представлены в таблице 3. Таблица 3 Результаты расчета коэффициента Спирмена по вопросам 1 и 2 Номер вопроса Формулировка вопроса Коэффициент Спирмена, r_s Вопрос 1 До перехода на дистанционное обучение (ДО) насколько часто Вам приходилось пользоваться учебными материалами в LMS Blackboard Learn (LMS)? 0,49 Вопрос 2 Насколько часто в период ДО для Вас работа в LMS ограничивается решением тестов? 0,68 По итогам расчета коэффициентов Спирмена можно выявить незначительный разброс результатов по анализируемым вопросам, однако оба значения коэффициентов демонстрируют среднюю тесноту связи между сопоставляемыми показателями. Таким образом, можно сделать вывод, что важность поставленных вопросов умеренна, однако значение по одному из них является почти пограничным между умеренной и высокой областями. Поэтому из проведенного исследования видно, что частота использования учебных материалов в LMS является гораздо менее значимым фактором для обучающихся. Возможно, это связано с тем, что LMS изначально предполагает возможность обучения в удобное для обучающегося время, и периодичность наступления этого времени может представлять собой переменную величину и характеризоваться разной частотой. Необходимо отметить, что по первому вопросу значение коэффициента (r_s = 0,49) и отраженную им связь нельзя назвать слабой, она оказывает определённое влияние, однако значимость этого вопроса существенно меньше, чем вопроса 2, связь по которому близка к тесной. Таким образом, вопрос 2 является существенно более важным и это подтверждает, что полнота использования возможностей LMS является для обучающихся гораздо более существенным фактором обучения, особенно в условиях обстоятельств современной мировой действительности. Для обучающихся более важна возможная недостаточность учебных и контрольных материалов, представленных в LMS (r_s = 0,68), однако показатель не характеризуется высокой теснотой связи, что говорит об отсутствии реальных проблем с полнотой материалов, размещенных с применением дистанционных образовательных технологий. Заключение В процессе проведенного исследования были выделены и проанализированы отдельные аспекты использования элементов дистанционного обучения при реализации образовательной деятельности, в частности применение в образовательных процессах систем управления обучением, представителем которых является система управления обучением LMS Blackboard Learn. Проведенное исследование позволило сформулировать перечень проблемных аспектов использования LMS в процессе внедрения элементов дистанционного обучения, согласно которым были подготовлены вопросы анкеты, использованной при проведении опроса обучающихся. Исследование базировалось на гипотезе о важности частого и полного использования LMS для реализации внедрения в образовательный процесс элементов дистанционного обучения и адаптации обучающихся к профессиональной деятельности в условиях, характеризующихся высоким уровнем цифровизации. Анализ мнений обучающихся показал, что в деятельности вуза активно используются информационные образовательные технологии как элементы дистанционного обучения, что подтвердило значимость проблемы исследования. Однако статистический анализ мнений обучающихся на основе расчета коэффициента ранговой корреляции определил, что предполагаемые как важнейшие факторы частота и полнота использования элементов дистанционного обучения при реализации образовательного процесса в вузе в условиях обстоятельств современной мировой действительности, по мнению обучающихся, характеризуются умеренной и умеренно-высокой важностью. Это позволило частично подтвердить гипотезу о важности полноты применения дистанционных образовательных технологий на основе использования возможностей LMS в процессе обучения и определило необходимость уточнить аспекты исследования частоты применения элементов дистанционного обучения в дальнейших исследованиях, в частности уточнить понятия частоты и периодичности в условиях возможности обучения в любое время, декларируемой как преимущество внедрения LMS, позволяющее обучающимся подготовиться к решению профессиональных задач в процессе трудовой деятельности. В итоге проведенное исследование позволяет охарактеризовать процессы внедрения элементов дистанционного обучения в образовательный процесс в условиях современной мировой действительности и выделить их отдельные проблемные аспекты.