Введение / Introduction
В современном мире такие понятия, как гуманность, толерантность, становятся неотъемлемой частью жизни любого человека. Множество документов регулирует этот вопрос, среди них – Декларация прав терпимости ООН, Декларация в области культуры мира, Конституция РФ, ФГОС ДОО, профессиональный стандарт педагога.
Старшие дошкольники очень восприимчивы к внешнему воздействию, именно в детском саду воспитатель может заложить ту базовую систему ценностей, которые человек пронесет через всю свою жизнь и передаст своим детям.
В современном поликультурном пространстве мира толерантность является общечеловеческой ценностью, присущей всем людям, независимо от их национальности и вероисповедания.
Россия – страна, на территории которой проживают народы разных национальностей со своей культурой, языком, конфессией, традициями и обычаями, также благодаря притоку мигрантов из стран ближнего зарубежья нашу страну с полным правом можно назвать кипящим котлом культур.
Современное российское образование носит гетерогенный характер. Именно поэтому так остро стоит вопрос о формировании этнической толерантности в дошкольном возрасте.
В связи с этим можно выделить назревшее противоречие между необходимостью формирования толерантной личности и отсутствием педагогических кадров, компетентных в этом вопросе. Именно поэтому мы считаем наше исследование актуальным и отвечающим на главные вызовы сегодняшнего времени. Именно сейчас востребованы педагоги ДОО, способные предотвращать межэтнические конфликты, знающие специфику межнационального общения, умеющие снимать напряженность и регулировать взаимоотношения в группе, предотвращать появление межэтнических фобий и стереотипов.
Обзор литературы / Literature review
С конца 90-х годов XX века до настоящего времени исследователи изучают феномен толерантности. ООН объявила 1995 год Годом толерантности, в этом же году была принята Декларация принципов толерантности, где нашло отражение определение данного явления: «создание условий для гармоничного взаимодействия между людьми различных конфессий, этнических, политических и социальных взглядов, принятие разнообразия различных мировых культур и цивилизаций, готовность к пониманию и взаимодействию с людьми иной внешности, культуры, языка, убеждений и обычаев» [1].
Феномен толерантности начали изучать социологи еще с конца XX века. Так, М. Корбет считал толерантность одним из аспектов политической системы [2]. Ф. Гюлен понимал толерантность как мировоззрение и форму интеграции социальных отношений [3]. Д. А. Карсон провел подробный, глубокий и разносторонний анализ современного понимания толерантности [4]. Очень важно разграничить понятия толерантности и интолерантности, это сделал в 2017 году С. Л. Джозеф [5]. В этом же году было опубликовано исследование толерантности в русле проблем миграции, ислама, терроризма, постколониализма, мультикультурализма [6].
Толерантность стала предметом изучения многих психологов, среди них – С. Московичи, представитель когнитивной психологии, который первым увидел власть толпы, растворение в ней индивида и влияние на массу лидера [7]. Согласно К. Роджерсу, представителю гуманистической психологии, у гармонично развитой личности должны быть развиты такие качества, как терпимость к другим, доверие к себе, открытость и коммуникабельность [8]. Э. Фромм делит людей на две категории: эгоистов, которые готовы забрать все блага мира себе, используя силу, стяжательство, преподнося себя как товар, который выгодно можно обменять на удовольствия для себя, такие люди не задумываются ни о чем, кроме собственных интересов и потребностей; и альтруистов, то есть активных, ответственных людей, испытывающих любовь и доверие к окружающим [9].
Многие педагоги уделяли внимание формированию толерантности, среди них – Я. А. Коменский, разработавший универсальную программу под названием «панпедия», которая призывала всех жить мирно [10]. К. Д. Ушинский предлагал учителю развивать «нравственные привычки» толерантного поведения у учащихся [11]. В. А. Сухомлинский много внимания уделял вопросам нравственности детей. Им была разработана школа воспитания добрых чувств, способствующая развитию толерантности учащихся [12]. В педагогической теории И. Песталоцци много говорится о развитии терпимости у учащихся [13].
Современные ученые также проявляют большой интерес к развитию толерантности. Так, М. Л. Арипова анализирует понятие толерантности, проводит границы между толерантным и нетолерантным поведением [14]. Т. И. Дрынкина обозначает возросший интерес ученых к толерантности, говорит о том, что формируют толерантность такие социальные институты, как семья и школа [15]. Н. А. Карузина рассматривает толерантность как особую многогранную характеристику личности. Автор считает, что в современных условиях в образовательном процессе необходимо формировать навыки толерантного поведения [16]. Н. В. Омелаенко анализирует сущность и содержание данного феномена, выделяет зависимость толерантности от социокультурной ситуации в стране, также в исследовании представлена типология и границы толерантности [17].
Очень волнует умы ученых: педагогов и психологов – проблема формирования толерантности на разных возрастных этапах. Так, Е. В. Абашина посвятила свое исследование изучению формирования толерантности в старшем дошкольном возрасте, автор анализирует пути, этапы, формы и методы работы по формированию основ толерантности у детей в современных дошкольных организациях в контексте Федерального государственного образовательного стандарта, отмечается необходимость разработки специальных программ по формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста, учитывающих новые социальные, политические и образовательные условия [18]. Е. И. Акимовой рассматриваются вопросы об особенностях формирования, уровнях проявления и этапах воспитания толерантности у детей дошкольного возраста [19]. Л. Ю. Абдуллова считает современную школу центром культуры, где формируются базовые ценности младшего школьника. По мнению автора, этническая толерантность является важной и неотъемлемой частью патриотического воспитания [20]. Р. Н. Шалумова считает важным воспитание поликультурной личности младшего школьника в полиэтнической образовательной среде [21]. С. Ю. Солдатова предлагает педагогу-психологу использовать интерактивные формы работы по формированию толерантности подростков и молодежи [22]. Е. В. Царева предлагает развивать толерантность подростков и старшеклассников на уроках истории и во внеучебной деятельности. Также автором представлены технологии, направленные на личностный рост учащихся [23]. В. А. Артемьева считает, что специальная коррекционная программа, разработанная автором и опробованная на учащихся подросткового возраста, позитивно влияет на формирование у них толерантности [24]. Анкетирование среди учащихся 8–10-х классов города Санкт-Петербурга позволило Т. А. Спицыной сделать вывод о том, что среди подростков и старшеклассников нет точного представления о том, что такое толерантность, учащиеся – зеркало, отражающее общественное отношение к мигрантам, которую часто является негативным и резко агрессивным [25]. М. А. Писаревская рассматривает способы формирования толерантности у студенческой молодежи в системе высшего образования, автор приводит результаты исследования уровней сформированности толерантности у студентов Новороссийского филиала МГЭИ, особенностей ее проявления по отношению к разным категориям людей, а также описывает опыт работы данного вуза по формированию толерантности у студентов [26]. А. П. Картавцева предлагает использовать педагогические технологии для развития толерантности у студентов. Автором были выявлены формы, содержательные характеристики данного феномена, опытно-экспериментальная работа позволила повысить уровень развития толерантности у студентов, в процессе изучения иностранного языка преподаватель оказывает влияние на студентов, формируя их личности, развивая лучшие человеческие качества [27]. Д. У. Ахмеджановой представлены пути решения межнациональных вопросов в молодежной среде [28]. С. А. Костенко считает, что толерантность является фактором профессионального «нестарения педагога» [29]. По мнению Н. М. Шубаевой, толерантность зависит от педагогического стажа [30]. И. Грей предлагает изучать толерантность в контексте конкретной культурно-исторической среды, которая является фундаментом для формирования терпимости и отношения к другому как особенному и неповторимому существу [31]. М. Веркуйтен видит в толерантности угрозу социальной идентичности, которая ставит под удар такие потребности человека, как принадлежность к группе, уважение других, уверенность в себе [32].
Таким образом, понятие «толерантность» очень многогранное и многоаспектное, данный феномен является объектом изучения многих наук.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области педагогики и психологии.
Экспериментальной базой исследования выступил Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. В исследовании приняли участие 64 студента, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Дошкольное образование».
Опытно-экспериментальная работа проводилась с октября 2020 года по май 2021 года и включала три этапа.
Первый этап – поисково-теоретический. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования была сформулирована цель, определена структура, предмет, методы исследования, выстраивался понятийный аппарат.
Второй этап – опытно-экспериментальный. На данном этапе проводилось экспериментальное исследование с целью выявления уровня сформированности этнической толерантности будущих педагогов ДОО, осуществлялась разработка и апробация модели формирования готовности будущих педагогов ДОО к развитию этнической толерантности у старших дошкольников.
Третий этап – обобщающий. В рамках данного этапа были осуществлены анализ и систематизация результатов исследования по совокупному эмпирическому материалу, уточнялись теоретические положения, оформлялись основные выводы.
Результаты исследования / Research results
В нашем исследовании с целью повышения уровня готовности будущих педагогов к развитию этнической толерантности у старших дошкольников была построена модель данного процесса, которая рассматривается как сложная, целостная система, представленная в виде совокупности взаимосвязанных этапов: информационного, деятельностного и оценочного.
Данная последовательность этапов обеспечивает количественные и качественные изменения компонентов профессиональной готовности будущих педагогов к развитию этнической толерантности у старших дошкольников, причем переход от одной части к другой осуществляется благодаря усложнению целей процесса и используемых средств развития.
Условием для формирования когнитивного компонента готовности выступает расширение системы знаний об этнической толерантности, ее целях и значимости, знание и применение в своей практической деятельности возможностей и средств воспитания педагогом этнокультурной личности, формирование системы знаний об особенностях самореализации в поликультурной образовательной среде. Формами реализации данного условия являются: круглый стол, интерактивная презентация, выставка, показ тематического фильма и др.
Условием для формирования деятельностного компонента готовности выступает овладение педагогическими умениями определять конкретные задачи поликультурного образования с учетом возрастных, этнических и индивидуальных особенностей детей, планировать работу по поликультурному образованию, анализировать проблемные ситуации, проводить самоанализ своей деятельности, методически грамотно выстраивать педагогический процесс, организовывать игры и осуществлять руководство ими. Формами реализации данного условия являются: мастер-класс, педагогический проект, деловая игра и др.
Условием для формирования личностного компонента готовности выступает осознание своих профессиональных возможностей и перспективных направлений в реализации развития этнической толерантности у старших дошкольников. Формами реализации данного условия являются: тренинг, семинар, консультация и др.
Целью констатирующего этапа исследования является осуществление диагностики уровней формирования компонентов готовности будущих педагогов ДОО к развитию этнической толерантности у старших дошкольников.
Метод моделирования позволил содержательно раскрыть суть модели и представить ее графически (см. рис. 1).
Диагностический инструментарий для изучения уровня готовности будущих педагогов ДОО к развитию этнической толерантности у старших дошкольников представлен в таблице.
Анализ полученных данных на констатирующем этапе эксперимента по первому критерию «когнитивный компонент» показал, что проблема межэтнических отношений между детьми знакома 55% опрошенных, 45% не сталкивались с данной проблемой.
45% респондентов, принявших участие в опросе, считают, что проблема межэтнических отношений между детьми является довольно сложной, в то же время столько же процентов респондентов считают, что проблема межэтнических отношений между детьми является несложной, и 10% затруднились с ответом на данный вопрос.
ЦЕЛЬ – повышение уровня готовности будущих педагогов ДОО к развитию этнической толерантности у старших дошкольников
|
ЗАДАЧА –формирование когнитивного, личностного и деятельностного компонентов готовности будущих педагогов ДОО к развитию этнической толерантности у старших дошкольников |
Методологические подходы: личностно-деятельностный, компетентностный, этнопедагогический |
ПРИНЦИПЫ: непрерывности профессионального образования, профессиональной направленности обучения, моделирования, культуросообразности, принцип лестницы деятельности, самоорганизации
|
|
Программа повышения готовности будущих педагогов ДОО к развитию этнической толерантности у старших дошкольников
|
Условия |
Знания об этнической толерантности; знание педагогических средств воспитания; знания об особенностях самореализации в поликультурной образовательной среде
|
Умения определять конкретные задачи поликультурного образования, планировать работу по поликультурному образованию, анализировать проблемные ситуации, проводить самоанализ своей деятельности, методически грамотно выстраивать педагогический процесс |
Осознание своих профессиональных возможностей и перспективных направлений в реализации развития |
Формы |
Круглый стол, презентация, выставка, показ фильма |
Мастер-класс, педагогический проект, деловая игра |
Тренинг, семинар, консультация |
Оценка сформированности готовности будущих педагогов ДОО к развитию этнической толерантности у старших дошкольников
|
Критерии: когнитивный, личностный и деятельностный
|
Методы: анкетирование, тестирование, опрос |
Уровни: высокий, средний, низкий |
Рис. 1. Модель повышения уровня готовности будущих педагогов ДОО
к развитию этнической толерантности детей старшего дошкольного возраста
На вопрос «Каким способом Вы будете решать проблему межэтнических отношений между детьми в своей профессиональной деятельности?» 20% выбрали вариант ответа «интуитивно», 30% ответили, что изучат для этого дополнительную литературу; 15% обратятся за помощью к специалистам, и столько же обратятся за помощью к более опытным коллегам. 20% опрашиваемых не смогли ответить на этот вопрос.
Диагностический инструментарий для изучения уровня готовности будущих
педагогов к развитию этнической толерантности у старших дошкольников
Критерии |
Показатели |
Диагностические методики |
Когнитивный компонент |
Осознанность проблемы межэтнических отношений между детьми, полнота представлений, дифференцированность знаний в этой области |
Опросник «Проблемы межэтнических отношений между детьми» И. Г. Рябовой, С. Н. Чаткиной |
Личностный компонент |
Сформированность толерантности будущих педагогов ДОО, развитость: социальной, этнической толерантности, толерантности как черты личности педагога |
Тест «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой |
Иерархия ценностных ориентаций будущих педагогов ДОО |
Опросник ценностных ориентаций М. Рокича |
|
Развитость эмпатийности, комуникативной толерантности, конфликтности будущего педагога ДОО |
Тест «Диагностика определения уровня эмпатии, комуникативной толерантности, конфликтности педагога» В. В. Бойко и И. М. Юсупова |
|
Деятельностный компонент |
Сформированность личностно-профессиональной позиции будущего педагога ДОО как воспитателя |
Методика «Деятельностная модель личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя» А. И. Григорьевой |
40% испытуемых отметили, что основные трудности в процессе разрешения проблемы межэтнических отношений встречаются на всех этапах в одинаковой степени, как в ходе анализа ситуаций, так в ходе принятия решения и в ходе его выполнения. Затруднились ответить на этот вопрос 60% респондентов.
Возникающие проблемы межэтнических отношений детей удается разрешать 40% будущих педагогов ДОО; 10% удается разрешать возникающие проблемы межэтнических отношений детей частично. Ответ «не удается» выбрали 15% опрашиваемых, не ответили на данный вопрос 35%.
30% опрашиваемых удовлетворены предпринимаемыми действиями в разрешении проблем межэтнических отношений; 70% затруднились с ответом.
Из способов, которые использовались для повышения эффективности разрешения проблемы межэтнических отношений между детьми, отметили следующие: 45% опрашиваемых использовали «изучение специальной литературы»; 30% использовали собственный опыт, 5 % – «консультацию со специалистом», 20% обращаются за помощью к коллегам.
Респонденты выделили следующие факторы, характеризующие проблему межэтнических отношений между детьми: «неопределенность» – 40%; «новизна» – 10%; «совмещение нескольких сложностей» – 15%; 35% затруднились с ответом.
Таким образом, в результате проведенного опроса выяснилось, что в целом будущие педагоги ДОО понимают сущность изучаемой проблемы, но не совсем осознают ее высокую значимость. Они встречаются с трудностями на всех этапах в процессе разрешения проблемы межэтнических отношений, несмотря на тот факт, что большинство считают проблему межэтнических отношений детей несложной. Вместе с тем они не видят адекватных способов решения этой проблемы в собственной профессиональной деятельности. Анализ опроса позволил выявить большой процент учащихся, не имеющих представлений о проблеме межэтнических отношений и недостаточно ориентированных на диалог культур.
Диагностику развитости личностного компонента мы проводили методом тестирования уровня сформированности этнической, социальной и общей толерантности и уровня развитости толерантности как черты личности, методом опроса для изучения иерархии ценностных ориентаций педагогов и определения уровней развитости эмпатийности, конфликтности и коммуникативной толерантности.
Для определения уровня сформированности этнической, социальной и общей толерантности и уровня развитости толерантности как личностного компонента мы использовали тест «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой.
Стимульный материал теста содержит три субшкалы и составлен из утверждений, отражающих как отдельные социальные позиции в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека, так и общее отношение к окружающему миру и другим людям.
В каждую из шкал теста включены утверждения, отражающие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), выражающие коммуникативные установки (уважение мнения оппонента, готовность к продуктивному взаимодействию и к конструктивному разрешению конфликтов).
Дополнительно уделено внимание этнической толерантности/интолерантности – отношению к представителям иных этнических групп и рас, к собственной этнической группе, оценке культурной дистанции.
Согласно полученным данным, по субшкале «этническая толерантность» высокий уровень сформированности толерантного отношения к представителям других этнических групп и установок в сфере межкультурного взаимодействия имеют 5% опрашиваемых, средним уровнем обладают 65%, а у 30% будущих педагогов ДОО отмечен низкий уровень развитости этнической толерантности.
По субшкале «социальная толерантность» определяются толерантные и интолерантные установки личности в отношении различных социальных групп и некоторых социальных процессов. Согласно полученным данным, высокий уровень имеют 5% учащихся, средним уровнем обладают 30%, а низкий уровень у 65% опрошенных.
Субшкала «толерантность как черта личности» состоит из утверждений, диагностирующих личностные черты, установки и убеждения, в значительной степени определяющие отношение респондента к окружающему миру. Согласно полученным данным, высокий уровень имеют 10% будущих педагогов ДОО, средним уровнем обладают 65%, а низкий уровень у 25% учащихся.
Обобщение данных тестирования показало сформированность общего уровня толерантности: низкий уровень у 45% от общего количества, принявших участие в тестировании. Данный уровень свидетельствует об интолерантности и доле некоторых интолерантных установок по отношению к окружающему миру. Средним уровнем толерантности обладают 50% от общего количества опрошенных. Данный уровень свидетельствует о сочетании как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они толерантны, в других же могут проявлять интолерантность. Высоким уровнем толерантности обладает только 5% будущих педагогов ДОО. Данный уровень свидетельствует о наличии выраженных черт толерантной личности.
Полученные данные свидетельствуют о недостаточном уровне личностного компонента готовности будущих педагогов ДОО к развитию этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Проведение опроса «Диагностика определения уровня эмпатии, коммуникативной толерантности, конфликтности» выявило низкий уровень у 10% опрошенных. Средний уровень у 40% опрошенных, что указывает на недостаточную уравновешенность, наличие затруднений в общении с разными людьми. Высокий уровень у 50% опрошенных, которые обладают высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточной уравновешенностью и совместимостью с очень разными людьми (рис. 2).
Эмпатия |
Коммуникативная толерантность |
Конфликтность |
Рис. 2. Определение уровня эмпатии, коммуникативной толерантности, конфликтности
Согласно полученным и обобщенным данным, высокий уровень проявления конфликтности определен у 5% опрошенных. Средний уровень у 45% опрошенных. Низкий уровень у 50% опрошенных.
Согласно полученным и обобщенным данным, низкий уровень проявления эмпатийности у 10% опрошенных. Средний уровень у 30% опрошенных. Высокий уровень у 60% опрошенных.
Для определения иерархии ценностных ориентаций будущих педагогов ДОО нами была использована методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича. Данная методика позволит определить ценностно-смысловые сферы личности (рис. 3).
Рис. 3. Иерархия терминальных ценностей будущих учителей ДОО
Иерархия терминальных ценностей показывает, что первое место большинством респондентов (65%) отдано материально обеспеченной жизни – средний балл 1,55, счастливая семейная жизнь, после подсчета среднего балла (3,3), заняла второе место в иерархии ценностей, на третьем месте – здоровье, на четвертом – интересная работа. Такие ценности, как уверенность в себе и наличие хороших и верных друзей, являются также значимыми.
Анализ по двум блокам терминальных ценностей показывает, что будущие педагоги ДОО более ориентированы на самореализацию личной жизни.
Анализ ранжирования инструментальных ценностей демонстрирует, что будущие педагоги ДОО в большей степени придерживаются традиционных ценностных ориентаций с характерными для них уважением и принятием обычаев и идей своей национальной культуры, в то же время часть респондентов показала большую нацеленность на достижение личного успеха и высокого социального статуса (рис. 4).
Рис. 4. Иерархия инструментальных ценностей будущих учителей ДОО
Инструментальные ценности были разделены на три блока: этические ценности, ценности принятия окружающих, ценности самоутверждения.
Полученные нами в ходе исследования данные демонстрируют приоритет этических ценностей у будущих педагогов ДОО. Наименее востребованными у них оказались ценности принятия окружающих, а выбранные ими ценности-средства самоутверждения отражают некое идеальное представление о том, что может понадобиться им для достижения жизненных целей в дальнейшем. Из ценностей группы «принятия других людей» у опрашиваемых низкий ранг приняла такая ценность, как широта взглядов, которая как ценность присуща профессиональной деятельности.
Независимо от места проживания, вероисповедания и национальной культуры будущие педагоги ДОО выбирают в качестве главных ценностей-целей материальную обеспеченность, счастливую семейную жизнь, интересную работу и здоровье. Важность остальных терминальных ценностей варьируется в зависимости от ментальности, исходящей главным образом от культуры. Выбор инструментальных ценностей имеет большое разнообразие и зависит как от сложившихся социальных, экономических, политических и духовных условий, так и от обычаев и идей культуры.
Диагностику развитости деятельностного компонента мы проводили с помощью анкеты «Деятельностная модель личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя» А. И. Григорьевой (см. рис. 5).
Результаты опроса показали относительно слабый уровень только у 5% от общего числа опрошенных, принявших участие в исследовании. Такие результаты свидетельствуют об объектном отношении к ребенку; проявлении внешних негативных мотивов в педагогической деятельности, вызванных, например, контролем со стороны администрации ДОО либо связанных с декларацией ценностей; недостаточном проявлении профессионально значимых качеств личности; формальных психолого-педагогических и методических знаний; несоответствии имеющихся педагогических умений и профессиональных функций.
сильная позиция педагога |
относительно сильная позиция педагога |
относительно слабая позиция педагога |
слабая позиция педагога |
Рис. 5. Определение уровня личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя
Большинство респондентов (60%) имеют относительно сильную профессиональную позицию. Это свидетельствует об ориентировании педагогической деятельности «на себя и способы деятельности»; наличии внешних позитивных мотивов, выраженных в материальных и моральных поощрениях; осознании ценностных ориентаций профессии воспитателя и преобразовании их в цели деятельности «как правило»; сформированности профессионально значимых качеств личности; обладании необходимыми психолого-педагогическими и методическими знаниями; о соответствии педагогических умений профессиональным функциям.
Сильную профессиональную позицию имеют 35% опрошенных. Данный уровень характеризует направленность педагогической деятельности на субъектное развитие ребенка; сформированность внутренних мотивов как личную потребность к самореализации; осознание ценностных ориентаций профессии педагога, всегда преобразование их в цели деятельности; оптимально сформированные профессионально значимые качества личности; глубокие, системные психолого-педагогические и методические знания; осознанное владение педагогическими умениями в соответствии с профессиональными функциями.
Для обогащения и расширения системы знаний о феномене «этническая толерантность», его целях и значимости; о представителях этносов и их культуре; для поддержания интереса к расширенному пониманию педагогических возможностей, средств и источников этнокультурного воспитания, знания об особенностях самореализации в поликультурной образовательной среде мы в рамках формирующего этапа эксперимента провели презентацию о толерантности «Международный день толерантности», демонстрационный показ тематического фильма о толерантности, выставку «Толерантность и многообразие – ориентиры XXI века» и круглый стол по этнической толерантности в образовательной среде. При обосновании данного комплекса мероприятий мы руководствовались результатами диагностики на констатирующем этапе эксперимента, которая выявила недостаточную полноту представлений и дифференцированность знаний о феномене этнической толерантности, его целях и значимости, об особенностях самореализации в поликультурной образовательной среде.
При проведении презентации «Международный день толерантности», приуроченной к Международному дню толерантности 16 ноября, мы ставили перед собой цель расширить систему знаний о феноменах толерантности и этнической толерантности, его целях и значимости. Участники смогли расширить свои знания о понятиях «толерантная личность», «границы толерантности» и обсудили проявления интолерантности в рамках ДОО и обществе целом.
Демонстрационный показ тематического фильма о толерантности «Толерантность, или Жизнь с непохожими людьми» был направлен на обогащение и расширение знаний о природе нравственности. Основным вопросом обсуждения для участников стала этническая толерантность как норма современной цивилизации, определяющая как ценность «право человека быть иным».
Следующей формой работы стала организованная при содействии МБУК «Центральная библиотека» г. Тулы выставка «Толерантность и многообразие – ориентиры XXI века». На выставке были представлены произведения художественной литературы, раскрывающие различные аспекты толерантности: религиозный, этнический, нравственный. Под девизом «Мы разные, но мы дружим!» была представлена литература о народах, культурных традициях различных этносов.
Будущие педагоги ДОО познакомились с демонстрационными материалами (книги, журналы) о различных культурах, религиях, национальностях и расах.
Большой интерес у студентов вызвали детские энциклопедии о народах мира и России, книга «Народы России: атлас культур и религий», сборники народных сказок. Методическая литература была представлена следующими книгами: Г. И. Гринкина «Любимые детские игры», Г. Н. Тубельская «Детские праздники в семье», В. Г. Крысько «Этнопсихология и межнациональные отношения», Г. Н. Волков «Этнопедагогика», Г. И. Батурина «Народная педагогика в воспитании дошкольников», А. Петухова «Роль детского фольклора в воспитании духовной близости детей разных национальностей» и др.
Далее нами был проведен семинар для будущих педагогов ДОО на тему «Соблюдение прав ребенка в условиях поликультурной образовательной среды ДОО». Целью данного мероприятия являлось повышение правовых знаний и педагогической компетентности будущих учителей при работе с детьми и их родителями в поликультурной образовательной среде.
Круглый стол по этнической толерантности в образовательной среде был проведен как завершающий цикл мероприятий, направленных на организацию работы по повышению уровня когнитивного компонента готовности педагогов ДОО к развитию этнической толерантности у старших дошкольников.
Целью работы круглого стола было осмысление проблемы формирования готовности педагогов ДОО к развитию этнической толерантности у старших дошкольников как одного из важнейших направлений совершенствования преподавательского мастерства в образовательной организации. Основной задачей работы круглого стола было рассмотрение значимости формирования этнической толерантности в современном многонациональном обществе. Участники обсуждения оказались солидарны с утверждением, что каждая национальная культура уникальна, каждая несет в себе что-то особенное, что межнациональная толерантность – это терпимое, принимающее, уважительное, понимающее отношение как к собственной национальной и этнической культуре, так и к культуре иных наций и этносов. Участники обменялись опытом по проблемам взаимоотношений субъектов образовательного процесса в межнациональном групповом сообществе.
На итоговой конференции будущих педагогов ДОО на тему «Готовность педагогов к развитию этнической толерантности у старших дошкольников» удалось выявить отношение педагогов к проделанной работе. В ходе беседы студенты отметили, что испытывали эмоциональное насыщение и профессиональный рост в процессе взаимодействия, осмыслили важность и необходимость развития этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста, а также отметили нацеленность на реализацию предложенной модели повышения уровня готовности к развитию этнической толерантности.
После проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы нами была сделана повторная диагностика уровня готовности будущих педагогов к развитию этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста с целью определения результативности предложенной модели. Контрольная диагностика проводилась по тем же методикам, которые использовались на констатирующем этапе эксперимента.
Повторная диагностика будущих педагогов показала положительную динамику в изменении их отношения к проблеме межэтнических отношений между детьми. Так, отвечая на вопрос «Является ли проблема межэтнических отношений между детьми сложной?», 25% опрашиваемых изменили свою первоначальную позицию, дав положительный ответ, в то же время 45% респондентов по-прежнему сочли ее несложной. Полученные ответы указывают на то, что будущие педагоги начали осознавать значимость, важность и сложность проблемы межэтнических отношений и готовы выстраивать свою педагогическую деятельность с ориентиром на ее устранение.
На вопрос «Каким способом Вы решаете эту проблему в своей профессиональной деятельности?» на контрольном этапе 10% выбрали ответ «интуитивно», на констатирующем этапе данный ответ выбрали 20%. 80% будущих педагогов на контрольном этапе при ответе на данный вопрос указали, что предполагают использование дополнительной литературы по теме межэтнических отношений, на констатирующем же этапе прибегали к поиску и использованию дополнительной литературы лишь 30% опрашиваемых. Тем самым будущие педагоги начали уделять особое внимание исследуемой проблеме в своей предстоящей профессиональной деятельности в рамках самообразования. На вопрос «На каких этапах встречается проблема?» 100% опрашиваемых на контрольном этапе эксперимента ответили: «На всех этапах». Это говорит о том, что они понимают полноту указанной проблемы, что она может возникнуть между людьми любой возрастной категории и при любых обстоятельствах, начиная от детских игр, заканчивая деловыми отношениями. На констатирующем этапе данный вариант ответа выбрали лишь 40% опрашиваемых и 60% вовсе воздержались от ответа. Возникающие проблемы межэтнических отношений детей удается разрешать 60% опрошенных, на констатирующем этапе эта цифра составила 40%. Наблюдается увеличение количества будущих педагогов, на 20%, способных разрешать проблемы межэтнического характера. 30% респондентов на контрольном этапе отметили, что данную проблему удается разрешить частично, ранее данный показатель составлял лишь 10%. Такие показатели говорят о том, что работу по повышению готовности будущих педагогов к формированию этнической толерантности между детьми старшего дошкольного возраста следует продолжать до тех пор, пока они все не обретут необходимые знания, умения и навыки по указанной проблеме.
На вопрос «Вы удовлетворены своими действиями в разрешении проблем межэтнических отношений?» 50% будущих педагогов после формирующего этапа эксперимента отмечают, что удовлетворены. На констатирующем этапе их число составило 30%. 50% на контрольном этапе не удовлетворены, на констатирующем этапе данный показатель составлял 0%. Полученные данные могут быть интерпретированы двояко: одновременно увеличилось и количество респондентов, удовлетворенных своими действиями по решению проблем межэтнического характера и в то же время не удовлетворенных своими действиями по решению указанной проблемы. Объяснить такую динамику можно тем, что на контрольном этапе не наблюдается респондентов, которые пожелали бы воздержаться от ответа. Возможно, после проведенной работы они получили новые знания по решению проблем межэтнического характера, соотнесли их со своими действиями и поняли, что предпринимают недостаточно мер по разрешению подобных проблем. Полученные данные свидетельствуют о повышении уровня развития когнитивного компонента в развитии этнической толерантности детей старшего дошкольного возраста у будущих педагогов ДОО.
Результаты контрольного этапа эксперимента указывают на положительную динамику в развитии у будущих педагогов социальной толерантности (высокий уровень повысился на 10% и составил 15% от всех опрошенных; средний уровень повысился на 55% и составил 85%; педагогов с низким уровнем социальной толерантности выявлено не было. Полученные данные свидетельствуют о том, что снизилось количество респондентов, проявляющих интолерантное отношение в социальных ситуациях по отношению к представителям различных этносов, национальностей, культурных меньшинств, людей с индивидуальными особенностями развития), этнической толерантности (высокий уровень толерантного отношения к представителям других этнических групп и установок в сфере межкультурного взаимодействия повысился на 40% и составил 45%, средний уровень понизился на 20% и составил 45%, низкий уровень понизился на 20% и составил 10%) и толерантности как черты личности педагога (респондентов с высоким уровнем толерантности стало на 10% больше, он составил 25%, средний уровень также повысился на 10% и составил 75%, низкий уровень толерантности не был выявлен). Сравнительный анализ результатов изучения общего уровня толерантности у будущих педагогов ДОО на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлен на рис. 6.
Рис. 6. Сравнительный анализ результатов изучения общего уровня толерантности у будущих педагогов ДОО на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
На контрольном этапе наблюдается положительная динамика, свидетельствующая о повышении уровня развитости личностного компонента готовности будущих педагогов ДОО к развитию этнической толерантности детей старшего дошкольного возраста.
По уровню коммуникативной толерантности будущих педагогов на контрольном этапе эксперимента отмечается: высокий уровень коммуникативной толерантности – 85%, средний уровень коммуникативной толерантности – 15%, низкий уровень коммуникативной толерантности – 0% (см. рис. 7).
Повторное ранжирование инструментальных ценностей демонстрирует, что будущие учителя остаются приверженцами традиционных ценностных ориентаций, с характерными для них уважением и принятием обычаев и идей своей национальной культуры, в то же время часть из них изменила свое отношение к достижению личного успеха и высокого социального статуса.
Рис. 7. Результаты опроса «Диагностика определения уровня эмпатии, коммуникативной толерантности, конфликтности» на констатирующем и контрольном этапах
На контрольном этапе эксперимента нами была проведена повторная диагностика иерархии ценностных ориентаций будущих педагогов. После проведения работы по формированию личностного компонента у респондентов наметились изменения в иерархии их ценностей: значимыми ценностями по-прежнему остались материальное благополучие, семейное счастье, здоровье, уверенность в себе и интересная работа. Место «друзей» заняла ценность счастья других. Развитие и активная деятельностная жизнь также поменяли свои позиции на более значимые.
Повторная диагностика развития деятельностного компонента показала: сильная профессиональная позиция обнаружена у 70% будущих педагогов (на констатирующем этапе данный показатель составил 35%). Это означает, что число будущих педагогов, которые ориентированы на личностное развитие ребенка, на повышение собственного уровня профессиональной квалификации, а также осознание значимости ценностных ориентаций и нравственного воспитания, увеличилось в два раза. Относительно сильная профессиональная позиция выявлена у 30% опрашиваемых, на констатирующем этапе – 60%. 30% респондентов удалось повысить свой уровень до сильной профессиональной позиции. Относительно слабой и слабой профессиональной позиции не обнаружено. На констатирующем этапе относительно слабая профессиональная позиция присутствовала у 5% опрашиваемых.
Таким образом, выявленная положительная динамика показала эффективность предложенной программы, разработанной в рамках обоснованной модели повышения уровня готовности будущих педагогов ДОО к развитию этической толерантности детей старшего дошкольного возраста.
Заключение / Conclusion
В рамках изучения данной проблемы нами было конкретизировано научное представление о содержании и специфике развития этнической толерантности у старших дошкольников.
Показано, что старший дошкольный возраст – новый и самоценный этап в жизни каждого ребенка, в этот период закладываются нравственные основы, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, увеличивается потребность в самовыражении. Развитие этнической толерантности у старших дошкольников является необходимым условием для создания безопасной, психологически комфортной поликультурной образовательной среды, так как в противном случае может запуститься обратный процесс по развитию уже этнической интолерантности, ведущей к межэтническим и межкультурным противоречиям и конфликтам.
В ходе исследования были определены сущность, структура и критерии когнитивного, личностного и деятельностного компонентов готовности педагогов ДОО к развитию этнической толерантности у старших дошкольников.
Были обоснованы критерии и уровни сформированности готовности педагогов ДОО к развитию этнической толерантности у старших дошкольников как уровни развития педагога; запас профессиональных знаний, умений и навыков; педагогические способности; отношение к вопросу формирования этнической толерантности; ценностные ориентации.
Проведен эксперимент, создана модель формирования готовности будущих педагогов ДОО к развитию этнической толерантности у старших дошкольников, предложена совокупность современных форм работы по повышению уровня готовности будущих педагогов ДОО к развитию этнической толерантности у старших дошкольников.
Последующая работа предполагает дальнейшую практическую реализацию программы обучения будущих и фактических педагогов ДОО, направленную на развитие этнической толерантности у старших дошкольников и составление рекомендаций для руководства и сотрудников ДОО по проведению профилактической работы.