Full text
Введение В настоящее время кластерный подход является одним из основных и значимых в стратегическом социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, в частности, это касается организации территориальных производственных и образовательных объединений [1; 2]. Это стало возможным благодаря тому, что сейчас для отечественной системы образования значительную роль имеет реформирование и модернизация самих институтов образования, а также создание инновационных форм организации в пространстве профессионального образования, которые, в свою очередь, должны обеспечивать аккумуляцию и эффективное использование образовательных ресурсов. Одной из таких инновационных организационных форм являются образовательные (педагогические) кластеры. Под образовательным кластером нужно рассматривать такую систему образовательной деятельности, в центре которой обычно располагается вуз, являющийся неформальным лидером системы и берущий на себя системообразующие и объединяющие функции для всех структур – управленческих и научно-методических [3; 4; 5]. Образовательные кластеры в большей степени ориентированы на высшие учебные заведения, но также могут включать дошкольные учреждения, средние школы, профессиональные колледжи, а также научно-исследовательские и проектные институты [6; 7; 8]. К основным целям педагогического кластера можно отнести следующие: – обеспечение эффективной преемственности в области педагогики и продвижение лучших студентов в профессии преподавателя; – создание благоприятной среды для будущей подготовки профессионалов, основанной на инновационных практиках; – создание образовательной, учебно-методической, научной литературы и дидактических материалов нового поколения в педагогическом образовании; – совершенствование научного, научно-педагогического потенциала образования; – совершенствование механизмов, обеспечивающих непрерывность образования и воспитания; – обеспечение возможности быстрого контакта в контексте взаимодействия образовательных учреждений на всех ступенях получения образования с целью подготовки квалифицированных педагогических кадров; – обеспечение взаимозависимости и сотрудничества между учебными заведениями [9]. Важнейшей задачей является качественное улучшение уровня подготовки специалистов, при этом интеграция вузов и образовательных учреждений всех типов является одной из основных предпосылок устойчивого развития экономики, формируются факторы для преобразования образовательных учреждений в инновационную систему, которая позволит решать новые задачи и обретает дополнительные функциональные возможности [10]. Цель организации кластерного подхода в региональной образовательной сфере – создание эффективной модели образования в условиях общей модернизации экономики, которая будет отвечать всем требованиям федеральных образовательных стандартов. Создание кластера подразумевает перестройку структуры и объединение учреждений среднего профессионального образования (СПО), высшего образования (ВО), институтов развития образования (ИРО), эта мера призвана обеспечить непрерывность подготовки профессиональных кадров, которые бы могли эффективно осуществлять свою деятельность в условиях новой парадигмы образования. Кластер также является одним из механизмов привлечения инвестиций в образовательную систему, это означает, что сфера образования может стать привлекательной для взаимодействия с бизнес-структурами и производством, которые заинтересованы в потоке квалифицированных кадров. Разработка кластерного подхода подразумевает опору на такие методологические и аксиологические принципы как непрерывность, взаимоучастие, сотрудничество, взаимовыгодность. Цель статьи – проанализировать и обобщить региональный опыт организации и функционирования региональных образовательных кластеров с целью дальнейшего осмысления и оптимизации. В основе исследования лежит идея о том, что образовательный кластер должен способствовать формированию у педагогов и руководителей субъектной позиции в инновационной деятельности, при этом инновация должна стать профессиональной нормой. Обзор отечественной и зарубежной литературы Впервые кластерная теория стала рассматриваться на Западе в середине ХХ века, и это понятие первоначально применялось к производственно-промышленной сфере для определения сосредоточения производственных центров, что значительно упрощало логистику и снижало затраты. Сам термин «кластер» в переводе с английского означает пучок или гроздь. Как научный термин «кластер» впервые был предложен М. Портером в 1990 г. М. Портер под кластером предложил понимать географическую концентрацию связанных компаний, организаций и учреждений в определенной отрасли, которые могут присутствовать в регионе или стране. Возникновение кластеров обуславливает повышение производительности компании, на которую влияют местные активы и окружающих ее аналогичных фирм, учреждений, инфраструктуры и т.п. [14]. При этом М. Портер на примере экономических и производственных кластеров показал, показал, что существует прямая корреляция конкурентоспособности самой компании и конкурентных особенностей ее партнеров и окружения, а они зависят от общего ресурса и особенностей конкуренции внутри самого кластера. Также Портер рассматривал элементы кластеров, которые расположены локально, без учета возможности сетевого взаимодействия. В современных условиях также не стоит исключать возможности, которые предоставляет всемирная сеть, поэтому также сегодня существует такой термин как «удаленный кластер», то есть система, которая объединена при помощи дистанционного взаимодействия, ее компоненты могут быть удалены территориально [11]. Другой зарубежный исследователь А. Маршалл предложил рассматривать кластер с позиции системного подхода как некую совокупность субъектов деятельности, которые объединены в общую структуру, и все ее элементы находятся во взаимосвязи, и направлены на решение общей цели [15]. В его понимании образовательный кластер состоит из интеграции деятельности образовательных учреждений, близких друг другу по сетевым характеристикам, в единое пространство с производственными предприятиями в данной области. В то же время реализация образовательных кластеров поможет преодолеть трудности в финансировании образовательных учреждений, проблемах обеспечения профессиональной и практической компетентности будущих специалистов, а также эффективной интеграции науки, образования и промышленности. Анализ зарубежных источников показал, что несмотря на то, что в практике стран ЕС и США образовательные кластеры широко распространены, теоретический изысканий на эту тему сравнительно мало, основная часть публикаций касается описания уже существующих моделей. Западный исследователь М. Портер рассмотрел деятельность образовательного кластера штата Массачусетс, центрами которого являются Массачусетский и Гарвардский университеты. Исследователь подробно проанализировал его роль в развитии американской системы образования в целом, а также роль кластера в развитии региона в сравнении с другим штатом –Калифорнией, где кластерная система менее развита, также описана концепция и модель образовательного кластера. Автор показал, что кластерный подход обеспечивает не только модернизацию системы образования, но и дает толчок развитию экономики региона в целом [14]. В Великобритании кластерный подход в образовании также начал широко применяться в 1990-х гг. после публикации монографии М. Портера и популяризации им идеи экономических кластеров. Сейчас наиболее активно кластерный подход применяется в медицинском образовании, существует около 10 инновационных медицинских образовательных центров на базе вузов. Такой подход обеспечивает модернизацию и улучшение системы здравоохранения за счет опоры на научные и теоретические изыскания, которые проникают в медицинскую практику и практику обучения. Также в систему кластера, кроме учебных заведений, клиник и медицинских центров входят органы местной власти, благотворительные и коммерческие организации, которые тесно сотрудничают между собой [16]. Кластерная система также активно развивается во Франции, при этом кластеры сосредоточены в основном в сфере сохранения и развития экосистем. На сегодняшний день существует более семидесяти таких кластеров. В них входят производственные и промышленные компании и предприятия, учебные заведения и научно-исследовательские лаборатории и центры. Эти кластеры присутствуют во всех технологических нишах, это позволяет им позиционировать себя на международных рынках, однако, при этом, участие зарубежных компаний в качестве партнеров пока исключено [17]. В Соединенных Штатах Америки на современном этапе основное внимание образовательной политики сосредоточено на внедрении междисциплинарного подхода для создания специально интегрированных экологических систем. Это позволяет снять барьеры в организации и внедрении инновационных технологий в образовании. Вместе с тем образовательный кластер представляет собой комплекс, созданный партнерством производственных предприятий и образовательных учреждений в соответствии с особенностями отрасли, основанный на инновационном продукте. В основе деятельности и организации инновационного образовательного кластера лежит взаимодействие и сотрудничество между научно-исследовательским, образовательным и коммерческим компонентами, которые являются равноправными партнерами. Основными признаками инновации является выход в общественные структуры и сотрудничество с ними, практическая проверка проектов в реальных условиях и наличие экспериментальных образовательных программ и проектов [18]. Родоначальником отечественной кластерной теории в образовании можно считать С.А. Батышева, который в 1990-х гг. теоретически обосновал необходимость применения кластера в системе инженерного образования, разработал и описал широкую модель непрерывного образования от средне-специального до высшего с привлечением производственных фирм и объединений с ориентацией на реальный рынок труда [19]. Современные зарубежные исследователи Mukhamedov G.I., Khodjamkulov U., Shofkorov A.M., Makhmudov K. рассуждают о том, что процесс глобализации, происходящий во всем мире, привел к резкому усилению конкуренции на рынке образовательных услуг. В этой конкурентной среде кластер является средством противодействия силе глобализации. Интеграция образования, науки и промышленности вокруг общей цели увеличивает их потенциал. Такое сотрудничество обеспечивает кластер педагогического образования [20]. Кластер педагогического образования в понимании исследователей [20] представляет собой концептуальный подход, предполагающий внедрение региональной модели, которая привела бы к положительной динамике в системе образования. В понимании авторов кластер педагогических компетенций основан на ключевых компетенциях подготовки педагогов, которые связаны, в первую очередь, с вопросами обучения и воспитания студентов. Подготовка педагогических кадров как одного из направлений деятельности, способствующее целенаправленному развитию обучающихся, овладению ими основами культуры и всестороннему развитию их способностей, основывается на ключевых компетенциях педагога и включает в себя личностные качества, способность к постановке целей, способность мотивировать и организовывать обучение, а также информационную компетентность. Исследователями проблемы формирования региональных образовательных кластеров А.А. Шумейко и А.А. Базилевским показано, что кластеризация как механизм является условием развития профессиональной мобильности педагогов профессионального образования. Кластеры могут формироваться территориально, в зависимости от того, какие производственные организации и образовательные учреждения функционируют, это поможет согласовать содержание обучения и потребности работодателей [21]. Е.В. Терещенковой, Л.А. Наконечниковой рассмотрена кластерная модель организации образования и научно-методической деятельности на уровне вуза, когда в качестве кластера рассматриваются региональные филиалы высшего учебного заведения [22]. Представлена кластерная модель научно-методической деятельности, критерии оценки ее эффективности, задачи развития. В публикациях, посвященным кластерному подходу как основе сетевого взаимодействия образовательных организаций в системе «вуз-школа», большое внимание авторами уделено рассмотрению сетевого взаимодействия, то есть различные дистанционные технологии, благодаря чему сетевое сотрудничество сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, позволяющей образовательным учреждениям разного уровня не только функционировать, но и ускоряют их развитие. Авторами рассмотрен опыт взаимодействия школ и вузов, а также обоснованы ключевые принципы построения взаимодействия и сотрудничества школ и вузов, дано описание конкретных примеров реализации педагогического кластера как инструмента взаимодействия школ и вузов [23]. К.М. Щепакин, Н.В. Жукова анализируют региональную кластерную модель образования на примере Тульской области, применяя возможности SWOT-анализа. Авторы приходят к выводу о том, что кластерная модель является перспективной для устойчивого развития, так как несет минимальные риски и предоставляет преимущества всем участникам партнерства [24]. Н.Н. Давыдова, Б.М. Игошев, С.Л. Фоменко рассматривают этапы организации регионального образовательного кластера, роль партнеров, описаны основные возможные механизмы взаимодействия между педагогическим кластером и предприятиями отрасли, в качестве важных условий рассматриваются повышение профессиональной компетентности педагогов, внедрение инновационных образовательных технологий, улучшение специализированного сервиса и учет специфики конкретных предприятий [4]. Профессор Л.А. Амирова, исследуя развитие личностной мобильности педагога профессиональной школы в условиях образовательного кластера на примере Республики Башкортастан рассматривает сущность учета принципов интегрированности, сопряжения и преемственности образовательных программ. Анализируется такая форма сотрудничества, как «визит-профессорство», то есть форма мобильности педагога, которая может реализовать себя в рамках различных функций, а также на практике реализовать себя в роли педагога вуза, СПО, а также профессионала-специалиста на производстве, что дает возможность наглядно соотнести собственные компетенции, уровень компетентности студентов, требования образовательных стандартов, содержание образовательных программ и требования производственной практики [25]. М.Н. Русецкая и Д.К. Бартош предприняли попытку обосновать важность развития образовательных кластеров для непрерывного профессионального образования (НПО) как формы сетевого сотрудничества субъектов. Авторы анализируют актуальность кластерной системы на современном этапе развития, рассматривают понятие образовательного кластера применительно к системе непрерывного образования и значение кластерного подхода в системе непрерывного профессионального образования. Непрерывность образования является одним из приоритетов и, одновременно, требований большинства государственных и мировых образовательных стандартов, и кластерная модель, в том числе, создание сетевых удаленных кластеров способно разрешить проблему непрерывности профессионального образования в условиях региона. Авторы рассматривают возможность объединения образовательных организаций различных уровней вокруг центров – вузов [26]. Н.Е. Стенякова и О.Г. Груздова рассматривают модель кластера «школа-вуз». Такой образовательный кластер строится на сотрудничестве высшего учебного заведения и общеобразовательных школ, и может заключаться в том, что педагоги вуза также могут участвовать в методической и образовательной деятельности школы; педагоги школ могут повышать свой уровень профессионализма за счет повышения квалификации и обмена опытом. В рамках такого сотрудничества может осуществляться профориентация будущих абитуриентов, производственная практика для студентов, совместные исследовательские и научные образовательные проекты [27]. На основе анализа кластерных концепций в научной литературе понятие педагогического кластера в образовании можно определить следующим образом: педагогический образовательный кластер является механизмом укрепления интеграция равных возможностей, технологий и человеческих ресурсов в тесном контакте друг с другом для удовлетворения потребности конкурентоспособного педагога в определенном регионе. Таким образом, анализ зарубежных и отечественных публикаций по проблеме организации и осуществления кластерного подхода в образовании показал, что англоязычных материалов теоретического характера довольно мало, за рубежом кластерная система внедряется уже давно и активно, и основная масса материалов касается поддержки уже имеющихся кластеров. В отечественной практике кластерная модель лишь только начинает внедряться, и поэтому среди публикаций отмечено большое количество теоретических материалов, но мало исследований, посвященных обзору и анализу уже работающих педагогических кластеров. Методологическая база исследования В основе нашего исследования лежит понятие «инновационный кластер системы образования», который необходимо рассматривать в совокупности теоретических подходов инновационного менеджмента и управления, а также с подходов педагогической инноватики [11]. При анализе кластерной модели образования возможно использовать компетентностный, личностно-ориентированный, аксиологический методы. Компетентностный подход подразумевает, что кластерная модель может рассматриваться с точки зрения ее эффективности для подготовки современного специалиста, который должен овладеть всеми ключевыми компетенциями. Личностно-ориентированный подход подразумевает, что содержание образования должно учитывать, во-первых, те законы, по которым формируется сама личность, отвечать ее запросам, во-вторых, способствовать раскрытию личностного потенциала, способностей, креативности личности обучающегося. Аксиологический подход подразумевает, что характер обучения должен быть гуманным, отвечать принципам гуманной педагогики, в его центре стоит человек как наивысшая ценность. Результаты исследования В рамках образовательной реформы формируется новая образовательная система, которая отличается открытостью, гибкостью, ориентацией на новые стандарты и конкурентоспособностью. Конкурентоспособность образовательной деятельности является наиболее значимым фактором конкурентоспособности педагогического вуза, колледжа поскольку образовательная деятельность является в этих образовательных организациях основной. Материалами для написания исследования выступили научные статьи, посвященные проблемам создания и реализации педагогического кластера в разрезе региона, его историко-эволюционного развития, механизмам взаимодействия ВПО и СПО в регионе. Источниковой базой также являются сайты образовательных учреждений ВО, министерств образования и науки отдельных субъектов РФ, институтов развития образования регионов, имеющих информацию о деятельности в них образовательных кластеров. Создание и функционирование образовательных кластеров напрямую влияет на повышение конкурентоспособности образовательных учреждений, а также способствует интеграции между администрацией образования, финансовыми, научно-исследовательскими, образовательными учреждениями и бизнесом. В контексте нашего исследования проанализировано взаимодействие таких образовательных учреждений, как колледж и вуз. Подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных педагогических кадров в сетевом взаимодействии «педагогический колледж – педагогический вуз» представлена в следующих образовательных организациях (рис.1) [19]. Рис.1. Подготовка педагогических кадров в сетевом взаимодействии «педагогический колледж – педагогический вуз» Исходя из данных, представленных на рис.1, можно отметить, что в нашей стране ведется активная работа по подготовке компетентных кадров путем взаимодействия учреждений среднего и высшего профессионального образования педагогической направленности. Рассмотрим опыт создания образовательных (педагогических) кластеров в отдельных регионах России. 1. Липецкая область, г. Липецк. Развитие кадрового потенциала региональной сферы образования осуществляется по следующим направлениям (рис.2) [28]. Рис.2. Модель регионального педагогического кластера Липецкой области Исходя из рис.2., можно выявить, что ядро педагогического кластера в учреждениях Липецкой области включает в себя комплекс взаимосвязанных компонентов: совершенствование педагогического мастерства, ориентация на профессию, подготовка педагогических кадров, старт в профессию, адаптация в профессии. 2. Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре (рис.3) [29]. Рис.3. Модель действующего педагогического кластера в Хабаровском крае Данная модель педагогического кластера способна обеспечить эффективность образовательного процесса, обусловленная поддержкой специалистов в рамках нормативно-правовой, методико-организационной составляющей. 3. Ивановская область. Кластерная модель Ивановской области имеет более общей характер, отражающий основные связи взаимодействия образовательных организаций на этапе дошкольного, школьного, средне специального, высшего, дополнительного образования (рис.4). Помимо основных участников кластерной модели, в данном случае в качестве важного звена выступают: центры занятости населения, работодатели, обеспечивающие перспективу трудоустройства будущих специалистов, обладающих соответствующими компетенциями. Действительно, трудно представить образовательные кластеры без тесного сотрудничества с производственными компаниями и ключевыми работодателями. Так, образование развивается в тесной связи с производством, поскольку трудоустройство выпускников является одной из главных задач системы высшего и среднего профессионального образования. Рис.3. Модель действующего педагогического (образовательного) кластера в Ивановской области В контексте анализа педагогического кластера Ивановской области обеспечивается всестороннее взаимодействие учреждений всех ступеней с целью повышения качества образовательных услуг в регионе. 4. Оренбургская область. В Оренбургской области функционирует образовательный кластер, партнерами в котором являются МОАУ «Гимназия № 2 г. Орска» и государственный технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО Оренбургского государственного университета, то есть реализуется модель «школа-вуз». Создание этого кластера обусловлено тем, что в регионе существует потребность в высококвалифицированных учителях, способных и готовых к инновациям. В ходе подготовки проекта решались следующие задачи: 1) представление проекта, в котором описаны ключевые принципы и подходы функционирования системы; 2) определение списка и содержания образовательных услуг, которые будут предоставляться; 3) работа по профессиональной ориентации и самоопределению с учащимися общеобразовательных учебных заведений, входящих в кластер; 4) построение системы взаимодействия всех действующих субъектов регионального образования, 5) решение проблемы доступности качественного образования для детей, проживающих в отдаленных регионах области с использованием сетевых и дистанционных технологий [30]. Анализ существующих моделей показал, что управление инновационной образовательной деятельностью не может сводиться лишь к созданию кластеров, так как наряду с введением инновационных моделей необходима последовательная инновационная политика в сфере образования, разработка соответствующей нормативно-правовой базы, а также эффективное управление и экономическое регулирование. Проанализировав современное состояние сферы образования в регионах, мы пришли к выводу, что образовательные кластеры становятся частью инновационной модели управления. Так, создание кластера в педагогическом образовании формирует следующую инновационную цепочку: образование → наука → инструменты → технологии → управление → полезность, в которой научные исследования являются одной из важнейших задач для современной педагогики. Это становится необходимым для поддержания естественной связи между звеньями, составляющими инновационную цепочку, учитывая социально-экономические условия и образовательные потребности конкретного региона. Кроме того, стоит отметить, что непрерывное сотрудничество между учебными заведениями в сетевом взаимодействии «Педагогический Колледж – Педагогический ВУЗ» является базисной основой для формирования студенческого коллектива, организации учебного процесса, трудоустройства выпускников по специальности, подготовки и переподготовки будущих специалистов. Преимущество такого взаимодействия заключается в повышении уровня качества образования путем анализа экономических, психолого-педагогических, технологических и организационных аспектов. К положительным изменениям, обусловленным деятельностью образовательного кластера в регионах Российской Федерации, можно отнести: 1. Создание условий для обеспечения доступа к квалифицированной среде, включая среднее и высшее профессиональное образование для будущих специалистов. 2. Разработка и реализация программ непрерывного многоуровневого образования, объединяющих научно-исследовательские институты и учреждения среднего и высшего профессионального образования, обеспечивающих возможность адаптации образовательных программ к изменяющимся условиям рынка труда и потребностям реальной экономики. 3. Накопление, сохранение и приумножение моральных, культурных ценностей научного общества. 4. Деятельность, основанная на реальных потребностях региона в высококвалифицированных кадрах, а также формировании потребностей рынка с учетом перспектив развития страны и региона. 5. Оптимизация затрат в образовательном процессе научно-производственной ориентации. 6. Создание системы формирования кадрового резерва на уровнях довузовской, вузовской и послевузовской подготовки; отбор специалистов, доступных с точки зрения обучения и дальнейшей работы в организациях. 7. Обеспечение инновационного развития науки и системной интеграции образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований в образовательный процесс посредством реализации инновационных образовательных программ. 8. Формирование системы сопровождения специалистов в процессе их адаптации к производственной и социальной среде [31]. Таким образом, на основе исследования деятельности структуры уже существующих региональных кластеров можно выделить общие компоненты: 1) у всех субъектов и партнеров в кластере должны быть общие цели и задачи; 2) сотрудничество осуществляется на правовой основе; 3) существуют разработанные механизмы сотрудничества между партнерами; 4) существуют отработанные технологии осуществления кластерного подхода. Кроме того, в парадигме современной системы образования реализация кластерных образовательных моделей научно-методического взаимодействия педагогических вузов и ИРО в реализации федерального проекта «Учитель будущего» на основе системного и процессного подходов позволят усилить эффективность механизма методического, организационного сопровождения педагогических работников с целью повышения инновационных компетенций путем соответствующей подготовки и переподготовки кадров. Таким образом, реализация образовательного кластера в регионе требует создания педагогических условий и экспериментальной проверки эффективности формирования квалифицированных специалистов, а роль высшего образования в кластере проявляется в создании инновационных продуктов. Проведенный анализ позволил авторам выявить ряд проблем, связанных со взаимодействием педагогических вузов и институтов развития образования регионов в условиях реализации кластерной модели: 1. В каждом регионе образовательный кластер имеет свои специфические особенности, однако, несмотря на это, важным требованием при реализации кластерной модели развития образования является осуществление единой концепции в плане предметной, методической и психолого-педагогической подготовки будущих педагогов для достижения обучающимися универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, определенных действующим образовательным стандартом ФГОС. 2. Отсутствие федерального банка вакансий потребности педагогических кадров в масштабе страны, а также целевых квот на обязательное распределение выпускников в образовательные организации субъектов РФ делает эту систему замкнутой и устанавливающей распределение будущих учителей исключительно в «свой регион» и преимущественно в городские округа. Педагогический вуз, относящийся к Министерству просвещения РФ и расположенный в субъекте РФ, осуществляет подготовку педагогических кадров исключительно для соответствующего региона. 3. Деятельность ИРО региона направлена на осуществление научно-исследовательской и экспертно-аналитической деятельности в сфере образования региона, развитие кадрового ресурса инновационных изменений в системе образования региона, ориентирована на подготовку педагогических и руководящих работников образовательных учреждений в соответствии с национальным проектом «Образование», федеральным проектом «Учитель будущего», что, к сожалению, является большой проблемой для региональных педагогических вузов. Заключение Образовательный кластер является относительно новым явлением, занявшим достаточно прочную позицию, и обладая высоким потенциалом. Нет сомнений в том, что в современном мире образовательные кластеры обладают высокой степенью риска и неопределенности в некоторых результатах деятельности. Тем не менее, преодолевая эти барьеры, новые интеграционные структуры будут способствовать повышению качества образования и конкурентоспособности на рынке образовательных услуг за счет развития фундаментальной и прикладной науки, экономического и социального роста. Таким образом, нами рассмотрен практический опыт реализации кластерного подхода в образовании на примере регионов. Понимание теоретической сути модели и практическая реализация кластерного подхода способствуют формированию необходимых условий для поиска новых возможностей развития и модернизации системы образования, повышения качества образования на всех уровнях и конкурентоспособности специалистов-профессионалов. Такое организованное партнерство субъектов образовательного процесса позволяет создать практико-ориентированную педагогическую среду, которая способствует повышению конкурентоспособности всех субъектов кластера внутри него и на внешнем поле; обеспечивает подготовку высококвалифицированных кадров в оптимальные сроки; обеспечивает возможность определять индивидуальные образовательные траектории профессиональной самореализации специалистов. Проведенный анализ функционирования региональных образовательных кластеров может стать основой для разработки программ совершенствования их деятельности, а также для разработки других моделей региональных кластеров.