Full text
Введение В связи с динамичными преобразованиями в Российской Армии все более существенную роль начинает играть культура деловой речи военнослужащих, с помощью которой закладываются основы их служебного поведения, соответствующего порядку и правилам, установленным законами Российской Федерации, государственной программой РФ «Развитие образования» [1], воинскими Уставами, приказами командиров и начальников; обеспечивается сознательное выполнение требований управленческой, командной и других видов военной деятельности. В ходе формирования культуры деловой речи воспитывается личность воина-государственника, надежного и преданного защитника Отечества, носителя традиционных духовно-нравственных ценностей своей страны, пользующегося уважением в российском обществе и армии [2]. Культуре деловой речи будущий офицер обучается в стенах военного вуза, где накоплен определенный опыт по формированию и развитию общей, профессиональной и речевой культуры курсантов. К позитивным тенденциям рассматриваемой проблемы можно отнести: наличие в учебных планах военных вузов гуманитарных и военно-профессиональных дисциплин, предусматривающих овладение военнослужащими основами культуры деловой речи; организация различного рода мероприятий, нацеленных на воспитание общей и речевой культуры военнослужащих; проведение практик и стажировок в войсках, позволяющих оценить уровень сформированности культурно-речевых навыков для внесения соответствующих корректив в образовательный процесс военных вузов. Однако наряду с позитивными тенденциями существует и ряд негативных, указывающих на проблемы в формировании культуры деловой речи курсантов. Об этом свидетельствует анализ отзывов на выпускников военных вузов МО РФ, который говорит о том, что уровень сформированности культуры деловой речи молодых офицеров остается низким. Из 100 отзывов в 63 (63%) были указаны недостатки в культурно-речевой подготовке выпускников военных вузов, в работе со служебной документацией, в умении наладить общение c личным составом и руководством воинской части: 2018 год — у 11 офицеров (41%); 2019год — у 20 (61%); 2020 год — у 32 (80%). Исследование показало, что речь современных офицеров «заражена» такими негативными явлениями, как ограниченный словарный запас, употребление сленга и нецензурных выражений [3]. Тем самым было выявлено противоречие между растущими требованиями российского общества к общей и профессиональной культуре офицерских кадров, к культуре их деловой речи и недостаточной культурно-речевой подготовкой курсантов военных вузов, а также низким уровнем их культуре деловой речи, что мешает им по окончании обучения стать подлинными военными профессионалами, обладающими гуманитарной культурой, лидерскими качествами, способностью самостоятельно овладевать знаниями по культуре деловой речи, эффективно и грамотно решать военно-политические и учебно-боевые задачи [4]. Данное противоречие указывает на значительные пробелы в существующей системе военного высшего образования по обучению курсантов военных вузов культуре деловой речи, и его устранение возможно на основе выбранного нами пути. Цель данной статьи —дать характеристику одному из путей совершенствования формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов за счет использования системы развивающих упражнений и заданий. Обзор отечественной и зарубежной литературы Анализ выбранного пути тесно связан со спецификой деятельности и деловой речи военнослужащих, что обусловило обращение к работам по военно-профессиональному общению офицеров и курсантов В.А. Акиндинова [5], А.А. Аронова [6], А.В. Барабанщикова [7], А.А. Шибаева [8]; по развитию педагогической культуры военнослужащих С.С. Муцынова [9], А.М. Герасимова [10], В.Б. Кочергина [11], Ю.А. Мешкова [12], Д.А. Солоницына[13]; по формированию профессиональной культуры курсантов С.В. Веретина [14]; по формированию информационной культуры обучающихся на основе курса «Культура деловой речи» З.Н. Бетиной [15]; по речевой культуре будущих офицеров Л.Н. Лазуткиной [16] ; по нравственной культуре военнослужащих Е.В. Андриянова [17]. Обобщая изученные труды, мы пришли к заключению об особенностях формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов: данный педагогический процесс характеризуется официальностью (регламентированностью) и военно-профессиональной направленностью общения, что, несомненно, влияет на речь обучающихся. Официальность проявляется не только в субъект-субъектных отношениях, но и в специфике используемых текстов официально-делового стиля речи, для которых характерна особая стандартизированность и императивность подачи информации. Поскольку военно-профессиональное общение строго регламентировано положениями общевоинских Уставов Вооруженных Сил РФ и для него характерно строгое исполнение установленных законом норм и необходимость соблюдения субординации отношений участников военно-профессиональной коммуникации, постольку это находит отражение и в деловой речи военнослужащих. Обращение к исследованиям в области психологии, прежде всего психологии деятельности (Л.С. Выготский [18], А.Н. Леонтьев [19]) психолингвистики (Э. Сепир [20], Б.Л. Уорф [21], Н. Хомский [22], Л.С. Выготский [23]) и самой методики (А.А. Леонтьев [24], В.Г. Костомаров [25], О.Д. Митрофанова[26]) дало возможность по-новому взглянуть на проблему формирования культуры деловой речи курсантов с применением приемов и средств коммуникативно-деятельностного подхода к обучению. Разработка системы развивающих упражнений и заданий предполагала сопоставительный анализ коммуникативно-деятельностного, традиционного и проблемного подходов к обучению. Подтверждением актуальности выбранного в качестве основного коммуникативно-деятельностного подхода к обучению явилось изучение теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина [27], который видел проблему традиционного обучения в том, что «обычные традиционные разъяснения заданий оказываются далеко неполными по отношению к системе требований, обеспечивающих построение полноценного действия». Развивая мысль П.Я. Гальперина, Н.Ф.Талызина [28] указывает на необходимость создания в обучении конфликтных ситуаций между теми способами действия, которые требуются задачей, и теми способами действий, на которые способен обучающийся. В связи с этим особое внимание в исследовании было уделено проблемному обучению (И.Я. Лернер [29], А.М. Матюшкин [30], М.И. Махмутов [31], М.Н. Скаткин [32] и др., в зарубежной дидактике - Дж. Бруннер [33], О. Зельц [34], К. Дункер [35], В. Оконь [36], Ч. Куписевич [37] и др.), в рамках которого в результате смены парадигмы педагогического взаимодействия в системе «обучающий — обучающийся» актуализируются педагогом «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский [38]), обеспечивается интериоризация опыта разрешения обучающимися нестандартных ситуаций и происходит наращивание потенциала депроблематизации в ходе формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов. При создании данной системы упражнений и заданий были учтены исследования Т.А. Ладыженской [39], О.С. Преликовой [40] и других ученых, которые основывались на принципе градуальности (поэтапном введении знаний по культуре деловой речи и постепенном усложнении подачи изучаемого материала); работы психологов (Н.И. Жинкина [41], И.А. Зимней [42] и др.), дающие основание полагать, что формирование имитативных, моделирующих и спонтанных умений курсантов предусматривает их некую условность и возможность сочетания друг с другом даже в случае различных подходов к обучению. Методологическая база исследования Методологическую основу исследования составили базовые компоненты культурологического, системного, личностно-ориентированного, коммуникативно-деятельностного, проблемно-деятельностного, традиционного подходов; «развивающего обучения» к формированию культуры деловой речи у курсантов военных вузов. В качестве основного был выбран коммуникативно-деятельностный подход к обучению, методическим содержанием которого являются способы организации учебной и речевой деятельности курсантов, связанные в первую очередь с широким использованием коллективных форм обучения, с сотрудничеством между преподавателем и обучающимися. Согласно коммуникативно-деятельностному подходу в центре обучения находится сам обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и профессиональных особенностей его личности. Понимание того факта, что исследуемый процесс является сложной системой, состоящей из цели, задач, принципов, форм и методов, в нашей работе было обоснованным применение системного подхода. Системный подход позволил не только тщательно изучить каждый элемент формирования культуры деловой речи в отдельности, проанализировать и сопоставить их друг с другом, объединив в целостную структуру, но и помог разработать систему развивающих упражнений и заданий, нацеленных на совершенствование исследуемого процесса [43]. В.А. Дмитриенко [44], исследовавший системный подход в науке, указывает на то, что он предполагает рассмотрение объекта в его предметном бытии, в динамике его функционирования и развития, а также позволяет определить иерархию уровней организации изучаемых явлений как единой целостной системы. Такая характеристика системного подхода оказалась актуальной для формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов и для разработки системы развивающих упражнений и заданий. Результаты исследования Разработанная система развивающих упражнений и заданий была определена как один из основных путей совершенствования формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов. Он была рассчитана на поэтапное формирование у курсантов военных вузов культуры деловой речи. Упражнения и задания были подобраны с точки зрения традиционного, проблемного и коммуникативно-деятельностного подходов к обучению и предполагали постепенное повышение уровня знаний, умений и навыков обучающихся в процессе изучения деловой речи за счет усложнения характера предлагаемого материала и форм его подачи в соответствии с основными компонентами культуры деловой речи (военно-профессиональным, нормативно-правовым и нравственно-этическим). При этом в каждой группе преподаватели, проводя занятия на основе методики определенного подхода к изучению культуры деловой речи, учитывали формирование имитативных, моделирующих и спонтанных умений курсантов. Осуществление данного пути обеспечивалось следующими педагогическими условиями: поэтапным введением знаний по культуре деловой речи с постепенным усложнением изучаемого материала; педагогической подготовкой и переподготовкой преподавателей военных вузов к реализации формирования культуры деловой речи у курсантов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению; созданием «команды» педагогов, осуществляющих данный процесс обучения курсантов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению. В связи с этим к основной цели формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов (на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы выявить и обосновать педагогическую сущность, содержание и структуру формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов, а также основные педагогические пути и условия его совершенствования) были добавлены промежуточные, обоснованные в разработанной нами системе заданий и упражнений: обучающая, воспитательная и развивающая. Обучающая цель заключалась в том, чтобы научить курсантов эффективному использованию основных языковых средств культуры деловой речи в ситуациях военно-профессионального общения; Воспитательная цель представляла собой задачу мотивировать обучающихся к самостоятельному овладению теоретическим и практическим материалом по культуре деловой речи для развития и совершенствования речевой деятельности. Развивающая цель ориентировала преподавателей на стремление сформировать у курсантов способность планировать собственную речевую деятельность в соответствии с ее основными этапами (ориентировка, планирование, осуществление, контроль) и развить следующие умения обучающихся: на этапе ориентировки — анализировать речевую ситуацию, речевое поведение участников военно-профессионального общения; на этапе планирования — подготовиться к деловому общению, продумать все его возможные ситуации, спрогнозировать поведение собеседника; на этапе осуществления — убедительно и аргументированно выразить собственную позицию, конструктивно опровергать позицию оппонента, принять противоположное мнение в соответствии с принятыми нормами речевого этикета; на этапе контроля — контролировать и объективно оценивать речевое поведение (собственное и собеседника), учитывать и исправлять найденные ошибки. Осуществление данного педагогического пути тесно связано с научной задачей исследования, которая заключалась в разработке научных и прикладных положений формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов на основе развития и совершенствования их общей культуры, культуры военно-профессионального общения, навыков публичных выступлений и грамотного составления деловых текстов различных жанров, усвоения этических и правовых норм, укрепления нравственного сознания. Обратимся к некоторым примерам из разработанной системы развивающих упражнений и заданий. Одними из первых курсантам были предложены варианты имитативных (имитационных) упражнений, которые относят к активным методам обучения и которые предполагают наличие заранее известного преподавателю (но не обучающимся) правильного или наилучшего (оптимального) решения проблемы [45]. На данном этапе занятия строились на имитации типовых фраз или деловых клише (прошу Вашего ходатайства, настоящим докладываю, близкие родственники, тяжкие последствия, законный представитель, имущественный ущерб, интеллектуальная собственность, минимальный размер оплаты труда, приобщить к делу, содержание под стражей, срок давности, юридическое лицо и т.д.), которые затем служили образцом для составления новых текстов деловой коммуникации. Это способствовало формированию у обучающихся имитативных умений по культуре деловой речи и предупреждению многих речевых ошибок, связанных с нарушением языковых норм, а также давало возможность курсантам увидеть как бы со стороны те ситуации, в которых им как будущим специалистам, возможно, придется непосредственно участвовать. Моделирующие умения, формируемые в процессе изучения культуры деловой речи у курсантов военных вузов на основе коммуникативно-деятельностного подхода в обучении, связаны с конструированием и моделированием речевой деятельности курсантов. В ходе исследования было выявлено, что моделирующие умения формируются на продуктивном уровне и предполагают целенаправленное приращение культурно-речевых и познавательных ресурсов курсантов в виде опыта разрешения проектируемых педагогом проблемных учебных и военно-профессиональных ситуаций. Курсантам на этом этапе формирования культуры деловой речи было предложено выполнить следующие задания: исправить речевые ошибки в деловых текстах и текстах иных стилей речи (объяснить значения слов, выполнить упражнения с синонимами, антонимами, многозначными словами, просторечными, словами-штампами, «лишними» словами, омонимами, паронимами); перестроить структуру предложений; составить предложения заданного типа (по моделям); выписать из предложений словосочетания различных типов для усвоения лексической сочетаемости слов; составить словосочетания и предложения по схемам-моделям для обработки связей между словами; сконструировать языковые единицы различного уровня (сложить слово из предлагаемых вариантов окончаний, суффиксов, приставок, корней; сложить из слов все возможные виды словосочетаний; из словосочетаний – различные виды простых и сложных предложений; из предложений – тексты) и т.д. Такого типа упражнения давали возможность курсантам сосредоточиться на способах связи внутри словосочетаний и предложений, распознавать в деловом и иных текстах основные единицы речи и грамотно использовать их в ходе военно-профессиональной коммуникации. Разбирая общее содержание делового текста, анализируя его структуру, перестраивая словосочетания и предложения, составляя самостоятельные устные и письменные деловые тексты, курсанты развивали и совершенствовали умения и навыки моделирующего характера. При этом деловые тексты, с которыми работали курсанты, были информативными, насыщенными живым и естественным содержанием, связанные с их будущей военно-профессиональной деловой коммуникацией. Ситуации, описанные в текстах или в заданиях к ним, были взяты из реальной жизни курсантов, что также приближало формирование культуры деловой речи к реальным условиям жизни и деятельности будущих офицеров. Спонтанные умения, необходимые для формирования творческого уровня формирования культуры деловой речи курсантов, предполагали использование особого типа развивающих упражнений и заданий, связанных с их неожиданностью, неподготовленностью для обучающихся, когда преподаватель условия и цели игры сообщал курсантам впервые. Их выбор объяснялся желанием создать у курсантов мотивацию к изучению культуры деловой речи. Более сложные с точки зрения их выполнения, такого рода упражнения и задания могли быть предложены курсантам в качестве домашнего задания и вносили разнообразие в кажущуюся порой скучной и неинтересной самоподготовку, давали возможность проявить творческие способности. Мы уже ранее приводили пример такого типа задания, связанного с составлением текста документа (заявления, автобиографии, доверенности, искового заявления и т.д.) от лица какого-либо литературного героя или сказочного персонажа. Курсанты при этом старались придерживаться фабулы выбранного произведения и соответствия стиля составляемого текста документа нормам деловой речи [46]. Представленная на рисунке 1 диаграмма отражает сравнительную динамику изменений в контрольных и экспериментальной группах на основании замеров на констатирующем и по завершении формирующего этапов опытно-экспериментальной работы в ходе формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов при использовании системы развивающих упражнений и заданий. Рисунок 1. Динамика изменения уровней сформированности культуры деловой речи курсантов в процессе опытно-экспериментальной работы Как видно по результатам, представленным на рисунке 1, в экспериментальной группе (ЭГ), в которой был применен коммуникативно-деятельностный подход к обучению, произошли значительные изменения: число курсантов, обнаруживающих творческий уровень сформированности культуры деловой речи, выросло на 29,1%. Одновременно с этим на 12,9% увеличилось количество курсантов, обнаруживающих продуктивный уровень. Использование системы развивающих упражнений и заданий в обучении курсантов культуре деловой речи предполагает наличие такого необходимого условия, как подготовка и переподготовка преподавательского состава военных вузов к реализации формирования культуры деловой речи у курсантов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению . Педагоги военных вузов должны быть подготовлены к созданию и реализации системы развивающих упражнений и заданий. Одним из сущностных признаков функционально подготовленного преподавательского состава к формированию культуры деловой речи курсантов — это готовность к инновациям с позиций коммуникативно-деятельностного подхода к обучению, что обеспечивает обновление и обратное конструктивное влияние на все остальные компоненты исследуемого педагогического процесса. В ходе диссертационного исследования установлено, что формирование культуры деловой речи на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению – наукоемкий и сложный процесс, который требует серьезной подготовки педагогов. Его осуществление предусматривает овладение концептуальным уровнем педагогического мышления и технологической культурой педагогической деятельности с позиций коммуникативно-деятельностного подхода к обучению; методологизацию педагогического мышления, которая позволяет удерживать логику самоорганизующегося развития исследуемого процесса; необходимость вносить существенные изменения, внедряя инновационные педагогические идеи, для эффективного функционирования всех компонентов культуры деловой речи курсантов. Следует также отметить, что осуществление педагогического взаимодействия на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению, спроектированного в логике саморазвивающегося процесса, возможно при условии сформированности у педагога потенциала саморазвития, его способности к самоизменению парадигмальных оснований педагогического опыта. Исследование показало, что реализация научных и прикладных основ коммуникативно-деятельностного подхода при формировании культуры деловой речи у курсантов военных вузов инициирует необходимость создания «команды» педагогов, осуществляющих данный процесс обучения курсантов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению. В то же время трансформация преподавательского коллектива в «команду» имеет определенные сложности, к которым следует отнести: - явное отсутствие интереса значительной части преподавателей военных вузов к теоретико-методологическим основам формирования культуры деловой речи курсантов и, как следствие, к его совершенствованию; - невостребованность накопленного потенциала научных и прикладных основ коммуникативно-деятельностного подхода к обучению в высшей военной школе; - определенные трудности в овладении преподавательским составом военных вузов инновационными технологиями развития теории и практики обучения; - склонность педагогического коллектива к применению лишь традиционного подхода к обучению курсантов культуре деловой речи, что недопустимо в условиях непрерывного усложнения военно-профессиональной коммуникации; - декларативный характер внедрения в обучение курсантов педагогических инноваций; - ускоряющийся распад и исчезновение научно-педагогических школ и др. Исследование показало, что параллельно с созданием «команды» педагогов , использующих коммуникативно-деятельностный подход к обучению, необходима активная позиция и руководящего состава военных вузов, чья деятельность связана с регламентацией учебного процесса; представителей учебно-методического и научно-исследовательского отделов; и особенно - офицеров курсового звена. Не секрет, что именно участие в процессе обучения и воспитания курсантов офицеров курсового звена, наиболее часто контактирующих с курсантами и оказывающих порой сильное влияние на них своим личным примером и поведением, является существенным моментом в формировании основ культуры деловой речи и военно-профессионального общения. Это позволяет избежать выявленных в ходе исследования формализма в определении целей и задач формирования культуры деловой речи у курсантов, преодолеть указанные сложности, в том числе устранить часто встречающуюся разобщенность руководящего состава и преподавателей военных вузов между собой и обучающимися, обеспечить согласованную деятельность между структурными подразделениями и наладить обратную связь между ними. Результаты исследования дали возможность осознать, что регулярное проведение методических семинаров, направленных на понимание сущностных аспектов формирования культуры деловой речи курсантов, формулирование его целей и задач, соответствующих требованиям коммуникативно-деятельностного подхода к обучению, дает положительный эффект. Если в начале исследования только 10-20% преподавателей военных вузов выразили готовность использовать инновационный подход в обучении курсантов культуре деловой речи на основе коммуникативно-деятельностного подхода, в том числе с применением разработанной системы развивающих упражнений и заданий, то после проведения методических семинаров их количество возросло до 40%. Проведение такого рода семинаров возможно в форме деловых игр на межкафедральном и вузовском уровнях. Одновременно данная форма может быть использована для эффективного диалога преподавательского и руководящего состава, что будет способствовать оптимальной организации учебного процесса, соответствующего специфике военного вуза. Речь прежде всего идет о повышении качества планирования учебных дисциплин, необходимых для формирования культуры деловой речи, составления расписания учебных занятий и организации самостоятельной работы курсантов. Обоснованность таких мероприятий подтверждают слова В.А. Сухомлинского: «Педагогическая идея – это крылья, на которых парит коллективное творчество... Идея воодушевляет коллектив» [47]. Заключение Исследование показало, что разработанная и апробированная система развивающих упражнений и заданий, рассчитанная на поэтапное формирование у курсантов военных вузов культуры деловой речи, себя оправдала. Преподаватели, которые проводили занятия на основе методики разных подходов (традиционного, проблемного и коммуникативно-деятельностного) с учетом формирования имитативных, моделирующих и спонтанных умений курсантов, отметили явное преимущество коммуникативно-деятельностного подхода к обучению. При этом строгой регламентации в отношении используемых заданий не было: преподаватели могли применять элементы различных упражнений в зависимости от степени освоения материала, учитывая готовность курсантов воспринимать задания с повышенным уровнем сложности. Осуществление данного пути обеспечивалось следующими педагогическими условиями: поэтапным введением знаний по культуре деловой речи с постепенным усложнением изучаемого материала; педагогической подготовкой и переподготовкой преподавателей военных вузов к реализации формирования культуры деловой речи у курсантов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению; созданием «команды» педагогов, осуществляющих данный процесс обучения курсантов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.