Full text
Введение Проблема изучения взаимосвязи депрессии с эмоциональной сферой личности восходит к трудам З. Фрейда и К. Абрахама и на сегодняшний день остается актуальной для медицинской, возрастной, патологической, дифференциальной психологии. Так, в монографии под ред. А.Б. Смулевича фиксируется внимание на структурной неоднородности вклада эмоциональных составляющих в психопатологию аффективных расстройств (в частности, депрессии) [1], А.А. Абрамова изучает взаимосвязь депрессии с агрессивностью и восприятием эмоциональной экспрессии [2], а М.А. Кулыгина описывает «аффект неудовлетворенности» в качестве центрального аффективного комплекса при депрессии, который характеризует нарушение эмоциональной регуляции поведения [3]. Изучению депрессии в рамках психологической науки посвящено немало работ Д.А. Авдеева, А. Бека, М.Е. Бурно, Н.В. Дворянчикова, К. Изарда, В.Н. Краснова, А.Б. Смулевича, Д. Холла, Р. Шпица, К.Н. Шумской и других. Согласно определению Р.С. Немова, депрессия – это «психологическое состояние сильного душевного расстройства, эмоциональной подавленности человека, сопровождающееся резким снижением его внутренней (психологической) и внешней (поведенческой) активности» [4]. О.Н. Павлова под депрессией понимает психическое расстройство личности, которое оказывает непосредственное влияние на физические, на физиологические и на социальные функции индивида [5]. Анализируя психическую «продукцию» депрессии, А. Бек выделяет два аспекта: фиксированность на реальной или мнимой утрате, а также негативный взгляд на себя, на собственное будущее и на мир в целом («негативная триада») [6]. «Эмоциональная сфера выступает одной из основных регуляторных систем жизнедеятельности человека» [7]. Исследования по вопросам эмоциональной сферы, эмоций, эмоциональности личности можно найти в трудах П.К. Анохина, Е.П. Ильина, К. Ланге, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, Т. Рибо, П.В. Симонова и многих других. По мнению А.Н. Леонтьева, эмоции, проявляющиеся во внешнем поведении, носят ситуационный характер, выражают личностное оценочное отношение к ситуациям (вероятным или складывающимся) и носят идеаторный характер, т.е. способны предвосхищать еще не наступившие ситуации и события, а возникают в связи с представлениями об этих событиях и ситуациях [8]. Характерологическая типология Г. Хейманса, Е. Вирмса, Р. ЛеСенна (типологическая модель Хейманса-Ле-Сенна [9]) включает три составляющие, где помимо активности-пассивности, первичности-вторичности включена характеристика эмоциональности-безэмоциональности. Под эмоциональностью в данной типологии понимается частота и сила проявления эмоциональных реакций человека, его ответ на происходящие события, его способность переживать происходящее с ним либо оставаться внешне бесстрастным к большинству событий в жизни. С целью изучения влияния качественно-количественных характеристик эмоциональности личности на проявления депрессии было проведено исследование. Методология и результаты исследования Респондентами стали молодые люди в возрасте от 17 до 20 лет (средний показатель 18,57 (± 0,74), всего было опрошено 82 человека (30 юношей и 52 девушки). Методами исследования выступили анализ научной литературы по предмету исследования, психологическое тестирование, статистическая обработка данных и обобщение полученных результатов. Исследование было проведено при помощи следующих психодиагностических методик: самооценочный тест Е.П. Ильина «Характеристики эмоциональности», предназначенный для оценки степени выраженности качественных характеристик эмоций и тест-опросник «Шкала депрессии Бека (BDI)», позволяющий диагностировать уровень депрессии. Результаты представлены в Таблицах 1-2. Таблица 1 Распределение респондентов по уровню выраженности параметров эмоциональности Параметры Низкий уровень Ниже среднего уровень Средний уровень Выше среднего уровень Высокий уровень Эмоциональная возбудимость 40% 15% 15% 10% 20% Интенсивность эмоций 5% 15% 35% 15% 30% Длительность эмоций 30% 20% 35% 5% 10% Отрицательное влияние эмоций 25% 10% 30% 20% 15% Эмоциональная возбудимость характеризует скорость возникновения эмоционального отклика на ситуацию, степень чувствительности к происходящим событиям и легкость появления аффективных реакций достаточно широкого спектра переживаний, от улыбки и озлобленности до восторга и гнева. Большинство опрошенных молодых людей обладают средним (15%), ниже среднего (15%) и низким (40%) уровнем эмоциональной возбудимости. Высоким и выше среднего уровнем по шкале обладают 20% и 10% респондентов, соответственно. «Высокая эмоциональность проявляется повышенной реактивностью в сфере аффектов, возбудимостью в ответ на незначительные раздражители, настроение меняется резко и по незначительному для окружающих поводу, все эмоции выражены крайне ярко, возможна слабая способность к самоконтролю» [10]. Шкала «интенсивность эмоций» показывает силу, мощность, глубину эмоциональных проявлений, которые могут быть открытыми, экспрессивными либо бессознательно/сознательно подавляемыми. Как видно из представленных данных, у незначительного количества юношей и девушек, участвовавших в опросе, выявлен низкий (5%) и ниже среднего (15%) уровни интенсивности эмоций. Средним уровнем обладают 35% из них, такой уровень характеризует осознанность и отчетливость протекания эмоциональных реакций, достаточно выразительных в проявлении, но не нарушающих общего чувственного фона и не меняющих обычного поведения человека. Значительное количество респондентов показали высокий (30%) и выше среднего (15%) уровни по шкале интенсивности эмоций, когда действия человека определяются актуальными эмоциями, а их проявление будет весьма ярко представлено, вплоть до восторга, изумления, ярости, отчаяния, паники и прочего. Длительность эмоций выступает качественно-количественной характеристикой эмоциональности личности и определяет время протекания эмоциональной реакции, ее устойчивость и продолжительность. Эмоциональные реакции могут быть кратковременными и отличаться неустойчивым, лабильным характером, а также долговременными: более устойчивыми и постоянными проявлениями. Высокий и выше среднего уровень показателя выявлен у незначительного числа респондентов (10% и 5%, соответственно), такие результаты характеризуются длительностью эмоционального переживания. Подавляющее большинство опрошенных молодых людей обладают средним (35%), ниже среднего (20%) и низким (30%) уровнем длительности эмоций. Отрицательное влияние эмоций (на эффективность общения, поведения и деятельности) отражает их проявление в ответ на воздействие различных жизненных событий и актуальных ситуаций, может способствовать мобилизации психической деятельности либо, напротив, торможению и замедлению всех ее процессов. По результатам данного исследования, высокие значения параметра характерны для 35% молодых людей (15% имеют высокий уровень, 20% – уровень выше среднего). Эмоции оказывают существенное влияние на деятельность, поведение и межличностное общение: низкий уровень эмоциональности может привести к дезорганизации любой деятельности, повышенный уровень – может способствовать быстрому истощению. Таблица 2 Распределение респондентов по уровню выраженности параметров депрессии Параметры Отсутствие депрессии Легкая депрессия Умеренная депрессия Выраженная депрессия Тяжелая депрессия Когнитивно-аффективная субшкала 72% 23% 4% 1% 0% Субшкала соматических проявлений 95% 4% 1% 0% 0% Как видно из представленных данных, незначительное количество опрошенных молодых людей показали признаки депрессии в когнитивно-аффективной сфере: у от 1% до 4% из них выявлено наличие выраженной или умеренной депрессии. Депрессивные симптомы могут быть следствием ложных бессознательных «умозаключений» [11]: аффективных (чувства стыда и вины, подавленный гнев, печаль и дисфория, плаксивость); мотивационных (повышение зависимости, увеличение избегания, потеря позитивной мотивации); поведенческих (инертность, пассивность, дефицитарность социальных навыков); физиологических (нарушения сна, аппетита, изменения в сфере влечений) и когнитивных (самокритика, самообвинения, абсолютистское мышление, нерешительность, неспособность принять самостоятельное решение). У подавляющего большинства юношей и девушек, принявших участие в исследовании, определяется отсутствие депрессии (72% показали такой результат), у 23% респондентов фиксируется легкая степень депрессии по параметру когнитивно-аффективной шкалы. В симптоматике депрессивных расстройств выделяют т.н. «обязательные» составляющие [12], такие как пониженное настроение (уныние, подавленность, удрученность, тоска), утрата интереса к жизни (потеря способности получать удовольствие) и снижение активности (повышенная утомляемость, общая истощаемость). Последняя категория характеризует выраженность симптомов по шкале соматических проявлений депрессии. Как видно из представленных данных, 95% участвовавших в исследовании респондентов показали «отсутствие депрессии» по субшкале ее соматических проявлений, легкая депрессия выявлена у 4% из них, у 1% диагностируется умеренное проявление депрессивных симптомов. Депрессивные, астенические, тревожные состояния могут быть реакцией на конфликтные и/или фрустирующие ситуации. «Эмоциональное психологическое состояние фрустрации характеризуется негативным переживанием, возникающим при невозможности удовлетворить личностно-значимые потребности» [13], а «переживаемые отрицательные эмоциональные состояния в ситуации фрустрации, вызываются неожиданными препятствиями, помехами на пути к достижению цели» [14]. Корреляционный анализ проведен при помощи коэффициента ранговой корреляции (r-критерия Спирмена), критические значения для N=82: r ± 0,22 (при р ≤ 0,05), r ± 0,28 (при р ≤ 0,01), результаты анализа представлены в Таблице 3. Таблица 3 Корреляционные связи параметров эмоциональности и депрессии Шкалы тестов Когнитивно-аффективная субшкала Субшкала соматических проявлений Эмоциональная возбудимость 0,253* 0,258* Интенсивность эмоций 0,065 0,139 Длительность эмоций 0,197 0,183 Отрицательное влияние эмоций 0,175 0,417** Примечание: * – корреляция статистически значима при p ≤ 0,05; ** – корреляция статистически значима при p ≤ 0,01. Значимая положительная корреляционная зависимость была получена между параметрами эмоциональной возбудимости и когнитивно-аффективной субшкалой (при p ≤ 0,05) и субшкалой соматических проявлений депрессии (при p ≤ 0,05). Легкость возникновения эмоционального отклика на события, повышенная эмоциональная возбудимость оказывает негативный эффект на проявления депрессии и в когнитивной, аффективной плоскости, и в соматической. Поведенческие нарушения и эмоциональные расстройства при депрессии рассматриваются как следствия различного рода когнитивных искажений (ошибки суждений, ложные представления, чрезмерные преувеличения значения событий, неоправданные обобщения и т.д. [15] и непосредственное влияние на эти процессы оказывает повышенный уровень эмоциональной возбудимости. Значимая положительная корреляционная связь получена между субшкалой соматических проявлений депрессии и параметрами отрицательного влияния эмоций на деятельность и поведение (при p ≤ 0,01). Чем выше значения негативного влияния эмоций, тем сильнее проявляются соматические нарушения при депрессии, поскольку депрессивное состояние изменяет объективную оценку и репрезентацию информации, нарушает адекватные способы реагирования на личностно значимые события, трансформирует адаптивные стратегии поведения, заметно снижает общую работоспособность. Проявления депрессии на соматическом уровне оказывают значимое влияние на эмоциональную сферу личности, усиливая отрицательное влияние эмоций на деятельность, на поведение человека и повышая уровень эмоциональной возбудимости личности. Заключение Депрессия является наиболее распространенной формой аффективной патологии с изменением общего эмоционального фона, особенностей восприятия собственных эмоциональных состояний и нарушением регуляторной функции эмоций. Эмоциональная сфера при аффективных расстройствах характеризуется неустойчивостью, нестабильностью настроения или выраженной гипотимичностью, повышенная личностная эмоциональная возбудимость значимо усугубляет проявления депрессии, способствует ухудшению и/или несоответствию эмоционального реагирования актуальной ситуации. Проявления депрессивных состояний на уровне когнитивно-познавательной сферы (негативное прогнозирование будущего, тревожные ожидания, концентрация на негативных событиях и фрустрирующих ситуациях, идеи собственной малозначимости и личной малоценности, дистимичность восприятия окружающего, мнемическая избирательность и проч.) могут нагнетаться повышенной эмоциональной возбудимостью, качественно-количественной характеристикой общей эмоциональности личности. Выраженное отрицательное влияние эмоций на поведение и деятельность человека и эмоциональная возбудимость, как параметры эмоциональности, сказываются на соматических проявлениях депрессии (боли и/или дискомфорт в различных частях тела, нарушение пищевого поведения, расстройства сна, повышенная усталость, частая утомляемость, проблемы в сексуальной сфере и т.п.) и способны осложнять депрессивную симптоматику, когда к негативным физическим ощущениям добавляются резко-отрицательные эмоциональные явления и аффективные реакции. Особенности общей эмоциональности личности при депрессивных расстройствах, вносят специфический вклад в патогенез заболевания в качестве усугубляющих факторов проявлений депрессии, и могут быть связаны с тяжестью и длительностью течения заболевания.