Введение
Изучение процесса становления личности и факторов, влияющих на него, осуществляли представители различных наук – психологии, социологии, философии, педагогики.
Организационные навыки в 60–80-е гг. XX в. стали предметом исследования Л. И. Уманского. Ученый раскрывает в своих исследованиях организационную деятельность как процесс воздействия человека на группу людей с целью их сближения, психологического взаимодействия и сотрудничества для достижения общей цели.
Продолжая анализировать исследования Л. И. Уманского, отметим: он считает, что специфические черты личности образуют три группы компонентов: 1-я группа – организационная предрасположенность (психологическая избирательность, психологический такт); 2-я группа – эмоционально-волевые качества (энергичность, потребность, критичность); 3-я группа – склонность к организационной деятельности (постоянный интерес, необходимость и готовность к организационной деятельности). На основе анализа структуры организационной деятельности Л. И. Уманский выделил три основные функции: интеграция, воспитание и обучение. Все эти функции проявляются в единстве и взаимозависимости, действуют в различных сочетаниях с преобладанием той или иной функции.
Создатель идеи организационной деятельности Л. И. Уманский определил общие психологические характеристики, необходимые для каждого вида деятельности, а не только организационной; специфические черты как индивидуальные особенности человека, наделенного организаторскими способностями [1].
Исследования Л. И. Уманского по организационным способностям продолжила М. В. Сапоровская, указывая, что способности человека к организаторской деятельности напрямую зависят от развития у человека организационных и коммуникативных качеств. Организационные навыки включают способность организовывать действия, что также подразумевает коммуникативные навыки, критичность, практический интеллект, инициативу, способность заражать и активировать других, такт, аккуратность по отношению к себе и другим, настойчивость, самоконтроль.
Организационные навыки, как и любые навыки, развиваются в процессе деятельности. Под организационной деятельностью Ф. В. Шарипов понимает «процесс познания психологии людей и применения, прямого воздействия на них и взаимодействия с ними в процессе работы, взаимодействия личности организатора (объекта деятельности) и контактной группы – коллектива (объекта деятельности)» [2].
В. А. Сластенин разделяет организационную деятельность на внешнюю (исполнительскую, практическую) и внутреннюю («психологически творческую»). Он подчеркнул особенности организационной деятельности, которые зависят, с одной стороны, от внешних или внутренних факторов организатора, а с другой – от социальной ориентации. Характеристика внешней организационной деятельности определяется как диалектическая личность организатора и личность группы. Внутренняя характеристика организационной деятельности рассматривается как «социальная значимость и опосредование, определяющие социальную направленность деятельности организатора и организованной группы (цели, мотивы, ценностные ориентации, групповые нормы)» [3].
В младшем школьном возрасте, считает Ф. Лютенс [4], у ребенка вырабатывается понимание о том, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. У младших школьников, как правило, высокая самооценка, они способны к объективной самооценке. Особую трудность для детей школьного возраста представляет саморегуляция поведения.
Итак, процесс развития организационных способностей младших школьников протекает в специально организованной деятельности, представляющей собой специфическую систему действий. Включая младших школьников в организационную деятельность, считает А. Н. Смирнова, важно учитывать следующие этапы: информационный, операционный, практический.
Первый – информационный. Детям младшего школьного возраста в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая при решении организационных задач.
Второй – операционный. Он включает в себя развитие организационных способностей обучающихся на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях. Осуществляется во время занятий, знакомящих обучающихся с методами решения организационных проблем.
Третий – практический: управленческая практика, в процессе которой проявляются организационные способности обучающихся, закрепляются приобретенные управленческие знания и корректируются управленческие действия [5].
Организационные способности обучающихся рассматриваются в исследованиях Т. Я. Долгой и делятся на две группы:
- Общие организационные способности: общительность, наблюдательность, компетентность, инициативность, организованность, независимость, самоконтроль, настойчивость, активность, работоспособность.
- Специальные организаторские способности организационной деятельности, объединенные ученым в три типа:
1-й тип – организационная проницательность, включающая: психологическую избирательность – умение видеть особенности и состояние другого человека; практическую направленность – умение распределять обязанности, поручения с учетом индивидуальных особенностей людей; психологический такт – способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.
2-й тип – эмоционально-волевая результативность: общественная энергичность, способность направлять деятельность других; требовательность к другим людям; критичность оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить деятельность других;
3-й тип – склонность к организационной деятельности: потребность заниматься организаторской деятельностью; бескорыстие мотивов в организаторской деятельности; способность работать в коллективе и с коллективом; ответственность за деятельность и за принятые решения [6].
Традиционно учеными и практиками образование понимается как усвоение обучающимися определенных знаний, умений и навыков. Этот процесс пронизывает все стадии развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Развитие организационных навыков младших школьников также является одной из главных воспитательных задач современной школы. Однако ее решению уделяется недостаточно внимания.
Будучи довольно внушаемым и зависимым от взрослого, младший школьник подвержен воспитательным воздействиям, проявляя некоторые организаторские умения. Наши наблюдения показали, что низкий уровень развития организационных навыков младших школьников может быть одной из существенных причин неуспеваемости.
С одной стороны, соответствующий уровень развития организационных навыков создает предпосылки для более полного использования обучающимися своих творческих способностей и талантов; с другой стороны, улучшает качество обучения, воспитания и развития четвероклассников. Таким образом, достигаются результаты, планируемые ФГОС НОО.
Модернизация школьного образования предполагает наряду с новыми приоритетами новое наполнение образовательного процесса: формирование социально активной, творческой личности при сохранении фундаментальности образования, усиливая его практическую и жизненную направленность [7]. В формировании и развитии многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть внеурочная деятельность, которая, согласно ФГОС НОО, становится равноправной, полноценной частью учебно-воспитательного процесса.
Новизной в нашей работе считаем реализацию командного творческого испытания с целью развития организационных навыков четвероклассников.
Методология и результаты исследования
В проведении исследования мы опирались на следующие методологические подходы: системно-деятельностный, личностно ориентированный и аксиологический.
Системно-деятельностный подход строится на теоретических положениях концепций Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывает основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
Личностно ориентированный подход базируется на положениях, сформировавшихся в отечественной педагогике воспитания благодаря работам педагогов и психологов: Б. Г. Ананьева, М. Я. Басова, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна и др.
Аксиологический подход рассматривается учеными как философско-педагогическая стратегия, позволяющая реализовать профессиональные аксиологические ориентации в системе образования; формировать знания о личностных, общечеловеческих, этнокультурных ценностях (Ю. В. Артюхович, П. П. Блонский, С. И. Гессен, П. Ф. Каптерев, А. П. Нечаев, К. Д. Ушинский).
Экспериментальное исследование по развитию организационных навыков проводилось в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «МКОУ СОШ п. Октябрьский» Слободского района Кировской области. В этом эксперименте приняли участие восемь обучающихся 4-го класса: четыре мальчика и четыре девочки. Данный класс обучается по УМК «Школа России».
Констатирующий этап исследования
Констатирующий этап исследования проходил с использованием методики И. Ю. Исаевой и А. В. Морозова.
Цель констатирующего этапа эксперимента – выявить уровень организаторских навыков обучающихся четвертого класса.
Сначала мы осуществили диагностику волевых качеств ребенка по И. Ю. Исаевой. Детям предлагаются 15 вопросов, на которые они должны ответить «да», если согласны с вопросом, «нет» – при несогласии, «не знаю» – при сомнении, неуверенности.
Обработка результатов была следующая: ответ «да» – 2 балла, «нет» – 1 балл, «не знаю» – 0 баллов. Если интервал баллов составляет 1–12 баллов, то это низкий уровень; 13–21 балл – средний уровень; 22–30 баллов – высокий уровень.
В ходе исследования выявлено: у пяти детей сила воли развита слабо, у трех детей развитие силы воли находится на среднем уровне. Для наглядного отображения результатов исследования была составлена диаграмма (рис. 1).
Рис. 1. Результаты исследования тестирования уровня волевых качеств у четвероклассников
(по И. Ю. Исаевой)
В результате полученных данных мы можем говорить, что у подавляющего числа детей (62,50%) сформированность силы воли находится на низком уровне. Эти дети делают то, что легче и интереснее. К обязанностям относятся безответственно, что бывает причиной недостижения поставленных целей. Остальные дети имеют средний уровень развития воли (37,50%): дети если столкнутся с препятствием, то будут его преодолевать, но, если увидят более легкое решение, тут же воспользуются им. Лишние обязанности на себя брать не будут.
Диагностика организационных навыков проводилась с использованием методики тестирования А. В. Морозова, доктора педагогических наук, профессора, главного научного сотрудника Центра информатизации образования ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования».
Тест А. В. Морозова включал в себя двадцать вопросов. Обучающимся необходимо было отвечать на вопросы быстро. Ответы на двадцать вопросов даются в виде знака +/– (+ означает «да», а – означает «нет»). Ответы оценивались в баллах.
Обработка результатов всего теста позволяет выявить количество баллов, соответствующее трем уровням:
- высокий уровень – 15 и более баллов;
- средний уровень – 13–14 баллов;
- низкий уровень – ниже 13 баллов.
Эксперимент показал, что у 50% детей низкий уровень развития организационных навыков, у 45% детей – средний уровень развития организационных навыков, у 5% – высокий уровень развития организационных навыков. Для наглядного отображения результатов исследования была составлена диаграмма (рис. 2).
Рис. 2. Результаты исследования тестирования организационных навыков четвероклассников
(по тесту А. В. Морозова)
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что уровень развития организационных навыков у обучающихся 4-го класса недостаточно высокий, в том числе из-за низкого уровня развития воли. Высокий уровень зафиксирован нами только у 5% обучающихся. Полученные результаты подтверждают необходимость целенаправленной работы по развитию организационных навыков четвероклассников.
Формирующий этап исследования
Цель формирующего этапа – развить у четвероклассников организационные навыки.
Высшим результатом в развитии организационных способностей, согласно исследованиям Н. А. Новиковой, является формирование навыков, связанных с самообразованием. Под самообразованием понимается самостоятельная учебная деятельность, при которой по инициативе самого обучающегося определяются учебная задача и объем приобретения дополнительных знаний и навыков по школьным предметам, источники знаний, время и формы работы [8].
На основе вышесказанного можно выделить три этапа формирования организационных способностей у младших школьников.
I этап – 1-й и 2-й классы. Роль учителя на этом этапе – определить цели действий и способы их выполнения, подобрать упражнения, требующие от детей отработки любых действий. Функция обучающихся – усвоить цели действий, выполнять упражнения различными способами. Характерной особенностью первого этапа является то, что младшие школьники не участвуют в самостоятельном выполнении организационных действий, а только учатся выполнять отдельные операции, составляющие их. Развитые организационные навыки не только повышают интенсивность познания, сокращают затрачиваемое время, но и определяют возможность включения учащихся в процесс самообразования, поскольку самообразование – это прежде всего организация человеком своего образования.
II этап – 2-й и 3-й классы. Роль учителя на этом этапе – определение целей новых организационных действий, формирование положительного отношения обучающихся к поставленным целям, а также не только контроль и оценка организационных действий четвероклассников, но и их участие в оценке и контроле организационных действий своих одноклассников. Роль учеников состоит в том, чтобы осознавать важность организационных действий, определять способы их выполнения вместе с учителем.
III этап – 3-й и 4-й классы. Роль учителя на этом этапе – формирование осознанных причин реализации организационных действий и оценка их выполнения. Функция обучаемых – контроль и самоконтроль, оценка и самооценка организационных действий.
Все методы и приемы групповой работы способствуют развитию организационных навыков. Среди них: самостоятельная работа в парах и группах по изучению и закреплению нового материала (задания формулируются таким образом, чтобы требовалось сотрудничество между обучающимися); лабораторные и практические работы в парах и группах (в ходе их выполнения важно предусмотреть самостоятельное групповое планирование в начале работы и групповую самооценку в конце); групповые мини-проекты (выполняемые на уроке); групповые исследовательские и проектные работы любого типа (проводятся в основном во внеурочное время).
Важным направлением для формирования личностных качеств ребенка и социальной адаптации детей является развитие их творческих способностей и организационных навыков. Художественно-творческая деятельность, включающая в себя в том числе изготовление поделок из разных материалов в различных техниках, проведение детьми мастер-классов, проведение командных интеллектуальных, спортивных, творческих мероприятий, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей. Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту.
Развитие организационных навыков в исследовании происходило в процессе мероприятия «Дружба крепкая не сломается!». Цели мероприятия: познакомить с законами дружбы и взаимопомощи, углубить имеющиеся знания по организационным навыкам, сделать выводы по результатам совместной работы всего класса, продолжать учить работать в паре и в коллективе, уметь рассказывать о своих результатах.
В ходе мероприятия мы апробировали следующие задания.
На первом этапе обучающиеся узнали о правилах дружбы, ценности дружбы для жизни. Им был показан видеоролик на тему «Дружба в мультиках». Заранее были подготовлены видеонарезки из таких мультфильмов, как «Трое из Простоквашино», «Котенок по имени Гав», «Винни Пух и его друзья», «Приключения кота Леопольда», «Холодное сердце», «Как львёнок и черепаха пели песню».
Далее обучающимся 4-го класса предстояло пройти командное творческое испытание «Дружба? Где? Когда?» (по мотивам телепередачи «Что? Где? Когда?»).
Класс был разделен на две команды по четыре человека, каждый выбрал себе капитана (в процессе игры выявились лидеры в каждой команде). Было пять раундов. В результате победила 2-я команда с отрывом в три очка, что связано с присутствием в команде двух лидеров и капитана с высоким уровнем организационных навыков. Можно сделать вывод о том, что большую роль в победе команды сыграли эти ученики-лидеры.
«Геометрические фигуры». Для проведения игры нужна веревка, концы которой завязываются, образуя кольцо. Длина веревки зависит от количества участников игры. Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку. Задание для группы: как можно быстрее с закрытыми глазами, не выпуская из рук веревки, построить геометрические фигуры: треугольник, квадрат, звезду, шестиугольник и т. д. Сначала возникает пауза и ребята бездействуют, затем кто-то из участников берет на себя инициативу, предлагает вариант решения поставленной задачи, руководя действиями. На том же принципе – обязательном проявлении лидера для осуществления совместной групповой деятельности – построены и следующие игры по геометрическим фигурам.
Организационные навыки могут проявиться в следующем: ученик дает указания по действиям во время творческого процесса своим одноклассникам, помогает разобраться в сложном и дать ответ на затруднительное задание и др.
Апробация мероприятия «Дружба крепкая не сломается!» показала, что у многих детей уровень развития организационных навыков повышается в процессе деятельности. Некоторым детям требуется развивать организационные навыки, чего можно достигнуть в процессе регулярных коллективных занятий.
Контрольный этап исследования
Цель контрольного этапа – выявить динамику развития уровня организационных навыков обучающихся 4-го класса.
Диагностика организационных навыков осуществлялась с использованием методики тестирования И. Ю. Исаевой и А. В. Морозова.
Диагностика волевых качеств ребенка по И. Ю. Исаевой
В результате тестирования четвероклассников было выявлено следующее: у 12,5% обучающихся сила воли развита слабо, у 75% сила воли развита на среднем уровне, у 12,5% достаточный уровень развития силы воли. Для наглядности представим данные на диаграмме (см. рис. 3).
Рис. 3. Результаты исследования тестирования волевых качеств у четвероклассников
(по И. Ю. Исаевой)
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что у большинства детей воля имеет средний уровень развития, это означает следующее: если он (ребенок) столкнется с препятствием, то начнет действовать, чтобы преодолеть его, но, если увидит более легкое решение, тут же воспользуется им. Неприятную работу постарается выполнить, хотя и с неохотой. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмет. У одного ребенка волевые качества развиты слабо, и поэтому он делает то, что легче и интереснее, даже если это может повредить ему. К обязанностям нередко относится спустя рукава, что бывает причиной недостижения поставленных целей. Любую просьбу, обязанность он воспринимает чуть ли не как физическое насилие. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Только у одного ребенка воля развита достаточно, на этого ребенка можно положиться, он не подведет. Ему не страшно ничего: ни новые поручения, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда его твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Мы можем сказать, что формирующий этап исследования помог достичь достаточного уровня развития силы воли.
В ходе диагностики организационных навыков с помощью теста А. В. Морозова (рис. 4) было установлено следующее: 50% детей обладают средним уровнем развития организационных навыков, 45% детей – высоким уровнем развития организационных навыков, 5% – низким уровнем развития организационных навыков.
Рис. 4. Результаты исследования организационных навыков четвероклассников
(по тесту А. В. Морозова)
Таким образом, результаты контрольного этапа показали, что организационные навыки у обучающихся 4-го класса развиты достаточно, только у 5% учащихся низкий уровень, что, в свою очередь, подтверждает, что целенаправленная работа для развития организационных навыков была эффективной.
Заключение
Развитие организационных навыков младших школьников является одной из главных задач современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к самовыражению, уверенность в себе. Для этого необходимо совершенствовать организационные навыки младших школьников, ведь именно в этот период развиваются все психические функции ребенка. Для развития организационных навыков важно целенаправленно создавать определенные психолого-педагогические условия: включение четвероклассников в совместную творческую деятельность учителя и учащихся, создание личностно ориентированной образовательной среды. Развитие у детей организационных навыков возможно во всех общеобразовательных учреждениях. Апробированные нами педагогические условия подтвердили возможность развития у четвероклассников организационных навыков в творческой мастерской.