Full text

Введение

 

Феномены самоактуализации и самореализации как две взаимосвязанные стороны максимально полного осознания и воплощения личностью своих потенций и стремлений интересуют представителей разных наук уже долгое время. Подходы к их рассмотрению разнообразны и зависят, преимущественно, от теоретической направленности исследователя. В последнее время все больше работ, связанных с самореализацией, наблюдается в социологических отраслях. Так, Ю.М. Пасовец подчеркивает обусловленность самореализации на современном этапе социокультурными факторами. Автор указывает на то, что именно на молодежь в силу ее достаточной динамичности и восприимчивости, должны быть направлены усилия по содействию самореализации [1]. Данный тезис также отражен в стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации [2]. Ю.М. Пасовец подчеркивает, что для большей части молодых людей наиболее привлекательными являются такие сферы самореализации, как профессиональная и семейная сферы, материальное благополучие и уверенность в своих силах. Более традиционная сфера самореализации – творческая - уже рассматривается молодыми людьми не как самоцель, а как средство достижения других целей. Преобладание профессионально-образовательной и семейно-бытовой сфер самореализации можно объяснить психологическими новообразованиями рассматриваемого возрастного этапа. Именно в этих сферах социологи на основе опросов выделили и наиболее выраженные противоречия между стремлениями и возможностями.

Психологи также не оставляют научных попыток постичь смысл и структуру самореализации, понять в чем кроется устойчивое стремление человека ее достичь. В более ранних публикациях мы уже обосновывали актуальность именно юношеского возраста в отношении становления самореализации [3]. В частности, по мнению И.Д. Егорычевой, именно данный возрастной этап создает предпосылки эффективности последующей самореализации личности как деятельностному воплощению осознанных потенций [4].

Современные социокультурные особенности состоят, в частности, в демонстрации многообразных способов самовыражения и самореализации личности, многие из которых достаточно опасны и для соматического и для психологического здоровья. Но при этом сам факт подобной демонстрации может иметь вполне ощутимый финансовый эффект, что сказывается на изменении ценностной сферы личности молодого человека. Ценности самоактуализирующейся личности были описаны А. Маслоу. В частности он считал, что такой личности присущи: более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней; принятие (себя, других, природы); спонтанность, простота, естественность; центрированность на задаче; некоторая отъединенность и потребность в уединении; автономия, независимость от природы и среды; постоянная свежесть оценки; мистичность и опыт высших состояний; чувства сопричастности, единения с другими; более глубокие межличностные отношения; демократическая структура характера; различение средств и целей, добра и зла; философское, невраждебное чувство юмора; самоактуализирующееся творчество; сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частной культуры [5]. Учитывая, отмеченный в научных исследованиях ценностный сдвиг, нам представляется обоснованным научный интерес в отношении эмпирического исследования особенностей самореализации личности современного человека юношеского возраста.

 

Методология и  результаты исследования

 

Поскольку ранний юношеский возраст является этапом начала деятельностного воплощения осознанных в ходе самоактуализации аспектов нам представляется вполне корректным использование методики САМОАЛ А.В. Лазуркина в адаптации Н.Ф. Калина [6]. Шкалы методики вполне согласуются с ценностями самоактуализирующейся личности, выделенными А. Маслоу. Эмпирической базой исследования послужило Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Тольяттинский электротехнический техникум» (ГАПОУ СО «ТЭТ»). В исследовании приняли участие 40 юношей в возрасте от 16 до 19 лет. Результаты эмпирического исследования представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

 

Таблица 1.Средние значения выраженности шкал методики САМОАЛ

 

Название шкалы

Среднее значение

Ориентация во времени

8,8

Ценности

8,8

Взгляд на природу человека

8,1

Потребность в познании

8

Креативность

8,4

Автономность

8,4

Спонтанность

7,5

Самопонимание

8,4

Аутосимпатия

9

Контактность

8,2

Гибкость в общении

8,2

 

 

Рисунок 1. Средние значения выраженности шкал методики САМОАЛ

Примечание: шкалы «САМОАЛ» 1- ориентация во времени; 2 – ценности; 3- взгляд на природу человека; 4 – потребность в познании; 5 – креативность; 6 – автономность; 7 – спонтанность; 8 – самопонимание; 9 – аутосимпатия; 10 – контактность; 11 – гибкость в общении.

 

Анализируя данные, представленные в таблице и на рисунке, можно отметить, что максимально выраженной является шкала «Аутосимпатия», но и ее показатели составляют лишь 60% от максимально возможного значения. Можно говорить о том, что респонденты вполне удовлетворены представлением о собственных индивидуальных особенностях. Авторы методики подчеркивают, что положительное самоотношение является залогом психологического здоровья и гармоничной жизнедеятельности.

Чуть менее выражены шкалы «Ориентация во времени» и «Ценности», что свидетельствует о том, что респонденты предпочитают ориентироваться на настоящий момент, и стремятся к достижению и демонстрации ценностей, обозначенных А. Маслоу как ценности самоактуализирующейся личности.

Самые низкие значения (50%) отмечены по шкале «Спонтанность», что можно интерпретировать как осознание расхождения между желаемым уровнем свободы действия и самовыражения и действительным уровнем такой свободы. Такие результаты вполне согласуются с психологическими особенностями юношеского возраста, а именно постепенным переходом к реализации в деятельности осознанных потенций.

Значения остальных шкал расположены в границах от 50% до 60% выраженности, что свидетельствует об их средней проявленности.

Дополнительно нами были предприняты попытки выделить специфические особенности самореализации респондентов юношеского возраста по сравнению с особенностями самореализации респондентов среднего возраста. Ранее [7] нами было организовано и проведено исследование, направленное на выявление особенностей самореализации лиц среднего возраста с использованием самоактуализационного теста САТ. Поскольку в этих исследованиях были применены разные психодиагностические методики, предполагающие различную обработку первичных данных, статистическое сравнение результатов не корректно. Также тест САТ содержит большее количество шкал, чем методика САМОАЛ. При этом и название, и содержание отдельных шкал совпадает, что делает возможным проведение качественного сравнения.

Для проведения сравнительного анализа нами были отобраны результаты мужчин среднего возраста и юношей по соответствующим в обеих методиках шкалам. Обработка результатов самоактуализационного теста предполагает перевод «сырых» баллов в Т-баллы, поэтому оценка степени выраженности показателей респондентов по отобранным шкалам осуществлялась на основе точки отсчета в 50 Т-баллов. В методике САМОАЛ указан максимально возможный показатель по каждой шкале – 15, поэтому анализ степени выраженности показателей респондентов по шкалам методики осуществлялся на основе эмпирически вычисленного среднего балла – 7,5. Полученные результаты отражены в таблице 2.

 

Таблица 2.Средние значения выраженности шкал методик САМОАЛ и САТ

 

Название шкалы САМОАЛ / САТ

Среднее значение юноши

Среднее значение мужчины

Ориентация во времени / Ориентация во времени

8,8

45,1

Ценности / Ценностные ориентации

8,8

59,2

Взгляд на природу человека / Представление о природе человека

8,1

45

Потребность в познании / Познавательные потребности

8

50

Креативность / Креативность

8,4

50

Автономность / Поддержка

8,4

53,1

Спонтанность / Спонтанность

7,5

65,5

Самопонимание / Сензитивность

8,4

50

Аутосимпатия / Самоуважение

9

68,9

Контактность / Контактность

8,2

54,2

Гибкость в общении / Гибкость поведения

8,2

54,2

 

Анализируя представленные в таблице 2 результаты, с учетом обозначенных выше точек отсчета степени выраженности показателей по шкалам методик, можно отметить следующее.

Показатели по шкалам «Потребность в познании / Познавательные потребности», «Автономность / Поддержка», «Контактность», «Гибкость в общении / Гибкость поведения» расположены в среднем диапазоне у обеих групп респондентов. Это свидетельствует о том, что стремление к познанию нового, относительная независимость суждений, а также коммуникативные умения не являются ведущими аспектами самореализации у мужчин и юношей и не подвержены влиянию психологических особенностей, обусловленных возрастом.

Показатели шкал «Ценности / Ценностные ориентации» и «Аутосимпатия / Самоуважение» наиболее выражены и, скорее всего, являются доминирующими в самореализации респондентов мужского пола, что свидетельствует о том, что в своей повседневной жизни и деятельности они руководствуются теми ценностями, которые выделил А. Маслоу. Также можно отметить, что результаты выполняемой деятельности и особенности взаимоотношений респондентов с окружающими людьми не влияют на положительное отношение к собственной личности. Выраженность показателей по данным шкалам у обеих групп респондентов позволяет говорить о том, что данные аспекты самореализации также не обусловлены возрастными особенностями.

Показатели шкалы «Спонтанность» у респондентов среднего возраста достаточно высоки, а у юношей являются самыми низкими из всех, но на среднем уровне выраженности относительно точки отсчета. Это свидетельствует о том, что юноши больше внимания уделяют контролю за своим поведением и речью, опасаясь того, что демонстрация искренних чувств и естественного поведения могут иметь негативные последствия. Можно говорить о том, что проявление спонтанности в поведении обусловлено особенностями возрастного этапа.

В отношении шкал «Ориентация во времени», «Взгляд на природу человека / Представление о природе человека» наблюдается обратная картина. У респондентов среднего возраста показатели по этим шкалам самые низкие из всех, а у юношей они расположены в диапазоне «выше среднего». Это можно трактовать как то, что юноши более ориентированы на настоящий момент и верят в возможность человека достичь всех намеченных целей. Мужчины среднего возраста больше ориентированы на прошлое и демонстрируют скептицизм в отношении человеческих возможностей, что, скорее всего, обусловлено накопленным жизненным опытом. Таким образом, можно констатировать, что ощущение времени и возможности достижения любых целей также имеет возрастную специфику.

Похожая картина наблюдается и в отношении шкал «Креативность» и «Самопонимание / Сензитивность». Здесь средняя выраженность у респондентов среднего возраста соседствует с достаточно высокими показателями у респондентов юношей. Это может говорить о том, что лица более молодого возраста более чутко прислушиваются к собственным потребностям и стремлениям, а также способны продуцировать и воплощать в жизнь неординарные идеи. Значения этих шкал у респондентов среднего возраста могут быть обусловлены излишней регламентированностью повседневной жизни и профессиональной деятельности, не оставляющей места для творчества. А также переживание кризиса среднего возраста существенно влияет на изменения представлений о себе и самопонимание. Таким образом, можно отметить, что и выраженность этих шкал имеет возрастную специфику.

В результате проведенного анализа, можно говорить о том, что особенности юношеского возраста наиболее проявились в высоких показателях по шкалам «Ориентация во времени», «Взгляд на природу человека», «Креативность» и «Самопонимание» и в низких показателях по шкале «Спонтанность».

На следующем этапе с помощью факторизации нами были определены группы факторов, образующих структуру самореализацию обследуемых юношей.

В первый фактор вошли такие шкалы как: «Контактность» (0,84), «Аутосимпатия» (0,66), «Спонтанность» (0,64) и «Гибкость в общении» (0,63). Можно отметить, что и наиболее и наименее выраженные шкалы попали в этот фактор, который условно можно обозначить как «Общительность». Несмотря на то, что интимно-личностное общение уже не является ведущей деятельностью в этом возрасте, стоит обратить внимание на связь шкал, относящихся к межличностному взаимодействию и положительному самоотношению. Можно говорить о том, что распространенность различных способов опосредованного взаимодействия влияет на важность общения в жизни и деятельности юношей и доминирование аспектов, связанных с общением в структуре самореализации респондентов данного возраста.

Во второй фактор вошли: шкала «Креативность» (0,87), шкала «Ценности» (0,72) и частично шкала «Потребность в познании» (0,53). Их можно объединить под названием «Любознательность». Можно говорить о том, что обследуемых интересует все необычное, они испытывают потребность в творческом подходе к выполняемой деятельности. Можно предположить, что достаточно высокая выраженность показателей этих шкал, при их совокупности, также отчасти обусловлена популярностью различного рода визуальных контентов. Демонстрация чего-то нового, необычного вызывает интерес и стремление к повторению.

Третий фактор образован единственной шкалой «Взгляд на природу человека» (0,86) и может интерпретироваться как вера респондентов в человеческие возможности, устойчивое представление об их широком диапазоне, что позволяет именовать этот фактор – «Доброжелательность». Выраженность этой шкалы, по мнению авторов методики, является основанием для организации и поддержания искренних и доброжелательных отношений с окружающими людьми, основанных на взаимной симпатии. Содержательное наполнение этой шкалы указывает на то, что обилие различной информации обеспечивает юношам устойчивую уверенность в возможности достижения человеком практически любых поставленных целей и, соответственно, веру в свои собственные силы.

Четвертый фактор образован шкалами «Самопонимание» (0,85), «Ориентация во времени» (0,68) и частично шкалой «Потребность в познании» (0,42), что можно обозначить как «Самопознание», стремление понять свои собственные желания, стремления и способности в настоящий момент времени. Не высокие значения шкалы «Самопонимание» указывают на то, что самопознание находится в процессе и еще не завершено, а соответственно, любая значимая информация может существенно повлиять на становление личности респондентов.

Таким образом, можно говорить о том, что структура самореализации юношей, обучающихся в среднем специальном учебном заведении, выглядит следующим образом:

1. Общительность;

2. Любознательность;

3. Доброжелательность;

4. Самопознание.

Учитывая установленные при качественном анализе особенности различных аспектов самореализации в отношении возрастной специфики, можно говорить о том, что факторы «Доброжелательность» и «Самопознание» являются характерными именно для юношеского возраста.

В целом, можно сказать, что выделенные факторы тесно связаны с коммуникативной сферой и отражают современное состояние погруженности юношей в информационное пространство. Киберпространство приобретает статус основного источника, как получения информации, так и ее передачи. Самопознание, самоактуализация и самореализация личности также в большинстве своем осуществляются посредством информационных технологий.

 

Заключение

 

Можно говорить о том, что полученные нами результаты вполне согласуются с данными, представленными в печати представителями других наук. Нами была определена структура самореализации юношей, обучающихся в среднем специальном учебном заведении, доминирующие элементы которой соответствуют психологическим особенностям данного возрастного этапа. В качестве аспектов самореализации, имеющих наибольшую зависимость от возраста личности, были выделены: «Ориентация во времени», «Взгляд на природу человека», «Креативность» и «Самопонимание», «Спонтанность». Наиболее выраженными выступили такие аспекты самореализации, как: «Аутосимпатия», «Ориентация во времени» и «Ценности», что можно трактовать как принятие своей личности со всеми ее особенностями в данный настоящий период жизни.

Выявленные диагностические данные ставят перед нами вопросы, определяющие вектор дальнейших исследований, а именно: существуют ли различия в самореализации юношей, обучающихся в среднем специальном учебном заведении и высшем учебном заведении; существуют ли различия в самореализации юношей и девушек и др.