Full text
Введение Коэффициент монетизации – показатель, характеризующий потребность экономики в денежной массе. Он позволяет судить о том, в достаточной ли степени эмитировано денег для обращения товаров и совершения сделок [1]. Рассчитывается данный коэффициент как частное от деления среднегодовой денежной массы на номинальную величину валового внутреннего продукта (ВВП). Осуществляя расчет данного показателя, необходимо учитывать среднее значение денежной массы за год. Это связано с тем, что если при исчислении коэффициента будет применяться моментный показатель М2, то значение будет искаженным, поскольку ВВП является интервальным показателем. Когда денег в стране становится недостаточно по отношению к ВВП, то кредиты дорожают, что ведет к затормаживанию развития организаций. Это обусловлено тем, что они не имеют потенциала для бесперебойного функционирования, увеличения производства и обеспечения населения рабочими местами. Методология и результаты исследования Чем выше коэффициент монетизации экономики – тем лучше. Следовательно, рост данного показателя свидетельствует об усилении мобильности экономики. Сингапур, Гонконг, Швейцария, Япония, Китай, Великобритания – это те финансовые центры мира, которые характеризуются наибольшими значениями данного коэффициента, их значения достигают 200%. Для преодоления кризиса в стране и повышения благосостояния граждан требуется вносить коррективы в денежно-кредитную политику. При этом следует обосновывать необходимую и достаточную монетизацию экономики. В государствах с благоприятным состоянием экономики и низким процентом инфляции монетизация должна находиться на уровне не ниже 50%. В России этот уровень в 2018 году составлял 40%, что свидетельствует о недостаточном развитии рыночной экономики. Важно отметить и то, что коэффициент монетизации не отражает уровень монетизации экономики в полной мере. Рассчитывая коэффициент монетизации, как правило, используют показатель денежной массы в национальном определении, не включающий в состав валютные депозиты. Это в определенной мере искажает реальную величину показателя, так как не все валютные вклады создаются для использования за рубежом. Они могут создаваться гражданами и организациями в периоды ухудшения состояния экономики в стране, что также доказывает влияние доверия к денежно-кредитной системе на коэффициент монетизации. Следовательно, это приводит к занижению коэффициента монетизации. Однако есть и те, кто считают, что валютные депозиты предназначены для их использования за рубежом и не способствуют увеличению внутреннего продукта и росту экономики. Так или иначе, разделить и рассчитать объемы подобных накоплений довольно трудно. При расчете могут быть учтены только косвенные признаки, что не даст возможности правильно оценить их влияние на величину монетизации экономики конкретной страны. Таким образом, в полном объеме оценить коэффициент монетизации экономики на данном этапе развития невозможно. Многие экономисты проводили исследования для того, чтобы определить оптимальный и граничный, то есть минимально необходимый для экономического роста, уровни монетизации экономики. К примеру, по М. Фридману для нормального инвестирования оптимальный уровень монетизации экономики должен составлять не менее 45%. По мнению других специалистов нормальное значение для развития экономики составляет около 40% только для обмена товарами и услугами, в то время как для капитальных вложений необходимо около 80%. Проведем анализ коэффициента монетизации в РФ. Для этого рассмотрим динамику коэффициента монетизации России и определяющих её основных показателей за период с 2005 по 2019 год по данным ЦБ РФ и Росстата. Рис. 1. Динамика монетизации России (правая шкала) и определяющих её основных показателей за период с 2005 по 2019 год по данным Банка России и Росстата (построено автором по данным [3,4]) Анализируя диаграмму, мы видим, что показатель растет, однако темпы прироста не слишком быстрые. Мировой опыт показывает, что страны с коэффициентом монетизации экономики ниже 100% не показали экономического прорыва. Следовательно, в ближайшее время существенных позитивных изменений в экономике РФ, вероятнее всего, ожидать не следует. Таким образом, в настоящее время имеют место различные процессы, оказывающие негативное влияние на факторы, учитываемые при расчете коэффициента монетизации в России. На данной диаграмме также видно, что уровень монетизации экономики находится в прямой зависимости от значения агрегата М2. Ежегодно объемы денежного агрегата М2 увеличивались, это характерно практически для экономик всех стран. Но для эффективного их выпуска, они должны быть экономически активными, то есть использоваться при осуществлении транзакций. Когда Банк России увеличивает денежную массу, то процентные ставки снижаются за счет того, что банки могут выдавать больше кредитов населению. Следовательно, для потребителей заемные средства становятся более доступными, что ведет к увеличению их расходов. Резкое увеличение денежной массы может привести к повышению инфляции, но, как мы видим, резких скачков денежной массы в нашем случае не наблюдается. Основная трудность государства состоит в увеличении денежной массы таким образом, чтобы при этом инфляция оставалась на заданном уровне. Только в этом случае удастся добиться устойчивого экономического роста страны. Не стоит забывать про факторы, воздействующие извне, и соотношение между количеством денег и уровнем ВВП, поскольку уровень монетизации экономики находится в зависимости от этих переменных. Исходя из этого необходимо провести анализ взаимосвязи коэффициента монетизации с ключевыми макроэкономическими факторами, а именно – динамикой уровня инфляции и темпами изменения ВВП. Рис. 2. Динамика коэффициента монетизации, годовой инфляции и темпы изменения ВВП (правая шкала) (построено автором по данным [4,5]) Представленный график дает возможность оценить соотношение динамики инфляции в России и темпов изменения ВВП при увеличении монетизации экономики. Так, с 2009 г. по 2011 г. уровень инфляции сокращался при одновременном увеличении денежной массы (рис. 1), но относительно стабильной величине коэффициента монетизации (в пределах 33%). Увеличение насыщения экономики деньгами в период 2012 – 2014 гг. и, соответственно, увеличения коэффициента монетизации до 39% не привело к значительному росту ВВП, темпы изменения ВВП сократились до значения 1,08%, а в период введения санкций снизились до 1,035%. Если исходить из понимания инфляции монетаристами, то данное явление в экономике России, можно сказать, стало парадоксом. Объясняется это тем, что монетаристы не учитывают при расчете инфляции неоднородность рынка. Выделяют потребительский и производственный рынки, инфляция же рассчитывается исходя из изменения цен на первом из упомянутых. Увеличивающаяся денежная масса в экономике обеспечивает более дешевые ресурсы и дает стимул для роста объема ВВП. При этом деньги не сразу попадают на потребительский рынок, они задерживаются у производителей, а значит и не участвуют в расчете инфляции, что и объясняет такой парадокс. После преодоления кризиса 2014 - 2015 годов, вызванного санкциями против РФ, правительство совместно с ЦБ начало проводить политику таргетирования инфляции, осторожно изменяя уровень монетизации, что обеспечило снижение уровня инфляции и сдерживание его в запланированном пределе в 4%. Финансовые ресурсы государства были направлены на постепенное повышение коэффициента монетизации при снижении и последующей стабилизации инфляции в том числе за счет направления денежных ресурсов в развитие отечественной промышленности и сельского хозяйства в рамках программы импортозамещения. Для роста ВВП, сдерживания инфляции и увеличения коэффициента монетизации органам власти необходимо поддерживать приоритетные отрасли экономики, банковскую систему, выполнять социальные гарантии. Отметим, что помимо инфляции и ВВП есть и другие факторы, которые необходимо учитывать. К ним относятся: • Степень развития финансового сектора; • Результативное использование денежных средств при кредитовании экономики страны; • Стремление населения сберегать деньги; • Уровень доверия к банковской системе. Сравнение темпов изменения денежной массы и ВВП по РФ за 2005-2018 гг. представлено на рисунке 3. Рис. 3. Темпы изменения денежной массы и ВВП по РФ (построено автором по данным [6]) Темпы изменения денежной массы и ВВП движутся практически в одинаковом направлении. Исходя из предыдущего графика (рис. 2), мы видим, что в 2008 году наблюдался самый высокий уровень инфляции. При этом государство не увеличивало КМЭ, а, напротив, снижало данный коэффициент. Это делалось для того, чтобы деньги не попадали в финансовый сектор, то есть не позволяли спекулянтам пользоваться скачком цен на валюту. Также в этот период Центральный Банк увеличивал и ключевую ставку в целях недопущения спекулятивных операций коммерческими банками. Повышение ставки было необходимо для стабилизации девальвационных и инфляционных ожиданий игроков на рынке. Риском было не только увеличение инфляции, но и значительное падение ВВП. Опыт стран с наиболее развитой экономикой говорит о существовании тесной связи между началом любого экономического роста и увеличением денежной массы по отношению к ВВП. Рассмотрим динамику коэффициента монетизации экономики в развитых странах. Рис. 4. Уровень коэффициента монетизации экономики в развитых странах (построено автором по данным [7]) На рисунке 4 представлена пятерка развитых стран и их уровень монетизации. Можно отметить, что самый высокий уровень КМЭ наблюдается в Японии. Одной из причин на наш взгляд является высокий уровень сбережений населения. Следует отметить и то, что Япония – страна практически с нулевой инфляцией, что позволяет им без опаски «насыщать» экономику денежными средствами. Уровень инфляции составил 0,79% на 2019 год [8]. Во всех странах, кроме Великобритании КМЭ растет. В Великобритании КМЭ достаточно динамичен, на 2018 там самый низкий показатель из этой пятерки. Для этой страны очень важен финансовый сектор, поэтому кризисные периоды сильно влияют на национальное хозяйство. Заметим падение КМЭ в 2018 году после его постепенного повышения в течение предшествующих 4 лет. Ухудшение состояния экономики можно связать с выходом из ЕС, что привело к таким проблемам как инфляция, снижение покупательной способности и др. Необходимо подчеркнуть, что сравнивать аналогичные показатели различных стран не совсем корректно. Так, например, в США показатель не слишком высоких значений. Это требует пояснений. Во-первых, государством удерживается доля налоговых поступлений в размере 30% ВВП в бюджет государства. Оставшаяся часть подлежит распределению на финансовом рынке, важную роль в котором играют инвестиционные, накопительные пенсионные фонды, а также страховые компании. На их долю приходится приблизительно три четверти всех денежных средств, оставшихся на финансовом рынке, следовательно, на долю банков и кредитных учреждений приходится меньшая часть. К примеру, в 2015 году на депозитах находилось 15,2% всех финансовых активов домашних хозяйств, остальные активы – в различных других инструментах. То есть в США иные условия строения финансового рынка и значение их КМЭ не целесообразно сравнивать со значениями КМЭ других стран. Также проанализируем КМЭ в развивающихся странах, представленный на рисунке 5. Рис. 5. Уровень коэффициента монетизации экономики в развивающихся странах (построено автором по данным [7]) В представленной пятерке стран с развивающейся экономикой лидирует Китай с коэффициентом монетизации экономики 198% в 2018 году. Такой достаточно высокий уровень монетизации можно объяснить высокой долей сбережений населения. Объем финансовых активов в Китае составил 20 943 млрд евро на 2018 год [9]. Помимо этого, Китай характеризуется и высокими темпами роста экономики. В 2019 г. экономический рост составил 6,1 %. Заключение Из проведенного исследования следует, что в России КМЭ низок, что свидетельствует о недостаточно развитой экономике. Для увеличения денежной массы без параллельного увеличения инфляции следует концентрировать средства в реальном секторе экономики, а именно – в финансировании высокотехнологичных инновационных проектов. Такая стратегия позволит получить максимальный мультипликатор в долгосрочной перспективе, что существенно повлияет на темпы роста экономики. Однако увеличение общего объема М2 и дополнительное кредитование должны сочетаться с политикой, направленной на повышение доходов и покупательной способности населения. Рассмотрев в работе динамику агрегата М2 и инфляции, можно сделать вывод, что при увеличении денежной массы резких скачков инфляции не происходит. Это связано с тем, что рост денежной массы сопровождался более значительным ростом ВВП. Исключение составляют кризисные периоды 2008 и 2014-2015 годов. Современные тенденции свидетельствуют о постепенном увеличении денежной массы и ее вклада в ВВП. Однако 2020 год для мировой экономики стал годом рецессии, которая будет продолжаться в зависимости от размеров пандемии коронавируса и ограничительных мер. Большинство международных организаций оценивают падение экономки РФ в 2020 году значениями от 3,3% до 7,0%. По разным данным прогнозируются различные изменения ВВП. Если до начала пандемии сдвиги прогнозировались в положительную сторону, то сейчас по данным МВФ – в сторону падения на 5,5%. [10] По оценкам Минэкономразвития, наибольшее падение ВВП в этом году ожидается во втором квартале, когда экономика страны была замедлена из-за карантина - на 9,5% в годовом выражении. В третьем и четвертом кварталах прогнозируется замедление спада до 6,3% и 5,2% соответственно [11]. Министром также было отмечено, что после ослабления ограничений в 4 квартале начнется активная фаза восстановления экономики и будет продолжаться в 2021 году. В дальнейшем российская экономика будет расти на 2,8% в 2021 году, 3% в 2022 году и 3,1% в 2023 году [там же].