Full text
Введение Дошкольное образование как первая ступень образовательного процесса обеспечивает преемственность вектора развития ребенка, позволяя ему пройти раннюю социализацию и получить навыки для успешного продвижения по следующим образовательным уровням. Поэтому сегодня на повестке дня не только доступность, но и качество дошкольного образования. Политика государства в этой сфере на протяжении многих лет довольно активная, и ознаменовалась созданием Федеральных государственных образовательных стандартов, внедрением информационных технологий, переоснащением образовательных организаций, повышением затрат на рост зарплат работников и др. При этом, финансовая нагрузка по развитию дошкольного образования полностью ложится на плечи регионов и муниципалитетов, некоторым из которых средств хватает только на оплату труда. Снижение среднедушевых расходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации за 6 лет составило более 20 тыс. руб., т.е. более чем четверть. Помимо этого, наиболее успешно вопрос доступности дошкольного образования решается для детей от 3 до 7 лет, в то время как охват детей в возрасте до 3 лет составляет порядка 30% [1], а это уже прямые потери национальной экономики, обусловленные потерями от отпусков по уходу за ребенком (упущенные заработки матерей), оцениваемые до 0,5% валового внутреннего продукта. К тому же невовлеченность детей в обучение на ранней стадии развития становится причиной неравенства доступа к последующему образованию, что сказывается на жизненной траектории в целом. Не зря одной из стратегических целей программы развития образования является обеспечение доступности дошкольного образования для всех детей дошкольного возраста. Методология и результаты исследования В исследовании применялись общенаучные методы, включая системный подход, сравнительно-правовой анализ законодательных и подзаконных актов, публикаций по проблемам и перспективам исследуемой сферы. Пути повышения эффективности дошкольного образования затрагиваются в научных трудах достаточно часто. Изучением состояния сферы российского дошкольного образования, проблем в данной сфере и путей их решения, перспективных направлений и путей совершенствования занимаются: Абанкина И.В., Бочавер А.А., Вавилова А.А., Кравченко И.А., Михайлова Я.Я., Нисская А.К., Поливанова К.Н., Родина Н.В., Филатова Л.М. и другие. вопросы повышения эффективности дошкольного образования, инновационные методики в дошкольном образовании изучают и описывают непосредственно педагоги дошкольного образования, поскольку только они в полной мере могут подкрепить свои исследования практическими результатами. Проблемами совершенствования управленческой деятельности непосредственно в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ) занимаются: Чечулина О. Г., Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Журавлева Н.Н., Ширяева Т.В. и другие. Вопросам же развития дошкольного образования на уровне региона, непосредственно взаимодействующего с муниципалитетами и реализующего государственную политику «на местах», уделяется недостаточно внимания. Развитие конкурентоспособного отечественного образования в настоящее время выступает одним из приоритетных направлений деятельности органов власти в нашей стране. С принятием комплекса национальных проектов, один из которых полностью посвящен образованию, данное направление получило новую поддержку со стороны государства. Что примечательно, дошкольное образование, согласно федеральному закону [2], входит в систему общего образования страны, однако разработчики национальных проектов включили комплекс мер по его развитию не в проект «Образование», а в проект «Демография», обосновывая это стремлением оказать содействие занятости женщин путем создания новых мест в ДОУ для детей до 3-х лет, создания гарантий для семей с детьми в том, что каждый ребенок после выхода родителя (законного представителя) из декретного отпуска получит место в ДОУ, независимо от места проживания, льгот и т.д. Это дает уверенность гражданам с детьми в своевременном выходе на прежнюю работу и теоретически способствует их дальнейшему решению в пользу рождения второго и последующих детей. В настоящее время лишь в статистических данных существует охват детей от 3-х до 7-ми лет дошкольным образованием на уровне 97%-100% [3]. На практике же значительная часть детей так и стоит в очереди на зачисление в ДОУ, а их родители теряют свою работу в связи с невозможностью выхода из отпуска по уходу за ребенком своевременно. Так, в Новосибирской области процент обеспеченности детей местами в ДОУ, находится на уровне 95,11%. Наихудший показатель очередности в ДОУ – в столице области, городе Новосибирске. Численность детей, поставленных в очередь на получение места в ДОУ города, составляет 39 014 детей. При этом, количество детей, не обеспеченных местом в ДОУ – 14 083 ребенка. Это означает, что более 14 тысяч детей, своевременно поставленных в очередь на получение места в ДОУ города Новосибирска, его не получили в желаемую дату зачисления (1 сентября текущего года). Все это значительно тормозит демографическую ситуацию в стране, т.к., сталкиваясь с трудностями в обеспечении социальными благами одного ребенка, его родители уже не так уверенно думают о втором и последующих детях. Таким образом, при общей стратегии развития системы образования и повышения его качества, дошкольному образованию как первой и основополагающей ступени непрерывного образовательного процесса в настоящее время уделяется недостаточное внимание, что негативно сказывается на его доступности и качестве. Данная проблема существует на всех уровнях управления. Федеральные и региональные органы власти недостаточно активно занимаются вопросами совершенствования законодательства в данной сфере. К примеру, государственная программа Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области» за все время реализации (с 2015 года) не претерпела ни единой корректировки в части дошкольного образования, что вряд ли оправдано в условиях постоянной динамики внешних факторов. Кроме того, решение некоторых вопросов законодательного регулирования дошкольного образования (к примеру, вопрос предоставления льгот для детей граждан, уволенных с военной службы), установленных в законодательных актах ведомств, не относящихся к реализации образовательной политики, попросту затягивалось ввиду бюрократических издержек, что вызывало серьезное недовольство граждан, в том числе проживающих в Новосибирской области. Муниципальные же власти занимаются решением текущих проблем подведомственных учреждений в соответствии с их полномочиями. Помимо всего прочего на муниципальном уровне, при возрастающем уровне ответственности и объеме полномочий в части дошкольного образования (особенно в части ведения системы «Электронный детский сад» и обучения специалистов работе в ней), ощущается дефицит финансирования этих полномочий (обучение специалистов работе с системой попросту не оплачивается руководителям и работникам отделов дошкольного образования). Несмотря на принимаемые меры, происходит снижение привлекательности профессии дошкольного педагога вследствие низкого уровня оплаты труда (по данным на 1 октября 2020 года по вакансии «педагог дошкольного образования» средняя заработная плата составляет всего 24 018 рублей [4]) при несопоставимо высоком уровне его ответственности и требованиям к подготовке. Так, согласно списочной численности воспитанников дошкольных образовательных учреждений города Новосибирска, на 1 педагога в среднем приходится по 30-32 ребенка, каждому из них необходимо уделить время, обеспечивая «индивидуальное эмоциональное развитие». Возникает противоречие между высокими требованиями к квалификации современного педагога и низким уровнем оплаты его труда в нашей стране [5]. Совокупность ряда таких факторов препятствует устойчивому развитию системы дошкольного образования даже в довольно прогрессивных регионах. В разрезе субъектов Федерации Сибирского Федерального округа по данным комплексного мониторинга системы дошкольного образования на июль 2020 года Новосибирская область занимает 10 место из 10 возможных [6]. В регионе проживает 258 561 детей в возрасте от 0 до 7 лет, но только 126 448 детей охвачены дошкольным образованием в различных формах. Дошкольное образование в Новосибирской области можно получить как в муниципальных ДОУ (в т.ч. и в группах кратковременного пребывания при ДОУ), коих в настоящее время насчитывается 1012, так и в дошкольных группах общеобразовательных организаций и негосударственных дошкольных организациях (их всего 24 в регионе). Стоит также отметить стремление региональных властей к развитию сети семейных детских садов с привлечением к работе женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. В настоящее время в регионе успешно функционирует порядка 20 семейных детских садов с общим количеством воспитанников около 80 детей. Кроме того, на базе 123 дошкольных организаций открыты консультационные пункты для оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, в частности по вопросам адаптации и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, родителям, чьи дети не посещают ДОУ. Также на территории региона успешно функционирует такой электронный сервис как «Электронный детский сад», обеспечивающий постановку и учет детей от 0 до 7 лет, нуждающихся в предоставлении мест в ДОУ, а также их распределение по ДОУ Новосибирской области согласно установленным параметрам. Отдельно на территории некоторых муниципалитетов (к примеру, в г. Новосибирске) функционирует сервис «Обмен путевками», посредством которого родители (законные представители) детей могут найти варианты обмена местами в ДОУ. Общий показатель доступности дошкольного образования в регионе для детей от 0 до 7 лет, как уже отмечалось ранее, находится на уровне 95,11%. При этом в Новосибирской области 66 852 ребенка от 0 до 7 лет поставлены на учет для предоставления места в государственных или муниципальных ДОУ, в т.ч. от 0 до 3 лет – 53 578 ребенка, от 3 до 7 лет – 13 274 детей. Что касается развития дошкольного образования и повышения его качества, то для региона характерно стремление к внедрению инновационных технологий и методик образования. В частности, в детских садах Новосибирской области отмечается успешное использование информационно-коммуникационных технологий (в большинстве случаев это компьютеры, интерактивные доски и проч.), лэпбуков (интерактивных папок), внедрение проектной деятельности и робототехники, коррекционных и личностно-ориентированных технологий и т.д. При этом для Новосибирской области характерны факторы, препятствующие развитию системы дошкольного образования, с одной стороны, «типичные» для большинства регионов страны, а с другой - «условно специфичные», имеющиеся в практике рассматриваемой территории, что не исключает их наличия и в других регионах. К типичным проблемам можно отнести дефицит финансирования, объем которого постоянно увеличивается (к примеру, бюджет министерства образования Новосибирской области в 2020 году определен в 37,8 млрд. рублей [7], что в сравнении с тем же показателем 2019 года почти на 8,6% больше (34,8 млрд. рублей) [8]), но недостаточно, чтобы построить такое количество ДОУ, которое бы обеспечило 100%-ный охват детей дошкольным образованием. Так, в 2020 году на выделенные бюджетные средства в эксплуатацию должно быть введено 19 детских садов на 3570 мест, из них 1175 мест для детей до 3-х лет, а в 2021 году 7 детских садов на 1330 мест [9], что немного снизит очередность, но не устранит ее даже на 50%. Зависимость местных бюджетов от вышестоящего уровня и недостаточная свобода управления материальной базой приводит к невозможности осуществления муниципальными образованиями своих обязанностей [10], в том числе в сфере дошкольного образования. В условиях опережающего роста населения в крупных городах (Новосибирск, Бердск и т.п.) в сравнении с темпами строительства социальных объектов, нехватка мест в ДОУ становится постоянной проблемой местных властей. С учетом же негативной динамики удельных расходов на дошкольное образование в реальном выражении [11], помимо сложностей повседневного функционирования региональных и муниципальных систем образования, возможно возникновение проблем развития образовательных организаций, связанных с реализаций новых ФГОС, задач по цифровизации, и т.д. Также к типичным проблемам дошкольного образования регионального уровня можно отнести дефицит педагогических кадров (особенно в городе Новосибирске) [12], выделяемую экспертами избыточную отчетность и несоответствие предметно-развивающей среды потребностям детей для полноценной реализации образовательной деятельности [13], что особо остро проявилось в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению коронавируса. «Специфичными» для Новосибирской области выступают проблемы неопределенности вектора развития системы дошкольного образования и несогласованности действий ответственных за нее структур. Официальными лицами позиционируется стремление к развитию инновационной составляющей программ дошкольного образования, однако не определены ни модели, ни подходы, ни приоритетные направления. Часто возникает противоречие в деятельности органов власти региона и крупных муниципальных образований (например, существует конфронтация муниципальных органов управления крупных муниципальных образований и регионального министерства образования в части организации предоставления дошкольного образования), а также отмечается несогласованность действий органов власти и частных детских садов. Поэтому развитие дошкольного образования как элемента системы общего образования предполагает реализацию взаимосвязанных направлений в части увеличения финансирования образовательных программ, обеспечения детям равных возможностей и доступности образования, повышение качества содержания образовательных программ [14]. Заключение Таким образом, в ближайшие годы направлениями развития системы дошкольного образования в Новосибирской области должны стать: определение приоритетных направлений развития инновационной деятельности ДОУ, основных образовательных программ и программ развития, используемых методов и технологий, выявление масштабов профессионального дефицита педагогов, приведение в соответствие нормативно-правовой базы, например в части электронной очереди, которая не включена в реестр госуслуг, а для участников ее предоставления не определены права и ответственность [15], налаживание связей между муниципальными и частными детскими садами, развитие государственно-частного партнерства в системе дошкольного образования и т.д. Важно проводить комплексную политику по улучшению ситуации в сфере дошкольного образования региона, поскольку именно она является одним из ключевых условий сохранения и укрепления здоровья детей, становления, развития, саморазвития и реализации их личности, а также условием улучшения демографической ситуации в регионе.