Full text
Введение В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с учетом изменений, внесенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года») утверждены национальные проекты по 13 направлениям [1]. Контроль за правильностью исчисления налогоплательщиками, участвующими в реализации национальных проектов, налогов, сборов и страховых взносов, полнотой и своевременностью их уплаты в бюджет РФ, возложен на Межрегиональную ИФНС России по централизованной обработке данных. Методология и результаты исследования Россия, начиная с 2011 года, входит в тройку мировых лидеров по производству пшеницы. По предварительным данным валовой сбор зерновых в 2020 году составил 74,6 млн тонн, что соответствует 46% всего мирового производства. По данным аналитического обзора рынка зерна, Россия активно наращивает обороты по производству и сбыту. Российское зерно идет на экспорт в такие страны, как Египет, Турция, Саудовская Аравия, Иран. Лидерами на зерновом рынке являются компании-экспортеры ТД «Риф», ООО «Мирогрупп Ресурсы», АО «Астон», ООО «Гленкор Агрикалчер МЗК». Рис.1. Компании-экспортеры, лидеры зернового рынка Лидирующие позиции принадлежат ростовской компании ООО «ТД «РИФ», на ее долю приходится 13 % от общего объема экспортируемой сельскохозяйственной продукции. По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации до 30 июня 2021 года будут действовать ограничения на вывоз зерна. Без оплаты таможенного сбора можно будет экспортировать 17,5 млн. тонн зерновых. Этот объём уже распределен между производителями, подавшими заявки. Одной из глобальных проблем на рынке зерна является наличие «серых схем»: зерно закупается у производителя, несколько раз перепродается различным фирмам, открываемым на один сезон, или даже на одну сделку, после чего отправляется на экспорт конечным покупателем, который подает документы на возмещение НДС из бюджета [2,3]. Рис.2. Схема продажи зерна на рынке На первый взгляд движение зерна от производителя до экспортера представляется вполне логичным и законным. Не каждый производитель, особенно если речь идет об КФХ, ИП или небольших ООО, имеет в достаточном объеме собственные ресурсы и возможности, чтобы реализовать произведённое зерно на экспорт [4]. На этой стадии появляется первый посредник, организация, которая забирает зерно под дальнейшую реализацию. В дальнейшем, происходит еще несколько сделок, при которых зерно «условно» передается новому покупателю, в качестве которого, как правило, выступает организация, оформленная на подставное лицо. Многократная перепродажа зерна производится с единственной целью - формирование фиктивного НДС. В дальнейшем, компании, которые участвовали в сделках, исчезают, обязательства по уплате НДС в бюджет остаются неисполненными, конечный покупатель, он же отправляет зерно на экспорт, на вполне законных основаниях, подает декларацию на возмещение НДС из бюджета. В результате чего, НДС из источника дохода превращается в статью расхода средств федерального бюджета. Схема может быть реализована двумя методами. Первый вариант является более трудоемким, и предполагает регистрацию несколько несвязанных между собой фирм, зарегистрированных на разных лиц, которые однократно или в течении сезона участвуют в операциях купли-продажи. В данном случае вся работа по формированию искусственных цепочек осуществляется одним участником. Второй вариант предполагает использование услуг посредника. Схема искусственного создания НДС через посредника включает следующие этапы: Рис.3. Закрытие разрывов НДС При втором варианте основная работа по формированию первичных документов и налоговой отчетности также приходится на инициатора сделки. Фирма-посредник не формирует договора или счета-фактуры, она предоставляет номера указанных документов и сканы печатей, образцы подписей директора и главного бухгалтера «мнимого» участника. В случае встречной проверки компания-посредник запрашивает сканы первичных документов, предоставляющих право на вычет по НДС, которые в дальнейшем и будут направлены в налоговую инспекцию. Схема по уменьшению НДС к уплате включает четыре звена (рисунок 4). Рис.4. Схема по уменьшению НДС к уплате Согласно представленной схеме, уменьшение НДС происходит последовательно. Сумма дробится на несколько отдельных счетов-фактур, выставляемых разными организациями. Например, реализация первого этапа составляет 10 млн.руб., компания первого звена получает два счет-фактуры на 5 млн. руб. каждый, и так далее. При обнулении отчетности какой-либо из организаций, образующих цепочку, сотрудники налоговой инспекции не смогут устранить весь разрыв единовременно, так как разрыв будет распределен. В целях повышения уровня экономической безопасности ФНС кардинальным образом перестраивает всю схему налогового контроля. Основным направлением проводимой в настоящее время реформы, является применение риск-ориентированного подхода в работе налоговой службы. ФНС исходит из убеждения, что наиболее эффективным методом является мотивация налогоплательщика, побуждение его к ведению честного бизнеса и применению чистых схем налогообложения [5]. Ключевое место в системе проектов, реализуемых ФНС, занимает проект «по обелению рынка зерна», получивший название «Зерновой проект». Отраслевой проект ФНС, направленный на пресечение необоснованной налоговой оптимизации на рынке сельскохозяйственной продукции, основан на добровольном вхождении производителей и экспортеров в Хартию. Позиция налогового ведомства строится на принципах добросовестной конкуренции, исключающей получение конкурентного преимущества за счет уклонения от уплаты налогов в бюджет. В рамках реализуемого проекта по пресечению каких-либо действий, направленных на получение налоговой выгоды за счет снижения налоговой нагрузки по НДС или незаконного возмещения НДС из бюджета, компании-экспортеры, а также заводы по переработке сельскохозяйственной продукции, на добровольной основе информируют налоговые органы обо всех совершаемых ими сделках на зерновом рынке. Реализация контрольных процедур в рамках зернового проекта ориентирована на создание таких условий, при которых налогоплательщики сами будут заинтересованы в добровольном уточнении своих налоговых обязательств, что в конечно счете позволит самостоятельно определить имеющиеся риски и отказаться в своей деятельности от применения схем ухода от налогообложения [6]. Создание систем самоконтроля на рынке зерна осуществляется посредствам добровольного присоединения к Хартии налогоплательщиков. Хартия выполняет роль инструмента саморегулирования, определяет права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. Инициатором создания Хартий, а также координатором вступления в них, является ФНС России, при этом ФНС не является непосредственным участником Хартии. Хартия обеспечивает защиту законных интересов своих участников, противодействие коррупционным схемам, а также исключение из схемы продаж организаций перекупщиков. В настоящий момент созданы Хартии по основным бизнес-секторам: сельское хозяйство, лесная промышленность, транспортировка грузов и др.. Рис.5. Хартия налогоплательщиков Вступление организации в Хартию предполагает переход на прямые и прозрачные поставки зерна от производителя к конечному потребителю, а также исключает возможность совершения мошеннических действий, направленных на возмещение НДС из бюджета [7]. Подписание меморандума о вступлении в Хартию, предполагает обязательное соблюдение следующих базовых принципов: - отказ от участия в схемах организации незаконного возмещения НДС; - приобретение продукции непосредственно у производителя; - заключение договоров непосредственно с компаниями перевозчиками. В отношении компаний, добровольно вступивших в Хартию, перестает действовать принцип «коммерческой тайны», налоговые органы получают доступ ко всей документации, сопровождающей процесс продажи зерна. Отраслевой проект ФНС, направленный на обеление рынка зерна, прежде всего, создает условия для исключения многоступенчатого процесса перепродажи сельскохозяйственной продукции. Реализация поставленной цели достигается по средствам создания системы саморегулирования, эффективным инструментом которого выступает информационный ресурс для открытого информирования участников рынка АСК НДС-2. Основные принципы информационного ресурса представлены на рисунке 6: Рис.6. Принципы работы АСК НДС-2 Необходимым условием работы информационного ресурса является наличие согласия от участников связанной цепочки о признании общедоступными сведений о наличии несформированного источника по НДС по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг). Реализация зернового проекта по итогам завершенного отчетного периода составила 57,4 млрд руб.. среди наиболее значимых достижений следует выделить: Рис.7. Результаты «Зернового проекта» Заключение Анализ представленных в работе материалов позволяет делать вывод о целесообразности и необходимости реализации национальных проектов на зерновом и других рынках. Предложенные в проекте принципы способствуют повышению прозрачности сделок, созданию благоприятной налоговой среды, призванной побуждать к честному ведению предпринимательской деятельности, отказа от серых схем в работе, исключение вероятности совершения мошеннических действий за счет информационной открытости данных по всем заключенным контрактам [8]. В тоже время подчеркнем, что с учетом различных факторов экономики и запросов заинтересованных сторон, многие вопросы остаются нерешенными, что обосновывает необходимость продолжения работы по усилению роли национальных проектов.