Full text
Введение Инвестиционная политика представляет собой важнейший элемент, без которого невозможно представить экономику региона, его социально-экономическое развитие. Ее стоит рассматривать как неотъемлемую часть модернизации и совершенствования экономики, которая позволит достичь и сохранить необходимый уровень технологического и технического развития, что дает региону существенные конкурентные преимущества и независимость в целом. Грамотное привлечение, перераспределение и вложение средств дает возможность решить целый комплекс задач экономики на всех уровнях (национальный, региональный, муниципальный), создавая при этом комфортные условия для функционирования и развития региональной экономики. Сопряженным понятием категории «инвестиционная политика» является понятие «инвестиции». С учетом того, что инвестиции являются очень широким термином, достаточно сложно сформулировать одно краткое, но емкое определение. В разных областях экономической науки и практической деятельности содержание данного определения и классификация инвестиций имеет свои особенности. Опуская в данной работе вопросы определения инвестиций и различные виды их классификации, укажем, что к характерным чертам инвестиций можно отнести их способность приносить доход или же любой другой полезный эффект (например, социальный); наличие срока вложения; вложение происходит целенаправленно в разнообразные объекты (они могут быть как материальными, так и нематериальными); также нельзя не отметить то, что всегда присутствует риск. Источники инвестиций в экономике представлены в виде средств государства, граждан, хозяйствующих субъектов (рис. 1). Рис. 1. Источники инвестиций в экономике [1] Методология и результаты исследования Инвестиционная политика региона: понятие, сущность, роль и особенности Для того, чтобы денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права и прочие права, которые имеют денежную оценку и вкладываются в объекты деятельности предпринимателей и (или) иной деятельности стали инвестициями, необходимо, чтобы их владелец произвел вложение в какой-либо объект, иными словами, осуществил инвестирование или же инвестиционную деятельность. В ФЗ №39 [2] инвестиционная деятельность трактуется как «вложение инвестиций и осуществление практических действий с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». Инвестиционная деятельность подразумевает некий инвестиционный процесс, т.е. совокупность действий и этапов по ее осуществлению. Представим их на рис. 2. Рис. 2. Основные действия и этапы в рамках инвестиционного процесса [3] Первый этап подразумевает то, что потенциальный инвестор принимает решение об инвестировании, затем определяет интересные для него направления инвестирования в зависимости от объекта вложений. Далее инвестор определяет конкретные объекты, куда он вложит средства. Инвестиционный объект – это объект, в который происходит вложение инвестиций. Обычно, объекты делят на 4 группы [4]:  реальный капитал (оборудование, станки, предприятия, прочее недвижимое имущество и пр.);  финансовые средства (валюта, ценные бумаги, производные финансовые инструменты и пр.);  нефинансовые средства (антиквариат, драгоценные камни, коллекционные предметы);  человеческий капитал (переподготовка кадров, образование, здравоохранение и пр.). Таким образом, анализ терминов «инвестиции» и «инвестиционная деятельность» позволяет сделать вывод, что инвестиции являются локомотивом развития экономики государства, роста производительности труда и способствуют росту благосостояния населения. Они призваны обеспечить [5]:  реализацию первостепенных экологических и социальных задач;  сбалансированное развитие структуры отраслей общественного производства;  расширение воспроизводства и активизацию процессов, связанных с инновациями в приоритетных отраслях;  сбалансированную структуру операций внешней торговли;  решение проблем, связанных с обороноспособностью;  продовольственную безопасность в условиях наложенных санкций. По мнению авторов, в рамках данной работы нельзя оставить без внимания термин «регион», т.к. в современных условиях все больше проявляется значимость регионального фактора. Это связано с тем, что все реформы проводятся, как правило, в пределах территорий областей, республик и других административных образований, которые имеют существенные отличия по ряду параметров. Инвестиционная политика не является исключением, она формируется и реализуется с учетом особенностей и потребностей конкретной территории. Существует несколько подходов к пониманию термина «регион». Например, Силин Я. П. и Анимица Е. Г. в своей работе регион трактуют как сложное, многоаспектное и трудно понимаемое понятие, которое часто используется и активно изучается представителями разных наук (в числе которых: география, региональная экономика, социология, политология, история и др.), что свидетельствует о большой емкости данного термина, но также и о недостаточной его проработанности и степени изученности. Данные авторы обращают внимание на то, что исследование региона объективно требует междисциплинарного подхода [6]. Н.Н. Некрасов писал, что регион – это крупная территория страны со схожими природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания совокупности природных ресурсов со сложившейся социальной инфраструктурой [7]. Обобщая разные толкования термина «регион», условно можно сформулировать два подхода: административно-территориальный – базирование на существующем административно-территориальном делении территории страны; воспроизводственный – делается акцент на значимость воспроизводственных процессов на территории региона. Значимая роль в регулировании всех инвестиционных процессов отводится органам власти (государственным, региональным и муниципальным), призванным выполнить функции, которые направлены на обеспечение эффективной работы всех систем в экономике, динамичность инвестиционной деятельности и деятельности предпринимателей. Ранее упомянутая деятельность, осуществляемая в пределах территории, является следствием проведения инвестиционной политики. В связи с этим возникает необходимость формулирования базового определения термина «региональная инвестиционная политика». Рассмотрим подходы отдельных авторов. Так, например, авторы Николаев М. А., Наумова Е.Н. и Махотаева М. Ю. в работе пишут, что «региональная инвестиционная политика – это система мер, которые проводятся на уровне региона, способствуют мобилизации всех инвестиционных ресурсов и определяют направления их наиболее рационального и эффективного использования в интересах общества и отдельных инвесторов» [8]. Автор Савон И. В. обращает внимание на то, что в данный момент существует большое количество формулировок и подходов, что свидетельствует о наиболее оправданном ее понимании как системы мер и механизмов их реализации, которые направлены на формирование благоприятного инвестиционного климата и активизацию инвестиционной деятельности в регионе [9]. Осипов П. Ю. пишет: «сущность инвестиционной политики можно определить как целенаправленную научно-обоснованную деятельность региональных органов власти по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для решения проблем социально- экономического развития региона и улучшения качества жизни его населения» [10]. Далее рассмотрим виды инвестиционной политики. Они представлены в табл. 1. Таблица 1 Виды инвестиционной политики государства [11] Признак Вид политики По отраслям, сферам и секторам экономики - политика в сфере малого и среднего предпринимательства; - политика в с/х, промышленности и прочих видах экономической деятельности; - политика в государственном и частном секторах По источнику властных полномочий - местная; - региональная; - федеральная По направлениям деятельности государства - прогнозирование; - законотворческая деятельность; - предоставление госзаказов; - программирование; - осуществление закупок инвестиционных продуктов; - кадровое и финансовое обеспечение инвестиционных процессов По инструментам государственного воздействия - нормативные; - бюджетные; - внебюджетные По методам государственного регулирования - административные, рыночные; - прямые, косвенные По характеру проблем Стратегия и тактика Органы власти в рамках инвестиционной политики, проводимой в регионе, могут быть стимуляторами инвестиционных процессов, т.е. заниматься осуществлением систематическим поиском мер по привлечению новых инвесторов, заниматься созданием благоприятного инвестиционного климата в рамках территории, также заниматься поиском новых источников финансирования. Может быть и иная ситуация, когда органы власти занимают роль наблюдателя в зависимости от конкретной ситуации, который не препятствует инвестиционной деятельности, но и не способствует. Модель рынка определяет уровень государственного вмешательства в сферу инвестиций. Воздействие может осуществляться при помощи правовых, экономических, административных мер. При этом вмешательство может быть ограничено ввиду наличия различных форм собственности на средства производства. В развитии рыночной экономики России усиливается роль регионального фактора. Инновационное развитие страны требует выполнения ряда условий, критериев, которым должны удовлетворять как инвестиционные проекты, программы, так и стратегии развития регионов [12, 13]. Региональная инвестиционная политика обладает сложной структурой, которая включает в себя совокупность мер, позволяющих:  прогнозирование главных экономических показателей конкретной территории;  осуществление нормативно-правового регулирования отношений между органами власти разных уровней и инвесторами;  определение финансовой политики по отраслям, секторам и направлениям экономики;  формирование государственных заказов на закупку инвестиционной продукции. Инвестиционная политика на региональном уровне представляет собой целую систему, которая включает в себя комплекс мер, которые направлены на активизацию привлечения инвестиций, их эффективному использованию в интересах региона и, как следствие, повышение инвестиционной привлекательности территории и обеспечение экономического роста. Инвестиционная политика будет результативной в том случае, если она формируется и реализуется согласно следующим принципам:  комплексность (учет и анализ всех составляющих инвестиционной сферы);  системность (учет и анализ факторов внутренних и внешних, влияющих на функционирование данной области);  приоритетность целей и задач, обеспечивающих создание комфортного, благоприятного инвестиционного климата территории (необходимо выделить преимущество конкретных сфер, направлений, проектов, объектов);  оптимальность рисков (осуществление контроля за пороговыми значениями, позволяющими оценить уровень экономической безопасности в регионе; применение механизмов, противодействующих угрозам (как внутренним, так и внешним));  равенство (непредвзятый подход ко всем субъектам; обеспечение равных условий при осуществлении деятельности);  адаптивность и гибкость (своевременное внесение правок, адаптация к изменению факторов и условий);  открытость, прозрачность (доступность информации о приоритетах и целях органов власти);  вовлеченность (допущение к участию субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности к процессу принятия решений органами власти и оценке реализации данных решений);  достижения баланса интересов (соблюдение интересов всех участников инвестиционной деятельности: органы власти, предприниматели и пр.);  эффективность (реализация наиболее эффективной инвестиционной политики; результатом инвестиционной политики должно быть достижение повышения качества жизни общества при условии минимальных социальных и финансовых издержек). Далее рассмотрим инструменты и методы, используемые при регулировании инвестиционной политики. Подробную классификацию методов регулирования инвестиционной политики представим в табл. 2. Таблица 2 Классификация методов регулирования инвестиционной политики [14] Признаки Виды По форме (способу) воздействия - прямые; - косвенные По содержанию (виду используемых инструментов) - административные; - экономические; - институциональные; - социально-психологические По целевому признаку - методы, которые обеспечивают интересы государства; - методы, которые обеспечивают создание благоприятные условий для всех участников инвестиционной деятельности; - методы, которые мобилизуют источники финансирования По степени охвата инвестиционной сферы - общие (глобальные); - вариативные (селективные) Представим характеристику каждой группы. Прямые методы направлены на создание стимулов, которые мотивируют и способствуют принятию конкретных решений, соответствующих целям и задачам региональной инвестиционной политики. Косвенные методы предполагают совершенствование смежных политик, которые в последствии обеспечивают создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности. Административные методы подразумевают применение регламентов, стандартов, НПА, в которых прописаны конкретные нормы и требования, которые либо разрешают, либо ограничивают деятельность субъектов (т.е. нет свободы действий). Экономические методы создают материальные поощрения и стимулы, подталкивающие к принятию таких решений субъектами, которые отвечают как их личным интересам, так и интересам органов власти и всего общества. Институциональные методы направлены на создание институтов, обеспечивающих реализацию инвестиционной политики (например, создание особых экономических зон, развитие инфраструктуры и пр.). Под социально-психологическими методами понимается создание привлекательного инвестиционного имиджа, обеспечение открытости инвестиционной деятельности, применение моральных поощрений. Глобальные методы - методы, которые оказывают влияние не только на инвестиционную среду, но и на экономику региона в целом. Вариативные же методы регулируют деятельность отдельных инвесторов как на макроуровне, так и на микроуровне (они учитывают специфику территории, отрасли или объекта; инвестиционные приоритеты и ориентиры региона; тип инвестора). Так, видя многообразие методов и инструментов, можно сделать вывод, что невозможно создать единый, универсальный набор набор методов и инструментов регулирования инвестиционной политики. Они подбираются индивидуально для каждого региона, учитывая его специфику, цели и задачи инвестиционной политики. Таким образом, видно, что инвестиционная политика играет значимую роль для региона, но нужно учитывать то, что она формируется и реализуется под влиянием совокупности факторов. Факторы, влияющие на формирование и реализацию инвестиционной политики в регионе Инвестиционная политика подразумевает создание благоприятных условий для успешного проведения и реализации всех запланированных мероприятий. Совокупность разных предпосылок (экономических, социально-культурных, политических, правовых и др.), определяющих целесообразность и привлекательность вложения средств с целью дальнейшего получения дохода, называется инвестиционных климатом. Он показывает способность экономики привлечь и грамотно вложить средства. При проведении его анализа в качестве главных элементов рассматривают: инвестиционную привлекательность, инвестиционный потенциал, инвестиционные риски и инвестиционную активность. Основные структурные элементы инвестиционного климата представим на рис. 3. Рис. 3. Взаимосвязь структурных элементов инвестиционного климата, инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности [15] Раскроем каждый элемент [16, 17]. Инвестиционная привлекательность представляет собой субъективную оценку инвестора относительно принятия решения о вложении средств в конкретную территорию (тут уделяется внимание развитости инвестиционной инфраструктуры; возможности привлечения ресурсов для инвестирования; факторов, способствующих повышению прибыльности вложений и снижению риска). Инвестиционный потенциал региона - количественная характеристика, зависящая от разнообразных факторов, к числу которых относятся: основные показатели экономики (ВРП, количество занятых и пр.); обеспеченность региона факторами производства (водные, энергетические, лесные, земельные и другие ресурсы; доля населения, имеющая определенный уровень образования в общей численности занятых; потребительский спрос; развитость инфраструктуры и пр. Он дает возможность оценить реальные возможности по созданию всех необходимых условий для эффективного привлечения, освоения и вложения инвестиций. Инвестиционные риски демонстрируют неопределенность, которая свойственна процессу получения дохода от вложенных средств, а также вероятность получения убытков. Под инвестиционной активностью понимается развитие и осуществление инвестиционной деятельности в виде вложения средств. Таким образом, все вышеперечисленное является следствием проведения инвестиционной политики. Например, инвестиционный климат формируется благодаря реализации конкретных мероприятий, проводимых органами власти в рамках инвестиционной политики (формирование благоприятного климата является одной из ее ключевых задач). Инвестиционные риски, их уровень (высокий, средний, низкий) также могут корректироваться в рамках инвестиционной политики. Инвестиционная активность региона также зависит напрямую от того, какую стратегию выбрали органы власти (количество запланированных мероприятий, количество инвестиционных объектов, объемы финансирования и пр.). Инвестиционная привлекательность и имидж региона не является исключением и формируются они в результате проведения инвестиционной политики и условий, которые создаются для инвесторов органами власти. Таким образом, мы понимаем, что от того, насколько грамотно разработана и реализована инвестиционная политика, зависит формирование ее структурных элементов. Однако, при проведении инвестиционной политики необходимо учитывать ряд факторов, которые могут как напрямую, так и косвенно влиять на нее (влияние может быть как позитивным, так и негативным). Представим их на рис. 4. Рис. 4. Факторы, оказывающие влияние на инвестиционный климат в регионе [18] К числу объективных факторов относятся следующие: географическое расположение территории (региона), климатические и природные условия, обеспеченность территории сырьевыми источниками, наличие выходов к морям, тенденции в демографии и пр. Основной характеристикой данной группы является то, что они либо не подвержены изменениям вообще, либо на их изменение требуется затрачивание значительной части ресурсов (в т.ч. временных). Вторая группа факторов – субъективные (связаны с человеком и его деятельностью). Ввиду того, что влияние первой группы на инвестиционный климат изменить сложно, то подавляющая часть внимания направлена именно на вторую группу, в нее входят:  макроэкономические показатели территории (динамика изменения ВРП, доля сбережений общественности, ставка процента, и пр.);  нормативно-правовые (качество и постоянство законодательной базы; политика органов власти (приоритетные направления, стратегические ориентиры); защита прав собственности; наличие препятствий при входе на инвестиционный рынок; защита интересов и прав инвесторов);  налогообложение (уровень налоговой нагрузки на инвесторов и предпринимателей, наличие разнообразных льгот и преференций, проработанность и качество налоговой системы);  наличие информации (ее полнота, достоверность и доступность);  финансовые (уровень доступности финансирования из бюджетов разных уровней, доходы бюджетов и внебюджетных фондов, доступность кредитных средств, процентная ставка банков и др.);  рыночная среда (рыночная инфраструктура, развитость конкуренции, емкость регионально рынка, объем экспортной продукции, наличие иностранного капитала);  социально-культурные и социальные факторы (общий уровень жизни, культурное и моральное развитие общественности, уровень образованности, половозрастная структура, уровень реальной заработной платы и пр.). Заключение Таким образом, региональная инвестиционная политика является частью государственной инвестиционной политики, которая проводится на уровне региона относительно форм, структуры, методов развития инвестиционных процессов и инвестиционной деятельности. Она играет важнейшую роль в системе управления инвестиционными вложениями, позволяет активизировать все инвестиционные ресурсы и определить направления, которые позволят более результативно их использовать в интересах конкретного региона. Однако, нужно учитывать то, что она формируется и реализуется под влиянием ряда факторов. Подводя итоги, можно сказать, что инвестиционная политика, безусловно, является важнейшим элементом экономики региона. Она формируется и реализуется под воздействием большого количества факторов, большая часть которых может способствовать формированию благоприятного инвестиционного климата, привлечению новых инвесторов и капитала в рамках конкретной территории при условии грамотного управления и планирования со стороны региональных органов власти. Подробный анализ вышеперечисленных факторов позволит потенциальным инвесторам объективно и адекватно оценивать целесообразность вложения средств в ту или иную территорию.