Full text
Введение Сохранение и укрепление здоровья человека - одна из сложных и вечных проблем человечества, не утрачивающая актуальности с древних времен по настоящее время. Очень важно обратить внимание именно на подрастающие поколение, поскольку от них будет зависеть наше будущее и качеством жизни наших потомков. Согласно данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Следует отметить, что данная проблема признана на государственном уровне в области образования: так, вопросы сохранения здоровья и меры по повышению уровня здоровья детей в обязательном порядке отображаются в Законе «Об образовании», Национальной доктрине образования РФ, в Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года, Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, Федеральной целевой программе развития образования до 2025 года и др. Однако несмотря на реализацию федерального законодательства по вопросу сохранения здоровья, до сих пор поиск решения приобщения дошкольников к здоровому образу жизни остается актуальным. Примечательно и то, что что в последние годы большинство дошкольников испытывают гипокинезию – недостаток в движениях. Причина этого, гиподинамия – малоподвижный образ жизни, вследствие комфортных жизненных условий (автомобили, лифт, и т.д.), развитие научно-технического прогресса и высоких технологий (бытовая и цифровая техника, интерактивные игрушки и т.д.) Это неизбежно меняет стиль жизни современных детей, проводящих большую часть времени с гаджетами, у экрана телевизора или монитора компьютера. Гиподинамия и гипокинезия отрицательно сказывается на состоянии здоровья дошкольников. Таким образом, были выявлены противоречия: 1) между государственным заказом на сохранение здоровья подрастающего поколения и нерешенностью этой проблемы педагогами дошкольных образовательных организаций; 2) между важностью приобщения дошкольников к здоровому образу жизни и непониманием его необходимости у воспитателей дошкольных образовательных организаций; 3) между необходимостью приобщения дошкольников к здоровому образу жизни и тенденцией к снижению двигательной активности детей, отсутствия интереса к здоровому образу жизни. Обзор отечественной и зарубежной литературы Динамичное развитие современного общества подразумевает изменение требований к специалистам в различных сферах. Поэтому в настоящее время прослеживается тенденция постоянного совершенствования профессиональной деятельности. Данный процесс относится и к педагогам дошкольных образовательных организаций, к их профессиональным качествам предъявляются достаточно высокие требования. Особое место занимает профессиональная компетентность. Для определения содержания и сущности понятия «профессиональная компетентность» обратимся к анализу психолого-педагогической литературы. На данном этапе не существует единой трактовки понятия «компетентность». Данное слово происходит от лат. Competentia, что в переводе означает «совместно, добиваюсь, подхожу, достигаю». Впервые проблема компетентности начала разрабатываться в Англии в 50-е годы прошлого столетия. Первым употребил слово «компетенция» применительно к способностям выпускника профессионального заведения в 1959 году Дж. Уайт. Под данным понятием он понимал следующее: «эффективное взаимодействие человека с окружающей средой» [1, с.299]. Д. МакКлелланд считал, что компетенции можно и нужно формировать в процессе обучения, для их диагностики он разработал специальные тесты [2]. Р. Бойцис считал компетентность одной из значимых характеристик личности, от которой зависит эффективность выполнения профессиональной деятельности [3]. Дж. Равен в своих трудах дает такое определение: «совокупность умений, знаний и способностей, проявляющихся в деятельности, которая наиболее значима для субъекта» [4]. Он считал, что при формировании компетентности большую роль играет ценность данной деятельности для человека [Там же]. В исследованиях зарубежного ученого Т.Хайланда компетентность понимается как «способность выполнять специфическую деятельность по предписанному стандарту» [5], другой исследователь М. Малдер пишет, что «это способность человека добиваться определенных достижений [6]. Зарубежные специалисты А.Мейхью и Р. Хагерти считают, что любой человек является носителем профессиональных компетентностей, в сумме составляющих ядро (инвариант) профессиональной квалификации: технической; коммуникативной (умение эффективно пользоваться средствами межличностной коммуникации); контекстуальной (понимание особенностей в социальной и культурной среды, в которой осуществляется профессиональная деятельность); адаптивной (способность анализировать изменения в профессии, приспосабливаться к изменяющимся профессиональным реалиям); концептуальной (научной, т.е. понимание базовых теоретических основ профессиональной деятельности); интегративной (умение мыслить в логике профессии, расставлять приоритеты и решать проблемы в соответствующем профессиональном стиле и т.п.) [2]. М. Лайл Спенсер и М. Сайн Спенсер так определяют дефиницию «компетенция»: «базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему выполнению деятельности на основе выделенных критериев» [7]. Луиза Мазаригос предъявляет к педагогу двадцать первого требования быть компетентным и уметь делать следующее: учитель должен внедрять в учебный процесс кейсы, управлять учебным процессом, использовать проблемные ситуации, поощрять совместную работу студентов и работу в командах, способствовать развитию самооценки своей деятельности учащихся, принимать участие в управлении школой [8]. Л. Бинейд [9] провел исследование пяти новозеландских школ, которое позволило ему сделать вывод о том, каким должен быть современный педагог и какими компетенциями он должен владеть. Следует отметить, что в западной литературе понятия «компетентность» и «компетенция» отождествляются в то время, как отечественные учёные, либо согласны с западными коллегами, либо дифференцируют данные понятия [10]. Рассмотрим понятие «компетенция» более подробно. В психолого-педагогической литературе нет единой трактовки данного понятия [11,12]. В.К. Винник так определяет данный феномен как «способность обучающегося справляться с различными профессиональными и бытовыми задачами» [13, с.19]. К.А. Митрофанова определяет «компетенцию» как «совокупность качеств личности, основанных на знаниях, умениях и способах деятельности …, реализуемых в реальной действительности и определяемых способностью и готовностью специалиста решать поставленные задачи, руководствуясь личной ответственностью и опытом» [14, с.285]. По мнению И.Ю.Тархановой, компетенция означает, что человек приводит в действие определенную способность или навык и выполняет задачу таким образом, чтобы можно оценить уровень ее выполнения [15, с.14]. На сегодняшний день, очень много исследований посвящено изучению компетенциям [16, 17,18]. В последнее время в исследованиях [19,20,21,22] принято говорить о глобальных компетенциях, под которыми понимается следующее: «ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков (soft skills)» [19]. Под надпрофессиональными компетенциями А.В. Пеша понимает: «широкий набор навыков и моделей поведения, особенностей межличностных отношений и качеств личности, которые позволяют человеку быстро ориентироваться и адаптироваться к задачам и вызовам окружающей среды, налаживать отношения и устанавливать контакты, показывать высокую эффективность труда и достигать поставленных целей и задач» [22]. На наш взгляд, в обобщенном виде компетенция выступает качеством или свойством. Компетенция является проявлением индивидуального опыта, компетентность представляет собой комплекс компетенций. Перейдём к анализу понятия «компетентность». В отечественной науке существует множество подходов к определению компетентности. В.В. Зотов определяет компетентность как «способность к систематическому эффективному решению профессиональных задач» [23, с.28]. Н.А. Алехина под профессиональной компетентностью понимает «совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности» [24]. Т.В. Коваль под глобальной компетентностью понимает «многомерную способность, которая включает в себя: способность изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и ценить различные взгляды и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития [19]. Мы считаем, компетентность педагога - многогранное и сложноструктурированное явление, развивающееся в профессиональной деятельности и выступающее в единстве теории и практики. Нет единой точки зрения на структуру профессиональной компетентности. Так, М.М. Журавлева [25] считает, что формирование профессиональной компетентности возможно при сформированности следующий профессиональных компетенций: когнитивная, коммуникативная готовность, информационная квалифицированность и профессиональная мобильность. Н.А. Нефедова выделяет когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностно-практический компоненты компетентности [26]. Исходя из перечисленных определений профессиональной компетентности, можно отметить, что компетентность педагога не только комплекс профессиональных знаний и умений, но и определенные личностные качества педагога, его философия жизни, позволяющие ему находить духовную связь с профессией и профессиональную мотивацию. Таким образом, профессиональная компетентность педагога - качество личности, собирающее в себе не только профессиональные знания и умения, но и способность к саморазвитию, постоянному самосовершенствованию с учётом запросов общества и изменяющейся ситуации в образовании. Здоровье человека-гарант его полноценной жизни, возможности реализовать себя. Проблема его сохранения волновала умы многих великих людей с давних времён и до настоящего времени. В современных исследованиях нет единой трактовки здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - «активная деятельность людей, направленная на сохранение и укрепление здоровья как условие и предпосылки осуществления и развития других сторон и аспектов образа жизни, на преодоление негативных факторов, возникновение и развитие заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья социальных и природных условий и факторов образа жизни. В более узком и конкретном виде - максимально благоприятное для общественного и индивидуального здоровья проявления медицинской активности» [27, с.35]. Многие исследователи обращают внимание на формирование здорового образа жизни в школе или даже в вузе [28, 29,30], но мы считает, что укреплять здоровье уже необходимо в детском саду, именно в этом возрасте формируется характер, воля, полезные привычки. Таким образом, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни является целенаправленным процессом по обогащению знаний и представлений детей дошкольного возраста о компонентах здорового образа жизни (ЗОЖ), развития ценностного отношения к здоровью с опорой на активную деятельность по сохранению и укреплению здоровья, важную роль в которой играет педагог дошкольной образовательной организации. Методологическая база исследования Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области педагогики и психологии. Экспериментальной базой исследования выступил МБОУ ЦО № 53 им. Л.Н. Толстого (учебный корпус № 3). В исследовании приняли участие 20 педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО). Результаты исследования Профессиональная компетентность педагога ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни является интегративным качеством личности, представляющее собой знания и умения, способность и готовность педагога к эффективному решению вопросов, связанных со здоровым образом жизни дошкольников. Все компоненты компетентности взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Исследование работ по формированию профессиональной компетентности позволяет прийти к выводу, что данное явление динамично. Для того, чтобы спроектировать процесс развития и формирования компетентности педагога, обратимся к методу моделирования. Разработанная нами модель была соотнесена с целями исследования и в соответствии с ними был определён тип используемой нами модели- структурно- функциональная, которая строится на выделении и взаимосвязи всех компонентов исследуемого предмета и определении функции каждого из них, с последующим их совершенствованием (см. рисунок 1). Рис. 1. Модель формирования компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни В таблице 1 представлена диагностическая карта исследования уровня сформированности компетентности педагогов ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Таблица 1 Диагностическая карта исследования компетентности педагога ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни № п/п Критерии Показатели Диагностический инструментарий 1. Мотивационно- ценностный компонент - отношение педагогов к здоровому образу жизни как к важной составляющей собственного образа жизни; - осознание педагогом необходимости и важности приобщения дошкольников к здоровому образу жизни; - способность педагога к саморазвитию в вопросах приобщения дошкольников к ЗОЖ 1. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова). 2. Анкета для педагогов «Самооценка педагогом образа жизни» (адаптированный вариант анкеты В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко.) 2. Информационно- теоретический компонент - знания педагогов о содержании здорового образа жизни как явления; - знания педагогов о процессе приобщения дошкольников к здоровому образу жизни; - знания о технологиях, формах, методах, способах приобщения дошкольников к здоровому образу жизни 1. «Саморефлексия педагога в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста» (В.Г. Яфаева). 2. Анкета для педагогов ДОО «Выявление уровня знания педагогов об особенностях формирования здорового образа жизни дошкольников». 3. Операционально- деятельностный компонент - умение планировать содержание образовательного процесса по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни; - умение организовать образовательный процесс по направлению приобщения дошкольников к здоровому образу жизни 1. Анкета оценки знаний и умений педагога по теме здоровья (Г.А. Воронин). 2. Анализ планов образовательного процесса. 4. Рефлексивный - способность педагогов к саморазвитию; - осознание педагогом необходимости саморазвития и самообразования в современных постоянно меняющихся условиях Анкета «Выявления уровня способности педагогов к саморазвитию» (Т.М. Шамова) Количественный анализ результатов исследования диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности по методике С.С. Бубновой показывает, что среди ценностных ориентаций большинство педагогов (20 %) отдаёт предпочтение отдыху и здоровью, 15 % - материальному благосостоянию, 10 % - любви, поиску и наблюдению прекрасному, познанию нового, признанию и уважению людей, 5% - стремлению к высокому социальному статусу и управлению людьми. На рис. 2 представлены степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентаций личности среди обследуемых педагогов. Рис. 2. Реализация ценностных ориентаций личности педагогов в реальных условиях жизнедеятельности Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что педагоги в своей реальной жизнедеятельности считают необходимыми для себя ценностями: отдых, приятное времяпрепровождение, а также здоровье; также педагоги ДОО среди ценностных ориентаций для себя выделяют материальное благополучие, любовь, поиск и наслаждение прекрасным, познание нового в мире, природе, человеке, а также высокий социальный статус и управление людьми. Среди полученных результатов меньшее количество педагогов ориентируется на такую ценность как признание и уважение людей и влияние на окружающих. Среди опрошенных педагогов не было выявлено следующих реализуемых ценностей: общение, помощь другим людям и социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе. Интересен анализ полученных результатов с учётом дифференцированного подхода. В процессе исследования все педагоги были разделены на 2 группы - молодые педагоги (со стажем работы менее 10 лет) и опытные педагоги (со стажем работы свыше 20 лет). Полученные нами результаты представлены на Рис. 3. Рис. 3. Сравнительный анализ реализации ценностных ориентаций личности педагогов в реальных условиях жизнедеятельности среди молодых и опытных педагогов ДОО Полученные результаты показывают, что молодые педагоги для себя наиболее значимыми считают: высокое материальное благосостояние; поиск и наблюдение прекрасного; любовь; познание нового в мире, природе, человеке. Здоровье не является ценностной ориентацией ни у одного молодого педагога в своей жизнедеятельности. В то время как, у опытных педагогов наблюдается обратная тенденция. У большинства опытных педагогов здоровье является ведущей ценностной ориентацией. Таким образом, мы видим, что существует проблема осознания здоровья как ценности среди молодых педагогов. Количественный анализ результатов анкетирования самооценки образа жизни по В.В. Петленко позволил определить, какого образа жизни придерживаются опрошенные педагоги. Он показал, что 5% педагогов ведёт здоровый образ жизни, 5 % - недостаточно здоровый образ жизни, большинство педагогов – 80 % ведут хаотичный образ жизни, 10 % - вредный образ жизни. Данные результаты представлены на Рис. 4. Рис. 4. Образ жизни педагогов ДОО с точки зрения здоровья Педагог, который ведёт здоровый образ жизни, хорошо организовывает режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно сказывается на результатах его профессиональной деятельности. Педагог, который ведёт недостаточно здоровый образ жизни, умело восстанавливает силы после работы, но недостаточно эффективно организует профессиональную деятельность, не учитывая в ней свои индивидуальные особенности. Педагоги, ведущие хаотичный образ жизни, стараются придерживаться здорового образа жизни, но делают это не систематично, игнорируя многие его составляющие. Педагоги, ведущие вредный образ жизни, чаще всего имеют некоторые недомогания, которые сказываются как на их личной жизни, так и на профессиональной деятельности. Нами также был проведён сравнительный анализ результатов по выделенным группам педагогов, который нашел отражение в представленной ниже диаграмме (Рис. 5). Рис. 5. Сравнительный анализ образа жизни молодых и опытных педагогов Из представленной диаграммы, мы видим, что молодым педагогам свойственен преимущественно хаотичный образ жизни (90%) или недостаточно здоровый образ жизни (10%); среди молодых педагогов не выявлено специалистов, которые бы придерживались здорового образа жизни. Также, как и молодые педагоги, более опытные преимущественно ведут хаотичный образ жизни (80%), но среди них есть и те, которые ведут как вредный образ жизни (10%), так и здоровый образ жизни (10%). Для изучения информационно-теоретического компонента мы опирались на методику В.Г. Яфаева «Саморефлексия педагога в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста», а также нами была разработана и использована анкета для педагогов ДОО «Выявление уровня знания педагогов об особенностях формирования здорового образа жизни дошкольников». В результате исследования было выявлено, что 20 % опрошенных педагогов недостаточно владеют теоретическими и методологическими знаниями о концепциях и моделях здоровья, культуры здоровья; 25 % - недостаточно владеют актуальной информацией о подходах и технологиях здоровьесбережения; 50% педагогов затрудняются при проектировании процесса здоровьесбережения; 55 % отметили, что у них возникают сложности с разработкой и презентацией образовательных программ и проектов здоровьесбережения. Среди молодых педагогов наиболее затруднительными являются вопросы владения теоретическими и методологическими знаниями о концепциях и моделях здоровья, культуры здоровья (40%); владение актуальной информацией о подходах и технологиях здоровьесбережения дошкольников (ЗСД) - 10%; владение навыками квалифицированного проектирования процесса ЗСД (80%); владение навыками разработки и презентации образовательных программ и проектов ЗСД (40%). Наиболее затруднительными вопросами в области здоровьесбережения дошкольников для опытных педагогов являются: владение актуальной информацией о подходах и технологиях ЗСД (40%); владение навыками квалифицированного проектирования процесса ЗСД (20%); владение навыками разработки и презентации образовательных программ и проектов ЗСД (70%). Таким образом, данные результаты показывают, что существует проблема актуализации среди опрошенных педагогов подходов и технологий здоровьесбержения, а также у них отмечаются недостаточно сформированные навыки проектирования процесса ЗСД, и разработки программ и проектов. Разработанная нами анкета для педагогов ДОО «Выявление уровня знания педагогов об особенностях формирования здорового образа жизни дошкольников» позволила нам выявить проблемные вопросы, связанные с процессом формирования здорового образа жизни у дошкольников. Условно нами были выявлены три уровня знаний педагогов о процессе формирования здорового образа жизни, каждый уровень характеризуют конкретные показатели: Высокий уровень – педагоги, имеющие знания о процессе формирования здорового образа жизни у дошкольников, владеющие достаточно полыми знаниями о содержании формирования здорового образа жизни у дошкольников, знающие формы, методы и средства формирования ЗОЖ у дошкольников, способные планировать содержание образовательного процесса по формированию здорового образа жизни у дошкольников, умеющие организовывать педагогический процесс по вопросу формирования ЗОЖ у дошкольников. Средний уровень – педагоги, которые имеют знания о процессе формирования здорового образа жизни у дошкольников, но не имеют полного представления о содержании формирования здорового образа жизни у дошкольников, знают форﮦмы, методы и средства формирования ЗОЖ у дошкольников, умеют планировать содержание образовательного процесса по формированию здорового образа жизни у дошкольников, слабо владеют умением организовывать педагогический процесс по вопросу формирования ЗОЖ у дошкольников. Низкий уровень – педагоги, которые имеют частичные знания о процессе формирования здорового образа жизни у дошкольников, имеют поверхностные представления о содержании формирования здорового образа жизни у дошкольников, слабо владеют умением организовывать педагогический процесс формирования ЗОЖ. Количественный анализ полученных результатов показал, что 15 % педагогов имеют высокий уровень знаний о процессе формирования здорового образа жизни, 70% - средний, 15 %- низкий уровень знаний о формировании здорового образа жизни (Рис. 6). Рис. 6. Уровень знаний педагогов о процессе формирования ЗОЖ Рис. 6. Уровень знаний педагогов ДОО о процессе формирования здорового образа жизни Полученные результаты показывают, что у молодых педагогов в сравнении с более опытными отмечается средний уровень знаний о процессе формирования здорового образа жизни в то время, как высокий и низкий уровень формирования здорового образа жизни в равной степени представлены как в одной, так и в другой выборке, с разницей в 10%. Рис. 7. Уровень знаний педагогов о процессе формирования ЗОЖ среди молодых и опытных педагогов Для исследования операционально-деятельностного компонента профессиональной компетентности педагогов, в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, была использована анкета оценки знаний и умений педагога по теме здоровья, которая позволила нам определить изучают ли педагоги анамнез своих воспитанников, учитывают ли они состояние здоровья детей при организации образовательного процесса, взаимодействуют ли с медицинской сестрой и родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья дошкольников. Полученные результаты представлены в таблице 2. Таблица 2 № п/п Вопросы анкеты Количество педагогов (в %), давших положительный ответ 1. Можете ли Вы служить примером для своих воспитанников в соблюдении норм здорового образа жизни? 40 % 2. Имеете ли Вы как воспитатель четкое представление о состоянии здоровья каждого своих воспитанников? 80% 3. Созданы ли в Вашем ДОУ адекватные условия для реализации воспитанниками гигиенических правил и умений? 100% 4. Учитываете ли Вы при проведении НОД состояние здоровья детей? 70% 5. Уверены ли Вы, что Ваши знания соответствуют современным требованиям достижений медицинской науки и ее профилактического профиля? 40% 6. Используете ли Вы в учебном процессе, образовательных мероприятиях возможность пополнить знания воспитанников о состоянии здоровья? 40% 7. Обсуждаете ли Вы в индивидуальной работе с родителями вопросы охраны здоровья воспитанников? 40% 8. Ведется ли действенная совместная работа с медсестрой ДОУ по контролю за дифференцированным режимом для воспитанников? 60% 9. Принимаете ли Вы участие в системном мониторинге здоровья и организации отдыха учащихся? 40% 10. Есть ли у Вас вредные привычки, от которых Вам хотелось бы избавиться? 30% Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что большинство педагогов имеют представление о состоянии здоровья своих воспитанников, создают условия для реализации воспитанниками гигиенических правил и умений, стремятся учитывать здоровье воспитанников при проведении непосредственной образовательной деятельности (НОД), но в тоже время прослеживается проблема в первоначальных медицинских знаниях педагогов, отмечается недостаточное взаимодействие с медицинской сестрой и родителями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления их здоровья. Сравнительный анализ ответов молодых педагогов и опытных педагогов на предложенную анкету показал следующее: молодые педагоги недостаточно осведомлены о состоянии здоровья своих воспитанников и, как следствие, не учитывают в полной мере этот фактор при организации и проведении НОД, в то время как опытные педагоги по этому показателю продемонстрировали более высокие результаты. В обеих группах педагогов наблюдается низкий уровень взаимодействия с медицинской сестрой и родителями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления их здоровья. Также для определения уровня умений педагогов планировать процесс формирования здорового образа жизни дошкольников с применением различных технологий, форм, методов и средств нами был проведён анализ планов педагогов образовательного процесса. Нами были выделены уровни владения и применения педагогами ДОО при планировании и организации образовательного процесса технологиями, формами, методами и средствами приобщения дошкольников к ЗОЖ и определены показатели для каждого из уровней. Высокий уровень – в плане представлены разнообразные формы (беседы, дидактические игрﮦы, исследовательская деятельность, рассматривание иллюстративного материала, опытно-экспериментальная деятельность) по формированию ЗОЖ у дошкольников. Представленные в плане формы и тематика образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Запланированные формы работы проводятся с детьми систематически и по плану. Средний уровень – в плане представлены не все формы по формированию здорового образа жизни у дошкольников, а только беседы, дидактические игрﮦы и рассматривание иллюстративного материала. Формы и тематика образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни не совсем соответствуют возрастной группе дошкольников. Запланированные формы работы по формированию здорового образа жизни проводятся с дошкольниками не систематически. Низкий уровень – в календарно-тематическом плане из форм работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников представлены только беседа и дидактические игры. Формы и тематика образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни не совсем соответствуют возрастной группе дошкольников. Запланированные формы работы по формированию здорового образа жизни проводятся с дошкольниками не систематически и не по плану. Так высокий уровень владения и применения педагогами ДОО технологиями, формами, методами и средствами приобщения дошкольников к ЗОЖ отмечен у 10 % педагогов, средний уровень у 75 % и низкий у 15 %. Для определения уровня рефлексивного компонента профессиональной компетентности педагогов ДОО нами была применена анкета Т.М. Шамова «Выявления уровня способности педагогов к саморазвитию». Результаты анкетирования показали, что активное развитие способностей к саморазвитию наблюдается у 10 % педагогов; отсутствие сложившейся системы саморазвития выявлено у 80 % и остановившееся развитие у 10 % педагогов. Таким образом, среди опрошенных педагогов, наблюдается тенденция к отсутствию системы саморазвития. Такие педагоги пытаются стремится к саморазвитию, но делают это хаотично или не систематически. Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили выявить трудности педагогов ДОО, связанные с приобщением дошкольников к здоровому образу жизни, тем самым это свидетельствует о необходимости организации целенаправленного управляемого процесса формирования компетентности педагогов в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Исходя из результатов диагностики, мы произвели деление воспитателей на две группы: I группа - молодые педагоги, которые имеют частичные знания о процессе формирования ЗОЖ у дошкольников, поверхностные представления о содержании формирования ЗОЖ у дошкольников, знают формы, методы и средства формирования ЗОЖ у дошкольников, умеют планировать содержание программы по формированию ЗОЖ у дошкольников, слабо владеют умением организовывать педагогический процесс формирования ЗОЖ у дошкольников; II группа – опытные педагоги, которые имеют знания о процессе формирования ЗОЖ у дошкольников, но имеют не полное представление о содержании формирования ЗОЖ у дошкольников, знают формы, методы и средства формирования ЗОЖ у дошкольников, умеют планировать содержание программы по формированию ЗОЖ у дошкольников, слабо владеют умением организовывать педагогический процесс формирования ЗОЖ у дошкольников; делились собственным опытом работы в вопросах здоровьесбережения дошкольников с другими педагогами, показывали мастер-классы по формированию здорового образа жизни. Для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения мы составили план работы с ними, направленный на повышение их профессиональной компетентности. Данный план включал задачи и разнообразные формы работы с педагогами двух групп (Таблица 3). Таблица 3 План работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности Формы работы Консультации Педагогические советы Семинары практикумы Мастер-классы Самообразование Информационно-теоретический компонент 1.Здоровье и здоровый образ жизни: анализ понятий (для всех педагогов). 2.Особенности работы по формированию ЗОЖ в условиях реализации ФГОС ДО (молодые педагоги). Обзор современных образовательных программ физического развития дошкольников (все педагоги) 1.Современные технологии приобщения дошкольников к ЗОЖ (опытные педагоги). 2.Формы, методы и средства приобщения дошкольников к ЗОЖ (для всех педагогов). Использование современных технологий в области приобщения дошкольников к ЗОЖ (опытные педагоги) Эмоциональное выгорание педагогов (для всех педагогов) Операционально-деятельностный компонент 1.Организация образовательного процесса с использованием современных технологий и форм приобщения дошкольников к ЗОЖ (все педагоги). 2.Интернет- ресурсы как средство ознакомления с новейшими технологиями формирования ЗОЖ у дошкольников (опытные педагоги). 1.Особенности планирования образовательного процесса по формированию ЗОЖ (для всех педагогов). 2.Взаимодействи е с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей (для всех педагогов). 1.Организация предметно- развивающей среды ДОО, направленной на формирование ЗОЖ (для всех педагогов). 2.Взаимодействие специалистов ДОО как условие эффективного формирования ЗОЖ у дошкольников (для всех педагогов). 1.Эмоциональное выгорание педагогов и способы их преодоления (для всех педагогов). 2.Использование нетрадиционного оборудования для обогащения РППС ДОО, направленной на формирование ЗОЖ (для всех педагогов). Подбор методической литературы по проблеме формирования ЗОЖ дошкольников (для молодых педагогов). Мотивационно-ценностный компонент Культура ЗОЖ педагога – условие успешного формирования ЗОЖ у дошкольников (для всех педагогов) Профессиональные заболевания педагогов и их профилактика (для всех педагогов). Мероприятия, способствующие формированию профессиональной компетентности по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни, мы разделили на три группы, исходя из следующих компонентов компетентности: 1) мероприятия, формирующие информационно-теоретический компонент; 2) мероприятия, формирующие операционально-деятельностный компонент; 3) мероприятия, формирующие мотивационно-ценностный компонент. Каждая группа мероприятий, объединена единой целью, которая достигается посредством использования различных форм работы с педагогами ДОО. Так как в своей работе, мы опирались на дифференцированный подход, то все проведенные мероприятия разрабатывались и проводились с учётом сравнительного анализа результатов молодых педагогов и опытных педагогов, которые показали, что существуют некоторые отличия в структуре профессиональной компетентности этих групп. Также были проведены совместные мероприятия для обеих групп педагогов. Для молодых педагогов проводились консультации, семинары, мастер-классы, в первую очередь, направленные на дополнение знаний и формирование профессиональных умений, связанных с ЗОЖ, на повышение их педагогического мастерства. Для опытных педагогов были организованы беседы, консультации, тренинги, мастер-классы для закрепления имеющихся знаний и умений по проблеме здорового образа жизни дошкольников, а также проведены мероприятия, направленные на ознакомление с новыми технологиями и формами работы по формированию здорового образа жизни дошкольников. Рассмотрим подробнее мероприятия, направленные на формирование информационно-теоретического компонента профессиональной компетентности педагогов по вопросам здорового образа жизни дошкольников. С целью систематизировать знания педагогов о понятиях: «здоровье», «здоровый образ жизни», «привычка к здоровому образу жизни», обобщить их знания о физическом развитии детей дошкольного возраста и закрепить знания и умения о сохранении и укреплении здоровья детей, для всех педагогов была организована консультация на тему: «Здоровье и здоровый образ жизни: анализ понятий». В ходе консультации были рассмотрены различные подходы к пониманию здоровья, его виды, факторы, влияющие на здоровье, а также рассмотрены компоненты здорового образа жизни. Для молодых педагогов была проведена консультация на тему: «Особенности работы по формированию ЗОЖ в условиях реализации ФГОС ДО». Цель которой заключалась в актуализировании знания педагогов об особенностях работы по формированию ЗОЖ в условиях реализации ФГОС ДО. В ходе консультации были рассмотрены нормативно-правовые документы, регулирующие сохранение и укрепление здоровье детей, например, такие как ФЗ «Закон РФ об образовании» (ст.51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также «Указание президента РФ о неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ» и др. Подробно была рассмотрена образовательная область «Физическое развитие» ФГОС ДО, а также разобраны требования к организации развивающей предметно-пространственной среде ДОО как одному из факторов успешного формирования ЗОЖ дошкольников. Рассмотрен двигательный режим и особенности его организации с детьми дошкольного возраста. На констатирующем этапе нами было выявлено, что педагоги испытывают трудности при планировании и разработки образовательных программ. Поэтому для всех педагогов был проведён тематический педагогический совет «Обзор современных образовательных программ физического образования». В рамках данного педагогического совета были озвучены современные требования к написанию программ, даны рекомендации по этому вопросу. Подробно были рассмотрены парциальные программы физического развития детей, их структура, содержание. Такие программы как «Здоровье» (В.Г. Алямовская, 1993 г.), «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет» (В.Т. Кудрявцев), «Малыши-крепыши» (О.В. Бережнова, 2016 г.) и др. По итогам педагогического совета было принято решение об углубленном изучении одной из заинтересовавших педагога программ, выделении форм и методов обучения, используемых в этих программах с последующим применением их в организации образовательного процесса. Поскольку было выявлено, что опытные педагоги имеют недостаточно знаний по современным технологиям приобщения дошкольников к ЗОЖ, то для этого был проведён семинар-практикум «Современные технологии и формы приобщения дошкольников к ЗОЖ». Педагогам было сообщено, что в современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Оглашены были статистические данные о состоянии здоровья современных дошкольников. Педагогов подвели к пониманию того, что ДОО является ответственным социальным институтом, отвечающим за сохранение и укрепление здоровья детей. Чтобы эта работа была эффективной, необходимо знать и владеть современными технологиями и формами приобщения дошкольников к ЗОЖ. В начале еще раз совместно с педагогами были озвучены традиционные формы и технологии, затем педагогам были представлены новые технологии и формы приобщения дошкольников к ЗОЖ, такие, например, как логоритмика, ритмопластика и т.д., показано как они влияют на формирование здорового образа жизни дошкольников, на физическое развитие детей, какие результаты ожидаются в процессе работы по этому направлению. Педагогам было предложено в дальнейшем применить полученные знания в их дальнейшей работе с детей. Также для педагогов были составлены памятки по современным технологиям и формам, направленные на приобщение дошкольников к ЗОЖ. Для всех педагогов был проведён семинар-практикум «Формы, методы и средства приобщения дошкольников к ЗОЖ». Опытным педагогам данный семинар позволил закрепить имеющиеся знания, молодым - уточнить и дополнить свои знания. Мы обратили внимание педагогов на то, что особое внимание следует уделять следующим формам и методам формирования ЗОЖ: занятия физической культурой; прогулки; рациональное питание; соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна; дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды; бережное отношение к окружающей среде, к природе; медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно узкими специалистами, формирование понятия «не вреди себе сам». Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий. Перед педагогами выступила медсестра с докладом на тему: «Профилактика ОРЗ и гриппа». Также инструктором по физической культуре был показан фрагмент физкультурного занятия в старшей группе с использованием современных методов и приёмов приобщения дошкольников к ЗОЖ и даны рекомендации по подбору методической литературы по освещаемой теме. С целью повышения профессиональной компетентности педагогов, изучения, обобщения и внедрения в практику опыта коллег, мы провели с опытными педагогами мастер-класс на тему: «Использование современных технологий в области приобщения дошкольников к ЗОЖ». В ходе мастер-класса опытные педагоги применяли полученные ранее знания в работе с детьми, показывали применение современных методов и средств оздоровления дошкольников со своими воспитанниками молодым педагогам. Для самообразования педагогам была предложена тема: «Эмоциональное выгорание педагога». Это позволило обратить внимание педагогов на своё психическое здоровье. Педагоги должны были самостоятельно изучить понятие «эмоциональное выгорание», подобрать методы диагностирования эмоционального выгорания и его профилактики. В рамках формирования операционально-деятельностного компонента компетентности педагогов была проведена консультация на тему: «Организация образовательного процесса с использованием нетрадиционных форм и методов формирования ЗОЖ дошкольников» в рамках которой были освещены нетрадиционные форм и методов формирования ЗОЖ дошкольников, обозначены цели их использования и конечные результаты. Также педагогам были предложены для решения педагогические задачи и ситуации, связанные со здоровым образом жизни дошкольников. Для опытных педагогов была проведена консультация на тему: «Интернет- ресурсы как средство ознакомления с новыми технологиями здорового образа жизни». Педагоги были проинформированы о необходимости применения в современной педагогической деятельности сети Интернет как средства поиска новой информации. Педагогов ознакомили с популярными интернет-ресурсами педагогической направленности. По итогам мероприятия педагогам были предложены памятки, в которых были отражены основы поиска информации в сети интернет и интернет-источники, на которых можно ознакомиться с последними методическими разработками. Для обеих групп педагогов был проведён педагогический совет «Особенности планирования образовательного процесса по формированию ЗОЖ дошкольников». В рамках данного мероприятия были озвучены результаты анализа планов образовательного процесса, выявленные недоработки (например, отсутствие анамнестических данных воспитанников, однообразие методов и форм формирования ЗОЖ дошкольников и т.д.) и предложены меры по исправлению данных недоработок. Также на обсуждение был вынесен вопрос о разработке и проведении в каждой возрастной группе проекта «Неделя здоровья». Так как родители (законные представители) дошкольников наряду с ДОО являются важными фигурами в становлении личности своих детей, в том числе вопросах формирования здорового образа жизни, поэтому был проведён педагогический совет на тему: «Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей». В рамках педагогического совета были рассмотрены современные формы в работе с родителями, направленные на их вовлечение в образовательный процесс, актуализацию знаний о необходимости формирования здорового образа жизни их детей. По итогам педагогического совета было принято решение о разработке и проведении мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников, направленных на формирование здорового образа жизни. Среда, в которой находится ребёнок, оказывает на него не меньшее влияние, чем взрослые. Для освещения проблемы совершенствования предметно- пространственной среды ДОО с целью формирования здорового образа жизни дошкольников был проведён семинар-практикум на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО». В ходе семинара были озвучены требования к развивающая предметно-пространственная среда (РППС) согласно ФГОС ДО. Были даны рекомендации по построению среды, направленной на формирование ЗОЖ. Микросреда дошкольной организации должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Также был сделан обзор нетрадиционного спортивного оборудования. Педагогам было предложено сделать своими руками заинтересовавший их спортивный инвентарь. Целью семинара-практикума «Взаимодействие специалистов ДОО как условие успешного формирования ЗОЖ» было формирование понимания у педагогов ДОО о необходимости тесного взаимодействия со всеми специалистами ДОО по вопросам формирования ЗОЖ дошкольников. Здоровый образ жизни включает в себя не только физическое здоровье, но и психическое. Психическое здоровье педагогов является актуальной проблемой. В настоящее время педагоги выполняют огромное количество обязанностей, имеют ненормированный рабочий день, должны подстраиваться под постоянно изменяющиеся условия и требования образовательной системы. Все эти факторы негативно сказываются на здоровье педагогов. Поэтому педагогам в качестве темы для самообразования была предложена проблема эмоционального выгорания с целью задуматься им о своем психическом здоровье, найти для себя эффективные способы выхода из перенапряжения. По итогам изучения предложенной раннее темы: «Эмоциональное выгорание педагога и способы его преодоления» был проведён мастер-класс по данной теме. Педагоги поделились материалом, который они изучили: методиками диагностирования эмоционального выгорания, способами его преодоления. Для закрепления ранее рассмотренной темы об оснащении развивающей предметно-пространственной среды был проведён мастер-класс «Организуем развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование ЗОЖ детей». В ходе мастер-класса инструктор по физической культуре познакомила педагогов с нетрадиционным оборудованием, которое использует в ходе занятий физической культуры. Остальные педагоги показали спортивное оборудование, сделанное самостоятельно для физического развития детей. Последними были проведены мероприятия, формирующие мотивационно-ценностный компонент компетентности педагогов. Мероприятия данной группы, позволили обратить внимание педагогов на важность соблюдения ими здорового образа жизни в обыденной жизни и влияние их отношения к ЗОЖ на формирование ценностного отношения к здоровью у их воспитанников. Была проведена консультация «Культура ЗОЖ педагога как условие успешного формирования ЗОЖ у дошкольников». В ходе консультации педагоги были ознакомлены с понятием «культура ЗОЖ педагога», его сущностью и характеристиками. Также был проведён семинар-практикум «Профессиональные заболевания педагога и их профилактика». Целью данного семинара выступило знакомство с профессиональными заболеваниями, которые свойственны педагогам, факторами, приводящими к возникновению этих заболеваний и способов их нивелирования. Таким образом, мы считаем, что эффективно организованная система работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах приобщения дошкольников к здоровому образу жизни является важным звеном в непрерывном профессиональном образовании педагогов, цель которого – организовать его с максимальной пользой для каждого педагога в соответствии с его запросами, целенаправленно используя методические возможности ДОО. Следует отметить, что работа с педагогами по повышению профессиональной компетентности в вопросах здорового образа жизни дошкольников позволяет полностью обеспечить целостность образовательного процесса и гарантирует формирование здорового образа жизни до уровня, соответствующего требованиям современного общества, обеспечивая тем самым укрепление здоровья всех детей. На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы, после реализации модели целенаправленного формирования компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций, были проанализированы (повторно) компоненты формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. Количественный анализ диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности по методике С.С. Бубновой показал, что среди ценностных ориентаций произошли небольшие изменения, так 35 % педагогов из числа молодых и опытных, в своей жизни стали ориентироваться на здоровье. Результаты, полученным по методике В.В. Петленко «Анкета самооценки образа жизни» показали, что 25% педагогов ведут здоровый образ жизни, 25%- недостаточно здоровый образ жизни, 50% по-прежнему ведут хаотичный образ жизни. Педагогов, ведущих вредный образ жизни, выявлено не было. Тем самым представления педагогов о здоровом образе жизни были систематизированы и спроецированы в их жизнь, позволяя тем самым наиболее эффективно организовывать как собственную профессиональную, так и повседневную жизнь. Методика «Саморефлексия педагога в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста» показала, что у педагогов увеличился уровень теоретических и методологических знаний о концепциях и моделях здоровья, культуры здоровья; владение актуальной информацией о подходах и технологиях здоровьесбережения; сформировалось умение проектирования процесса здоровьесбережения. Разработанная нами анкета для педагогов ДОО «Выявление уровня знания педагогов об особенностях формирования здорового образа жизни дошкольников» позволила нам определить изменения в структуре компетентности педагогов, связанные с процессом формирования ЗОЖ у дошкольников (Рис. 8). Рис. 8. Уровень владения знания о процессе формирования ЗОЖ у дошкольников на контрольном этапе эксперимента Повторно был проведён анализ планов образовательного процесса, где также наметились изменения в умениях педагогов (Рис. 9). Рис. 9. Уровень умений педагогов в планировании образовательного процесса В целом результаты исследования показали, что реализованная модель формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО показала свою эффективность, и что она может быть использована в качестве наиболее перспективного способа для повышения уровня профессиональной деятельности педагогов. Заключение В данном исследовании была разработана, теоретически обоснована и апробирована модель формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. На констатирующем этапе был осуществлен анализ проблемы компетентности в работах отечественных и зарубежных ученых. Рассмотрены виды и компоненты компетентности, выявлены особенности профессиональной компетентности педагогов ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. На формирующем этапе была реализована диагностическая программа формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, призванная преобразовать, а также повысить уровень знаний и умений педагогов по заявленной проблеме. На контрольном, этапе исследования была выявлена положительная динамика развития профессиональной компетентности педагогов ДОО в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.