Full text
Введение Сегодня ведущие политические деятели акцентируют внимание на увеличении благосостояния граждан России, чего невозможно достичь без ключевых ставок на инвестирование в человеческий капитал, при этом, сфере образования, в которой формируется этот капитал, отводится значительная роль. Таким образом, для исследователей серьезным интеллектуальным вызовом является вопрос об образовании как двигателе экономического и социального роста страны, а не только как одним из пунктов социальных обязательств государства. Данный вопрос особенно актуален для системы среднего профессионального образования (СПО), так как с одной стороны профессиональное образование является залогом промышленной дееспособности страны, а с другой, представляет terra incognita, о существовании которого многие не знают или ассоциируют с аббревиатурой ПТУ и негативом с ней связанной. Однако сегодня в нашей стране насчитывается свыше 3 млн. обучающихся в более чем 3,6 тыс. колледжей, трудится порядка 360 тыс. мастеров производственного обучения и педагогов, функционирует около 12 тыс. учебно-лабораторных зданий. Данные внушительные показатели говорят о заинтересованности к сфере СПО. Ежегодно наблюдается положительная динамика количества поступающих в эти образовательные учреждения. В перспективе ближайших 4–5 лет ожидается тенденция к количественному выравниванию систем среднего профессионального образования и высшего [1]. Согласно исследованию, проведенному SuperJob, в 2021г наблюдалось рекордно низкое число абитуриентов в вузы (43%) по сравнению с прошлым (48%) и позапрошлым (47%) годами соответственно. При этом в 2010-м планировали продолжить обучение в вузах абсолютное большинство — 80% [2]. Таблица 1 Образовательная траектория выпускников средней школы Безусловно, СПО стало пользоваться интересом у выпускников школ, обучающиеся среднего профессионального звена активно участвуют в международных соревнованиях профессионального мастерства, показывают хорошие результаты, что говорит о значительном рывке системы СПО. Важным остается вопрос – достаточно ли этих тенденций для последующей работы СПО и ее конкурентоспособности выпускников на рынке труда? Обзор отечественной и зарубежной литературы Основные идеи преобразования системы СПО показаны в научно-методических и научных трудах российских ученых. Например, в работе М.Л. Агранович представлены разработки оценки качества совместной работы среднего профессионального звена, профессионального сообщества и государственного партнерства, акцентируется внимание на изучении институтов рынка, влияющих на систему профессионального образования [3]. Представляет интерес серия монографий «Белые книги» об образовании в России сегодня и его перспективах, изданная в 2019 г. Высшей школой экономики [4], а также исследование «Россия 2025: от кадров к талантам» ПАО «Сбербанк» и Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», анализирующее современное состояние среды, в которой происходит становление личности как основного капитала конкурентоспособности страны [5]. Задачи, связанные с повышением уровня подготовки специалистов с учетом потребностей рынка труда, а также обновление содержания образования посредством организации ресурсных центров в регионах, описываются В. П. Топоровским [6]. Л.М. Андрюхина выявляет ряд проблем, связанных с кадровым обеспечением системы среднего профессионального образования, которые являются зонами потенциального риска в образовательном пространстве СПО: противоречие между современными тенденциями развития среднего профессионального образования и недостаточным уровнем компетенций преподавателей, гендерным дисбалансом, общим старением преподавателей, нехваткой молодых кадров, готовым к инновационным изменениям [7]. А.А. Коновалов указывает на наличие профессиональных дефицитов в связи с отсутствием готовности выполнять некоторые трудовые функции педагогами СПО, например, руководство самостоятельной работы обучающихся, учебно-методическое обеспечение учебных предметов, дисциплин, курсов, организация учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и другой деятельности студентов [8]. Вопросы по улучшению качества профессиональной подготовки обучающихся СПО представлены в документе федерального уровня Минобрнауки РФ [9]. Е. Н. Байдало делится опытом внедрения практико-ориентированной (дуальной) модели профессионального образования, направленной на обеспечение качественной подготовки специалистов посредством интеграции теоретических и практических знаний для решения задач по развитию как отдельных регионов, так и страны в целом [10]. Большой объем информации посвящен аспектам применения стандартов и требований WorldSkills International и World Skills Russia в процессе обучения студентов СПО. По мнению В.В. Кочеткова, интерес к международным соревнованиям вызван необходимостью в опережающей системе подготовки кадров и новыми параметрами качества среднего профессионального образования [11]. Автор Н.М. Миняева говорит об опыте работы по подготовке обучающихся к чемпионату World Skills Russia, убеждена в его положительной мотивации на образовательный процесс [12]. Х. Девид высказывается о выстраивании современного учебного процесса на основе стандартов чемпионата World Skills, что является гарантией подготовки высококвалифицированных кадров [13]. A. Ротерхам и Д. Виллингхам рассматривают чемпионат World Skills как необходимое условие для раскрытия способностей, развития личностного и квалификационного потенциала [14]. Х. Вейнерт и Д. Пенски убеждены в важности моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе для усовершенствования профессиональных компетенций [15]. Зарубежные исследователи, например, Р. Джиллет и A Киерс акцентируют внимание на исчезающих профессиях в 21 в., причинах данного факта и последствиях в виде новых компетенций, востребованных в современном мире, а также об условиях их развития [16]. Методологическая база исследования Теоретические и методологические основы исследования составляют работы по cоциально–экономическим изменениям в обществе, представленные авторами И.М. Кублин [17], Н.А. Углинской [18]. Данные изменения диктуют новые запросы к компетенциям специалистов, ставят новые вызовы перед системой образования. Особенно это актуально для среднего профессионального образования, так как сегодня наблюдается некоторый дефицит рабочих высокой квалификации, что описано в работах И.Б. Бичевой [19], В.И. Блинова [20], А.А. Листвина [21], С.И. Панькина [22], П.В. Травкина [23]. Глобализация показала несоответствие традиционной системе образования, основанной на пассивных методах обучения быстро меняющимся условиям. Согласно С.А. Антипову [24], Ф. Леви [25], Р. Мурнан [26], Н.Т. Вишневской [27], государственной стратегии развития подготовки специалистов среднего звена [28-29], акцент на информатизации образования, профессионально-ориентированном обучении, развитии конкурентоспособных профессиональных и личностных компетенций становится основной задачей СПО. Анализ научно-педагогических и методических работ позволил обобщить и систематизировать результаты исследования. На основе социокультурного, социально-экономического и поисково-эмпирического подходов выявлены некоторые вызовы системе среднего профессионального образования, такие как, недостаточная компетентность преподавательского состава, специфика обучающихся, не всегда мотивированных на качественное обучение и др. и показаны способы их решения посредством повышения квалификации педагогических работников, участия в конкурсах, подготовки обучающихся к профессиональным соревнованиям разного уровня, особенно WorldSkills International и World Skills Russia, организации дуального обучения. Результаты исследования Одним из существенных вызовов современности является цифровизация и трансформация разных видов работ. Становится очевидным, что рутинный труд, ориентированный на выполнение алгоритмизированных действий, убывает. Данная закономерность актуальна как для сферы ручного труда (кассиры, машинисты, работники на конвейере), так и для интеллектуального (бухгалтеры, банковские работники, консультанты). Замещение работников «умными машинами» происходит везде, где содержание производственной деятельности может быть процедурно описано и передано компьютерной программе или роботизированной производственной линии. Согласно статистическим данным, проведенным бюро труда США, ближайшее время будет характеризоваться большими сокращениями для более, чем 40 профессий, основанных на стандартных трудовых функциях. Так, предполагаемое увольнение операторов офисной техники - 15,6 %, операторов сортировочных машин – 16,3%, операторов колл-центров – 19, 9%, лесорубов – 16,2% и др. Также представлен перечень профессий, владельцам которых рекомендовано пройти повышение квалификации и усовершенствовать уровень профессиональных компетенций (R. Gillett, A. Kiersz). Данные процессы, в первою очередь, бросают вызов системе среднего профессионального образования, ведь большая часть специальностей СПО и рабочих профессий – это технические исполнители, деятельность которых определяется технологическим предписанием и алгоритмом. Безусловно, их работа может быть ориентирована на глубокие специальные знания, высокий уровень исполнительского мастерства, но, как правило, это действия, совершаемые в соответствии с определенными профессиональными стандартами и технологическими регламентами. Следовательно, проблема вытеснения с рынка труда в связи с применением «умных» компьютерных программ и роботов становится особенно актуальна для представителей массовых рабочих профессий. Внедрение инновационных и цифровых технологий в практику, применение технологии «Индустрия 4.0», а также обширное использование промышленного интернета сокращает жизненный цикл современных технологий до 5–6 лет, что актуализирует важность задействования специалистов высокой квалификации. Следовательно, данная тенденция будет способствовать привлечению работников умственного труда, имеющих хорошие знания в области информационно-аналитических систем, обладающих интеллектуальными и творческими способностями, умеющих критически мыслить, открытых новым знаниям и инновационным подходам. Следовательно, ситуация, при которой «технологии трансформируют природу труда быстрее, чем человек может изменить свои навыки» обесценивает профессиональные знания работников и их предшествующий опыт и вносит изменение в квалификационный профиль рабочих мест. Поэтому специалистам следует повышать квалификацию и проходить переподготовку несколько раз в течение трудовой деятельности, чтобы качественно владеть инновационными технологиями и новой техникой. Таким образом, главной целью является рост общеобразовательного уровня работников и усовершенствование компьютерных навыков специалистов. Индустрия 4.0, нацеленная на изменения характера труда, способствует новым мотивам к труду, при которых высококвалифицированный рабочий имеет возможность показать свой талант и способности. Так, специалисты кадровых служб акцентируют внимание на «мягких навыках» («ключевые компетентности», «навыки XXI в.»), включая навыки самоорганизации, коллективного использования сложных инструментов труда, кооперации, коммуникации, так как от работников требуется исполнение роли различной степени руководителей и организаторов высокоинтенсивного цифрового производства, способных эффективно взаимодействовать и общаться с коллегами. Работодатели заинтересованы в функциональной грамотности специалистов, что означает наличие навыков проектной и исследовательской деятельности, способность работать в команде, эмоциональный и социальный интеллект. Заслуживает внимания тот факт, что требования к «мягким навыкам» рабочих и специалистов среднего звена, как правило, не сильно отличаются от требований, предъявляемых к менеджерам и инженерам. Следовательно, быстрые изменения технологий, и как следствие, неопределенность, предъявляют новые требования к системе образования, способствующей формированию у обучающихся умения учиться (learning to learn) и мобильность в адаптации к современным условиям труда, при этом отказываясь от устаревших знаний и навыков. Выше представленные вызовы имеют большое значение и для российской системы среднего образования, призванной обеспечить качественное обучение студентов на уровне современных технологических стандартов, научить распознавать запросы рынка труда и «действовать на опережение», владеть общими и профессиональными компетенциями. Однако, студенты, обучающиеся в СПО, имеют ряд особенностей, отличающих их от обучающихся 10-11-х классов и от студентов высшей школы, которые усложняют процесс качественного обучения. Данные особенности определяются, во-первых, низкой академической успеваемостью. Так, международные исследования PISA показывают, что математическая грамотность студентов среднего профессионального образования (478 баллов) значительным образом уступает показателям их ровесников, обучающихся в старших классах школы (526 баллов), что соответствует разрыву более, чем в 1, 6 года обучения. Академическая неуспешность является во-многом следствием отсутствия мотивации, студенты занимаются без всякого желания, по принуждению, хотя еще в середине прошлого века В. О. Ключевский писал: «...Ум современного молодого человека рано изнашивается усвоением чужих мыслей и теряет способность к самодеятельности и самостоятельности» [30]. Несмотря на то, что приоритетным видом деятельности для обучающихся СПО должна быть учебная, но из-за их низкой способности к обучению и отсутствием стремления к овладению знаниями, такие виды деятельности, как межличностное взаимодействие и общение, а также досуговая деятельность становятся главными. Среди основных мотивов, которыми руководствуются поступающие в СПО сегодня: не достаточно высокий уровень школьного образования и вынужденная необходимость в дополнительных занятиях с репетиторами; отсутствие возможности оплатить обучение из-за потери работы или сокращение заработков в семье в связи с COVID-19; отмена очных подготовительных занятий; высокие проходные баллы в вузы, а также низкая успеваемость ребёнка из-за дистанционного обучения. Мало кого радует перспектива не сдать ЕГЭ и терять целый год, чтобы пересдать экзамен и набрать необходимое количество баллов для поступления в вуз. Соответственно, принимается во внимание возможность поступить в СПО без экзаменов согласно закону об образовании, вступившем в силу 1 сентября 2013 года, зачисление в училища, колледжи и техникумы не предусматривает каких-либо тестов или вступительных экзаменов, а лишь наличие аттестата о среднем общем образовании. Также имеет значение формат обучения в СПО и лояльное отношение к освоению дисциплин («нетрудно поступить», «несложно учиться»). Возможность получить бесплатное образование не далеко от дома рассматривается как один из главных мотивов выбора образовательной организации, что может также говорить об относительно низком материальном уровне семьи, не готовой оплачивать расходы, связанные с обучением и проживанием в другом населенном пункте. С другой стороны, во многих удаленных и сельских территориях, небольших городах колледж представляет значимую инфраструктуру, закрыв которую молодежь вынуждена будет уезжать для получения образования в крупные города, из которых единицы вернутся на малую родину. Еще одной причиной слабой образовательной успешности обучающихся СПО видится достаточно низкий образовательный и социальный статус семей, в которых максимально достигнутый уровень образования 41% матерей и 36% отцов является начальное профессиональное или среднее профессиональное образование. Принимая во внимание тот факт, что «среди воспитанников СПО немало хронически запущенных двоечников, замаскированных школой под троечников, злостных прогульщиков, болезненно застенчивых ребят с плохой памятью и тяжелыми дефектами речи и, напротив, неуправляемых, легко взрывающихся» [31]. Без сомнения, данные условия делают педагогическую задачу предоставления качественного образования в СПО достаточно сложной, но приоритетной. Согласно генеральному директору Союза «Ворлдскиллс Россия» Роберту Уразову «…Если мы сегодня не продумаем пути развития образовательных программ, то завтра столкнемся с отсутствием у кадров требуемых навыков» [32]. В настоящее время вопросы качества обучения специалистов среднего профессионального образования в основном решаются за счет модернизации производственного и лабораторного оборудования, а также включения системы СПО в цифровое образовательное пространство согласно приоритетному проекту «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», ориентированный на применение интерактивных методов обучения, развитие необходимых когнитивных и не когнитивных компетенций. Большие финансовые инвестиции были направлены на обновление материальной базы среднего профессионального образования. Современные реалии в виде пандемии COVID-19 доказывают актуальность цифровизации образования. Однако, наблюдается ряд проблем. Затрагивает внимание преподавателей самообразование обучающихся, особенно слабо мотивированных на обучение. Мониторинг ответов студентов показывает, что большая часть из них имеет доступ к Интернету и к разнообразным информационным ресурсам (60%), но никак не применяет их для улучшения профессиональных знаний. Только небольшая часть обучающихся СПО (8%) использует Интернет в образовательных целях. Также вызывает опасение массовое скачивание работ (45%), как некий суррогат самостоятельной работы. Таким образом, профессиональные образовательные организации едва ли добиваются эффективного применения цифровых ресурсов, не смотря на значительные в них вложения. Другая проблема связана с передачей информации при помощи информационно-коммуникативных технологий преподавателями специальных дисциплин и мастерами производственного обучения, что требует наличия интерактивных учебно-методических материалов, виртуальных тренажеров. В то же время на создание онлайн курсов практического мастерства необходимо наличие времени и ресурсов. Переход образования на дистанционный уровень, увеличивающийся поток информации требует способности ориентироваться в нем, что говорит о значимости самообразования педагогов, важности информационно-коммуникативной компетентности и компьютерной грамотности. Есть “железо” — нет образовательного контента» — данный факт наилучшим образом описывает применение информационных ресурсов в системе СПО. Решением данной проблемы видится в создании открытой сетевой модели «техникум — производство», способствующей виртуальному обучению и взаимодействию педагогов, студентов и специалистов производственной сферы. Серьезную обеспокоенность вызывает реализация компетентностного подхода, ориентированного на развитие профессионально-ценностных установок, самообразования и саморазвития обучающихся и основанного на применении интерактивных форм проведения занятий с использованием электронных образовательных ресурсов, индивидуальных и групповых проектов, деловых и ролевых игр, психологических и иных тренингов, анализа производственных ситуаций, групповых дискуссий и т.д. Педагог не является больше «транслятором» знаний, он - творец новых технологий. Однако, в системе СПО наблюдается крайне медленное изменение организации учебного процесса, в следствии чего, информатизация не влияет значительным образом на учебный процесс и традиционный подход, ориентированный на формирование знаний, умений и навыков, остается приоритетным. Преподаватели все также «начитывают» лекции обучающимся, а учебник и конспект являются основными и практически единственными учебно-методическими материалами. Таким образом, преподаватели и система их мотиваций по-прежнему остаются слабым звеном. Одним из возможных вариантов устранения несоответствия между запросом современного общества в педагогах и существующей системой деятельности данных специалистов, а также в целях исполнения поручения Президента РФ Федеральному Собранию от 4 декабря 2014г., направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…» [33], многими учеными (Л.М. Андрюхина, О.И. Власова, С.А. Днепров, Т.В. Пермяков, А.А Коновалов) видится в повышении квалификации и профессионального мастерства с приобретением востребованных компетенций практического и теоретического характера среди преподавателей и мастеров производственного обучения. Особенно это актуально для последних, так как более 80% из них не являются, строго говоря, педагогами-профессионалами и не обладают психолого-педагогическими знаниями. Участие в профессиональных конкурсах разного уровня (ЦРТ «Мега-талант», «Мир олимпиад», Всероссийский конкурс профессионального мастерства и личных достижений педагогов «Мастер года», «Наставник, помощник и друг», «Ступени профессионального мастерства» на сайте Интернет-издания «Профобразование», «Моя карьера!» на Интернет-платформе, проект «Инфоурок» и др.) также способствует росту профессионализма педагогов, обмену новыми идеями и достижениями, выявлению и поощрению талантливых и инициативных мастеров производственного обучения. Развитие культуры профессиональных соревнований и расширение творческих связей в системе СПО возможно посредством подготовки и участия российской сборной в чемпионатах по профессиональному мастерству WorldSkills International и WorldSkills Russia, являющиеся драйвером компетенций «завтрашнего дня» и призванные популяризировать перспективные профессии и виды занятости. Таким образом, стандарты WorldSkills заставляют пересматривать образовательные программы, требования к используемому оборудованию и квалификации мастеров-наставников, что, в свою очередь, способствует повышению уровня подготовки студентов и выпускников системы СПО. Принимая во внимание приоритетный проект «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий») [34], постановление Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» [35], а также в целях распространения передового опыта педагогической деятельности, когда «важно даже не подготовить команду к победе, а уже наработанные практики распространить по стране», во многих учебных организациях СПО был апробирован демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Россия в рамках государственной итоговой аттестации. Демонстрационный экзамен предусматривает моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков; независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий; определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями. Выпускникам данный экзамен дает возможность получить Паспорт компетенций (Skills Passport), который вносится в базу данных молодых профессионалов, доступную всем ведущим предприятиям-работодателям, а значит, стать более востребованным уже на этапе окончания учебного заведения. Образовательные организации имеют возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ; материально-техническую базу; уровень квалификации преподавательского состава; определить точки роста и дальнейшего развития в соответствии с актуальными требованиями международного рынка труда. Получению успешных результатов на демонстрационном экзамене и на конкурсах, реализации ФГОС профессионального образования способствует внедрение дуального обучения, которое рассматривается как одно из самых «раскрученных» мировых брендов в системе СПО, при котором практическая часть подготовки осуществляется на рабочем месте, а теоретическая часть - образовательной организацией. Интеграция теории и практики на основе компетентностного подхода повышает, с одной стороны, эффективность освоения теоретических основ профессиональной специфики, с другой, благоприятствует овладению современными компетенциями, трудовыми операциями, умениями, действиями, что делает образовательный процесс более многогранным и всесторонним. Именно синергетический эффект дуального образования представляется специалистами (Е. Н. Байдало, М. А. Герасимова, Е. В. Шлыкова) наиболее сильной его стороной. Кроме того, дуальная система образования способствует созданию хороших условий для кадрового, научно-методического и материально-технического оснащения профессиональных образовательных организаций. При этом предприятия, непосредственно участвуя в процессе обучения, целенаправленно идут на достаточно большие траты, так как они являются заинтересованным лицом не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации, становятся предприятиями-партнерами в реализации образовательных программ. По окончании обучения подготовленные кадры сразу же могут быть трудоустроены на предприятии, сокращаются издержки и сроки адаптации будущего работника, что делает его конкурентным, мобильным и эффективными. Следовательно, участие студентов и преподавателей в конкурсах разного уровня, а также демонстрационный экзамен и дуальная система обучения делают профессиональную подготовку практико-ориентированной, соответствующей новым условиям социально экономического развития, важным ресурсом обновления системы подготовки кадров СПО. Заключение Социально-экономические трансформации в обществе делают запрос на специалистов, имеющих хорошие знания в области информационно-аналитических систем, умеющих критически мыслить, обладающих интеллектуальными и творческими способностями, открытых новым знаниям и инновационным подходам. При этом большой вызов бросается системе среднего профессионального образования, его модификации, способной отвечать современным реалиям и готовить высококвалифицированных специалистов. Повышение качества профессиональной подготовки обучающихся СПО является приоритетным и будет более эффективным, если: - акцентировать внимание на усовершенствовании профессиональных компетенций преподавательского состава; - определить педагогические условия, позволяющие достичь наибольшей эффективности деятельности педагога в процессе повышения качества профессиональной подготовки студентов. По результатам исследования темы были рассмотрены: - цифровизация образования, - приоритетные формы и методы обучения с учетом демонстрационного экзамена и стандартов WorldSkills International и WorldSkills Russia; - положительные аспекты применения дуальной системы Выводы исследования могут служить основой для дальнейших научных поисков в разработке теории и практики в системе среднего профессионального образования.