Full text
Введение Развитие маркетинговых подходов, начавшееся в рыночной среде для стиму-лирования поначалу коммерческих организаций к поиску все новых средств их по-зиционирования среди себе подобных, привело к формированию понятия деловая репутация, своего рода «доброе имя» (goodwill), включающее в себя ряд таких со-ставляющих, как бренд фирмы, торговая марка, наработанные деловые связи, ре-путация в собственной стране и в мире и др. По мере развития рыночных отноше-ний в области образования, указанные понятия стали характеризовать как учре-ждения, входящие в национальную систему образования, так и предпринимаемые руководством той или иной страны, например, Республики Корея, мероприятия, в целом направленные на повышение репутации своей страны в мире. В некоторых странах образовательные учреждения, породившие и подтвердившие своей дея-тельностью высочайшие стандарты обучения и, в силу этого, обладающие без-упречной репутацией, смогли стать составной частью репутации своей страны, символом её передовых достижений в определенных областях. В Великобритании это Оксфордский и Кембриджский университеты; в США – Массачусетский техноло-гический институт, Стэндфордский и Гарвардский университеты; в России – МГУ им. М. В. Ломоносова; МИФИ; МГТУ им. Н. Э. Баумана и др. Они смогли приобрести со-ответствующую узнаваемость, что нашло свое отражение в мировых и националь-ных рейтингах лучших университетов. Все перечисленные выше понятия, составляющие деловую репутацию, взаи-мозависимы и могут определенным образом складываться вокруг деятельности то-го или иного образовательного учреждения (университет, институт, колледж, гим-назия, школа и т.п.), в том числе и вне всяких управляющих воздействий со стороны её руководства, но могут и иметь отношение к единому маркетинговому комплексу мероприятий, целенаправленно проводимых руководством для формирования бренда организации, её товаров или услуг, привлечения к нему внимания потенци-ального потребителя, поддержания и закрепления у него предпочтений именно к данному бренду. Именно комплекс таких активно осуществляемых мероприятий принято называть «брендингом» (brand management / brand marketing) [1, c. 497]. В. Н. Домниным отмечается отличие функций бренд-менеджмента и бренд-маркетинга как составных частей брендинга. И если первый в большей степени нацелен на улучшение ключевых экономических и финансовых показателей дея-тельности организации, то второй – на усиление влияния на потребительское по-ведение текущих и потенциальных потребителей. Им же подчеркивается значение брендинга для различных подразделений организации, что применимо и к органи-зациям, действующим в системе образования. Примечательно, что, говоря об определении задачи брендинга, исследователь отметил схожесть людей, лояль-ных бренду, и что главная задача брендинга – уловить и выразить эти особенности настолько ярко и полно, чтобы данная марка стала символом объединения потре-бителей. И тогда бренд станет своеобразным клубом, собравшим таких людей [2]. При этом наличие или отсутствие таких мероприятий способно как повысить, так и понизить репутацию образовательного учреждения, – в зависимости от того, насколько высокой окажется деловая репутация руководства и профессорско-преподавательского состава такого учреждения [3]. Особая необходимость в брендинге возникает, как правило, тогда, когда воз-никают изменения во внешней среде организации, требующие соответствующих изменений в организации изнутри. Такими наиболее примечательными изменени-ями у нас в стране стало в 90-х годах прошлого столетия качественное изменение экономической среды, вызвавшее постепенный переход на смешанную, госбюд-жетно-рыночную, систему обеспечения деятельности образовательных учрежде-ний, а в начале 20-х годов текущего столетия – резкий переход на гибридную или полностью дистантную форму обучения студентов под воздействием пандемийно-го фактора [4]. Такой переход послужил причиной все более пристального внима-ния к цифровым технологиям как средству обучения в дистантном режиме обуче-ния и общения с обучающимися. В этом отношении представляет определенный интерес, который продолжает активно развиваться во многих предметных обла-стях, такое комплексное аппаратно-программное средство обучения, как электрон-ный учебник, называемый сегодня новым трендом в образовании [5, с. 169]. В электронных учебниках отражаются ценности университетского сообщества, и при их создании учитываются те требования, которые в свою очередь имеют большое значение при брендинге современного университета. Есть основания считать, что в условиях бренд-ориентированного управления университетом слаженная работа университетских коллективов над электронными учебниками способна внести су-щественный, если не решающий, вклад в брендинг современного университета, чему на современном этапе развития брендинга в России пока еще не уделяется достаточного внимания. На фоне сочетанного протекания в нашей стране объективных процессов – процесса продолжающегося утверждения рыночных основ в системе образования, нарастания конкурентных явлений в сфере образовательных услуг в мире в целом и процесса все более широкого применения цифровых средств обучения, данное исследование имеет своей целью показать, как с помощью электронного учебника может быть реализована, в части касающейся, задача брендинга университета, в котором заметное место занимает профиль лингвистического образования и обу-чения иностранным языкам, и раскрыть тем самым потенциал электронного учеб-ника иностранного языка как одного из важнейших средств брендинга современно-го университета. Совпадения и пересечения ценностей университетского образо-вания, выявленных в результате сопоставления электронного учебника как универ-ситетского образовательного продукта с элементами экосистемы корпоративного бренда университета, призванных воплощать эти ценности, позволят определить, какой вклад в формирование бренда делает сам факт внедрения электронного учебника в процесс университетского образования. Обзор отечественной и зарубежной литературы Брендинг университета как особое маркетинговое направление Концептуальный подход к брендингу начал наиболее активно применяться в 80-х годах прошлого века с появлением понятия «капитал бренда» (brand equity), введенного в оборот П. Фаркуаром, определившим его как добавленную ценность, которую бренд придает товару [6]. Из сформировавшихся впоследствии на этой основе подходов к его применению, интерес для целей настоящей статьи пред-ставляет подход с корпоративной и с потребительской позиций [7; 8]. В нашем слу-чае это имеет значение с позиции университета и с позиции обучаемого как потре-бителя специфических товаров, так и образовательных услуг. В рамках развития второго подхода К. Келлером была предложена модель ка-питала бренда, ориентированного на клиента (англ.вар. Customer-Based Brand Equity (CBBE) Model), ставшая наряду с еще несколькими одной из самых широко известных моделей в мире маркетинга. В основе этой модели лежит концепция со-здания сильного бренда путем определения того, что потребители чувствуют и как думают о товаре во время взаимодействия с ним. Цель брендинга в этом подходе заключается в том, чтобы у потребителей вырабатывались и наблюдались поло-жительно выражаемые чувства, мысли, мнения, представления и даже убеждения относительно предлагаемого им товара [9]. В дальнейшем на основе указанных выше фундаментальных исследованиях были выработаны соответствующие меж-дународные стандарты оценки качества и капитала бренда, предложенные техни-ческим комитетом ISO 20671-1:2021 [URL: https://www.iso.org/standard/81739.html], которые применимы, в том числе и к брендам образовательных продуктов, и к брендам образовательных учреждений, производящих эти продукты и услуги. Вскоре после утверждения брендинга как самостоятельного направления в дея-тельности российских маркетологов и обобщения результатов их работы в научных исследованиях начали появляться первые работы, имеющие отношение к соб-ственно брендингу образовательных организаций. В развитие высказанных предшественниками подходов по всему комплексу брендиговых аспектов, современные исследователи обращают внимание на раз-витие у студентов как потребителей образовательных услуг чувства принадлежно-сти к университету через внутренний брендинг, развитие коммуникаций в целях внутреннего брендинга, учет брендинга в процессе обучения, воспитание лидер-ских качеств у студентов в рамках внутреннего брендинга [10]. Г. Курат с соавтора-ми добавляют к этому перечню проведение мероприятий, связанных с универси-тетскими годовщинами и юбилеями [11]. М. Хосейни и его соавторами подчеркивается роль брендинга в управлении человеческими ресурсами (Human Resource Management – HRM) как одного из фак-торов, обеспечивающих организационную устойчивость университетов в наше время, а в качестве наиболее заметных проблем, с которыми сталкиваются вузы при создании собственного бренда, указывается их неспособность учесть культур-ные проблемы, а также недостаточная развитость инфраструктуры, чтобы проде-монстрировать ценность своего бренда. [12]. В отношении проблемы брендинга университетов встречаются аналогичные мнения: Б. Брукер с коллегами также по-нимают брендинг университета через призму коммуникативных проблем, которые связанны с изоморфными и дифференцированными типами коммуникаций, веду-щихся по многим каналам связи с внешней аудиторией и ориентированных на брендинг [13]. При этом Дж. Хо с соавторами важное значение придают контент-маркетингу (content marketing - CM) как средству, обеспечивающему успех брендин-га при ведении организацией свой деятельности в онлайн-режиме [14]. Несколько работ посвящено стратегиям брендинга с привлечением цифровых платформ университета. Так, например, А. В. Саббараялу в качестве стратегий брендинга предлагает привитие «институционального бренда» как культуры среди сотрудников; предоставление передовых цифровых платформ и обеспечение по-стоянного онлайн-присутствия [15]. Технологичность обучения отмечается группой учёных во главе с А. Лим как важный элемент деятельности вузов в форме систем управления обучением (Learning Management System – LMS): внедрение электрон-ного обучения (e-learning) в вузах рассматривается ими как средство повышения эффективности обучения и одновременно брендинга в интересах студентов и са-мих вузов, хотя вместе с тем подчеркивается также необходимость коррекции функций использующихся цифровых платформ так, чтобы они могли учитывать сложившиеся у студентов подходы к обучению наряду с реализацией новых [16]. Ф. Хаком отмечается, что потребность в гибком образовании и его техническая под-держка должны обеспечиваться соответствующими цифровыми технологиями с учетом растущих рыночных возможностей [17]. М. Леао и М. Маркесом привлекает-ся внимание руководства университетов к целесообразности учёта в стратегиях брендирования университетов городов и территорий, на которых располагаются университеты, поскольку университет как общественное пространство не может не влиять на бренд территорий и не быть в определенном взаимоотношении с ним [18]. Примечательным является одно из последних актуальных исследований, про-веденное Ю. Стукалиной и Д. Павлюком методом анкетирования в вузе в соответ-ствии с многомерной моделью капитала бренда, ориентированного на клиента. Оно показало, как различные факторы, связанные с капиталом бренда, восприни-маются студентами вуза, выявив как различия: местные студенты больше озабоче-ны имиджем бренда вуза, а иностранные – фактором резонанса, так и сходства в отношении к собственному вузу, когда безусловно важными оказались такие аспек-ты бренда, как эффективность, образы, суждения, чувства и резонанс [19]. Рассмотрение К. А. Шведовой брендинга как новой коммуникативной техноло-гии в высшем образовании позволило её прийти к выводам о том, что бренд, воз-никнув как механизм идентификации и дифференциации продуктов и производи-телей, сегодня становится средством идентификации и дифференциации потре-бителей, а эффективность – сквозной характеристикой, имеющей отношение ко всему, связанному с брендингом, который становится все более востребованным на фоне увеличение социальной, PR- и коммуникативной активности вузов для по-строения собственных сильных брендов [20]. А. П. Панкрухин постулирует, что борьба с конкурентами за сознание потребителя уступает место другой практике, когда сознание потребителя само начинает активно воздействовать на все марке-тинговые процессы [21]. А Н. И. Замерченко, применительно к области образования, отметила, что высокая скорость смены образовательных услуг, сложность самого продукта «образовательная услуга» и неуверенность потребителя в преимуще-ствах одних образовательных услуг перед другими, делают концепцию брендинга особенно привлекательной [22]. А сам бренд начинает отражать «совокупность ценностей учебного заведения (ценностей академической и корпоративной культу-ры), которые впоследствии транслируются целевым аудиториям в соответствии с миссией учебного заведения» [23, с. 115]. В работе Н. А. Спириной подчеркивается сложность привлечения внимания потребителей образовательных услуг только лишь с опорой на зрение или слух адресатов: по мнению автора статьи, требуется «воздействие и на другие органы восприятия – осязание, обоняние, вкус» [24, с. 38]. В развитие этого положения Н. А. Спирина описывает систему мультисенсорного брендинга и предлагает конкретный научно обоснованный алгоритм создания об-разовательного бренда для влияния на формирование образа высшего учебного заведения в сознании потребителей, что соотносится с методическим подходом авторов данной статьи, учитывающих полимодальность при создании электронно-го учебника иностранного языка. П. Г. Петруша рассматривает бренд университета как один из ключевых нема-териальных активов, компонентами которого являются: научная, академическая и социальная репутации, позиция в международных рейтингах, репутация универси-тета как работодателя в академическом сообществе в рамках программ привлече-ния приглашенных лекторов, научных работников и преподавателей на постоян-ные позиции [25, c. 11-12]. В глубоком и комплексном исследовании Д. А. Шевченко постулируется, что брендинг представляет собой длительный многосторонний ре-сурсоемкий процесс достижения более качественного состояния университета, ис-следуются концептуальные основания для построения его бренда. В качестве кон-цептуальной основы бренда университета предпринята попытка определить ее элементную структуру, представленную в виде экосистемы бренда университета [26]. Авторы настоящей статьи применили указанное понятие экосистемы бренда университета при исследовании соответствия ценностей электронного учебника иностранного языка ценностям, выражаемым ее элементами. Обзор научной литературы по теме исследования показал, что для руковод-ства и профессорско-преподавательского состава современного университета сложившиеся в области образования обстоятельства представляют собой ряд вы-зовов, лежащих одновременно в нескольких областях: цифровых технологий, цифровой грамотности и методической компетенции, а брендинг университета неотделим от задачи методически выверенного освоения цифрового пространства, создания, и использования собственных электронных учебников. Создаваемый и поддерживаемый профессорско-преподавательским составом электронный учеб-ник иностранного языка формирует у студентов и коллег, наряду с влиянием про-чих факторов, цифровое «лицо» университета в комплексе с представлением о ре-путации, в том числе цифровой, своего университета. Следовательно, методиче-ская работа в интересах создания электронного учебника иностранного языка должна соответствовать деятельности руководства и профессорско-преподавательского состава по брендингу современного университета. Методологическая база исследования В основе исследования лежат материалы, касающиеся теоретического обоб-щения практических результатов деятельности университетов по своему брендин-гу и результатов университетских опросов обучающих и обучаемых, лингводидак-тический опыт авторов статьи и их университетских коллег, касающийся попыток применения цифровых платформ при разработке электронных учебников. Иссле-дование основывается на сравнительно-сопоставительном методе анализа цен-ностей, учитываемых при проведении мероприятий по брендингу университета с применением модели экосистемы корпоративного бренда и при разработке элек-тронного учебника иностранного языка. Цифровые технологии Проведенный анализ показал, что в области цифровых технологий актуаль-ной для руководства университета задачей является создание университет-ской учебно-издательской технологической платформы, своеобразного лингводи-дактического веб-конструктора [27], позволяющего профессорско-преподавательскому составу университета: - создавать и поддерживать в актуальном состоянии электронные учебники иностранного языка; - обеспечивать соответствие контента, закладываемого в электронные учеб-ники иностранного языка, содержанию обучения по предметному профилю дея-тельности университета в целом; - поддерживать базы данных, лежащие в основе взаимоувязанного контента университетской учебно-издательской технологической платформы и электронных учебников иностранного языка, а также внутренние ссылки на неё, как и внешние ссылки, в актуальном состоянии, соответствующем современному уровню развития изучаемых наук, последним тенденциям их развития и методике усвоения имею-щих к ним отношение умений и знаний; - оперативно вносить коррективы в содержание баз данных с одновременным их отражением в электронных учебниках иностранного языка и в режиме реального времени использовать поддерживаемое профессорско-преподавательским соста-вом содержание обучения. Создание такой университетской учебно-издательской технологической платформы требует от руководства университета умения работать в содружестве с внешними разработчиками соответствующего программного обеспечения, орга-низовав их постоянное взаимодействие с временными рабочими группами квали-фицированных специалистов из профессорско-преподавательского состава по языковым и другим направлениям. Электронный учебник иностранного языка характеризуется возможностью наивысшего уровня насыщенности его современными цифровыми технологиями (гипертекста, распознавания текста / речи, передачи вкуса и запаха, геймификаци-ей, голографией и пр.) и широким кругом предъявляемых к его характеристикам требованиям. Так, в Республике Корея, которая выступила мировым лидером циф-ровых технологий, пионером в области электронных средств обучения и одной из первых выпустила первый учебник, реализованный средствами ИКТ [URL: https://m.etnews.com/200208130031], в ходе базового исследования, проведенного в предпандемийный период по методу Дельфи, было разработано 43 критерия, ко-торым должно соответствовать такое электронное средство обучения вне зависи-мости от типа тех технических устройств (серверный центр, настольный компьютер, ноутбук, планшет, смартфон и пр.), на базе которых оно реализуется [28]. Цифровая грамотность Необходимость разработки конкурентоспособного электронного учебника за-даёт не менее высокий уровень требований к квалификации профессорско-преподавательского состава университета. Электронный учебник представляется не только средством позиционирования университета в современном образова-тельном пространстве, но также и условием выживания вуза в конкурентной среде, т.к. предполагает формирование коллектива специалистов, обладающих цифровой грамотностью. Сегодня цифровая грамотность – это собирательное понятие для ряда цифровых компетенций, хотя буквально недавно оно рассматривалась как часть поведенческого компонента медиаграмотности [29, с. 155-156]. Здесь необ-ходимо отметить, что после своего появления в 1997 г. благодаря П. Гилстеру по-нятие цифровой грамотности в современном социальном контексте подчинило се-бе большое количество знаний, навыков и умений, которым до сих пор не дано кон-кретных сущностных характеристик [30, с. 27]. В области цифровой грамотности перед профессорско-преподавательским составом университета стоит задача освоения в последующем всего того набора средств обучения, которые предоставляют в наше распоряжение цифровые тех-нологии, и прежде всего те из них, которые представляют собой средства разра-ботки электронных учебников, лингводидактические веб-конструкторы, позволяю-щие заложить в эти электронные учебники максимум актуального и методически безупречно подготовленного к процессу обучения контента. Использование этих лингводидактических веб-конструкторов предлагает более внушительный перечень возможностей: представляя собой по сути основу электронного учебника, лингво-дидактический веб-конструктор позволяет внедрять в разработку все те технологии, которые находятся в активном пользовании у современных издательств, например, элементы дополненной реальности (т.н. ароматные книги, анимированные иллю-страции и т.п.). Цифровая грамотность позволяет быть специалисту всегда высококвалифи-цированным, т.к. ему приходится вникать во все более быстрые перемены техни-ческих средств и программного обеспечения по мере смены обучающих технологий. Например, набирающее сегодня популярность использование голографии в обу-чении иностранным языкам со временем потребует от преподавателей-разработчиков знания дидактических особенностей голограммы, которая, согласно оценкам специалистов в области цифровых технологий, станет обычным сред-ством обучения уже в 2025-2030 гг. [31]. Следует отметить, что по этому средству наглядности сегодня информация практически отсутствует, что на этапе до внед-рения голографии в процесс обучения делает востребованным ознакомление с со-ответствующей информацией в специализированной иноязычной литературе, до-ступной сейчас на английском, корейском, испанском и других языках. Методическая компетенция Решение указанных выше задач, как и извлечение из электронных учебников максимальной пользы для обучающихся, невозможно без наличия у преподавате-лей, как разработчиков современных лингводидактических средств, определенного уровня методической компетенции, поскольку вместе с пополнением своих тех-нических знаний, современному обучающему необходимо владеть категориями цифровой лингводидактики. Электронный учебник иностранного языка представ-ляет собой комплексное аппаратно-программное средство обучения, и, примени-тельно к задачам создания и введения его в процесс обучения, такая компетенция предполагает весь набор субкомпетенций, определяющих структуру методической компетенции, а именно: гностической, проектировочной, конструктивно-технологической, информационно-технологической, коммуникативно-организаторской, коммуникативно-обучающей, коррекционно-гностической и ре-флексивно-гностической [32, с. 32-34]. Профессиональное самосовершенствование и погруженность в междуна-родный контекст исследовательской деятельности Наряду с вышеизложенным, у профессорско-преподавательского состава университета с лингвистическим профилем образования по-прежнему остаются так же актуальными те задачи, которые несмотря на внедрение технических нов-шеств не меняются со временем: – поддерживать собственный уровень владения иностранным языком, а для преподавателей теории и практики перевода – уровень устных и письменных пе-реводческих навыков и умений; – поддерживать и развивать общение с зарубежными коллегами на профес-сионально значимые темы; – участвовать при поддержке университета в профильных международных мероприятиях и фиксировать в сознании зарубежных коллег уровень решения в университете значимых для него задач, а также уровень фундаментальности и но-визны ведущихся научных и научно-прикладных исследований; – осуществлять, в части касающейся, профессиональную рефлексию соб-ственной преподавательской деятельности в контексте глобализации проблем об-разования. Результаты исследования В результате анализа двух рассмотренных в исследовании понятий, «брен-динг университета» и «электронный учебник иностранного языка», были выявлены определенные совпадения и пересечения ценностей, ассоциируемых преподава-телями и студентами с ними (см. Таблицу). Сопоставление ценности электронного учебника с элементами экосистемы корпоративного бренда университета Элементы экосистемы корпоративно-го бренда университета Ценности электронного учебника иностран-ного языка Наличие /отсутствие совпа-дений Богатая исто-рия Ценности культуры и исторической памяти: ЭУ способен отразить в полной мере богатую ис-торию университета Потенциально полное совпа-дение Техническое и информаци-онное обеспе-чение Современность, эффективность, комфорт-ность: ЭУ является современным средством повышения эффективности обучения и реали-зуется при условии надлежащей технической поддержки, обеспечиваемой руководством университета, и является частью технического и информационного обеспечения обучения в университете Потенциально полное совпа-дение Международ-ное сотрудни-чество Известность, современность, гордость за международное признание, ассоциируемые с достойным уровнем университета как образо-вательного учреждения: совпадение в части обмена опытом применения в университете ЭУ и обучающих технологических платформ, на которых основаны ЭУ Имеет хороший потенциал стать частью международного научно-прикладного дискурса в области образования Интерес СМИ, журналистов Известность, современность, гордость за при-знание в стране и за рубежом, ассоциируе-мые с достойным уровнем университета как образовательного учреждения: потенциально постоянная или периодически обновляемая тема журналистских публикаций и сюжетов СМИ Совпадение в части распро-странения информации об опыте применения ЭУ и обу-чающих технологических платформ, на которых осно-ваны ЭУ Современный сайт Современность, технологичность, извест-ность, гиперсвязность ЭУ с материалами сай-та: потенциально взаимная представленность, в части касающейся, на университетском веб-сайте и на страницах ЭУ, а также посредством внешних ссылок Совпадение в части распро-странения информации об опыте применения ЭУ и обу-чающих технологических платформ, на которых осно-ваны ЭУ Положитель-ная репутация в социальных сетях Известность, гордость за признание в стране и за рубежом, ассоциируемые с достойным уровнем университета как образовательного учреждения Совпадение в части распро-странения информации об опыте применения ЭУ и обу-чающих технологических платформ, на которых осно-ваны ЭУ Активное ис-пользование каналов про-движения (ин-тернет и др.) Известность, гордость за признание в стране и за рубежом, ассоциируемые с достойным уровнем университета как образовательного учреждения Полное соответствие ЭУ за-дачам брендинга университе-та в интернете и по другим каналам продвижения универ-ситетского бренда Ректор-лидер, общественный деятель Известность, гордость за признание в стране и за рубежом, ассоциируемые с достойным уровнем университета как образовательного учреждения. Полное соответствие ЭУ за-дачам брендинга руководства университета в органах вла-сти и учреждениях управления образованием в стране и на территории присутствия уни-верситета по административ-ным каналам продвижения университетского бренда Увлекательная культурная и спортивная студенческая жизнь Сопричастность к культурной и спортивной деятельности студентов: ЭУ является потен-циальным средством «ко-брендинга» вместе со студентами в случае, если такая деятель-ность студентов находит свое отражение на страницах ЭУ как информационно, так и в хо-де выполнения соответствующих данной теме заданий, когда результаты выполнения кото-рых также находят свое отражение на стра-ницах ЭУ Потенциальное совпадение в части «ко-брендинга» Уникальный опыт обучения Современность и эффективность обучения по уникальным методикам в гиперсвязанной, ин-терактивно реализуемой и мультимедийно представленной форме, сопричастность Имеет хороший потенциал стать частью научно-прикладного дискурса в области профессионального роста Общественная деятельность (волонтерство) Эффективность, современность, обществен-ная значимость: совпадение в части касаю-щейся, в случае участия студентов в волон-терской разработке ЭУ для людей с ограни-ченными возможностями. Потенциально постоянная часть волонтерских программ образовательной направлен-ности Индустриаль-ные партнеры (доноры) Современность, эффективность, сопричаст-ность к передовому: частичное совпадение с задачами брендинга университета во взаимо-отношениях с его индустриальными партне-рами Потенциально постоянное средство косвенной рекламы на своих страницах, может быть частью маркетингового продвижения индустриальны-ми партнерами своих брендов в увязке с брендом универси-тета Успешные и влиятельные выпускники Эффективность обучения, трудоустройство и карьерный рост: ЭУ как часть средств обуче-ния, поспособствовавших трудоустройству и карьерному росту Потенциально основное сред-ство достижения указанного результата Довольные (и счастливые) студенты Эффективность обучения, чувство полноты жизни, задействования всех интеллектуаль-ных качеств: максимально возможное задей-ствование всех органов чувств при условии привлечения уже доступных современных тех-нологий обеспечения наглядности и интерак-тивности в обучении Полное совпадение с задача-ми внутреннего брендинга университета Известные преподаватели и ученые Известность, эффективность, сопричастность: ЭУ может стать средством, обеспечивающим большую известность преподавателей, участ-вующих в разработке ЭУ, и посредством этого – более высокую академическую известность университета Потенциально полное совпа-дение Актуальная образователь-ная продукция Современность, эффективность, востребован-ность, сопричастность: ЭУ – средство, обеспе-чивающее постоянную актуальность обучаю-щих материалов Полное совпадение с задача-ми брендинга университета Лояльность власти и биз-неса к универ-ситету Сопричастность, современность, известность: совпадение с задачами брендинга универси-тета в части позиционирования университета как ценной для своей индустрии организации, поддерживать которую федеральной, регио-нальной и местной власти, а также профиль-ному бизнесу, – политически правильно, обос-нованно и почетно Потенциально постоянная те-ма среди прочих, связанных с брендинг-ориентированной деятельностью университета Выгодное рас-положение университета Сопричастность к задачам территориального развития: ЭУ отражает в своем содержании территориальный фактор деятельности уни-верситета Совпадение в части брендин-га территории, на которой располагается университет Знание брен-да абитуриен-тами Современность, эффективность, известность: при условии отражения темы применения разработанных ЭУ в ранее рассмотренных элементах экосистемы бренда университета Совпадение в части задач брендинга университета Знание брен-да студентами Сопричастность, современность, известность Полное совпадение с задача-ми брендинга университета в части позиционирования об-разования в университете как ценной для трудоустройства и карьерного роста организа-ции Визуальная и вербальная привлекатель-ность наиме-нования Привлекательность, известность, современ-ность Полное совпадение с задача-ми и брендинга, и брендиро-вания университета Проведенное исследование показало высокую степень представленности электронного учебника в элементах экосистемы корпоративного бренда универси-тета как современного средства со значительным потенциалом развития в интере-сах повышения эффективности образования в университете и позиционирования самого университета в мировом сообществе образовательных организаций. Брендинг университета с лингвистическим профилем образования предпола-гает решение задачи создания и использования собственных электронных учебни-ков иностранного языка, соответствующих определенному уровню развития циф-ровой техники, лингводидактических технологий, цифровой грамотности, методи-ческих компетенций на фоне продолжающегося постоянного профессионального самосовершенствования и погруженности в контекст международных научных ис-следований. Степень технологичности и методической глубины электронного учебника иностранного языка, разработка и оперативное внедрение которых обеспечивает-ся собственным комплексом образовательных технологий, напрямую ассоциирует-ся с современным имиджем и эффективностью университетского образования, ле-жащими в основе брендинга любого образовательного учреждения, заботящегося о том, как оно выглядит в глазах абитуриента как при поступлении, так и в ходе об-разовательного процесса, в котором бывший абитуриент уже участвует как студент. Технологичность обучения определяется уровнем цифровой грамотности профес-сорско-преподавательского состава, а методическая глубина подготовки студентов определяется наличием сформированной методической компетенции. Дальнейшими направлениями исследований могут быть: установление степе-ни влияния конкретной ценности, значимой для восприятия обучающихся и обуча-емых; определение контента электронного учебника, имеющего брендинговый ха-рактер для образования, получаемого в конкретном университете; изучение разви-тия ценностей обучаемых в образовательной динамике и сопоставление взаимо-зависимостей между этими ценностями в синхронии на каждом отдельном этапе обучения в университете. Заключение Учет глобальных изменений, происшедших в пандемийный период с марта 2020 года, поставил руководство и профессорско-преподавательский состав уни-верситета перед необходимостью по-новому взглянуть на понимание того, что из себя должен представлять электронный учебник иностранного языка. Профессиональный успех профессорско-преподавательского состава универ-ситета сегодня напрямую связан с умением использовать возможности цифрового пространства. Проведенный анализ показал, что произошла переоценка значимо-сти и трансформация понятия электронного учебника иностранного языка, во мно-гом непосредственно касающаяся образовательной и административной деятель-ности университета, поскольку ценности, закладываемые в электронный учебник иностранного языка, создаются общими усилиями руководства, профессорско-преподавательским составом и службами университета, делая соответствующий вклад в комплексное восприятие его деятельности заинтересованными наблюда-телями извне и изнутри. Брендинг университета неотделим от задачи, стоящей перед его руковод-ством по обеспечению университета собственным комплексом образовательных технологий, позволяющих создавать электронный учебник иностранного языка, степень технологичности и методической глубины которых является символом со-временности и качества обучения в вузе. В результате проведенного исследования авторами установлены общие цен-ности, характеризующие экосистему корпоративного бренда и электронные учебники иностранного языка. Деятельность как руководства университетом, так и его профессорско-преподавательского состава, можно рассматривать как брендинг-ориентированную деятельность, и понимание электронного учебника иностранного языка, как значи-мого средства брендинга университета, помогает скорректировать набор и содер-жание маркетинговых мероприятий по управлению брендом университета и повы-шению предпочтений к нему со стороны текущих и потенциальных потребителей его образовательных услуг.