Введение. В настоящее время навык успешной самостоятельной работы является одним из ключевых. В области высшего образования он имеет особую значимость. Во-первых, доля часов, отведенных на самостоятельную работу, по сравнению с аудиторной, растет с каждым годом. Такая ситуация складывается по всему миру. В нашей стране это связано в первую очередь с введением в новые стандарты компетентностного подхода. Второй аспект важности качества самостоятельной работы – это необходимость превратить студента из объекта обучения в субъект. Необходимо научить студента добывать необходимые знания, приобретать новые умения в течении всей жизни. Такая идея саморазвития в течении всей жизни находит отражение в термине «гибкие навыки», отраженные в работах [26, 34].
Такая успешность в рамках самостоятельной работы особенно актуальна для студентов естественно-научного профиля. Биология, химия, физика – как отрасли науки год от года прогрессируют, и специалист в этих областях просто обязан быть в тренде.
Обзор литературы. Некоторые специалисты в области педагогики предлагают (например, в работах [1, 2, 3]) оценивать самостоятельную работу студента (в цифровой среде) по четырём основным критериям (автономность, использование сетевых технологий, креативность, рефлексивность). Естественно, что они едва ли были бы применимы (особенно использование сетевых технологий) вне условий информатизации образования (информационного общества).
Заметим, что общемировая тенденция в высшем образовании – это повышение процентного отношения самостоятельной работы студентов к аудиторной [32, 33]. Тогда возникает идея о том, что, двигаясь в сторону компетентностного подхода в сфере образовании, нужно в первую очередь ориентироваться на развитие умений и навыков самостоятельной работы как единой системы, воспитывать культуру такой деятельности. Самостоятельную работу, как форму организации обучения в современном обществе, можно рассматривать как инструмент для поиска необходимой информации, творческого восприятия и осмысления учебного материала в ходе аудиторных занятий, разнообразные формы познавательной деятельности студентов на занятиях и во внеаудиторное время, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени, выработку умений и навыков рациональной организации учебного труда [5, 31].
Самостоятельная работа является одним из обязательных форм образовательной деятельности, которая должна обеспечивать реализацию требований Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС), созданных на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Конкретные требования к ней определяются в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлениям и специальностям. Если анализировать стандарт для бакалавриата «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), то необходимость в навыках самостоятельной работы, в первую очередь можно проследить через компетенции. Так, например, компетенция ОК-6 непосредственно нацелена на это (ОК-6 Способность к саморазвитию и самообразованию).
Актуальность исследования вопроса управления самостоятельной работой в настоящее время вновь возросла. Несмотря на достаточную проработанность теоретически этого вопроса [2, 6, 7, 8], он заиграл новыми красками в условиях цифровизации образования. Переход к цифре повлиял на все сферы жизни, в том числе и на образование. В современных реалиях тема создания грамотной программы управления и главное практически рабочей достаточно актуальна. В настоящее время действующих программ управления самостоятельной работой студентов в условиях цифровизации практически нет.
Целью исследования, освещенного в настоящей работе, явилось предположение о том, что грамотные управленческие решения могут существенно повысить качество самостоятельной работы студентов.
В такие управленческие решения можно включить различные аспекты:
- переработка и доработка нормативно-правовой базы по организации самостоятельной работы обучающихся вузов;
- создание единой цифровой среды вуза;
- разработка методических рекомендаций по управлению самостоятельной работы студентов с применением электронных образовательных ресурсов;
- администрирование и модерирование цифровых сред на этапе взаимодействия студентов и педагогов.
Материалы и методы. В качестве эмпирических методов исследования использовались тестирование (методика «Упрощенная интегративная диагностика самостоятельной работы студентов» (Ворошилова И.С., Тихомирова Т.В. и др.)) и эксперимент.
Исследование было реализовано на базе института естественных наук и профессионального обучения Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина. Были задействованы студенты четырех академических групп естественно-научной направленности (общая выборка - 69 человек).
Самостоятельная работа студентов представляет собой совокупность аудиторных и внеаудиторных занятий и работ, обеспечивающих успешное освоение образовательной программы высшего профессионального образования в соответствии с требованиями государственного стандарта [9].
Навыки самостоятельной работы формируются у человека в течении всего жизненного пути. Когда студент приходит в учебное заведение у него уже есть некий багаж, в том числе и по организации своего времени для индивидуальной работы. Однако, в период обучения в вузе к студенту могут предъявляются повышенные требования в этом вопросе. А у студента естественно-научного профиля это в первую очередь связано и со спецификой учебного материала, необходимого для усвоения.
Как показывает практика, по уровню включения в реализацию самостоятельной работы обучающиеся могут быть разделены на две основные группы.
Первая группа отличается тем, что ее представители обладают универсальными учебными компетенциями. Такие компетенции могут позволить им успешно справить с любыми поставленными задачами.
Студенты второй группы не ориентированы на постоянное выполнение самостоятельной работы при освоении учебного материала. Они характеризуются низким уровнем развития универсальных учебных компетенций и навыков самоорганизации.
На практике каждый преподаватель в рабочей программе своей дисциплины самостоятельно планирует виды, формы и способы проверки самостоятельной работы. Сам же объем времени фиксируется в первую очередь в учебном плане специальности.
Для того, чтобы самостоятельная работа студента была максимально успешной, ему необходимо овладеть устойчивым комплексом способов деятельности для решения различных типов учебных задач. Здесь речь может идти про стандартные на наш взгляд навыки: умение сделать конспект, делать обобщение и сравнение, подбирать практико-ориентированные примеры и так далее.
Рассмотрим вопросы современной диагностики самостоятельной работы студентов.
С точки зрения авторов [4], на основе указанных выше критериев возможна упрощённая интегративная диагностика самостоятельной работы студентов, с градацией по уровням использования информационных технологий для индивидуальной работы на «очень низкий», «низкий», «средний», «высокий» и «очень высокий».
Низший уровень будем характеризовать тем, что в работе не применяются современные информационные технологии (тем более, возможности информационно-образовательной среды), низким уровнем автономности, креативности и рефлексивности обучающегося. На этом уровне практически не происходит становления умений личностно-профессиональной самоорганизации; готовность к самостоятельной работе практически отсутствует, а обучающийся не превращается из объекта педагогического управления в субъект. Эффективность самостоятельной работы стремится к нулю (т.е. она не играет значимой роли в личностных качествах обучающегося).
Низкий уровень отличается от низшего тем, что может наблюдаться уже определённый уровень автономности студента, тем не менее, по-прежнему не достаточно выражена креативность и рефлексивность. Хотя роль самостоятельной работы в формировании знаний и умений увеличивается. При этом эффективность использования рабочего времени, которое отводится на самостоятельную работу, остаётся низкой.
Средний уровень уже можно ознаменовать достаточно высоким уровнем автономности студента в ходе самостоятельной работы. Автономность выражается в том числе мотивацией, как к анализу её результатов деятельности, так и к совершенствованию операциональных действий. На этом уровне уже происходит полноценное применение современных информационных технологий, но оно не носит тотального характера. Здесь уже самостоятельная работа имеет существенный вес в формировании знаний, умений, навыков студентов. При этом все же по-прежнему слабо происходит формирование умений личностно-профессиональной самоорганизации, готовности к самообразованию.
Умение использовать современные информационные технологии в самостоятельной работе выносятся на все остальные уровни [4], включая уровень «выше среднего».
Высший уровень отличается от предыдущих тем, что студент может не только обеспечить такой уровень собственной самостоятельной работы, но и способен оказать помощь в ней своим сверстникам (либо стать наставником, тьютером для младших товарищей). При этом он часто демонстрирует личный опыт эффективной (успешной) самостоятельной работы, и другие обучающиеся его стремятся присвоить. Кроме того, на данном уровне, как отмечают авторы работы, самостоятельная работа неразрывно связана с вовлечением обучающегося в научно-исследовательскую и проектную деятельность.
Питкин В.А. и др. в своей статье [2] обращают внимание на то, что, опираясь на указанные выше критерии, следует проектировать программы управления и технологии сопровождения самостоятельной работы студентов. При конструировании учебного материала для самостоятельной работы педагог должен оценивать степень обученности студента (уровень усвоения знаний) и его готовность к самостоятельной работе (чем ниже уровень готовности, тем интенсивней процесс коррекции учебной деятельности студента).
И здесь закономерно возникает вопрос об эффективных решениях в процессе управления самостоятельной работой студентов.
При переходе от организации к управлению самостоятельной работой студентов в современном российском вузе может возникнуть ряд трудностей: способы документирования процесса, нормирование времени и его учет, актуальные виды и формы работы. Особое внимание необходимо уделять тем образовательным технологиям, которые мотивируют студентов к самообучению, самоорганизации и самоконтролю [10, 11].
В данный момент образовательная среда всех без исключения учебных заведений, в том числе и вузов, переживает в очередной раз волну трансформаций. Не последнюю роль отводят и самостоятельной работе студентов. При этом активно внедряются электронные формы обучения.
Существующая система организации самостоятельной работы на данный момент привязана к прежней структуре планирования и оценки, и при этом слабо учитывает компетентностную составляющую обучения. Фактически на сегодняшний день организация и управление самостоятельной работой отдана на откуп преподавателю, в ней нет единой четкой структуры, нет согласованности между дисциплинами. По сути дела, каждый педагог реализует это так, как он видит.
Для создания эффективной программы управления нужно воспользоваться уже готовыми наработанными приемами и моделями из менеджмента. По сути это можно осуществить, если рассматривать вуз как предприятие по предоставлению услуг (только в сфере образования). При этом готовые модели менеджмента необходимо трансформировать с учетом цифровизации образования.
Таким образом, мы в своем исследовании в качестве теоретической базы взяли принципы управления А. Файоля [16, 17] и уточнили их согласно тем требованиям, которые могут быть предъявлены к образовательной системе в рамках цифровых трансформаций.
Вопросами структурирования деятельности по управлению самостоятельной работой в вузе занимались многие педагоги, суть отражена в работах С.И. Архангельского, С.И. Зиновьева, А.Г. Молибога, П.И. Пидкасистого [6, 7, 12].
Организация самостоятельной работы студентов вуза является многомерным и сложным процессом, который в себя может включать следующие компоненты[13]:
- формирование мотивации;
- формирование профессиональной позиции будущего педагога;
- включение самостоятельной работы в процесс усвоения содержания учебных дисциплин;
- интеграция самостоятельной работы студентов с современными педагогическими технологиями;
- выбор форм контроля над результатами самостоятельной работы.
Результаты. В первую очередь выделим этапы экспериментального исследования по составлению и апробации эффективности модели управления самостоятельной работой студентов:
1) констатирующий этап – подразумевает выяснение степени вовлеченности студентов в указанную деятельность
2) формирующий этап - разработка и внедрение программы управления самостоятельной работой студентов с использованием электронных образовательных ресурсов;
3) контрольный этап - определение эффективности программы в управлении самостоятельной работой студентов.
Первый этап состоял из двух мероприятий: первичное анкетирование студентов и преподавателей с целью ранжирования студентов по уровням, согласно методике «Упрощенная интегративная диагностика самостоятельной работы студентов» (Ворошилова И.С., Тихомирова Т.В. и др.) [4].
Анкетирование позволило сформулировать ключевые проблемы при работе с цифровыми образовательными ресурсами, в том числе и дистанционными. В нем приняло участие 22 преподавателя университета и 69 студентов института естественных наук и профессионального обучения.
Начало констатирующего этапа выпало на тот период, когда вузы по всей стране перешли на дистанционный формат обучения и на практике столкнулись с рядом сложностей. Общее мнение как преподавателей, так и студентов, выраженное в анкете, это отсутствие слаженности и организованности в учебном процессе, сложности технического характера, отсутствие общих критериев оценки деятельности студента. Полученные данные помогли сформулировать общие направления деятельности при работе над программой управления.
Одновременно с анкетированием была проведена дифференциация студентов по уровням включенности в самостоятельную работу посредством электронных образовательных ресурсов согласно методике Ворошиловой, Тихомировой [4]. Преподаватели оценивали каждого студента в рамках своей учебной дисциплины. Далее обучающемуся был присвоен итоговый балл, согласно формуле 1.
Р=1.2m1+m2+0.8m3+0.6m4+0.4m5+0.2m6+0m7, (1)
где m1-m7 число учебных дисциплин с уровнями самостоятельной работы студентов высший, очень высокий, высокий, …, низший.
При идентификации уровня учитывались степень самостоятельности выполнения заданий, качество их выполнения, уровень рефлексивности самостоятельной работы, степень применения в ней информационных технологий.
Часто возникает вопрос, как диагностировать студенческую готовность к исследуемой работе, используя полученные первичные данные педагогического мониторинга (то есть первичную информацию о результатах его учебной деятельности).
Готовность обучающегося к самостоятельной работе может включать несколько компонент [6]: операционный, мотивационно-ценностный, рефлексивный, поведенческий и эмоционально-волевой. Поведенческий компонент включает личный опыт индивида в самостоятельной работе, в частности, и в самообразовании, в целом. Он и интересует нас в данном контексте больше всего.
Естественно, что успешность студента в учебной деятельности, в том числе внеаудиторной самостоятельной работы, может в значительной мере зависеть от компетенций, согласно учебному предмету.
В свете всего вышесказанного, необходимо осветить вопрос инструментов и создания благоприятной цифровой среды для развития необходимых компетенций студента.
Программа «Цифровая экономика РФ 2024», разработанная Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2018 году в части образования кроме всего прочего, включает создание и обеспечение функционирования цифровой среды в учебном заведении [14]. Как показывается практика в настоящее время учитель/преподаватель сталкивается как с техническими, так и с методологическими трудностями в рамках цифровизации образования, несмотря на множество курсов повышения квалификации, которые ему (учителю) приходится регулярно осваивать.
Цифровизация образования проходила несколько стадий развития. Многие из них проходили под влиянием как внешних объективных факторов и тенденций совершенствования информационно-коммуникационных технологий, так и регулировались федеральными целевыми программами. На настоящем этапе цифровизации можно наблюдать процессы, связанные с созданием единой экосистемы информационных сервисов с повсеместным доступом [15].
Учитывая все вышесказанное, была составлена и реализована программа управления организацией самостоятельной работы студентов.
Определим основные задачи программы:
1) систематизировать знания педагогов и студентов о методах и формах самостоятельной работы, о способах ее организации посредством электронных образовательных ресурсов
2) повысить степень вовлечения обучающихся в самостоятельную работу через организацию единой цифровой среды вуза
3) сформировать компетенции студентов, направленные на умение самостоятельно работать в цифровой информационно-образовательной среде.
Тематическое планирование программы в соответствии с обозначенными средствами реализации представлено в таблице 1.
Таблица 1
Тематическое планирование программы
(средства реализации программы)
№ |
Мероприятие |
Перечень |
1 |
Разработка и уточнение нормативно-правовой базы по организации самостоятельной работы студентов и применению ЭОР студентами и преподавателями. |
|
2 |
Создание цифровой среды вуза по организации самостоятельной работы студентов с применением ЭОР. |
а) МЭБ IPRbook (авторизованный доступ http://www.iprbookshop.ru/) б) ФЭРУ (авторизованный доступ http://www2.bigpi.biysk.ru/library/viewpage.php?page_id=25) в) Elibrary (автоматическая авторизация в корпоративной сети университета, авторизованный доступ – вне корпоративной сети https://elibrary.ru/defaultx.asp) г) электронный каталог ИРБИС (неавторизованный доступ http://irbis.bigpi.biysk.ru/cgibin/irbis64r_12/cgiirbis_64.exe?C21COM=F&I21DBN=BIBL&P21DBN) |
3 |
Разработка методического сопровождения по организации самостоятельной работы студентов и применению ЭОР студентами и преподавателями. |
|
4 |
Администрирование каналов взаимодействия студентов и педагогов
|
Синхронное взаимодействие:
Асинхронное взаимодействие:
|
Результативность программы можно оценить и в том числе повышением степени владения навыками цифровой грамотности. Такие элементы могут быть прослежены через повышение показателей студентов по методике преподавания специальных дисциплин. Во время реализации программы ряд студентов заняли призовые места на олимпиадах и приняли участие в работе конференций разного уровня, в том числе международных.
Обсудим более подробно компоненты программы.
Теоретической основой создания единой цифровой среды вуза является нормативно-правовая база. Ее необходимо уточнить и дополнить соответствующими документами. Основной задачей явилось обеспечение учебно-воспитательного процесса необходимыми положениями на разных уровнях для четкой регламентации работы, как обучающихся, так и преподавателей. Тут ключевую роль играет не формальный подход, нормативные документы должны быть функциональными, позволяющими исключить двоякость трактовок и возможные вопросы. Таким образом, в нашем университете были созданы рабочие группы, включающие действующих педагогов, хорошо разбирающиеся в особенностях своих дисциплин. Были разработаны и доработаны ряд положений: положение о самостоятельной работе, положение о дистанционной работе, положение о цифровой среде вуза и ряд других.
Параллельно с этим отдельным этапом явилась разработка экосистемы университета, включающая множество параметров.
При этом, как отмечается в [21], образовательные экосистемы можно рассматривать как «сети взаимосвязанных и разнотипных субъектов, участвующих в процессе обучения/воспитания/развития в течение всей жизни». В таком случае образовательные экосистемы должны включать взаимодействующие между собой связанные подсистемы, при этом каждая из них имеет свою автономность. Управление в таких образовательных экосистемах не может строиться только по иерархическому принципу, это как минимум малоэффективно [23].
Иными словами, необходимо в цифровых образовательных экосистемах создавать условия взаимодействия и развития для всех возможных участников образовательного процесса, от обучающихся до их родителей.
В современных педагогических университетах на базе кванториумов и технопарков вполне могут успешно развиваться такие образовательные экосистемы. В них можно построить взаимодействие обучающихся всех уровней (бакалавров, магистрантов, аспирантов) и преподавателей. При этом надо понимать, что функционирование виртуальных сообществ сложно, крайне неэффективно их создавать искусственно. Надежной основой стабильности образовательных сообществ могут являться смешанные коммуникации, построенные на разделении знаний.
В любом случае для развития навыков самостоятельной работы студентов, их профессионального становления необходима официальная цифровая среда вуза. В таком пространстве должна быть создана возможность проводить видеоконференции с функциями записи и работы на виртуальных досках, иметь общий почтовый сервер, хранилища данных и так далее.
Работоспособность такой среды возможно при наличии у преподавателей и студентов определенных цифровых компетенций. Так, например, в рамках государственной программы все сотрудники университета прошли полноценные курсы (144 часа) по цифровизации образовательных программ и рабочих программ дисциплин в университете Иннополис.
Студенты осваивали работу в цифровой среде двумя этапами: на первом этапе изучали материал в рамках специальных дисциплин, на втором этапе сами являлись наставниками и педагогами. Первоначально обучающиеся вуза с разной степенью интенсивности в течении учебного года были вовлечены в работу по освоению некоторых сквозных технологий в адаптированных и встроенных в программы учебных дисциплин модулях.
Указанный модуль был интегрирован в рабочие программы ряда специальных дисциплин. Отличительная его особенность - практико-ориентированность и направленность на отработку навыков разных типов самостоятельной работы.
Далее студенты были привлечены как помощники преподавателей и наставники для школьников и учителей при реализации STEAM-проектов в рамках государственной программы для одаренных детей «Талант 22». Деятельность студентов носила разнообразный характер: это и работа с учащимися-школьниками и взаимодействие с родителями, и консультирование школьных учителей по вопросам работы с цифровым оборудованием. Тем самым студенты отрабатывали профессиональные умения и навыки.
Отдельно необходимо отметить, что при создании образовательной цифровой среды немаловажную роль играют каналы связи. Как показал наш опыт, таковыми могут выступать различные мессенджеры (Discord, Telegram и т.д.). Причем здесь ключевое значение имеет грамотное администрирование, включающее разделение ролей, подключение чат-ботов и т.д.
Предлагаемая программа управления активно апробировалась с осени 2019 года. Обучающиеся в связи с эпидемиологической ситуацией в регионе время от времени уходили на дистанционное обучение, они вынуждены были экстренно отрабатывать навыки своей самостоятельной работы, в это время педагоги регулировали и настраивали каналы взаимодействия, все службы вуза технически и юридически регламентировали работу на всех уровней.
Была проанализирована образовательная ценность, удобство администрирования и модерации различных месседжеров. Оптимальным выбором для нас стал Discord, подробности были обсуждены в других наших работах [28, 29]. Отметим лишь простоту и возможность широкого использования ботов в Discord. Они могут взять на себя большую часть формальной работы: модерирование, замещения преподавателя на сервере во время его отсутствия, отправка сообщений-напоминалок, проведение проверок и так далее.
Заключение. В настоящее время выпускники педагогических направлений должны обладать набором компетенций, которые включают способность к саморазвитию, умение осуществлять обучение в профессиональном взаимодействии в смешанных формах общения, способность применять набор инструментов сквозных цифровых технологий.
В качестве одного из критериев эффективности может выступать активность обучающихся в публикациях и успешное участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах. Студенты опубликовали свои работы, получили ряд наград во время участия в различных мероприятиях.
Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал повышение уровня вовлеченности обучающихся университета в самостоятельную работу средствами электронных образовательных ресурсов. Что также может свидетельствовать об эффективности предлагаемой программы.
Составленная программа управления, а также результаты ее внедрения в образовательную среду вуза, могут быть использованы административными службами образовательных учреждений в работе, направленной на повышение качества организации самостоятельной работы студентов посредством электронных образовательных ресурсов. Кроме того, результаты проведенного исследования могут быть востребованы в учебном процессе средних и общеобразовательных учебных заведений, а также в системе повышения квалификации педагогов.