Full text

Введение

 

В настоящее время проблему грамотного профессионального самоопределения выпускников школ можно считать особенно актуальной. Ведь ее решение зависит от постоянно меняющихся социально-экономических, социокультурных факторов и отношения к престижности профессий в обществе. Большую роль играют и такие причины, как: позиция членов семьи, учителей, педагогов и друзей; расположение учебного заведения на территории проживания; информированность о состоянии рынка труда; способности и склонности школьника. При этом меньше всего значимы способности и склонности выпускника, поэтому осознанный выбор практически исключается или он осуществляется единицами. Кроме того, уже в вузе количественный состав студентов по конкретным профессиям определяет потенциальных специалистов, претендующих через несколько лет на вакантные места в различных организациях и учреждениях. Это, безусловно, определяет важность правильного выбора профессии старшеклассниками. Подтверждением служат слова президента Российской академии образования О.Ю. Васильевой, что «система ЕГЭ дает возможность выпускнику школы подать документы на многие факультеты и специальности. При этом не всегда у него имеется четкое понимание своего профессионального будущего» [4]. Действительно, на момент окончания школы многие выпускники имеют смутные представления о будущей профессии. Поэтому уже со школьной скамьи важно готовить будущих выпускников к осознанному выбору своего будущего.

Осуществление этого социального заказа возможно в рамках профориентационной работы в школе. Ее реализация возможна при функционировании психолого-педагогических классов. Именно такие классы позволяют дать четкие представления старшеклассникам о специфике деятельности педагога, и позволяют избежать их случайный приход в сферу образования.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Профильный психолого-педагогический класс – это объединение академической группы старшеклассников (класса), функционирование которого осуществляется на основе: избирательного принципа в комплектовании; профилирования обучения с включением в учебный план психолого-педагогических и гуманитарных предметов; изучения и практического освоения различных педагогических технологий; взаимодействия школы и образовательных учреждений (организаций) [2]. Добавим к этому, что психолого-педагогический класс является структурным элементом образовательного пространства школы, где осуществляется формирование допрофессионально-педагогических компетентностей школьников [1].

Функционирование психолого-педагогического класса в школе может осуществляться в виде нескольких моделей профилизации. Для понимания наиболее эффективной из них, дадим им краткую характеристику.

1) Внутришкольная профилизация – это создание психолого-педагогического класса внутри образовательного учреждения (школы). При такой модели все учебные предметы (базовые, профильные, факультетивы, элективы) распределены среди «своих» штатных педагогов и учителей при учете имеющейся ресурсной базы. Безусловно, общеобразовательное учреждение может активно взаимодействовать с вузами и колледжами педагогической направленности, а также с организациями, ведущими профориентационную деятельность. Такая модель подходит для школ в крупных городах, где в параллели насчитывается несколько классов.

2) Сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений и организаций (по кластерному принципу). По сути, это коллектив, состоящий из нескольких учебных заведений, расположенных недалеко друг от друга. При этом каждое заведение реализует базовую часть учебной программы, а дисциплины профиля преподаются на базе одной из этих школ. Возможен вариант, при котором привлекаются к сотрудничеству профильные организации и высшие учебные заведения. Это позволяет проявлять экономичность в использовании ресурсов образовательных организаций, осуществлять комплектование класса из учащихся разных школ, предусматривать реализацию индивидуального учебного плана. Такая модель характерна для малых городов, небольших микрорайонов определенного городского округа.

3) Образовательная организация как ресурсный центр. Она предполагает выделение «сильной» школы микрорайона с подходящей ресурсной базой или педагогического вуза, колледжа в качестве профориентационной площадки. Именно здесь осуществляется подготовка старшеклассников по профильным предметам. Однако ресурсный центр представляет элемент дополнительного образования, поэтому может осуществлять деятельность в очном и дистанционном форматах. Такая модель применима в случае, если школа не обладает ресурсами для создания необходимых условий для функционирования психолого-педагогического класса.

Как мы видим, выбрать наиболее эффективную модель невозможно в силу их разного применения на практике. Можно лишь констатировать, что открытие и функционирование психолого-педагогического класса возможно в любом регионе нашей страны. Так, согласно статистике, психолого-педагогические классы внутри образовательного учреждения (первая из описанных моделей) – наиболее распространенная форма. Среди образовательных учреждений такие классы составляют 52%. При этом в 40% психолого-педагогические классы функционируют благодаря ресурсам как основной, так и дополнительной образовательной программы [10]. Будут ли в ближайшее время изменения? Возможно, но для этого будущим «новаторам» (администрации школы) важно опираться на уже имеющийся опыт организации работы в психолого-педагогических классах.

В последнее время страницы научных издательств наполнены статьями и публикациями, повествующими об опыте работы в этом направлении в разных регионах России [3; 5; 7; 6; 8; 10]. Аналогичный опыт есть и в Республике Башкортостан. Так, в 2021 г. на базе МБОУ «Аксаковской гимназии № 11» ГО г.Уфа и МАОУ «Средней общеобразовательной школы № 7» г.Туймазы были открыты психолого-педагогические классы силами профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы». В настоящее время процесс работы педагогов в психолого-педагогических классах осуществляется согласно двум этапам: предпрофильному и профильному. Охарактеризуем каждый из них.

Первый этап – предпрофильный, затрагивающий школьников 6-9 классов. Именно в этот период они знакомятся со спецификой педагогической профессии, начинают посещать высшее учебное заведение. Обозначим основные организационные формы работы в этих классах.

Поскольку вуз ведет тесное сотрудничество с базовыми школами, то активно применяются совместные научно-воспитательные мероприятия: конкурсы, олимпиады, фестивали, конференции. В их рамках школьники получают колоссальный опыт – формируют важные профессионально-значимые в дальнейшем компетенции: soft skills (качества личности); hard skills (основы профессиональных навыков); self skills (навыки «построения себя»); digital skills (цифровые навыки). Это достижимо посредством включения рефлексивного компонента и получения опыта в использовании средств цифровых коммуникаций. Кроме того, формами выступают: уроки-практикумы, совместные дискуссии школьников и студентов университета, участие в Университетских субботах (т.е. в просветительско-образовательных и профориентационных проектах, ориентированных на школьников, которые проводятся силами студентов и профессорско-преподавательского состава университета).

Назовем наиболее адекватные методы и подходы, которые важно начать реализовывать с 6-го класса школы: лекционно-практические методы передачи знаний, методы развития критического мышления, метод креативного самовыражения, коммуникативные методы, объяснительно-иллюстративный, игровой, методы социально-психологического тренинга.

Второй этап – профильный, затрагивающий учащихся 10-11 классов. На этом этапе профильное направление реализуется в урочной и внеурочной деятельности. Вся работа администрации и деятельности учителей заключается в следующем:

- введением в базисный учебный план специализированных предметов (предметов психолого-педагогической направленности, курсов по выбору образовательной организации);

- в обязательной организации педагогической практики в виде вожатской работы в подшефных младших классах (в частности, в летнем пришкольном лагере);

- в научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся (в рамках научно-практических конференций, форумов);

- ежегодном проведении Недели педагогического класса, в рамках которой проводятся открытые уроки и внеклассные мероприятия преподавателями вуза с участием учащихся педагогического класса;

- в профессиональной ориентации учащихся на педагогические специальности.

Возникает вопрос: какие же учебные предметы входят в так называемые «профильные»? Мы предполагаем, что таковыми могут быть: «История психологии и педагогики», «Современные образовательные технологии для школьников», «SMART-образование»; «Арт-психология», «Педагогическое проектирование», «Основы цифрового обучения», «Основы самопознания и саморазвития». Опыт показывает, что главным критерием подготовки выпускника школы к завершению психолого-педагогического класса следует считать умения школьников участвовать в проектной деятельности. Так, согласно данным, выпускники психолого-педагогических классов только в 2020-2021 гг. приняли участие в научно-практических конференциях регионального и всероссийского значения с охватом школьников в 100%-м охвате.

Эффективная работа психолого-педагогических классов возможна при учете оптимального режима обучения. По нашему мнению, во-первых, это наличие пятидневной учебной недели (ведутся предметы согласно учебному плану, программы спец.курсов – для подготовки выпускников к ЕГЭ). Во-вторых, субботу следует считать проектным днем, когда осуществляется подготовка школьников к проектной деятельности, в практикумах, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, Университетских субботах).

На профильном этапе изменяются методы и формы обучения в психолого-педагогических классах. Назовем наиболее значимые из них:

- деятельностные методы и технологии (это технологии проблемного обучения, кейс-технологии, творческие мастерские, игровые технологии, методы социального моделирования, элементы геймификации);

- участие школьников в образовательно-воспитательных мероприятиях (в частности, участие в подготовке и организации мероприятий для учащихся начальных классов школы, в вожатской работе с младшими классами);

- активное участие в проектной и исследовательской деятельности (к примеру, таковыми могут быть учебные исследования и проекты в области педагогики и психологии, а также в междисциплинарной сфере);

- получение коммуникативной практики (дискуссионные клубы, речевые практикумы, участие в вебинарах и онлайн-мероприятиях университета).

Отметим, что построение учебного плана для 10-11 классов (психолого-педагогических) основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Так, учебный план состоит из трех частей: базовые учебные предметы (48 %), профильные учебные предметы (38%) и часть, формируемая участниками образовательного процесса (14%). Если об оценивании освоения базовых учебных предметов не возникает вопроса, то как можно судить о качестве результативности прохождения программы психолого-педагогических классов? Исходя из нашего опыта, смеем предложить наиболее адекватные формы контроля:

- традиционные (реализуются в разработке учебных проектов, выполнении заданий, самопроверке и взаимопроверке заданий по дисциплинам профиля);

- формы итоговой аттестации (заключаются в защите научных проектов, решении профессиональных психолого-педагогических задач, сборе портфолио);

- участие в олимпиадах и конкурсах по педагогической направленности (всероссийских и вузовских), позволяющих получить дополнительные преимущества при поступлении в педагогический вуз и на программы по педагогическим направлениям подготовки.

 

Методологическая база исследования

 

К настоящему времени в научной литературе есть публикации, посвященные отдельным аспектам проблемы создания и функционирования психолого-педагогических классов в современной школе:

- концепции допрофессиональной педагогической подготовки школьников (В.М.Басова, Б.З.Вульфов, Дж.Голланд, А.К.Маркова, Н.С.Пряжников, Г.Резапкина, В.Б.Успенский), социализации (А.В.Мудрик, М.И.Рожков), взаимодействия педагогов и учащихся (Л.В.Байбородова, В.А.Сухомлинский, Н.Ф.Радионова);

- концепции педагогических систем (Ю.К.Конаржевский, Л.Ф.Спирин) и воспитательных систем образовательных учреждений (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова);

исследования в области психолого-педагогического сопровождения профессионального сопровождения учащихся (А.В.Галоненко, Е.А.Климов, И.В.Рябцева).

 

Результаты исследования

 

В настоящее время функционирование психолого-педагогических классов направлено на формирование у учащихся устойчивой мотивации к самосовершенствованию и развитию лидерских компетенций. Профессорско-преподавательским составом университета постоянно осуществляется научно-методическое сопровождение психолого-педагогических классов. С такими классами преподаватели Акмуллинского университета провели ряд совместных мероприятий: выездные семинары, открытые лекции, Всероссийскую научно-методическую конференцию «Обеспечение качества исторического и обществоведческого образования в условиях реализации ФГОС», Научно-образовательную сессию «Психолого-педагогические классы – старт в профессию», конкурсы исследовательских работ школьников, Форум «Стиль жизни – творчество», профильный лагерь «Лидеры XXI века», проекты («Университетские субботы», «От будущих педагогов для обучающихся общеобразовательных организаций и организаций СПО», «Правовое просвещение: будущий учитель обществознания и права – детям о правах и обязанностях», «Взлет». Такая тесная и сконцентрированная работа университета и школ должна решить в перспективе проблему нехватки педагогических кадров для образовательных учреждений.

 

Заключение

 

Итак, профильные педагогические классы демонстрируют себя как эффективную форму подготовки педагогических кадров, как составляющую системы профессиональной ориентации выпускников школы. Современный психолого-педагогический класс способен стать важным элементом системы непрерывного педагогического образования, с одной стороны, а с другой – сформировать понимание значения и содержания педагогических профессий, решить задачи профориентации и профессионального самоопределения будущих граждан общества.