Full text
Введение В настоящее время, в условиях строительства новых международных отношений, непросто сохранить положительный имидж государства. Многие страны Запада препятствуют налаживанию контактов Российской Федерации с другими государствами, и в то же время некоторые союзные государства повернулись спиной к России. По этому поводу президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Естественное и необходимое самоочищение общества только укрепит нашу страну, нашу солидарность, сплоченность и готовность ответить на любые вызовы…» [1]. Но в ряде дружественных государств сложился положительный образ России, и они поддерживают ее внешнюю политику, а иностранные военнослужащие продолжают обучаться в российских военных вузах, так как видят реальное положение изнутри страны. Поэтому основная задача командиров и профессорско-преподавательского состава состоит в том, чтобы сохранить и приумножить позитивный образ России в сознании иностранных курсантов, а для этого необходимо сначала самому сформировать этот образ, и пропагандировать его внутри страны своему народу. На территории Российской Федерации разрабатываются самые современные образцы вооружения и военной техники, которые показали свои качественные характеристики на практике во многих вооруженных конфликтах, и это не может не вызвать интерес у иностранных государств. Вооружение и военная техника Вооруженных Сил Российской Федерации широко востребованы в ряде стран Азии, Африки, Ближнего Востока, и поэтому в этих странах возникает необходимость подготовки специалистов, способных работать с данной техникой. Высокая доля экспорта отечественного вооружения способствовала резкому росту интереса к подготовке иностранных обучающихся в российских военных вузах. По данным Министерства обороны Российской Федерации за последние пять лет процент подписания контрактов на обучение военных специалистов в стенах российских военных вузов увеличился с 68 до 81 %. Повышение привлекательности и конкурентоспособности российского военного образования выступает действенным механизмом опережающей экспортной национально-образовательной стратегии, укрепления политического влияния Российской Федерации на международной арене, активного распространения российских академических, научных и культурных ценностей. Для того чтобы повысить привлекательность и конкурентоспособность российского военного образования необходимо сформировать в сознании иностранных партнеров правильный образ России, в который необходимо заложить позитивное отношение к культуре и ценностям российского народа, толерантность по отношению к внешней политической стратегии Российской Федерации, а также положительный настрой на политическое, экономическое и, в частности, военное сотрудничество. Выполнение данной задачи ложится на плечи руководящего и профессорско-преподавательского состава военных образовательных организаций, осуществляющих подготовку иностранных специалистов. Для этого необходимо создание комфортных психолого-педагогических условий для успешного обучения иностранных военнослужащих, их адаптации к новым условиям проживания, знакомства с российской культурой, историей и традициями, что требует глубокого теоретико-методологического и научно-методического обоснования принимаемых решений. Обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования Изучение адаптации иностранных обучающихся стало актуальным и научно-значимым полем исследований [2, с. 117-121; 3, с. 123-126]. В Омском автобронетанковом инженерном институте накоплен богатый опыт научных исследований по формированию положительного образа России, разработан комплекс методических рекомендаций, реализованные в учебном процессе Омского автобронетанкового инженерного института научно-исследовательские работы, завершенные в их рамках педагогические эксперименты, изданы монографии и учебные пособия [4;5; 6; 7; 8, с. 188-193; 9, с. 214-218; 10, с. 140-144]. Н.В. Хисамутдинова отмечает, что основными агентами адаптации для иностранных обучающихся выступает профессорско-преподавательская корпорация [11, с. 487-492]. Сложностям педагогической адаптации в силу не достаточного знания русского языка посвящены статьи С. И. Моднов и Л. В. Ухова (на основании опыта работы с иностранными студентами в Ярославском государственном техническом университете) [12, с. 111-115]; И. Л. Беккер и С. А. Иванчин, рассматривая результаты социологического исследования в Пензенском государственном университете в 2015 г. самыми трудноразрешимыми проблемами для иностранных студентов являются «изучение русского языка, правила обучения в университете и бытовые условия в общежитии» [13, с. 247-257]. В. А. Мухаева и А. М. Оразмурадова в статье, посвященной описанию социологического исследования, проведенного в 2017 г. В Пензенском государственном университете отмечают, что Россия ассоциируется у иностранцев лишь с холодом, алкоголем и огромным пространством, основной сложностью является трудный язык [14, с. 36-42]. М. Соколова, А. Соколова и В. Калита полагают, что не меньше трети иностранных студентов «не удовлетворены условиями новой для них культуры, это выражается в отрицательном отношении к окружающим, чувстве ненужности данному обществу, неуверенности в отношениях с другими людьми, низком уровне активности» [15, с. 425-440]. Психофизиологические трудности в связи с резкой сменой климатических условий, отсутствием привычного питания, а также – учебно-познавательные сложности, связанные с языковой подготовкой и различиями в образовательных системах России и тех стран, откуда приехали студенты являются наиболее затруднительными, но не неразрешимыми проблемами иностранных обучающихся. В научной среде довольно часто указывалось на то, что студенческая молодежь из Юго-Восточной Азии, обучающаяся в России, переживает сложности в адаптации из-за целого комплекса проблем: от лингвистической до социокультурной (интровертность, замкнутость, эмоциональная сдержанность восточной культуры) [16; 17, с. 408-427; 18, с. 279-282; 19, с. 109-112, 20, с. 163-170; 21]. Этничность довольно часто рассматривалась в качестве сложного социально-психологического и культурного феномена, изучение которого требовало привлечения междисциплинарного дискурса «социологов, психологов, социальных антропологов, политологов, культурологов, историков и других специалистов из смежных областей» [22, 139-161]. О. А. Куликова отмечает, что главными жизненными ориентирами обучающихся в России вьетнамцев является саморазвитие, идентичность складывается из уникальности, необязательности и ненормативности глобализированного мира [23, с. 42-51]. «Иконическим поворотом» в современных гуманитарных науках принято называть междисциплинарное научное направление с точки зрения исторической науки об образах основанное на анализе форм, с позиции антропологии образов на основе подходов визуального медиаведения и транскультурной науки о культуре образов, а также визуальные исследования [24]. Образы изучаются с точки зрения их предыстории («субистории»), с точки зрения их отношения к изображаемому, их «смысла» и своеобразия, а также медиальности. Образ обладает многослойностью восприятия и рецепции. Исследователь Штефан Майейтшак писал: «Образ возникает как результат личной или коллективной символизации. Все, что попадает в поле видения или внутреннего зрения, можно объявить образом или превратить в образ» [25, c. 44-64]. Это существенно расширяет понятие образа. Оно антропологизируется, поскольку связь с восприятием, субъективным взглядом и внутренним зрением провозглашается центральным критерием образа, что решительно выводит за рамки объектного статуса образов. В рамках исторической имагологии образ рассматривается как устойчивая система взглядов, формирующаяся на разных уровнях сознания, закодированная в символах и обладающая свойством вписываться в широкий ассоциативный ряд. Образ рассматривается как компонент общественного сознания, как символический текст, как отражение наиболее значимых характеристик исторического сознания на определенном историческом промежутке [26; 27, с. 121-126; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35, с. 394-400]. Вопросам политической мифологизации и демифологизации образа России посвящены работы ряда политологов и историков культурной пропаганды [36; 37; 38]. Образ в указанном научном направлении рассматривается в качестве символического объекта-аккумулятора, с помощью которого различные социальные и политические группы актуализируют значимые для групповой солидаризации моменты. Происходит своеобразное переплетение так называемых спонтанной мифологии и искусственной мифологии как конструирование с политическими и идеологическими целями внутри отдельных интеллектуальных или властных элит. Образы являются частью национальной самоидентификации и идеологической консолидации, что, в свою очередь, влияет на ценностные ориентиры и поведенческие стратегии отдельного индивида. Политика образов представляет собой важное поле, которое необходимо развивать в политологии. Новейшие подходы ориентируются на «визуальную политику» и теорию «политического образа» или же на «политологическое исследование образов», которое рассматривает образную политику в контексте медиальности ведения и оправдания войны или также политического посредничества [39; 40; 41; 42; 43]. Все эти подходы сталкиваются с той проблемой, что политология не владеет собственным инструментарием для анализа и критики образов, а потому вынуждена обращаться за помощью к истории искусства, особенно — к «политической иконографии», — проблема, знакомая и другим дисциплинам, начинающим сейчас обращать внимание на функции своих образов. Политологами в рамках концепции «soft power» изучаются следующие концепции образа России: Образ России-объединительницы, лидера интеграционных процессов на постсоветском пространстве, выступающей гарантом независимости, территориальной целостности и обеспечивающей прогрессивное развитие своим союзникам и стратегическим партнерам. Образ России-наследницы и преемницы Российской империи и Советского Союза, их достижений в различных сферах общественной жизни и их статусов в мировой политике. Россия как государство, в котором мирно уживаются и успешно взаимодействуют различные конфессиональные и этнические группы. Образ России-освободительницы в сфере международной безопасности. Российская Федерация как государство, от которого зависит энергетическая безопасность планеты [44]. Образ новой возрождающейся России – как нации-государства, а не империи, стремящейся к гегемонии; образ, раскрывающийся через такие черты национального характера как взаимовыручка, самоотверженность и доблесть, порядочность, добродушие. Материалы и методы На первом этапе исследования (июнь 2021 г.) проведено изучение образа России в восприятии курсантов 1 курса специального факультета Омского автобронетанкового инженерного института. Концептуально-аксиологическое содержание образа России исследовалось нами посредством проективного метода – через написание обучающимися мини-сочинений – эссе. Курсанты пояснили как представляли себе Россию до того, как приехал в неё по следующим блокам: 1.национальный состав населения России и отношения населения России к народам; 2.религиозный состав населения России и отношение между религиями в России; 3.устройство семьи в России, отношения между родителями, родителями и детьми, заключение и расторжение брака; 4.проведение досуга (отдыха) в России (кино, театр, общение людей между собой); 5.предпочтения жителей России в питании (что едят и пьют) и одежде (какие вещи на себя надевают); 6.отношение жителей России к прошлому и настоящему (памятники, фильмы, праздники, политические предпочтения); 7.к какому народу, группе народов с которым знаком курсант население России было ближе; 8.что он ожидал от России в образовании и карьере. Во второй части был задан вопрос о том, как обучающиеся представляют Россию, прожив в ней некоторое время, изменились ли базовые представления о России, трансформировался ли образ страны в сознании курсантов. Результаты исследования В Омском автобронетанковом инженерном институте обучаются курсанты из стран Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Южной Америки, пост-советского пространства. В результате анализа неструктурированных интервью и эссе удалось выявить четыре основные группы компонентов, составляющие стержень рациональных представлений о России. Среди них представления о российском народе, национальной истории и культуре, ее роли в геополитике и на международной арене. Большинство ответов респондентов составляли различные характеристики российского народа, определяемые как особый русский характер и некоторые черты, делающие русских особенными.: сплоченность перед лицом опасности и угроз, таланты, которые помогают достигать успеха в военной сфере, спорте, науке и культуре. Важная составляющая образа России – это понимание ее не через национально-государственную территорию, а через понятие русского народа. Следующая группа характеристик, которые часто встречаются в ответах респондентов – это пространственно-территориальные представления. Данная группа включает три уровня: 1) большое пространство (геополитическое положение, природа, природные ресурсы); 2) среднее пространство (малая Родина, место жительства); 3) малое пространство, такое как дом, семья, личное пространство и личность. Две первых группы встречаются в ответах респондентов чаще всего. Большинство опрошенных подчеркнули, что знали о многонациональном составе и широкой представленностью мировых религий, конфессий в Российской Федерации. Однако курсанты из Юго-Восточной Азии предполагали, что атеистические воззрения в России преобладают, поэтому их удивляет, что “в армии многие офицеры и курсанты религиозны, я вижу, что курсанты читают Библию каждый день”. Напротив, курсанты из африканских стран ожидали большей приверженности россиян к православию: “до приезда сюда я думал, что и здесь церкви такие же как наши, я думал, что верующих больше, чем у нас, но это не так”. Таким образом, для нерелигиозных азиатов россияне излишне религиозны, для исповедующих христианство африканцев – россияне индифферентны к религии. Курсанты из африканских стран ожидали столкнуться с расизмом, но их опасения не оправдались. Что касается традиционных семейных ценностей, обучающимся из Юго-Восточной Азии бросается в глаза нуклеарность российской семьи, обособленность поколений внутри одной семьи и нежелание совместно проживать. Тем не менее семейные узы видятся им “крепкими и теплыми”. Подчеркивается с положительными коннотациями возможность иметь собственное мнение детям: “родители дают своим детям возможность иметь собственные мысли”. По мнению курсантов с Ближнего Востока, наоборот, основная проблема российских семей – это отсутствие права голоса ребенка в семье до 18 лет. Курсанты Африканского континента отметили немногочисленность детей в российских семьях. Курсантам претит вольность внутрисемейных отношений в России: «отношения между родителями и детьми так для меня не понятны. Дети могут повышать голос на родителей». Проведения досуга и общение людей между собой в России видится обучающимся типичным и незначительно отличающимся от отдыха в других странах мира: “ Основным стереотипом о досуге русских остается склонность к употреблению спиртных напитков: “В России только снег, снег и снег, поэтому мы думаем, что, когда люди хотят играть, отдыхать – они пьют водку и борются с медведями. Но люди живут в квартирах и на каникулах едут на свою дачу, чтобы отдыхать” (респондент 12). Что касается одежды, то большинство интервьюируемых не заметили разительных отличий, за исключением того, как фривольно одеваются русские девушки. Подавляющее большинство иностранных обучающихся отметили важность и значимость исторических памятников, музеев, мероприятий и памятных дат для россиян: В отношении политических предпочтений Россия видится иностранцам стабильным и сильным государством, они высказывают уважение и восхищение российским Президентом. Курсанты отметили помощь со стороны России другим странам: «Во Вьетнаме Россию знают как настоящего друга, который помог вьетнамцам всесторонне восстановиться после войны. Две стройки, являющиеся символом сотрудничества двух стран – это гидроэлектростанция Хоабинь и буровая установка DK1. Они символизируют историческую связь и утверждают суверенитет территории Вьетнама. Особенно ГЭС Хоабинь, она являлась самой большой ГЭС Юго-Восточной Азии. В области образования и в военном деле ежегодно тысячи студентов и курсантов получают высшее образование бесплатно в разных областях для обучения в России. Полные стипендии предназначены только тем, кто победил в научно-технических конкурсах или получил национальные премии по предметам во Вьетнаме. Именно эти студенты и курсанты станут будущим Вьетнама. В последнее время Россия передала нам технологии производства вакцин Спутник В и Спутник Лайт в сложных условиях пандемии коронавируса, можно сказать, что это действие отражает солидарность и сплоченность между двумя странами, которая становится все более и более прочной» (респондент 3. В рамках второго блока интервью мы спросили о том, как изменились представления курсантов после приезда в Россию и с какими сложностями они сталкиваются. Для курсантов наибольшую сложность представляет освоение русского языка. В качестве основных отличий России от их родных стран респонденты назвали площадь, климат, культуру и бытовые условия. Заключение Выстраивание образа России в сознании иностранных курсантов происходит одновременно с социокультурной и педагогической адаптацией. Аспекты психофизиологической адаптации – суровый климат и сложный язык подчеркнули все интервьюируемые. Основные отличия культурного, бытового и ценностного характера мы отметили у курсантов из Юго-Восточной Азии. Курсанты из Африки, Ближнего Востока, ближнего зарубежья не маркируют Россию и русскую культуру как “культуру Другого”. Восприятие Российской Федерации иностранцами происходит в положительных коннотациях (“Россия помогает многим странам”, “без России только Бог знает, существовал бы Мозамбик сегодня или нет”, “Россия по-прежнему помогает Вьетнаму, и в условиях эпидемии – развитие России в производстве и приготовлении вакцины вызывает у меня восхищение”, “я уважаю и восхищаюсь Российским Президентом”), тогда как при опросах россиян мы зачастую видим утрированно-негативный образ своей страны. Россия настоящего для опрошенных видится одновременно как продолжение “великой истории” СССР, и как современное государство с одной из лучших образовательных систем. Важной чертой образа России являются представления о ней как о стране, проводящей политику противодействия мировым угрозам и сдерживания военных конфликтов. В представлениях российских граждан Россия выступает как миротворец, что является причиной высокой поддержки любых действий, направленных на прекращение военных конфликтов. Это означает, что любые военные действия будут поддержаны российскими гражданами только в том случае, если оцениваются как “справедливые”.