Full text
Введение ЮНЕСКО в рамках международного библиотечного сотрудничества выполняет такие функции как: осуществление перспективных исследований форм образования, науки, культуры и коммуникации, необходимых в мире будущего; поддерживает продвижениу, передачу и обмен знаниями [1]. В 2021 году Правительство РФ утвердило Стратегию развития библиотечного дела в России до 2030 года. Ее основные задачи — обновление книжных фондов, ремонт зданий, привлечение молодых специалистов и обеспечение библиотек бесперебойным Интернетом [2]. Важными направлениями обозначены научное и методическое обеспечение, внедрение цифровых технологий, в том числе и технологии дополненной реальности (AR) [3]. Достижение всех указанных задач, согласно выводам Е. А. Плешкевич, предполагает изменение качества подготовки будущих специалистов библиотечно-информационной сферы: включение инновационных средств в обучение и организацию практики студентов, взаимодействие всех участников дидактического процесса [4]. К. В. Черкасов, Н. С. Чистякова, В. В. Чернов заключают, что модель обучения в современном цифровом мире должна предполагать формирование креативной личности, которая будет способна к самостоятельному творческому поиску решения профессиональных задач, применению средств технологии дополненной реальности в различных направлениях информационно-коммуникационной и социокультурной деятельности [5]. Дж. Бакка, С. Балдирис, Р. Фабрегат, К. Киншук утверждают, что технология дополненной реальности обладает существенным образовательным потенциалом и является универсальным средством для развития памяти, внимания, мышления [6]. Эта технология позволяет достигать новой формы управления и упорядочивания данных в цифровом виде; нового качества визуализации информации; более высокого уровня коммуникации [7]. Однако, применение средств технологии дополненной реальности в обучении студентов, согласно A. В. Гриншкуну, M. С. Перевозчиковой, E. В. Разовой, И. Ю. Хлобыстовой, вызывает много проблем технического (стоимость оборудования), методического (нахождение взаимосвязи между традиционными дидактическими методами, средствами и возможностями AR), психологического (головные боли, агрессия, «погружение» в виртуальный мир) характера [8]. Несмотря на то, что ими описаны условия подготовки педагогов цифровой школы к применению технологии дополненной реальности в обучении, Е. В. Соболевой, Н. Л Караваевым выявлены условия эффективной профессионально-ориентированной коммуникации в условиях виртуального сетевого взаимодействия [9], существенными проблемы для применения технологии AR в обучении специалистов библиотечно-информационной сферы являются:  соотнесение планируемых результатов подготовки, формируемых компетенций библиотечного специалиста с возможностями приложений и средств AR;  выбор приложения AR, максимально соответствующего трудовым функциям, входящих в профессиональный стандарт специалистов по библиотечно-информационной деятельности, направлениям стратегии развития библиотечного делав России. Эти выводы во многом совпадают с заключениями, сформулированными Т. В. Силиной-Ясинской по результатам исследований на факультете журналистики Белорусского государственного университета [10]. Ею описывается спектр организационных проблем, сложности методического обеспечения учебного процесса и технические сбои во время производственной практики. Итак, цель работы состоит в выявлении особенностей применения средств технологии дополненной реальности при обучении специалистов библиотечно-информационной сферы для повышения качества их подготовки. Гипотеза исследования – применение приложений AR в подготовке будущих библиотечных специалистов позволит обеспечить дополнительные условия для развития востребованных цифровых навыков (составление автоматических запросов по параметрам пользователя; поиск данных в предполагаемых источниках; анализ информации и оценка качества; организация и хранение библиотечных фондов; соблюдение этических норм при виртуальном взаимодействии и т.п.). В качестве основных задач были обозначены следующие: – описать специфику трудовых функций, соответствующих профессиональному стандарту специалистов по библиотечно-информационной деятельности, с учётом возможностей приложений для технологии AR; – дополнить существующую систему требований к применению средств технологии дополненной реальности в обучении высококвалифицированных специалистов библиотечно-информационной сферы именно с учётом направлений стратегии развития библиотечного дела в России; – описать систему работы по применению приложений и средств технологии дополненной реальности в обучении библиотечных специалистов; – экспериментально проверить эффективность предлагаемого варианта обучения. Обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования А. В. Гриншкун определяет, что технология дополненной реальности – есть совокупность средств и способов, позволяющих создавать для человека видимое трёхмерное пространство. В этом пространстве новые объекты встраиваются в реальную среду, в которой располагается человек в текущий момент времени. Более того образуемые виртуальные объекты и изменяются совместно с реальным окружением. По совокупности этих факторов виртуальные объекты воспринимаются как элементы реальности. [11]. В. Марин-Диас, М. Лопес-Перес, Б. Фернандес-Роблес отмечают, что дополненная реальность – это особая информационно-образовательная среда, которая прямо или косвенно дополняется элементами физического мира при помощи цифровых данных в режиме «здесь и сейчас» [12]. Дидактический потенциал современных средств технологии AR описан в работе З. И. Ивановой [13]. А.В. Гриншкун особо выделяют то обстоятельство, что применение технологии дополненной реальности в подготовке высококвалифицированных специалистов позволяет накладывать компьютерную графику или текстовую информацию в контент реального физического мира в настоящем времени [14]. И действительно, возникает ощущение нахождения информационных виртуальных объектов в реальной среде. Эти обстоятельства способствуют активизации интереса, познания, исследования и творчества [15]. А. В. Иванова также предлагают структуру приложений дополненной реальности для обучения в вузе. Проектируемая структура включает в себя следующие модули: камеры отслеживания, хранения объектов, устройства визуализации и пользовательский интерфейс [16]. Х. Папагианнис, обобщая опыт специалистов в области AR, приходит к выводу о том, что наиболее часто в высшем образовании под средствами технологии дополненной реальности понимают интерактивные цифровые объекты в формате текста, видео или аудио, выраженные при помощи компьютерной графики [17]. В. Марсель, описывая возможности технологии AR для подготовки инженерно-технических специалистов, определяет дополненную реальность как систему, предоставляющую возможность заполнения реального физического пространства 3D-моделями, текстом, изображениями и другими виртуальными объектами максимально реалистичным образом [18]. В. В. Летков анализирует дидактические возможности тренажера для изучения и понимания структуры объемных фигур [19]. Если рассматривать непосредственно подготовку специалистов библиотечно-информационной сферы, то важные результаты сформулированы в работе Н. В. Васильевой [20]. Она отмечает, что для организации информационного пространства, привлечения читателей, обогащения фондов необходимо внедрять в библиотечную деятельность средства и приложения AR. Например, для совмещения реального и виртуального миров. Новое «дополненное» пространство позволит визуализировать необходимую информацию и упростить доступ к ней. Н. В. Васильева анализирует разнообразные приложения, основанных на принципах AR, и приходит к выводу, что общепринятых AR-решений, оптимизирующих процессы библиотечного дела, до сих пор не разработано [21]. К. Диес Каррера, изучая проблемы подготовки библиотекарей, востребованных на международном рынке труда, указывает, что в настоящее время функции и услуги традиционной библиотеки соединяются с функциями и услугами цифровой библиотеки. Это направление развития библиотечного дела должно найти отражение в качественном изменении системы высшего образования [22]. Согласно положениям профессионального стандарта для специалистов в библиотечно-информационной деятельности, к основным функциям библиотекарей относятся: библиотечно-информационное обслуживание, проведение культурно-просветительских, образовательных мероприятий, ведение сайтов/порталов, сетевых социальных сервисов, организация и технология работы с фондом редких и ценных книг и т.д. [23]. Реализация практически каждой функции предполагает использование цифровых технологий, в том числе и средств AR [24]. Анализируя различные функции приложений дополненной реальности, стимулирующие развитие будущего специалиста в отрасли библиотечно-информационной деятельности, заключаем, что большинство из них соответствует трудовым действиям библиотекаря и направлениям стратегии развития библиотечного дела в России и мире. Однако, как показывает Э. А. Игнатьева существуют практические трудности реализации выявленных потенциальных возможностей и функций приложений AR для применения их на практике при подготовке будущих библиотечных специалистов [25]. Возникает объективная необходимость изменения педагогом высшей школы всей методической системы обучения [26]. Действительно, продумывание системы учебных заданий на основе приложений AR при подготовке специалистов для современной библиотечно-информационной деятельности должно включать этап осмысления и выбора тех цифровых ресурсов, максимально соответствующего трудовым функциям, входящих в их профессиональный стандарт, и направлениям стратегии развития библиотечного дела в России. Требуется выполнение комплекса работ по организации «дополненного» пространства библиотеки (книжного фонда, выставки и т.д.), ориентация его содержательного наполнения, как на цели образования, так и на специфические особенности будущей профессиональной деятельности. «Дополненная» образовательная среда должна способствовать не только достижению приоритетов стратегии развития библиотечного дела в России, но быть персонально-ориентированной и учитывать потребности самих библиотекарей, посетителей библиотек и потребителей их услуг. Таким образом, существует объективная проблема, которая выражается в необходимости выявления особенностей применения приложений и средств AR при обучении специалистов по обработке информации в библиотечной сфере для повышения качества их подготовки. Материалы и методы В работе применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературы при описании потенциала технологии дополненной реальности для высшего образования, для поддержки инициатив ЮНЕСКО, при выявлении проблем их внедрения в подготовку специалистов библиотечно-информационной сферы. При выявлении сущности AR как инновационной педагогической технологии были изучены выводы А. В. Гриншкуна [27] Были проанализированы приложения и средства технологии дополненной реальности, которые применяются в высшем образовании, и подготовке специалистов по обработке данных в библиотечной и информационной сферах [28]. Также учтены аналитические выводы Н. В. Васильевой относительно потенциала средств AR для развития библиотечного дела в России (приложения 3D BOOM, платформа дополненной реальности ARTEFACT, Палео AR-тур, «Анна Ахматова AR, HP Reveal, моно-приложение Conteng AR, Quiver, Live Coloring, книга «Пещерные люди» с AR-технологией на базе приложения Blippar, (DEVAR kids/ DEVAR) [29]. При выявлении проблем реализации потенциальных возможностей и функций приложений AR для применения их на практике при подготовке будущих библиотечных специалистов использовались материалы В. В. Котенко [30]. Положения профессионального стандарта специалиста по библиотечно-информационной деятельности, стратегии развития библиотечного дела в России учитывались при разработке системы учебных заданий на основе приложений AR. В исследовании использовались различные приложения и средства для поддержки технологии дополненной реальности: Quiver, Star Walk, Mind Map AR, HISTARS, BBC Civilisations AR, AR Ruler, Arloon chemistry, Arloon geometry, ZOME, JigSpace, SketchAR и др. В качестве критериев для анализа средств AR использовались критерии: тип ресурса (приложение/платформа), финансовая основа (платно/бесплатно), функциональные возможности (с учётом специфики работы специалиста по библиотечно-информационной деятельности), интерфейс и дизайн, имеющийся опыт применения средства AR на практике. На основе аналитической работы было выбрано три сервиса для подробного изучения и последующего применения их в работе библиотекаря: Quiver, HP Reveal, JigSpace, SketchAR. Их достоинства: наличие бесплатного функционала, интуитивно понятный интерфейс, возможности для «оживления» статических изображений, прикрепления к предметам, иллюстрациям свои (или встроенные в программу) 2D и 3D объекты, наличие минимальных методических разработок по установке с программами. Для оценки входных условий использовано тестирование, включающее следующие блоки «Библиотечное дело» (20 баллов), «Цифровые технологии» (20 баллов). Итак, в результате первоначальной диагностики каждый обучающийся набирал от 0 до 40 баллов. Для определения уровня подготовки (по сумме всех 2 блоков) были введены уровни «низкий» (от 0 до 19 баллов (включительно)), «средний» (от 20 до 34 баллов (включительно)), «высокий» (более 35 баллов). В исследовании приняли участие 46 студентов Орловского государственного института культуры с факультетов документных коммуникаций и социально-культурной деятельности при изучении курсов «Информационные технологии», «Информатика», «Информационно-библиографическая культура». Были задействованы обучающиеся по направлениям подготовки: 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность. Базы практики: областные и городские библиотеки г. Орёл, дома творчества, областные и городские музеи. Исследование проводилось в 2020-2021 гг. Средний возраст респондентов составил 20 лет (60% девушек и 40% молодых людей). Статистическая обработка результатов выполнена при помощи критерия 2 (хи-квадрат) Пирсона. Результаты исследования Уточнение основных понятий Обобщая вышеизложенные понятия, можно сделать вывод о том, что дополненная реальность – это технология, включающая в реальный мир виртуальную информацию, которая, кажется, сосуществует в том же пространстве, что и сам человек. Получаемая пользователем информация не ограничивается только зрительным восприятием. Могут подключаться и слух, и осязание, способствующие ощущению «погружения» дополненной реальности. Средства AR позволяют заменить или дополнить существующие пространственные предметы, а значит совмещать сгенерированную компьютером информацию с реальной средой. Благодаря этому приложения на основе AR могут работать в интерактивном режиме в реальном времени. Для того, чтобы соприкоснуться с дополненной реальностью достаточно наличие смартфона, планшета, компьютера или AR-очков, которые являются технической оболочкой технологии. Гаджеты должны иметь специальное программное обеспечение и камеру. При наличии всех выполненных условий можно, например, погрузиться в мир «Льюиса Кэролла», увидеть разнообразные города-призраки, побывать на Острове Погибших Кораблей и «Наутилусе». С помощью интерактивного гида пользователь библиотеки имеет реальную возможность познакомиться с историей различных архитектурных сооружений, памятников, экспонатов. Обыватель может прочувствовать мир с той «сказочной» стороны, которая существовала, на его взгляд только в Изумрудном городе. Именно аналогия «очки с зелеными изумрудными стеклами» - приложение AR, позволяет и школьнику, и его родителям (бабушкам, дедушкам) находить взаимопонимание и одинаково эмоционально воспринимать «дополненный» мир [31]. Для применения средств AR на практике при подготовке будущих библиотечных специалистов была определена следующая последовательность действий: 1. Техническое средство (компьютер, смартфон, планшет) с помощью камеры анализирует окружающее пространство. 2. Средство AR находит «необходимы» по запросу пользователя объекты реального мира. 3. Киберфизическое устройство распознает физический объект и выводит на экран компьютера его «виртуальный» образ. 4. Программное средство «привязывает» виртуальный объект к реальному объекту. При последующей трансформации объекта (вращении или перемещении), пользователь также вращается или перемещается. В проводимом исследовании взаимодействие специалистов библиотечно-информационной сферы с описанной системой AR рассматривается как интеллектуально направленная и познавательная деятельность, учитывающая специфические особенности будущей работы и направления стратегии развития библиотечного дела в РФ. Реализация обучения специалистов библиотечно-информационной сферы при поддержке AR Педагог в рамках курсов «Информационные технологии», «Информатика» изучал средства AR: Quiver, Star Walk, Mind Map AR, HISTARS, BBC Civilisations AR, AR Ruler, Arloon chemistry, Arloon geometry, ZOME, JigSpace, SketchAR. Бодробно рассматривались их функциональные возможности, достоинства и недостатки в контексте трудовых функций библиотекаря. Например, Mind Map AR (http://mindmapar.com/index.php). Это сервис для создания трехмерных ассоциативных карт с дополненной реальностью для Google ARCore. Методическое наполнение – ментальные карты в дополненной реальности. Не имеет возрастных ограничений. В трехмерном пространстве приложение предоставляет возможность строить связи между элементами, делать ветви и добавлять рисунки, различные документы, загружать свои материалы, экспортировать их в Word. Однако дополнительные ресурсы и возможности необходимо покупать (от 2,75 $ до 9,99 $). Полученную в приложении схему можно будет рассмотреть со всех сторон. Программа позволяет визуализировать и структурировать сложную информацию. Также ее можно использовать в библиотечном деле для понимания сложных иерархических связей (генеалогическое древо Романовых), активируя естественную способность мозга мыслить пространственно. Использовать данный сервис непосредственно в библиотеке оказалось затруднительно, так как полноценной инструкции на русском языке нет. Официальный сайт предоставляет возможность посмотреть информативные видео без озвучивания, с репликами на русском языке. Для совмещения образовательных, познавательных и воспитательных целей в подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы более полезным может оказаться сервис ZOME. Это мессенджер и сеть дополненной реальности, где имеются инструменты создавать и делиться цифровым контентом в любой точке мира, а не просто находиться в сети Или, например, приложение JigSpace (https://jig.space/). Сервис является бесплатным. Он позволяет создавать 3D-презентации в дополненной реальности. Разработчики предлагают более 100 тысяч презентаций с объемными моделями для самых разных областей знаний. Например, изучение головного мозга, строение глаза, сердца, рассмотрение состава планеты Земля и многое другое. В приложении можно не только брать готовые материалы, но и создавать свои разнообразные модели и делиться ими с другими пользователями. SketchAR (https://sketchar.io/) – приложение с интуитивно понятным и удобным интерфейсом. С его помощью можно визуализировать информацию, делать трехмерные чертежи. Официальный сайт полностью на английском языке. Сервис не имеет возрастных ограничений. Его можно скачать на смартфон. Приложение полностью настраивается под интересы пользователя. Программа регулярно совершенствуется и внедряет новые технологии и функции. Например, создание своей собственной маски в Snapchat (реконструкция лица, изменение внешности). Программа бесплатна для образовательных организаций. Недостатки: для рисования на больших поверхностях потребуется смартфон с технологией TANGO. Например: Lenovo Phab 2 Pro или Asus ZenFone AR. Для остальных смартфонов SketchAR работает только с форматами бумаги A4/A5. Некоторые картинки платные, но есть 3 дня пробного периода. Далее в рамках дисциплины «Информационно-библиографическая культура» студенты изучали понятие о профессии, социальную роль и функции библиотеки, цифровые компетенции по будущей специальности, основные профессиональные качества и требования к личности библиотекаря, организацию и методику библиотечного обслуживания. После этого участники экспериментальной группы в процессе прохождения практики по получению профессиональных умений и навыков применяли полученные знания по AR в организации работы библиотек. Например, на базе Орловской областной научной универсальной публичной библиотеке им. И.А.Бунина в отделе библиотечного обслуживания разработан и реализован проект «Время в цифре». Идея – виртуально отправить читателей сквозь несколько этажей в библиотечную сокровищницу – книгохранилище. Для виртуальной доставки использован сюжет И.А.Бунина из рассказа «Поздний час». Пространство библиотеки раскрывается в двух реальностях. Физическое пространство-время, где живет автор. Вторая реальность – это нефизическое пространство памяти, куда волевым усилием направляется герой-читатель. Проект реализован средствами HP Reveal. Другой пример – техническая поддержка выставки книг по истории в лицах. Для трехмерных моделей, создания «дополненной реальности» использовались возможности Quiver и SketchAR. В виртуальном мире на картинках Quiver махал хвостом динозавр, а к взлетающему космическому кораблю спускался инопланетянин. При помощи SketchAR были созданы различные маски царей и полководцев, которые посетители примеряли и фотографировались. Выполнение действий в системе Quiver для получения эффекта дополненной реальности очень простые: зайти на сайт https://quivervision.com/ и выбрать бесплатную раскраску; распечатать бесплатный рисунок и раскрасить его; разрешить приложению Quiver доступ к фотосъёмкам; навести камеру телефона на раскрашенный рисунок примерно на расстоянии 30 см. Таким образом, происходила «реанимация» событий. Однако, не получение «дополненной реальности», является самоцелью применения приложений AR в деятельности библиотеки. Важна история, её эмоциональный эффект на воспитание читателя, формирование его личностных характеристик (патриотизм, любознательность, трудолюбие т.п.). Описание педагогического эксперимента Основная цель эксперимента заключалась в проверке эффективности применения средств технологии дополненной реальности при обучении специалистов библиотечно-информационной сферы для повышения качества их подготовки. На подготовительном этапе эксперимента педагогом были проанализированы современные достижения науки и техники относительно потенциала средств технологии дополненной реальности для обучения в вузе. Также выявлено, что приложения AR обладают дидактическим потенциалом для подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы. Было определено, что к специфическим трудовым функциям библиотекаря, реализация которых возможна при поддержке приложений AR, относятся: обслуживание, организация хранения материалов на различных носителях; организация работы аппарата библиотек в традиционном и автоматизированном режиме; проведение научных исследований и познавательно-развлекательных мероприятий и т.д. В соответствии с реестром коллективных договоров о практической подготовке обучающихся между институтом и предприятиями выполнена оценка готовности и способности библиотек города к применению средств AR в своей деятельности (техническая, организационно-управленческая, информационная). Для того, чтобы реализовать полученные выводы при подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы было принято решение при изучении курсов «Информационные технологии», «Информатика» (теоретический анализ темы «Сообщение, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации, показатели качества информации, формы представления информации», «Системы передачи информации» и т.п.) подробно рассмотреть средства AR: Quiver, Star Walk, Mind Map AR, HISTARS, BBC Civilisations AR, AR Ruler, Arloon chemistry, Arloon geometry, ZOME, JigSpace, SketchAR. Указанные приложения могут использоваться и в аудитории, и в онлайн-режиме, и при индивидуальном обучении. Для оценки входных условий использовано тестирование, включающее следующие блоки «Библиотечное дело» (20 баллов), «Цифровые технологии» (20 баллов). Пример задания из блока «Библиотечное дело»: из предложенных формул выбрать ту, которая соответствует расчёту книгообеспеченности на одного зарегистрированного читателя. Пример задания из блока «Цифровые технологии»: имеется последовательность – порядок действий для запуска программы PowerPoint. Расположите действия в таком порядке, чтобы пользователь действительно смог открыть редактор для создания информативных слайд-шоу или презентаций. Итак, в результате первоначальной диагностики каждый обучающийся набирал от 0 до 40 баллов. Для определения уровня подготовки (по сумме всех 2 блоков) были введены уровни «низкий» (от 0 до 19 баллов (включительно)), «средний» (от 20 до 34 баллов (включительно)), «высокий» (более 35 баллов). По материалам проведённой контрольной работы были сформированы контрольная и экспериментальная группы. В каждой по 23 обучающихся специальности 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность. Результаты представлены в Таблице 1. Студенты в контрольной группе также изучали новые цифровые технологии, материалы дисциплины «Информационно-библиографическая культура». Однако, к специальной работе по использованию средств технологии дополненной реальности в деятельности библиотекаря, они не привлекались. Систематизированное представление по каждому участнику до и после применения средств AR в подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы выполнено в Таблице 1. Таблица 1. Результаты применения средств AR при обучении специалистов библиотечно-информационной сферы Уровень Группы Экспериментальная (23 студента) Контрольная (23 студента) До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента «Высокий» 3 11 4 5 «Средний» 6 9 5 7 «Низкий» 14 3 14 11 Таким образом, χ2набл.1< χ2крит (0.234< 5.991), и χ2набл.2> χ2крит (7.071> 5.991). Следовательно, сдвиг в сторону повышения уровня подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы в экспериментальной группе, можно считать неслучайным. Выполняя количественный анализ полученных данных, можно сделать вывод, что после завершения эксперимента у 48% студентов в экспериментальной группе уровень подготовки оказался «высоким» (11 обучающихся из 23). В то время, как первоначально этот процент был равен 13% (3 респондента из 23). Количество обучающихся с уровнем «низкий» существенно понизилось с 61% до 13%. Для контрольной группы зафиксировано следующее: показатель по уровню «высокий» качественно изменился с 17% до 12%, а по уровню «низкий» – с 61% до 48%. Заключение Итак, описанная система действий по применению средств AR в обучении специалистов библиотечно-информационной сферы позволяет: – сформировать востребованные цифровые навыки (составление автоматических запросов; поиск данных; анализ информации и оценка её качества; организация и хранение библиотечных фондов; соблюдение этических норм при виртуальном взаимодействии и т.п.).; – получить опыт проектной научно-исследовательской и учебно-познавательной деятельности; – смоделировать выполнение трудовых функций – применить теоретическую информацию из библиотечного дела при организации культурных мероприятий, развлекательных событий. В ходе обсуждения участниками эксперимента были выделены следующие особенности применения средств технологии AR, учитывающие специфику деятельности библиотекаря: визуализация информации на качественно новом уровне, установление связи между временами (историческими эпохами) и поколениями читателей; повышение эмоциональной вовлечённости; поддержка интереса к чтению; развитие эрудиции, долговременной и оперативной памяти, внимания к деталям, цифрам, символам, знакам и пр. В качестве трудностей, которые осложняют применение приложений AR в библиотечно-информационной деятельности, участниками эксперимента были указаны: высокая стоимость лицензионных программ и полного пакета функций, технические сбои оборудования библиотек, координация работы персонала, привыкшего работать по традиционным методикам, и представителей «цифровой» библиотеки. Полученные выводы о дидактическом потенциале технологии AR в отношении повышения качества обучения, формирования востребованных цифровых навыков подтверждают результаты работ А. В. Гриншкуна [32], В. Марсель [33]. Значимым результатом исследования является описание базовых идей подхода, расширяющих представления Н. В. Васильевой о возможностях приложений дополненной реальности для библиотечного дела в России [34].