Full text
Введение Современная ситуация характеризуется определенными тенденциями. Во-первых, это сетевое объединение и присутствие замысловатых систем. Пандемия акцентировала внимание на наличие взаимосвязанных групп, как глав-ных составляющих социального развития и экономической деятельности. Во-вторых, умная среда, что говорит о развитии нового социального класса с определенным уровнем цифровой грамотности, который является движущей силой изменений. Далее стоит отметить творческую экономику, для которой характерна «массо-вая уникальность», креативность, персонализация, человекоцентричный дизайн. Ориентация на соучастие предполагает акцент на совместных переживаниях, а не на материальных выгодах, что способствует уменьшению социального и культур-ного разногласия. Успешная работа местных сообществ и биорегионов требует развития эконо-мики на локальных производственных сетях и ухода от глобального производства, что свидетельствует о другой тенденции - релокализации производства. Такая тенденция, как регенерация, говорит о смене иерархического стиля управления и потребительской философии на принятие ценности жизни, экоцен-трированном мировоззрении. Безусловно, данные парадигмы - это некоторый срез изменений происходящих в современном обществе. Еще не так давно рынок труда отличался достаточной стабильностью. Очень часто выбор карьерного пути определялся раз и навсегда, ру-ководствовались профессией родителей и были представлены целые трудовые ди-настии. Нередки случаи, когда у сотрудников в трудовой книжке было две записи – об устройстве на работу и уходе на пенсию, что говорит о работе на одном и том же месте в течение всей жизни. Современная ситуация характеризуется быстрой трансформацией рынка труда: наблюдается «утрата жизнеспособности» филосо-фии пожизненного трудоустройства в Японии, 3-5 лет достаточно, чтобы список вос-требованных сегодня профессий кардинально изменился, за 10-15 лет происходит развитие, пик и исчезновение отдельных секторов экономики. К 2030 году для более, чем 400 миллионам специалистов потребуется смена профессиональной деятельности и, самое главное, формирование новых компе-тенций и образа мышления [1]. “Наше поколение призвано переосмыслить, пе-реопределить истинную цель роста и при этом найти рост, который является дей-ствительно устойчивым. Мы никогда не должны забывать, что для прочного мира и счастья в этом мире путь вперед должен быть таким, который мы все должны со-вершить вместе… Все начинается с лидерства "я" [2]. При этом существует значительная сложность предвидеть востребованность определенных навыков и рабочих мест в ближайшем будущем. Обзор отечественной и зарубежной литературы Основные идеи преобразования современных парадигм показаны в научно-методических и научных трудах российских ученых. Представляет интерес работа «Навыки будущего для 2020-х: Новая надежда», в которой авторы изучают сферу трудовой деятельности и необходимые компетен-ции. Принципиально важным вопросом является не приспособление к происходя-щим изменениям, а преадаптация – формирование ключевых навыков, востребо-ванных в будущем, а именно фундаментальные и когнитивные, социально-экономические и культурные, технические и цифровые, а также «зеленые» компе-тенции. По мере цифровизации общества и распространения удаленной работы цифровые компетенции, такие как навыки кибербезопасности, становятся призна-ком глобальной грамотности. Другим универсальным компонентом современности видится креативность, так как проявляется во всех видах труда. Современная пара-дигма должна включать не только экономические измерения, но и быть человеко- и жизненно-центричной. Согласно авторам исследования, наиболее востребованны-ми компетенциями в начале 2020-х годов будут социо-эмоциональные компетенции, сотрудничество, регенеративные практики, практики устойчивого развития, а также компетенции в области искусственного интеллекта и больших данных, навыки в об-ласти Интернета вещей, самообучающихся машин / программного обеспечения, междисциплинарной коммуникации. При этом подчеркивается, что новая «экоси-стемная» парадигма образования требует не только обновления содержания учеб-ных программ, изменений в педагогических подходах, концепциях обучения и мето-дах оценивания, но может быть создана на основе сотрудничества между стейкхол-дерами на локальном, национальном и глобальном уровнях [3]. В работе «Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности» исследователи дискуссируют о четырех ситуациях, актуальных для стран, которые пытаются решить сегодня задачу формирования универсальных компетентностей, а именно отсутствие объективных показателей оценки успешно-сти обновления образования в масштабе страны, учет возрастных особенностей учеников при адаптации общих педагогических практик к конкретным учебным ситу-ациям, планирование учебного времени при формировании универсальных компе-тентностей, соединение универсальных компетентностей и «предметных» результа-тов. Все перечисленное требует пересмотра принципов подготовки педагогов. Авто-ры анализируют успешные стратегии формирования универсальных компетенций [4]. Краткий обзор новых вызовов, стоящих перед современным образованием и возможности поиска ответов на эти вызовы, описываются С.Б. Куликовым. Автор обращает внимание на демократизацию общества, что, в свою очередь, ведет к рас-пространению либеральных принципов в образовательной среде, когда ученик и учитель являются активными, равноправными участниками. Также показаны ключе-вые направления образовательной деятельности: построение нелинейных методик обучения и воспитания. Сегодня актуален запрос на личность, способную найти не-обходимую информацию здесь и сейчас, обладающую критическим мышлением. Современные вызовы заостряют внимание на перспективах развития педагогиче-ского образования, ведь будущим педагогам жизненно важно самим обладать необ-ходимыми компетенциями, чтобы в будущем научить своих обучающихся находить знания, а не только получать их в готовом виде из крайне неактуальных источников [5]. М.С. Оборин анализирует влияние COVID-19 на систему образования, которая в числе первых «приняла вызов» применения дистанционных технологий, рассмат-ривает положительные стороны, а также трудности, с которыми столкнулись препо-даватели и обучающиеся при дистанционном формате обучения, говорит о необхо-димости пересмотра традиционной формы обучения, возможных решениях и по-следствиях для образовательного процесса [6]. Проблемы, связанные с распространением цифрового общества, описываются в работах А. А. Деревянченко и Д. В. Калинина, среди которых стоит отметить ки-берпреступность, кибертерроризм, угрозу цифровому суверенитету России, связан-ную с интернетом вещей, которая анализирует поведение пользователей, трудности развития эмоционального интеллекта, восприятие длительного контента информа-ции, отдаление поколений из-за труднопреодолимой стены непонимания, необхо-димость формирования критического мышления с раннего детства, а также пробле-мы, связанные с выстраиванием индивидуального окружения источников инфор-мации. Данные проблемы являются крайне серьезным вызовом системе российско-го образования, ставя новые и в определенном смысле даже экзистенциальные за-дачи [7]. В. В. Мантуленко, А. С. Зотова акцентируют внимание на важности формиро-вания персонального бренда для преподавателей в условиях цифровизации обще-ства, показывают какие возможности он открывает для образовательной сферы, ка-ковы его ценности и особенности. Личный бренд значим для педагога и ученого, так как способствует реализации таких задач, как увеличение собственной капитализа-ции на рынке труда, осознание необходимости постоянного развития личностных и профессиональных компетенций, совершенствование, эффективная организация деловых коммуникаций, стабильность в изменяющихся условиях, конкурентное преимущество перед другими специалистами [8]. Большой объем информации посвящен последствиям будущей цифровизации на рынок труда. Так, зарубежные ученые Р. Джиллет и A Киерс изучают причины ис-чезающих профессий в 21 в. и последствия в виде новых компетенций, востребо-ванных в современном мире, а также возможности их развития [9]. Карл Бенедикт Фрей и Майкл Осборн исследуют рынок труда, анализируют количество рабочих мест, подверженных компьютеризации, уровень образования и заработную плату, используя классификатор гауссовских процессов. Согласно ученым, более 40% тру-доспособного населения находятся под угрозой. Более того, отмечается негативная связь между заработной платой, уровнем образования и вероятной компьютериза-цией профессии. Авторы убеждены для того, чтобы выиграть технологическую гон-ку, необходимо развивать творческие и социальные навыки [10]. И. Фазей, Н. Шапке и др. говорят о важности современных систем знаний, од-нако отмечают их неадекватность новому миру. Значимая задача, стоящая сейчас перед человечеством, заключается в том, как направить огромный потенциал зна-ний на понимание того, как действовать в мире, что представляет собой значитель-ный сдвиг в изменении цели образования. Особенно необходима поддержка тем, кто стремится сделать что-то по-другому, выйти из существующих парадигм. Прави-тельства, ученые и гражданское общество в целом призваны сыграть важную роль в содействии достижению этой цели, и ответственность должна быть распространена на более широкие системы образования и другие социальные сектора [11]. А. Смитсман, А. Ласло и П. Лукша анализируют критические проблемы, влия-ющие на способность нашего вида выживать и процветать в 21 веке; проводят обзор некоторых ключевых тенденций VUCA (нестабильность (volatility), неопределенность (uncertainty), сложность (complexity) и неоднозначность (ambiguity)), требующих раз-вития компетенций, пригодных для будущего, что в наибольшей степени требует изменения учебных ландшафтов; активно дискуссируют о необходимости развития эволюционных обучающих экосистем, соответствующих будущему. Авторы подчер-кивают, что инновации требуют учебной деятельности, которая мобилизует возмож-ности создания будущего в рамках учебного ландшафта. Приоритет обучения боль-ше не заключается в создании компетенций для существующих задач и протоколов производительности. Вместо этого обучение становится движущей силой эволю-ции, с помощью которой организации могут обновляться и внедрять инновации из-нутри наружу. Образовательные учреждения также должны развивать способность индивидуального и коллективного эволюционного обучения в рамках своих соб-ственных систем, процессов и культуры [12]. A. Ротерхам и Д. Виллингхам исследуют навыки 21-го века: критическое мыш-ление, научное мышление, творчество и инновационная деятельность; сотрудниче-ство, обращают внимание на важность человеческого капитала в сфере образова-ния, на компетенции, которыми должны владеть преподаватели, так как все усилия по введению инноваций не будут иметь успеха без правильной подготовки учите-лей. Более того, поднимают вопрос о необходимости корректного тестирования навыков. Зачем предпринимать национальные усилия по изменению образования, если нет возможности узнать, были ли эти изменения эффективными? [13] В своем исследовании М. Барак говорит о значимости владения современны-ми технологиями, так как это способствует формированию более гибкого мышления, обучению в сотрудничестве, адаптации к новым учебным ситуациям, работать в ко-манде, обучающиеся с меньшей вероятностью стремятся к рутине и сосредоточены на краткосрочной и долгосрочной перспективе [14]. Юрген Наглер акцентирует внимание на изменении мышления, как на наибо-лее важном рычаге для изменения системы, которое должно быть включено в новую парадигму человеческого развития 21-го века. Мышление состоит из наших глубо-ких убеждений, взглядов и ценностей, влияет на наше поведение, жизненный опыт, определяет то, как люди ведут свою жизнь, какие личные, образовательные и про-фессиональные возможности они преследуют, и как они реагируют на кризисы и проблемы. Более того, глобальные цели в области развития и национальная поли-тика проистекают из национального и глобального мышления [15]. Материалы упомянутых выше исследований свидетельствуют о возрастающем интересе общественности к сменяющимся парадигмам, современным компетенци-ям, возможностях развития навыков будущего, системе образования, преподава-тельскому составу, качеству подготовке специалистов и освещают возможные пути решений назревших проблем. Методологическая база исследования Теоретические и методологические основы исследования составляют работы по cоциально–экономическим и экологическим изменениям в обществе, в которых авторы (Г.П. Журавлева [16], У. Штеффен [17]) описывают пять мегатрендов, кото-рые меняют приоритетность и востребованность компетенций: цифровизация, ав-томатизация, глобализация, экологизация и устойчивое развитие, а также демогра-фические изменения. Согласно исследованиям А. Аптекман, В. Калабина, В. Клинцова, Е. Кузнецо-вой, В. Кулагина, И. Ясеновец [18], Т.Ф. Кузнецовой [19], И.М. Кублина, М.А. Еремеева и С.В. Плеханова [20], влияние этих мегатрендов в ближайшее десятилетие будет усиливаться, при этом самое сильное влияние на фундаментальные компетенции во всех отраслях будет оказывать цифровизация. Это означает, что изменения диктуют серьезные запросы к специалистам и каждый человек должен получить набор компетенций для трудоустройства, включая базовые и когнитивные, а также социальные, культурные, экологические и цифро-вые навыки. Формированию новых компетенций посвящены работы Ф. Леви [21], И. Тьюрок и Р. Тэйлор [22], О.Н. Пряжниковой [23-24], Б. Марр [25]. Современные парадигмы ставят серьезные вызовы и перед системой образо-вания, предъявляют критические требования к преподавательскому составу. Глоба-лизация показала несоответствие традиционной системе образования, основанной на пассивных методах обучения быстро меняющимся условиям. Возможности пер-сонализированного развития и мобильности, а также учет индивидуальных особен-ностей и ценностей также должны стать частью новой системы. О миссии образова-ния и чему оно должно учить высказываются М.Л. Агранович, Ю.В. Ермачкова, И.В. Селиверстова [26], Г.Л. Ильин [27], Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина, П. С. Сорокина [28-29], Т.В. Черниговская [30]. Анализ научно-педагогических и методических работ позволил обобщить и си-стематизировать результаты исследования. На основе социокультурного, социаль-но-экономического и поисково-эмпирического подходов выявлены некоторые вызо-вы современности, системе образования и показаны способы их решения за счет развития компетенций и образа мышления, которые описываются такими термина-ми как «Видение» (Vision), «Понимание» (Understanding), «Ясность» (Clarity) и «Гиб-кость» (Agility). Результаты исследования Развитие цифровых технологий, глобальная гиперконкуренция и новые трен-ды в сфере управления делают незащищенной любую бизнес модель или сферу де-ятельности. В мир ворвалась реальностью, которая часто называется «VUCA» (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность). Ситуация неопределенности бросает вызов ста-бильности на рынке труда, бизнесу, правительству и особенно системе образова-ния. Стоит отметить, что сертификаты о профессиональном образовании и дипло-мы представляют интерес в течение небольшого количества лет, пока компетенции не утратят свою значимость и не будут представлены новыми. Кроме того, если си-стема образования, как среднего профессионального, так и высшего, не будет отве-чать требованиям развития «навыков будущего» и различных «мягких» навыков (soft skills) востребованность в нем будет значительным образом падать. Следова-тельно, эффективная работа социально-экономической сферы и решение проблем XXI века требуют осознания миссии образования и чему оно должно обучать. Согласно анализу изученной литературы [31, 32, 33], стоит акцентировать вни-мание на преадаптивном развитии, а не на адаптивном. При этом под адаптивным развитием рассматривается нахождение решения уже возникших проблем. Пре-адаптивное развитие подразумевает умение предвидеть будущие кризисы и спо-собность подготовиться к ним, решая проблемы в момент их возникновения, а не полного проявления. Преадактивное развитие способно предотвратить неприятные сюжетные линии будущего и порождать новые альтернативы желаемого завтра. Кюллолен Марьо, руководитель департамента человеческого развития в Хель-синки убеждена, что в ситуации неопределенности необходимо развивать у обуча-ющихся способность адаптироваться и решать непредвиденные трудности, брать на себя ответственность, демонстрировать смелость и новаторство при возникновении сложных ситуаций и осуществлять их решение в целях обеспечения успеха обще-ству. Креативные компетенции, предполагающие способность формировать новые ценности, создавать мир и наше будущее, становятся сегодня ключевыми [34]. Еще одна особенность современного общества – это массовое применение цифровых технологий и интернет ресурсов. В ежегодном исследовании, сделанным креативным агентством We Are Social и сервисом для SMM Hootsuite (Digital 2022 Global Overview Report), население мира составляет 7,91 млр человек, мобильными телефонами пользуются более 67,1%, что составляет 5,31 млрд. Предполагается, что в 2022 г. пользователи проведут онлайн более 12,5 трлн часов. Учитывая тот факт, что всего менее 3 млрд человек не используют сегодня интернет, можно с уверенно-стью говорить о наступлении глобального цифрового общества [35]. Таким образом, организация и регулирование жизнедеятельности людей в цифровом обществе значительным образом основано на информации и сетевиза-ции, информационно-коммуникационных технологиях, локальных и глобальных компьютерных сетях; это общество, основанное на виртуальных сообществах и цифровом общении, которое преобладает над живом общением и превосходит ре-альные сообщества. Следует отметить рост сферы цифровых услуг в связи с пандемией COVID-19. Многие компании пытаются сформировать устойчивость к будущим ситуациям не-определенности при помощи трансформации стратегий управления рисками и биз-нес-моделями. Безусловно, пандемия является вызовом существенных изменений в сфере образования за всю историю человечества. В 2020 году более 1,5 миллиар-да обучающихся были вынуждены обучаться дома, что потребовало от всех учебных заведений в короткие сроки освоить возможность проведения занятий в режим он-лайн. Сейчас проведение ряда дисциплин онлайн, как правило, в некой гибридной форме рассматривается многими учебными заведениями приоритетным. Следовательно, новые реалии заставляют пересматривать компетенции и спо-собы их формирования. Особенно важным для системы образования видится адап-тация учебной программы к условиям будущего. Значимыми компетенциями для огромного числа работников являются удаленная работа и организация цифровых коммуникаций. Так, технические и цифровые компетенции становятся наиболее востребованными сегодня. Пандемия заострила внимание на необходимости фор-мирования таких компетенций, как гибкость и устойчивость, осознанность, самосо-знание и самоуспокоение. Автоматизация, которая рассматривается как минимальное привлечение че-ловека при максимальном использовании оборудования и программного обеспече-ния, является неотъемлемой частью цифровизации. В результате данного процесса отношения между человеком и технологиями приобретают крайне быстро изменя-ющийся характер. При этом автоматизация затрагивает не только выполнение фи-зических задач, но и когнитивную работу за счет применения искусственного интел-лекта. Хотя для принятия нужных решений компьютеры пока еще не способны мыс-лить абстрактно и творчески, представлять стратегию, использовать воспоминания, но они могут значительно быстрее людей обрабатывать данные. Четвертая промышленная революция, стирающая грани между цифровым, физическим и биологическим мирами, также способствует изменению ландшафта многих специальностей, так как 60% профессий смогут быть автоматизированы в ближайшем будущем, что отображено в рамках «Атласа новых профессий» – сов-местной разработки Агентства стратегических инициатив и МШУ «Сколково». Так, к 2030 году исчезнет 57 «традиционных» профессий и появится 186 новых, таких как специалист по правовому регулированию вопросов, связанных с применением ис-кусственного интеллекта и беспилотников, поведенческий геймдизайнер, ветеринар для роботов, биолог, выращивающий искусственные органы, и т. п [36, 37]. Переход к автоматизации потребует наличия таких компетенций, как умение учиться, разу-чиваться и переучиваться, когнитивных, нерутинных и социокультурных навыков. Цифровое общество и автоматизация ориентированы на устойчивое развитие, которое не представляется возможным без изучения экосистемы Земли и понима-ния роли человека в ней. Еще в 1972 году авторы книги «Пределы роста» (Meadows D. H.,Meadows D. L., Randers J. and Behrens III William W.) высказывали сомнения от-носительно неограниченного экономического роста и акцентировали внимание на внедрении технологии устойчивого развития, основная идея которого – уменьше-ние вреда от человеческой деятельности. В ином случае, человечеству придется тратить огромные ресурсы на борьбу с ухудшающейся ситуацией окружающей сре-дой, что, в свою очередь, может привести к снижению среднего уровня жизни [38]. Таким образом, сегодня представляют интерес регенеративные подходы, которые не только стремятся уменьшить ущерб от человеческой деятельности, но и восста-новить все формы природного (и социокультурного) капитала, включая биоразнооб-разие, чистый воздух, водные ресурсы и почву. Представляется значимым ознакомление взрослого и подрастающего поколе-ния с регенеративными подходами. Речь идет о различных компетенциях для ини-циации и распространения изменений философии мышления, а также организации условий для внедрения перемен. То есть актуальны не только технические, но и «мягкие» компетенции, а именно экологическая грамотность, понимание иннова-ций, аналитические навыки, критическое мышление, навыки командной работы, ве-дения переговоров и оказания влияния, коммуникабельность, эмоциональный ин-теллект, лидерство. Без сомнения, современные реалии диктуют необходимость внедрения новых методов и подходов к обучению и подготовке педагогических кадров. Так как онлайн обучение становится все более привлекательным, преподаватели должны владеть компетенциями эффективно проводить занятия в дистанционном и смешанном формате. Для педагогов становится актуальным умение самостоятельно овладевать навыками получения новых цифровых знаний и их интеграции в учебную деятель-ность. Очевидно, преподаватели должны воплощать в себе пример специалистов, обучающихся на протяжении всей жизни. Сегодня акцентируется внимание на личности учителя, которая рассматрива-ется не с позиции sub specie aeternitatis, в образе умудренного опытом наставника, хранителя «застывшей» истины, выступающего в качестве авторитарной модели образовательной деятельности, а видится проводником в мир знаний и умений, консультантом, советником, репетитором, инструктором, тренером, направляющим энергию познания ученика, «первым среди равных». Такое учебное сотрудничество, с одной стороны, расширяет возможности обучающихся, с другой стороны, пред-ставляет из себя эффективный способ обучения, при котором смещается акцент от пассивного слушания к активному коллективному исследованию. Перед учителем стоит задача активизации процесса освоения обучающимися знаний, чтобы сфор-мировать навыки получения знаний и умения по их применению для решения жиз-ненных проблем. Другими словами, новая роль преподавателя требует освоения инновационных подходов к образовательной деятельности для ее наибольшей ре-зультативности. Очевидно, от преподавателя требуется быть хорошим дирижером учебного процесса. Согласно многочисленным исследованиям [39, 40], целью образования являет-ся не копирование личности учителя в ученике и не воспроизводство сложившихся представлений на новом этапе их развития, а постоянное видоизменение, обновле-ние и обогащение существующих идеалов и идей. Современные реалии жизни об-щества способствуют переходу от получения готовых знаний, «абсолютных истин» к приобщению обучающихся к парадигме приобретения личностных знаний, необхо-димых для воплощения своего жизненного проекта и идей. Соответственно, педаго-ги должны обладать навыками раскрывать потенциал обучающихся и развивать у них стремление к осуществлению познавательной деятельности. Таким образом, формирование желаемого профессионального поведения сре-ди преподавателей требует развития «правильного» мышления — набора взглядов, мировоззрений и привычек. Главными компонентами «правильного» мышления» считаются гибкость и открытость к изменениям. Для решения возникающих про-блем, а также для работы с новой информацией необходимо критическое и творче-ское мышление, которое дополняется навыками самообучения. Преодолеть ситуа-цию неопределенности, а также справиться с растущей сложностью способно си-стемное (комплексное) мышление. Предпринимательское мышление, как способ-ность акцентировать внимание на возникающих возможностях, а не на угрозах, еще один способ преодоления неопределенности. Кооперативное мышление способ-ствует развитию коммуникативных навыков, сотрудничеству, которое основано на принципе человеческой солидарности, стремлении к неконкурентному поведению. Заключение Для современного общества актуальны следующие парадигмы: распространя-ется глобальная цифровизация и повсеместная автоматизации, наблюдается ак-тивный переход к удаленной работе. Кроме того, пандемия и погодные катаклизмы служат ранним предупреждением человечеству о грозящих ему рисках и кризисах, среди которых климатическая катастрофа и угроза вымирания человечества. Обще-ству и экономике необходимо не только приспособиться к новым реалиям, но акцен-тировать внимание на преадаптивной стратегии – развитие актуальных в будущем навыков, которые позволят достигать экономическую эффективность и всеобщее благополучие. Так, развитие цифровизации, с одной стороны, является показателем новой глобальной грамотности, с другой, требует наличия хорошо развитых цифровых компетенций. Но даже в таком технологически превалирующем мире нельзя рас-сматривать только технологические компетенции. Принимая во внимание творче-скую составляющую будущей экономики, креативность становится одной из самых приоритетных компетенций, что не означает отказ от интеллектуального или физи-ческого труда. В мире начинает преобладать «массовая уникальность» и творческое начало главенствует во всех видах трудовой деятельности. Более того, ответствен-ность людей за будущее планеты требует наличия «зеленых» компетенций и типов мышления, ориентированных на устойчивое развитие и регенерацию. Современ-ная парадигма общества помимо экономической выгоды должна включать дополни-тельные маркеры, - и развиваться не только в аспекте человеко-центричности, но и жизне-центричном формате. Таким образом, становится востребованным формирование базовых компе-тенций, включающих фундаментальные и когнитивные, технические и цифровые, социально-экономические и культурные, а также «зеленые» компетенции. Данные компетенции являются «общим знаменателем» навыков и типов мышления (напри-мер, критического, гибкого, творческого, предпринимательского, системного, коопе-ративного), особенно необходимых для успешной работы преподавателей, так как именно перед ними стоит важная задача – трансляция данных компетенций обще-ству и обучение молодого поколения современным навыкам.