Full text
Введение Рекомендации ЮНЕСКО – международные правила в сфере образования, определяют, что мобильные технологии позволяют существенно расширить и улучшить возможности для профессионального обучения в самых разных условиях [1]. Кроме того, в российской системе образования требования к уровню сформированности компетенций выпускников в области туризма, организации экскурсионных услуг сформулированы в положениях федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) [2]. Эти положения во многом совпадают с рекомендациями ЮНЕСКО, и определяют приоритетные направления, которыми руководствуются педагоги-новаторы при составлении рабочих программ и модулей подготовки студентов университетов [3]. В частности, согласно требованиям к результатам освоения программы бакалавриата, будущий специалист должен быть способен применять технологические инновации и современное программное обеспечение в туристской сфере. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года определяет, что актуальными направлениями внедрения цифровых технологий в сферу туризма являются [4]:  перевод услуг, связанных с реализацией туристской деятельности, в электронную форму;  применение технологий, основанных на искусственном интеллекте, виртуальной / дополненной реальности (VR / AR);  мобильные технологии. В целях достижения указанных требований и приоритетов проводятся различные мероприятия, направленные на интеграцию достижений науки и техники, в частности конгрессы Intelligent Travel Marketing, международные форумы «Туризм: наука и образование», всероссийские форумы «Студтуризм» [5]. К. Ли, М. Чен, У. Ву и У. Син отмечают необходимость комплексного исследования влияния ИКТ как на развитие туризма в разных странах, так и на подготовку специалистов отрасли туристических услуг [6]. Учёные анализируют международные данные и приходят к выводам, что возможны асимметричные и нелинейные отношения между многими переменными (уровень социально-экономического развития, географическое положение, экология, научно-технический прогресс и т.п.). В. Н. Аниськин, А. Л. Бусыгина, Е. В. Замара указывают, что для обеспечения качественной подготовки отечественных специалистов по туризму в условиях цифровой экономики необходимо в содержание академических дисциплин по информатике и информационно-коммуникационным технологиям включать блоки/модули по получению обучающимися опыта применения и разработок специализированных мобильных технологий [7]. Общие условия эффективного мобильного обучения (m-learning) в среднем и высшем образовании представлены в работе Н. Я. Голых, Н. Н. Лопаткин, И. С. Кудинов [8]. Существуют и объективные методические трудности: какие именно программные средства и мобильные приложения применять на занятиях; какие варианты мобильных технологий предложить обучающимся для самостоятельной работы [9]. Кроме того, недостаточно проработаны рекомендации как именно использовать мобильные технологии и ресурсы m-learning для повышения качества именно специалистов по организации и предоставлению туристских услуг. Например, проблемными являются вопросы изменения содержания подготовки специалистов сферы туризма в новом цифровом пространстве обучения:  какие новые информационные технологии (AR/VR, искусственный интеллект, m-learning) применять для решения теоретических и практических задач в соответствии с профессиональным стандартом;  как учитывать при этом системный, междисциплинарный и метапредметный характер деятельности организации и предоставления туристских услуг;  как оптимизировать процесс по освоению новой, в частности, мобильной технологии. Таким образом, возникает необходимость дополнительного исследования особенностей организации практической деятельности студентов по проектированию мобильных приложений для организации и предоставления туристских услуг. Итак, цель работы состоит в изучении влияния мобильного обучения на качество подготовки специалистов в сфере туризма. Гипотеза исследования – включение в содержание подготовки специалистов из туристической отрасли блоков/модулей для получения обучающимися опыта применения и проектирования специализированных мобильных технологий позволит обеспечить дополнительные условия для развития востребованных профессиональных компетенций и soft skills (проектная деятельность, умение общаться, работать в команде, навыки управления, форсайт-мышление, умение решать проблемы, самопрезентация и презентация бизнес-проектов и т.п.). В качестве основных задач были обозначены следующие: – описать специфику трудовых функций, соответствующих профессиональному стандарту специалистов по организации и предоставлению туристских услуг, с учётом возможностей мобильных приложений; – дополнить существующую систему требований к применению мобильных приложений в обучении высококвалифицированных специалистов сферы туризма именно с учётом направлений стратегии развития туризма в России; – описать систему работы по применению и проектированию собственных мобильных приложений в обучении специалистов сферы туризма; – экспериментально проверить эффективность предлагаемого варианта m-learning. Обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования С. В. Титова в своих работах отмечает, что использование мобильных технологий в обучении связано с возможностями простого и универсального доступа к смартфонам, планшетам и ноутбукам [10]. Автор указывает, что что использование мобильных технологий и m-learning позволяют увеличить дидактический потенциал средств обучения для различных академических дисциплин. К. С. Дегтева определяет, что мобильные технологии являются способом взаимодействия студентов и преподавателей, с помощью которого они могут получить быстрый доступ к материалам для учёбы, проектов, исследований [11]. Т. И. Спатарь-Козаченко, О. В. Морозан, Н. С. Петриенко также обосновывают, что m-learning предполагает качественно новый формат представления, передачи контента с возможностью его просмотра в автономном режиме (оффлайн) [12]. П. К. Тяги, П. Тяги, А. К. Сингх, Э. Джайн исследуют потенциал и перспективы внедрения мобильных технологий, дополненной реальности на развитие туризма страны в целом, повышение конкурентоспособности и туристической привлекательности отдельных регионов, в частности [13]. Учёные приводят примеры ограничителей, сдерживающих активное внедрение мобильных приложений в туристическую индустрию: высокая стоимость разработки, наличие приложений-конкурентов с похожими функциями, зависимость от Интернета и др. В. Н. Аниськин, А. Л. Бусыгина, Е. В. Замара приходят к обоснованным выводам, что эффективность профессиональной деятельности менеджеров туристских услуг с клиентами, как правило, зависит от интенсивности использования компьютерных ИКТ и систем автоматизированного учёта [14]. Кроме того, авторы заключают, что высококвалифицированный специалист в туристической отрасли должен активно применять мобильные приложения, как в отдельности, так и совместно с другими информационными и коммуникационными технологиями, для организации и предоставления туристских услуг вне зависимости от места и времени. Д. К. Мадуку анализирует различные факторы, влияющие на результативность мобильного приложения в сфере туризма: поддержка муниципальных и государственных органов, маркетинговая компания, финансовые ресурсы, экологическая и эпидемиологическая обстановка и т.д. [15]. В качестве одной из наиболее эффективных маркетинговых идей указывается возможность подключать опцию бронирования к официальному сайту или мобильному приложению отеля. На выходе получается мобильная технология идентификации гостя с помощь пуш-уведомления от оператора. Данное мобильное решение позволяет автоматически вносить паспортные данные в систему управления. Портье останется их сверить и поселить гостя. Учёные подсчитали, что на заселение одного гостя происходит экономия времени порядка 30 секунд. С. Аммирато, А. М. Феличетти, Р. Линзалоне и Д. Карлуччи на экспериментальных данных доказывают, что цифровизация оказала огромное влияние на сектор культурного туризма (как на спрос, так и на предложение) [16]. Авторы указывают, что, с одной стороны, достижения в области цифровых технологий предоставили туристам новые мобильные услуги, усиливающие межкультурную коммуникацию, но, с другой стороны, они стали катализаторами разработки новых бизнес-моделей для экономики. Учёные описывают ключевые характеристики мобильных технологий для культурного туризма и анализируют спектр предложений услуг на основе мобильных приложений в этом секторе. Например, они описывают схемы в различных мобильных приложениях, позволяющие забронировать номер (Airbnb, Booking.Com и Priceline). Также ими представлен опыт использования смарт-номеров с голосовым управлением, умными системами безопасности и распознаванием лиц. В этих случаях с помощью облачных хранилищ отельеры собирают информацию о клиенте и заранее «настраивают» комнаты под каждого. В. С. Володченко, Д. С. Ланцова, Т. А. Миронова указывают, что мобильное приложение в сфере туризма подразумевает такое наполнение и функционал, который используется для того, чтобы быть на связи с клиентами, координировать дистанционно любые ситуации, максимально быстро реагировать на проблемные вопросы и замечания, предлагать «горящие» путевки и туры [17]. Мобильное приложение для организации и предоставления туристских услуг – это и конкретный программный продукт, функционал и дизайн которого «заточен» под возможности применения в конкретном регионе. Ими анализируются мобильные приложения для оцифровки экспонатов и использования социальных сетей, в платформах-агрегаторах, для коллаборации с медийными личностями, для создания комьюнити на базе музеев. Авторами описан опыт туристической IT-платформа «Мой Севастополь» как примера цифровизации туристической отрасли. Также учёными выявлен потенциал онлайн-платформ для реализации туристических услуг по актуальным направлениям, в условиях закрытых границ. Однако, как показывают Т. И. Спатарь-Козаченко, О. В. Морозан, Н. С. Петриенко существуют практические трудности реализации выявленных потенциальных возможностей и функций мобильного обучения для применения приложений на практике при подготовке будущих специалистов сферы туризма [18]. Возникает объективная необходимость изменения педагогом высшей школы всей методической системы обучения [19]. Действительно, продумывание системы учебных заданий на основе мобильных приложений при подготовке специалистов туристической деятельности должно включать этап осмысления и выбора тех цифровых ресурсов, максимально соответствующего трудовым функциям, входящих в их профессиональный стандарт, и направлениям стратегии развития туризма в России [20]. Требуется выполнение комплекса работ по организации интерфейса мобильного приложения, ориентация его содержательного наполнения, как на цели образования, так и на специфические особенности будущей профессиональной деятельности. Образовательная среда на базе мобильных устройств должна способствовать не только достижению приоритетов стратегии развития туризма в России, но быть персонально-ориентированной и учитывать потребности как менеджеров по туризму, туроператоров, турагентов, гидов, администраторов гостиниц, так и потребителей их услуг [21]. Таким образом, существует объективная проблема, которая выражается в необходимости исследования влияния применения мобильных приложений в обучении специалистов туристической отрасли на качество их подготовки. Материалы и методы В работе применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературы при выявлении проблем и перспектив m-learning, при описании потенциала мобильных технологий для высшего образования, для поддержки инициатив ЮНЕСКО, при уточнении особенностей m-learning в подготовке специалистов сферы туризма. Для уточнения сущности m-learning как инновационной педагогической технологии, описания перспектив и возможностей их применения в подготовке специалистов по организации и предоставлению туристских услуг были изучены выводы С. В. Титовой [22]. Были проанализированы мобильные приложения, которые применяются в высшем образовании, и подготовке специалистов в туристической отрасли [23]. Также учтены аналитические выводы В. Н. Аниськина, А. Л. Бусыгиной, Е. В. Замары относительно оптимизации процесса подготовки специалистов по туризму в условиях цифровой экономики [24]. При выявлении проблем реализации потенциальных возможностей и функций мобильных приложений для применения их на практике при подготовке будущих специалистов по организации и предоставлению туристских услуг использовались материалы Т. И. Спатарь-Козаченко, О. В. Морозан, Н. С. Петриенко [25]. Положения профессионального стандарта специалиста по организации и предоставлению туристских услуг, стратегии развития туризма в России учитывались при разработке системы учебных заданий на основе m-learning [26]. В исследовании использовались различные мобильные решения для индустрии туризма: голосовой поиск, умное цифровое/ голосовое управление, распознавание лиц, планшетный мониторинг, консьерж видео чат. Кроме того, были изучен функционал и возможности для развития туризма в следующих программных средствах поддержки m-learning: Quizlet, Pinterest, Survio.com, Couchsurfing, Aviasales, Momondo, Trivago, Tripster, izi.TRAVEL. Для проектирования собственного мобильного приложения были проанализированы iBuildApp, Аpps Tech Global, Appery.io, MIT App Inventor. В качестве критериев для анализа средств для проектирования собственного мобильного приложения использовались критерии: тип ресурса (приложение/платформа), финансовая основа (платно/бесплатно), функциональные возможности (с учётом специфики работы специалиста по туризму), интерфейс и дизайн, имеющийся опыт применения мобильного приложения на практике. На основе аналитической работы было выбрано средство iBuildApp как простая и интуитивно понятная платформа для создания мобильных приложений с большой коллекцией шаблонов, в том числе для организации и предоставления туристских услуг. Например, Аpps Tech Global – относительно недорогая платформа, но при создании мобильных приложений могут возникнуть трудности и потребуется время для понимания работы конструктора, а также для обращения в техническую поддержку [27]. Для оценки входных условий использовано тестирование, включающее следующие блоки «Основы туристической деятельности» (20 баллов), «Мобильные приложения в сфере туризма» (20 баллов). Итак, в результате первоначальной диагностики каждый обучающийся набирал от 0 до 40 баллов. Для определения уровня подготовки (по сумме всех 2 блоков) были введены уровни «низкий» (от 0 до 19 баллов (включительно)), «средний» (от 20 до 34 баллов (включительно)), «высокий» (более 35 баллов). В исследовании приняли участие 49 студентов Орловского государственного института культуры с факультетов документных коммуникаций и социально-культурной деятельности при изучении курсов «Информационные технологии», «Информатика», «Туристская индустрия, технология деятельности предприятий туриндустрии», «Технологии продвижения туристских услуг». Были задействованы обучающиеся по направлениям подготовки: 43.03.02 Туризм, профиль: Технология и организация экскурсионных услуг. Базы практики: туристические фирмы, компания «ТурАгент», гостиничный и ресторанный бизнес г. Орёл. Исследование проводилось в 2020-2021 гг. Средний возраст респондентов составил 20 лет (60% девушек и 40% молодых людей). Статистическая обработка результатов выполнена при помощи критерия χ2 (хи-квадрат) Пирсона. Результаты исследования Уточнение основных понятий Обобщая вышеизложенные понятия, можно сделать вывод о том, что мобильное обучение (m-learning) предполагает передачу данных на мобильное устройство с использованием WAP- или GPRS-технологий, Wi-Fi и 3G. В качестве носителя может использоваться любое устройство, способное принимать, хранить и передавать информацию. Основное отличие мобильного обучения от электронного состоит в том, что коммуникации и обмен информацией происходят в беспроводной сети [28]. Мобильное обучение в контексте подготовки специалистов по туризму рассматривается и как средство для достижения целей ФГОС ВПО, программы бакалавриата, так и как важное условие подготовки обучающегося к жизни и профессиональной деятельности в цифровом обществе. Мобильные технологии в сфере туризма – это совокупность методов и инструментов, позволяющих пользователям/путешественникам планировать и осуществлять активные самостоятельные туры, заходить с нескольких устройств, сравнивать цены, реализовывать мобильный поиск, формировать маршрут, искать информацию и т.п. Мобильное приложение для специалиста по организации и предоставления туристских услуг – это и путеводитель, каталог, брошюра, справочник электронного формата, аудиогид, сервис для онлайн-бронирования, системы автоматических платежей, инструменты для «санитэга» (подтверждение санации) для багажа, киоски самостоятельной регистрации с тачскрином [29]. Для проектирования и разработки мобильных приложений с учётом специфики туристической деятельности была определена следующая система занятий: 1. Анализ мобильных приложений (российских и международных компаний), ориентированных на предоставление туристических услуг. Цель – выявить основные тренды travel-технологий посткоронавирусной эпохи. 2. Анализ запросов и возможностей туристической отрасли г. Орёл и Орловской области. Цель – выявить основные конкурентные преимущества Орловской области (Орловщины) перед остальными регионами России. 3. Сопоставление результатов аналитической деятельности двух предыдущих этапов. Деление на команды для создания «прототипа» мобильного приложения. 4. Работа в программной среде для создания мобильного приложения. 5. Защита проекта и презентация нового travel-приложения. В проводимом исследовании взаимодействие специалистов по организации и предоставления туристских услуг с мобильным устройством рассматривается как интеллектуально направленная и познавательная деятельность, учитывающая специфические особенности будущей работы и направления стратегии развития туризма в РФ [30]. Реализация мобильного обучения специалистов по организации и предоставления туристских услуг Педагог в рамках курсов «Информационные технологии», «Информатика» изучал программные средства поддержки m-learning применительно к подготовке работников туристической отрасли: Quizlet, Pinterest, Survio.com, Couchsurfing, Aviasales, Momondo, Trivago, Tripster, izi.TRAVEL, iBuildApp, Аpps Tech Global, Appery.io, MIT App Inventor. Подробно рассматривались их функциональные возможности, достоинства и недостатки в контексте трудовых функций специалистов по организации и предоставления туристских услуг. Далее на основании объективного анализа по критериям, сформулированным ранее, для проектирования и разработки собственного мобильного приложения было принято решение использовать платформу iBuildApp. К её преимуществам следует отнести также и то обстоятельство, что в готовых мобильных решениях можно изменять структуру и дизайн, применять собственные изображения. Блоки для редактирования интуитивно понятны всем, при работе не требуются знания программирования. Вся информация для создания приложения представлена на русском языке. Добавлять новый контент можно и после публикации приложения, без его обновления. Встроенной рекламы нет. Бесплатный тестовый период составляет 15 дней. Знакомство с платформой начиналось с выбора готового шаблона. Для этого в группе «Продукт» использовалась кнопка «Шаблоны», происходил выбор категории в левой стороне страницы. Готовые шаблоны чаще всего содержат минимальное количеством кнопок. Далее организовывалась деятельность по редактированию названия приложения, его структуры и дизайна. На этом этапе работа велась с элементами главного экрана, меню и нижней панели (виджетами). Возможностью платформы является и то, что можно добавлять нестандартные для выбранного шаблона «виджеты». При изменении дизайна можно было создать собственный логотип, фоновое изображение. Обязательный этап работы – тестирование и корректировка работоспособности мобильного приложения на телефоне. В рамках дисциплины «Туристская индустрия, технология деятельности предприятий туриндустрии» студенты изучали теоретические основы создания конкурентоспособного инновационного туристского продукта, организации работы на предприятиях туриндустрии. После этого участники экспериментальной группы на практических занятиях и семинарах других профильных дисциплин, например, «Технологии продвижения туристских услуг», осуществляли проектирование и разработку собственного мобильного travel-приложения. Например, при поддержке Туристского информационного центра Орла и области в рамках проекта "Мост в будущее: креативные практики сохранения и развития живого наследия" были созданы мобильные приложения «Календарь событий Орловской области», «Наследие Орловщины» (гид по народным художественным промыслам России и Орловщины), ресурс для гостиничного комплекса "ГРИНН". Также представлены в цифровом виде обзорная экскурсия по г. Орёл, аудиогиды по маршрутам «Любовные истории Борисоглебской», «Купеческий Орел», «Православные святыни Орла», «Курские улицы» и др. Также разработаны информационные брошюры для специальных детских/семейных экскурсий и квестов – «По следам Тургенева», «Орел изначальный», «Загадки улицы Ленина». Описание педагогического эксперимента Основная цель эксперимента заключалась в проверке эффективности применения средств мобильных технологий при обучении специалистов сферы туризма для повышения качества их подготовки. На подготовительном этапе эксперимента педагогом были проанализированы современные достижения науки и техники относительно потенциала мобильных устройств, приложений для обучения в вузе. Также выявлено, что мобильные приложения обладают дидактическим потенциалом для подготовки работников туристической отрасли. Было определено, что к специфическим трудовым функциям специалиста по организации и предоставления туристских услуг, реализация которых возможна при поддержке мобильных приложений, относятся: помощь клиентам в подборе и оформлении туров, оказание туристических услуг (экскурсии, заказ машины, бронирование, получение визы, страхование и т. д.), информационное сопровождение, быстрое реагирование в чрезвычайных ситуациях. Для того, чтобы реализовать полученные выводы при подготовке специалистов сферы туризма было принято решение при изучении курсов «Информационные технологии», «Информатика» (теоретический анализ темы «Сообщение, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации, показатели качества информации, формы представления информации», «Системы передачи информации» и т.п.) подробно рассмотреть средства Quizlet, Pinterest, Survio.com, Couchsurfing, Aviasales, Momondo, Trivago, Tripster, izi.TRAVEL, iBuildApp, Аpps Tech Global, Appery.io, MIT App Inventor. Указанные приложения могут использоваться и в аудитории, и в онлайн-режиме, и при индивидуальном обучении. Для оценки входных условий использовано тестирование, включающее следующие блоки «Основы туристической деятельности» (20 баллов), «Мобильные приложения в сфере туризма» (20 баллов). Пример заданий из блока «Основы туристической деятельности»: указать факторы развития внутреннего спроса, описать из каких значений складывается прибыль у туроператора. Пример задания из блока «Мобильные приложения в сфере туризма»: привести примеры нативных, веб- и гибридных приложений; сопоставить значения, т.е. для каждого варианта из первого столбца (мобильные приложения) необходимо указать соответствующий вариант из второго (поддержка реализации конкретных трудовых функций). Итак, в результате первоначальной диагностики каждый обучающийся набирал от 0 до 40 баллов. Для определения уровня подготовки (по сумме всех 2 блоков) были введены уровни «низкий» (от 0 до 19 баллов (включительно)), «средний» (от 20 до 34 баллов (включительно)), «высокий» (более 35 баллов). По материалам проведённой контрольной работы были сформированы контрольная (25 студентов) и экспериментальная (24 студента) группы. Результаты представлены в Таблице 1. Студенты в контрольной группе также изучали новые цифровые технологии, материалы дисциплины «Туристская индустрия, технология деятельности предприятий туриндустрии», «Технологии продвижения туристских услуг». Однако, к специальной работе по проектированию и созданию мобильных travel-приложений, они не привлекались. Систематизированное представление по каждому участнику до и после применения средств m-learning в подготовке работников туристической отрасли выполнено в Таблице 1. Таблица 1. Результаты применения мобильных приложений в обучении специалистов сферы туризма Уровень Группы Экспериментальная (24 студента) Контрольная (25 студента) До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента «Высокий» 3 10 4 5 «Средний» 6 11 6 9 «Низкий» 15 3 15 11 Таким образом, χ2набл.1< χ2крит (0.122< 5.991), и χ2набл.2> χ2крит (6.420> 5.991). Следовательно, сдвиг в сторону повышения уровня подготовки специалистов сферы туризма в экспериментальной группе, можно считать неслучайным. Выполняя количественный анализ полученных данных, можно сделать вывод, что после завершения эксперимента у 42% студентов в экспериментальной группе уровень подготовки оказался «высоким» (10 обучающихся из 24). В то время, как первоначально этот процент был равен 13% (3 респондента из 24). Количество обучающихся с уровнем «низкий» существенно понизилось с 63% до 13%. Для контрольной группы зафиксировано следующее: показатель по уровню «высокий» качественно изменился с 16% до 20%, а по уровню «низкий» – с 60% до 44%. Заключение Итак, предложенная система занятий для проектирования и разработки мобильных приложений с учётом специфики туристической деятельности позволяет: – сформировать основные профессиональные компетенции специалиста по туризму: выявление и анализ запросов потребителей, возможностей их реализации; информирование о туристских продуктах; взаимодействие с туроператорами, гостиницами, аэропортами и т.п.; – сформировать востребованные soft skills (проектная деятельность, умение общаться, работать в команде, навыки управления, форсайт-мышление, умение решать проблемы, самопрезентация и презентация бизнес-проектов и т.п.); – получить опыт проектной, командной и учебно-познавательной деятельности; – смоделировать выполнение трудовых функций – применить теоретическую информацию по технологиям деятельности предприятий туриндустрии при организации путешествий, маршрутов, туров. В ходе обсуждения участниками эксперимента были выделены положительные аспекты влияния m-learning на качество подготовки специалистов в сфере туризма: – способствуют пониманию студентами тех обстоятельств, что мобильная экономика – важнейшей часть цифровой экономики. Мобильные технологии поддерживают развитие коммуникаций в обществе, внедрение инноваций, в частности в туристической индустрии; – появляются дополнительные возможности пересылать большие объёмы информации в любую точку мира в течение нескольких секунд, что особенно важно для решения задач организации и предоставления туристских услуг; – появляются новые возможности работать над одним проектом, т.е. минимизация затрат при ведении туристического бизнеса; – будущий специалист получает инновационный опыт по работе с «бескасательными» технологиями в туризме; – происходит повышение туристической привлекательности региона для иностранных путешественников. К негативным аспектам влияния m-learning на качество подготовки специалистов в сфере туризма участники эксперимента отнесли следующие факторы: – способствуют пониманию студентами тех обстоятельств, что мобильные технологии приводят и к сокращению рабочих мест в туристической индустрии, т.е. без работы могут оказаться не только соискатели, но и уже успевшие найти работу выпускники; – недостаточно развиваются коммуникативные способности и навыки устного общения. Активный пользователь мобильных приложений становится менее приспособленным к реальному межличностному общению; – смартфоны отвлекают студентов от процесса изучения строгих научных философских и социологических представлений о туризме, базовых понятий туристской сферы деятельности. В качестве трудностей, которые осложняют применение travel-приложений для m-learning, участниками эксперимента были указаны: зависимость от разработок зарубежных компаний, высокая стоимость мобильных платформ и приложений, технические сбои оборудования в труднодоступных районах России, удаленных местах; координация деятельности сотрудников туриндустрии, привыкших работать по традиционным методикам, и самих путешественников. Полученные выводы о дидактическом потенциале мобильных технологий в отношении повышения качества обучения, формирования востребованных цифровых навыков работников туристической отрасли подтверждают результаты работ В. Н. Аниськина, А. Л. Бусыгиной, Е. В. Замары [31], Д. К. Мадуку [32]. Значимым результатом исследования является описание базовых идей подхода, расширяющих представления С. В. Титовой о возможностях m-learning для развития туризма в России [33].