Full text
Введение В современных динамично меняющихся условиях функционирования подрастающего поколения, на фоне повсеместной информатизации всех сфер социума, новациям организации важных социальных процессов в плане становления несовершеннолетних, связанных с последствиями пандемии, негативными процессами глобализации на фоне экономических санкций, видоизменяется структура подростковых девиаций. Анализ статистического учета состава преступлений, совершенных подростками, находящимися в воспитательных колониях для несовершеннолетних, позволяют диагностировать, что в их составе преобладают убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, разбой, кража [1]. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации число расследованных тяжких преступлений с участием несовершеннолетних на апрель 2022 года увеличился на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличивается и количество предварительно расследованных преступлений с участием несовершеннолетних средней тяжести, как и количество несовершеннолетних лиц, совершивших преступления [2]. Вместе с тем, стоит отметить, что в структуре преступности на современном этапе развития общества появились преступления, совершенные с использованием информационно телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, что напрямую связанно с процессами повсеместной информатизации всех сфер жизнедеятельности современного общества. Их удельный вес в составе общей преступности остается стабильным в последние годы, составляя четверть от всех зарегистрированных преступлений. Вслед за сказанным стоит отметить, что немецкие исследователи также отмечают, что девиантное (преступное) поведение несовершеннолетних будет еще долго «возглавлять список серьезных болезней современного общества [3]. В обществе Германии остро ощущается, по мнению Х.-дж. Альбрехта, г. Биндель-Когель, М. Гесслера, необходимость участия профессионалов в вопросах воспитания детей [4; 5], так как при несвоевременной социально-педагогической работе подростковые поведенческие отклонения могут перерасти в устойчивые личностные нарушения и отрицательно сказаться на процессах социализации подрастающего поколения. В связи с тем, что часть преступлений в России совершается обучающимися и студентами (в 2020 году ими совершено – 786 преступлений, в 2021 года – 787) актуальность приобретает определение ключевых субъектных характеристик современного педагога, в профессиональной деятельности которого возникает необходимость организации профилактики девиантного поведения подростков. Единые же подходы к организации подготовки и формирования у педагогов умений работы с девиантными подростками не сформулированы. Обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования К рассмотрению содержания понятия девиантное поведение обращаются исследователи в области педагогики, психологии, социологии, юриспруденции и медицины. Так, Е.В. Змановская определяет девиантное поведение как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [6]. В.Д. Мендлевич считает девиантным поведением любое по степени выраженности, направленности и мотивам поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы [7]. При этом критерии обуславливаются им нормами следования правовым указаниям и регламентациям (нормами законопослушания), моральными и нравственно-этическими предписаниями (общечеловеческими ценностями), этикету и стилю. Я.И. Гилинский считает девиантным поведением поступки или действия людей, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам [8]. С.А. Беличева рассматривает девиантное поведение как нарушение социализации детей, поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам [9]. К рассмотрению основ профилактики девиантного поведения несовершеннолетних и организации реабилитации подростков девиантного поведения обращаются в своих исследованиях как российские, так и зарубежные авторы. Технологии социальной работы по формированию социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением рассматривает М.Э. Паатова [10]. Гендерные особенности социально-педагогической профилактики девиантного поведения несовершеннолетних описывает в своих исследованиях С.Б. Думов [11]. Модель социально-педагогической реабилитации девиантных подростков в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа предлагает Е.В. Москвина [12]. Содержание деятельности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также актуальные проблемы, препятствующие эффективности данной деятельности рассматривает С.А. Ветошкин [13]. Описание деятельности мультидисциплинарных команд, в которые входят социальные работники, социальные педагоги, психологи, медицинские работники, как альтернативы профилактико - реабилитационной работы c девиантными подростками в специализированных учреждениях Великобритании встречается в работах О. Стевенсона [14]. Дискуссии ученых России и зарубежных стран также лежат и в области возможности применения наказания в отношении несовершеннолетних правонарушителей, чаще всего они касаются выбора мер воздействия между лишением свободы и альтернативными формами наказания, при этом большая часть ученых убеждена, что первые формы воздействия на несовершеннолетних напрямую влияют на рецидивные проявления в их поведении впоследствии и считают уголовное преследование в отношении подростков «контрпродуктивным» [15]. Вопросам привлечения к профилактической работе с несовершеннолетними, демонстрирующими девиантные формы поведения, специалистов не связанных со сферой образования и социальной поддержки в Германии посвящены работы М. Кестермана, «полицейских можно теперь часто видеть не только в школах, где они обучают детей правилам дорожного движения и поведения на улице, но и в составе постоянных членов Службы молодежной судебной помощи, которая раньше обращалась к ним только в крайних случаях» [16]. Необходимость привлечения к вопросам профилактики отклоняющегося поведения подростков представителей правоохранительных органов продиктовано обеспокоенностью общественности преступным поведением несовершеннолетних, которое расценивается как угроза общественного благополучия. В педагогических исследованиях прослеживается обеспокоенность как способностью к обучению подростков, так и их насилием и агрессией, проявляемых по отношению друг к другу [17; 18]. Гендерным особенностям подростковой преступности также посвящены работы ряда исследователей. Так, С.М. Нарузалиева рассматривает особенности преступности лиц женского пола в структуре подростковой преступности, отмечая, что низкий процент преступлений со стороны несовершеннолетних лиц женского пола в Казахстане их психофизиологическими особенностями, а также большим контролем и надзором за ними в Казахстане [19]. Это же направление подростковой преступности интересует ученых Великобритании, что связано со значительным ростом правонарушений и преступлений, совершаемых лицами женского пола. Исследователи отмечают, что решающим фактором в формировании девиантного поведения девушек выступает насилие совершенное в их отношении [20]. К рассмотрению вопросов актуальности подходов к подготовке специалистов для организации профилактической работы с подростками, демонстрирующими девиантные отклонения в поведении, а также определению содержания направленности такой подготовки обращаются такие исследователи, как Е.В. Филипенко и А.В. Малолеткова. Авторами разработана программа «Коррекционно-педагогическое сопровождение несовершеннолетних девиантного поведения», направленная на повышение уровня профессионально компетентности специалистов, занятых в профилактической и коррекционной деятельности. Ими рассматриваются психолого-педагогическая, технологическая, социально-коммуникативная готовность педагогов к работе с указанной категорией несовершеннолетних [21]. Содержание программы повышения калификации по вопросам социально-педагогической реабилитации подростков делинквентного поведения в образовательном учреждении предложена Е.В. Москвиной [22]. Содержанию и структуре профессиональной готовности педагогов к работе с подростками отклоняющегося поведения посвящены исследования Н.Ф.Сосниной [23]. К описанию сущностных характеристик профессиональной компетентности будущих специалистов-юристов к профилактической работе с девиантными подростками обратился в своем исследовании Д.Д. Миронов [24]. Вопросы подготовки специалистов к социально-педагогической реабилитации подростков в условиях специального учебно-воспитательного учреждения освещены в исследованиях Е.В. Москвиной и Д.Д. Миронова [25] К рассмотрению теоретических подходов к субъектности, являющейся личностным свойством будущих педагогов, а также педагогических условий ее проявленности и развития обратилась М.В. Манакова, пришедшая в ходе размышлений к выводу о том, что важным условием становления субъектности педагога выступают инвариантные и вариативные субъектные компоненты его личности, определяющие активность формирования его профессионально значимых личностных качеств [26]. Л.В. Алексеева также считает возможным рассмотрение педагога как субъекта профессиональной деятельности, понимая развитие субъектности педагога как поступательное продвижение от полюса объектности к полюсу субъектности. Автор описывает определенные субъектные характеристики педагога. К ним она относит активность, способность педагога к рефлексии, ответственность, свобода выбора, способность к проведению мониторинга и включенность в педагогический процесс, творческость и саморазвитие, понимание другого и его приятие, личностная уникальность, ориентация на ценности гуманизма [27]. Исследованию профессиональной субъектности педагога обратилась в своих изысканиях А.Р. Бекирова, по ее мнению профессиональная субъектность педагога выступает как системный психолого-педагогический феномен и выступает профессионально важным качеством личности педагога, влияющим на успешность профессиональной деятельности Автор также отмечает что формирование профессиональной субъектности начинается при получении профессионального образования, а актуализируется и развивается непосредственно при осуществлении профессиональной педагогической деятельности. Исследователь разработала модель профессиональной субъектности педагога, в основе которой лежат педагогические ситуации. К субъектным характеристикам педагога она также отнесла: профессиональный субъектный потенциал, профессионально-педагогическую субъектную позицию, субъектную активность, субъектный регулятивный педагогический опыт и актуальную профессиональную субъектность, отметив, что их проявление организуется под влиянием различных факторов и условий педагогической деятельности, включая контингент обучающихся [28]. По мнению В.И. Панова реализация педагогом субъект-совместных, субъект-порождающих типов взаимодействия педагога и подростка способствует формированию субъектности самих обучающихся. Автор считает одной из важных субъектных компетенций современного педагога «умение встать в рефлексивную (самоосознающую) позицию по отношению к тому, кого учить, зачем учить, чему учить, как учить, кому и где учить, то есть от педагогов требуется осознанное (рефлексивное) понимание того, на какие дидактические принципы, а также психологические закономерности и особенности развития, учащихся необходимо опираться в своей работе». Исследователь также предлагает шесть стадий становления субъектности. К ним он отнес следующие: наблюдатель, ученик, подмастерье, критик, мастер, творец. [29]. А.К. Осницкий в рамках исследований природы субъектности выявил несколько ее компонентов: ценностный опыт, связанный с формированием интересов, нравственных норм и предпочтений, идеалов, убеждений, способствует ориентации человека в социуме; опыт самоанализа и рефлексии, формирующийся при соотнесении человеком сведений о своих возможностях и возможных изменениях в окружающем мире и себе с запросами деятельности и решаемыми в рамках этой деятельности задачами, позволяющий согласовывать собственную позицию с иными компонентами субъектного опыта; опыт активизации, который помогает осмыслить собственные возможности и способствует лучшему приспособлению своих усилий в решении важных задач; операциональный опыт, предполагающий наличие общих трудовых профессиональных знаний и умений, а также саморегуляцию; опыт совместной деятельности, который нацелен на формирование умений совместного решения задач и рассчитан на сотрудничество [30]. Методологическая база исследования В качестве методологической основы представленного исследования выступают труды отечественных и зарубежных исследователей по вопросам профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, подготовки специалистов к организации этой деятельности, а также формирования у педагогов субъектных характеристик для целей профилактической работы с девиантными подростками. В рамках предпринятого исследования установлена актуальность исследований в сфере подростковых девиаций. Анализ научных педагогических трудов позволил нам обобщить и систематизировать имеющиеся наработки по вопросам девиантного поведения несовершеннолетних. Их направленность касается определения содержания понятия девиантного поведения, рассмотрению подходов и технологий организации профилактической работы с девиантными подростками, расширения перечня специалистов в вопросах профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, подготовки специалистов для работы с девиантными подростками в условиях деятельности социальных служб, учреждений образования и специальных учебно-воспитательных учреждений, а также формулированию профессиональных качеств и субъектных характеристик педагогов сферы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних. К методам предпринятого исследования относятся теоретический анализ научной литературы и исследований в интересующей нас области; эмпирическое сравнение, понимаемое как способ познания в области исследований профилактики девиантного поведения и субъектных качеств специалистов, занятых в названной сфере деятельности. Результаты Анализ источников научно-педагогической литературы позволил прийти к уточнению характеристик и содержательных качеств исследуемых понятий: девиантое поведение подростков, процесс профилактики отклоняющего поведения несовершеннолетних, организация подготовки специалистов, включенных в процессы профилактики девиантного поведения подростков, а также определение круга субъектных характеристик и компонентов личностно профессиональных качеств педагогов организующих профилактическую работу с несовершеннолетними, демонстрирующими отклоняющиеся формы поведения. На основе анализа источников девиантное поведение представляется устойчивым поведением личности, поступками или действиями людей, разными по степени выраженности, направленности и мотивам, отклоняющимися от социальных (общественных) норм (правовые, моральные, нравственно-эстетические), причиняющими ущерб как самой личности, так и окружающим. Профилактика девиантного поведения представляется многогранным процессом, связанным с формированием социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением и их социально ориентированной личностной позицией, осуществляемый с учетом гендерных особенностей подростков и прогнозируемых рисков, требующей создания и реализации моделей организации этой деятельности, в том числе в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, предполагающих включение в профилактические процессы специалистов разных сфер деятельности (социальные работники, социальные педагоги, психологи, медицинские работники, работники правоохранительных органов), связанный с применением в отношении несовершеннолетних альтернативных форм наказания в случае совершения противоправных поступков. Реализующиеся программы подготовки специалистов, занимающихся профилактикой девиантного поведения подростков, включают вопросы коррекционно-педагогического сопровождения несовершеннолетних девиантного поведения, подготовку работников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, направлены на формирование готовности педагогов к профилактической работе, представляемой как системное образование, базирующееся на личностном и функциональном потенциале учителя, структурно представленной мотивационным, содержательно-деятельностым, гностическим, коммуникативно-технологическим, результативно действенным и оценочно-прогностическим компонентами. Субъектные характеристики педагога являются системными профессиональными качествами, влияющими на успешность деятельности педагога, занимающегося профилактической работой в отношении девиантного поведения подростков и представляются инвариантными и вариативными субъектными компонентами его личности, определяющими активность формирования профессионально значимых личностных качеств, включающими активность, способность его к рефлексии, ответственность педагога, свободу выбора, способность к проведению мониторинга и включенность в педагогический процесс, саморазвитие, понимание другого и его приятие, личностную уникальность, ориентацию на ценности гуманизма, профессиональный субъектный потенциал, активность, регулятивный опыт. Названные профессионально-личностные характеристики формируются на основе педагогических ситуаций и способствуют становлению субъектности как самого педагога, так и подростков, что является значимым при работе с несовершеннолетними, демонстрирующими формы отклоняющегося поведения. На основе описанных выше обобщенных понятий исследуемых дефиниций актуализируется понимание профессионально-личностных субъектных характеристик педагога, занимающегося профилактикой девиантного поведения несовершеннолетних. Для этих целей немаловажным представляются компоненты субъектности педагога, определяющиеся ценностным опытом самого педагога в вопросах преодоления девиантности и связанного с формированием интересов, нравственных норм и предпочтений, идеалов, убеждений подростков, которые способствуют ориентации педагога в обществе, в частности в области подростковых девиаций. К компонентам субъектности педагога можно отнести опыт рефлексии и самоанализа в условиях девиантной подростковой среды, формирующийся в соотнесении сведений о своих возможностях с запросами профилактической деятельности и решаемыми в рамках этой деятельности задачами, позволяющие согласовывать личностную позицию с различными компонентами субъектного опыта в вопросах профилактики девиантного поведения подростков; осмыслением собственных возможностей, способствующих оптимальному приспособлению педагогических усилий в решении профессиональных профилактических задач в совместной деятельности, нацеленной на формирование умений социально одобряемого поведения подростков в совместном решении профилактических задач. Заключение Существенными для целей предпринятого исследования представляются полученные в ходе работы с источниками, а также в практике профилактики отклоняющихся форм поведения несовершеннолетних характеристики дефиниций: девиантное поведение, профилактика девиантного поведения, подготовка специалистов к профилактической деятельности с подростками девиантного поведения, профессионально-личностные характеристики педагогов, выступающих в качестве субъекта профилактики девиантного поведения подростков.