Full text
Введение За последние два года, в период пандемии, система образования претерпела колоссальные преобразования, предъявляя более высокие требования к психоэмоциональной сфере студентов. Современный темп жизни, смысловая нагрузка в условиях дефицита времени, активное использование интернет-ресурсов, дистанционное обучение в период пандемии, напряжение и эмоциональное переживание, особенно в период экзаменов могут создавать условия, способствующие напряжению компенсаторных механизмов психики и как следствие ухудшение здоровья [3, 5, 8]. Изучение психологических состояний у студентов при ежедневном активном использовании компьютерных технологий и интернет-ресурсов приобретает актуальное значение, особенно в период пандемии, так как связано с механизмом их влияния на учебную мотивацию, академическую успеваемость и успешность учебной деятельности в целом. В условиях самоизоляции процесс обучения студентов при активном применении современных интернет технологий состоит из постоянно сменяющихся положительных и отрицательных психоэмоциональных состояний. В качестве положительных, можно выделить такие как свободный выбор места, времени и темпа обучения, разнообразное использование интернет-ресурсов, самоорганизация освоения учебного материала, развитие самостоятельности, активности, ответственности, самоконтроля, быстрое овладение навыками использования информационно-коммуникационных технологий, экономия времени на перемещениях к месту учебы, возможность совмещать учебу с другим видом деятельности [8]. С другой стороны необходимо отметить отрицательные факторы: отсутствие живого контакта с преподавателем, недостаток практических занятий, существенное отличие методики преподавания в онлайн-формате от традиционного подхода, нет единства и преемственности в преподавании предметов, отсутствие постоянного контроля со стороны педагогов над учебной деятельностью студентов, не все обучающие курсы разработаны достаточно хорошо и адаптировано, отсутствие полноценного двустороннего диалога между преподавателем и студентом, общение преимущественно происходит через переписку в чате, часто возникают технические проблемы при работе в онлайн-режиме и др. [1]. Особым отличием электронного обучения от традиционного является ежедневное, длительное неподвижное сидение перед компьютером, недостаток функциональной активности, большая нагрузка на зрительный и опорно-двигательный аппарат, психическая и физическая напряженность. Все это может вызвать существенное напряжение эмоциональных и психофизиологических систем организма и привести к нервному и умственному истощению. Особое внимание исследователей привлекает изучение психического напряжения, вызванного стресс-фактором экзаменом [4, 6]. Дополнительная тревожность, вызванная повторяющимися оценочно-экзаменационными ситуациями, может являться пусковым механизмом возникновения серьезных психических расстройств у молодых людей и отразиться в целом на их состоянии здоровья [5]. Исследования эмоциональных, поведенческих и физиологических реакций на учебный стресс позволяет осуществлять поиск профилактических средств и методов сохранения психического здоровья студентов в условиях дистанционного обучения. В связи с чем, целью исследования явилось исследовать психологическое состояние студентов в период дистанционного обучения, определить пути сохранения психофизического здоровья. Задачи исследования: 1. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования психических и эмоциональных состояний студентов в условиях информационно-образовательной среды. 2. Провести анализ психоэмоциональных состояний у студентов при дистантной форме обучения. 3. Определить пути оптимизации психофизического состояния студентов, с целью сохранения здоровья. Методология и результаты исследования Организация исследования проводилась в учебный период в конце семестра (декабрь 2021 г.) за месяц до начала экзаменационной сессии, на базе Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС). В педагогическом эксперименте приняли участие студентки 3 курса (n=80). Учебные занятия, опрос и тестирование проводились в онлайн-режиме с помощью системы Blackboard Learn (BB). Для достижения заявленной цели исследования использовались следующие методы: анализ научной литературы, наблюдение, опрос, тестирование, компьютерные технологии. Изучение психоэмоционального состояния проводилось с помощью вопросника по шкале Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л.Ханина, определяющего личностную и ситуативную тревожность и теста (В.Ю. Щербатых), характеризующего уровень стресса. Диагностика тревожности проводилась с помощью автоматизированной программы, вопросник включал 40 вопросов, результаты оценивались в баллах: до 30 б – низкая степень тревожности, 31–45 б – средняя степень, 46 и более баллов – высокая степень. Тест на определение стресса состоял из 48 вопросов, включающих интеллектуальные, поведенческие, эмоциональные, физиологические признаки и симптомы. Анализ результатов проводился в балльной системе: – 0–5 б – значимый стресс отсутствует; – 6–12 б – умеренный стресс; – 13–24 б – выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма; – 25–40 б – состояние сильного стресса; свыше 40 б – опасная стадия стресса. После прохождения опроса в бланке тестирования респондентам было предложено с помощью интерпретации охарактеризовать полученные результаты и определить основные причины, вызывающие наличие того или иного стрессового состояния, предложить способы предупреждения его дальнейшего развития. В результате исследования уровня тревожности по Ч.Д. Спилбергеру-Ю.Л.Ханину выявлено, что у 64% студентов реактивная тревожность находится на высоком уровне (46,68±2,341), что характеризуется наличием выраженной напряженности, переживаний и нервозности, при этом личностная тревожность у большинства, оставалась в верхних пределах «умеренной зоны» (43,84±2,123), что указывает на способность контролировать свое состояние. Тестирование на наличие стресса по В.Ю. Щербатых показало, что у 36% студентов отмечается выраженное напряжение психофизиологических систем организма, указывающее на наличие сильного стресс-фактора; 15% испытывают состояние сильного стресса, когда организм приближен к пределу своих возможностей. Настораживает факт, что у 10% студентов, набравших свыше 40 б, имеется наличие опасного стресса, при котором организм испытывает истощение адаптационной энергии. При этом умеренный стресс испытывают 28% и лишь у 11% значимый стресс отсутствует. Симптомы и признаки, на которые указали большинство студентов, характеризуются наличием трудности сосредоточения, ухудшением показателей памяти, бесплодности вращения мыслей вокруг проблемы, чрезмерного волнения, высокой тревожности, усталостью, сонливостью, наличием конфликтных ситуаций в семье, хронической нехваткой времени, уменьшением чувства уверенности в себе, снижением самооценки, появлением чувства недовольства собой и своей работой, изменением аппетита и массы тела, нарушением процесса пищеварения, нарушением сна, недомоганием и др. все это указывает на наличие признаков переутомления и стресса. Опрос показал, что первопричиной такого психического состояния студенты связывают с предстоящей экзаменационной сессией, большой учебной загруженностью, нехваткой времени и утомлением. Анализ психологических характеристик указывает на то, что усиленная когнитивная нагрузка и кумулятивное умственное утомление в конце семестра, а также эмоциональное состояние перед экзаменами вызывают чувство тревоги и стресс. Студенты за счет волевых усилий способны поддерживать лабильность мыслительных процессов, при этом как показало тестирование в ущерб своему психическому и функциональному здоровью, находясь на пределе своих компенсаторных возможностей организма. В период обучения в вузе, а особенно в онлайн-формате, учебная деятельность студентов, включая выполнение домашних заданий, может продолжаться более 10 часов в день, преимущественно с использованием компьютера и интернет-ресурсов, в связи, с чем любая информационная перегрузка, малейшие отрицательные эмоции могут приводить к повышенной тревожности и негативной стрессовой ситуации. Также необходимо отметить, что учебная деятельность студента преимущественно сидячая и сопровождается низкой функциональной активностью, что в свою очередь, по мнению А.А. Маркосяна (1996), А.С. Солодова и Е.Б. Сологуба (1980) приводит к снижению физиологической адаптации и негативно отражается на нервно-психических процессах. В научной литературе психоэмоциональный стресс представлен как защитная реакция организма, однако при продолжительном воздействии отрицательных стрессорных факторов может привести к развитию хронических, а зачастую неизлечимых психосоматических заболеваний. Психическое состояние человека зависит от разных факторов и в том числе от умения противостоять стрессам. Доказано, что регулярная физическая нагрузка повышает стрессоустойчивость к негативным факторам учебной деятельности, о чем свидетельствуют некоторые сдвиги в психомоторных и физиологических процессах у студентов-спортсменов и меньший уровень их взволнованности на экзамене, в сравнении с другими студентами [2, 6]. С точки зрения физиологии положительное воздействие физической нагрузки на эмоциональное состояние происходит за счет повышения уровня концентрации химического вещества серотонина в мозге, который дает положительный эффект наравне с современными антидепрессантами, в результате чего повышается настроение, снижается уровень психической напряженности и тревоги, улучшается качество сна и аппетита. Регулярные правильно подобранные физические нагрузки (бег, силовые упражнения, плавание, аэробика, катание на лыжах, игровая деятельность, танцы и др.) с учетом индивидуальных потребностей и эмоционального состояния способны оказывать положительное влияние на состояние нервно-психических процессов, активизируя и совершенствуя компенсаторные защитные механизмы организма. Также, доказано, что занятия спортом повышают уровень эмоциональной устойчивости и самооценки, что является важными факторами для успешной учебной деятельности [2, 7]. Физические упражнения, особенно циклической аэробной направленности непрерываемые в экзамены, помогают студентам лучше организовать здоровый образ жизни, при этом достичь не только тренировочного, но и релаксирующего эффекта. Регулярность выполнения оптимальных физических нагрузок, дает кумулятивный эффект, позволяющий оказывать сохранение показателей высшей нервной деятельности, в частности, устойчивости функций второй сигнальной системы к стрессам, вызванных, в том числе и учебной средой. Несмотря на большую доказательную базу положительного влияния физических упражнений на психофизиологическое состояние человека, однако, как показал опрос студентов большинство из них (85%) имеют низкую физическую активность, лишь 15 % занимаются физкультурой и спортом; для снятия утомления, напряженности и улучшения настроения зачастую используются прогулки по развлекательным центрам, общение в социальных сетях, просмотр фильмов, сон, реже прогулки на свежем воздухе. Огорчает факт, что студенты в режиме учебного дня не используют малые формы физической активности, а именно они способны оптимизировать психофизическое состояние и поддерживать работоспособность [4]. Каждому человеку в зависимости от его личностных свойств присущ тот или иной оптимум волнения и тревоги. Для некоторых студентов высокий уровень стресса, будет являться мощным фактором мобилизации своих сил для успешной сдачи экзамена, наоборот, для других, снижающим умственные и физиологические возможности организма. С учетом эмоционального состояния, своих потребностей и индивидуальных возможностей каждый студент должен определить самостоятельно способы предупреждающие развитие стресса. В свою очередь проведенные исследования психологического состояния и образа жизни студентов позволили определить следующие группы средств и методов, способствующих оптимизации эмоционального и психофизического состояния в период учебной деятельности, которые могут являться рекомендациями с целью профилактики стресса и поддержания умственной работоспособности и здоровья: – циклические упражнения аэробной направленности (равномерный бег, длительная ходьба, скандинавская ходьба, катание на лыжах, катание на велосипеде, плавание), направленные на улучшение функционального состояния и расширение адаптационных возможностей организма; – релаксационные средства (релаксирующая музыка, аутогенная тренировка, психофизическая регуляция, точечный массаж, дыхательная гимнастика, стретчинг, танцы), снимающие нервно-эмоциональное напряжение; – специальные упражнения (упражнения для мышц шеи и воротниковой зоны, упражнения «березка», положение «плуг», стойка на голове, различные наклоны туловищем), повышающие кровоснабжение головного мозга; специальные упражнения зрительной гимнастики («пальминг», моргания, отведение глаз в различных направлениях, круговые повороты глазных яблок, упражнения с теннисным мячиком и др.), способствующие укреплению век, циркуляции внутриглазной жидкости, улучшающие кровоснабжение и нормализующие функции глазодвигательного аппарата. Необходимо также добавить, что в учебной деятельности студента большое значение имеет рациональное планирование умственной нагрузки в сочетании активным отдыхом, полноценное питание и сон, умение выстраивать оптимальные отношения со своими родными, друзьями и педагогами, владеть навыками самоорганизации и самоконтроля. Заключение Проведенные исследования свидетельствуют о том, что новый формат обучения влияет на психоэмоциональную сферу студента, вызывая тревожность, наличие стресса, сужение адаптационных реакций на фоне развития утомления и психической напряженности. Тестирование уровня стресса за месяц до экзаменов указывает на то, что студенты начинают испытать психическое напряжение задолго до начала экзаменационной сессии, что является серьезным испытанием для психического и физиологического состояния организма. У 61% исследуемых выявлено состояние сильного стресса, из них 10% испытывают опасный стресс, указывающий на истощение адаптационных резервов. Длительное стрессовое воздействие при отсутствии профилактических мер, может явиться пусковым механизмом серьезных нарушений здоровья и прогрессирования хронических заболеваний. Выявленные психоэмоциональные особенности студентов под воздействием современной учебной среды и причины, вызывающие их позволяют рекомендовать необходимые средства и методы оптимизации психофизического состояния и профилактики развития стресса. Комплексное применение упражнений аэробной направленности и релаксационных средств позволит с одной стороны снимать психическое напряжение с центров, ответственных за переработку умственной информации, с другой стороны с помощью специальных упражнений воздействовать на функциональное состояние организма, что позволит сохранить умственную работоспособность, нормальное психическое состояние и здоровье студентов в период дистанционного обучения.