Full text
Введение Основными воспитательно-образовательными задачами системы дошкольного образования являются воспитание, развитие и формирование навыков самостоятельности, которые необходимо усвоить еще в младшем дошкольном возрасте. Для ребенка младшего дошкольного возраста это является основополагающей установкой, которая находит свое отражение в овладении ребенком 2-3 лет определенными навыками самообслуживания. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предопределяет формирование определенных условий для повышения эффективности дошкольного образования и в связи с этим, предполагает создание в образовательной среде дошкольного учреждения оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. В целевых ориентирах ФГОС ДО для детей младенческого и раннего возраста указано: «Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности [1, с. 27]. Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет имеет достаточно большое значение в жизни ребенка, так как они способствуют появлению его способности к усилию, которое является непреложным условием последующего трудового воспитания дошкольника. Поэтому нельзя выполнять все за ребенка, «облегчая» таким образом его жизнь. Самостоятельность проявляется не только в навыках самообслуживания, но и в умении найти себе занятие. Уже в самом раннем возрасте необходимо учить малыша проводить без взрослого определенную часть времени. При всем этом самостоятельность – не означает исключение взрослого из деятельности ребенка. Напротив, по мнению, М.В, Максимовой и Н.В. Логиной, взрослый должен стать направляющим детской деятельности, осуществлять разумный контроль, оставляя при этом место для проявления навыков самостоятельности и инициативы [2, с.12-15]. В связи с вышеназванным, во множестве образовательных программ дошкольных учреждений выделяются следующие основные задачи для развития детей 2-3 лет: формирование культурно-гигиенических навыков; формирование и дальнейшее развитие устойчивой привычки мыть руки по мере загрязнения и перед едой, вытирать лицо и руки насухо при помощи личного полотенца; обучение последовательности приведения себя в порядок; формирование навыков правильного использования индивидуальных предметов личной гигиены; формирование навыка правильного удержания ложки во время еды; формирование навыка самостоятельно и упорядоченно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду; формирование опрятности. Таким образом, можно сказать, что поиск инновационных путей, методов и приемов формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста сегодня является достаточно актуальной проблемой. Одним из ключевых методов мы можем назвать игровые обучающие ситуации. Методология и результаты исследования Сегодня назрела необходимость актуализации педагогических приемов формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, так как обеспечение процесса воспитания целенаправленной и эффективной работой в этой сфере в дошкольном образовательном учреждении является достаточно актуальной задачей, как для педагогов, так и для родителей. При этом, необходимо отметить, что навыки, согласно многим исследователям, наиболее эффективно развиваются в процессе выполнения определенных действий, посредством многократного их повторения. Навыки самообслуживания относятся к двигательным навыкам. В связи с этим, мы считаем, что на формирование навыков влияет планирование выполнения действий в определенной последовательности, а данную последовательность можно освоить при помощи использования современных активных средств обучения. Говоря о выборе именно активных средств обучения, мы опираемся на психологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста. Отличительными особенностями ребенка младшего дошкольного возраста, согласно С.В. Емановой, являются [3, с.26]: темп роста и развития несколько снижаются; наблюдается интенсивное формирование сенсорной и моторной зон коры головного мозга; более ярко видна взаимосвязь физического и психического развития; интенсивно развиваются нервные процессы; значительно увеличивается период активного бодрствования; совершенствуются двигательные навыки; фирмируются элементарные гигиенические навыки и навыки самообслуживания; активно проявляется интерес к окружающей среде; появляются признаки формирования наглядно-образного и символического мышления; активно развивается речь; появляется потребность в общении с взрослыми и сверстниками; осознается половая принадлежность; появляется фундаментальная личностная характеристика («Я сам», «Я могу»); появляется стремление к достижению результата. Согласно С.Л. Рубинштейну, на овладение навыками самообслуживания активно влияет развитие в этом возрасте самостоятельности [4, с.608]. Самостоятельность является постепенно формирующимся качеством личности, характеризующимся стремлением к решению задач, умением поставить цель деятельности, способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения; способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением. Навыки самостоятельности начинают формироваться приблизительно на 2–3-м годах жизни, когда дети начинают достаточно свободно двигаться на небольших пространствах и уже могут себя обслуживать в какой-то мере [5, с.831-834]. Разнообразие современных активных средств обучения очень велико. Учитывая характерные особенности практической активной деятельности дошкольников, а основным видом активности в этом возрасте является игровая деятельность, большое внимание необходимо уделять использованию разнообразных игровых технологий. Развивающий потенциал обучающей игры отражен в самой ее сути. В обучающей игре одновременно сосуществуют добровольность и обязательность, развлечение и обучение, эмоциии и рационализм, индивидуальная заинтересованность и ответственность перед коллективом. Игры представляют собой моделирование реальной жизни с проявлением всех ее сторон. Ребенок, участвуя в такой игровой ситуации, приобретает навыки живого общения, сталкивается с возможными трудностями и сложностями процесса осуществления самой деятельности, изучает поведение других участников и их эмоциональное поведение в обществе, а также выстраивает свою собственную модель социализации и психоэмоционального поведения. Особенности игры зависят от возраста ребенка, от его интересов, так она приводит к формированию необходимых умений и навыков для этого ребенка, о чём также свидетельствуют результаты исследований современных учёных-практиков, отражённых в научных статьях – Н.Н. Балабас [6, с.400-411], И.В. Вологдина [7, с.24-30], О.В. Кобелева [8, с.24-27], А.С. Москвина [9, с. 271-288], Э.А. Пирмагомедова [10, с.526-529], А.Л. Третьяков [11, с.103-106] и др. Для развития структуры полноценного игрового действия педагоги могут использовать такую форму работы с детьми, как игровые обучающие ситуации. Игровые обучающие ситуации являются одной из современных форм деятельности дошкольника и представляет собой один из методов активного обучения, характеризующийся тем, что при его использовании задействуются определенные игровые принципы активного обучения, эффективная реализация которых происходит в условиях свободной деятельности ребенка. Игровые ситуации для детей – это такой особый вид деятельности, суть которого состоит в повторении действий взрослых и воспроизведении взаимоотношений между ними. Таким образом, происходит познание и ориентировка в предметной и социокультурной действительности, познание окружающего мира ребенком. Игра для взрослых - это средство нравственного воспитания детей, а также способ их физического, и умственного развития. В дошкольном возрасте игра является тем типом продуктивной деятельности, в котором происходит формирование всех личностных характеристик дошкольника, обогащая и насыщая их внутреннее содержание. Основная роль игровой обучающей ситуации заключается в потребности дошкольника преобразовать окружающую его реальность, создать что-то новое. Дети объединяют в сюжете игры реальные и вымышленные события и явления, наделяют существующие предметы, окружающие их новыми свойствами и функциями, зачастую одушевляя их либо играя их роли. Согласно М.В. Дворковой и Е.А. Куренковой, Р.А. Иванковой, играя конкретную роль, дошкольник не только знакомится ситуацией (профессией, характеристиками чужой личности (роли) и т.п., но и вживается в нее, принимая в себя эмоциональность, чувства, ценности, обогащая при этом собственную личность [12, с.191-195; 13, с.53-56]. Игровые обучающие ситуации - это практика развития. Согласно Л.С. Выготскому, ребенок играет, так как развивается, и, соответственно. развивается, так как играет. Особенностью игры исследователь называл подчинение поведения установленным правилам игры, которая из всех методов обучения первой выступает в роли учителя, формируя разумное и сознательное поведение. Игра становится первой школой для обучения дошкольника [14, с.66]. Игра имеет основные структурные элементы, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым: игровой замысел; игровые действия; роли; правила. Сюжет игры - это то, что определяет ее развитие, основные роли, все многообразие игровых действий и их взаимосвязь, и, соответственно взаимоотношения игровых ролей. Игровой замысел – некий воображаемый образ того, как и во что будем играть. Роль - это образ и набор действий, которые будет выполнять ребенок. Сюжет и роль по-своему спорят за главенство, так выделяют игры «ролевые» и «сюжетно-ролевые», соответственно это будет зависеть от вклада роли в эту игру. Роль - это всегда какой-то человек или животное, его воображаемыми действиями, реплики, отношения с другими ролями, и к тому же некий внешний образ. Ребенок играет определенную роль, он входит в образ. подражает действиям, словам, отношениям этого персонажа. Но дошкольник не просто озвучивает роль, он ее проживает и верит в ее правдивость. Правила определяют поведение и регулируют отношения участников игры. Зачастую в игровых обучающих ситуациях правила придумывают сами дети (сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно). Правила придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их структуру и содержание и определяют дальнейшее развитие игровых отношений. Правила и роли помогают нерешительным и застенчивым малышам стать в игре другими, более смелыми, активными, позволяют превзойти свои возможности. Ребенок вне игры не способный простоять на месте и двух минут, превратившись в часового, стоит не подвижно целых десять минут, а робкий малыш превращается в смелого разведчика. Все эти составляющие игры имеют разное значение в разных видах игр, но так или иначе присутствуют в их абсолютном большинстве. Игра - действие увлекательное для детей дошкольного возраста, при том она является основным средством их развития и воспитания, включенным в целенаправленный педагогический процесс. Именно при использовании игры как средства воспитания происходит ее значительное становление и развитие. В процессе игры дети усваивают социальные правила и нормы, детям приходится по условиям игры выполнять определенные действия, договариваться между собой, искать совместное решение, одним словом действовать сообща [15, с.5-8]. Игровые обучающие ситуации становятся большим подспорьем в формировании навыков самообслуживания. Однако для достижения максимальной эффективности необходимо правильно сконструировать модель каждой игры. При проектировании содержания игровой ситуации необходимо выполнение некоторых условий. Во-первых, игровая обучающая ситуация должна соответствовать интересам младших дошкольников, их социальному опыту и возрастным особенностям. Во-вторых, в игровой обучающей ситуации обязательно должны присутствовать элементы новизны, импровизации, несколько путей развития сюжета игры. В соответствии с содержанием игровой обучающей ситуации прорабатываются этапы игрового действия. На подготовительном этапе необходимо привлечь интерес малышей посредством вовлечения их в ролевую атмосферу. На данном этапе формируются умения выполнять какие-либо действия от лица другого объекта (предмета, человека и др.). педагог сообщает тему, конкретизирует ведущие моменты, в процессе чего дети дают свои характеристики героям игровой ситуации, определяется необходимая атрибутика, игрушки, предметы-заместители, а главное распределяются роли между участниками, которые они могут выбрать сами по желанию. На следующем этапе происходит определение окончания игровой обучающей ситуации. Происходит поиск необходимых средств достижения результатов, определяются границы поведения дошкольников в соответствии с полученными ролями, конкретизируется, что можно делать в процессе игры, а что нельзя. Третий этап посвящен непосредственно действию разыгрывания игровой обучающей ситуации. Для формирования навыков самообслуживания у младших дошкольников целесообразно использовать игровые ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения и др. Обобщающем элементом всех ситуаций является их ролевой характер. В ситуации-иллюстрации эффективнее всего разыгрывать простейшие бытовые сценки из жизни дошкольников, демонстрирующих в игровой форме различные действия самообслуживания. При помощи игрушек или «сказочных героев» Ситуации-упражнения представляют собой тренинг выполнения различных действий по самообслуживанию. С этой целью игровые персонажи общаются между собой, показывая и подсказывая как выполнить то или иное действие по самообслуживанию. Особо стоит отметить тот факт, что в игровых обучающих ситуациях целесообразно использовать различные игрушки. Знакомство с различными игрушками, способами их применения, их назначением и функционалом вызывает активный интерес у младших дошкольников, и способствует их активному использованию для создания сюжетно-ролевой обучающей ситуации. Например, в обучающей ситуации «Уложи куклу спать» через последовательное раздевание куклы, складывание ее одежды, укладывании её в кроватку дети учатся навыкам последовательной подготовки ко сну. Согласно правилам обучающей ситуации, детям необходимо выбрать из предложенных предметов или заменяющих их картинок только те, которые необходимы для сна. По аналогии можно использовать игры «Пойдем на прогулку летом (осенью, зимой, весной) и т.д. В основе игровой деятельности лежат фундаментальные потребности личности в саморегуляции, в самоутверждении, самоопределении и реализации. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей. Игровые педагогические технологии достаточно обширная группа методов и приемов, используемых в процессе обучения и воспитания. Выводы Таким образом, в качестве игровой ситуации мы определяем обучающую игровую ситуацию как определенную последовательность действий, операций педагога по отбору учебно-воспитательного материала, разработке и подготовке игры, включения детей в игровую деятельность, осуществлении самой игры, подведении ее итогов. На основании вышеизложенного, мы можем определить следующие педагогические условия для эффективного использования игровых обучающих ситуаций в процессе формирования навыков самообслуживания у младших дошкольников, которые будем реализовывать в дальнейшем исследовании: • Игровые обучающие ситуации должны иметь короткий и простой сюжет, который опирается либо на жизненные события, либо на сказочные элементы, либо на соответствующие интересам дошкольников литературные произведения; • Каждая игровая обучающая ситуация должна оснащаться необходимыми игрушками, атрибутикой; • игровая обучающая ситуация должна проводится в специальной предметной среде; • содержание игровой обучающей ситуации должно включать: цель, задачи, а также все ее компоненты - сюжет, роли и т.п.; • игровую обучающую ситуацию должен проводить педагог, обозначая: название и сюжет игры, роли, которые будут играть дети, поддерживая воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом; • педагог осуществляет руководство всей игрой. Игровые обучающие ситуации игр позволят повысить эффективность формирования навыков самообслуживания и активизировать интерес детей 2-3 лет к их освоению.