Full text
Введение Первые сохранившиеся в истории представления о заботящемся о себе человеке были сформулированы античными мыслителями, концентрируясь вокруг отношения человека к государству, власти, другому человеку, самому себе [1]. Принцип «заботы о себе» впервые представлен в диалоге «Алкивиад I» Платона [2], в котором Сократ основным способом заботы о себе называет улучшающее душу самопознание, обеспечивающее способность управлять государством. Именно забота о себе позволяет человеку анализировать свои действия, поступки, привычки; развивает чувствительность к несправедливости, а также к другим отклонениям от нравственных норм [3]. Беседуя с Алкивиадом Сократ задает ему вопрос: «Однако, что ты собираешься делать с самим собою? Остаться таким, каков ты есть, или проявить о себе некоторую заботу?» [4]. Позже в этом же диалоге Сократ спрашивает Алкивиада: «Скажи же, что это означает – прилежно заботиться о себе? Разве не бывает часто, что мы о себе не заботимся, хоть и думаем, что делаем это? В каких случаях человек это делает? И когда он проявляет заботу о своих вещах, заботится ли он тем самым и о себе?» [5]. Как свидетельствуют приведенные цитаты, одна из тем, которую Сократ предлагает к обсуждению – это проблема соотношения внешнего, материального, телесного и внутреннего, идеального, духовного. Сократ побуждает своего воспитанника к самопознанию, высказывая суждение о том, что «познав самих себя, мы одновременно познаем заботу, в которой нуждаемся, а без такого познания мы никогда этого не поймем» [6]. И поскольку «человек – это душа», главной задачей заботы о себе является забота именно о душе, о совершенствовании, а не забота о теле, или имуществе [7]. Особая ответственность при этом лежит на тех, кто стремится к власти. По мысли Сократа, долг каждого, кто намерен «заботиться о государстве и его интересах», состоит в том, чтобы обрести добродетель рассудительности и справедливости [8]. Об этической составляющей заботы о себе говорит и Марк Цицерон, когда утверждает, что «забота о себе», являясь заботой о душе и о теле, должна быть направлена на достижение «совершенного надлежащего» [9]. Сенека соединил принцип «заботы о себе» с идеей, согласно которой каждый человек сам создает себя. В «Нравственных письмах к Луцилию» Сенека писал о том, что самопознание и самосовершенствование ведут человека к состоянию внутренней свободы, открывают возможность осознанного принятия ответственных решений, основанных на понимании своего места в мире и понимании законов, которые этим миром правят. В «заботу о себе» Сенека также включает заботу о душе и заботу о теле, полагая при этом, что «угождать телу нужно лишь настолько, насколько нужно для поддержания его крепости…», важно держать тело в строгости, чтобы оно «не перестало повиноваться душе». Философ воспевал многие важные умения, в числе которых умение «оставаться с самим собою» наедине, быть себе другом, сохранять в ходе жизни спокойствие души и духа. Он призывал ценить время жизни, наполнять его нужными делами, проявлять активность, умея в то же время «побыть в покое». Человек должен довольствоваться самым необходимым, но в то же время уметь сделать свою жизнь приятной; важно постоянно учиться добродетели, уметь жить среди людей, являя собой пример для других, но одновременно следует избегать толпы, и др. [10]. Человек тем отличается от других существ, что способен обращаться к себе, познавать и совершенствовать себя [11]. Предписание «заботиться о себе» для греков было «одним из основных принципов городской жизни, одним из основных правил общественного и личного поведения и искусства жизни» [12]. В греческой и римской культуре максима «знай себя» всегда связывалось с принципом заботы о себе; забота о себе была необходима, чтобы дельфийская максима «знай себя» «возымела действие». В ходе истории человечества принцип «познай самого себя» затмил принцип заботы о себе и стал восприниматься в определенном смысле даже как несовместимый с моралью. Произошла инверсия этих двух принципов [13]. Возрождение принципа заботы о себе состоялось в конце XX в. во многом благодаря М. Фуко, трактующего заботу о себе как «состоящую из различных работ, касающихся «Я» [14]. Забота о себе, по мысли М. Фуко, является, во-первых, общей установкой, определенным взглядом на вещи, способом поведения, ведения дел, установкой по отношению к себе, к другим, к миру; во-вторых, забота о себе это еще и некий способ слежения за тем, о чем человек думает, о том, что делается у него в душе; а в-третьих, забота о себе «подразумевает некие действия, такие, которые производят над самим собой, с помощью которых берут на себя заботу о себе, изменяют себя, очищаются, становятся другими, преображаются…» [15]. Ссылаясь на М. Фуко, Г. В. Иванченко отмечает, что если в античности забота о себе понималась прежде всего как работа человека над собой на основе самопознания, то позже «акцент в осмыслении заботы о себе сместился с работы над собой на самопознание, забота же о себе постепенно стала ассоциироваться с эгоизмом или с уходом в себя, разрывом коммуникации с миром» [16]. Мы согласны с Г. В. Иванченко, что в наше время «ситуация вокруг заботы о себе парадоксальна: с одной стороны, чрезвычайно обширен рынок книг, предлагающих рецепты самосовершенствования, позитивного мышления и т.п.; с другой стороны, нормативное принуждение к заботе о себе переместилось в область тела, внешнего вида, позитивного имиджа, свидетельствующего о жизненном успехе и о неустанной работе над своим физическим Я» [17]. Сегодня внимание к принципу и феномену заботы о себе необходимо усиливать, особенно если речь идет о молодых людях. Но при этом очень важно правильно определить, что есть забота о себе, какие смыслы в этот конструкт должен вкладывать современный человек, чтобы обеспечить себе социальную успешность и психологическое благополучие. Забота о себе, в представлениях Г. В. Иванченко, тесно связана с доверием и любовью к себе, стремлением к счастью, самосовершенствованию и многими другими феноменами, но она не сводится ни к какому другому понятию [18]. Так, забота о себе не совпадает со стремлением к счастью, хотя поначалу она нередко вызывается этим стремлением: счастье выступает как «негарантированный и побочный продукт заботы о себе». Забота о себе есть не только любовь к себе, это преимущественно трезвое, разумное, деятельное отношение к себе; она не оказывается самозамыканием, не уводит человека от других людей, но, напротив, приводит к ним. Очень важно и то, что забота о себе ведет человека к большей внутренней свободе, осознанности и ответственности. Забота о себе тесно связана с приближением к «возможному Я», но поскольку под влиянием массовой культуры современный человек в большей степени ориентирован на заботу о физических и социальных аспектах собственного Я, не всякое достижение «возможного Я», с точки зрения Г. В. Иванченко, служит личностному росту субъекта [19]. Значимость заботы состоит в том, что в практике заботы о себе, так же как в практике себя, и в духовной практике, «формируется конституция человека, базовые структуры его личности и идентичности» [20]. Забота о себе выступает как «определенная цельная стратегия человеческого существования, охватывающая социальные и культурные измерения и имеющая своим стержнем, ядром некоторую практику себя, так что сама она также принадлежит к разряду практик себя» [21]. Представители разных направлений отечественной науки осмысливают «заботу о себе» в психолого-педагогическом и историко-культурном контекстах, с точки зрения воспитательных, мировоззренческих и лечебных практик разного уровня [22]. Об этом пишут В. Г. Безрогов и В. К. Пичугина, резюмируя обзор современных отечественных исследований. Е. С. Садовников полагает, что «принцип ″заботы о себе″ должен войти в сознание человека как непрерывная работа над собой, посвященная формированию субъекта заботы о своем здоровье: стать образом жизни, манерой поведения, брендом современности» [23]. «Заботу о себе» современные авторы рассматривают с самых разных точек зрения, прежде всего с точки зрения познания себя, способности человека целенаправленно организовывать свою жизнь. «Забота о себе является одним из самых масштабных проектов в истории педагогики и культуры, огромной областью понятий, дискуссий и практик» [24]. Забота о себе как явление, процесс, деятельность и результат, чрезвычайно востребована в настоящее время. Прикладные аспекты заботы о себе связаны с ее определением как практики, принципа, идеи или техники «значимой "здесь и сейчас" и понимание которой возможно исключительно в данном и конкретном контексте» [25]. С практикой заботы о себе связано развитие инновационно активной личности [26]. Методология исследования Реализованное в магистерской диссертации Е. А. Лопатиной эмпирическое исследование стояло из двух этапов. На первом этапе студентам колледжа (n = 60) было предложено написать эссе (10 утверждений) на тему «Забота о себе». Респондентами выступили 30 юношей и 30 девушек, обучающихся в одном из колледжей г. Кирова по направлениям «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», «Мастер отделочных строительных и декоративных работ», «Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома», «Организация перевозок и управление на транспорте». Всего респондентами было сформулировано 600 суждений. В ходе контент-анализа полученные суждения подвергались классификации и описанию их частности (встречаемости). На втором этапе студентам юношам (n = 80) предлагалась анкета «20 правил заботы о себе», разработанная Е. А. Лопатиной под руководством Н. А. Низовских на основе анализа эссе студентов, а также на основе анализа литературных источников. Респондентам предлагалось оценить по четырехбалльной шкале 20 утверждений, отражающих заботу человека о себе, с точки зрения того, как часто описанное в суждениях поведение проявляется в их собственной жизни (4 балла – «почти всегда», 3 балла – «часто», 2 балла – «редко», 1 балл – «почти никогда»). Наряду с анкетой респондентам предлагались методики «Шкала удовлетворенности жизнью» (SWLS) Э. Динера [27]; опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН) В. А. Доскина, Н. А. Лаврентьевой, М. П. Мирошникова, В. Б. Шарай [28]; «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Н. Н. Лепешинского [29]. Результаты исследования и их обсуждение Результаты классификации и описания частности суждений, встречающихся в эссе на тему «Забота о себе», представлены в табл. 1. Таблица 1 – Результаты анализа содержания эссе студентов колледжа (n = 60) на тему «Забота о себе» Утверждения респондентов Частота суждений Ранг по частоте Норм. оценка Занимаюсь любимым хобби 60 1 1 Высыпаюсь 57 2 0,95 Саморазвиваюсь 46 3 0,76 Уделяю должное внимание учёбе 44 4 0,73 Занимаюсь спортом 39 5 0,65 Слежу за здоровьем, своевременно лечусь 38 6 0,63 Правильно питаюсь 36 7 0,6 Чаще быть на природе 34 8 0,56 Выгляжу опрятно 33 9 0,55 Гуляю с друзьями 28 10 0,46 Помогать другим 27 11 0,45 Веду здоровый образ жизни 26 12 0,43 Поддерживаю личную гигиену 20 13 0,33 Общаюсь с друзьями и завожу новые знакомства 18 14,5 0,3 Уделяю время отдыху 18 14,5 0,3 Стараюсь чаще пить воду 14 15 0,23 Одеваюсь по погоде 12 16 0,2 Провожу время с семьей 11 17 0,18 Получаю положительные эмоции 9 18 0,15 Поддерживаю чистоту в своей комнате 6 19 0,1 Ставлю цели в своей жизни 5 20 0,08 Позволяю себе то, что хочется 3 21,5 0,05 Любить и быть любимым 3 21,5 0,05 Не причиняю зла другим 2 22 0,03 Продуктивно использую свое время; (стремлюсь) быть в курсе всех событий; вести дневник; выражать благодарность; иметь личные сбережения; читать книги; быть в хорошем настроении; ходить на мероприятия; принимать себя таким, какой я есть; уметь говорить нет; менять свое окружение 1 23 0,01 Примечание: в таблице представлены: частота суждений (количество опрошенных респондентов, использовавших в эссе данное или близкое по смыслу утверждение); ранг по частоте упоминаний; нормированные оценки (соотношение частоты утверждений и количества респондентов). Данные таблицы позволяют утверждать, что забота в представлениях студентов это прежде всего создание для себя возможности заниматься любимым хобби и достаточного для обеспечения хорошего самочувствия сна. На третьем и четвертом месте в иерархии представлений студентов о заботе о себе находятся утверждения о саморазвитии и должном внимании к учебе. Следующие три значимые позиции (5-7 ранги) представлены утверждениями заботы о своём теле, предполагающими занятия спортом, поддержание здоровья и своевременное лечение, правильное питание. Все полученные утверждения студентов можно условно объединить в три группы: 1) «забота о себе» как практика заботы о своем физическом и психическом здоровье, направленная на конструирование своего физического облика посредством спорта, здорового образа жизни, поддержания личной гигиены, организации отдыха (333 утверждения; 55,5% от общего количества); 2) «забота о себе» как деятельность, направленная на раскрытие собственных личностных и духовных потенциалов посредством хобби, саморазвития, учебной деятельности, целеполагания и др. (181 утверждение; 30,2%); 3) «забота о себе» как поддержание и развитие позитивных отношений с другими людьми (86; 14,3%). Отметим, что эти данные соотносятся с результатами М. Н. Дудиной, в которых показано, что «забота о себе» понимается обучающимися как в отношении физического, так и психологического здоровья и благополучия [30]. Для анализа особенностей и степени выраженности ориентации на заботу о себе в реальной жизни у студентов была применена анкета «20 правил заботы о себе», в которой, как отмечалось выше, обучающимся предлагалось по четырехбалльной шкале оценить 20 утверждений, отражающих заботу человека о себе, с точки зрения того, как часто описанное в суждениях поведение проявляется в их собственной жизни. Результаты описательной статистики представлены в табл. 2. Таблица 2 – Результаты описательной статистики выраженности ориентации на заботу о себе в реальной жизни у студентов (анкета «20 правил заботы о себе») (n = 80) Среднее (ст. откл) Ст. ошибка среднего 95% довер. интервал среднего Ассиметрия (ст. ошибка) Эксцесс (ст. ошибка) Забота о себе 58.950 (6.758) 0.756 57.469 60.431 -0.216 (0.269) 0,019 (0.532) Анализ утверждений, отражающих заботу человека о себе позволил выявить, что в жизни респондентов, по их оценке, почти всегда проявляется следующее поведение: поддерживаю личную гигиену (71.3%), стремлюсь делать добро, любить своих близких (60%), уделяю время отдыху (51.2%), в моей жизни есть теплые дружеские встречи, прогулки с друзьями (48.8%), выгляжу опрятно и аккуратно (46.3%), получаю положительные эмоции (45%). В то же время респонденты редко или почти никогда следуют следующим установкам: хожу в церковь (88.8%), читаю (68.8%), высыпаюсь (57.5%). Для выявления связи заботы о себе в представлениях студентов с их удовлетворенностью жизнью и психологическим благополучием был предпринят корреляционный анализ связи заботы о себе (принимались во внимание итоговый балл и отдельные пункты анкеты «20 правил заботы о себе») с показателями, полученными с применением трех методик: «Шкала удовлетворенности жизнью» (SWLS) Э. Динера; опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН) В. А. Доскина, Н. А. Лаврентьевой, М. П. Мирошникова, В. Б. Шарай; «Шкала психологического благополучия» К. Рифф. Данные корреляционного анализа, проведенного с применением коэффициента Спирмена представлены в табл. 3-6. Таблица 3 – Корреляционные связи заботы о себе (суммарный балл анкеты «20 правил заботы о себе») с удовлетворенностью жизнью и показателями методики САН Удовлетворенность жизнью Самочувствие Активность Настроение Забота о себе ,461 ,546 ,404 ,499 Таблица 4 – Корреляционные связи утверждений анкеты «20 правил заботы о себе» с удовлетворённостью жизнью и показателями методики САН Утверждения Удовлетворенность жизнью Самочувствие Активность Настроение Уделяю время любимому хобби ,004 ,230* ,209 ,114 Высыпаюсь ,024 ,312** ,222* ,276* Занимаюсь спортом ,230* ,293** ,297** ,291** Выгляжу опрятно и аккуратно ,159 ,355** ,268* ,253* Уделяю должное внимание учёбе ,266** ,222* ,115 ,271* Помогаю другим ,007 ,377** ,267* ,315** Уделяю время отдыху ,129 ,256* ,203 ,288** Провожу время с семьей ,117 ,272* ,237* ,375** Получаю положительные эмоции ,317** ,501** ,381** ,627** Слежу за здоровьем и своевременно лечусь ,242* ,343** ,166 ,297** Ставлю цели в своей жизни, продуктивно использую время ,046 ,238* ,253* ,226* Позволяю себе то, что хочется, чего просит душа ,062 ,247* ,258* ,283* Стремлюсь делать добро, любить своих близких ,024 ,342** ,166 ,322** Примечание: из таблицы удалены утверждения («Занимаюсь саморазвитием», «Правильно питаюсь», «Веду здоровый образ жизни», «В моей жизни есть теплые дружеские встречи, прогулки с друзьями», «Поддерживаю личную гигиену», «Читаю», «Хожу в церковь»), которые не дали статистически значимых корреляций с удовлетворённостью жизнью и показателями методики САН Результаты корреляционного анализа, представленные в таблицах 3-4, позволяют судить о том, что деятельная забота о себе повышает удовлетворенностью жизнью, самочувствие, активность и настроение студентов, обучающихся в колледже. Удовлетворенность жизнью положительно коррелирует со следующими конкретными правилами заботы о себе, которые молодые люди реализуют в своей жизни: получаю положительные эмоции, уделяю должное внимание учебе, занимаюсь спортом, слежу за здоровьем и своевременно лечусь. Шкалы методики САН также положительно коррелирует с оценкой студентами следования в своей реальной жизни конкретным правилам заботы о себе. С самочувствием, активностью и настроением тесно связаны стремления студентов получать положительные эмоции, заниматься спортом, высыпаться, выглядеть опрятно и аккуратно. Со всеми тремя составляющими САН также связаны стремление студентов ставить цели в своей жизни, продуктивно использовать время, позволять себе то, что хочется, чего просит душа; помогать другим, проводить время с семьёй. Если сравнить между собой перечни правил заботы о себе, коррелирующих с удовлетворенностью жизнью и эмоциональными состояниями самочувствия, активности и настроения, то можно говорить о том, что они имеют как сходство, так и различия. Сходство состоит в том, что в оба списка суждений (коррелирующих одновременно и с удовлетворенностью жизнью, и с показателями самочувствия, активности, настроения) вошли следующие правила: получать положительные эмоции (первый ранг в том и другом случае); уделять должное внимание учёбе; заниматься спортом; следить за здоровьем и своевременно лечиться. Различие состоит в том, что шкалы методики САН положительно коррелирует с такими конкретными правилами заботы о себе, как «высыпаюсь», «выгляжу опрятно и аккуратно», «помогаю другим», «уделяю время отдыху», «провожу время с семьей», «ставлю цели в своей жизни, продуктивно использую время», «позволяю себе то, что хочется, чего просит душа», «стремлюсь делать добро, любить своих близких», которые не коррелируют с удовлетворенностью жизнью в целом. Представляют интерес данные о корреляционных связях заботы о себе и показателями эвдемонистически трактуемого психологического благополучия, выявленными по методике К. Рифф (табл.5-6). Таблица 5 – Корреляционные связи заботы о себе (суммарный балл анкеты «20 правил заботы о себе») с показателями психологического благополучия (К. Рифф) Положительные отношения Автономия Управление окружением Личностный рост Цели в жизни Самопринятие Общий балл Забота о себе ,376** ,104 ,407** ,196 ,445** ,427** ,327** Общий показатель заботы о себе, рассчитанный как сумма баллов по 20 пунктам анкеты, как мы видим, положительно и статистически значимо коррелирует с общим баллом психологического благополучия, а также такими его составляющими как цели в жизни, самопринятие, управление окружением и положительные отношения (табл. 5). Не коррелирует выраженная забота о себе с «автономией» и «личностным ростом». Таблица 6 – Корреляционные связи утверждений анкеты «20 правил заботы о себе» с показателями психологического благополучия (К. Рифф) Утверждения анкеты Положительные отношения Автономия Управление окружением Личностный рост Цели в жизни Самопринятие Общий балл Уделяю время любимому хобби ,104 ,321** ,298* ,234* ,211 ,131 ,265* Занимаюсь спортом ,237* ,151 ,317** ,302** ,343** ,266* ,328** Занимаюсь саморазвитием ,139 ,198 ,194 ,248* ,402** ,194 ,213 Выгляжу опрятно и аккуратно ,330** ,223* ,259* ,232* ,423** ,342** ,286* В моей жизни есть теплые дружеские встречи, прогулки с друзьями ,437** ,079 ,068 ,169 ,191 ,244* ,196 Поддерживаю личную гигиену ,295* ,192 ,254* ,174 ,158 ,261* ,127 Помогаю другим ,218 ,021 ,289** ,178 ,178 ,291** ,212 Провожу время с семьей ,206 -,254* ,197 -,042 ,165 ,253* ,037 Получаю положительные эмоции ,267* ,057 ,402** ,132 ,333** ,405** ,280* Слежу за здоровьем и своевременно лечусь ,168 ,032 ,188 ,022 ,152 ,234* ,112 Ставлю цели в своей жизни, продуктивно использую время ,143 ,088 ,203 ,090 ,289** ,230* ,227* Позволяю себе то, что хочется, чего просит душа ,220* ,082 ,185 -,031 ,146 ,177 ,159 Стремлюсь делать добро, любить своих близких ,198 ,091 ,312** ,079 ,194 ,197 ,199 Примечание: из таблицы удалены утверждения («Высыпаюсь», «Правильно питаюсь», «Веду здоровый образ жизни», «Уделяю должное внимание учёбе», «Уделяю время отдыху», «Читаю», «Хожу в церковь»), которые не дали статистически значимых корреляций с показателями психологического благополучия Положительные отношения с другими людьми, как компонент психологического благополучия, положительно коррелируют со следующими конкретными правилами заботы о себе наших респондентов: в моей жизни есть теплые дружеские встречи, прогулки с друзьями; выгляжу опрятно и аккуратно; поддерживаю личную гигиену; получаю положительные эмоции; занимаюсь спортом; позволяю себе то, что хочется, чего просит душа. Автономия положительно коррелирует с правилами уделяю время любимому хобби; выгляжу опрятно и аккуратно; и отрицательно коррелирует с правилом «провожу время с семьей». Управление окружением коррелирует со следующими правилами респондентов: получаю положительные эмоции; занимаюсь спортом; уделяю время любимому хобби; выгляжу опрятно и аккуратно; поддерживаю личную гигиену; стремлюсь делать добро и любить своих близких; помогаю другим. Личностный рост связан с правилами: занимаюсь спортом; занимаюсь саморазвитием; уделяю время любимому хобби; выгляжу опрятно и аккуратно. Цели в жизни коррелируют с правилами: выгляжу опрятно и аккуратно; занимаюсь саморазвитием; занимаюсь спортом; получаю положительные эмоции; ставлю цели в своей жизни. Самопринятие коррелирует с правилами: получаю положительные эмоции; выгляжу опрятно и аккуратно; помогаю другим; занимаюсь спортом; поддерживаю личную гигиену; провожу время с семьей; в моей жизни есть теплые дружеские встречи, прогулки с друзьями; слежу за здоровьем и своевременно лечусь; ставлю цели в своей жизни, продуктивно использую время. Общий балл психологического благополучия коррелирует с правилами: занимаюсь спортом; выгляжу опрятно и аккуратно; получаю положительные эмоции; уделяю время любимому хобби; ставлю цели в своей жизни, продуктивно использую время. Таким образом, наиболее «работающими» правилами заботы о себе, связанными с эвдемонистически трактуемым психологическим благополучием личности, для студентов колледжа оказались следующие: - выглядеть опрятно и аккуратно; - заниматься спортом; - получать положительные эмоции; - уделять время любимому хобби; - ставить цели в жизни, продуктивно использовать время. Свой вклад в психологическое благополучие студентов колледжа вносят и такие правила заботы о себе: - поддерживать личную гигиену; - заниматься саморазвитием; - встречаться с друзьями; - помогать другим; - проводить время с семьей; - следить за здоровьем и своевременно лечиться; - позволять себе то, что хочется, чего просит душа; - стремиться делать добро, любить своих близких. Заключение Анализируя результаты исследования, мы пришли к выводу о том, что «забота о себе» актуальна для студентов колледжа. Представления студентов о содержании заботы о себе можно условно объединить в три группы: «забота о себе» как практика обеспечения своего физического здоровья; «забота о себе» как деятельность, направленная на развитие личностных потенциалов; «забота о себе» как поддержание позитивных отношений с другими людьми. Выраженная ориентация на заботу о себе в реальной жизни положительно коррелирует с удовлетворенностью жизнью, хорошим самочувствием, активностью и настроением студентов, а также повышает их психологическое благополучие. Можно предположить, что особенности корреляционных связей конкретных правил заботы о себе с показателями психологического благополучия объясняются спецификой имеющихся ментальных репрезентаций исследуемого феномена у студентов колледжа. Перспективы исследования связаны с расширением выборки, изучением влияния факторов образования, пола, возраста на представления респондентов о феномене заботы о себе. Практическая значимость исследования определяется возможностью учета полученных данных для обогащения представлений студентов о феномене заботы о себе и ее связах с удовлетворенностью жизнью, самочувствием, настроением и в целом с психологическим благополучием в воспитательной работе и посредством специальных психологических занятий.