Full text
Введение Сезонность рынка представляет собой регулярную смену циклов, обусловленную спецификой потребительского спроса. Периодические колебания спроса называют сезонными, колебания могут быть обусловлены изменениями времен года, явлений природы, либо праздников. Необходимость изучения динамического ряда очень важна в маркетинге, планирование ассортимента продукции, обоснование параметров загрузки торговых помещений, расчет численности торгового персонала должны быть основаны на результатах исследования отклонения уровней динамического ряда от основного тренда. В основе сезонности, основанной на изменение времен года, лежат колебания солнечной активности. Помимо внутригодовой сезонности также исследователями выделены такие виды сезонности, как микросезонность, имеющую дневной или недельный характер, а также макросезонность, основанную на наличии мегациклов, длящихся несколько лет или десятилетий. Сезонность спроса характерна для большинства продовольственных и непродовольственных товаров, представленных на рынке для конечного потребления, По мнению исследователей, управление сезонностью должно быть основано на проявлении рыночного механизма, т.е. балансировании спроса и предложения. Сезонность спроса на рынке продовольственных товаров проявляется в различных климатических зонах по – разному. Относительно несложно управлять сезонностью продаж можно, если продукция может длительно храниться и подлежит транспортировке без изменения потребительских свойств. В том случае, если продукция скоропортящаяся, сложнотранспортируемая и не подлежащая длительному хранению, производители должны адаптироваться к сезонности посредством планирования своей производственной программы с учетом спроса потребителей. Методология и результаты исследования Исследование сезонности в рядах динамики может быть проведено с помощью различных методов, чаще всего в статистике и маркетинге используют индексный метод анализа, основанный на расчете специальных индексов- сезонности. Данные виды индексов характеризуют изменения конкретного значения уровня ряда по сравнению со средним уровнем, индексный метод исследования сезонности основан на сравнении фактического уровня конкретного значения цены или объема продаж со средним годовым уровнем ряда. Индексы сезонности представляют собой в таких расчетах относительные величины координации. Для выявления тенденции развития сезонности целесообразно взять для анализа значительный промежуток времени, который должен составлять минимум три года. Рассмотрим проблемы управления сезонностью на локальном рынке яиц, объектом исследования будет выступать рынок яиц Омской области. Продукция предприятий птицеводческой отрасли имеет огромное значение для обеспечения продовольственной безопасности не только на уровне регионов, но и на страновом уровне. Яйца, как продукт питания, не имеют товаров субститутов, в яйцах содержатся белок, кальций, фосфор, лецитин и другие компоненты здорового питания. Отрасль птицеводства является капиталоемкой, которая окупается длительное время. Локальный рынок яиц представляет собой олигополистический рынок, на котором действуют несколько крупных игроков, ориентирующихся на действия конкурентов, в том числе и на действия в отношении ценовой политики. Яйца – продукт скоропортящийся, который потребитель, с существенным запасом не может купить, это особенность данного товара. Особенностью яиц как товара является сложность дифференциации потребительских свойств, дифференциация является ограниченной и может осуществляться только в отношении расфасовки яиц, их упаковки и торговых марок. Объемы производства яиц в Омской области на протяжении 2007-2020 гг. последовательно снижались (табл.1), в 2020 г. было произведено 635,8 млн. штук яиц, что на 15% ниже уровня 2007 г. На долю сельскохозяйственных организаций приходилось в 2020 г. почти 80% от всего объема произведенной продукции [1,2]. Таблица 1 Объемы производства яиц в Омской области по категориям производителей, млн. штук Категории производителей Годы 2007 2011 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Хозяйства всех категорий 747,2 766,2 853,0 854,4 932,3 832,0 864,6 635,8 Сельскохозяйственные организации 529,2 551,9 675,6 685,0 779,1 687,6 727,5 510,3 Хозяйства населения 210,9 212,2 176,2 168,4 152,5 144,0 136,7 125,1 Снижение объемов производства яиц происходило под влиянием нескольких факторов, основными из них являются: увеличение заболеваемости птиц птичьим гриппом, вследствие чего птицеводческим организациям области пришлось уничтожить значительную часть поголовья; вытеснение с рынка местных производителей яиц неместными производителями, в том числе птицеводческими организациями из Челябинской, Новосибирской и Тюменской областей. С неместными производителями, предлагающими более привлекательные условия по продаже своей продукции, активно сотрудничает крупный ритэйл, действующий на локальном рынке продовольственных товаров, в результате рыночная доля региональных птицеводческих организаций на рынке яиц снижается из года в год. При наличии отрицательной тенденции снижения объемов производства яиц необходимо отметить наличие положительной динамики увеличения потребления яиц жителями Омской области (табл. 2), за период 2017-2020 гг. рост среднедушевого яиц составил 9%, в 2020 г. житель Омской области за год в среднем съел 232 яйца, что соответствуют среднероссийскому уровню. Таблица 2 Динамика потребления яиц в среднем по России и Омской области Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Темп роста, 2020 г. к 2017 г.,% Потребление яиц на душу населения в среднем по РФ, штук 230 231 235 240 104,34 Потребление яиц на душу населения в среднем по Сибирскому федеральному округу, штук 222 231 239 231 104,05 Потребление яиц на душу населения в среднем по Омской области, штук 213 217 226 232 108,92 Как и по большинству видов продовольственных товаров, повышение спроса на яйца со стороны конечных производителей может происходить до определенного уровня и ограничиваться физиологическими потребностями покупателей. По мнению диетологов, максимальную пользу для здоровья человека должно принести употребление 5-6 яиц в неделю, особенностью употребления яиц можно считать их широкую применимость при приготовлении кулинарных блюд: яйца добавляют при изготовлении кондитерских изделий, некоторых мясных изделий, используют в хлебопечении. Значительный уровень инфляции, увеличение цен на корма, энергоносители, возросшие транспортные издержки привели к заметному росту цен на яйца (табл.3), в среднем за период 2019-2021 гг. десяток яиц подорожал на 47,92%, в 2021 г. средняя цена на яйца на потребительском рынке Омской области была равна 74,68 руб. за десяток. Таблица 3 Динамика цен на яйца в г. Омске по месяцам года, 2019-2021 гг (цена за 1 десяток яиц) Месяц года Абсолютные значения уровня цен, руб/десяток Темп роста уровня цен, 2021 г. к 2019 г., % 2019 г. 2020 г. 2021 г. Январь 46,87 58,12 79,63 169,89 Февраль 61,10 59,90 79,31 129,80 Март 56,40 55,93 76,63 135,86 Апрель 59,22 1 60,71 84,56 142,78 Май 53,16 58,16 77,77 146,29 Июнь 53,36 57,93 69,19 129,66 Июль 45,23 50,36 66,54 147,11 Август 44,72 50,26 62,79 140,40 Сентябрь 44,64 50,81 66,15 148,18 Октябрь 47,31 52,67 74,04 156,49 Ноябрь 50,49 55,76 78,55 155,57 Декабрь 46,84 57,42 81,04 173,01 Средние значения уровня динамического ряда 50,77 55,67 74,68 147,92 Цена на яйца складывается из нескольких факторов: себестоимости продукции (это основной фактор), конъюнктуры рынка, т.е. соотношения спроса и предложения в конкретный месяц года, стоимости транспортировки и упаковки яиц. Дешевле яйца упаковывать в большие боксы и коробки по 30 штук, но крупные торговые сети, являющиеся основным покупателем яиц у местных птицефабрик, предпочитают реализовывать яйца в более мелкой упаковке. Нынешний, 2022 год, является беспрецендентным по росту затрат на: корма, которые могут составлять до 60% в структуре себестоимости; добавки; электроэнергию; упаковку; ГСМ, поэтому рост цен на яйца можно считать вполне оправданным. Следует отметить также наличие значительных убытков от птичьего гриппа у омских производителей яиц, так, например, крупнейшему игроку локального рынка яиц – Иртышской птицефабрике, в конце 2021 года пришлось уничтожить почти 1,5 млн. голов птиц, что также отразилось на стоимости продукции в виде ее роста. Спрос на яйца традиционно отличается внутригодовой нестабильностью, по сути, яйца являются сезонным товаром. В весенне-летний период потребление белковых продуктов питания традиционно снижается, их долю занимают овощи и фрукты [3]. В мае, июне, июле спрос на яйца резко падает, для выравнивания спроса производители вынуждены снижать цены, вплоть до уровня себестоимости продукции. Пик продаж яиц приходится на Новогодние праздники, гендерные праздники и Пасху, учитывая это, производители заранее готовятся к этому росту продаж, увеличивают объемы производства и повышают цены. Перед Пасхой наблюдается максимальный внутригодовой объем спроса, учитывая, что этот церковный праздник каждый год проходит в разное время, т.е. имеет разные даты, можно говорить о том, что на рынке яиц присутствует квазисезонность со стороны спроса, такие квазисезонные события требуют дополнительных усилий со стороны производителей для удовлетворения спроса потребителей. Особенностью спроса на яйца в предпасхальные дни является повышение спроса со стороны потребителей именно на яйца белого цвета, что должны учитывать производители при планировании производства, а именно - при планировании оборота стада кур белых пород, которое, как правило, не является основным для птицеводческих предприятий в силу биологических особенностей кур белых пород, заключающихся в сравнительно невысокой яйценоскости кур белых пород, хрупкости и небольшого размера белых яиц в сравнении с яйцами с коричневой скорлупой. Результаты индексного анализа сезонности подтверждают увеличение уровня цен в весенний период (табл. 4), особенно в апреле, снижение цен в летние месяцы и относительное выравнивание цен в осенне-зимний период (табл. ). Таким образом, применительно к рынку яиц можно сделать вывод о том, что не только цена влияет на величину спроса, но и спрос обуславливает уровень цен, птицеводческие организации гибко реагируют на внутригодовые колебания цен путем установления более высоких цен перед пиковыми уровнями спроса и снижением цен в летний период. Таблица 4 Индексы сезонности сезонности на рынке яиц (2019-2021 гг.) Месяц Индивидуальные индексы цен i19 i20 i21 !средний Январь 1,25 1,24 1,37 1,28 Февраль 1,02 0,98 1,32 1,10 Март 1,10 0,99 1,37 1,15 Апрель 1,01 1,02 1,39 1,14 Май 1,03 1,09 1,34 1,15 Июнь 0,98 1,09 1,19 1,08 Июль 0,97 1,11 1,32 1,13 Август 1,01 1,12 1,24 1,12 Сентябрь 0,98 1,13 1,30 1,13 Октябрь 0,99 1,11 1,40 1,16 Ноябрь 1,05 1,10 1,40 1,18 Декабрь 1,01 1,22 1,41 1,21 Реализация по повышенным ценам перед пасхальными праздниками позволяет производителям создать определенный запас финансовой прочности и частично обеспечить безубыточность деятельность в летний период. Поэтому, традиционно, перед Пасхой, следует ожидать существенный рост цен на яйца, при этом рост может составлять до 40-60%. Рынок яиц перед Пасхой представляет собой рынок продавца, при этом покупатель выступает только в качестве ценополучателя. Перед Пасхой традиционно резко повышается спрос на белые яйца, с учетом этого факта, на птицефабриках осуществляется планирование производства и в течение всего года сохраняется стадо кур белых пород, у которых традиционно яйца не отличаются большим размером и поэтому, с точки зрения прибыльности производства, они не являются основными курами промышленного стада для птицефабрик. Заключение Применительно к рынку яиц можно сделать вывод о том, что не только цена влияет на величину спроса, но и спрос обуславливает уровень цен, птицеводческие организации гибко реагируют на внутригодовые колебания цен путем установления более высоких цен перед пиковыми уровнями спроса и снижения цен в летний период. Для адаптации птицеводческих организаций к колебаниям спроса при производстве яиц целесообразно использовать дифференциацию каналов сбыта, выход на новые локальные рынки, создание новых видов продуктов, основанных на переработке яиц, в том числе яичных порошков, яичного меланжа, освоение рынка спортивного питания, в том числе и в сегменте продуктов, содержащих белковый протеин.