Full text
Введение Государственное регулирование, являющееся совокупностью различного рода мер (законодательных, исполнительных, контрольных), которые осуществляет государство для решения определенных задач и достижения конкретных целей, охватывает два ключевых уровня: макроэкономический (регулирование экономики в целом) и микроэкономический (регулирование предпринимательской деятельности). [1] Важность государственного регулирования в условиях рынка объективно объясняется неспособностью последнего обеспечивать решение ряда вопросов, например, в области защиты частной собственности, безопасности государства (в частности экономической), социально-экономических проблем, формирования условий в целом экономического роста и др. Основной задачей государства в условиях рынка становится создание условий в стране для развития ее экономики, в частности предпринимательства и здоровой конкуренции как одного из важнейших его факторов. Значимость предпринимательства для страны обусловлена не только его экономической ролью, но и социальной, проявляющейся главным образом в обеспечении занятости, содействии росту платежеспособности и в целом уровня жизни населения (причем не только сотрудников, но и всего общества), а также содействии развитию социальных сфер (здравоохранения, культуры, образования, социального обеспечения). Методология и результаты исследования На развитие предпринимательства в разной степени в зависимости от ситуации оказывают негативное влияние множество факторов (рис. 1). Рис. 1. Факторы, оказывающие отрицательное воздействие на предпринимательскую деятельность (составлено автором на основании [2]) Кроме факторов, представленных на рис. 1, негативное влияние могут оказывать и форс-мажорные события (обстоятельства непреодолимой силы) в виду их непредсказуемости (к примеру, стихийные бедствия, эпидемии), затрудняющие исполнение обязательств сторонами предпринимательской деятельности по объективным причинам и приводящие, соответственно, к нарушениям хозяйственных связей, а также отражающиеся в целом на функционировании предпринимательских структур, их социально-экономической эффективности, причем не только на местном или региональном уровне, но и в национальных масштабах. Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности сводится к реализации государством определенных мер (правовых, финансовых, организационных и др.) с использованием различных инструментов и средств в целях ее стимулирования и обеспечения высокой эффективности (экономической и социальной) в условиях рынка. Определение целей и направлений государственного регулирования сферы предпринимательства базируется на принципах одновременно централизации и децентрализации управления, характерных в целом для государственного регулирования в рыночных условиях хозяйства, а также вытекающих из них его глобальных и конкретных целях. К первой группе целей государственного регулирования относятся: во-первых, формирование условий для стабильности развития экономики как основы, соответственно, успешного функционирования предпринимательства; во-вторых, правовое обеспечение работы рыночного хозяйства и частного предпринимательства; в-третьих, реализация контроля за соблюдением экономическими субъектами установленных правовых норм; в-четвертых, создание условий и возможностей для эффективного участия хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности в международных отношениях. [3] Реализация выделенных глобальных целей происходит путем их детализации до уровня более узких (конкретных) целей и задач, систематизируемых по множеству различных критериев и с учетом этого адаптируемых к микроэкономическому уровню государственного регулирования, которые представлены нами на рис. 2. Рис. 2. Цели и задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности (составлено автором на основании [4, 5]) Таким образом, рис. 2 отражает систему ключевых целей государственного регулирования предпринимательства и совокупность задач для их достижения, позволяющие выделить основные направления последнего (рис. 3). Рис. 3. Основные направления государственного регулирования предпринимательства (составлено автором на основании [6]) Помимо направлений государственное регулирование предпринимательской деятельности реализуется в разнообразных формах, под которыми в научной литературе понимают различные «меры экономического, правового и организационного воздействия» на экономические отношения, в частности в области предпринимательской деятельности [7, 8]. Основой всех форм является правовое регулирование, реализуемое посредством различных отраслей права (гражданского, конституционного, административного, трудового, уголовного и т. д.) [9, 10, 11]. На современном этапе наблюдается усиление государственного регулирования, в частности в направлении поддержки развития предпринимательства, расширение форм взаимодействия государства и бизнеса, изменения в инструментах и механизмах государственного регулирования. При этом объективность вмешательства государства в экономическое развитие страны определяется степенью эффективности используемых инструментов и реализуемых мер в области государственного регулирования, направленного на решение актуальных проблем. В повышенном внимании со стороны государства (в части поддержки) сфера предпринимательства нуждается, как правило, в наиболее неблагоприятные периоды, связанные с кризисами в экономике, рецессией. Также серьезный удар по предпринимательской деятельности наносят, как отмечалось выше, факторы форс-мажорного характера в силу их непредсказуемости. Таковым отчасти стала пандемия, вызванная распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), потребовавшая от государства введения режима повышенной готовности в 2020 году, повлекшего ряд ограничений для граждан и организаций [12], которые не могли не отразиться на развитии предпринимательства в стране, особенно его малого сектора, по своей природе наиболее уязвимого и чувствительного (по сравнению с крупными и средними субъектами) к барьерам в предпринимательской среде (бюрократическим, налоговым, конкурентным и пр.) [13, 14]. Так, по данным статистики, число субъектов малого предпринимательства (малых предприятий (включая микропредприятия) и фактически действующих индивидуальных предпринимателей) с 2013 года имеет отрицательную динамику (за исключением 2016-2017 годов), обусловленную изначально экономической рецессией (рис. 4). В 2016 году резкий скачок формально связан с изменением в июле 2015 года критериев разграничения категорий малых и средних предприятий. Рис. 4. Динамика количества субъектов малого предпринимательства (составлено автором на основании [15, 16, 17]) В 2020 году пандемия коронавирусной инфекции способствовала очередному сокращению субъектов малого предпринимательства, по данным Федеральной налоговой службы, в совокупности на 4 %. При этом следует отметить, что одной из задач государства является обеспечение национальной экономической безопасности, в свете решения которой в условиях рыночной экономики малый бизнес может стать одним из факторов ускорения ее роста [18], за счет воздействия на занятость, производительность труда, уровень цен на товары и услуги, налоговые поступления, что в итоге сказывается на жизненном уровне населения страны. Необходимость регулирования и поддержки малого предпринимательства обусловлена важностью данного сектора для социально-экономического развития страны, выражающаяся в частности в [19]: - стимулировании конкуренции, являющейся источником роста эффективности хозяйственной деятельности; - создании платформы для развития предприятий более крупного формата; - содействии внедрению новых технологий (создавая инновации, малые предприятия способствуют их распространению путем взаимодействия с крупным бизнесом, имеющим соответствующий уровень ресурсов, мощностей, капитала для организации массового производства и сбыта продукции); - высокой степени специализации и возможности аккумулирования средств на перспективных направлениях; - возможности обеспечения более низкой себестоимости товаров и услуг в сочетании с их более высоким качеством. Особую роль играет малое предпринимательство в развитии региональных и местных рынков, поскольку именно субъекты малого бизнеса способны в полной мере учитывать потребности этих рынков и оперативно приспосабливаться к изменяющимся условиям их функционирования (во многом за счет более простой системы управления). Кроме того, заполняя свободные ниши, не привлекательные и нерентабельные для крупных и средних предпринимательских структур, они обладают потенциалом для выравнивания диспропорций территориального экономического развития, обеспечивая потребности населения в различных товарах и услугах (вплоть до реализации индивидуального подхода), самозанятость, смягчая безработицу, осуществляя вклад в формирование бюджетов разных уровней, конкурентной среды, инфраструктуры и т.д. При всем этом необходимо учитывать, что малые предпринимательские структуры являются самостоятельной хозяйственной единицей, обладающей характерными для нее специфическими чертами, проявляющимися главным образом в особенностях системы управления, в частности в [20]: - ее высокой централизации и персонализации, ставящей предприятие в большую зависимость от качеств руководителя (профессиональных и личных); - концентрации руководителя на оперативном управлении и отсутствии в связи с этим, как правило, системы стратегического управления; - отсутствии должного внимания к информационному обеспечению предпринимательской деятельности; - общем недостатке собственных и заемных финансовых средств; - высокой степени зависимости от внешней среды организации (в том числе органов государственной власти, банковских и кредитных структур, крупных предприятий и др.). В связи с выше изложенным значение государственного регулирования и поддержки в развитии малого предпринимательства в современных условиях не теряет своей актуальности и играет важную роль. С теоретической точки зрения, основные цели и направления государственного регулирования в данной сфере представлены на рис. 5. Рис. 5. Цели и основные направления государственного регулирования малого предпринимательства (составлено автором на основании [21]) В мировой практике основой системы государственной поддержки сферы малого предпринимательства является соответствующее законодательство, а также правительственные организации, осуществляющие контроль за его соблюдением, представление и защиту интересов бизнес-структур. Среди распространенных форм государственной поддержки субъектов малого предпринимательства можно отметить, во-первых, разработку и утверждение соответствующих программ развития, как правило, носящих долгосрочный характер, во-вторых, включение указанных субъектов предпринимательской среды в качестве целевых объектов в общие социально-экономические программы государства. [22] В российской практике акцент делается на развитие сферы малого предпринимательства с позиций возможности использования его потенциала для совершенствования отраслевой структуры экономики страны, обеспечения ее инновационного и социального развития, в частности «стабильно высокого уровня занятости», что нашло отражение в ключевой цели стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ до 2030 года [23] и в национальном проекте [24]. Особенности государственного регулирования развития сферы малого предпринимательства в России в контексте основных целей и мер осуществляемой государством политики в данной области представлены нами на рис. 6. Рис. 6. Особенности нормативно-правового регулирования развития малого предпринимательства в России (составлено автором на основании [25]) Достижение обозначенных целей требует выработки мер с учетом особенностей развития конкретных территорий, а также отдельных отраслей. Следует отметить, что малое предпринимательство всегда сталкивалось с различного рода сложностями, препятствующими его развитию. Сегодня ситуация такова, что малый бизнес во множестве городов нашей страны остается недостаточно привлекателен, что объясняется несопоставимостью получаемой прибыли и вложений, необходимых в его создание и развитие (финансовых, материальных, умственных и пр.), а также возникающих проблем, связанных с развитием предприятия. В результате данных обстоятельств часто выгоднее оказывается стать наемным работником, а не предпринимателем. [26] Вместе с тем, отмечается несовершенство системы правового регулирования в отдельных сферах деятельности, наиболее остро сказывающихся на малых субъектах предпринимательской среды, функционирующих в данных отраслях. В этих условиях, например, при высокой налоговой нагрузке затрудняется развитие бизнеса (расширение рынка сбыта, увеличение прибыли и т.д.) и его переход из категории микро- в малый, средний и тем более крупный. Даже при выработке мер государственной поддержки, имеющих положительный результат, уровень доверия бизнеса к власти остается на низком уровне, что способствует расширению теневого сектора экономики. [27] Кроме того, отмечаются проблемы в области осуществления мер поддержки по развитию малого предпринимательства на региональном и местном уровне, связанные в частности с: коррупцией (при официальном сокращении числа проверок со стороны контролирующих органов страх перед поборами сохраняется); лоббированием интересов субъектов крупного предпринимательства через властные структуры; недостаточной обоснованностью целевых программ в субъектах Российской Федерации и в то же время отсутствием интереса к прямой поддержке, а также недостаточностью финансирования разработанных мер; в целом неэффективным применением механизмов и методов административного регулирования, региональной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик. [28, 29] Ко всему достижение обозначенных целей развития малого предпринимательства в России сегодня осложняется условиями пандемии коронавирусной инфекции, затронувшей 6,7 млн чел., из которых 5,3 млн чел. – в сфере малого и среднего предпринимательства [30]. Ввиду того, что фактор пандемии при разработке стратегии развития малого предпринимательства по понятным причинам не учитывался, перед государством встают задачи поиска способов государственной поддержки, которые позволили бы с учетом новой реальности достичь целевых индикаторов развития малого предпринимательства в России. Заключение Таким образом, тенденция сокращения численности субъектов малого предпринимательства в последние годы, усугубившаяся в условиях пандемии, и высокая социально-экономическая значимость данного сектора предпринимательской деятельности формируют объективную потребность в усилении его государственного регулирования и поддержки, но с учетом особенностей развития конкретных территорий, а также отдельных отраслей. Фактор пандемии ставит перед государством задачи поиска новых способов государственной поддержки, которые позволили бы с учетом новой реальности повысить уровень развития малого предпринимательства в России. Следует отметить, что, с позиции отраслевого баланса на современном этапе, есть объективная необходимость развития малого сектора в промышленных отраслях, поскольку «за годы рыночных преобразований в российской экономике малый бизнес так и не стал в ее реальном секторе заметным явлением» [31] и его активизация может стать одним из направлений обеспечения более высокого уровня экономической безопасности в стране в целом. Однако, на наш взгляд, в современных условиях не менее важным является государственное регулирование малого предпринимательства в сфере услуг, в частности в розничной торговле, имеющей высокое социальное значение, заключающееся главным образом в «обеспечении занятости, повышении качества и уровня комфорта среды для проживания» [32].