Full text
Введение Исследования различных аспектов инвестиционной политики в регионе, про-веденные авторами ранее, позволили сделать вывод о том, что инвестиционная по-литика является одним из ключевых элементов региональной экономики, который позволяет обеспечить стабильный экономический рост [1]. В данной работе авторы рассматривают инвестиционную политику в системе обеспечения экономической безопасности региона. К числу ключевых задач любого уровня (государственного, регионального и муниципального) относится достижение и «поддержание такого уровня экономической безопасности, который обеспечил бы внутреннюю стабиль-ность территории, активное участие ее в процессах развития экономики и одновре-менно гарантировал» ее безопасность. В рамках данной статьи необходимо рас-крыть следующий термин - «экономическая безопасность». Изучением данной области занимались такие ученые как: Л. И. Абалкин (под экономической безопасностью он подразумевает группу факторов, которые позво-ляют достигнуть самостоятельности и независимости национальной экономики) [2], В. К. Сенчагов (говорит о таком состоянии, при котором достигнуты интересы нации) [3], А. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов (определяли экономическую безопас-ность, «как способность экономики обеспечивать результативное удовлетворение потребностей общества как на государственном, так и на и международном уров-нях») [4], С. Ю. Глазьев [5], Е. А. Олейников [6] и др. Хоть и было проведено суще-ственное количество исследований в области безопасности экономики, на сего-дняшний момент данное направление не является полностью изученным ввиду то-го, что внутренние и внешние факторы очень динамичны. Термин имеет достаточно большое количество интерпретаций. Нельзя оставить без внимания определение, закреплённое законодательно, в Указе Президента РФ от 13.05.2017 №208 «О Стратегии экономической безопасно-сти Российской Федерации на период до 2030 года» [7]. Экономическая безопас-ность подразумевает состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором «обеспечены экономический суверенитет государ-ства, единство его экономического пространства», условия для реализации страте-гических национальных приоритетов России. Рассмотрим подход Е. Б. Дворядкиной, Я. П. Силина и Н. В. Новиковой [8] со-гласно которому национальная экономическая безопасность – это такое состояние экономики, которое обеспечивает гарантированную защиту интересов национального уровня, развитие государства в целом, наличие экономического и оборонного потен-циалов даже в случае протекания неблагоприятных внутренних и внешних процес-сов. Авторы делают акцент на то, что региональный аспект является важным при исследовании экономической безопасности. Это связано с тем, что изучение на гос-ударственном уровне не дает возможности составить полную характеристику ее со-стояния и рассмотреть динамику изменения. Важно и то, что уровень развития реги-онов Российской Федерации разный, поэтому выявить проблемы возможно только в том случае, если проводится анализ конкретной территории (региона). Ввиду этого, региональная «экономическая безопасность – это текущее состояние, факторы и условия, которые характеризуют стабильность и постепенное, устойчивое экономи-ческое развитие региона, гармонично интегрированного в экономику государства». А.Б. Чимитова, Е.А. Микульчинова [9], исследовали стабильное развитие ре-гиона и сформулировали собственное определение. Под экономической безопасно-стью они подразумевают обеспечение воспроизводства всех составляющих эконо-мики региона, а также стимулирование хозяйственной деятельности в рамках наци-ональной экономики. И.А. Кондаков и Т.В. Ускова [10] трактуют данный термин как группу условий и факторов, которые характеризуют устойчивость экономики, ее стабильное и поэтап-ное развитие, а также уровень самостоятельности и слияния с экономикой государ-ства, а также возможность органов власти региона реализовать механизмы и обес-печивать защиту интересов субъектов хозяйствования, поддерживать стабильность территории (социальную и экономическую). Анализ различных подходов позволяет выделить схожие черты при трактова-нии термина «экономическая безопасность», а именно - что обеспечение экономиче-ской безопасности выражает стабильность и устойчивость экономического развития, а также степень ее независимости, самостоятельности и противодействия от внеш-них и внутренних угроз. Обеспечить высокий уровень экономической безопасности возможно путем слаженных действий властей государственного и регионального уровней, путем по-вышения результативности управления, налаживания отношений между бюджетами и пр. Экономическая безопасность территории выражается в:  возможности проводить собственную социально-экономическую политику в рамках страны;  возможности проводить масштабные экономические мероприятия по срочным ситуациям, произошедшим в регионе, которые связаны с точечными экономическими бедствиями или ошибками в экономике федерального уровня;  способности легко принимать и переносить любые геополитические измене-ния;  возможности осуществлять поддержку (помощь) соседним территориям, где наблюдается нестабильная экономическая ситуация, которая в последствии может оказать негативное влияние на регион. Далее на рисунке 1 представим виды экономической безопасности. Рисунок 1 – Виды экономической безопасности [8] Сущность экономической безопасности находит свою реализацию в системе методов и показателей (оценивающих состояние экономической ситуации). К ним относятся [8, 11]:  оценка ключевых макроэкономических показателей, в т.ч. их сопоставление с пороговыми значениями (инфляция, безработица и др.);  метод экспертных оценок, который позволяет составить рейтинг территорий по уровню угроз;  анализ темпов роста экономики региона по ключевым макроэкономическим показателям и динамике их изменения;  применение экономических инструментов во время проведения оценки по-следствий угроз безопасности при помощи количественного определения убытков;  методы, базирующиеся на прикладной математике и др. Инвестиционная политика является важнейшим фактором обеспечения эко-номической безопасности территории, это обусловлено рядом причин, к которым от-носятся [12]:  существенная доля основных фондов в большей части сфер экономики изношены. Для их обновления требуется существенное вложение средств, которые являются ограниченными;  экономика как страны, так и региона придерживается инновационного пути развития, ориентируется на ускорение научно-технического прогресса. Любые инновации требуют существенных вложений, важно отметить и то, что в данном слу-чае риск существенно выше (венчурное инвестирование), что требует особого вни-мания при формировании и реализации инвестиционной политики;  экономика ориентирована на снижение ее зависимости от сырьевого сектора. Для того, чтобы произошли структурные экономические сдвиги, безусловно, требуется активизировать инвестиционную деятельность;  ориентирование органов власти на создание экологичной экономики. Речь идет об охране главных интересов региона, а именно: развитии ресурсного по-тенциала, сохранении экологии и пр. Развитие данного направлении невозможно без вложения реальных инвестиций;  необходимость осуществления поддержки экономической и социальной сфер в условиях нестабильности экономики. Речь идет о поддержке процессов, про-текающих в данных сферах, а также создании барьеров, препятствующих ряду угроз (повышение уровня безработицы, снижение качественного уровня жизни общества, снижения НИОКР, недостаточность квалифицированных кадров, снижение уровня конкурентоспособности региона и пр.), что требует дополнительно финансирования. Таким образом, региональная инвестиционная политика является важнейшей составляющей при формировании уровня экономической безопасности региона. Грамотное инвестирование позволяет существенно усилить позиции территории и снизить воздействие внутренних и внешних угроз. Однако, нужно учитывать то, что она формируется и реализуется под влиянием ряда факторов, которые будут рас-смотрены авторами далее. Факторы, влияющие на инвестиционную политику в системе обеспечения эко-номической безопасности региона Инвестиционная политика требует создания определенных условий для успешного проведения всех запланированных мероприятий и роста уровня экономи-ческой безопасности региона, но стоит учитывать то, что она зависит от большого количества внутренних и внешних факторов, которые могут как напрямую, так и кос-венно влиять на нее (влияние может быть как позитивным, так и негативным). Представим факторы (движущие силы), которые оказывают влияние на эко-номическую безопасность страны (региона в том числе) и формирование, реализа-цию инвестиционной политики. Их можно разделить на две группы – внутренние и внешние; объективные и субъективные. Группировку представим в таблице 1. Таблица 1 Факторы, оказывающие влияние на уровень экономической безопасности и формирование, реализацию инвестиционной политики в регионе [8, 13] Фактор Характеристика Факторы, оказывающие влияние на уровень экономической безопасности: Внешние факторы: Экономические - торгово-экономические - это группа факторов, которые обусловлены условиями взаимодействия в рамках торговых отношений (структура экс-порта и импорта; наличие барьеров, затрудняющих развитие внешнетор-гового сотрудничества; уровень зависимости территории от стратегически важной продукции); - валютно-финансовые – это граппа факторов, которые обусловлены сло-жившимися условиями взаимодействия хозяйств разных стран в рамках валютно-финансовых отношений (состояние международного финансово-го рынка; направления потоков финансовых средств и характер расчетных отношений; величина внешнего долга; золотовалютный запас страны; международные финансовые кризисы; уровень цен на стратегически важ-ные товары и пр.; - маркетинговые – это группа факторов, которые обусловлены сложивши-мися условиями продвижения товаров и услуг на мировой арене; наличие возможностей по расширению рынка сбыта отечественных товаров и услуг; уровень конкурентоспособности товаров на международном рынке и возможность их продвижения); - производственно-экономические (наличие зависимости от какой-либо страны или от целой группы стран в отраслях, которые являются страте-гически важными для экономики; уровень отставания в развитии передо-вых технологических укладов; уровень замещения импортных товаров первой необходимости; степень развития обмена научно-техническими разработками, товарами и пр.). Политические уровень развитости институтов национальной (региональной) безопасно-сти; уровень развитости соседних стран (регионов); наличие и уровень развития институтов, занимающихся формированием нормативно-правовой базы в области безопасности; международные (межрегиональ-ные) конфликты; выполнение или невыполнение международных (межре-гиональных) договоренностей в разных сферах и др. Социально-демографические В данную группу входят следующие факторы: развитие международной социальной сферы; направление миграционных потоков; утечка квалифи-цированных сотрудников и др. Внутренние факторы: Экономические Данная группа включает факторы, которые обуславливаются условиями ведения хозяйства в национальной экономике (структура хозяйства эко-номики страны; степень монополизации экономики; уровень конкуренто-способности экономики; уровень эффективности общественного произ-водства; уровень развития технологий в промышленности; инвестицион-ная деятельность). Организационные Данные факторы обуславливаются сложившимися в стране условиями управления хозяйством (эффективность управления хозяйством страны; развитость инфраструктуры; эффективность использования ресурсов; развитость системы выработки управленческих решений; развитие пер-спективных направлений (НТП) и др. Правовые Данная группа факторов характеризует качество сформированной норма-тивно-правовой базы; уровень коррупции в экономике и борьба с ней; де-ятельность контрольных органов, дисциплина и исполнительность в об-ласти права. Социальные Факторы, относящиеся к этой группе, характеризуются условиями соци-ального и социально-экономического развития национальной экономики (рост уровня жизни населения; снижение уровня дифференциации дохо-дов населения; борьба с теневой экономикой (сокрытием доходов, не-уплата налогов и пр.); наличие социальных конфликтов; борьба с терро-ризмом; оздоровление нации и пр.). Факторы, оказывающие влияние на формирование и реализацию инвестиционной политики в регионе: Объективные: Это условия, сложившиеся в рамках конкретной территории, которые либо невозможно изменить, либо очень затруднительно (природно-климатические условия, выход к морю, наличие сырьевых ресурсов, гео-графическое положение, демографическая ситуация, площади пахотных земель и пр.) Субъективные: Данная группа факторов связана непосредственной деятельностью чело-века. Так как влияние объективных факторов очень сложно изменить, то большая часть внимания уделяется именно субъективным факторам, в их числе: макроэкономические показатели; налогообложение; нормативно-правовые факторы; условия хозяйствования; информационная обеспе-ченность; рыночная среда; социально-культурные и социальные; полити-ческие; организационно-правовые; финансовые; задолженность по обяза-тельствам перед международными финансовыми и экономическими орга-низациями; непрозрачность и непредсказуемость территории для инве-сторов. Подробно раскроем факторы, оказывающие влияние на инвестиционную по-литику региона. Объективные характеризуются тем, что их изменение либо невоз-можно, либо для их изменения требуются значительные временные затраты и траты значительной части ресурсов (например, поиск и разработка сырьевых источников, улучшение демографии). Например, население всегда стремится в регионы с наиболее благоприятными климатическими условиями. Именно поэтому в европей-ской части (25% от всей территории Российской Федерации) проживает около 75% всего населения. Как следствие, данные территории наиболее привлекательны для инвесторов ввиду того, что есть те, кто в будущем сможет потреблять товары или услуги, в которые они вкладывают деньги (соответственно, органам власти потребу-ется затратить гораздо меньше ресурсов для привлечения средств). Или же можно привести в пример территории, которые обладают источниками сырья. При форми-ровании инвестиционной политики органы власти не могут игнорировать данную особенность региона и, безусловно, используют такую специфику с целью привлече-ния инвестиций. Подробнее раскроем демографические факторы. К ним можно отнести: чис-ленность и плотность населения региона; возрастная структура населения; миграци-онный приток и отток населения в регионе; религиозная и этническая структура населения. Данные факторы позволяют оценить человеческий потенциал развития территории: уровень активности населения, наличие квалифицированных трудовых ресурсов и пр. Наиболее привлекательна та территория, где сконцентрировано большое количество платежеспособного населения и есть долгосрочная перспекти-ва его прироста и наоборот. Так, при формировании и реализации инвестиционной политики нельзя игнорировать данный фактор. Так как от возраста, религии, поло-возрастной структуры и пр. зависит то, какие объекты будут пользоваться спросом и популярностью у населения, а какие нет (например, если мы наблюдаем повышение уровня рождаемости в регионе, то вполне логично, что потребуется строительство новых детских садов, школ, для которых потребуется привлечение инвестиций). Вторая группа факторов – субъективные. Они имеют тесную связь с деятель-ностью людей, к их числу относятся:  макроэкономические показатели. Любой инвестор, вкладывая свои средства в конкретную территорию, учитывает уровень ее социального и экономического разви-тия, поэтому органы власти в качестве одного из направлений инвестиционной по-литики могут выделить повышения уровня ключевых показателей;  налогообложение (уровень налогового бремени и качество налоговой систе-мы). Учет и проработанность данного фактора играет большую роль ввиду того, что любой инвестор/предприниматель, в первую очередь, преследует свою главную цель – получение прибыли. Соответственно, в формировании инвестиционной поли-тики органы власти могут использовать это для создания более благоприятных и привлекательных условий (льготные ставки налогообложения для инвесторов и пр.);  нормативно-правовые факторы. Чем понятней, прозрачней, с точки зрения за-конодательства (в том числе регионального), условия ведения инвестиционной дея-тельности, тем более привлекательная данная территория для инвесторов;  условия хозяйствования (уровень концентрации отраслей материального про-изводства, экологическая безопасность, объемы незавершённого строительства, развитие строительной индустрии, уровень изношенности основных фондов);  информационная обеспеченность. Наличие большого количества информации, ее достоверность и в целом информационная открытость региона всегда располага-ет к себе инвесторов, поэтому крайне важно использовать это при реализации инве-стиционной политики. Более того, это возможность информировать о планах регио-нальных органов власти и заинтересовать тех, кто не знал, но потенциально может вложиться в территорию;  рыночная среда (рыночная инфраструктура, развитость конкуренции, емкость регионально рынка, объем экспортной продукции, наличие иностранного капитала). Количество конкурентов, развитость и состояние инфраструктуры и пр. играют огромную роль в успешности привлечения инвесторов. Связано это с тем, что, например, развитая дорожная инфраструктура может существенно сократить из-держки инвестора и наоборот, высокий уровень износа дорожных покрытий могут повлечь за собой дополнительные затраты;  социально-культурные и социальные факторы (общий уровень культурного развития в регионе; моральные ценности и культурная среда; уровень образованно-сти населения; половозрастная структура населения, уровень жизни населения; уровень развитости здравоохранения и жилищно-бытовых условий, величина реаль-ной заработной платы, отношение общества к иностранным и отечественным пред-принимателям, миграция и пр. Данная группа факторов позволяет отразить стрем-ление населения приобретать товары и услуги, которые отвечают определенным вкусам, моде, стилю и образу жизни, нравственным и этическим нормам, религии и пр.);  политические факторы (уровень доверия общества к власти, взаимоотноше-ния Федерального центра и властей остальных уровней, социальная стабильность и пр.);  организационно-правовые факторы (соблюдение законодательства властными структурами, отношение органов власти к иностранным инвесторам, скорость и опе-ративность при принятии решений и пр.);  финансовые факторы;  задолженность по обязательствам перед международными финансовыми и экономическими организациями. Этот фактор включает в себя девять составляю-щих: перспективы экономики, политический риск, уровень внешней задолженности, место в кредитном рейтинге, доступ на рынки капиталов, доступность форфейтинго-вых услуг, доступность банковских ресурсов, доступность краткосрочных финансо-вых средств, долг из-за дефолта или реструктуризации долга;  непрозрачность и непредсказуемость территории для инвесторов. Анализируя факторы и угрозы нельзя оставить без внимания то, что в отно-шении Российской Федерации был введен внушительный перечень санкций, что, безусловно, влияет на инвестиционную политику как страны, так и региона. Так, в современных условиях экономика страны и региона может быть охарактеризована как нестационарная и постстагнационная, т.е. наблюдается резкое и плохо прогно-зируемое изменение ряда макроэкономических показателей региона. Ввиду этого вопросы экономической безопасности и дальнейшего формирования грамотной ин-вестиционной политики являются особенно острыми и требуют особого внимания, т.к. введенные санкции гарантированно окажут отрицательное влияние на развитие региона. Одним из основных факторов, оказывающих влияние на формирование и ре-ализацию инвестиционной политики, является инвестиционный климат, о котором авторы писали ранее [1]. Стоит отметить, что при учете всех факторов, которые упоминались ранее, его можно корректировать при помощи специальных мер под-держки, оказываемых органами власти (субсидий, защиты инвесторов через гаран-тии, налоговых льгот, инфраструктуры, законодательной базы и пр.), что поспособ-ствует достижению поставленных целей и задач, повышению эффективности и ре-зультативности проводимой инвестиционной политики в системе экономической безопасности региона. Угрозы, влияющие на инвестиционную политику в системе обеспечения экономической безопасности региона Отдельно проведем анализ угроз, влияющих на уровень экономической без-опасности. Угроза представляет собой группу условий и факторов, которые тормозят достижение региональных интересов, помимо этого, они могут подвергать опасности региональные ценности и образ жизни территории. Исчерпывающий перечень угроз и вызовов экономической безопасности закреплен в ранее упомянутом Указе Прези-дента Российской Федерации № 208 (всего 25 вызовов и угроз) [7]. К их числу отно-сятся следующие:  колебания конъюнктуры мирового товарного и финансового рынков;  изменение уровня международного спроса и потребления энергоресур-сов, ориентированность на развитие энергосберегающих технологий и «зеленую экономику», снижение материалоемкости;  деятельность международных торгово-экономических организаций в сфере регулирования финансово-инвестиционных и торгово-экономических отноше-ний, созданных без участия России;  исчерпание экспортно-сырьевой модели экономики, снижение значимо-сти традиционных факторов обеспечения развития экономики, связанных с научно-технологическими изменениями;  недостаточный объем инвестиционных вложений в реальный сектор экономики, который обуславливается неблагоприятным инвестиционным климатом, высоким уровнем издержек субъектов предпринимательской деятельности, высоки-ми административными барьерами;  слабый уровень инновационной активности, отставание в области раз-работки и внедрения технологий, недостаточная квалификация российских специа-листов;  ограниченность масштабов экспорта несырьевой продукции страны, ко-торая связана с низким уровнем ее конкурентоспособности, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой, а также недостаточной вовлеченностью в мировые це-почки создания добавленной стоимости;  низкие темпы роста экономики, которые обуславливаются внутренними причинами, в т.ч. ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, недостаточным развитием инфраструктуры (энергетической и транспортной);  неравномерно развитая территория России, усиление дифференциации регионов и муниципалитетов по уровню и темпам социально-экономического разви-тия;  ужесточение требований в сфере экологии, увеличение затрат на обес-печение экологических стандартов производства и потребления;  и др. Методология и результаты исследования В рамках данного параграфа нельзя оставить без внимания оценку уровня экономической безопасности. Ранее в работе был рассмотрен перечень методов и показателей (сущность экономической безопасности), которые позволяю оценить ее уровень в регионе. Представим алгоритм оценки критериев уровня экономической безопасности. Она предполагает рассмотрение и учет следующих параметров, представленных в таблице 2. Таблица 2 Этапы оценки критериев уровня экономической безопасности в регионе и их взаимосвязь с реализуемой инвестиционной политикой Параметр Характеристика Связь с инвестиционной полити-кой региона Ресурсный потен-циал региона и перспектива его процветания То, на сколько рационально исполь-зуются ресурсы. Определение объ-ема их вывоза, при котором может быть причинен вред экономике. Контроль органов власти над запа-сами данных ресурсов, которые стратегически важны. Наличие ресурсов на территории региона – это существенное пре-имущество, т.к. лица, заинтересо-ванные в инвестировании, могут ощутимо сократить свои издержки (транспортные, трудовые и пр.). Умение экономики функционировать в формате расши-ренного воспроиз-водства Развитие производства, которые имеют ключевую роль как в мирное время, так и во время обострения Если на территории региона изна-чально есть условия для успеш-ного развития какой-либо отрасли и отраслей, то при грамотной ин-вестиционной политики возможно создание необходимой инфра-структуры, подготовить трудовые кадры, наладить международное сотрудничество и пр. Иными сло-вами, если органы власти созда-ют благоприятный климат, то, безусловно, это поспособствует привлечению дополнительных инвестиций. Развитость научно-го и технического потенциала региона Перспектива развития главных научных школ и институтов, кото-рые могут сделать регион незави-симым в ключевых, стратегически значимых направлениях научно-технического прогресса Развитие научного потенциала, разработка новых технологий поз-воляют, во-первых, сделать про-дукцию, производимую в рамках территории, более конкурентоспо-собной, в т.ч на мировом рынке. Во-вторых, как правило, удешев-ляется процесс производства, что, безусловно, привлекательно для инвесторов. Стабильность фи-нансовой системы Уделяется внимание устойчиво-стью цен, финансовыми потоками (их направление), состояние регио-нального бюджета, уровень без-опасности вкладчиков и пр. Любой инвестор, вкладывая соб-ственные средства, так или иначе стремится минимизировать риски, чем проще спрогнозировать ры-ночный спрос, цены и пр., тем привлекательней территория для инвестирования. Равновесность внешней экономи-ческой политики Подразумевает удовлетворение запросов внутреннего рынка и под-держку отечественных производи-телей, т.е. баланс структуры тор-говли (внешней), который гаранти-рует доступ отечественных товаров на внешний рынок, а также поддер-жание максимально возможного уровня импортной продукции, ис-ключающего зависимость экономи-ки Как было отмечено ранее, разви-тие технологий (инвестирование в них), наличие ресурсной базы, развитая инфраструктура и пр. позволяют продукции обладать рядом преимуществ и пользо-ваться спросом как в рамках стра-ны, так и в мире в целом. Уровень и качество жизни общества К данному критерию также можно отнести уровень дифференциации, уровень бедности, уровень безра-ботицы и пр. Это один из важнейших этапов, т.к. население – это, в первую очередь, потребитель товара. Ес-ли есть спрос – территория при-влекательная для инвестора и, соответственно, идет развитие. При этом важно акцентировать внимание, что население должно быть платежеспособным, т.е. необходимо проработать вопрос занятости и создания рабочих мест (данную проблему решает бизнес, поддержка которого осу-ществляется в т.ч. в рамках инве-стиционной политики). Существование экономико-правовых условий Они позволяют снизить или исклю-чить факт криминализации всех сфер экономической деятельности и общества в целом Чем прозрачней, понятней усло-вия инвестирования, ведения предпринимательской деятельно-сти, тем территория привлека-тельней для инвестирования. Составлено авторами с учетом [8] Таблица наглядно демонстрирует взаимосвязь реализуемой инвестиционной политики и уровня экономической безопасности региона. Она оказывает прямое влияние на стабильность финансовой системы, развитость научного и технического потенциала региона, умение экономики функционировать в формате расширенного воспроизводства, уровень и качество жизни общества и др. Обобщая, можно сказать, что в данный момент существует большое количе-ство факторов и угроз, которые оказывают прямое влияние на уровень экономиче-ской безопасности как страны, так и региона. Также анализ факторов и угроз, за-крепленных на законодательном уровне, показал, что большое внимание уделено инвестиционной политике, инвестиционному климату, недостаточно развитой ин-фраструктуре, инновациям и новым технологиям (которые требуют вложения средств). Также внимание уделяется развитию бизнеса (учитывая то, что более по-ловины инвестиций – частные, необходимо особое внимание в рамках формирова-ния и реализации инвестиционной политики уделять предпринимательству), который играет важнейшую роль в развитии региона, его инфраструктуры, созданию новых рабочих мест, росту уровня жизни населения и пр. Все это позволяет сделать вы-вод, что инвестиционная политика оказывает прямое влияние на уровень экономи-ческой безопасности территории и является значимым элементом экономики регио-на, важнейшей частью его системы экономической безопасности. Заключение Таким образом, согласно проведённым исследованиям можно утверждать, что существует большое количество подходов к определению термина «экономическая безопасность». Анализ различных подходов позволил выделить схожие черты при трактовании термина, а именно то,что обеспечение экономической безопасности вы-ражает стабильность и устойчивость экономического развития, а также степень ее независимости, самостоятельности и противодействия от внешних и внутренних угроз. Инвестиционная политика в системе обеспечения экономической безопасно-сти региона формируется и реализуется под влиянием ряда факторов, которые де-лятся на две большие группы: субъективные и объективные; внутренние и внешние. Степень учета и обоснованности всех факторов и угроз позволяют сформиро-вать критерии и показатели оценки эффективности проводимой инвестиционной по-литики в системе обеспечения экономической безопасности региона. Для каждого региона методика будет своя, т.к. необходимо учитывать специфику конкретной тер-ритории (соответственно, показатели также будут использоваться разные ввиду особенности каждой отдельно взятой территории, реализуемой инвестиционной по-литики и ее целей).