Full text
Введение Формирование стратегии устойчивого развития Евросоюза осуществлялось под влиянием глобальной концепции устойчивости. Первоначально в Евросоюзе действовала экологическая политика и только в 2001 году была утверждена концепция устойчивого развития. В настоящее время в Евросоюзе действует стратегия «К более устойчивой Европе к 2030 году» в рамках достижения целей устойчивого развития (далее – ЦУР) [1]. 17 целей были ранее закреплены в Резолюции «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (Повестка 2030) [2], принятой Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года [3]: – ЦУР 1. Ликвидация нищеты; – ЦУР 2. Ликвидация голода; – ЦУР 3. Хорошее здоровье и благополучие; – ЦУР 4. Качественное образования; – ЦУР 5. Гендерное равенство; – ЦУР 6. Чистая вода и санитария; – ЦУР 7. Недорогостоящая и чистая энергия; – ЦУР 8. Достойная работа и экономический рост; – ЦУР 9. Индустриализация, инновации и инфраструктура; – ЦУР 10. Уменьшение неравенства; – ЦУР 11. Устойчивые города и населенные пункты; – ЦУР 12. Ответственное потребление и производство; – ЦУР 13. Борьба с изменением климата; – ЦУР 14. Сохранение морских экосистем; – ЦУР 15. Сохранение экосистем суши; – ЦУР 16. Мир, правосудие и эффективные институты; – ЦУР 17. Партнерство в интересах устойчивого развития [4]. Несмотря на общие ЦУР, страны-участницы Евросоюза имеют свои стратегии и Национальные планы действий. Правительство Германии подтверждает свою приверженность идеям устойчивого развития на различных международных конференциях и сессиях Генеральных Ассамблей. Страна предоставляет доклады об уровне выполнения ЦУР и продолжает работу в данном направлении. Методология и результаты исследования Национальная стратегия устойчивого развития разрабатывается в Германии с 2002 года. В настоящее время в Германии действует Стратегия устойчивого развития (далее – Стратегия), которая была разработана Федеральным правительством и опубликована 10 марта 2021 года [5]. Обновлением содержания Стратегии занимается Комитет статс–секретарей по вопросам устойчивого развития Германии, который также осуществляет контроль за ее реализацией [6]. В новой Стратегии появились 2 новые сферы: Состояние здоровья населения в мире и Культурное наследие; при этом исчезла сфера Леса. Также появились новые индикаторы 3.3, 5.1.c, 5.1.d и 11.4. Индикатор 6.2 был разделен на несколько индикаторов 6.2.a и 6.2.b; индикатор 9.1 – на 9.1.a и 9.1.b; индикатор 12.1.b – на 12.1.ba, 12.1.bb, 12.1.bc; индикатор 15.3 – на 15.3.a и 15.3.b. Общее количество сфер составило 39, индикаторов – 75 [7]. В обновленной редакции Стратегии отмечается стремление Федерального правительства ускорить движение на пути к достижению большей устойчивости как в Германии, так и в рамках международного сотрудничества. Это стремление реализуется в рамках Десятилетия действий [8], которое было провозглашено на саммите ООН в 2019 году в связи с тем, что есть риск не выполнить ЦУР к 2030 году. Помимо Федерального правительства, большинство федеральных земель имеют свои собственные стратегии устойчивого развития. Правительства некоторых земель уже согласовали их с глобальными целями устойчивого развития Повестки 2030; в других федеральных землях предпринимаются усилия по адаптации или разработке стратегии устойчивого развития для конкретной страны. По состоянию на 2020 год стратегии или индикаторного отчета нет только у Бремена и Мекленбурга-Передной Померании [9]. Важно подчеркнуть, что для реализации ЦУР Германия разрабатывает Национальные планы действий, в которых прописаны задачи в одной или нескольких ЦУР. Например, Национальный план действий «Экономика и права человека» (NAP) включает в себя задачи в ЦУР 8 и ЦУР 16 [10]. Этот план впервые обязал германские фирмы нести ответственность за нарушение прав человека. Цель этого плана – «Made in Germany», марка, обозначающие отдельные продукты, которые были произведены с соблюдением всех экологических правил. В Стратегии определены 6 сфер преобразований, которые имеют основополагающее значение для реализации Повестки 2030 [11]. Эти Сферы связывают между собой все цели, кроме ЦУР 16 и ЦУР 17. Приоритетными целями являются ЦУР 2, 5, 6, 12, 13 и 14 [12]. Большинство целей ориентировано на решение экологических проблем. Наиболее проблемными являются ЦУР 12 и ЦУР 13. Наиболее существенные проблемы остаются в следующих индикаторах: электронные отходы, выбросы CO2 в импортируемых товарах и услугах, выбросы реактивного азота в импортируемых товарах и услугах, выбросы CO2 при сжигании ископаемого топлива и производстве цемента и выбросы CO2 в импортируемых товарах и услугах [13]. Германией в рамках каждой из 17 ЦУР была сформулирована как минимум одна национальная цель, актуальная для страны. Каждой из этих целей соответствуют адаптированные для Германии задачи, а им – по одному индикатору, которые позволят оценить прогресс выполнения [14]. Например, задаче 15.5 в Повестке 2030 («Незамедлительно принять значимые меры по сдерживанию деградации природных сред обитания, остановить утрату биологического разнообразия и к 2020 году обеспечить сохранение и предотвращение исчезновения видов, находящихся под угрозой вымирания») соответствует индикатор 15.5.1 («Индекс Красного списка»). В немецкой стратегии это соответствует индикатору 15.1 «Разнообразие видов и качество ландшафтов». В 2016 и 2021 годах Германия принимала участие в Добровольных национальных обзорах, которые направлены на оценку прогресса достижения ЦУР, а также на содействие обмену опытом между странами, включая успехи, проблемы и извлеченные уроки, с целью ускорения реализации Повестки 2030 [15]. Для оценки достижения ЦУР в Германии используется система национальных индикаторов. Оценка ключевых индикаторов на основании данных Стратегий изменялась за период с 2016 по 2021 годы. Данные показывают, что за 2016 год по 21 индикатору цель будет достигнута или почти постигнута; по шести индикаторам наблюдается прогресс, однако отклонение от цели в пределах 5–20% сохра¬нится; по 20 индикаторам наблюдается прогресс, однако отклонение от запланированных параметров составит более 20%; по девяти индикаторам наблюдается регресс и по семи – нет данных [16]. В 2018 году наблюдалась тенденция улучшения достижения ЦУР. По 24 индикаторам цель будет достигнута или почти постигнута; по восьми индикаторам наблюдается прогресс, однако отклонение от цели в пределах 5–20% сохра¬нится; по 20 индикаторам наблюдается прогресс, однако отклонение от запланированных параметров составит более 20%; по восьми индикаторам наблюдается регресс и по шести – нет данных [17]. В 2021 году цель будет достигнута или почти достигнута уже по 30 индикаторам, которые охватывают экономический и социальный аспекты устойчивого развития и относятся к ЦУР 3, 8, 11, 17. Количество индикаторов, по которым наблюдается прогресс, однако отклонение от целей сохранится в пределах 5–20%, составляет 11. В 18 индикаторах прогресс заторможен более чем на 20%. Количество индикаторов, по которым наблюдается регресс – семь, данные индикаторы относятся к ЦУР 2, 3, 4, 10, 11, 12. Оценка девяти индикаторов невозможна, поскольку данные по ним не представлены [18]. Изменение состояния 23 национальных индикаторов в 2021 году по сравнению с 2016 годом представлено в таблице 1. Таблица 1 Изменение состояния индикаторов в 2021 году по сравнению с 2016 годом № ЦУР Улучшение Ухудшение 2 – 2.1.a (Избыток азота в сельском хозяйстве) 3 3.2.a (Выбросы загрязняющих воздух веществ) 3.1.b (Преждевременная смертность (среди мужчин)) 4 – 4.1.a (Лица без законченного школьного образования) 6 6.1.b (Нитрат в грунтовых водах) – 8 8.2.c (Долговая нагрузка) 8.3 (Соотношение валовых капитальных инвестиций и ВВП) 8.2.b (Структурный дефицит) 10 10.2 (Коэффициент Джини по доходам после социальных трансфертов) 10.1 (Дети–иностранцы с законченным школьным образованием) 11 11.1.c (Плотность застройки) 11.3 (Чрезмерное бремя вследствие расходов на оплату жилья) 11.1.b (Сокращение свободного пространства) 12 12.1.ba (Глобальное воз¬действие частно¬го потребления на окружающую среду (использование сы¬рья)) 12.1.bb (Глобальное воз¬действие частно¬го потребления на окружающую среду (потребление энергии)) – 13 13.1.b (Международное финансирование программ по защите климата с целью сокращения выбро¬сов парниковых га¬зов и адаптации к последствиям изме¬нения климата) – 15 15.1 (Разнообразие видов и качество ландшафтов) 15.3.a (Сохранение и/или восстановление ле¬сов в развивающихся странах в рамках кон¬цепции СВОД+) 15.3.b (Осуществляемые Германией на осно¬ве двусторонних со¬глашений о помощи в развитии общие расходы с целью реа-лизации Конвенции ООН по борьбе с опу-стыниванием) – 16 16.1 (Уголовно наказуемые деяния) 16.3.a (Индекс восприятия коррупции в Германии) 16.3.b (Индекс восприятия коррупции в странах-партнерах Германии по сотрудничеству в целях развития) 17 17.3 (Объемы импорта из наименее развитых стран) – Тем не менее большинство индикаторов находится в состоянии стагнации. По 17 индикаторам либо цель достигнута, либо наблюдается прогресс в достижении цели, однако отклонение от цели в пределах 5–20% сохра¬нится, а по 19 – наблюдается прогресс в достижении цели, одна¬ко отклонение от запланированных параме¬тров составит более 20%, либо наблюдается регресс. К последней группе относятся четыре индикатора (3.1.f, 11.2.a, 11.2.b, 12.1.bc), которые также включены в список «Индикаторы с отклонением от курса». В десяти индикаторах недостаточно данных для анализа, поскольку они являются новыми. По шести индикаторам данных нет [19]. Сводная информация по полноте предоставления Германией информации по реализации ЦУР ООН за период с 2016 по 2020 год приведена в таблице 2. Таблица 2 Полнота предоставления информации по реализации ЦУР ООН за период с 2016 по 2020 год № ЦУР Полная информация Неполная информация Нет информации В обработке Неприменим Итого 1 7 2 4 – – 13 2 4 7 3 – – 14 3 16 8 4 – – 28 4 4 4 3 1 – 12 5 4 6 3 1 – 14 6 3 6 1 1 – 11 7 3 1 – – 2 6 8 8 7 1 – – 16 9 3 8 1 – – 12 10 4 5 2 2 1 14 11 9 3 2 – – 14 12 3 6 – 3 1 13 13 5 1 1 – 1 8 14 1 4 1 3 1 10 15 7 6 1 – – 14 16 9 9 5 – 1 24 17 10 7 3 1 3 24 Итого 100 90 35 12 10 247 При подсчете всех индикаторов в каждой ЦУР их общее количество составляет 247. Однако несколько индикаторов являются повторяющимися . При исключении повторяющихся индикаторов их общее число составляет 231 . За период с 2016 по 2020 год Германия предоставила полную информацию по 100 индикаторам, из которых пять повторяются. Наиболее полная информация в процентном соотношении от общего числа индикаторов предоставлена по ЦУР 11 (9 из 14 индикаторов). По ЦУР 1, 3, 7, 8, 13, 15 предоставлена полная информация по половине или более половины индикаторов. Неполная информация предоставлена по 90 индикаторам, из которых шесть повторяются. Целью, по индикаторам которой предоставлено больше всего неполной информации в процентном соотношении от общего числа индикаторов, является ЦУР 9 (8 из 12 индикаторов). За исследуемый промежуток времени нет информации по 35 индикаторам, из которых два повторяются. Большего всего нет информации в процентном соотношении от общего числа индикаторов по индикаторам ЦУР 1 (4 из 13 индикаторов). При этом есть Цели, по всем индикаторам которых предоставлен определенный объем информации, а если информации нет, то либо она находится в обработке, либо индикаторы не подходят Германии. К таким Целям относятся ЦУР 7 и ЦУР 12. Информация по 12 индикаторам в настоящее время находится в обработке, то есть один или несколько возможных источников данных уже определены, и соответствующие ряды данных в настоящее время готовятся для размещения на сайте Федерального статистического управления Германии. Из всего числа индикаторов неприменимы для Германии десять индикаторов, из которых два повторяются . Данные индикаторы являются неподходящими, поскольку они либо являются глобальными индикаторами, предоставление национальных данных по которым не имеет смысла, либо относятся к определенной группе стран, к которой Германия не принадлежит. В целом по 179 индикаторам предоставлена какая-либо информация за исследуемый период, то есть Германия предоставляет информацию по более 75% индикаторам ООН. По менее чем одной пятой части индикаторов информации нет. Информация по еще 12 индикаторам в настоящее время находится в обработке. Когда она будет опубликована, общий процент индикаторов, по которым предоставлена какая-либо информация, составит более 80%. Это довольно высокий показатель для Германии. Полнота предоставления Германией информации по реализации национальных ЦУР в период с 2016 по 2020 гг. приведена в Приложении 3. Сводная информация по полноте предоставления информации представлена в таблице 3. Таблица 3 Полнота предоставления информации по реализации национальных ЦУР за период с 2016 по 2020 год № ЦУР Полная информация Неполная информация Нет информации Итого 1 – 2 – 2 2 1 2 – 3 3 1 8 – 9 4 2 2 – 4 5 2 3 – 5 6 - 4 – 4 7 3 1 – 4 8 6 3 – 9 9 – 2 – 2 10 – 2 – 2 11 1 7 – 8 12 1 6 – 7 13 2 – – 2 14 – 3 – 3 15 – 3 1 4 16 3 1 – 4 17 2 1 – 3 Итого 24 50 1 75 За период с 2016 по 2020 гг. была предоставлена полная информация по 24 индикаторам. Неполная информация предоставлена по 50 индикаторам, причем в большинстве из них нет информации только за один, как правило, последний год. Только по одну индикатору 15.2 нет информации за исследуемый промежуток времени. Из всех целей только по ЦУР 13 предоставлена полная информация по всем индикаторам. Однако стоит учитывать, что в этой цели только два индикатора, тогда как в некоторых целях их количество может достигать девяти. Неполная информация по всем индикаторам предоставлена по ЦУР 1, 6, 9, 10, 14, 15. Стоит отметить, что ЦУР 1, 9, 10 входят в сферу преобразований «Благополучие и потенци¬ал человека, социальная справедливость», а 6, 14, 15 – в сферу преобразований «Незагрязненная вредными веществами окружающая среда», которые являются важными для реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Это говорит о том, что Германии следует эффективнее отслеживать реализацию этих ЦУР и более оперативно предоставлять по ним информацию. Заключение Германия является высокоразвитой страной Европы и значимым участником международных отношений, ее опыт в реализации стратегии устойчивого развития и достижении целей устойчивого развития может быть полезен как странам Европейского союза, так и иным государствам. Реализация политики устойчивого развития в Германии осуществляется достаточно эффективно. Германия имеет развитую систему нормативно-правовых актов по устойчивому развитию, которая включает стратегии Федерального правительства и большинства федеральных земель, Национальные планы действий. В Стратегии устойчивого развития Германии определены сферы развития и индикаторы в соответствии с ЦУР ООН. По сравнению с предыдущими стратегиями в современной версии Стратегии устойчивого развития Германии еще больший упор делается на достижение экологических индикаторов и на ускорение движения на пути к устойчивости. Тем не менее остаются существенные проблемы в достижении ЦУР 12 и ЦУР 13. Анализ данных Стратегий устойчивого развития Германии за период с 2016 по 2021 год показал положительную тенденцию по достижению ЦУР. Лучшие результаты достигнуты Германией в ЦУР 7, 8, 9, 16, 17. В рамках Стратегии преобладающую долю имеют экономические индикаторы, что свидетельствует о том, что усилия властей направлены на финансирование и реализацию концепции «зеленой» экономики в стране. Германия предоставляет достаточно полную и объемную информацию по глобальным и национальным индикаторам для оценки достижения ЦУР. На основе предоставляемых показателей возможно провести комплексный анализ реализации ЦУР в Германии и спрогнозировать их дальнейшее изменение. Тем не менее актуальных данных по экологическим индикаторам недостаточно. Германия принимает участие в Добровольных национальных обзорах, в которых дается оценка прогресса достижения ЦУР. Это позволяет сравнить степень эффективности реализации ЦУР с другими странами и выявить общие тенденции развития. Мониторинг прогресса достижения Германией ЦУР к 2030 году показал, что могут возникнуть проблемы в достижении ЦУР 2, 6, 13, 14, в частности, из-за антироссийских санкций, введенных Евросоюзом, которые ударят по топливно-энергетической отрасли, продовольственной системе и экологии страны.